Особенности характера Жульена Сореля, главные этапы его жизни. Реферат: по истории зарубежной литературы «Этапы развития характера Жюльена Сореля Жюльен поднес его к глазам и увидал

Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной литературы и журналистики

Реферат по истории зарубежной литературы

«Этапы развития характера Жюльена Сореля»

Преподаватель Л. Г. Михайлова

Москва – 2005

Хроника XIX века - гласит подзаголовок к «Красному и черному». Приведя Жюльена Сореля, сына плотника - вчерашнего крестьянина, во враждебное соприкосновение с жизнеустройством однажды
уже сметенной и снова ухитрившейся продлить свои дни монархической
Франции, Стендаль создал книгу, трагедийность которой - трагедийность самой пореволюционной истории. Уже название романа подчеркивает основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром.

Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Сын крестьянина, имеющего лесопилку, должен был работать на
ней, как и его отец, братья. По своему социальному
положению Жюльен - рабочий (но не наемный); он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но
и в своей семье этот талантливый плебей с «поражающе
своеобразным лицом» - словно гадкий утенок: отец и
братья ненавидят «щуплого», бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик.
А в нем таится и клокочет огромная энергия - сила
ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, «не-
истовой чувствительности». Его душа и воображение-
пламенные, в глазах его - пламя.

Жюльен Сорель - это ожесточенное классовое
сознание.
В замке г-на де Реналя в Верьере, как и
в салоне г-на де Ла Моля в Париже, это плебей,
который всегда начеку, который чувствует себя
униженным какой-нибудь улыбкой, раненным
каким-нибудь словом. Жюльен твердо знает: он живет в стане врагов. Поэтому он озлоблен, скрытен и всегда насторожен. Никто не знает, как ненавидит он высокомерных богачей: приходится притворяться. Никто не знает, о чем восторженно мечтает он, перечитывая любимы книги - Руссо и «Мемориал острова святой Елены» Лас-Каза. Его герой, божество, учитель – Наполеон, лейтенант, ставший императором. Его стихия – героика подвигов. И все же, подобный львенку среди волков, одинокий, он верит в свои силы – и больше ни во что. Жюльен – один против всех. И в своем воображении он побеждает врагов как Наполеон.

У Сореля есть свой собственный, независимый от господствующей
морали свод заповедей, и только им он повинуется неукоснительно.
Свод этот не лишен отпечатка запросов плебея-честолюбца, но запрещает строить свое счастье на бедах ближнего. Он предписывает ясную
мысль, не ослепленную предрассудками и трепетом перед чинами, главное, смелость, энергию, неприязнь ко всякой душевной дряблости,
как в окружающих, так и особенно в самом себе. И пусть Жюльен вынужден сражаться на незримых комнатных баррикадах, пусть он идет
на приступ не со шпагой в руке, а с изворотливыми речами на устах,
пусть его подвиги лазутчика в стане неприятеля никому, кроме него
самого, не нужны - для Стендаля это геройство, искаженное и постав
ленное на службу сугубо личному преуспеянию, все же отдаленно
сродни тем патриотическим доблестям, что были присущи некогда санкюлотам-якобинцам и солдатам наполеоновского войска. В бунте стен-
далевского выходца из низов немало наносного, но здесь нельзя не
различить здоровую в своих истоках попытку сбросить социальные и
нравственные оковы, обрекающие простолюдина на прозябание. И Со-
рель ничуть не заблуждается, когда, подводя черту под своей жизнью
в заключительном слове на суде, расценивает смертный приговор ему
как месть обороняющих своя доходы собственников, которые карают
в его лице мятежников из народа, восстающих против своего удела.

Жюльен выделяется в Верьеpe: его необыкновенная
память всех изумляет. Поэтому он нужен богачу де Ре-
налю как еще одна утеха тщеславия, для Верьера - не-
малая, хотя и поменьше, чем стены вокруг принадлежащих мэру садов. Неожиданно для себя юноша поселяется в доме врага: он - гувернер в семье де Реналя.

