Опыт и ошибки шолохов. Потери, ошибки, обретения и надежды Григория Мелехова (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»). Честь и бесчестие

Жизнь – долгий путь к совершенству. Каждый проходит его самостоятельно. А значит, самостоятельно взрослеет, знакомится с теми изменениями, которые происходят внутри человека, познаёт мир с его непредсказуемым, как движение атмосферных масс, ходом истории. Но человечество никак не хочет учиться на ошибках предыдущих поколений, и упорно снова и снова наступает на те же грабли.

Мучительно долго создавался роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Трагическая история нескольких поколений одной семьи, попавшей в водоворот страшных разрушительных событий, даёт представление о тех ошибках, которые ведут к краху, смертельному исходу почти всех членов фамилии Мелеховы. Толковый словарь даёт понятие слову ошибка:

непреднамеренное отклонение от правильных действий, поступков, мыслей.

Мне кажется, в этом определении главное слово «непреднамеренное». Никто не хочет совершать ошибки специально, назло всем и всему. Чаще всего, человек, совершая ошибку, уверен в своей правоте. Так поступает Григорий Мелехов. На протяжении всего романа он делает всё как-то «не по уму». Против разумного, логического отказа от любви к замужней Аксинье, он добивается ответного чувства:

Он упорно, с бугаиной настойчивостью, её обхаживал.

Когда отец решает женить сына на девушке из состоятельной семьи, не испытывая к Наталье никаких чувств, только подчиняясь воле Пантелея Прокофьича, Григорий совершает ещё одну ошибку. Возвращаясь к Аксинье, затем её бросая, возвращаясь к Наталье, мечется Григорий между двух по-разному любимых женщин. Ошибка оканчивается трагедией для обеих: умирает от аборта одна, погибает от пули другая. Так и в определении своего пути в революции: ищет он гармонии, высшей правды, истины, но нигде не находит их. И переход от красных к казакам, а затем и к белым, новый переход к красным тоже не приносит ему ни свободы, ни справедливости, ни гармонии. «Блажен, кто посетил наш мир его в минуты роковые», - сказал когда-то Ф.И.Тютчев. Григорий – святой в солдатской шинели – великий воин, так страстно желавший мира, но не нашедший его, потому что такая уж ему досталась доля…

А вот герой романа А.С.Пушкина Евгений Онегин приобрёл богатый опыт в общении с девушками, женщинами. «Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать…» - и всегда добиваться поставленной цели. Вот только опыт сыграл с ним злую шутку. Встретив настоящую любовь, он не дал «привычке милой» ходу, «свою постылую свободу» он потерять не захотел. И Татьяна вышла замуж за другого. Онегин, не найдя в светской даме скромной деревенской девушки, прозрел! Попытка вернуть Татьяну заканчивается для него крахом. А он был так уверен в себе, в правильности своих поступков, своего выбора.

От ошибок не застрахован никто. Проживая свою жизнь, мы будем совершать ошибки снова и снова. А когда наберёмся опыта, может быть, потеряем всякий интерес к жизни. Каждый делает свой выбор самостоятельно: сознательно совершает очередную ошибку или тихо сидит в своём убежище и спокойно наслаждается опытом…

Григорий Мелехов - главный герой романа М. Шолохова *Тихий Дон». Сквозь войны и революции проходит его жизненный путь. Это один из самых сложных характеров, созданных М. Шолоховым, и одновременно один из самых богатых - в смысле напряженных противоречий, бесконечных поисков правды, потерь и обретений в этих поисках.

В юности судьба Григория складывается как будто сама собой. Он участвует во всех хуторских забавах, например, в скачках. Но столь же ограничен и естественен для Григория тяжелый крестьянский труд. Сноровисто собирается он на сенокос, слушает, как поет его коса в луговых травах. Гармония с окружающим миром и с самим собой - таково состояние героя в первых главах романа: «Григорий долго стоял у воды. Прелью сырой и пресной дышал берег. С конских губ ронялась дробная капель. На сердце у Григория сладостная пустота. Хорошо и бездумно». Последние слова в приведенном отрывке выражают устойчивость того мира природы, труда и традиции, в котором живет герой.

Любовь к Аксинье потрясает этот устойчивый мир. Даже женитьба на Наталье, попытки порвать с Аксиньей не уничтожают эту незаконную любовь. В отстаивании этого чувства проявляется внутренняя самостоятельность, решительность героя. И с этого момента его метания между белыми и красными осложняются еще и метаниями между Аксиньей и Натальей, каждую из которых он по-своему любит.

