По тексту Тендрякова Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой (ЕГЭ по русскому). По тексту Тендрякова Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой (ЕГЭ по русскому) Тендряков про украденный хлеб


«Совесть - лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в неё следует чаще всего заглядывать», - говорил Б. Паскаль. Что же такое совесть? Действительно ли она является нашим лучшим советчиком?

В приведённом тексте В.Ф.Тендряков поднимает проблему совести и её влияния на человека. Хочется отметить актуальность данной проблемы, ведь именно совесть помогает нам осуществлять нрав¬ственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков.

Рассуждая над проблемой, писатель повествует о том, что ему много раз приходилось совершать дурные поступки: он врал учителям, не сдерживал данное слово, а однажды на рыбалке снял с чужого перемета головля, но каждый раз рассказчику удавалось найти для себя оправдание. Однако случай, описанный в приведённом фрагменте, заставил его серьезно задуматься. Лирический герой находился в запасном полку за Волгой. Вызвавшись получить хлеб вместе со старшиной, он украл полбуханки хлеба, о чём впоследствии сожалел долгое время. И если всякий раз он находил для себя предлог, то теперь герой не искал оправданий: «Я вор, и сейчас… это станет известно… тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел».

Повествователь неожиданно заметил, как красивы те солдаты, у которых он своровал. К нему пришло осознание, что красота эта – духовная: «Среди красивых людей - я уродлив». Долгие годы автор испытывал муки совести за содеянное, стремился завоевать самоуважение, совершая добрые дела. Описанный в тексте случай стал настоящим уроком для рассказчика, позволившего себе совершить дурное деяние и поступившего не по совести.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что, совершая дурные поступки, человек идёт против важного нравственного чувства – против совести. Я полностью согласна с мнением В.Ф.Тендрякова, ведь нелегко приходится людям, избравшим путь бесчестья в жизни.

Осознание нравственного значения совершаемых действий часто выражается в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести». Так, в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» перед читателем предстаёт мальчик, совершивший дурной поступок и искренне раскаявшийся.

Отправившись за ягодами, он под влия¬нием своих приятелей решается обмануть свою бабушку. Вместо ягод земляники мальчик кладёт на дно корзинки траву, и обман этот раскрывается не сразу. Но совесть мучает ребёнка сразу же после совершения поступка. Герой твёрдо решается сознаться, но не успевает сделать это до отъезда бабушки в город. По возвращении бабушки мальчик убегает из дома, горько плачёт и раскаивается в содеянном. Видя искреннее раскаяние внука, бабушка дарит ему пряник – коня с розовой гривой, о котором он очень мечтал. Рассказчик вспоминает этот момент как один из самых светлых в своей жизни. Стало быть, описанный случай стал для мальчика главным нравственным уроком в жизни, и уроку этому герой обязан не только великодушию бабушки, но и своей совести.

Итак, совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека. Неслучайно тема совести затронута в произведениях классиков мировой литературы. Так, в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Долохов накануне Бородинского сражения совершает неожиданный поступок - извиняется перед Пьером. Он просит простить его за всё, что было между ними. В самые ответственные моменты жизни Долохов «срывает с себя маску», обнажая все свои лучшие душевные качества. Очевидно, что он теперь осознает, как важна чистота совести для человека, особенно в тяжёлое военное время. Кроме того, герой проявляет себя как порядочный человек во время освобождения пленных, среди которых находится Пьер. Таким образом, в период общей трагедии в Долохове, в этом жестоком человеке, склонном к бретёрству и безумным выходкам, просыпается совесть, которая облагораживает его.

Подводя итоги, хочется сказать, что если неправильное поведение приводит человека к «неспокойной совести», то честное выполнение своих обязанностей, своего долга, напротив, приводит к моральному удовлетворению самим собой и к особому состоянию, названному, как «чистая совесть».

Обновлено: 2018-02-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. Это не затишье, здесь наступил мир - глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

Сочинение

Очень часто человеку удается сохранять доброту сердца и чистое и искренне желание помочь ближнему даже в самых сложных ситуациях.

