Особенности лестниц общественных зданий по теории жолтовского. Архитектор Жолтовский Иван Владиславович: биография, работы. Поездка в италию и возвращение в ссср

Первый жилой дом по проекту архитектора Ивана Жолтовского появился в Москве в 1949 году на Ленинском проспекте и сразу был удостоен Сталинской премии. Дом № 184 по проспекту Мира строился в 1955-1957 годах. К этому времени Сталин уже успел полежать в Мавзолее вместе с Лениным, культ личности вождя подвергся обструкции на ХХ съезде и с наследием культа началась борьба. В архитектуре развернулась борьба с излишествами и вместо награды Жолтовскому досталась порция критики. На самом деле десятиэтажный дом на 270 квартир очень хорош и не случайно со временем был признан памятником архитектуры и взят под охрану государством.

Это был последний завершённый проект Ивана Жолтовского, который скончался в 1959 году, прожив долгую и плодотворную жизнь в архитектуре. Среди самых интересных творений мастера дом на Моховой улице (1931-1935), здание Московского ипподрома (1950-1955), кинотеатр "Победа" на Абельмановской улице (1957), дом на Ленинском проспекте (1945), Центральная электростанция МОГЭС на Раушской набережной (1927). В 1923 году Жолтовский разрабатывал генеральный план ВСХВ. В 1950-е годы его мастерская участвовала в разработке проектов крупнопанельных жилых домов.

Дом № 184 по проспекту Мира строился как ведомственный то ли для Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), то ли для Министерства сельского хозяйства. Впрочем, квартиры в нём получали и рядовые москвичи.

"Жолтовский был мастером карниза, – рассказывает краевед Сергей Никитин читателям газеты "Звёздный бульвар" http://www.zbulvar.ru/ . – В карнизах он часто выражал половину того, что хотел сказать во всем здании. Посмотрите, карниз такой легкий, он «дышит». Ощущение, что ты находишься во Флоренции, прославившейся в средние века своими карнизными мастерскими. Жолтовский исповедовал Ренессанс как совершеннейшую эпоху в развитии искусства. И для него было важно создать синтез ренессансного дворца и современного жилого дома. Золотое сечение ренессансных дворцов строилось на том, что этажи имели разную высоту. Жолтовский не мог себе этого позволить. Но он расчленил фасад дома на разные уровни. Известный критик Иконников говорил, что из всех больших жилых домов Жолтовского этот дом наиболее интимный. Он менее монументальный. Его основная часть существенно отодвинута от магистрали, и перед домом образуется маленький садик. Ступенчатая композиция фасада здания тоже не случайна – дом как бы вырастает из этого зеленого массива. Это ведь Жолтовский придумал стеклянные выносные лифты, и они появились впервые именно в его послевоенных домах. В одном из интервью архитектор говорит о своем идеальном доме, в котором должен был быть стеклянный лифт. Человек приезжает на свой этаж и любуется открывающимся видом. Сегодня это существует во многих офисных зданиях."

25-этажный жилой дом (проспект Мира, 184, корпус 2) сразу прозвали "дом на курьих ножках".

"В 1968 году на проспекте Мира, аккурат напротив знаменитых мухинских "Рабочего и колхозницы", появился первый в Москве 25-этажный крупнопанельный жилой дом на сваях. Авторы проекта - архитекторы В.Андреев и Т.Заикин. Этот дом - настоящая веха в советском строительстве, возведен из крупных панелей, изготовленных на вибропрокатном стане. В то время это было настоящее ноу-хау.

Подвальная часть дома с глубоко забитыми сваями сооружалась довольно долго, из-за сложности конструкции. Да еще и шумно. Зато надземная часть возводилась очень быстро: этаж в неделю. Перед домом сохранился тополиный сквер, оставшийся от снесенных на этом месте бараков Алексеевского студенческого городка."- сообщает сайт http://mosday.ru/

Строительство дома № 184. 1967 год:

Вид с дома № 184 в сторону Сокольников. Алексеевский студенческий городок. 1970 год:

Дом № 184. 1984 год:

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Скульптор - Вера Мухина, концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента - 33 м). Общий вес - 185 тонн.

