Понятие детской литературы. Основы теории детской литературы Специфика детской литературы искусства слова

Тема 1. Специфика детской литературы. Жанры детской литературы

Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу из «литературы вообще», – «категория читателя-ребенка». Руководствуясь этим критерием, литературоведы выделяют на три класса произведений:

1) непосредственно адресованные детям;

2) входящие в круг детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес);

3) сочиненные самими детьми (или, иначе, «детское литературное творчество»).

Первая из этих групп чаще всего и имеется в виду под словами «детская литература» – литература, созданная в диалоге с воображаемым (а часто – и вполне реальным) ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие. Однако критерии выделения такой литературы не всегда можно выделить однозначно. Среди основных:

а) публикация произведения в детском издании (журнале, книге с пометкой «для детей» и т.п.) при жизни и с ведома писателя;

б) посвящение ребенку;

в) наличие в тексте произведения обращений к малолетнему читателю.

Однако далеко не всегда такие критерии будут основанием для выделения детской литературы (например, обращение к ребенку может быть только приемом, посвящение – делаться «на будущее» и т.п.).

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Но отпечаток на развитие детской литературы накладывают, с одной стороны, педагогические идеи того или иного периода (и, шире, отношение к детям), а с другой – запросы самих маленьких и юных читателей, которые также исторически меняются.

Можно сказать, что в большинстве случаев (хотя и не всегда) детская литература более консервативна, чем взрослая. Это объясняется ее специфической основной функцией, выходящей за рамки художественного творчества: формирование у ребенка первичного целостного образного представления о мире (изначально эта функция осуществлялась через фольклорные произведения). Будучи так близко связана с педагогикой, детская литература, казалось бы, несколько ограничена в области художественного поиска, поэтому часто и «отстает» от «взрослой» литературы или не полностью повторяет ее путь. Но, с другой стороны, детскую литературу нельзя назвать художественно неполноценной. К.Чуковский настаивал на том, что детское произведение должно иметь высшую художественную «пробу» и восприниматься как эстетическая ценность и детьми, и взрослыми.

Фактически, детская литература – это особый способ художественного отображения мира (вопрос о статусе детской литературы достаточно долго был открытым; в СССР в 1970-х годах на страницах журнала «Детская литература» велась дискуссия на эту тему). Функционально и генетически она связана с фольклором, с его игровой и мифологической составляющими, которые сохраняются даже в литературно-авторских произведениях. Мир детского произведения, как правило, антропоцентричен, и в центре его – ребенок (либо другой герой, с которым может отождествить себя юный читатель).


Пользуясь юнгианской классификацией архетипов, можно сказать, что первостепенной в художественной картине мира практически любого детского произведения становится мифологема Божественного Ребенка. Основная функция такого героя – «являть собой чудо» либо быть свидетелем чуда или даже самостоятельно творить чудеса. Как чудо может восприниматься и ум ребенка, и неожиданно проявляемая им мудрость, и просто хороший поступок. Эта мифологема влечет за собой и ряд мотивов, вновь и вновь повторяющихся в детской литературе (таинственное или необычное происхождение героя либо его сиротство, увеличение масштаба его изображения – вплоть до внешних черт; способность ребенка воспринимать то, чего не видят взрослые; наличие у него волшебного покровителя и т.п.).

Как вариант мифологемы Божественного Ребенка может рассматриваться его противоположность – «небожественный» ребенок-озорник, всячески нарушающий нормы «взрослого» мира и за это подвергаемый порицанию, осмеянию и даже проклятию (таковы, например, герои назидательных «страшилок» ХIХ века про Степку-Растрепку).

Еще одна разновидность детских образов, также берущая начало в мифологических сюжетах, – «жертвенный ребенок» (например, в библейском сюжете о жертвоприношении Исаака Авраамом); особенное развитие такие образы получили в советской детской литературе. Кстати, именно к этому типу относится первый в русской литературе детский образ – князя Глеба из «Сказания о Борисе и Глебе» (сер. XI в.). Автор даже специально преуменьшил возраст героя, чтобы «преувеличить» его святость (на самом деле на момент убийства Глеб уже не был ребенком).

