Литературе нужны как талантливые. Ошибки первого прочтения. При однородных членах повторяются союзы ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или

Как стать хорошим ЧИТАТЕЛЕМ

Книжная выставка-совет подросткам

«Литературе так же нужны талантливые читатели,

как и талантливые писатели».

Самуил Яковлевич Маршак

Книга — одно из величайших чудес света, удивительное изобретение человечест-ва.

Оказывается, чтению тоже надо учиться, тог-да оно — и радость, и польза.

  1. Соверши путешествие в историю книги .

Нельзя стать хорошим читателем без знания истории книги . Изучай ее .

Это страна древняя и одновременно моло-дая. Юные читатели смогут узнать об истори-ческой роли книги от древности до наших дней, о ее значении в формировании духовной культу-ры человека, получить представление о великих книгах древности и знаменитых книжниках, по-бывать в разных странах и эпохах, играющих важную роль в судьбе книги. И обязательно «познакомиться» с библиотеками прошлого и современными храмами мудрости.

Литература:

1. Е. Л. Немировский. Путешествие к истокам русского книгопечатания: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1991. - 224 с.: ил.

2. А. Г. Глухов. …Звучат лишь письмена: Судьбы древних библиотек. - М.: Книга, 1981.- 208 с., ил.

3. Голубева О. Д. В мире книжных сокровищ. - Л.: Лениздат, 1988. -272 с.

4. Е. Осетров. Сказ о Друкаре Иване и его книгах: Для младшего школьного возраста. - М.: Малыш, 1983. - 95 с.: ил.

5. И. Павлов. Про твою книгу. - Л.: Детская литература, 1991. - 113 с.: ил. -(Знай и умей)

6. Электронная презентация «Твой нескучный книжный сад». /Библиотека МОУ СОШ № 3, г. Шумерля, 2010.

2. Учись культуре чтения . Культура чтения это

  • умение самостоятельно работать с кни-гой;
  • знание приемов рационального чтения;
  • бережное отношение к книге;
  • умение сосредоточиться на том, что чи-таешь;
  • способность быстро находить нужные книги в библиотеке и т.д.
  • Способность одновременно: понимаеть, представляеть, переживаеть прочитанное.

Овладевай всем этим.

Книга учит, лечит душу, воспитывает вкус, формирует взгляды... Читательский талант это не просто природный дар, а ре- зультат упорного труда.

  • Как же научиться наслаждаться мастерством писателя, глубиной его мысли, а не просто «гло-тать» книги, выполнять скучное задание?
  • Чем правдивая книга отличается от фаль-шивой, талантливая — от серой?
  • С чего начинать работу над рефератом?
  • Каковы приемы быстрого чтения?
  • Как правильно оформить цитату, соста-вить список литературы, план, конспект?

На эти и многие другие вопросы подрост-ки смогут найти ответы в предложенных из-даниях, воспользовавшись важными сове-тами специалистов.

Талант читателя — один из тех редких талан-тов, который каждый может сам в себе развить. И тогда человек научится применять знания, по-лученные из книг, в жизни. Словом, обретет та-лант читателя.

Литература:

1. И. Я. Линкова. Ты и твоя книга: Книга для чтения.- М., Просвещение,1981. - 142 с.

2. Я дружу с книгой //Детская энциклопедия, 2009, № 3, 72 с.

3. Информация и ты. // Детская энциклопедия, 2007, № 3, 56 с.

4.Библиотечный репетитор/Библиотека МОУ СОШ № 3.

5. Секреты успешной работы с печатными изданиями: Библиотечный урок для старшеклассников. Электронная презентация. Библиотека МОУ СОШ № 3.

6. «Методика конспектирования. Библиотечный урок Электронная презентация. Библиотека МОУ СОШ № 3.

7. Путешествие по детскому Интернету Библиотечный урок Электронная презентация. Библиотека МОУ СОШ № 3.

3. Подружись с энциклопедиями , справочниками , словарями .

Ориентироваться в потоке инфор-мации помогает справочная литера-тура . Это энциклопедии , словари , справочники .

Обращайся к ним .

Предложенные уникальные издания станут верными спутниками в увлекательном путеше-ствии по планете знаний. Лаконичный текст, ил-люстрации помогут легко усвоить серьезные и полезные сведения о человеке и Вселенной, об исчезнувших цивилизациях и необычных явлениях природы, о животных и растениях и многом другом. И, конечно же, пригодятся школьнику на протяжении нескольких лет обучения.