Скульптурная композиция была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Юноша и девушка олицетворяли молодых хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. После триумфа на парижской выставке в 1939 году скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед входом на ВСХВ. По мнению скульптора Веры Мухиной небольшой пьедестал напоминал пенёк. В 2009 году после шестилетней реконструкции "Рабочий и колхозница" вернулись на новый постамент, напоминающий оригинальный вариант Бориса Иофана.

"Рабочий и колхозница". 1939-1940 гг.:

"Рабочий и колхозница". 1967-1969 гг.:

"Рабочий и колхозница". 1969-1971 гг.:

"Рабочий и колхозница". 1981 год:

В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. В постаменте ныне располагается музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»: в музее представлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах. Ещё в трёх залах проходят тематические выставки.

Фоторепортаж о рабочих моментах сборки скульптуры (2009): http://maksmasterov.livejournal.com/2749.html

Дом-коммуна. 1932 год:

"В 1920-е годы идея создания домов-коммун была восприняты с большим энтузиазмом. Это было связано, прежде всего, с тем, что ранний СССР был государством молодых. После революции бывшая аграрная страна стала достаточно быстро развивать промышленность и урбанизироваться. Увеличение городского населения требовало нового жилья. Приезжавшие из деревень молодые люди вынуждены были жить в рабочих казармах и бараках. Жили порой по нескольку десятков человек в одном помещении, спали на многоярусных нарах, в зданиях отсутствовали элементарные удобства.

Квартиры в домах-коммунах делались многоуровневыми. Открыв дверь, человек попадал в общий для двух квартир холл-прихожую, откуда вверх и вниз, в "ячейки", вели лестницы. Нижняя ячейка была одноуровневой, а верхняя делилась еще на два – на первом располагалась гостиная и кухня, на втором – спальня и душ. Согласно изначальному проекту даже ванные комнаты должны были быть коллективными и располагаться у лифтов, а в ячейках предполагался только умывальник и душ.

При создании ячеек заранее проектировались ниши, в которых должна была располагаться встроенная мебель. Ее придумал специально для типа «F» известный советский архитектор С. Лисагор, разработавший конструкцию встроенной кухонной мебели, шкафов и полок. В 1924 году был создан знаменитый революционный проект «франкфуртской кухни» – образец функциональности и конструктивного совершенства, оказавший колоссальное влияние на дизайн и конструирование мебели в XX веке. Он активно обсуждался специалистами в СССР и нашел отражение в разработках Лисагора. Одно из его интересных решений – единая дверь-гармошка, полностью закрывающая весь проем, в котором расположена кухня.

В 1930-е годы строительство домов-коммун было приостановлено, а архитекторы были вынуждены переориентироваться на более традиционные типы жилья."- рассказывает Артём Пушкарев на сайте http://www.dominterier.ru/?p=2853

Десятиэтажный четырёхподъездный кирпичный жилой дом.
Построен в 1955 году.
Количество квартир: 270.