Еще одна мифологема, имеющая немаловажное значение для детской литературы, – это представление о рае, воплощенном в образах сада, чудесного острова, дальней страны и т.д. Для «взрослых» русских писателей уже начиная с конца XVIII века возможным воплощением этой мифологемы становится мир детства – чудесного времени, когда все сущее может восприниматься как рай. Содержание детских произведений неизбежно соотносится с психологией ребенка (иначе произведение просто не будет воспринято или даже повредит ребенку). По наблюдениям исследователей, «дети жаждут счастливой развязки», им необходимо ощущение гармонии, что отражается и на выстраивании картины мира в произведениях для детей. Ребенок требует «правдивости» даже в сказочно-фантастических произведениях (чтобы было всё «как в жизни»).

Исследователи детской литературы отмечают близость детской литературы к литературе массовой, что в первую очередь проявляется в формировании жанровых канонов. Были даже попытки создания «инструкций» по написанию детских произведений различных жанров – так же, как, кстати, вполне осуществимы такие инструкции и для создания дамских романов, полицейских детективов, мистических триллеров и т.п. – жанров, канонизированных еще в большей степени, чем «детские». Близки у детской и массовой литератур и художественные средства, почерпнутые той и другой из фольклора, народного лубка (по утверждению одного из исследователей, «Муха Цокотуха» Чуковского – … не что иное как «бульварный» роман, переложенный стихами и снабженный лубочными картинками»). Еще одна особенность детских произведений – создаваемых для детей взрослыми – наличие в них двух планов – «взрослого» и «детского», которые «перекликаются, образуя диалогическое единство внутри текста».

Свои художественные особенности есть и у каждой группы жанров детской литературы. Прозаические жанры трансформируются не только под влиянием сказки. Крупные эпические жанры исторической и нравственно- социальной тематики испытывают влияние со стороны классической повести о детстве (т.н. «школьная повесть» и др.). Рассказы и новеллы для детей считаются формами «краткими», для них характерны отчетливо прорисованные персонажи, ясная основная мысль, развитая в простой фабуле с напряженно- острым конфликтом. Драматургия для детей практически не знает трагедии, так как сознание ребенка отторгает печальные развязки конфликтов со смертью положительного героя, да еще «взаправду» представленные на сцене. И здесь также огромно влияние сказки. Наконец, детская поэзия и лироэпические жанры, во-первых, тяготеют к фольклору, а кроме того, обладают еще рядом канонических черт, зафиксированных К. Чуковским. Детские стихотворения, по К. Чуковскому, обязательно «должны быть графичны», то есть легко преображаться в картинку; в них должна происходить быстрая смена образов, дополняемая гибким изменением ритма (что касается ритма и метра, то Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал, что в творчестве самих детей преобладает хорей). Важным требованием является «музыкальность» (прежде всего под этим термином понимается отсутствие скоплений согласных звуков, неудобных для произношения). Для детских стихов предпочтительны смежные рифмы, при этом на рифмующихся словах «должна лежать наибольшая тяжесть смысла»; «каждый стих должен быть законченным синтаксическим целым». Детские стихотворения, по мнению Чуковского, не следует перегружать эпитетами: ребенку интереснее действие, чем описание. Наилучшей признается игровая подача поэзии, в том числе имеется в виду и игра звуков. Наконец, К. Чуковский настоятельно рекомендовал детским поэтам прислушиваться к народным детским песенкам и к стихотворству самих детей.

Говоря о детской книге, нельзя забывать и о такое ее важной части (уже не литературной, но в данном случае практически неотделимой от нее), как иллюстрации. Детская книга – это, фактически, синкретическое единство картинки и текста, причем в иллюстрировании детских книг тоже были и есть свои тенденции, связанные как с развитием изобразительного искусства, так и литературы.

