Музей советского тракторостроения. Музейно-промышленный центр трудовой славы мтз. Подробнее об экспозиции

Пять лет назад в России появился очень необычный музей, можно даже сказать - исключительный. Он потрясает своими экспонатами воображение посетителей. Это научно-технический музей истории трактора в Чебоксарах. В конце октября 2016 года он отмечает свою маленькую, но всё же весомую для Республики Чувашия и страны в целом историческую годовщину.

Город Чебоксары

Музей трактора открылся Чебоксарах не случайно. Это не просто город Чувашии, входящий в состав Приволжского округа, на географической карте России. Его называют жемчужиной и культурной столицей (с 2003 г.) Поволжья. Это город с многовековой историей, богатейшей культурой и своими традициями. Он признан одним из самых благоустроенных (2001 г., 2013 г.), чистых и зелёных (2006 г., 2007 г.) субъектов России. Кроме того, столица Чувашии является одним из центров отечественного тракторостроения.

Концерн «Тракторные заводы»

Нужно сказать, что тракторостроение является неотъемлемой отраслью российского машиностроения. Выпускаемая продукция - это готовые трактора, а также все необходимые запчасти и детали к ним.

В нашей стране существует концерн «Тракторные заводы». Это машиностроительно-индустриальное объединение компаний с 2006 года. В их число входят 25 предприятий по всему миру, среди которых 10 - из Чувашской Республики (а 9 находятся в Чебоксарах):

  • ОАО «Промтрактор».
  • ООО «Промтрактор-Промлит».
  • ОАО «Чебоксарский агрегатный завод».
  • ООО «МИКОНТ».
  • ООО «АМХ».
  • ОАО «ЧЕТРА - ПМ».
  • ООО «ЧЕТРА - КЗЧ».
  • ООО «СПМ».
  • ЗАО «Комплексное решение».
  • ЗАО «Промтрактор-Вагон» (в Канаше).

Чебоксары: музей трактора

Причём здесь тракторные предприятия? Дело вот в чём: концерн «Тракторные заводы» принял непосредственное участие в 2011 году в создании республиканской достопримечательности в столице Чувашии. Президент концерна, Михаил Болотин, предложил открыть в данном городе (Чебоксары) музей трактора. На предложение откликнулись и поддержали: Союз машиностроителей России, Фонд российской культуры и государственная корпорация «Ростехнологии». Этот музей в России стал исключительным в своём роде, такого больше нигде нет: он одновременно и специализированный (специализация - тракторостроение), и просветительский, и научно-образовательный (доступно и достоверно объясняет информацию и знакомит с историей любого желающего).

Современный музей для посетителей

Примерно 1,5 тысячи квадратных музейных метров расположились на проспекте Мира, 1. Сюда стекаются туристы, приехавшие ближе познакомиться с Чебоксарами, а также местные жители республики (кто - впервые, а кто - в очередной раз). Администрация занимает достаточно активную позицию в общении с аудиторией и предлагает интересные программы. Например, «клуб выходного дня» предлагает активно и очень занимательно провести время и взрослым, и детям: слушатели могут не только узнать об истории развития машиностроения (в мире, России) и увидеть своими глазами разные марки тракторов, но и принять участие лично в... тракторном тест-драйве! И стар и млад смогут с радостью протестировать радиоуправляемые модели тракторов, собрать свою тематическую технику из «Лего», поучаствовать в различных конкурсах, посмотреть фильмы, самостоятельно кувалдой выбить на монете оттиск, изображающий самый первый трактор в мире (и забрать её с собой на память). Здесь можно получить много впечатлений, прокатившись на местном музейном аттракционе. Большим преимуществом является возможность потрогать и пощупать экспонаты (например, здорово забраться в легендарный «Беларус» - его название часто путают, видимо, из-за созвучия с названием страны, так что в народе он известен больше как трактор «Беларусь»), посидеть внутри кабины, сделать фотографии.

Ещё одним несомненным плюсом является то, что в этом месте можно проводить детские праздники (например, дни рождения). Удивительный музей!

Программы преобразуются и дополняются. Сотрудники музея ориентируются на посетителей, которые просто не смогут заскучать в стенах этого заведения. Если вы позвоните и сообщите о своём желании прийти на экскурсию, вам наверняка расскажут о том, что именно вас будет ждать в программе. Или можно просто зайти на официальный сайт и ознакомиться с актуальными новостями, там постоянно обновляется информация.