Горе тому, кто беспечен в стане врагов! Не проявлять мягкосердечия, быть бдительным, осторожным и
безжалостным, - приказывает себе ученик Наполеона.
Во внутренних монологах он вновь и вновь старается
проникнуть в тайные, истинные помыслы всех, с кем
его сталкивает жизнь, и постоянно критикует себя, вырабатывая линию своего поведения - самую верную
тактику. Он хочет быть всегда устремленным к своей
цели - подобным обнаженному клинку. Он победит,
если будет насквозь видеть противников, а они никогда
не разгадают его. Поэтому следует не доверять ни од-
ному человеку и опасаться любви, притупляющей недоверие. Главным тактическим оружием Жюльена должно стать, притворство. Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. И именно, притворство, лицемерие может помочь в удовлетворении его честолюбия. Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, "выйти в люди", занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Естественно, что вторая, бунтарская сторона натуры Сореля не
может мирно ужиться с его намерением сделать карьеру святоши. Он
способен ко многому себя принудить, но учинить до конца это насилие,
над собой ему не дано. Для него становятся чудовищной мукой семи-
нарские упражнения в аскетическом благочестии. Ему приходится напрягаться из последних сил, чтобы не выдать своего презрения к аристократическим ничтожествам. Он беспощадно насилует себя: нелегко стать
тартюфом-иезуитом. Стендаль считал главы, посвященные семинарии-
сатирическую картину, производящую впечатление объ-
ективнейшего исследования, - наиболее удачными в ро-
мане. Эта высокая оценка, вероятно, объясняется не
только силою сатиры, но и тем, что писатель удивительно пластично и точно изобразил жизнь Жюльена
в семинарии как битву, в которой юноша побеждает
самого себя. На такие усилия способен только необык-
новенный человек, говорит автор романа. Железная
воля Жюльена подавляет его неистовую гордость, за-
мораживает его пылкий дух. Чтобы сделать карьеру,
он будет самым безличным из семинаристов, бесстраст-
ным и бездушным, как автомат. Юноша, способный на
подвиги, решается на нравственное самоубийство. Битва Жюльена с самим собою - важнейшая сто
рона романа. «В этом существе почти ежедневно буше-
вала буря», - замечает Стендаль, и вся духовная история честолюби-
вого юноши соткана из приливов и отливов неистовых страстей, кото-
рые разбиваются о плотину неумолимого «надо», диктуемого разумом и
осторожностью. В этой раздвоенности, в конечной неспособности пода-
вить в себе гордость, врожденную честность и кроется причина того,
что грехопадению, которое поначалу кажется самому Сорелю возвы-
шением, не суждено свершиться до конца.

Стендаль создал самые поэтические во французской реалистической литературе образы женщин чистых и сильных духом. Именно в отношениях с ними ярче всего проявляется развитие характера Жюльена Сореля. Свою связь с высокопоставленной супругой господина де Реналь
он затевает поначалу по образцу тщеславного книжного донжуана.
Сделаться возлюбленным жены мэра - для него вопрос «чести». Но и
первая ночная встреча приносит ему лишь лестное сознание преодолен-
ной трудности. И только позже, забыв об утехах гордыни, отбросив
маску соблазнителя и погрузившись в поток нежности, очищенной от
всякой накипи, Жюльен узнает настоящее счастье. Но это опасно: отбросив личину, он безоружен!

То же повторяется и в салоне маркиза де Ла
Моля, с одной лишь разницей: на этот раз Жюльен
находится в самом сердце вражеского лагеря.
Теперь речь идет уже не о жене провинциального
дворянчика, а о дочери крупного вельможи,
парижского ультра, близкого к правительствен-
ным кругам. И гордая Матильда - воплощение
этой среды.

Поэтому схватка гораздо более жестокая, ибо
тут и ставка выше, и страдания Жюльена от комп-
лекса неполноценности острее. Получив письмо,
в котором Матильда признается ему в любви, он
пьянеет от радости: "Он пережил сладкую минуту;
он шел куда глаза глядят, обезумев от счастья".
Но счастлив он главным образом потому, что
вопреки невыгодному положению, в которое
он поставлен своей социальной принадлежностью,
ему удалось доказать свою силу, одержав победу
над "неприятелем". "Итак, - вырвалось у него,
ибо переживания его были слишком сильны и он
был не в состоянии их сдержать, - я, бедный кресть-
янин, получил объяснение в любви от знатной
дамы!" Та же мысль приходит ему в голову,
когда он осознает, что взял верх в сердце Матильды
над своим блестящим соперником маркизом
де Круазенуа. И опять через несколько дней расчеты много
честолюбца отодвинуты в тень испепеляющей страстью. Он мучитель
но переживает охлаждение Матильды. Притворные ухаживания за
благочестивой вдовой маршала де Фервак, казалось бы, могут без тру-
да проложить ему дорогу к епископской мантии. И в этот момент
становится ясно, что долгожданный карьерный успех, венчающий все интриги, не имеет для него особой цены, что у него нет такой уж неутомимой жажды властвовать и снушать почтение, что самое большое его утешение – в любви Матильды.