В данном тексте В. Д. Тендряков заставляет нас задуматься над тем, что же делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях?

Автор вспоминает эпизод из своего военного прошлого, когда в одну из редких тихих ночей загорелся немецкий госпиталь. Писатель обращает наше внимание на то, что в тот страшный момент, когда запылало деревянное здание, не было ни одного равнодушного человека: и русские и немецкие солдаты были объединены единым желанием помочь. Стерлись все границы, в этот момент не стало врагов: плечо к плечу стояли русские и немецкие солдаты и вместе «испускали единый вздох». И в глазах у каждого застыло «одинаковое выражение боли и покорной беспомощности». Один из героев рассказа, Аркадий Кириллович, заметив дрожащего от страха и холода, покалеченного немца, отдал ему свой полушубок. А позже он же делится тем, что сам не видел, но что произвело на него впечатление: в порыве человечности один из немцев с криком бросился в огонь, а за ним бросился татарин, оба были охвачены жаждой помочь и оба в тот же момент погибли.

Владимир Федорович Тендряков считает, что абсолютно в каждом человеке, кем бы он ни был, в какой бы ситуации не находился и что бы он ни пережил, есть неистраченные запасы человечности. И ничто не способно убить в человеке человека – «ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия».

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что невозможно уничтожить в человеке искру милосердия, доброты, сострадания – всего, что включает в себя понятие «человечность», её можно лишь на время притушить. И именно это искреннее чувство способно объединять людей и исправлять все «вывихи истории».

Главный герой романа М.А. Шолохова «Судьба человека» обладал огромным количеством нерастраченной любви, нежности, доброты и сострадания. Автор знакомит нас с огромным пластом жизни Андрея Соколова, и мы убеждаемся, что судьба подготовила ему много жестоких испытаний. Война, плен, голод, ранения, герой лишился всех близких ему людей и погрузился в полное одиночество, однако даже все это не смогло убить в Андрее Соколове человека. Свою нерастраченную любовь и нежность Соколов дарит беспризорнику, маленькому Ване, чья судьба была схожа с судьбой главного героя: жизнь также не была к нему великодушна. Андрей Соколов смог откопать в своем обугленном сердце зерно человечности и подарить его мальчику. Ваня стал для него смыслом жизни, герой стал заботиться о Ване и отдавать ему всю самое доброе и чистое, что осталось в душе главного героя.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» человечность объединила все сословия. Каким бы ни был каждый герой, в каком бы положении он не находился – он всегда находит в своей душе место доброму и светлому чувству. Петр Гринев не мстит Швабрину ни за одно его злодеяние. И это несмотря на то что вокруг царила атмосфера безнаказанности и жестокости, а Швабрин причинил герою достаточно вреда. Также и Пугачев, несмотря на огромное количество убийств для достижения своей цели, не стал убивать Петра, и не только за то, что тот когда-то не дал ему умереть, но и из чувства человечности по отношению к Савельичу. И Мария также во всех своих действиях руководствовалась лишь добром и желанием помочь – в том числе и когда просила у императрицы помилования любимого. Хотя девушка совсем недавно потеряла родителей и находила в сложных обстоятельствах. Все герои, несмотря на тяжелую ситуацию, сложившуюся вокруг их жизни, смогли сохранить в своей душе те чувства, благодаря которым они продолжали оставаться людьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что человека делает таковым желание совершать добро, быть милосердным и отзывчивым к несчастью других. И даже если это чувство спрятано глубоко за страхом и неопределенными нравственными ориентирами, оно все равно есть и по-прежнему способно взрывать «вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия».

Личность - тема, не одного меня пугающая своей непосильной сложностью. Формирование личности, ее восприимчивость, зависимость, эмоциональные и рациональные особенности… великие умы блуждали тут, как в лесу, не добираясь до заповедных ответов.

Весь текст: (на ЕГЭ был в сокращённом виде).

Сочинение

Зачастую, совершенные нами когда-либо бесчестные или просто необдуманные поступки, возвращаются снова в виде нравственных и душевных терзаний. В.Ф. Тендряков в данном тексте предлагает нам задуматься над проблемой совести.

