Образ кармен в мировом искусстве. «Пошла в тираж»: Кармен в литературе, музыке и живописи В каких видах искусства встречается образ кармен

А теперь поговорим о главной героине.

Кармен – цыганка, работница сигарной фабрики. Она красивая, страстная, любитсвободу. Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страсти и смелости. Ж.Бизе мастерски передаёт огненный темперамент цыганки, её неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Выходу Кармен предшествует звучание оркестра. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен – хабанера, содержит ритмы этого народного танца.

«Хабанера» из оперы Ж.Бизе «Кармен»

Хабанера – песня свободной любви, звучит как вызов Хозе. В конце сцены Кармен бросает цветок Хозе, молодому солдату, тем самым признавая его своим избранником, и обещает любовь.

В 3 действии появляется ещё одна характеристика Кармен. Слишком велико различие между Хозе и Кармен. Хозе мечтает о спокойной жизни крестьянина, а Кармен больше его не любит. Разрыв между ними не избежен. Она с подругами гадает на картах. Что они ей скажут? Только Кармен судьба не обещает ничего хорошего, она увидела в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем.

Образ Кармен в литературе

Кармен - испанская цыганка Карменсита. Рассказчик, историк-француз, встречает ее в 1830 г. в Андалусии, а позднее узнает ее историю от ее любовника, ожидающего казни разбойника по прозвищу Хосе Наварро. Хосе, служивший унтер-офицером в Севилье, встретил К., когда она работала там на табачной фабрике. Вынужденный арестовать ее за драку с другой работницей, он отпускает ее, поддавшись внезапно вспыхнувшей страсти; К. становится его любовницей. Приревновав ее к офицеру своего полка, он убивает соперника и вынужден скрываться от суда. К. укрывает его и вводит в шайку разбойников и контрабандистов, грабящих богатых путешественников, которых цыганка завлекает в ловушку своей красотой. Здесь у Хосе появляется новый соперник - «муж» Кармен, жестокий бандит, бежавший из тюрьмы; убив в схватке и его, Хосе становится уже сам ее «мужем», но Кармен не приемлет его претензий на власть и единоличное обладание. В Кордове она сходится с тореадором Лукасом, и тогда Хосе, которому «надоело убивать любовников» Кармен, уводит ее в горы, чтобы предать смерти; она отвечает отказом на предложение вместе уехать в Америку и мужественно умирает, не пытаясь ни убежать, ни молить о пощаде. Хосе, не в силах пережить смерть любимой, сдается властям и идет на эшафот. Карме - разбойница, она соучаствует в грабежах и убийствах и сама находит смерть от кинжала. Любовь, которую она внушает мужчинам, - романтически жестокая и неистовая страсть. Непостоянство Кармен трактуется в новелле Мериме не как проявление слабой женской натуры, а как фанатичная преданность романтического индивида идее свободы.



Образ Кармен в искусстве и литературе

Нередко писатели, поэты, композиторы и художники обращаются к вечным образам литературы и искусства. Каждый автор имеет право на то, чтобы привнести в уже существующий образ другие черты, а прежние и вовсе убрать. Но все же самые яркие грани этого вечного образа остаются неизменными. Так называемые «бродячие» сюжеты и образы интересны во всем многообразии этих преобразований.

Известно много вечных образов: Дон Жуан, Дон Кихот, Санчо Пансо, Ромео и Джульетта, Гамлет, Отелло и многие, многие другие. Одним из самых узнаваемых, популярных и, может, даже, самым любимым можно назвать образ Кармен.

Когда видишь на карнавале темноволосую девушку с алым цветком в волосах, на уровне ассоциации всплывает имя Кармен, а вместе с именем –вспоминается и все остальное, что связано с этим именем: свободолюбие девушки, гордость, очарование, божественная красота, коварность, хитрость, – все то, что сразило Хосе и сражает других мужчин.

Кармен стала первой всемирно известной роковой женщиной в истории литературы, хотя существуют и другие популярные персонажи. "Роковая женщина" пользовалась популярностью во все времена и попадается нам, в том или ином виде, в каждой культуре.