Источник: www.zbulvar.ru/tours/dom7.php
«Несомненной звездой советского жилищного строительства после войны был знаменитый архитектор Иван Жолтовский. В Москве возведено по его проекту четыре жилых дома, два из которых находятся в нашем округе. Один - на проспекте Мира (рядом с улицей Бориса Галушкина), другой - около станции Маленковской. Известный в Москве историк и краевед Сергей Никитин не раз водил к этим архитектурным памятникам экскурсии.
- Всем известен дом на проспекте Мира, 184, - рассказывает Сергей. - На Маленковке находится его несчастный близнец. Они как две капли воды похожи. Но о нем мало кто знает. Интересно, что в литературе по истории архитектуры Москвы он не упоминается, хотя сталинские дома все наперечет в столице. Тем более дома Жолтовского. Первый его дом появился в столице в 1949 году на Ленинском проспекте, 11. За него архитектор тут же получает Сталинскую премию. Второй - Дом работника НКВД на Смоленке, с эффектной башенкой. В нем находится выход станции метро «Смоленская». И в 57 году заканчивается строительство дома на проспекте Мира, 184. Он был последним, финальным аккордом Мастера. Еще во время строительства дома началась его страшная критика. В то время шла борьба с излишествами. И творчество Жолтовского попало под удар.
Этот эффектный дом песочного цвета «с излишествами» видно издалека. Обращаешь внимание на его узорчатые расписные карнизы. Они выполнены из дерева, он легкие, как будто «дышат». Мы заходим с Сергеем в подъезд и попадаем в античный дворец с арками и колоннами. В одной из стен выложен камин, но вместо огня - батарея. К квартирам ведут две широченные лестницы.
Архитектор придумал стеклянные выносные лифты, и они впервые появились в его послевоенных домах. Но главное ноу-хау - внутри квартир. Позвонив в одну из них, Никитин интересуется у жильцов, где у них в квартире находятся туалет и ванна, а на кухне есть ли окно? Оказывается, что туалет с ванной расположены рядом со спальней, и на кухне имеется окно.
- В этом доме кухни все-таки с окном. Потому что когда мы зашли в одну из квартир дома Жолтовского на Ленинском проспекте, пожилая хозяйка была сильно недовольна своей шикарной квартирой. Дело в том, что этот дом был построен по «буржуазным» принципам. В кухне, где должна была обитать домработница, не было окна, а санузел помещался по соседству со спальней. Это-то и возмутило пожилую даму. Она, как и Архитектурный совет 50-х годов, считала, что домашняя жизнь советского человека должна в основном протекать на кухне при дневном свете, а блюсти гигиену наши люди должны в основном не перед сном, а перед едой. Больше таких домов в СССР не строили».

Архитектор Иван Владиславович Жолтовский родился в городе Пинске в Белоруссии. Способности к рисованию у него проявились еще с детских лет, но из-за недостатка средств в семье, пусть и помещичьей, нанять учителя ему так и не смогли. Удовлетворить тягу к рисованию он смог, только поступив в общеобразовательную гимназию.

Закончив учебное заведение в 1887 году, причем с золотой медалью, юноша поступает в Академию художеств города Санкт-Петербурга на отделение архитектуры.

Первый свой проект Иван Владиславович выполнил в 1889 году, создав эскиз многоквартирного доходного дома. Этот проект позже был реализован на средства промышленника Сипягина.

Приобретенные навыки и талант будущего архитектора Жолтовского заметили и начали предлагать ему выгодные заказы, среди которых был и дворец, принадлежавший графу Юсупова. В нем Иван Владиславович занимался отделкой домашнего театра, курительной комнаты, а также нескольких кабинетов.

Учась на последнем курсе, молодой человек поступает на работу в архитектурный отдел, действующий при Министерстве путей сообщения. Там архитектор занимается проектированием и надсмотром за строительством железнодорожных станций, промышленных объектов и общественных зданий, среди которых было и Офицерское собрание города на Неве.

В 1895 году Иван Владиславович Жолтовский участвует в конкурсе проектов памятника архитектору , где получает главную награду - первую премию. В этот же год французская королевская Академия архитектуры присуждает мастеру Золотую медаль за его памятник Христиану Ганеману - основателю гомеопатии.

В студенческие годы, в дни летних каникул, юноша путешествует по стране и зарубежью. Он побывал на Русском Севере, Германии, Италии и туманном Альбионе. Особые впечатления оставила поездка в Италию, где Иван Жолтовский испытал страсть к великой архитектуре эпохи Возрождения, занимаясь составлением проектов этих построек. Эти чувства перерастут затем в отличительную особенность составленных им проектов зданий и сооружений.

В 1897 году Иван Жолтовский, выполнив эскизы очередного доходного дома, с блеском проводит защиту своего диплома и награждается Серебряной медалью с присвоением звания «Архитектора-художника».

К этому времени молодой человек был уже женат и не найдя постоянной работы в тогдашней столице, принимает предложение стать городским архитектором в далеком Иркутске. Но этим планам, наверное к счастью, не суждено было осуществиться.

Остановившись проездом в Москве у своего знакомого , Иван Владиславович, конечно же, рассказал о своем назначении. Недолго думая, Андреев обращается в попечительский совет известного Строгановского училища и рекомендует ему талантливого зодчего. Согласие было получено незамедлительно и Жолтовского принимают на работу руководителем класса архитектурного рисования. Это был важный поворот в его судьбе, который навсегда связал его с городом Москвой.