Война антигуманна, и во время этих роковых событий трудно сохранить холодность и рассудительность действий. В военное время большинство из поступков совершается на фоне всеобщего голода и страданий, и вместо нравственности и духовности людьми начинают двигать человеческие инстинкты. Рассказчик знакомит нас с историей из своей жизни, в которой он выступает непосредственным участником военных событий. Герой описывает свое состояние как крайне тяжелое: он чувствовал сильный голод и перманентную усталость, и оттого решительнее он пошел на поводу у «мыслишки» - «трусливой», «гаденькой» и «унылой», о чем позже долго жалел. «Мыслишка» эта появилась в тот момент, когда старшина взял рассказчика с собой получать хлеб, и, изнуренный голодом и усталостью солдат, решился украсть из общей массы провизии половину буханки. Герой акцентирует наше внимание на глупости и необдуманности этого поступка, на собственном эгоизме, ведь голодали тогда все, а также на последующих муках совести, и называет этот случай самым отвратительным в своей жизни – а воровать ему приходилось не в первый раз. «Среди красивых людей – я безобразный», - пишет он, называя «красивыми» остальных солдат, и подводит нас к мысли о том, что этот случай воровства стал самым «грязным» и безнравственным в его жизни, и потому больше ему воровать «не приходилось».

Автор считает, что совесть – это ориентир, помогающий человеку совершать поступки, отталкиваясь лишь от нравственных убеждений. Именно совесть дает человеку возможность трезво оценивать себя и свои действия, делая определенные выводы, она же является судьей и исполнителем приговора в том случае, если совершенные человеком поступки расходятся с нормами морали и нравственности.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Я тоже считаю, что совесть – главный судья и помощник человека, способный дать нам возможность на достойное и чистое с точки зрения нравственности существование. Именно совесть не позволяет человеку идти на поводу у «трусливой, гаденькой, унылой» мыслишки и тем самым не падать в собственных глазах и в глазах окружающих.

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в сложный момент своей жизни решил, следуя своей теории, попробовать переступить в себе человека, убив, как он тогда считал, личность, недостойную существования - старуху-процентщицу. Безусловно, этот поступок не мог пройти бесследно: после содеянного герой долгое время мучился, испытывая нравственные и физические страдания, и помочь ему могли лишь вера и искреннее признание в содеянном. Совесть не давала герою поверить в реальность его антигуманной теории, а пример Сони Мармеладовой показал, что жизнь праведная и «чистая» гораздо гармоничнее, чем жизнь убийцы.

Проблему свести поднимает в своем рассказе «Конь с розовой гривой» и В.П. Астафьев. Главный герой, подталкиваемый соседскими ребятишками, решается на обман бабушки. Украв из корзины, заполненной на продажу земляникой, часть ягод, и положив на их место траву, он надеялся остаться без наказания, однако совесть не заставила себя ждать: она начинает мучить Витю сразу после содеянного, не давая ему спать. Позже мальчик в слезах раскаяния принес бабушке извинения, получив за это долгожданный пряник, а вместе с ним и очень важный нравственный урок.

Таким образом, можно сделать вывод, что, совершая верные с точки зрения совести поступки, мы не только возвышаем себя в собственных глазах, но обретаем внутреннюю гармонию и счастье, что в современных реалиях является уже чем-то исключительным.

(1)До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. (2)Василий Петрович тогда сам начал его:

(3) - Слышали: прямая линия короче кривой - геометрия! (4)И все верят в это, понять не хотят - в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. (5)А чему вы, преподаватель литературы, детей учите?

(6) - Русской литературе хотя бы. (7)А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. (8)Да, в запутанной, да, в сложной!

(9) - Вы учите - будь только честным и никак по-другому?

(11)- И зла никому не делай - учите?

(13) - И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви - тоже учите?

(15) - А-а! - восторжествовал мой собеседник. - И это не по линеечке жить называется! (16)Не геометрию из книжек преподаёте! (17)3апутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!

(18) - А вам бы хотелось, чтоб я учил - будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай... (19)Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?