Детская книга: ее общие и специфические свойства

Специфика детской литературы существует и корни ее – в особенностях детского восприятия действительности, которое качественно отличается от восприятия взрослого человека. Особенности детского восприятия, его типологические возрастные качества вытекают (как об этом свидетельствуют работы Л. С. Ваготского, А. Т. Парфенова, Б. М. Сарнова и собственные наблюдения автора статьи) из своеобразия антропологических форм детского сознания, которые зависят не только от психофизиологических факторов, но также и от социальных особенностей детства.

Ребенок – общественный человек, но социальная основа, на которой развивается его общественное сознание, отличается от социальной основы сознания зрелого человека: взрослые люди непосредственные члены социальной среды, а в отношениях ребенка с социальной действительностью важную роль играет взрослый посредник. Дело заключается в том, что значительное количество жизненных функций подрастающего поколения удовлетворяется, формируется и стимулируется взрослыми, а это накладывает специфическую печать и на косвенный и на непосредственный опыт подрастающего поколения. Чем старше ребенок, тем более самостоятелен он в общественных отношениях, тем меньше в его положении социальной специфики детства.

Чем меньше возраст читателя, чем ярче проявляется возрастная специфика, тем специфичнее произведение для детей, и наоборот: по мере возмужания читателей исчезают специфические черты детского возраста, угасает и специфика детской литературы. Но детство не остается неизменным: оно меняется вместе с изменениями в социальной среде и действительности. Сдвигаются границы возрастных этапов, поэтому нельзя рассматривать возрастную специфику как нечто раз и навсегда данное и навечно застывшее. В сегодняшнем мире бурного технического прогресса и все возрастающей информации на наших глазах происходит акселерация детства. Изменения в возрастной специфике, естественно, приводят к изменениям в особенностях детской литературы: она взрослеет. Но детство существует, существует возрастная специфика, значит, существует и специфика детской литературы.

По мысли Л. Кассиля, специфика детской книги – это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств. Л. Кассиля поддерживает и даже повторяет И. Мотяшов: «Весь же вопрос так называемой возрастной специфики еще со времен Белинского сводится к стилю детских произведений; излагать должно «сообразно с детским восприятием, доступно, живо, образно, увлекательно, красочно, эмоционально, просто, ясно». Но все перечисленные признаки стиля детского произведения так же необходимы и в произведении для взрослых.

Специфика детского произведения кроется не только в форме, но прежде всего в содержании, в особом отражении действительности. Для детей «предметы те же, что и для взрослых», но подход к явлениям действительности в силу особенностей детского миропонимания избирательный: что ближе детскому внутреннему миру – видится им крупным планом, что интересно взрослому, но менее близко душе ребенка, видится как бы на отдалении.

Детский писатель изображает ту же действительность, что и «взрослый», но на первый план выдвигает то, что ребенок видит крупно. Изменение угла зрения на действительность приводит к смещению акцентов в содержании произведения, возникает и необходимость в особых стилевых приемах. Детскому писателю мало знать эстетические представления детей, их психологию, особенности детского мировосприятия на различных возрастных этапах, мало обладать «памятью детства». От него требуются высокое художественное мастерство и естественная способность во взрослом состоянии, глубоко познав мир, каждый раз видеть его под углом зрения ребенка, но при этом не оставаться в плену детского мировосприятия, а быть всегда впереди него, чтобы вести читателя за собой.

Специфичность детского произведения, его формы и содержания, проявляется прежде всего в жанровом своеобразии. На самом деле, все жанры, существующие во «взрослой» литературе, есть и в детской: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк и т. д. Но очевидно и различие между идентичными жанрами «взрослой» и детской литератур. Оно объясняется различием в жанрообразующих элементах, различием, которое обусловлено специфической ориентацией на читательское восприятие. Специфичны все жанрообразующие элементы произведения для детей.