В 1901 году архитектор Жолтовский разработал свой первый, во всех смыслах, крупный проект - грандиозное здание для Скакового общества на Московском ипподроме, которое впоследствии дорабатывал вплоть до 1951 года.

Однако, наибольшая известность пришла к нему после окончания строительства городского особняка Тарасова, расположенного на Спиридоновке. Именно благодаря этому проекту Иван Владиславович был избран в 1909 году академиком архитектуры.

В первой декаде XX столетия по проектам архитектора было возведено немало зданий в Москве и Подмосковье. В этот же период он принимал участие в проектировании вместе с . В частности, им был разработан чертеж ведущей к передней колоннаде парадной лестницы.

Занимаясь архитектурной практикой, Жолтовский не прекращает преподавательскую работу в Строгановском училище, где им была создана школа-мастерская. Зодчий также занимается разработкой собственной теорией гармонии в архитектуре, в основу которой была заложена стилистика итальянских зодчих эпохи Возрождения.

После 1917 года творческая мастерская архитектора вошла в состав ВХУТЕМАСа. В этот период он преподавал таким известным в будущем архитекторам, как , Николай Джемсович Колли, и Сергей Егорович Чернышев.

Архитектурную практику Жолтовский был вынужден оставить после создания проекта I Сельскохозяйственной выставки вместе с художницей Александрой Александровной Экстер. Эскизы и наброски павильонов вызвали неприятие в среде архитекторов-конструктивистов, добившихся передачи проекта новым исполнителям.

После переезда в Москву советского правительства, Иван Владиславович был назначен руководителем комиссии по составлению плана перепланировки города указанием Владимира Ильича Ленина. Вместе с он выполнил этот проект, но из-за начала в стране Гражданской войны идеи так и не были реализованы. После этого Жолтовский прекращает заниматься архитектурной практикой и полностью отдает себя преподавательской работе. Правда, в 1920 году он все же возглавил работы по восстановлению знаменитого .

В 1923 году архитектор по совету Анатолия Васильевича Луначарского отбывает в заграничную командировку в Италию, где пробыл три года. Там он работал в библиотеках, изучал архивные документы и занимался обмером зданий, относящихся к эпохе Возрождения.

В 1926 году Иван Владиславович Жолтовский вернулся на родину и увидел, что большинство его бывших учеников стали, в большинстве своем, приверженцами конструктивизма. Вновь создав архитектурную мастерскую, зодчий начинает разъяснять, что авангард в архитектуре с успехом может сосуществовать с классикой - наследием зодчих эпохи Возрождения. Именно в этот период архитектор осуществил пристройки к зданию Госбанка на улице Неглинной, наглядно представив свою архитектурную манеру, принятую с одобрением тогдашней властью.

Иван Владиславович Жолтовский (1867-1959) - русский и советский архитектор, художник, просветитель, крупнейший представитель ретроспективизма в архитектуре Москвы. Состоялся как мастер нео-ренессанса и неоклассицизма. Начав работу в период зарождения стиля модерн в 1890-х годах, Жолтовский дожил до начала эпохи крупнопанельного домостроения 1950-х (и сам также принимал участие в проектировании первых крупнопанельных домов).

Иван Владиславович Жолтовский родился в в Белоруссии. В 1887 году поступил в Академию художеств в Петербурге и в 1898 году за дипломный проект «Народный дом, включающий в себя столовую, театр и библиотеку» получил звание архитектора-художника. Столь долгое пребывание в Академии - 11 лет - объясняется тем, что Жолтовский прерывал учебу для практической проектной и строительной работы сначала в качестве помощника архитектора, а затем и для самостоятельной творческой деятельности. Надо заметить, что подобный временный «уход в практику» был довольно распространенным явлением, и не только в одной Академии. Впоследствии Иван Владиславович неоднократно подчеркивал даже преимущества такого метода воспитания зодчего и в своей концепции воспитания мастера постарался ввести это непременным условием, что в известной мере и нашло место в системе нашего архитектурного образования, но только в пределах отведенного вузам времени.

Таким образом, еще не закончив Академии, он прошел все ступени практической работы архитектора, достигнув большой самостоятельности, о чем наглядно свидетельствует спроектированное им и построенное здание Офицерского собрания армии и флота в Ленинграде на углу Литейного проспекта и Кирочной улицы.