Жюльен - лицемер и честолюбец, свойства, которым не мо-
жет сочувствовать ни Стендаль, ни его читатель. Значит ли это,
что Жюльен - персонаж отрицательный и что Стендаль создал
своего герой для того, чтобы разоблачить его? Некоторые чита-
тели так и поняли роман, и автор должен был защищать своего
героя: «Жюльен совсем не такой лукавец, каким он вам ка-
жется,- писал он своим друзьям.- Некоторые прекращают
знакомство со мной на том основании, что Жюльен - негодяй,
и что это - мой портрет. Во времена императора Жюльен был
бы вполне порядочным человеком; я жил во времена импера-
тора. Значит?»

Значит, в поведении и тактике Жюльена виновато прави-
тельство. Значит, лицемерие, так же как и честолюбие, подска-
зано Жюльену жизненной необходимостью.

Однако задача романа заключается не только в том, чтобы
показать честолюбие и лицемерие как единственно возможный
путь для достижения цели. Жюльен своей цели не достигает.
И, главное, в конце жизни он уже не руководствуется ни често-
любием, ни лицемерием. Поближе узнав людей, увидев ни-
зость окружающей его среды, он усомнился в ценности того,
к чему прежде так стремился. Стоит ли добиваться уважения
людей, которые недостойны уважения? Можно ли получить
удовлетворение от того, что какой-нибудь Вально кланяется
тебе ниже, чем другому? Ведь известно, что Вально кланяется
только успеху и высокому положению в свете, и его уважение
может быть только оскорбительным. На таких людей - а их
большинство в буржуазном обществе - собственная карета
производит больше впечатления, чем добродетель человека,
который принужден ходить по улицам пешком. Ослепленный
своим тщеславием, оскорбленный всеми окружающими, болез-
ненно мнительный, Жюльен видит свое счастье не в том, в чем
оно могло бы заключаться. Ему не доставляет удовольствия
яичница с салом, которая приводит в восторг его однокашни-
ков-семинаристов, будущих священников. Все то, к чему он стремился в своей ранней юности, что долгое время было его мечтой, уже не привлекает Жюльена. История этого прозрения и составляет основную тему романа.

В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, руководящим всеми его поступками, ограничивающим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.

Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два существа: он гордец, честолюбец и в то же время - человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел честолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и честолюбивой Матильды. А чистосердечная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели.

"Красное и черное" - драма одинокого бунта,
обреченного на поражение именно потому, что это
бунт одиночки. Если Жюльен из отвращения к
низости своего жребия пытается изменить свое
классовое положение, самый характер его често-
любия (прежде всего сохранить самоуважение)
таков, что, будь оно даже удовлетворено - а до
этого было уже очень близко, - оно не могло
бы удовольствоваться личным успехом, ибо это
не изменило бы ровным счетом ничего в бесчело-
вечной комедии.
Но пока Жюльен может только проиграть свое дело – и в этом он поистине представляет свой власс, рупором идей которого является на суде, он несет в себе пусть смутно, огромные требования нового обществаю если его бунт – бунт одиночки, это не столько результат метафизического рока, сколько печать исторических условий его времени.

Литература:

1. История зарубежной литературы XIX века. Под ред. А. С. Дмитриева, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983

Реизов Б. Г. Стендаль (к 175-летию со дня рождения), М.: Знание, 1957.

Рене Андрие. Стендаль или Бал-маскарад, М.: Прогресс, 1985. Стр. 69 – 70.

Творчество Стендаля сыграло важную роль в развитии французской литературы. Оно явилось началом нового периода - классического реализма. Именно Стендаль первым обосновал главные принципы и программу нового течения, а затем с великим художественным мастерством воплотил их в своих произведениях. Самой значительной работой писателя стал его роман «Красное и черное», который сам автор довольно точно назвал хроникой XIX века.