Детская литература тоже приобщает ребенка к миру природы, пробуждая в нем «драгоценность способности сопереживать, сострадать, порадоваться, без которой человек – не человек» (К. Чуковский). Но у ребенка нет мировоззрения (оно только начинает формироваться), нет философского осмысления явлений действительности, поэтому в содержании пейзажа произведения для детей выражается эмоциональное, чувственно живое и эстетическое отношение ребенка к природе. По объему пейзажные зарисовки значительно меньше, чем в произведении для взрослых, синтаксис их проще и легче.

Детям свойственно одушевлять предметы, наделять их человеческими качествами, отсюда в повести «Кандаурские мальчишки» обилие олицетворении. «Тучи ползли и ползли, тайга их равнодушно глотала, а они все лезли», «на краю лощины тесно селились березы, щекоча друг друга ветками».

Также представляется уместным говорить о возрастной специфике детской литературы и выделять несколько групп на основании возраста читателя:

    книги для самых маленьких,

    книги для детей 4-7 лет,

    литература для младших школьников,

    произведения для подростков.

Книги для самых маленьких. Первые детские книги знакомят ребёнка с новыми предметами окружающего мира и помогают развитию речи. Они входят в жизнь ребёнка, ещё не умеющего читать и только начинающего говорить. Серия «Читаем с мамой», например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.

Написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом, потому что литература для самых маленьких должна решить сразу несколько непростых задач. Её специфика определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Поэтому в небольшой объём – часто всего одно четверостишие – нужно уместить максимум знаний, при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения – короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить.

В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ, указывать на характерные черты описываемого предмета или явления. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака, стихотворения А.Барто и К.Чуковского.

Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких – преобладание стихотворных произведений. Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой- вспомним колыбельные и потешки, – а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.

Особенности литературы для дошкольников. После трёх лет круг чтения несколько меняется: постепенно на второй план отходят самые простые книжки с короткими стихотворениями, их сменяют более сложные стихи на основе игровых сюжетов, например «Карусель» или «Цирк» С. Маршака. Круг тем естественно расширяется вместе с кругозором маленького читателя: ребёнок продолжает знакомиться с новыми явлениями окружающего мира, и книги помогают ему в этом.

Особый интерес у подрастающих читателей с их богатым воображением вызывает всё необычное, поэтому любимым жанром дошкольников становятся стихотворные сказки: дети “от двух до пяти” легко переносятся в вымышленный мир и вживаются в предлагаемую игровую ситуацию. Лучшим образцом таких книг до сих пор остаются сказки К. Чуковского: в игровой форме, на языке, доступном и понятном малышам, они рассказывают о сложных категориях, о том, как устроен мир, в котором предстоит жить маленькому человеку. В это же время дошкольники, как правило, знакомятся и с народными сказками, сначала это сказки о животных, позже волшебные сказки со сложными поворотами сюжета, с превращениями и путешествиями и неизменным счастливым концом, победой добра над злом. Таким образом, литература для старших дошкольников не только знакомит читателей с событиями и явлениями окружающего мира, но и формирует у них. первые этические представления.

Литература для младших школьников. Специфика литературы для младших школьников определяется ростом сознания и расширением круга интересов читателей. Вчерашние дошкольники становятся учениками, они ещё более активно осваивают окружающий мир. Произведения для детей семи-десяти лет насыщены новой информацией более сложного порядка, в связи с этим увеличивается их объём, усложняются сюжеты, появляются новые темы. На смену стихотворным сказкам приходят сказочные повести, рассказы о природе, о школьной жизни. Их героями обычно становятся сверстники читателей, эти книги рассказывают о том мире, в котором протекает жизнь маленького человека.

В то же время юный читатель интересуется и тем, что происходит в большом мире, поэтому ему адресованы всевозможные детские энциклопедии, в занимательной форме преподносящие новые знания. Вообще занимательность остаётся главной чертой литературы для детей младшего школьного возраста: они недавно научились читать, чтение для них – всё ещё труд, и сделать его интересным – одна из задач автора.