Начиная с 1900 года И. В. Жолтовский работает в Москве преподавателем Строгановского училища, совмещая рту работу с интенсивной творческой деятельностью в области архитектуры и монументального искусства.

Одной из этапных работ этого времени, определивших в известной мере характер его творческих устремлений, были проект и постройка дома Скакового общества в Москве. По условиям конкурса проект дома должно было разработать в «готическом стиле» (весьма характерная черта для того времени). И. В. Жолтовский, получив первое место на конкурсе, по своему почину и на свой риск разработал второй проект, положив в основу композиционные приемы русской классики, но трактованные с большой свободой и своеобразием. Именно по этому проекту и было осуществлено под руководством автора строительство дома.

От природы наделенный умом пытливым, склонным к анализу, не признающий работы на основе одних вкусовых категорий и интуиции, И. В. Жолтовский совершенно сознательно ставит перед собой вопрос: чем объяснить неувядаемую красоту некоторых произведений народного искусства и классики? Почему некоторые творения мастеров прошлого, и притом различные по времени возникновения, по пластическим архитектурным формам доставляют наслаждение современному человеку, причем наслаждение одинаково содержательное? Он предпринимает обширные путешествия по стране, изучает народное зодчество, древнюю русскую архитектуру, творчество блестящих мастеров ампира и классицизма. Много рисует, обмеряет, сравнивает. «Я видел, - говорил впоследствии Иван Владиславович, - что в произведениях, возникавших в одно и то же время и принадлежавших крупным мастерам, работавшим и одном стиле, существует какая-то разница. Одни дают удовлетворение, доставляют радость, другие, часто более совершенные по выполнению, оставляют нас равнодушными. Это, в конце концов, меня утвердило в мысли, что есть принципы, есть законы красоты, есть, очевидно, метод, которым пользовались античные мастера и мастера Ренессанса и который лежит в основе их творчества».

И вот на протяжении всей своей творческой жизни И. В. Жолтовский неустанно работает над разгадкой проблемы классического в искусстве.

Его теория складывалась постепенно и разрабатывалась им в процессе накопления собственного практического опыта. Он много проектирует и строит. До революции он возводит ряд богатых особняков, загородных вилл для московских богачей, промышленных зданий, домов для рабочих, решая творческие задачи по своему усмотрению, всегда экспериментируя и проверяя свои догадки. Так он сооружает в Москве для промышленника Тарасова особняк на Спиридоновке, в котором сознательно берет тему палаццо Тьене в Виченце (XVI в.) работы Палладио и трансформирует ее в другом пропорциональном ключе, желая проверить эффект изменения художественного образа в зависимости от изменения его гармонизации. В интерьерах особняка на Спиридоновке, в содружестве с художниками И. Нивинским и Е. Лансере, он проявляет виртуозное мастерство в интерпретации ренессансных форм, глубоко проникнув в композиционный метод их построения.

Неоднократные поездки в Италию, в Англию, снова изучение русской архитектуры, тщательный анализ произведений народной архитектуры и знаменитых ансамблей, таких, как площадь Сан-Марко в Венеции, соборная площадь в Пьенце, Кремлевский ансамбль в Москве и др., сопоставление произведений античной греческой архитектуры с архитектурой Древнего Рима - все это, сопровождаемое бесчисленными зарисовками и обмерами, позволило И. В. Жолтовскому постепенно выработать свою концепцию классики. Он устанавливает, что в основе развития архитектуры лежат две принципиально различные линии: одна - античная линия, достигшая вершины в век Перикла и характерная для рабовладельческой демократии греческих городов-государств (V-IV вв. до н. э.), и другая, которую он назвал барочной, - характерная для императорского Рима (I-II вв. н. э.) и в особенности для периода контрреформации (XVI-XVII вв.), зачинателем которой в архитектуре был Микеланджело. Жолтовский при этом сформулировал и основы творческого метода той и другой линии развития архитектуры.

Ко времени Великой Октябрьской социалистической революции И. В. Жолтовский уже был известен в широких кругах архитекторов не только как принципиальный и талантливый мастер, но и как знаток классики и глубокий ее истолкователь. Его педагогический авторитет также высоко ценился.