Сюжет романа основывается на реальных событиях. Стендаль заинтересовался делом некоего молодого человека, сына крестьянина, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников. Последующая жизнь этого молодого человека была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к самоубийству. Взяв за основу своего будущего произведения этот сюжет, Стендаль значительно видоизменил, углубил и расширил его, охватив все сферы современной ему общественной жизни, и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность - Жюльена Сореля.

Писателя в первую очередь интересовали душевный мир героя, пути становления и изменения его характера и мировоззрения, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Для него важна была не сама интрига, а внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля. Герой Стендаля, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в диалог с самим собой. В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он - выходец из низшего, ущемленного в правах сословия. И таким остается всегда и везде: в особняке господина де Реналя, в доме Вально, в парижском дворце или зале верьерского суда. Отсюда и революционная направленность его образа мыслей и взглядов. Сын маркиза де Ла Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» - думает она, стараясь понять, какую роль может сыграть ее возлюбленный в революции.

Однако Жюльен Сорель больше всего увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же…» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа. Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Он, по словам Роже Вайяна, вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал.

Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду. Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях.

Первый большой роман Стендаля, «Красное и черное», вышел в 1830 году, в год Июльской революции.

Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил - революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: «Правда, суровая правда!», и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие.

Название романа подчеркивает и основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа.

Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: «Господа! Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия… Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания… и желающих покарать во мне и раз и навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах… имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом».

Таким образом, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.

Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, «выйти в allsoch.ru - 2001-2005 люди», занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.

Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.

Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, - борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет моста таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники; вот кто стал истинным «героем» в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм - все то, что так дорого Жюльену.

Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувствами, Сорель подчиняет им все другие стремления и привязанности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: выступив один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя, - это благородство его сердца, великодушие, чистота - черты, которых он не утратил даже в минуты самой жестокой борьбы.

В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, руководившим всеми его поступками, ограничивающим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.

Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два существа: он гордец, честолюбец и в то же время - человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел честолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и честолюбивой Матильды. А чистосердечная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.

Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели.

Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он более не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.

Стендаль не смог решить вопроса, как должен был перестроить свою жизнь герой, преодолевший свои заблуждения, но остающийся в буржуазном обществе.