Отсюда динамичные сюжеты, сюжеты-путешествия и сюжеты-приключения, насыщенные событиями, а средством характеристики героя зачастую является не описание, а диалог. Но в это же время начинает формироваться система ценностей маленького человека, поэтому занимательность сочетается с усилением дидактического элемента: произведение строится так, чтобы привести читателя к выводу о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо.

Итак, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста. Среди главных черт детской литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов.

Список использованных источников

    Арзамасцева, И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева. М. : Академия, 2010. 472 с.

  1. Здир, В. Специфика детской литературы / В. Здир. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

  2. – 138 с.

Детская литература, как учебный предмет 1. Понятие о специфике детской литературы. 2. История появления литературы для детей 3. Устное народное творчество для детей и в детском чтении.

«Сейчас без языка нельзя. Пропадешь сразу, или из тебя шапку сделают, или воротник, или просто коврик для ног…» Кот Матроскин

«Людям, никогда не читавшим сказок, труднее справляться с жизнью, чем тем, кто читал. У них нет того опыта странствий по дремучим лесам, встреч с незнакомцами, которые отвечают на доброту добротой, нет знаний, которые приобретаются в обществе Ослиной Шкуры, Кота в сапогах и Стойкого оловянного солдатика…»

Понятие «детская литература» включает в себя - как круг детского чтения, так и литературные произведения, написанные специально для детей. «Детское чтение» – круг произведений, которые читаются детьми В круг детского чтения входят: 1. Произведения устного народного творчества 2. Классическая литература (отечественная и зарубежная) 3. Современная литература (отечественная и зарубежная)

Специфика детской литературы в России была обоснована в статье Л. Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят? » 1. Детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего читателя. 2. Язык детской литературы должен быть не просто ярким, понятным ребенку.

А. Барто Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу – Потому что он хороший.

Генриетта Ляховская Стать Настоящим Джинном Вырастать – Над кувшином Вдруг огнём, Становиться Ловко в нём Уместиться Чтобы мог малютка – джиннчик Нужен маленький кувшинчик, Беспокоится о сыне: Взрослый джин в большом кувшине Чтобы что-нибудь понять, Надо Снизу вверх читать

Покровская А. К. Основные течения в современной детской литературе 3) Свои художественные средства изображения Вера в одушевлённость природы действительности: анимизм Наделение человеческими антропоморфизм качествами животных, предметов, алогизм явлений Нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики

КУРИЦА Курица-красавица у меня жила. Ах, какая умная курица была! Шила мне кафтаны, шила сапоги, Сладкие, румяные пекла мне пироги. А когда управится, сядет у ворот Сказочку расскажет, песенку споёт.

В гостях Мышь меня на чашку чая Пригласила в новый дом. Долго в дом не мог войти я, Все же влез в него с трудом. А теперь вы мне скажите: Почему и отчего Нет ни дома и ни чая, Нет буквально ничего! Даниил Хармс

4) Художественные стихотворные приёмы аллитерация повторение одних и тех же согласных звуков Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак) ассонанс повторение одних и тех же гласных звуков Август. Алеет за лесом закат. Алые аисты к лесу летят (В. Лунин)

6) Особый тип сюжетосложения Мальчик Боб своей лошадке Дал кусочек шоколадки, - А она закрыла рот, Шоколадки не берет. Подбежали к шоколадке И лизнули: «Очень сладко!» Пир горой - и в пять минут Шоколадке был капут. Как тут быть? Подпрыгнул Бобик, Сам себя вдруг хлопнул в лобик И с комода у дверей Тащит ножницы скорей. Вот приходит Боб с прогулки. Таракашки шмыг к шкатулке, - Боб к лошадке: «Съела. . . ай! Завтра дам еще, - будь пай» . Распорол брюшко лошадке, Всунул ломтик шоколадки И запел: «Не хочешь в рот, Положу тебе в живот!» День за днем - так две недели Мальчик Боб, вскочив с постели, Клал в живот ей шоколад И потом шел прыгать в сад. Боб ушел играть в пятнашки, А за полкой таракашки Подсмотрели и гуськом Вмиг к лошадке все бегом. Лошадь кушала, старалась, Только кошка удивлялась: «Отчего все таракашки Растолстели, как барашки? »