Интерес представляют издания из серий «Все обо всем», «Штрихи вре-мени», «Энциклопедия для детей», «Кто есть кто в мире», «100 знаменитых», «100 великих», «Все обо всем», «Я познаю мир», «Энциклопедия для детей»,

Энциклопедии »Что такое, кто такой», «Большая Российская энциклопедия», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (С D),»Большая советская энциклопедия(С D) и другие.

Полезная информация и достоверные научные факты по-могут подростку расширить свой кругозор.

  1. Сайт РГДБ в Интернете под названием «BiblioГид» (www.bibliogid.ru и www.biblioguide.ru).
  2. Библиотека Максима Мошкова,
  3. Интернет-библиотека Алексея Комарова,
  4. Сайт Международной Ассоциация Чтения (www.reading.org
  5. Электронные библиотеки "ImWerden" и "Bestseller" - вот неполный перечень электронных библиотек, к которым имеется свободный доступ.

4. Читай книги , проверенные време-нем .

Выбирая книги для чтения , особое предпочтение отдавай тем , которые пользовались популярностью у мно-гих поколений читателей .

Здесь предложены лучшие книги для детей, ко-торые выдержали проверку временем: их читали мамы и папы, бабушки и дедушки... Эти издания поистине составляют «золотой круг» чтения: А. Пушкин «Стихотворения», Ж. Берн «Пятнадцати-летний капитан», А. Грин «Алые паруса», М. Рид «Всадник без головы», Н. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», чудо», В. Шекспир «Двенадцатая ночь», Л. Толстой «Юность», Г. Троепольский «Бе-лый Бим Черное Ухо» и многие другие.

Литература:

  1. Сто любимых книг: Золотой список для детского чтения // Детская энциклопедия, 2008, № 9, 88 с.
  2. Антология мировой детской литературы. /Многотомное изд.- М., Аванта, 2003.
  3. Книги по рекомендательным спискам проекта «Успешное чтение»
    1. «Заветный список» М.Н.Пряхина [email protected]

Искусство быть читателем — искусство бесконечное, этим мастерством овладевают всю жизнь. Полезные советы книг, предложенных на выставке, помогут вам статьХОРОШИМ ЧИТАТЕЛЕМ .

Сколько книг прочтено — не имеет значения, но имеет значение очень давно ежедневное, ежевечернее чтение, еженощное — с лампой зажженной — в окно. И пока круг от лампы на круглом столе выключается только на позднем рассвете, все в порядке на круглой и светлой Земле, населенной читателями планете.

Борис Слуцкий

Выставку подготовила библиотекарь Лоскутова А. В.

Самуил Маршак (1887 - 1964) - автор знаменитых детских книг и не менее известных переводов. Его первым учителем был архивист и историк искусства Владимир Стасов, к которому в своих ранних письмах Маршак обращался «Дорогой дедушка». Молодому поэту покровительствовали и , а сам он с юных лет помогал детям: участвовал в организации помощи малолетним сиротам и беженцам - жертвам Первой мировой войны; в 1917-м организовал и возглавил «Детский городок» - комплекс детских учреждений (библиотека, школа и творческие мастерские), куда вошел и один из первых советских театров юного зрителя.

Маршак был не только практиком, но и теоретиком. Он много говорил о значимости поэзии, теории перевода и своих авторских наблюдениях за литературным процессом. Большую часть своих статей и заметок о литературе он объединил в сборник «Воспитание словом», вышедший в 1961 году.

Мы отобрали из него 10 цитат:

Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.

Из всех искусств самым ходким, распространенным, можно сказать, даровым материалом пользуется поэзия. Музыке нужны инструменты - от оргàна до простой дудки, живопись немыслима без красок, а поэтическое искусство имеет дело со словом - с теми обыкновенными, всем знакомыми словами, которые служат нам для повседневной разговорной речи.

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

Можно сказать с полной уверенностью, что в своих волшебных сказках Андерсен рассказал больше и правдивее о реальном мире, чем очень многие романисты, претендующие на звание бытописателей.

Самая короткая эпиграмма - так же, как и большая эпическая поэма, - может переходить от поколения к поколению, побеждая пространство и время.

Писатель должен чувствовать возраст каждого слова. Он может свободно пользоваться словами и словечками, недавно и ненадолго вошедшими в нашу устную речь, если умеет отличать эту мелкую разменную монету от слов и оборотов речи, входящих в основной - золотой - фонд языка.