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

В своем понимании искусства и роли художника Стендаль шел от просветителей. Он всегда стремился к точности и правдивости отражения жизни в своих произведениях.
Первый большой роман Стендаля, "Красное и черное", вышел в 1830 году, в год Июльской революции.
Уже его название говорит о глубоком социальном смысле романа, о столкновении двух сил - революции и реакции. Эпиграфом к роману Стендаль взял слова Дантона: "Правда, суровая правда!", и, следуя ему, писатель в основу сюжета положил истинное происшествие.
Название романа подчеркивает и основные черты в характере Жюльена Сореля - главного героя произведения. Окруженный враждебными ему людьми, он бросает вызов судьбе. Отстаивая права своей личности, он вынужден мобилизовать все средства на борьбу с окружающим его миром. Жюльен Сорель - выходец из крестьянской среды. Это определяет социальное звучание романа.
Сорель, разночинец, плебей, хочет занять место в обществе, на которое он не имеет права по своему происхождению. На этой почве и возникает борьба с обществом. Жюльен сам хорошо определяет смысл этой борьбы в сцене на суде, когда он говорит свое последнее слово: "Господа! Я не имею чести принадлежать к вашему классу. В моем лице. вы видите крестьянина, восставшего против низменности своего жребия... Но даже если бы я был виновен, это все равно. Я вижу перед собой людей, не склонных внять чувству сострадания... и желающих покарать во мне и раз и навсегда устрашить целый класс молодых людей, которые родились в низах... имели счастье получить хорошее образование и дерзнуть примкнуть к тому, что богачи гордо именуют обществом".
Таким образом, Жюльен сознает, что судят его не столько за действительно совершенное преступление, сколько за то, что он посмел переступить черту, отделяющую его от высшего общества, попытался войти в тот мир, принадлежать к которому он не имеет права. За эту попытку присяжные должны вынести ему смертный приговор.
Но борьба Жюльена Сореля идет не только за карьеру, за личное благополучие; вопрос в романе поставлен гораздо глубже. Жюльен хочет утвердиться в обществе, "выйти в люди", занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного.
Он не хочет поступиться этими качествами, отказаться от них. Но соглашение между Сорелем и миром Реналей и Ла-Молей возможно лишь на условиях полного приспособления молодого человека к их вкусам. В этом основной смысл борьбы Жюльена Сореля с окружающим миром. Жюльен вдвойне чужой в этой среде: и как выходец из социальных низов, и как человек высокоодаренный, который не хочет оставаться в мире посредственностей.
Стендаль убеждает читателя, что борьба, которую ведет Жюльен Сорель с окружающим обществом, - борьба не на жизнь, а на смерть. Но в буржуазном обществе нет места таким талантам. Наполеон, о котором мечтает Жюльен, это уже прошлое, вместо героев пришли торгаши, самодовольные лавочники; вот кто стал истинным "героем" в ту пору, в которую живет Жюльен. Для этих людей смешны выдающиеся таланты и героизм - все. то, что так дорого Жюльену.
Борьба Жюльена развивает в нем большую гордость и повышенное честолюбие. Одержимый этими чувствами, Сорель подчиняет" им все другие стремления и привязанности. Даже любовь перестает быть для него радостью. Не скрывая отрицательных сторон характера своего героя, Стендаль в то же время оправдывает его. Во-первых, трудность борьбы, которую он ведет: выступив один против всех, Жюльен вынужден пускать в ход любое оружие. Но главное, что, по мнению автора, оправдывает героя, - это благородство его сердца, великодушие, чистота - черты, которых он не утратил даже в минуты самой жестокой борьбы.
В развитии характера Жюльена очень важен эпизод в тюрьме. До тех пор единственным стимулом, руководящим всеми его поступками, ограничивающим его хорошие побуждения, было честолюбие. Но в тюрьме он убеждается, что честолюбие вело его ложным путем. В тюрьме происходит также переоценка чувств Жюльена к мадам де Реналь и к Матильде.
Эти два образа как бы знаменуют собой борьбу двух начал в душе самого Жюльена. И в Жюльене заложены два существа: он гордец, честолюбец и в то же время - человек с простым сердцем, почти детской, непосредственной душой. Когда он преодолел честолюбие и гордость, он отдалился от такой же гордой и честолюбивой Матильды. А чистосердечная мадам де Реналь, любовь которой была более глубокой, сделалась ему особенно близка.
Преодоление честолюбия и победа настоящего чувства в душе Жюльена приводят его к гибели.
Жюльен отказывается от попытки спасти себя. Жизнь кажется ему ненужной, бесцельной, он более не дорожит ею и отдает предпочтение смерти на гильотине.
Стендаль не смог решить вопроса, как должен был перестроить свою жизнь герой, преодолевший свои заблуждения, но остающийся в буржуазном обществе.

Подняться над иллюзорностью

Честолюбивых устремлений

(По роману Стендаля « Красное и черное»)

Оборудование: роман Стендаля « Красное и черное», учебник литературы, иллюстрации романа.

Тема урока: урок – конференция.

Методы: интерактивные методы « Мозговой штурм»

Приёмы: беседа, работа, с текстом, материалом учебника, индивидуальная и коллективная работа.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности.

    Слово учителя.

Цель урока: проследить путь нравственного восхождения героя романа и причины его падения. Обучать ответам на вопросы конференции, развивать творческое мышление, умение работать с текстом, самостоятельно выполнять разные виды заданий. Воспитывать понятие о нравственности, собственные суждения о поступках героя.

Ход урока.

    Мотивация учебной деятельности Слово учителя:

И вот настал день, когда Жюльену Сорелю объявили,» что он должен умереть; яркое солнце заливало всё кругом своим благодатным светом, и Жюльен чувствовал себя бодрым и мужественным. « Ничего, всё идёт хорошо, - сказал он себе, - я не дрожу», Никогда ещё голова эта не была настроена столь возвышенно, как в тот миг, когда ей предстояло пасть».

Так закончил свою жизнь, взойдя на эшафот, двадцатитрёхлетний герой романа « Красное и чёрное».

В чём причина того, что так трагически и в таком раннем возрасте обрывается жизнь молодого человека?

Поисками ответа на этот вопрос мы и будем заниматься на уроке.

3. Работа над темой урока. Конференция. Работа с таблицей.