Похоже, что Мериме написал историю, которая вполне могла произойти на самом деле. Мериме не идеализирует своих героев. В образе Кармен он воплощает все «дурные страсти»: она коварна и зла, она предает своего мужа, кривого Гарсия, она беспощадна к покинутому любовнику. Чем же тогда она так привлекает мужчин?

Кармен – цельная натура с любовью к свободе, протестом против всякого насилия и угнетения. Именно эти черты характера и произвели впечатление на композитора Жоржа Бизе, который продолжил развитие образа в своей опере.

Сразу после премьеры оперы, состоявшейся в 1875году, последовало множество отрицательных отзывов, но вместе с тем великие гении оценили оперу Бизе.

П. И. Чайковский писал: «Опера Бизе – шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались поистине пророческими. В наше время опера входит в репертуар всех оперных трупп и исполняется на всех языках мира, включая даже японский.

«Кармен» - один из шедевров оперного искусства. Бизе мастерски воссоздал испанский колорит, особенности цыганской натуры, драматизм конфликтов.

Образ прекрасной непредсказуемой цыганки Кармен очень загадочен. Многие писатели и поэты пытались понять, что именно так околдовывает в ней.

С именем Кармен ассоциируется красота, коварство, свободолюбие, роза, хабанера, Испания, любовь, - поэтому так много интерпретаций в разных областях искусства. И все же для многих Кармен – символ свободолюбия и попрания всякого насилия.

ОБРАЗ КАРМЕН В ИСКУССТВЕ

1. На уроках музыки мы познакомились с оперой «Кармен» Жоржа Бизе и балетом «Кармен-сюита» Родиона Щедрина. Звучала яркая запоминающаяся музыка. У меня возникло желание узнать, есть ли еще виды искусства, в которых воплощен образ цыганки Кармен и чем всех притягивает этот образ. Так появилась тема исследования «Образ Кармен в искусстве».

2. Перед собой я поставила цель : систематизировать представления о целостности художественного образа Кармен.

Решить задачи :

  • раскрыть понятие «художественный образ»;
  • проанализировать художественный образ Кармен в различных видах искусства;
  • проделать опытно-экспериментальную работу по выявлению цветовых ассоциаций образа Кармен;
  • представить сравнительный анализ цветовых представлений художественного образа Кармен.

Практическая значимость исследования в том, что в работе рассмотрены способы восприятия образа Кармен средствами литературы, музыки, изобразительного искусства, хореографии.

3. В Википедии читаем, что "Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении". Художественный образ создается на основе одного из средств вида искусства или комбинации нескольких. Под художественным образом в искусстве с помощью средств и приемов создается представление о герое, явлении художественного произведения.

В литературе художественный образ создается на основе слова, в музыке – посредством звука, в изобразительном искусстве – на основе красок, в хореографии – с помощью движений и т.д.

4. Образ Кармен зародился в литературе. Придумал персонажа Проспер Мериме. Писатель рассказывает историю любви молодой цыганки и солдата, полную страстей и драматизма. Карменсита имеет гипнотическое влияние на Хосе. Из-за нее он нарушает закон и дезертирует из армии. Она втягивает его в шайку контрабандистов, и их жизнь становится полна опасностей и непредвиденных ситуаций. Кармен не привыкла ни в чем себя ограничивать и любой, кто пытается подогнать ее жизнь под строго установленные рамки, становится ей врагом.

Образ Кармен представлен со слов троих мужчин.

Рассказчик-путешественник видит в ней нечто экзотическое, чуждое его миру. Ему непонятно ее экстравагантное поведение, но он поражен ее «странной и дикой» красотой. Кармен одновременно пугает и завораживает добропорядочного ученого, он сравнивает ее то с волком, то с хамелеоном.

Второму повествователю, разбойнику и контрабандисту Хосе Наварро, Кармен рисуется колдуньей, самим дьяволом, а то и «хорошенькой девочкой». Но непреодолимо влекущая, преступная, непредсказуемая и загадочная цыганка все же ему чужда.

Третий, с чьих слов мы рисуем портрет Кармен, - это автор. Он не описывает и не выражает свое отношение к ней, позволяя читателю самому делать выводы.

В новелле Кармен свободолюбивая, жестокая, неверная девушка со вспыльчивым характером, для которой обман и хитрость – часть жизни.