С первых шагов Советской власти И. В. Жолтовский принимает живейшее участие в осуществлении крупных проектных и строительных работ. Он совместно с А. В. Щусевым возглавляет работу по составлению первого плана планировки г. Москвы. В процессе этой работы на его долю выпало счастье беседовать с В. И. Лениным.

В 1922-1923 годах он проводит большую работу по проектированию и строительству первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Он осуществляет работы по перестройке здания Госбанка, участвует в конкурсе па проект Дворца Советов (1931 -1933), строит жилые дома, дома культуры, административные и промышленные здания. Обширную работу проводит И. В. Жолтовский в послевоенный период восстановления и развития народного хозяйства, принимая участие в разработке типовых проектов для массового строительства, много внимания уделил зодчий проблеме архитектуры индустриальных крупнопанельных домов, выдвинув ряд прогрессивных идей. Из наиболее значительных работ Жолтовского, осуществленных в этот период, необходимо указать на два больших жилых дома в Москве: один в районе Смоленской площади, другой - на Ленинском проспекте. За строительство последнего И. В. Жолтовскому была присуждена Государственная премия.

Все эти годы напряженной творческой работы И. В. Жолтовский продолжал совершенствование своего учения о классике и ее методе.

Однако было бы неправильно думать, что открытия, сделанные Иваном Владиславовичем, имели для него значение каких-то рецептов, непреложных нормативов. Он всегда был против этого и постоянно подчеркивал необходимость свободного творчества, выявления своей творческой индивидуальности, опирающегося на логические основания творческого метода. Всесторонне разработанное им учение о содержательности пропорций, об архитектурном масштабе, о художественном образе рассматривалось Иваном Владиславовичем только как принцип, как метод решения конкретной задачи в реальных обстоятельствах места, времени, технических и экономических возможностей строительства. Он любил шутя повторять, что в золотом сечении можно нарезать и колбасу, но что она от Этого не будет вкуснее, подчеркивая этим, что учение о пропорциях не цель, а только средство в построении того художественного образа, который замыслен архитектором.

И. В. Жолтовский был исключительно талантливым педагогом, воспитателем молодых архитекторов, но его педагогический метод не имел ничего общего с профессорским чтением каких-либо заранее подготовленных курсов. Он не любил выступать с лекциями, а если иногда и делал это, то лекция неизменно превращалась в живую беседу со слушателями. Он никогда не изрекал непреложных истин и меньше всего был похож на мудреца, который эту истину знает до конца. Он постоянно повторял, что познание бесконечно, что нужно все время учиться, наблюдая природу и творения больших художников. Слово «природа» имело у него широкое собирательное значение - это и человек, и общество, и реальные условия строительства, и пейзаж. Заставить Ивана Владиславовича выступить в газете или журнале было чрезвычайно трудно. А когда что-то появлялось в печати, он первый был недоволен написанным, И в самом деле, его самобытный афористичный стиль, присутствие иронии и любовь к шутке, примеры, которые следовали потоком, тут же возникающие из-под руки, неповторимые по точности и свободе рисунки - все это утрачивается в сухом пересказе. Но все же осталось немало высказываний И. В. Жолтовского, и напечатанных и хранящихся в частных записях, которые несомненно представляют большую педагогическую ценность, ибо нельзя воспитать архитектора без живого творческого постижения классики и ее метода.

Положения И. В. Жолтовского об объективных эстетических качествах строительных материалов, об эстетическом значении качества самого строительства, о строительстве как важнейшем этапе творческой работы архитектора, его понимание классики как метода, а не стиля, его учение о связи архитектуры с природой в широком смысле этого слова, учение о тектонике как о пластическом выражении работы конструктивной основы здания, замечательно глубокое постижение принципов архитектурного масштаба как одного из важнейших средств композиции и художественной выразительности, его утверждение, что именно наш народ через Византию является наследником античного гения (идея, органически перекликающаяся с подобным же утверждением А. С. Пушкина), его внимание к вопросам удобства и экономики - все это имеет большую ценность как вклад большого мастера и мыслителя в теорию советской архитектуры.