Литература без критики подобна улице без фонарей.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства.

Руководители литературных кружков обычно считают формальными достоинствами стиха музыкальность, образность и прочие легко измеримые свойства. Они подсчитывают количество метафор, сравнений, образов, оценивают богатство рифмы и таким способом очень легко решают, какие стихи лучше, какие - хуже.

Это соблазнительно легкий подход к поэзии, но надежен ли он? Ведь при таких критериях Бальмонт наверняка окажется «поэтичнее» Пушкина, а Северянин, уж конечно, победит Лермонтова.

Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время - не время,
Если оно миновало.

Талантливый читатель - это не тот, кто много читает. И даже не тот, кто предпочитает научную литературу популярной. Талантливый читатель - это человек, умеющий ценить художественную прозу и поэзию.

Формирование литературных предпочтений

В знаменитой поэме Гоголя присутствует персонаж, проявляющий необыкновенную любовь к книгам. Но автор отмечает, что читать он любит не оттого, что ценит литературные сочинения, а из любви складывать буковки в слова, а слова в предложения. Увлечение этого героя автор описал не без сарказма. В реальной жизни если и встречаются подобные личности, то весьма редко.

Талантливый читатель - это личность, которая получает удовольствие от знакомства с книгой, но содержание ее не забывает сразу же после прочтения. Литература - источник духовного, нравственного и интеллектуального обогащения. Читать нужно уметь. И тот, кто освоил это искусство, увлекаться художественными произведениями бессистемно не будет. А следовательно, талантливый читатель - это любитель прозы и поэзии, сформировавший собственные литературные предпочтения.

Словосочетание, значение которого раскрывает эта статья, можно использовать по отношению к человеку, который изучил не одно сочинение русского или зарубежного писателя. Но, в отличие от героя Гоголя, научился анализировать прочитанное.

Любовь к книгам

Персонаж, о котором речь шла выше, - Петрушка, лакей прохвоста Чичикова. По отношению к этому неприменимо словосочетание «талантливый читатель». Синоним этого понятия - вдумчивая личность. Петрушка не затрудняется пониманием содержания книг. Он с одинаковым рвением берется за чтение букваря, молитвенника и французского романа. Но кто такой талантливый читатель? Синоним этого понятия - человек, знающий толк в литературе. Тот, кто не читает без разбора, а умеет выбирать из многообразного книжного мира то, что ему действительно интересно и нужно.

Книги, обязательные для прочтения

В школьную программу не зря входят произведения русских и зарубежных классиков. Для формирования литературного вкуса следует прочитать не одну книгу. Лишь после изучения определенного количества сочинений появляется способность оценивать качество того или иного произведения.

Как научиться читать?

Литературный вкус можно сравнить с музыкальным слухом. Один читатель получает удовольствие исключительно от прочтения качественной литературы. Другого интересует лишь захватывающий сюжет. Бездарный читатель не способен оценить художественные средства, которые использует автор. Ему недоступна главная идея произведения. Его можно сравнить с человеком, которому «медведь на ухо наступил». С тем, кто не отличает гармонию от дисгармонии. Но в отличие от музыкального слуха, литературный вкус не является врожденным. Его можно приобрести.

Итак, в чем заключается смысл словосочетания «талантливый читатель»? Это кто? Человек, который прочитал романы Толстого, Достоевского, рассказы Бунина и повести Пушкина? Школьный минимум предполагает изучение книг великих классиков. Для удачной сдачи ЕГЭ ученики читают произведения, которые входят в список обязательной литературы. Зетам анализируют, пишут по ним сочинения. Однако после окончания школы далеко не все увлекаются чтением. Следовательно, не для каждого человека, изучившего школьный минимум, применимо понятие «талантливый читатель».

Предложение за предложением, страница за страницей... И в воображении читателя рождается целый мир художественных образов. В него он погружается, проживая жизнь героев и сопереживая им. Это состояние знакомо человеку, которого можно наделить таким званием, как «талантливый читатель». Значение этого понятия сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Талантливым можно назвать читателя, который обладает богатым воображением, имеет за своей спиной не один десяток прочитанных книг, умеет отличить классику от «чтива». Способность понимать и анализировать великие приходит с опытом. Рассмотрим способности вдумчивого читателя на примере всем известного романа.