Модели музея

Музей истории трактора знакомит посетителей с историей развития не только отечественного, но и заграничного тракторостроения. Можно увидеть коллекцию музея: в ней около 40 разных тракторов (некоторые даже в рабочем состоянии), в том числе тракторы-легенды (к примеру, модельный ряд МТЗ - Минского тракторного завода). Кстати, при внимательном рассмотрении и близком знакомстве с этим рядом обратите внимание на «Беларус» (можно и нужно поинтересоваться у гида, почему это название пытается вытеснить другое - трактор «Беларусь»).

Помимо всего прочего, в экспозиции насчитываются около 500 моделей тракторных образцов и свыше 5000 всяких исторических редкостей.

Подробнее об экспозиции

В музее несколько логически выстроенных в историческом порядке зон:


Доступность

Музей истории трактора доступен для населения. Стоимость посещения невысока. Если вы решили прийти и ознакомиться с историей преобразования трактора, посмотреть и посидеть внутри экспонатов (без сопровождения гида), это обойдётся недорого: студентам - 50, детям - 40, взрослым - 100 рублей. Время посещения не ограничивается. При желании можно заказать экскурсию, чтобы не только увидеть, но и послушать информацию, задать вопросы. Стоимость билета будет несколько выше. Если в группе менее 15 человек, цена составит 250 рублей. Для групп свыше 15 человек - с каждого посетителя лишь 25 рублей. Без оплаты смогут приобщиться к истории и культуре дети дошкольного возраста, сотрудники музеев, Герои Советского Союза и Российской Федерации, Участники ВОВ и полные кавалеры Ордена Славы. Отдельный прейскурант представлен на фото и видеосъемку, тест-драйвы, пользование радиоуправляемой техникой и изготовление монет. Цены на билет и услуги лучше предварительно уточнять на сайте или по телефону.

Как добраться

Если вы приедете в Чебоксары, Музей трактора с радостью встретит вас: предоставит возможности для познания неизведанных областей и поднимет настроение. Он располагается по адресу: проспект Мира, 1. Доехать до остановки «Агрегатный завод» можно на городских маршрутках (№№ 42, 45, 48, 51, 52, 54, 63) или троллейбусах (№№ 5, 9, 15, 18, 19). Дальше сориентироваться не составит и труда: музей находится на территории завода, а вывески сообщат вам, куда следует держать путь.

22 сентября 2017 года широко распахнул свои двери для посетителей Музей Минского тракторного завода - флагмана машиностроения Республики Беларусь.

Наш музей расскажет Вам яркую и насыщенную событиями историю создания Минского тракторного завода, его развития и становления.

Экспозиция музея включает интереснейшие подлинные исторические документы прошлого, а также современные интерактивные элементы.

История нашего музея берет свое начало в 1971 году. Когда была создана первая выставочная экспозиция в виде комнаты трудовой славы.

Современный музей Минского тракторного завода предполагает выполнение следующих задач:

Создание максимально доступной постоянно действующей базы профориентации и материально-производственной базы для всех категорий и групп обучающихся - школьников, учащихся колледжей и гимназий, студентов и аспирантов как технического, так и гуманитарного направлений;

Создание оптимальных условий для проведения творческих встреч, связанных с тематикой и профилем музея, приспособленного для единовременного принятия большего числа посетителей;

Развитие и укрепление корпоративной культуры предприятия;

Укрепление и сохранение позитивного информационного фона вокруг деятельности предприятия.

Наш музей может предложить Вам не только артефакты, но и интерактивные зоны, 5D-кинотеатр для посетителей разных возрастов, место для проведения научно-практических конференций и поэтических вечеров.

Стоимость посещения музея:

Входные билеты для:
взрослых – 1,7 рубля;
детский – 0,85 рубля;
детей дошкольного возраста – бесплатно.

Экскурсия на группу до 25 человек (45 минут):
для взрослых – 20 рублей;
студентов очной формы и ССУЗов – 12,5 рублей;
учащихся школ – 12,5 рублей;
работников предприятий холдинга «МТЗ-ХОЛДИНГ» – 15 рублей.

Экскурсия на группу до 10 человек (45 минут):
студентов очной формы и ССУЗов – 10 рублей;
учащихся школ – 8,5 рублей;
работников предприятий холдинга «МТЗ-ХОЛДИНГ» – 10 рублей.

5D кинотеатр:
для взрослых – 5 рублей;
для студентов очной формы и ССУЗов, учащихся школ –2,5 рубля;
для учащихся школ – 2,5 рублей;
для работников предприятий холдинга «МТЗ-ХОЛДИНГ» – 2,5 рубля;
для пенсионеров 2,5 рубля.