Конечно, сопоставляя теорию И. В. Жолтовского и ее творческие результаты, мы не должны упускать из виду известную ограниченность этой теории, определяемую временем и теми внутренними противоречиями в самой теории, которые не могли не возникнуть, поскольку она все время совершенствовалась и развивалась, оставляя в себе следы утверждений, впоследствии уже преодоленных. Так, при внимательном анализе его положения о правдивости тектонической формы мы заметим, что Эта правдивость и логика понималась им через призму Ренессанса, то есть как логика развертывания формы в изобразительном плане, часто независимо от действительной природы конструкции. Ограниченность с этой стороны теории Жолтовского состоит также и в том, что в его представлении все конструктивные системы уже были известны древним (стена, каркас, арка, купол, свод). Здесь он упускает из виду, что если взять даже современную кирпичную стену, то она уже ничего общего не имеет со стеной Ренессанса или Рима, поскольку стена стала тонкой, легкой и давления в ней распределяются не как в сплошном теле, а вследствие частоты проемов, по простенкам, что природа современного каркаса совсем не та, что в сооружениях Ренессанса или Древней Греции, поскольку древние не знали жестких статически неопределимых рамных конструкций, несовместимых с тектоническими принципами простых стоечно-балочных систем, что современные железобетонные своды-оболочки и купола имеют совершенно иную природу, чем каменные и кирпичные своды, купола и арки древних. Но соотнесенные к современному состоянию техники, к современным социальным задачам мысли И. В. Жолтовского для ума пытливого дадут большую пищу для размышления и будут способствовать становлению творческого метода.

Работа И. В. Жолтовского высоко оценивалась в нашей стране. В 1937 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники, он был включен в состав действительных членов Академии архитектуры СССР, в 1947 году Академия наук БССР избрала его своим почетным членом. (В публикуемых материалах И. В. Жолтовского нарушение хронологии вызвано желанием дать связную концепцию его теоретических взглядов.)

Иван Жолтовский родился 16 (28 ноября) 1867 года в Пинске (ныне Брестская область, Белоруссия). В 1898 году окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге и защитил в мастерской профессора А. О. Томишко дипломный проект «Народный дом», получив звание архитектора-художника. Учёба в Академии продолжалась около одиннадцати лет, потому что Жолтовский параллельно с занятиями работал помощником у ряда крупных петербургских архитекторов.

После окончания академии Жолтовский поселился в Москве и получил приглашение преподавать в Строгановском училище. Его ранними работами стали дом Скакового общества на Скаковой улице (1903-1905), особняки на Введенской площади (1907-1908), в Мёртвом (1912) и Пречистенском (1913) переулках, жилые дома для завода АМО (1915). В 1909 году Жолтовский был избран академиком архитектуры. В 1910-х годах вместе с И. Э. Грабарём и И. В. Рыльским входил в городское жюри, которое проводило в Москве «конкурсы красоты фасадов». В 1911-1912 годах в с. Бонячки (с 1925 года в составе г. Вичуги) строил фабричные ясли и больницу (1912, по проекту В. Д. Адамовича), особняки для служащих и промышленные здания «Товарищества мануфактур Ивана Коновалова с сыном».

Жилой дом на Ленинском проспекте в Москве

В 1910-е годы, и в 1923-1926 годах он изучал архитектуру Италии, где его особенно вдохновили работы знаменитого зодчего Андреа Палладио , чьи «Четыре книги об архитектуре» Жолтовский позднее перевел на русский язык. В своей архитектурной практике Жолтовский создает многочисленные интерпретации «в духе Палладио ». Так, в 1908-1912 годах на Патриарших прудах по проекту Жолтовского возводится здание «особняка Тарасова», повторяющее в стилевом отношении Палаццо Тьене Андреа Палладио в Виченце, но пропорции заимствует у Палаццо Дожей в Венеции. Увлёкшись Палладио , В пропорциях золотого сечения он находит производную функцию золотого сечения (528:472), которая вошла в теорию пропорции как «функция Жолтовского ».



Жилой дом. проспект Мира 184 Москва.