5. Мировую известность новелла Проспера Мериме получила благодаря бессмертной опере «Кармен» Жоржа Бизе и до сих пор является одной из самых популярных в мире. В опере Кармен облагорожена. У композитора она предстает также свободолюбивой, жестокой, независимой, темпераментной, но либреттисты исключили ее хитрость, вороватость, все мелкое и обыденное.

6. Первой исполнительницей роли Кармен в опере была Галли-Марье.

Образ молодой красавицы-цыганки пришелся зрителям по душе, его с удовольствием подхватили художники, хореографы, режиссеры и сделали его собирательным. Кармен со временем «проникла» во многие области искусства.

7. Существует «Кармен-сюита» - одноактный балет на м узыку Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина. Кармен в балете – прекрасная девушка, обаятельная, ищущая настоящую любовь. Она стремится к взаимопониманию с людьми, но окружающие ее люди относятся к ней враждебно.

8. Первой исполнительницей роли Кармен в балете Родиона Щедрина была его жена Майя Плисецкая.

9. У Александра Блока есть одноименный цикл из 10 стихотворений. О цыганке писали Николай Гумилев и Марина Цветаева. Образ Кармен у Блока наделен божественными чертами, поднимающими ее на уровень идеала. У Марины Цветаевой восприятие Кармен более человеческое, женственное и страстное.

10. Художников интересовал не только образ страстной Кармен, они с желанием изображали актрис, исполняющих ее роль. Например, у Врубеля есть «Портрет Татьяны Любатович в роли Кармен»,

11. А у Эдуарда Мане – Эмилии Амбр.

Каждый художник «видит» Кармен по-своему, но ни на одном портрете она не выглядит «злодейкой». Художники писали Кармен с грусным, немного усталым взглядом, цвета ее одежды не кричащие, но притягивающие взгляд.

12. Польский сюрреалист Рафал Олбински изображал Кармен на оперных плакатах оригинально, выразительно и абстрактно.

13. На сегодняшний день существует более десяти киновоплощений образа Кармен.

14. Есть несколько постановок фильмов в России и за рубежом.

15. А также экранизации оперы и балета, и даже мультфильмы.

16. В необычной технике выполнены работы польского мультипликатора Александры Корейво – песочная анимация, в которой рисунок создается цветной солью (яркие переливчатые и абстрактные образы).

Проанализировав черты образа Кармен в различных видах искусства, можно сказать, что выявлено стремление улучшить и возвысить его.

17. В честь героини назвали астероид, открытый в 1905 году.

18. Вторая часть моей работы – опытно-экспериментальная, которая проводилась в ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка м.р. Волжский Самарской области в 7-х классах в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный. Использовался метод – анкетирование.

Ход эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента были определены его участники – обучающиеся 7А и 7Б классов в количестве 50 человек.

На формирующем этапе экспериментальной работы выявлялись цветовые ассоциации образа Кармен в разных видах искусства.

На уроке музыки вместе с учителем было проведено анкетирование.

Обучающимся раздали анкеты с отрывками новеллы П. Мериме, стихотворений А. Блока и М. Цветаевой. После прочтения соответствующих отрывков ребятам предлагалось выбрать цвета, наиболее подходящие, по их мнению, к образу Кармен по прочитанному тексту.

Затем предлагались отрывки из оперы «Кармен» Жоржа Бизе и из балета "Кармен-сюита" Родиона Щедрина. Предлагалось снова выбрать несколько цветов, с которыми ассоциировался образ Кармен.

19. Отражение образа Кармен представлено в столбчатой диаграмме.

Из диаграммы видно, что есть динамика «возвышения образа Кармен к идеалу» в поэзии Блока и «Кармен-сюите» Щедрина.

На заключительном этапе был проведен подробный анализ полученных данных и сделаны выводы:

цветовые ассоциации образа Кармен становятся светлее по мере удаления от новеллы «Кармен» Проспера Мериме;

основные цвета, которые указали обучающиеся – красный, желтый, черный;

самые светлые цвета отмечены в поэзии Блока (образ Кармен становится возвышенным) и в балете Родиона Щедрина «Кармен-сюита» (больше желтого и красного, меньше - черного);

у девочек цветовая гамма шире, чем у мальчиков (школьники выбрали широкую гамму цветов (фиолетовый считался как синий, коричневый - как черный, оранжевый как желтый, розовый как красный).