Почему же Григорию Мелехову так трудно жить? Почему никак не может он примкнуть ни к белым, ни к красным? Попав в госпиталь после ранения, с мукой и болью спрашивает он у коммуниста Гаранжи: «Войне как укорот дашь? Как ее уничтожишь, раз извеку воюют».

Этот вопрос по своей масштабности равносилен гамлетовскому: «Порвалась дней связующая нить - как мне обрывки те соединить?» Во времена революций, войн герой ищет ответа на вопросы о социальной справедливости, о мире, в котором не будет ни жестокости, ни крови. Он бьется над неразрешимыми вопросами. Может ли быть построен мир на началах равенства, братства и спр

Аведливости? Или в мире правит жестокая эгоистическая мораль: «У каждого своя правда, своя борозда»? В своем прозрении Григорий оказывается выше своего времени, потому что он ищет те начала, которые противостояли бы хаосу и разрушению, жестокости и крови.

На своем жизненном пути Григорий сталкивается со множеством чужих правд: человеконенавистничество Чубатого, большевизм Гаранжи и Подтелкова, сепаратизм Изварина. С глазами, полными муки и страдания, Григорий Мелехов спрашивал: есть ли единственно верная дорога, по которой нужно идти? И часто не мог ответить себе на этот вопрос: «Хотелось отвернуться от всего

бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет».

Постоянно ощущает Григорий неправедность окружающей его действительности и чувствует себя виноватым во всем: «Неправильный у жизни ход, и может, и я в этом виноватый», - говорит Григорий Наталье. Ответственность за ход истории, за направление и ход происходящих событий - таково главное обретение Григория.

Потеряв Аксинью, Григорий Мелехов остался совершенно одиноким. Однако именно в этот момент возникает надежда на лучшее, на то, что жизнь можно начать сначала: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». Дом, сын, земля - вот подлинная связь героя с миром, и именно она обретается в результате всех жизненных метаний героя.

В романе М. Шолохова «Тихий Дон» катастрофическая реальность начала XX века осмыслена во всей ее сложности, исторической обусловленности, во всех ее суровых закономерностях. Роман учит видеть в каждом человеке явление эпохи, познавать закономерности в кажущемся хаосе и гуле времени.

Главный герой романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» Гри­горий Мелехов - трагическая фигура переломной для России эпохи. Обычно его историю рассматривают как поиск мирного счастья и ме­тание от красных к белым, затем в банду Фомина, а затем - попытки уйти ото всех к другой жизни. Но этим не исчерпывается сущность его характера. Прежде всего, он обладает ярко выраженным стремле­нием к свободе в своих поступках и решениях. Его любовь к Аксинье, невозможная по правилам общественной морали, в конце концов ста­ла для него настолько важной, что он, казак, уходит из родного дома в батраки, в имение Листницкого. Какую надо было иметь сильную во­лю, чтобы пренебречь общественным мнением и совершить невоз­можный для казака поступок, позорящий его в глазах всего хутора.- Но счастье с любимой женщиной оказалось для него важнее и доро­же. Многое перестрадав, повидав войну и насилие, Григорий, каза­лось бы, привык к этой жизни. Но он не «человек войны», в отличие от Митьки Коршунова и Кошевого, которым естественна стихия

борьбы с ее «крайностями» и беспощадностью. Он устал от войны, он осознает бесплодность выбора между двумя лагерями - красных и белых. Он подмечает то, к чему другие равнодушны: Штокману он говорит о неравенстве среди красноармейцев - комиссар «весь в ко­жу залез», а «Ванек» в обмоточках, ему и на ботинки не хватает, а ведь это только начало новой власти, «а укрепятся они - куда равен­ство денется?» Но таким же чужим, необразованным мужиком «от сохи» он чувствует себя и среди белых офицеров. И в итоге он, раз­рушитель устоев семьи, когда-то способный бросить все и уйти с чу­жой женой на чужие хлеба, становится защитником и ревнителем идеи дома, семьи, домашнего очага. Он понимает, что Россия ищет новой судьбы - и не жалеет о Николае II, «хреновом царе», отказав­шемся от власти, не сочувствует генералам, возглавляющим Белое движение - по его мнению, они «слепцы», ничего не знающие о на­роде. Для Григория главным становится возвращение к самому себе, к истокам жизни, к родной степи, песням, беседам с матерью, к заботе о детях. Все самое ценное, что остается ему в жизни, - это любовь к Аксинье. И не случайно, когда он хоронит ее, сраженную шальной пулей, он видит над собою, подняв глаза, черный ослепительный диск солнца в черном небе. И последняя ценность его - сын, с которым он видится на берегу Дона, возле родного дома. Финал романа открыт, но он не снижает трагизма судьбы героя, его обреченности перед бу­дущим.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Итоговое сочинение по литературе