Аренда конференц-зала в музее ОАО «МТЗ» (37,5 кв.м.) вместимостью до 35 человек.

У нас есть все, что может вам понадобится для проведения вашей презентации или деловой встречи (микшерный пульт, микрофоны, флип-чарт, Wi-Fi, кулер с водой, кофемашина, парковка).
Стоимость аренды – 15 рублей в час.

Также возможна организация кофе-пауз и горячих обедов в нашем ресторане «Колос».

А в фойе музея вы можете приобрести широкий ассортимент сувенирной продукции с логотипом «BELARUS».

Мы работаем для вас с понедельника по воскресенье с 8.00 до 18.00.

Записаться на посещения музея по:
+ 375 17 398 95 54;
+ 375 17 398-98-99.
- E-mail:

А знаете ли вы, что ещё в 30-е годы Россия экспортировала трактора в Европу?
А что первый в мире гусеничный трактор создан в России?
И изобрёл его бывший крепостной крестьянин, и даже получил патент?

Узнаете у нас в Чебоксарах.
Уже на въезде в город гостей встречает вот такой трактор:

Эта композиция недвусмысленно намекает на то, что здесь находится один из крупнейших тракторных заводов России:



Чебоксары. Вид на Промтрактор и Новоюжный район

А ещё у нас есть единственный в России музей истории трактора :

Сюда обязательно надо приходить с детьми.
Здесь громадное количество экспонатов в формате игрушки:

А в залах музея показана вся история механизации сельского хозяйства.

Самым большим переворотом в этом деле была, безусловно, соха. Она позволила сделать земледелие массовым и достаточно производительным.
Затем долгие тысячелетия были только усовершенствования самого ножа, вспахивающего землю.
Вот даже такой странный механизм показан в музее:

Да ещё кузницы были необходимы, чтобы лошадь подковать:

А потом настало время техники. Семимильными шагами развивалась металлургия:

Оказалось вполне естественным заменить движущую силу лошади на силу паровой машины.
Широко известна история о том, как был изобретён первый в мире гусеничный трактор :
"27 марта 1878 года русский крестьянин Ф.Блинов подал заявку на получение патента на изобретенный им «вагон с нескончаемыми рейками»...
Трактор Блинова имел паровой двигатель и двухгусеничную ходовую систему."
:

Да-да, управление у всех новых тракторов, экскаваторов и других машин сегодня не то, что раньше. Сплошь компьютерные интерфейсы!

Ну и, разумеется, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
То есть пора думать и о будущем:

В самом большом зале располагаются исторические экспонаты - российские и зарубежные тракторы всех времён, которые только удалось собрать.
Собрали немало:

Америка, которая от первой мировой войны получила одни доходы, раньше сделала сельское хозяйство промышленным. Вот её трактора:

Тем не менее, и в России индустриализация принесла свои плоды. Посмотрите, например, на трактор "Универсал", который производился в 30-е годы и экспортировался в Голландию, Иран и Турцию. Выпускал завод "Красный Путиловец" с 1934 по 1940; затем эвакуированное производство было запущено в 1944 на Владимирском тракторном заводе:

Эти "олдскульные" трактора были построены по "ковбойскому" принципу, сидеть на них надо практически верхом (хотя на лошади не в пример просторнее). Человеку моего роста на таких машинах работать никак не можно - упираются коленки!

Гораздо удобнее был долгожитель КД-35 Липецкого тракторного завода, который выпускался с 1944, и до 1973 года производились широко используемые его основные узлы:

Впрочем, и более современные гусеничные машины не отличались эргономикой и роскошью интерьера:

Ну вот где ещё вы можете посидеть за рычагами таких редкостных экспонатов?!
Кстати, утверждают, что большинство их них восстановлены до рабочего состояния.

Здесь можно также познакомиться с внутренним устройством основных агрегатов трактора:

И каждый найдёт себе экспонат по душе:

Кстати , на базе музея истории трактора "26 сентября - 3 октября 2014 в Чебоксарах, в столице российского промышленного тракторостроения, в четвертый раз проводится конкурс изобретателей и новаторов «Кулибин XXI века». Задачей конкурса является привлечение ученых, изобретателей, рационализаторов, инженерно-технических работников и рабочих предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности к решению актуальных проблем машиностроительной отрасли за счет разработки и внедрения в производство новых технических решений, изобретений, полезных моделей и рационализаторских предложений.
В этом году он проводится в двух номинациях:
- тракторная техника
- сельскохозяйственная техника и орудия"

Ну, раз проводится, значит, есть и участники, и спрос. Что радует!