20. Постановка балета была создана Щедриным для его любимой жены Майи Плисецкой. Возможно, поэтому отрицательные черты (хитрость, воровская деловитость) устраняются, происходит облагораживание образа. Александр Блок возвышает образ до уровня божества интуитивно, используя жанр поэзии, приближающий образ Кармен к совершенству. У них Кармен – богиня любви, красоты, свободы.

Выполненное исследование показывает решение проблемы воплощения образа цыганки в различных видах искусства и его целостность.

В ходе работы я поняла, что Кармен, яркая представительница своего народа, изображена как воплощение порока. Ее образ привлекает всех смелостью и силой характера.

21. На последнем слайде презентации представлены источники, которыми я пользовалась.

Всем спасибо за внимание!

Список литературы и источники

Проспер Мериме. Новеллы (перев. с фр.) [Текст]. - Художественная литература, 1978. 371 с.

Бизе, Ж. Опера «Кармен» постановка Мариинского театра. [Видео]

Щедрин, Р. К. Балет «Кармен-сюита» [Видео]

Блок А. Цикл «Кармен». [Сайт]. - http://er3ed.qrz.ru/index.htm?blok-carmen.htm

Иллюстрации портретов Кармен. [Сайт]. - http://arts-all.ru/otechestvennye-xudozhniki/vrubel-karmen.html

Цветаева М. Стихи о любви. Библиотека поэзии. [Сайт].- hyyp://cvetaeva.ouc.ru/karmen.html