После революции 1917 года Жолтовский сосредоточился на преподавательской деятельности в ВХУТЕМАСе и городском планировании. Среди его учеников этого периода - знаменитые советские архитекторы Илья Голосов , Пантелеймон Голосов , Константин Мельников . В 1923 году Жолтовский разрабатывает генеральный план Всероссийской сельскохозяйственной выставки и проектирует на ней павильон «Машиностроение». В том же году Жолтовскому выделяют дом-усадьбу № 6 по Вознесенскому переулку, в котором ранее жили поэты Сумароков и Баратынский. В этом доме Жолтовский проживёт до самой смерти. Здесь же была организована мастерская архитектора. Жолтовский бережно сохранил интерьеры и гризайльную роспись потолков особняка. Гризайль был уничтожен в 1959 году, после смерти архитектора, когда кабинет Баратынского-Жолтовского было решено превратить в читальный зал архива города. В 1932 году Жолтовскому было присвоено звание Заслуженного деятеля искусства РСФСР. В это время зодчий был занят проектированием и строительством жилого дома на Моховой улице в Москве. Знаменитый советский архитектор Алексей Щусев по поводу построенного Жолтовским Дома на Моховой высказался следующим образом: «Я считаю, что даже в Европе трудно найти мастера, который так тонко понял бы классику. Эта постройка является большим завоеванием современной архитектуры». В 1945 году, после окончания Великой Отечественной войны, постановлением Правительства была создана архитектурная мастерская-школа академика архитектуры И. В. Жолтовского . Среди работ мастерской данного периода можно назвать пристройку зала приемов и конференц-зала к особняку МИДа на Спиридоновке (архитекторы М. О. Барщ , Г. А. Захаров , Ю. Н. Шевердяев ), планировку и застройку Центральной площади в Калуге, района Перово в Москве, проект генерального плана и застройки города Сочи, планы застройки подмосковных посёлков Железнодорожного и Крюкова. В послевоенные годы были завершены начатые до войны жилые дома на Смоленской пощади и Ленинском проспекте, строился жилой дом на Ярославском шоссе.

"Дом Жолтовского "на смоленском. Москва.

В доме на Смоленской ("Дом с башенкой") мастер снова обращается к излюбленной итальянской теме. Дом представляет собой укрупненный вариант палладианского палаццо, а башенка откровенно цитирует колокольню Сан-Марко в Венеции (особенно верхний ярус с аркадой). Подъезды получили эффектное оформление: имитацию дубовых потолков, гризайль на колоннах, роспись на тему пушкинских "Руслана и Людмилы", ниши ложных каминов. Внутри подъезда дата постройки (1949) обозначена римскими цифрами. В оформлении каминов участвуют гирлянды из фруктов (что характерно для послевоенной сталинской архитектуры) и мальчики-путти. Невинный мотив веселящихся младенцев мог выглядеть скандально в глазах официоза.



Особняк Тарасова

В конце 40-х годов мастерская-школа Жолтовского , на фоне общего наступления на искусство, начатого со статей А. А. Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград», была обвинена в космополитизме. Из мастерской были изгнаны М. Барщ и Г. А. Захаров . Но в начале 1950 года, когда И. Жолтовскому была присуждена Сталинская премия за жилой дом на Ленинском проспекте (1949), гонения школы Жолтовского прекратились. В 1950-55 гг. мастерской Жолтовского была произведена реконструкция главного здания (Беговой беседки) Московского ипподрома, построенного в 1889-1894 годах по проекту архитекторов И. Т. Барютина и С. Ф. Кулагина . В 1952-53 мастерская-школа Жолтовского участвовала в первом конкурсе крупнопанельных жилых домов, для которого разработала шесть проектов различной этажности и конфигурации. Их характерная особенность состояла в сосредоточении всех нестандартных элементов в нижнем и верхнем ярусах зданий, а также в применённых здесь впервые открытых стыках панелей.



Кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице

Умер И. В. Жолтовский в 1959 году в возрасте 91 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На стене дома № 6 в Вознесенском переулке, где с 1926 года и до своей смерти в 1959 году жил и работал И. В. Жолтовский , находится мемориальная доска. В 1961 году Ермолаевский переулок на Патриарших прудах был переименован в честь архитектора в «улицу Жолтовского », но в 1994 году переулку было возвращено его историческое название.