Пояснение к таблице. Вторая колонка таблицы раскрывает честолюбивые мысли Жюльена, и мы видим, что перед нами человек с пороками, мечтающий « пробить дорогу», « раздавить», «добиться… хитростью».

Но цель урока – проследить путь нравственного восхождения. Видимо, наш герой не так уж и плох; есть в нем то хорошее, что позволит сохранить живую душу, поэтому мы начнём искать положительные черты, чтобы оправдать Жюльена, а наказание он выбрал для себя сам.

Учитель:

Для выполнения цели урока класс разбивается на 2-3 человека, чтобы подготовится и ответить на вопросы таблицы.

Третью колонку таблицы учащиеся заполняют сами в процессе работы над вопросами.

Вопросы для обсуждения.

1-группа

Что узнаем о герое при первой встрече? (Жюльену Сорелю 19 лет. Он сын плотника, наделённый не только внешней красотой; тонкими чертами лица, стройным и гибким станом, - но и скромностью, чистой душой. Молодой человек начитан, грамотен, знает латынь, историю. У него изумительная память. И главное – он обладает умением познавать самого себя и окружающий себя мир. Он выучивает наизусть книгу Жозефа де Местра « О папе» и весь Новый Завет, чтобы доставить удовольствие аббату Шелану, от которого зависит его будущее.)

Перечисленные выше черты Жюльена записываются учащимися в третью колонку опорной схемы. А учитель напоминает о том, что именно эти качества вызывали презрение домашних.

2 группа

Какое воспитание получил наш герой? На чем воспитывался? (Стендаль показал, что Жюльен делал жизненный выбор в соответствии с законами своего времени.

В начале своего пути он « бредит военной карьерой», свято верит истинам «Мемориала святой Елены», реляциям великой армии Наполеона и «Исповеди Руссо» . Юноша хранит портрет Наполеона,видя в нем героя третьего сословия, мечтая повторить его подвиги.

Но в 14 лет Жюльен заявил,что собирается стать священником, ведь тот в 40 лет получает жалование сто тысяч франков, то есть ровно в три раза больше, чем самые знаменитые генералы Наполеона.

И мы понимаем, что не призвание движет им, а голый циничный расчёт в духе времени.

Но разве имеем мы право не замечать необыкновенной усидчивости, трудолюбия и целенаправленности нашего героя?

На лесопилке его постоянно видели латинской Библией, которую он заучивал наизусть, добрый кюре изумлялся успехам в богословии и представил Жюльена на одном обеде как истинное чудо премудрости.

Вскоре судьба даёт Жюльену шанс вырваться из ненавистной обстановки. Мы видим его гувернёром детей самого мэра города. Зная хорошо Жюльена, аббат Шелан предупреждает его о взаимной гибели души,давая наставления своему любимцу: «если вы станете заискивать перед людьми власти имущими, вы неминуемо обречёте себя на вечную гибель. Возможно, вы достигнете благоденствия, но для этого вам придётся обижать бедных, льстить… каждому влиятельному лицу и подчиняться их прихотям».

3 группа

Чем привлёк Жюльен госпожу Реналь? (Со слезами смущения и страха на глазах входит Жюльен в дом Реналей. Более всего он боится оскорбления его гордости. Но стремление к самоутверждению заставляет его добиваться любви самой знатной и уважаемой дамы города. Наивный и одновременно цинитчный юноша поднимается выше самого мэра. За маской озлобленного честолюбивца и дерзкого обольстителя открывается светлый облик юноши – чувствительного, доброго, благородного и бескорыстного.

«Сударыня, я никогда не буду бить ваших детей, клянусь вам перед богом», - сказал Жюльен при первой встрече с Луизой. И мы узнаем, что дети его обожают, а он никогда не терял терпения. И « мало – помалу ей (Луизе) стало казаться, что великодушие, душевное благородство, человечность – всё это присуще только одному этому молоденькому аббату».

В романе немало эпизодов, свидетельствующих о благородных чертах нашего героя: это и страдальчески сдвинутые брови, когда Жюльен рассказывает о собаке, попавшей под телегу, и мысль проложить дорожку, чтобы дети не смогли промочить ноги, и необыкновенная радость от того, что записался абонентом в книжную лавку.

Главное, что мы видим: наш герой не может отречься от идеала естественности, чистоты, правды, разума.)