«Образ Кармен в разных видах искусства» урок музыки 7 класса Тема 3 четверти: «Взаимопроникновение музыки легкой и серьезной». Тема урока: «Образ Кармен в разных видах искусства». Цель урока: познакомить учащихся с образом Кармен, как он воплощался в новелле Проспера Мериме, в опере французского композитора Ж.Бизе и в балетных сценах Р.К. Щедрина «Кармен - сюита». Форма урока: диалог, сообщения. Организация учебно-воспитательного пространства: магнитофон, пианино, фонохрестоматия, аудиокассеты, компьютер, проектор, слайды из балета «Ромео и Джульетта», тема записана на доске в форме эпиграфа. Музыкальный материал: С.С.Прокофьев балет «Ромео и Джульетта» часть «Джульетта - девочка». Ход урока. Организация входа. Музыка из к/ф «Жестокий романс» «А на последок я скажу». Учитель: Знакома ли музыка и о чем она повествует? Ученики: Из к/ф «Жестокий романс», рассказывает о любви. Учитель: Итак, продолжаем разговор о любви… (обращение к эпиграфу) Прочтем эпиграф. Ученики зачитывают: И кровь бросается в ланиты, И слезы счастья душат грудь, Перед явленьем Карменситы. А. Блок Учитель: Что мы знаем о Кармен? Сообщение: Цикл стихов А.Блока был навеян музыкальным образом Кармен, созданным французским композитором Жоржем Бизе (XIX в.), в его опере на сюжет Проспера Мериме (французского писателя). Учитель: Верно. Новеллу «Кармен» П.Мериме написал после посещения им Испании, и она предстала в его произведении, как страна, где живут люди, поражающие страстью, свободолюбием и необузданностью своих чувств. Обратимся к сюжету этой удивительной новеллы (зачитывает эпиграф). Всякая женщина - зло: Но дважды бывает хорошей: Или на ложе любви, Или на смертном одре. Паллад. Сообщение: Повествование ведется от 1 лица. (Рассказ Хозе) Бандит Андализии Хозе Наварро (обещали 200 дукатов за его голову). Баск и чистокровный христианин. Хотели сделать из него священника, но учился плохо. Слишком любил играть в мяч, это погубило. Поступил в кавалерийский полк. Выучился военному делу. Сделался ефрейтором, но назначили в караул на севильскую табачную фабрику (400 - 500 женщин). Увидел Кармен. «Вот цыганка» (портрет). На ней была очень короткая красная юбка, позволяющая видеть белые шелковые чулки, довольно дырявые и хорошенькие туфельки красного сафьяна, привязанные лентами огненного цвета. Заигрывали мужчины, отвечала, строя глазки и подбочись бесстыдно, как могла быть только цыганка. Она заговорила с Хозе, бросила цветок акации между глаз. Через 2 - 3 часа сообщили, что убита женщина. Раненая похвасталась, будто у нее столько денег в кармане, что она может купить осла на трианском рынке. «Вот как», - заметила Кармен, у которой был острый язычок. Так тебе мало метлы? Та назвала Кармен крестницей сатаны. Распишу щеки как шахматную доску. Потом начинает чертить на лице Андреевские кресты. Послали их в город, в тюрьму. Помог бежать. Его посадили в тюрьму. Она пыталась ему помочь бежать, но он отказался. После освобождения назначили на дежурство, поставили на часы как простого солдата. Задето самолюбие. На часах у дверей полковника вторая встреча с Кармен. «Ты мой ромми, а я твоя роми». При расставании сказала: «Ты что негр, чтобы тебя водили на веревочке? Ты канарейка и сердце у тебя цыплячье. Я тебя немного люблю. Прими цыганский закон». Она связана с контрабандистами, вовлекает и его. Нрав у Кармен, как погода в наших краях. Застал ее с поручиком полка. Убивает молодого поручика и невольно примыкает к кругу Кармен. Они бегут. Хозе был ранен в голову. Шайка из 8 - 10 человек. Гарсия Кривой (муж Кармен) освобождает его. Противный чудовище, жестокий. Попали в засаду. Гарсия убивает зверски раненого своего человека. Праздник в Кордове. Бой быков. Лукас сорвал с быка кокарду и поднес к Кармен. Она приколола ее к волосам. «Я буду с тобой до смерти, но жить с тобой не буду. Любила одну минутку и Лукаса, и тебя. Теперь больше никого не люблю». Финал печален. Хозе убивает Кармен. Учитель: под влиянием композитора известные либреттисты Мельяк и Галеви существенно изменили характер произведения Мериме. Из мрачных цыганских притонов и диких горных ущельев они вывели действие оперы на улицы и площади, заполненные народом. Кармен - воплощение вольнолюбия и женского обаяния. Либреттисты подчеркнули цельность ее характера. Если в последней сцене на вопрос Хозе, любит она Лукаса или нет - «Один миг, а теперь нет», то в опере Кармен восклицает: «Да, люблю и за любовь умру!» Хозе в новелле - человек сильной воли и безумной отваги, устраняет препятствия ударом ножа. У Бизе - это человек прямой, глубоко чувственный, но слабовольный. Бизе вводит новые персонажи: тореадор Эскамильдо и нежная Микаэлла (идеал счастья для Хозе). Так в опере Бизе возникли характеры людей простых. Учитель: Ребята, кто мне попытается раскрыть особенности оперы Бизе «Кармен»? Ученики: Новаторство. Сообщение. Оперная сцена XIX в. Не знала такой поразительной в своей правдивости героини как Кармен. Буржуазная мораль - за брак по расчету. Композитор провозгласил, что люди могут быть связаны только узами взаимной любви. В выборе сюжета, в его трактовке Бизе проявил себя ярким новатором. Интерес к цыганской музыке. Это: Симфония - кантата «Васко да Гама» Неоконченная опера «Сид» Обработка цыганских песен Не был в Испании, но музыка пронизана ароматами испанской музыки. Три подлинно народных мотива: «Хабанера» - мелодия кубинской песни. Кастаньетное подчеркивание ритма Гитарные формулы сопровождения Ритмы испанских танцев болеро сегидильи. Образ Кармен дается в песне и танце (связь с народом Испании). Учитель: Благодарит за сообщение. «Хабанера» из оперы «Кармен» Ж. Бизе - слушание. После небольшого анализа, учитель обращает внимание на то, что этот образ в опере потом драматизируется. Сцена смерти на фоне блестящего жизнерадостного марша. Трагическое и светлое неразрывно переплетается. А.Блок: «Все - музыка и свет: нет счастья, нет измен… Мелодией одной звучит печаль и радость…» Последний дует Хозе - полон отчаяния. Публика приняла (нужны веселые развлечения). 1875: скончался Бизе. 1878: опера ставилась в Петербурге,Максакова, Обухова соврем - И.Архипова, В.Образцова. «Кармен» - одна из вершин французской музыки -объединил элементы реалистичной, бытовой, лиричной оперы. Учитель: Кто еще обращался к образу Кармен? Сообщение: Данью преклонения перед творением Бизе явилась и современная интерпретация музыки оперы в балете Р.К.Щедрина. Музыка зазвучала по-новому, а образ Кармен ярче засверкал благодаря исполнительнице главной роли - Майи Плисецкой. Дал обобщенное понятие рокового начала в «Кармен-сюите». Вопросы перед прослушиванием музыки: Дать самостоятельно название фрагментам. Какие страницы новеллы напоминают «Вступление»? «Выход Кармен «Хабанере» слушание «Гадание» После прослушивания отвечают на вопросы, обмениваются впечатлениями. Учитель: Подводим итоги урока. Завершает вопросом: «А есть ли сейчас современные Кармен?» (Ответы) Под музыку Р.К. Щедрина «Кармен - сюита» - уходят с урока.