Пример: «Мастер и Маргарита»

Роман завоевал любовь миллионов читателей. В чем уникальность этого произведения? Почему оно вызывает интерес у людей различного возраста и уровня образования? В подростковом возрасте читатель знакомится с творением Булгакова, и его завораживает мистичность сюжета. С приобретением жизненного опыта он способен оценить и искрометный булгаковский юмор. Но лишь поистине талантливому читателю доступна глубокая философская идея этого произведения.

Идея романа основана на библейском сюжете. Оценить мудрость слов Иешуа может лишь личность глубокая, мыслящая. Герой Булгакова говорит о трусости как о самом страшном пороке. Он намекает на недостоверность записей Матвея. Использование евангельских мотивов позволяет автору выразить свою нравственную позицию, оригинальные взгляды на историю христианства. Познать идею романа не может читатель, для которого эта книга стала одной из первых. Для анализа произведения следует прочитать немало критических статей, биографических произведений о писателе. Следовательно, читать книги - не значит понимать их содержание. Для понимания термина «талантливый читатель» следует привести еще один пример из литературы.

«Преступление и наказание»

Книгу Достоевского называют образцом криминального романа. Это произведение, действительно, имеет все признаки детективного жанра. Но слово «наказание» здесь имеет отнюдь не юридический оттенок. Скорее христианский. Раскольников нарушает одну из заповедей. Он действует согласно античеловеческой теории. И это едва не приводит его к нравственной гибели. Спасает его вера.

Понять глубину романа Достоевского в подростковом возрасте сложно. Талантливым читателем можно назвать, пожалуй, человека, который после окончания школы снова возвращается к произведениям классической литературы, среди которых одним из важнейших является «Преступление и наказание», дабы взглянуть на переживания героев с высоты жизненного и читательского опыта.

Критик или читатель?

Есть ли разница между этими понятиями? Критик - это больше, нежели талантливый читатель. Употребление в речи такого понятия довольно распространенное. Критиком называют специалиста, который анализирует художественные произведения и делает это профессионально. Читатель - это тот, что получает удовольствие от знакомства с художественным миром писателя. Оценка профессиональных критиков более объективна. Их статьи публикуют в учебниках по литературе. Имена лучших из них входят в историю литературы. Но стоит помнить, что ни проза, ни поэзия не может существовать без благодарного читателя. Писатель создает свои книги не для прославленных критиков. Аудиторией его являются талантливые читатели.

>Сочинения по темам

Что значит быть талантливым читателем

Быть хорошим читателем, как мне кажется, это такой же талант, как и быть хорошим писателем. Этому можно научиться, как и всему на свете. Но талант есть талант. Когда человек открывает новую книгу, он открывает для себя новым мир, совершенно новый, не похожий на все предыдущие, где он переживал, воевал, любил, развлекался, танцевал­ и­ наслаждался каждым прочитанным словом, каждым мгновением вместе с героями. Талантливый читатель не станет сравнивать уже прочитанное с новой книгой, которая уже лежит перед ним. Он не критик, он читатель. И читает он для удовольствия, для того, чтобы насладиться каждой новой строчкой хорошей книги и получить удовольствие от литературного дара автора, если ему очень повезет.

В отличие от критиков, читателю нужно просто наслаждаться книгой, как таковой, читать ее душой, а не разумом. Тогда можно понять намного лучше самых опытных критиков, что именно хотел сказать автор в своем произведении. Ведь, что бы ни говорили, любой писатель пишет свои произведения не для того, чтобы их прочитал какой-нибудь прославленный критик сегодня или в будущем. Чаще всего главной аудиторией любого автора являются талантливые читатели или просто хорошие читатели. Поэтому, каждый раз, когда талантливый читатель открывает новую книгу, он знает, что она написана для него. Наверное, именно поэтому он получает огромное удовольствие от процесса чтения.

Талантливый читатель всегда берет для себя что-то­ новое,­ он не просто читает книгу, он живет жизнью героев. Он проживает вместе с ними их победы и поражения, он учится на их ошибках, он вместе с ними путешествует и­ становится сильнее. Настоящий талантливый читатель в каждой­ хорошей книге находит часть себя, нечто, чего ему не хватало. Например, он находит совет, который был ему очень нужен или героя, который на него чрезвычайно похож. Иногда он может увидеть себя со стороны в описании какого-либо героя.­ Это не всегда главный персонаж, это может быть кто угодно. Но увидеть себя со стороны иногда бывает очень полезно.