(20) - Я хочу... - Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. - Одного хочу - чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! (21)Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. (22)Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя - ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб... (23)Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. (24)Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. (25)Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. (26)Вот чего хочу! (27)Ясно ли? (28)Вот если бы этой сноровистой науке вы мою Соньку научили, я бы первый вам в ножки поклонился.

(29) - Всех этому научить или только одну вашу дочь?

(30) - Всех, всех, чтоб вислоухими не были!

(31) - Так что же получится, Василий Петрович, - все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей... (32)В дурном же мире Соне жить придётся. (33)Не пугает это вас?

(34) - А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? (35)И сменять его на другой какой, получше, нельзя - один всего. (36)Выхода нет - приспособляйся к нему.

(37) - Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его...

(38) - Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. (39)На что мне весь мир! (40)Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? (41)Иль надеяться могу, что справится Сонька? (42)С ума ещё не сошёл - ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! (43)Я маленький человек, и она в крупную не вырастет.

(44)Нужно мне совсем мало - чтоб дочь родная счастливо жила. (45)А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются... (46)А вы!

Тендряков Владимир Фёдорович (1923-1984) - прозаик, автор остроконфликтных повестей о деревне, духовно-нравственных проблемах общества.

Основные проблемы:

1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения (Чему нужно учить детей? Как в этом помогает русская литература?)

2. Проблема взаимоотношений человека и мира (Может ли человек в одиночку изменить мир, сделать его лучше?)

1. Детям нужно прививать вечные нравственные ценности: быть честным, добрым, сохранять чувство собственного достоинства, и русская литература в этом помогает. В основе воспитания должны лежать истинные ценности; воспитатель должен опираться на лучшие качества в человеке, а не воспитывать пройдох и приспособленцев.


В жизни мне случалось делать нехорошее - врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться со своим уличным врагом Игорем Рявкиным, и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемет, на котором сидел толстый, как полено, пожелтевший от старости голавль, и снял его с крюка… Но всякий раз я находил для себя оправдание: наврал учителю, что был болен, не выучил задание - надо было дочитать книгу, которую мне дали на один день, подрался снова с Игорем, так тот сам полез первый, снял с чужого перемета голавля - рыбацкое воровство! - но перемет-то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашел…

Теперь я и не искал оправданий. Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку! Но, расправив плечи, заломив фуражку, вышагивал старшина-кормилец, ни на шаг нельзя от него отстать.

Я был бы рад, если б сейчас налетели немецкие самолеты, шальной осколок - и меня нет. Смерть - это так привычно, меня сейчас ждет что-то более страшное.

С обочины дороги навстречу нам с усилием - ноет каждая косточка - стали подыматься солдаты. Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи.

Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием.

В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное:

А где?.. Тут полбуханка была!

Произошло легкое движение, темные лица повернулись ко мне, со всех сторон - глаза, глаза, жуткая настороженность в них.

Эй ты! Где?! Тебя спрашиваю!

Я молчал.

Да ты что - за дурака меня считаешь?

Мне больше всего на свете хотелось вернуть украденный хлеб: да будь он трижды проклят! Вернуть, но как? Вести людей за этим спрятанным хлебом, доставать его на глазах у всех, совершить то, что уже совершил, только в обратном порядке? Нет, не могу! А ведь еще потребуют: объясни - почему, оправдывайся…

Скуластое лицо старшины, гневное вздрагивание нацеленных зрачков. Я молчал. И пыльные люди с темными лицами обступали меня.

Я же помню, братцы! Из ума еще не выжил - полбуханки тут было! На ходу тиснул!

Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

Лучше, парень, будет, коли признаешься.

Я окаменело молчал.

И тогда взорвались молодые:

У кого рвешь, гнида?! У товарищей рвешь!

У голодных из горла!

Он больше нас есть хочет!

Рождаются же такие на свете…

Я бы сам кричал то же и тем же изумленно-ненавидящим голосом. Нет мне прощения, и нисколько не жаль себя.

А ну, подыми морду! В глаза нам гляди!