25 октября 1838 года родился французский композитор Жорж Бизе , навсегда вошедший в историю благодаря своей знаменитой опере «Кармен». Однако образ молодой свободолюбивой красавицы-цыганки настолько пришелся зрителям по душе, что Кармен со временем «проникла» во многие области искусства – и не только искусства: в честь героини назвали даже астероид, открытый в 1905 году.

Жорж Бизе. Фото: Commons.wikimedia.org

Литература

Именно в литературе зародился образ Кармен – Карменситой звали непокорную цыганку, которая отказалась покориться любящему ее мужчине и поплатилась за это жизнью. Придумал персонажа Проспер Мериме – есть предположение, что вдохновила его на это пушкинская поэма «Цыганы».

Галли-Марье - первая исполнительница партии Кармен. Фотография студии Надара Фото: Commons.wikimedia.org

Однако образ героини с удовольствием подхватили и другие артисты – художники, режиссеры, композиторы. У Александра Блока есть одноименный цикл из 10 стихотворений.

Бушует снежная весна.

Я отвожу глаза от книги...

О, страшный час, когда она,

Читая по руке Цуниги,

В глаза Хозе метнула взгляд!

Насмешкой засветились очи,

Блеснул зубов жемчужный ряд,

И я забыл все дни, все ночи,

И сердце захлестнула кровь,

Смывая память об отчизне...

А голос пел: Ценою жизни

Ты мне заплатишь за любовь!

Также о цыганке писали Николай Гумилев и Марина Цветаева .

Музыка и театр

Бессмертная опера Жоржа Бизе до сих пор является одной из самых популярных в мире: только в России она с успехом шла в Мариинке и Большом, в Оперном театре Станиславского и Театре оперы и балета им. Кирова.

Диана Вишнева в хабанере из балета «Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина во время торжественного гала-концерта, посвященного открытию «Новой сцены» Мариинского театра. Фото: www.russianlook.com

Также существует «Кармен-сюита» - одноактный балет на музыку Бизе в оркестровке Родиона Щедрина , и многочисленные интерпретации на тему романа Мериме.

Живопись

Художников интересовал не только образ самой Кармен, страстной и порочной, – они также охотно изображали актрис, исполняющих ее партию. Например, у Врубеля есть «Портрет Т. С. Любатович в роли Кармен», а у Эдуарда Мане Эмилии Амбр .

Эдуард Мане. Эмилия Амбр в роли Кармен Фото: Commons.wikimedia.org

Кино

Кинематограф тоже не смог обойти стороной цыганку: существуют художественные фильмы о ней, а также экранизации оперы и балета и даже мультфильм. А по постановке «Кармен-сюиты» в Советском Союзе дважды сняли ленты (оба раза в главной роли была блистательная Майя Плисецкая ).