    • «Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград» (М. Горький) (226)

      Итоговое сочинение о материнской доброте. Материнское сердце... Сколько счастливых и горьких минут пришлось тебе пережить! Первый крик новорождённого, первое слово «мама», пер­вые шаги, первые...

    • «Ещё народу русскому пределов не поставлено - пред ним широкий путь» (Н. А. Некрасов) (325)

      Итоговое сочинение о жизненной силе русского народа, обусловившей правильный выбор героев в тяжёлых ситуациях. Жизненный путь... Каким он должен быть?.. Как кажется прямым и без ухабов. Однако такое...

    • «О времена, о нравы!» (Марк Туллий Цицерон) (261)

      Итоговое сочинение о проблеме зависимости личности от времени и существующих традиций. Время... Что это за сила, главенствующая над человеком и диктующая ему свои порядки? Мно­гим людям...

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема взаимоотношений родителей и детей (187)

      Конфликт поколений: Каба­ниха и Дикой (родители) - Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколение живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям....

    • А.Н. Островский «Гроза». Проблема нравственного выбора (196)

      Катерина - сильная и яркая личность, способная пойти на открытый конфликт с «тёмным царством». Кате­рине претит насилие и ду­ховная несвобода, которая её окружает. Она стремится...

    • А.П. Чехов и его творчество. Итоговое сочинение (266)

      А. П. Чехов... Это личность, значимость кото­рой признана не только у нас в стране, но и за рубе­жом. На протяжении многих десятков лет интерес к творчеству писателя имеет...

    • А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема взаимоотношения поколений (225)

      В комедии изображаются два поколения - старшее (эпохи Екатерины II) и мо­лодое (эпохи Александра I). Старшее поколение - кон­серваторы, рисуются сатири­ческими красками...

    При написании сочинения на тему Опыт и Ошибки в романе Тихий Дон стоит начать с того, что вся наша жизнь — это череда ошибок и опыта. Как это часто бывает, но мы учимся на собственных ошибках, не желая прислушиваться к другим. Но бывает так, что пойдя по пути указанному родителями, послушав их совет, жалеешь всю жизнь.

    Так происходит и в романе Тихий Дон.

    Григорий, послушав отца и его совет, женится не на любимой девушке Аксинье, тем самым обретает себя и своих близких на несчастье.

    Его отец, Пантелей Прокофьевич, гнался за богатством и расположением в обществе, тем самым он обрез сына на мучения и душевные терапия.

    Григорий не смог отказаться от любимой женщины, в результате чего он остатся один, его женщины гибнут.

    Роковая ошибка стоит жизни другим, а он обречен на одиночество.

    Эту же нерешительность мы наблюдаем и в том, что он не может примкнуть ни к белым, ни к красным…

    Роман учит нас следовать своему выбору, быть честным с собой, ведь за частую от нашей нерешительности и наших ошибок страдают другие.

    Чтобы написать итоговое сочинение Опыт и Ошибки в романе Тихий Дон, нужно обратится к судьбе Григория Мелехова, который по воле отца предал свою любовь Аксинью и женился на девушке из богатой семьи Наталье.

    Конечно в данном случае не только Григорий совершил эту ошибку, но и его отец Пантелей Прокофьевич, но как бы то ни было такая ошибка привела к одиночеству Григория.

    После всего, что с ним произошло он обрел жизненный опыт и понял, что главное в жизни — это его сын, дом в котором он живет и его земля.

    А все остальное временно и ненадежно.

    Григорий хотел точно знать верную дорогу, но слушал других, а не себя, поэтому своей верной дороги почти всю жизнь и не видел.

    Наша жизнь — долгий путь к совершенству. И совершенствуемся мы на ошибках. Хорошо, если это ошибки других людей, и мы на них учимся. Но чаще, всего, это наши ошибки.