Талантливый читатель никогда не перестанет читать, потому что знает, какой прекрасный мир могут открыть для читателя книги. Он знает, что в рассказах, новеллах, повестях и стихах можно найти гораздо больше, чем в газетах. Он знает, что произведения великих писателей могут помочь гораздо больше, чем книги по психологии. Талантливый читатель, несмотря на все это, ищет не только пользу в чтении, его главной целью является удовольствие. Поэтому, его можно назвать гурманом чтения, так как он получает удовольствие от хороших книг, проверенных временем, или свежих, но всегда, безусловно, трогательных и интересных.

В чем же состоят ошибки первого прочтения?

Впрочем, эти ошибки касаются не только первого, но часто и последующих прочтений.

Чтобы лучше с этим разобраться, давайте подумаем — в чем же состоит роль художественного произведения , неважно – книга это или картина, или скульптура.

Хороший пример приведен у С.И. Поварнина – аналогия с музыкой.

Композитор создал великое музыкальное произведение.

Но в музыке нужны два художника — композитор и музыкант. Если музыкант виртуоз – он сможет передать все тонкости произведения, если же это произведение исполнит музыкант слабый, то мы услышим лишь какое-то бренчанье.

Также и при чтении – требуется читатель-художник , способный глубоко проникнуть в суть художественного произведения. Иначе, это будет напоминать бренчанье на одной струне, иногда – на трех аккордах, но до мелизмов (музыкальных украшений) дело так и не дойдет.

« Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели » . С.Я. Маршак.

Поверхностное чтение ведет лишь к разочарованию читателя. Обычный сюжет, каких множество и в других книгах, ничего особенного. Действительно количество сюжетов ограничено и если следить только за сюжетной линией, то все произведения на одно лицо.

«Маленький принц, — мне не понравился – нет ничего нового », — так скажет иной читатель.

Как у Пушкина:
«Там скука, там обман иль бред,
В том совести, в том смысла нет….» (Евгений Онегин).

Иногда читатель подходит к книге, только как источнику информации – узнать о прежних событиях, о разных сторонах жизни. «Из этой книги узнал о жизни врачей » — такой вариант прочтения.

Столь узко рассматривать художественное произведение не стоит. Проще найти информацию в справочнике или короткой заметке в Интернете и не тратить время на прочтение толстой книги лишь затем, чтобы узнать – а что же происходило тогда-то.

Но у художественного произведения цель не только – красиво звучать или информировать. Воздействие на личность читателя – это основная задача художественного произведения.

И это воздействие несет не только эстетическое наслаждение. Оно дает эмоциональный опыт, который человек не всегда может приобрести, даже прожив всю жизнь. Опыт, выходящий за рамки личного опыта. Опыт, обогащающий личность. Опыт, помогающий лучше понимать и себя и других.

Жан Оноре Фрагонар. «Читающая девушка » (1776 г).

Но чтобы получить этот опыт нужно научиться абстрактному мышлению.

За первой стадией восприятия –«стадией восторга », следует вторая — «стадия истинного наслаждения» (по Белинскому) или от живого созерцания к абстрактному мышлению.

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - отвлечение от одних сторон явления или объекта с целью выделения других существенных, закономерных признаков.

Читатель, абстрагируясь от сюжетной линии, размышляет о причинах, лежащих в поведении тех или иных персонажей, видит проявления человеческих страстей, внутренний конфликт героев, их выбор.

И наконец, третья стадия – влияние художественного произведения на личность читателя. Человек меняется под влиянием прочитанного и своих размышлений.

Чтобы эти условные стадии осуществились, читатель должен быть способен — образно воссоздать события и уметь сопереживать героям.

И если образно воссоздать – на это читатель в большинстве случаев способен, то дальнейшее зависит от развития других способностей читателя, а именно:

— понимать метафоричность высказываний, — зависит от языкового багажа.
— понимать поведение людей, — зависит от опыта общения, от знания психологии.
— понимать идейное содержание произведения, — зависит от уровня развития личности, способности мыслить абстрактно, наличия специальных знаний.

Но и этого часто оказывается мало, — важнее и общие интеллектуальные способности, позволяющие анализировать и оценивать произведение.

Остановлюсь еще на одном моменте. Хорошая книга формирует и художественный вкус. Т.е. способность воспринимать и оценивать действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство. Отсюда и дальнейший подбор книг для чтения.

Вот такие теоретические установки необходимые для процесса понимания художественного произведения.