И я поднял глаза, а это так трудно! Должен поднять, должен до конца пережить свой позор, они правы от меня этого требовать. Я поднял глаза, но это вызвало лишь новое возмущение:

Гляньте: пялится, не стыдится!

Да какой стыд у такого!

Ну и люди бывают…

Не люди - воши, чужой кровушкой сыты!

Парень, повинись, лучше будет.

Да что с ним разговаривать! - Один из парней вскинул руку.

И я невольно дернулся. А парень просто поправил на голове пилотку.

Не бойся! - с презрением проговорил он. - Бить тебя… Руки пачкать.

А я хотел возмездия, если б меня избили, если б!.. Было бы легче. Я дернулся по привычке, тело жило помимо меня, оно испугалось, не я.

И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы - темные, измученные походом, голодные, но лица какие-то граненые, четко лепные, особенно у того парня, который поправил пилотку: "Бить тебя - руки пачкать!" Каждый из обступивших меня по-своему красив, даже старик солдат со своими голубенькими глазками в красных веках и сивым подбородком. Среди красивых людей - я безобразный.

Пусть подавится нашим хлебом, давайте делить, что есть.

Старшина покачал перед моим носом крепким кулаком.

Не возьмешь ты спрятанное, глаз с тебя не спущу! И здесь тебе - не жди - не отколется.

Он отвернулся к плащ-палатке.

Господи! Мог ли я теперь есть тот преступный хлеб, что лежал под крыльцом, - он хуже отравы. И на пайку хлеба я рассчитывать не хотел. Хоть малым, да наказать себя!

На секунду передо мной мелькнул знакомый мне старший сержант. Он стоял все это время позади всех - лицо бесстрастное, считай, что тоже осуждает. Но он-то лучше других понимал, что случилось, возможно, лучше меня самого. Старший сержант тоже казался сейчас мне красивым.

Когда хлеб был разделен, а я забыто стоял в стороне, бочком подошли ко мне двое: мужичонка в расползшейся пилотке, нос пуговицей, дряблые губы во влажной улыбочке, и угловатый кавказец, полфизиономии погружено в мрачную небритость, глаза бархатные.

Братишечка, - осторожным шепотком, - ты зря тушуешься. Три к носу - все пройдет.

Правыл-но сдэлал. Ма-ла-дэц!

Ты нам скажи - где? Тебе-то несподручно, а мы - мигом.

Дэлым на тры, па совесты!

Я послал их, как умел.

Мы шли еще более суток. Я ничего не ел, но голода не чувствовал. Не чувствовал я и усталости. Много разных людей прошло за эти сутки мимо меня. И большинство поражало меня своей красотой. Едва ли не каждый… Но встречались и некрасивые.

Мужичонка с дряблыми губами и небритый кавказец - да, шакалы, но все-таки они лучше меня - имеют право спокойно говорить с другими людьми, шутить, смеяться, я этого не достоин.

Во встречной колонне двое озлобленных и усталых солдат тащат третьего - молод, растерзан, рожа полосатая от грязи, от слез, от распущенных соплей. Раскис в походе, «лабушит» - это чаще бывает не от физической немочи, от ужаса перед приближающимся фронтом. Но и этот лучше меня - «оклемается», мое - непоправимо.

На повозке тыловик старшина - хромовые сапожки, ряха, как кусок сырого мяса, - конечно, ворует, но не так, как я, чище, а потому и честней меня.

А на обочине дороги возле убитой лошади убитый ездовой (попал под бомбежку) - счастливей меня.

Тогда мне было неполных девятнадцать лет, с тех пор прошло тридцать три года, случалось в жизни всякое. Ой нет, не всегда был доволен собой, не всегда поступал достойно, как часто досадовал на себя! Но чтоб испытывать отвращение к себе - такого не помню.

Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. Тот, кто это носит в себе, - потенциальный самоубийца.

Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. Но какое-то время я не падал на землю при звуке приближающегося снаряда, ходил под пулями, распрямившись во весь рост, - убьют, пусть, нисколько не жалко. Самоубийство на фронте - зачем, когда и так легко найти смерть.

Мелкими поступками раз за разом я завоевывал себе самоуважение - лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали - нормально. А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.