    Никто из нас не хочет совершать ошибки преднамеренно, всем назло. Совершая их мы не считаем их ошибками.

    Так и Григорий Мелехов из романа Михаила Александровича Шолохова Тихий Дон.

    Мучительно долго создавался роман о нескольких поколениях семьи, попавшей в водоворот бушующих событий, совершающих ошибки, которые ведут к постепенному вымиранию всего рода Мелеховых.

    Григорий совершает ошибку за ошибкой и только к концу жизни совершенные ошибки добавили ему жизненного опыта.

    В данном романе, который посвящен казачьему быту, тема опыта и ошибок, по большей мере, конечно касается любви и брака. Причем хочу отметить, что сам автор произведения, эти понятия разделяет, но опыт и ошибки как следствие того, что у главного героя, в дебюте создания семьи его нет, в конечном итоге, рушат его жизнь.

    Первое на чем заостряет внимание автор, это конечно на роли родителей, так как в дебюте создания семьи, когда их дети, еще не достаточно искушены и колеблются, они давят и принимают решение за них. В этом романе, конечно не просто люди, а казаки, но проблемы, у них все те же. Причем стоит отметить, что их нравы, как и в обычных гражданских семьях, как современного, так и более ранних поколений, но относящихся к гражданской прослойке населения, так же устремлены в сторону выгодной партии именно в материальном плане. Это конечно говорит о том, что люди везде одинаковые и пороки у них следовательно, одни и те же.

    Все это вопиющие безобразие и самодурство отца, коснулась главного героя этого произведения Григория, отец которого Пантелей Прокофьевич, выдал его по расчету и тем самым не только разрушил счастье в личной жизни, но и сломал его как личность.

    Надлом его как личности, проявляется в его крайней нерешительности и неопределенности. Да, он любит одну, а женат на другой, но при этом он бегает от одной женщины к другой. Они же, оставаясь для него в пределах досягаемости и принимая, ждут, что он как настоящий мужчина, сделает выбор.

    Однако, даже несмотря на ту любовь, которую главный герой, якобы испытывает к Аксинье, он так и не может, сделать себя счастливым и уйти от своей жены, Натальи.

    В итоге, обе женщины погибают, а он остается один и уходит в тень. Безусловно, их гибель, дает понять, что такой колеблющийся человек, есть по сути предатель, так как он пользуется обоими женщинами и при этом, создавая треугольник порочности, делает несчастным всех его участников.

    Шолохов словно показывает, что такие слабости души и характера, несмотря вроде бы на мужество в бою, которое демонстрировал главный герой, обрекут его и любого человека, на дальнейший распад в личностном плане и на глубокое забвение и одиночество.

    Тему Опыт и ошибки в романе Тихий Дон можно раскрыть на примере Григория Мелехова и его отца.

    Пантелей Прокофьевич решил женить Григория на богатой невесте, но чем закончился этот брак. Такой брак иначе как ошибкой не назовешь.

    Жизнь Григория Мелехова тоже полна ошибок, вместо того, что бы жить с законной супругой, его тянет к Аксиньи и опять же все заканчивается плохо, погибает и одна и вторая.

    Не думаю, что Пантелей Прокофьевич хотел такой судьбы своему сыну.

    Начать сочинение можно с эпиграфа — высказывания Эрнеста Хемингуэя:

    В романе Шолохова Тихий Дон сложная жизненная философия. Каждому человеку в его жизни дается возможность обретать свой опыт, мерой прохождения которого является его взросление как личности.

    Немаловажная роль в становлении детей возлагается на родителей, которые своим влиянием дают детям установку на всю жизнь. Очень важно дать юному поколению возможность проявить свой выбор, помогая советами и своим родительским авторитетом, однако — не путем давления и родительской авторитарности. С самого начала за Григория Мелехова выбор жены для него был сделан его отцом. Как оказалось впоследствии, этот выбор не дал счастья сыну: всю жизнь он мечется между женой и любимой женщиной, делая несчастными как самих женщин, так и своих детей.

    После гибели любимых женщин Григорий чувствует опустошенность и горечь своей разрушенной жизни. Как это часто случается, неудача в личной жизни тянет за собой неудачу в социуме: человек все более становится одиноким и чувствует свою ненужность окружающим.

Разделы: Литература

План урока.