7) Особый тип героя 1. маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но удалой, сильный, спешащий на помощь. Это доблестный Ваня Васильчиков: Он боец Молодец, Он герой, Удалой: Он без няни гуляет по улицам (К. Чуковский Крокодил) 2. терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете, сострадании. И спинка болит, И животик Болеет родной Бегемотик (С. Козлов Больной бегемотик)

3. не существующий в реальной действительности, не имеющий в ней аналогов. Это гном Скрипаленок из одноименной сказки Н. Абрамцевой, домовенок Кузька в сказке Т. Александровой 4. герой-почемучка. Он отличается жаждой познания, задает множество неожиданных вопросов: Алеша, герой произведения Б. Житкова Что я видел: Я был маленький и всех спрашивал: Почему? И меня за это называли Почемучкой

А знаете ли вы? А. С. Пушкин написал всего лишь два произведения для детей: Душа моя, Павел, Держись моих правил; Люби то-то, Не делай того-то. Кажись, тебе ясно. Прощай, мой прекрасный.

2. История появления литературы для детей Первым произведением, адресованным непосредственно детям, было «Поучение» Владимира Мономаха 1096 г.

"Тура мя 2 метала нарозех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси, один ногами топтал, а другый рогома бол; . . . лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже". "Леность бо всему мати: еже умеетъ, то забудешь, а егоже не умеешь, а тому ся не учить". "Его же умеючи того не забывайте доброго, а его же не умеючи, а тому ся учите", - говорит он и ссылается на своего отца Всеволода, который "дома седя"

1692 г. - «Лицевой букварь» Кариона Истомина Киты суть в морях, кипарис на суше, юный отверзай в разум твоя уши. В колесницу сядь, копием борися, конем поезжай ключем отоприся. Корабль на воде, а в дому корова, и кокошь в требу, и людем здорова.

18 век – эпоха Просвещения В России появляется переводная литература византийских и западно-европейских рыцарских романов. «Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя они еще зелены» . «Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше едят овцу. Он подошел близко и сказал «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»

Конец 18 века ≪ Детская библиотека≫ немецкого писателя-педагога Иоахима Генриха Кампе в переводе А. С. Шишкова (рассказы из детской жизни).

Появляется первый журнал для детей ≪ Детское чтение для сердца и разума≫ (1785 -1789), который издает Н. И. Новиков.

20 век Новый тип детской книги Понимание мира ребенка. Гендерные особенности детской книги

3. Устное народное творчество для детей и в детском чтении. вся совокупность разных видов словесных произведений, известных детям и не входящих в репертуар взрослых Детский фольклор

Фольклор Малые фольклорные жанры календарный поэзия пестования игровой юмористический бытовой Былины Сказки

1. Календарный небольшие песенки, сопровождаются игровыми фольклор действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. заклички, игровые песенки. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Дождик, дождик, лей. На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по целому ведру!

Колыбельные мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания Баю - баюшки, Да прискакали заюшки Люли - люлюшки, Да прилетели гулюшки. Стали гулевать Да стал мой милый засыпать.

Пестушки Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, В ручки хватунюшеньки короткий стихотворный напев, назначение – развлечь ребенка в часы бодрствования.

Потешки Дарики-дарики, Злые комарики Вились, кружились, Да в ушко вцепились – Кусь! Короткое стихотворение, помогает осваивать ребёнку простейшие движения.

Где пестушка, а где потешка? Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, Топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, Топ, топ, топ! Чей нос? Макеев. Куда едешь? В Киев. Что везешь? Рожь. Что возьмешь? Грош. Что купишь? Калач. С кем съешь? Один. Не ешь один!

