Порядок внесения арендной платы в денежной форме. Как правильно внести наличные на расчетный счет юридического лица

Арендатор обязан вносить арендную плату денежными средствами, если договором установлены следующие формы арендной платы:

— твердая сумма платежей

— доля дохода, полученного в виде денежных средств

— оплата работ либо компенсация затрат арендодателя по улучшению арендованного имущества.

Стороны вправе выбрать и согласовать в договоре следующие способы расчетов денежными средствами:

— внесение арендной платы наличными денежными средствами;

— внесение арендной платы в безналичном порядке.

Внесение арендной платы наличными денежными средствами

Стороны вправе включить в договор условие о внесении арендной платы наличными денежными средствами.

———————————

Пример формулировки условия:

«Внесение арендной платы осуществляется путем передачи наличных денежных средств в кассу арендодателя».

———————————

Закон разрешает применять такой вид расчетов при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 861 ГК РФ). Однако для суммы наличных платежей предусмотрено ограничение.

В соответствии с Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора равен 100 000 руб. либо сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Названный документ, кроме прочего, содержит положение о том, что наличные расчеты в пределах указанной суммы производятся по обязательствам, исполняемым как в период действия договора, так и после окончания срока его действия. Следовательно, арендная плата, внесенная после окончания срока действия договора, будет учитываться при определении того, соответствует ли уплаченная сумма допустимому пределу наличных расчетов. Кроме того, расчеты в наличном порядке по договору аренды недвижимости должны будут производиться за счет средств, поступивших в кассу арендатора с его банковского счета (п. 4 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).

Таким образом, общая сумма платежей, внесенных арендатором за весь срок действия договора, не может превышать 100 000 руб. В случае нарушения ограничения арендатор может быть привлечен к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ. Если арендатор не сможет обеспечить выполнение указанных требований, согласовывать условие о внесении арендной платы наличными деньгами не рекомендуется.

Наличные денежные средства принимаются в кассу юридического лица по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или бухгалтером либо в случае их отсутствия — руководителем организации. В подтверждение получения средств плательщику выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подписанная кассиром и заверенная печатью (штампом) (п. 5.1 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»). Данный акт не предусматривает, что прием денежных средств организацией может подтверждаться распиской, поэтому она может быть отклонена судом в качестве доказательства передачи денег юридическому лицу на основании ст. 68 АПК РФ (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2007 N 18АП-837/2007, оставлено в силе Постановлением ФАС Уральского округа от 19.09.2007 N Ф09-6372/06-С5).

Если условие о внесении арендной платы наличными денежными средствами не согласовано

В этом случае арендатор будет вправе внести платеж наличными денежными средствами. При этом арендная плата должна будет вноситься в рублях, включая случаи, когда она рассчитывается в иностранной валюте или условных единицах (ст. ст. 140, 317 ГК РФ). Размер арендной платы при наличных расчетах не должен превышать 100 000 руб. за весь срок действия договора.

Внесение арендной платы денежными средствами в безналичном порядке

Поскольку стороны договора аренды — это, как правило, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, основным порядком осуществления расчетов между ними является безналичный порядок (п. 2 ст. 861 ГК РФ). Для договоров аренды Гражданский кодекс РФ не устанавливает форму безналичных расчетов, применяемую по умолчанию, поэтому необходимо определить ее в договоре с учетом правил ст. 862 ГК РФ. Стороны могут договориться о безналичных расчетах платежными поручениями (§ 2 гл. 46 ГК РФ), по аккредитиву (§ 3 гл. 46 ГК РФ), по инкассо (§ 4 гл. 46 ГК РФ), чеками (§ 5 гл. 46 ГК РФ) или в иной форме.

Для согласования условия о форме расчетов денежными средствами в безналичном порядке стороны должны указать в договоре:

— конкретную форму расчетов из числа предусмотренных ст. 862 ГК РФ;

— сведения (реквизиты), необходимые для осуществления платежа.