4 - группа

Переходный момент в жизни Сореля – семинария. Здесь он должен был остановиться и задуматься о душе. Каким видим мы Жюльена в семинарии, чем отличается он от семинаристов? (Стендаль называет « омерзительным» существование в семинарии, где воспитывают будущих духовных « наставников» народа, так как там господствует лицемерие, мысль считается преступлением, а « здравое рассуждение… оскорбительно».

Аббат Пирар был порожён обширностью знаний Жюльена и вскоре искренне привязался к нему, назначив репетитором по Новому и Ветхому Завету. Семинаристы же возненавидели Сореля за его ум, красноречие, за то, что он первый по различным предметам, за то, что не доносит ни на кого. Безукоризненная опрятность и чистоплотность, нечувствительность к такого рода блаженству – сосиски с кислой капустой – вызывали негодование и зависть у семинаристов. Жюльен слабо преуспевал в своих попытках лицемерить, а после провакационного провала на экзаменах аббат Пирар с радостью убедился, что Жюльен не обнаружил ни злобы, ни желания отомстить. И, наконец, когда Пирару грозила отставка, Жюльен предложил ему свои деньги.

Чтобы спасти своего любимца, в котором « сердце доброе и даже великодушие и разум высокий», Пирар рекомендует Жюльена маркизу де Ла-Молю.)

5 группа -Каким видим мы Жюльена в доме де Ла – Моля? Чем привлёк герой 19- летнюю гордячку Матильду? (Талантливый плебей, независимый и благородный, с честолюбивыми устремлениями, приводящими на путь лицемерия, мести и преступления, - таков Жюльен в Париже. Он вынужден подавлять свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал.

Правда, маркиз де Ла – Моль сумел увидеть незаурядную личность в бедном и безродном секретаре и обращался с ним, как с сыном. Матильда, убеждённая в своем превосходстве над всеми только потому, что она дочь маркиза,заставляет Жюльена изобретать хитроумные средства подчинить её себе. Но автор показывает, что его герой делает карьеру, достигая цели, благодаря своим истинным достоинствам.

Обратимся к тексту романа. В доме де Ла- Моля Жюльен « одурел от радости, увидев сочинения Вольтера», « работал упорно», « маркиз поручил ему вести все дела».

Матильду же Жюльен привлёк, прежде всего, независимостью, а ведь он – сын плотника. Ни словом, ни взглядом он не давал возможности себя унизить. В своих рассуждениях и мнениях по многим вопросам наш герой был гораздо выше пресыщенных аристократов.

Наконец – то Жюльен достиг цели, став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но живая душа молодого человека, сохранившаяся вопреки всем насилиям, переживает потрясение в момент рокового выстрела в Луизу де Реналь. Не помня себя, стрелял Жюльен в женщину, осмелившуюся помешать его карьере. Пережитое нравственно просветляет и поднимает героя, очищая его от пороков, привитых обществом.)

Зачитывается и анализируется речь Жюльена Сореля – часть 2, глава 16

6 группа

- В чём смысл речи Жюльена на суде?

Почему он отказывается от апелляции? (Речь обвинительная, и смысл её ясен: Жюльена судят за его происхождение. Он, плебей, осмелился возмутиться и восстать против своей жалкой участи, заняв подобающее ему место под солнцем. Находясь в каземате, Жюльен переосмысливает свою жизнь. Наконец – то открывается ему иллюзорность его честолюбивых стремлений, с которыми он связывал представление о счастье: « Честолюбие умерло в его сердце, и из праха появилось новое чувство: он называл его раскаянием».

Итак, пришло раскаяние и вместе с ним собственный суд над собой. Жюльен решительно отказывается от помощи сильных мира сего, понимая, что спасая тело, он неизбежно и окончательно потерял бы душу.

Поединок с обществом заканчивается нравственной победой героя).

    Заключительная беседа, в ходе которой учащиеся высказывают свои мнения по поводу судьбы Жюльена Сореля.

Вопросы для обсуждения. Как мог Жюльен распорядиться своим умом? Какие положительные черты героя привлекают к нему, и какие пороки отталкивают от него?

    Д/ з Письменный ответ на одну из тем обсуждения.

    Подведение итогов урока. Итак, таблица « Этапов жизни Жюльена Сореля» заполнена.