Прибаутка -перевёртыш англ. nonsense бессмыслица, чепуха, нелепица Выбегла дубина С мальчиком в руках. А за ней тулупчик С бабой на плечах

«перевертыши умственная игра, остро необходимая в детской жизни, так как она учит детей находить правильное соотношение идей и вещей, подводит к первоосновам юмора» К. И. Чуковский

короткое рифмованное произведение, которое помогает установить порядок в игре Считалки Считалка происходит от древнего запрета считать. Ази двази, Тризи чизи, Пятам латам, Шума рума, Дуба крест.

благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры. считалки отчетливо ритмичны и динамичны. упражнение в словотворчестве отражение реальной жизни

На златом крыльце сидели, Друг на друга все глядели Чебурашка, Буратино, Чиполлино и Мальвина, Скрудж Мак Дак и покемон. Кто не верит выйди вон!

Жеребьёвки Это предельно краткие, часто однострочные, рифмованные произведения, содержащие в себе вопрос. Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности. Золотое блюдечко или наливное яблочко? Коня вороного или казака удалого?

Молчанки Подбор слов в молчанке таков, чтобы заставить нарушить запрет. Словесный текст молчанок комического содержания. «Рыба-карась, игра началась» , «Кто промолвит, тот и съест» .

Дразнилки Остроумно и зло высмеивают человеческие недостатки, Они часто рифмованны. В них много сравнений, гипербол

Лилечек-киселечек. Ябеда-беда, тараканья еда. Рыжий-рыжий, конопатый убил дедушку лопатой; Ваня толстый, Ваня жирный, Ваня поезд пассажирный.

Страшилки это устные прозаические произведения условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность "Идет коза рогатая За малыми ребятами, Кто кашку не ест, Того - забодает!"

В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр. , Цель - переживание высокой трагедии, страха, но "не до смерти" и психологического катарсиса.

Садистские стишки Тщательно подготавливаемая трагическая развязка оборачивается комедийной ситуацией, Персонажи всегда условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки не мотивируются.

"Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов", или: "Девочка Света нашла пистолет, Больше у Светы родителей нет", или: "Мне мама в детстве выколола глазки, Чтоб я варенье в шкафе не нашел. Я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо!"

«Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия»

Мирилки Придуманы на возникающие конфликтные ситуации «Мирись-мирись и больше не дерись Если будешь драться, я буду кусаться»

Загадки развивает в ребёнке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в иную область. Загадка указывает на особые свойства, присущие загадываемому предмету. Чёрная собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, в дом не пускает.

Пословицы Первые пословицы ребёнок слышит в речи взрослых, которые раскрываются как поручения. Содержит мораль, выработанную поколением Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Поговорки В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поручения. Даёт выразительную эмоциональную оценку явлению. Хуже горькой редьки, Свалился как снег на голову

Сказки 1. Сказки о животных. дети знакомятся с нормами поведения - легко запоминаются, так как динамичны - содержат юмор, положительное окончание 2. Волшебная сказка развитие действия, борьба тёмных и светлых сил -чудесный замысел - понятна судьба героев, попавших в трудные обстоятельства

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Лекция 1. Понятие детской литературы. Ее специфика.

Детская литература – своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.

Детская литература - часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художествен­ной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учеб­но-познавательные, этические, развлекательные произведения.

Детская литература как часть общей литературы является ис­кусством слова. А.М. Горький называл детскую литературу «суверенной » областью всей нашей литературы. И хотя принципы, задачи, художественный метод литературы для взрослых и детской литературы едины, последней свойственны только ей присущие черты, которые условно можно назвать спецификой детской литературы.

Ее особенности определяются воспитательно-об­разовательными задачами и возрастом читателей. Основная отли­чительная черта ее - органическое слияние искусства с требова­ниями педагогики. Под педагогическими требованиями подразу­меваются, в частности, учет интересов, познавательных возможно­стей и возрастных особенностей детей.