Перечень реквизитов и формы расчетных документов определяются в соответствии с п. п. 1.10, 1.11 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П). Ранее реквизиты и формы были установлены ч. I Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П), которая утратила силу с 09.07.2012 в соответствии с п. 10.2 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П). При этом для каждой формы безналичных расчетов установлено разное содержание расчетных документов. В тексте договора стороны могут указать платежные реквизиты либо порядок их сообщения по каждому сроку платежа. В первом случае реквизиты вносятся, как правило, в специальный раздел договора либо оформляются приложением к нему. Сообщить реквизиты платежа после заключения договора сторона может путем выставления счета, счета-фактуры или путем письменного уведомления (письма, телеграммы и т.п.).

———————————

Пример формулировки условия:

«Внесение арендной платы осуществляется в безналичном порядке платежными поручениями по реквизитам, указанным в разделе «Адреса и реквизиты сторон» настоящего договора, если иные реквизиты не указаны в выставленном арендодателем счете на оплату».

———————————

Если в договоре не указано, какую форму безналичных расчетов выбрали стороны

В этом случае арендная плата должна вноситься в рублях (ст. ст. 140, 317 ГК РФ) в порядке и форме, обычно применяемых при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах (п. 1 ст. 614 ГК РФ).

В процессе финансовых взаимоотношений между организациями возможен наличный и безналичный расчет. В большинстве случаев юрлица, конечно, предпочитают использовать первый вариант. Расчеты с применением банковских аккаунтов - типовой формат перечисления компенсации за предоставленные товары и услуги одного юридического лица другому.

Однако "кэш" еще не вышел из практики сделок между организациями. Законодательно расчет наличными между юрлицами (а также ИП) разрешен. Однако регулирующие этот процесс правовые нормы содержат большое количество нюансов. Изучим их.

Источники права

То, как должны осуществляться наличные расчеты между бизнесами, регулируется сразу несколькими правовыми актами. Одним из ключевых эксперты считают Указ Центробанка от 7 октября 2013 года "Об осуществлении наличных расчетов". Этот источник права был зарегистрирован Министерством Юстиции и стал обязательным к исполнению коммерческими организациями и ИП подзаконным актом. Дата вступления документа в силу - 1 июня 2014 года.

Также процесс расчетов между юрлицами посредством наличных денежных средств регулируется Положениями ЦБ и рядом других правовых актов федерального уровня, таких как Гражданский Кодекс РФ, ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники".

Ряд законов регулирует, к слову, наличные расчеты между юрлицами не только в рублях, но и в иностранной валюте. Правда, применимы такие операции только при взаимодействии российских фирм с зарубежными. Внутри РФ все расчеты - только в рублях.

Неподконтрольные закону

Следует, вероятно, рассказать о тех субъектах, которые не могут проводить наличные расчеты, предусматриваемые текущими российскими законами. То есть в отношении них нормы ЦБ не действуют. Это прежде всего физлица, которые не зарегистрированы в статусе ИП. Это субъекты, производящие расчеты согласно нормам таможенных и налоговых законов. Это, наконец, сам Центробанк, а также другие кредитно-финансовые организации (в пределах отдельного круга операций с денежными средствами).

Касса и техника

Самое главное условие при работе с наличными - корректная фискализация. То есть для государства в лице ФНС важно, что с поступающих в фирму денежных средств платятся все необходимые налоги. Если в расчетах используются безналичные каналы, то отследить движение финансов можно достаточно легко - вся необходима информация о них сохраняется в базах данных банков. Если же фирма принимает платежи купюрами, то информация о поступающих денежных средствах должна отражаться в иного рода форматах. Как правило, это фискализированные файлы с контрольно-кассовой техники (ККТ) или же бумажные бланки строгой отчетности (БСО).

По умолчанию ККТ обязаны применять ИП и организации всегда, если происходит расчет наличными. Исключения есть. Но их относительно немного. Расчеты наличными деньгами предприниматели могут производить без ККТ в таких случаях:

  • если фирма работает по ЕНВД (при этом выдает клиентам и покупателям аналог чека, отражающий факт оплаты покупки или пользования сервисами);
  • если есть возможность выписывать те самые БСО вместо чеков.

Есть, вместе с тем, некоторые типы финансовых операций, не попадающие под определение "торговых". Соответственно, ККТ для их фискализации применять необязательно. В числе таковых - прием платежей за кредит, штрафы, возврат оборотных средств в кассу продавцами.