  1. История рода Мелеховых. Уже в истории рода закладывается характер Григория.
  2. Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром (именно Григорий, а не Петр явл-ся продолжателем рода “турок” – Мелеховых.)
  3. Отношение к труду (дом, имение Листницких Ягодное, тоска по земле, восемь возвращений домой: все возрастающая тяга к родному дому, хозяйственность.
  4. Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны (долг, принуждение, бессмысленная жестокость, разрушение). Григорий никогда не воевал со своими казаками, ни разу не описывается участие Мелехова в междоусобной братоубийственной войне.
  5. Типичное и индивидуальное в образе Григория. (почему Мелехов возвращается домой, не дождавшись амнистии?)
  6. Точки зрения писателей и критиков на образ Григория Мелехова

I

В критике до сих пор не прекращаются споры о сущности трагедии Григория Мелехова.

Сначала было мнение, что это трагедия отщепенца.

Он, мол, пошел против народа и потому растерял все человеческие черты, стал одиноким волком, зверем.

Опровержение: отщепенец не вызывает сочувствия, а над судьбой Мелехова плакали. Да и не стал Мелехов зверем, не потерял способности чувствовать, страдать, не потерял желание жить.

Другие объясняли трагедию Мелехова заблуждением.

Здесь было верно, что Григорий, согласно этой теории, нес в себе черты русского национального характера, русского крестьянства. Далее говорили, что он наполовину собственник, наполовину труженик. /цитата Ленин о крестьянине (ст. о Л. Толстом))

Вот и Григорий колеблется, но в конце концов заблудился. Его надо поэтому и осудить, и пожалеть.

Но! Григорий путается не из-за того, что он собственник, а из-за того, что в каждой из воюющих сторон не находит абсолютной нравственной правды, к которой он стремится с присущим русским людям максимализмом.

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни:

  • На рыбалке
  • С конем у водопоя
  • В любви,
  • Сцены крестьянского труда

Ц: “Ноги его уверенно топтали землю”

Мелехов слит с миром, является его частью.

Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни.

2) Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей:

  • Последняя встреча Григория с Натальей (ч.VII гл.7)
  • Смерть Натальи и связанные с ней переживания (ч.VII гл.16-18)
  • Смерть Аксиньи (ч.VIII гл.17)

3) Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее , у него отзывчивое на впечатления жизни сердце . В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким строкам:

  • На сенокосе Григорий нечаянно подрезал ********* (ч.I Гл.9)
  • Эпизод с Франей ч.2 гл.11
  • Суета с убитым австрийцем (ч.3 гл.10)
  • Реакция на известие о казни Котлярова (ч.VI)

4) Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру , Григорий проявил себя как человек, способный на поступок.

  • Драка со Степаном Астаховым из-за Аксиньи (ч.I гл.12)
  • Уход с Аксиньей в Ягодное (ч.2 гл.11-12)
  • Столкновение с вахмистром (ч.3 гл.11)
  • Разрыв с Подтелковым (ч.3 гл.12)
  • Столкновение с генералом Фицхалауравым (ч.VII гл.10)
  • Решение, не дожидаясь амнистии, вернуться в хутор (ч.VIII гл.18).

5) Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи (ч.VI гл.21,28)

Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.

6) Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом.

Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков.

“Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.

7) Но слишком крепко в Григории народное начало , чтобы не сохраниться в его душе. Стоило Мелехову во время охоты оказаться на своей земле, как весь азарт пропал, а в душе втрепенулось вечное, главное чувство.

8) Эта пропасть м/у стремлением человека к сожалению и разрушительными тенденциями эпохи расширилась и углубилась на первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды)

Но! Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”

9) Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям. И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны.

Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался.

“Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.

10) Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания, Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.

11) Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями.

Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”

12) И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям . Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)

13) Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал , по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими , а находился на польском фронте.

В VIII ч. Очерчен идеал Григория: “Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”

Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи .

15) Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина.

Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.

16) Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины.

“Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери).

“Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”.

В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни.

В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”

Мнение критиков о финале.

Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен.

Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.

Вывод

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.

“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)

  1. Портрет, характер Аксиньи. (ч.1 гл.3,4,12)
    Зарождение и развитие любви Аксиньи и Григория. (ч.1 гл.3, ч.2, гл.10)
  2. Дуняша Мелехова (ч.1 гл.3,4,9)
  3. Дарья Мелехова. Драматичность судьбы.
  4. Материнская любовь Ильиничны.
  5. Трагедия Натальи.