Какие еще ошибки первого прочтения можно назвать?

При чтении деловой литературы первое прочтение - просмотровое, чтобы составить общее представление о книге.

Для художественной литературы первое прочтение не может быть просмотровым, быстро пробежать страницы, чтобы узнать – в чем же состоит сюжет. Это не цель чтения.

Чтение художественного произведения «…требует, по крайне мере в первый раз, — пассивного чтения. Лишь вслед за этим следует чтение с проработкой ». Об этом пишет С.И. Поварнин в книге «Как читать книги».

Анализ, критика при первом прочтении – влияет на качество восприятия произведения. Мы переживаем лучше всего художественное произведение лишь тогда, когда читаем его пассивно . Только тогда можно воплотить в свое воображение, пережить то, что пережил автор.

Отсюда, правило – первое чтение «пассивное» (без анализа). Хотя если возникает оценка, обсуждение в перерывах между чтением – ничего плохого в этом нет, главное чтобы не вызывать их сознательно.

При первом прочтении, второе правило – включайте воображение на полную . Пользуйтесь и зрительным и слуховым и осязательным и обонятельным воображением. Тогда события и люди буквально оживут.

«Художественное произведение, — замечает Белинский, — редко поражает душу читателя сильным впечатлением с первого раза: чаще оно требует, чтобы в него постепенно вглядывались и вдумывались; оно открывается не вдруг, так что чем больше его перечитываешь, тем дальше углубляешься в его организацию, уловляешь новые, незамеченные прежде черты, открываешь новые — красоты и тем больше ими наслаждаешься» . (Левидов А.М. «Автор - образ - читатель».)

Ваш опыт первого прочтения

Итак, у Вас есть опыт первого прочтения произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Какие правила были «нарушены» ?

Из своего опыта я могу сказать, что если что-то делать, допуская ошибки, то процесс идет намного быстрее, чем пытаться сделать идеально – с первого раза. Предела совершенству нет – поэтому не стоит бояться допускать ошибки. Хорошо бы конечно заранее знать – где они, но это не всегда возможно.

Вы прочитали, как удался пересказ?

Вы можете сравнить свой собственный пересказ с пересказом других людей. Интернет это позволяет сделать. Для этого наберите в поисковике – пересказ Горе от ума видео .
Можете послушать вариант такой

Прослушав несколько пересказов, вы заметите, что это пересказ лишь сюжета. Но стоит задать вопрос – о чем же это произведение и многие смутятся – ну я же только что рассказал. Но все же – о чем произведение?

В общем виде – это рассказ о том, что произошло в одном московском доме в течение одного дня.

Но при этом рассказ вместил в себя всю жизнь дворянского общества того времени.

Это удалось за счет целой галереи портретов, которые в совокупности своей и составляют облик общества со всей присущей ей моралью, которая построена на пресмыкательстве перед сильными и унижении слабого.

Но Грибоедов попытался решить и проблему создания положительного героя – в лице Чацкого. Показал борьбу нового со старым.

Это если говорить – о чем пьеса, один из возможных вариантов. Возможно, кто-то увидит лишь рассказ о любовных устремлениях главного героя, закончившихся неудачей.

Требуется более глубокая проработка.

*****
Следующий шаг для более глубокого понимания произведения – прослушать, а еще лучше посмотреть спектакль по пьесе.

И желательно в традиционной постановке, например, Малого театра (1977 года), режиссера М. Царева.

В роли Чацкого – В. Соломин, Фамусов – М. Царев. Ссылка

Можно в исполнении других актеров, но мне больше нравится именно эта постановка.

Посмотрите, 175 минут и у Вас сложится более яркая картина того времени, более понятными станут многие реплики персонажей. В общем, подключаем визуальное и аудиальное восприятие.

У кого есть возможность посетить театр – это более желательный вариант. Хотя современные интерпретации оставляют желать лучшего, по моему мнению.

*****
Итак, что мы сделали:
1. Прочли комедию.
2. Пересказали.
3. Сравнили свой пересказ с другими.
4. Разобрались в целях художественного произведения.
5. Отметили свои «ошибки».
6. Посмотрели постановку комедии.

Можно сказать, что получили первое впечатление от знаменитой комедии «Горе от ума». Качество этого восприятия мы также уже можем оценить.

Наша следующая задача – глубокое изучение произведения.

И начнем с аналитического этапа, чем мы и займемся в следующий раз.

С уважением, Медведев Николай.