Мною создана презентация на тему "Образ Кармен в искусстве".Цель презентации: продемонстрировать учащимся, как яркий образ Кармен,созданный П.Мериме,нашел воплощение в поэзии, в балетных постановках и на оперной сцене; познакомить учащихся с лучшими исполнителями балетных и оперных партий Кармен, со стихами А. Блока, М.Цветаевой, Т. Готье, Г. Лорки, посвященными Кармен. Красочным дополнением к презентации является музыка Ж. Бизе, испанский танец "сегидилья" и кубинский танец "хабанера".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Образ Кармен в искусстве Презентация концертмейстера Фроликовой Л.А. Хореографический коллектив «Карамельки» Дом детского творчества Красносельского р-на Санкт- Петербург 2017 год

В сякая женщина - зло; но дважды бывает хорошей - Или на ложе любви, или на смертном одре. Паллад

В мировой культуре существует ряд образов, значение и смысл которых не исчерпывается какой-то конкретной исторической эпохой. Впервые появившись в испанском фольклоре он лег в основу новеллы П. Мериме, оперы Ж. Бизе, балета - Кармен-сюита - на музыку Бизе в оркестровке Р. Щедрина, стихов Т. Готье, А. Блока, М. Цветаевой, Г. Лорки… Одним из таких является образ цыганки Кармен.

В новелле «Кармен» П. Мериме предстала Испания. Здесь живут люди, поражающие страстью, свободолюбием и необузданностью своих чувств … Одна из них Кармен, не знающая предела в чувствах и ограничений свободолюбивому духу… Сегодня она любит одного, завтра другого. Её всегда окружает толпа поклонников, но ей интересен тот, кто не обратил на нее внимания … Проспер Мериме

Композитор Ж.Бизе в опере «Кармен» (1874 г), мастерски раскрыл образ простой цыганской девушки, работающей на папиросной фабрике. Страстная и своенравная. Она предпочла смерть подчинению чужой воле … Испанский танец c егидилья, кубинская хабанера ярко подчеркивают черты гордой и независимой Кармен … Жорж Бизе

Среди мировых звезд оперного искусства каждый может найти свою Кармен. Меццо-сопрано Мария Максакова, Ирина Архипова,Тамара Синявская, Елена Образцова, Елина Гаранча, Мария Каллас …

« « Кармен-сюита» Р.К.Щедрина - современная интерпретация музыки оперы в балете. Образ Кармен ярче засверкал благодаря исполнительнице главной роли – Майи Плисецкой.

Светлана Захарова – прима-балерина Большого театра в образе Кармен.

* * * Среди поклонников Кармен, Спешащих пёстрою толпою, Её зовущих за собою, Один, как тень у серых стен Ночной таверны Лиллас-Пастья, Молчит и сумрачно глядит, Не ждёт, не требует участья, Когда же бубен зазвучит И глухо зазвенят запястья … Ц ентральная формула Блока-вселенная во мне, получила в Кармен наиболее полное, художественно совершенное выражение …

«Кармен» М.Цветаева. Божественно, детски-плоско Короткое, в сборку, платье. Как стороны пирамиды От пояса мчат бока. Какие большие кольца На маленьких темных пальцах! Какие большие пряжки На крохотных башмачках! А люди едят и спорят, А люди играют в карты. Не знаете, что на карту Поставили, игроки! А ей - ничего не надо! А ей - ничего не надо! - Вот грудь моя. Вырви сердце - И пей мою кровь, Кармен! .. Здесь молодая поэтесса отождествляет себя с обольстительной Кармен … * * *

У Теофиля Готье Кармен предстает выражением безграничной женской власти над миром мужчин. * * * Кармен худа - коричневатый Глаза ей сумрак окружил, Зловещи кос её агаты, И дьявол кожу ей дубил. Урод - звучит о ней беседа, Но все мужчины взяты в плен. Архиепископ из Толедо Пел мессу у её колен. Над тёмно-золотым затылком Шиньон огромен и блестящ, Распущенный движеньем пылким, Он прячет тело ей, как в плащ… Теофиль Готье

И все-таки вопросы - Кто же эта Кармен? Чем же она была такой особенной? Почему многочисленные актрисы мечтают сыграть ее роль, а женщины хотят чем-то быть похожими на нее? – остались открытыми …

Федерико Гарсиа Лорка. ТАНЕЦ Танцует в Севилье Кармен у стен, голубых от мела, и жарки зрачки у Кармен, а волосы снежно-белы. Невесты, закройте ставни!

Змея в волосах желтеет, и словно из дали дальней, танцуя, встает былое и бредит любовью давней. Невесты, закройте ставни!

Пустынны дворы Севильи, и в их глубине вечерней сердцам андалузским снятся следы позабытых терний. Невесты, закройте ставни!