Об особенностях детской литературы как искусстве слова в свое время говорили основоположники теории детской литературы – выдающиеся писатели, критики и педагоги. Они понимали, что детская литература – есть подлинное искусство , а не средство дидактики. По словам В. Г. Белинского, литература для детей должна отличаться «художественной истинностью создания», то есть быть явлением искусства , а авторы детских книг должны быть широко образованными людьми , стоящими на уровне передовой науки своего времени и иметь «взгляд на предметы просвещенный».

Назначение детской литературы - быть художественным и познавательным чтением для ребенка . Это назначение определяет те важные функции, которые она призвана выполнять в обществе:



1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция. Она связана с особого рода эмоциями, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эсте­тическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует сти­хотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо по­нимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходя­щее, но такая вера и есть подлинное торжество литературного вы­мысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.

2. Познавательная (гносеологическая) функция литературы за­ключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жиз­ни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художе­ственные образы, которые обладают высокой степенью обобще­ния. Они позволяют читателю увидеть в единичном факте, собы­тии или характере закономерное, типичное, всеобщее.

3. Нравственная (воспитательная) функция присуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в со­ответствии с определенными ценностями. Речь идет как об уни­версальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и конкретной культурой.

4. Детская литература со времени своего зарождения выпол­няла дидактическую функцию . Назначение литературы - приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.

Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе - развивать и воспитывать детей средствами художе­ственного слова. Это значит, что литература для детей в значи­тельной степени зависит от существующих в обществе идеологи­ческих, религиозных, педагогических установок.

Говоря овозрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классифика­ция литературы для детей повторяет общепринятые возрас­тные этапы развития личности человека:

1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассмат­ривая книги, осваивают различные произведения литерату­ры;

2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овла­девать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в боль­шей части остаются слушателями произведений литературы, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;

3) млад­шие школьники - 6-8, 9-10 лет;

4) младшие подростки - 10-13 лет; 5) подростки (отрочество) - 13-16 лет;

6) юно­шество - 16-19 лет.

Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.

Специфика литературы для самых маленьких определяется тем, что она имеет дело с человеком, почти ничего не знающем об окружающем мире и ещё не способном воспринимать сложную информацию. Для детей этого возраста предназначены книжки‑картинки, книжки-игрушки, книжки-раскладушки, книжки-панорамы, раскраски… Литературный материал для малыша – стихи и сказки, загадки, шутки, песни, скороговорки.

Серия "Читаем с мамой", например, рассчитана на детей от 1 года и включает в себя картонные книжки с яркими иллюстрациями, изображающими незнакомых ребёнку животных. Такая картинка сопровождается либо просто названием животного, которое ребёнок постепенно запоминает, либо коротким стихотворением, дающим представление о том, кто изображён на картинке.В небольшой объём - часто всего одно четверостишие - нужно уместить максимум знаний , при этом слова должны быть предельно конкретными, простыми, предложения - короткими и правильными, ведь слушая эти стихи, ребёнок учится говорить . В то же время стихотворение должно давать маленькому читателю яркий образ , указывать на характерные черты описываемого предмета или явления.

Поэтому написание подобных, на первый взгляд, предельно простых стихов, требует от автора едва ли не виртуозного владения словом , чтобы стихи для самыхмаленьких могли решить все эти непростые задачи. Не случайно лучшие детские стихи, услышанные человеком в самом раннем возрасте, часто остаются в памяти на всю жизнь и становятся первым опытом общения с искусством слова уже для его детей. В качестве примера здесь можно назвать стихи С. Я. Маршака "Детки в клетке", стихотворения А.Барто и К.Чуковского.

Ещё одна характерная черта литературы для самых маленьких - преобладание стихотворных произведений . Это не случайно: детское сознание уже знакомо с ритмом и рифмой - вспомним колыбельные и потешки, - а потому легче воспринимает информацию именно в таком виде. Кроме того, ритмически организованный текст даёт маленькому читателю целостный, законченный образ и апеллирует к его синкретическому восприятию мира, характерному для ранних форм мышления.