Условия для наличных расчетов

Фирма, собирающаяся производить налично-денежные расчеты с физлицами и юрлицами, обязана соответствовать ряду критериев. А именно:

  • иметь в распоряжении кассовую книгу;
  • обладать ресурсами для осуществления работы по специальным ордерам;
  • иметь должным образом зарегистрированные виды ККТ.

В среде юристов есть мнение, что эти правила недействительны в отношении денежных расчетов между юрлицами, поскольку ККТ, исходя из норм ряда законов, предназначена для выдачи чеков субъектам, приобретающим товары без последующего их использования в предпринимательской деятельности. То есть физлицам. Однако есть и противоположная точка зрения. Основана она на некоторых постановлениях Высшего арбитражного суда РФ, по которым применение ККТ может осуществляться вне зависимости от юридического статуса покупателя товара или потребителя услуги. Расчет наличными, таким образом, при задействовании ККТ может производиться как с физлицами, так и с организациями и ИП.

Хитросплетения норм права

В связи с чем возникла дискуссия, о которой идет речь? Стоит ли предпринимателям беспокоиться о том, не захочет ли ФНС трактовать нормы закона по-своему? Эксперты считают, что волноваться не нужно. И вот почему.

С одной стороны, безусловно, расчет наличными - процедура, которая прежде всего рассчитана на финансовое взаимодействие между бизнесами и физлицами. В соответствии с ГК РФ, как только продавец выдает покупателю кассовый чек или иной подобный документ, который подтверждает факт расчетов, фиксируется заключение договора купли-продажи.

Пользоваться приобретенным изделием можно, если следовать предписаниям закона, в личных целях или же для передачи его членам семьи. Как мы уже сказали выше, последующая предпринимательская активность (как вариант, в виде перепродажи товара) не предполагается. В свою очередь, юрлица - это субъекты, которые, как правило, предполагают соответствующие активности коммерческого характера.

ККТ обязательна для всех

Еще один распространенный в деловом сообществе тезис, который признается экспертами неверным - то, что при приеме наличности одного юрлица от другого необязательно выдавать кассовый чек - достаточно только оформить соответствующего типа ордер. Это совсем не так. Юристы отмечают - речь лишь идет о том, что чеки - это, как, в принципе, и сами наличные расчеты - элемент, наиболее характерный для взаимоотношенй бизнесов с физлицами. И потому, полагают юристы, в некоторых источниках права может делаться акцент на том, что выдавать этот документ - обязательство бизнесов по отношению к покупателям, не являющимся организациями или ИП. Но совсем не подразумевается то, что предоставлять чек юрлицам необязательно.

Использование ККТ, таким образом, обязательно для наличных расчетов между организациями.

Некоторые эксперты призывают обратить особое внимание на тот факт, что в Законе, регулирующем пользование бизнесами ККТ, нет ничего о том, что покупателей стоит разделять на физические и юридические лица.

Правовые акты такого типа только лишь включают предписания, отражающие необходимость применения ККТ в определенных случаях.

Кроме того, как отмечают некоторые юристы, в Законе о ККТ не сказано ничего об обязательности использования ККТ (равно как и освобождения от задействования этого типа техники) при расчетах за товар или услугу конкретного типа. Таким образом, неважно, что является предметом сделки между юрлицами, производимой в наличном формате.

Специфика расчетов между юрлицами

Какова специфика денежных расчетов в наличной форме между юрлицами? Эксперты отмечают актуальность следующих норм, регулирующих подобные взаимоотношения в бизнесе.

Во-первых, компания, которая продает товары (или предоставляет услуги) должна выдавать покупателям изделий (или же потребителям сервисов) предусмотренные законом "бумажные" элементы - кассовые чеки (а при необходимости - товарные) или же юридически равнозначные им БСО. При этом факт сделки должен фиксироваться в фискальном механизме кассы вне зависимости от того, попросил ли покупатель соответствующий документ или нет.

Во-вторых, наличные расчеты между юридическими лицами, так же как и в случае аналогичных процедур с участием физлиц, должны осуществляться при условии оформления сделок посредством приходных ордеров. Также фирма-продавец обязана вести кассовую книгу.

Таким образом, как только одно юрлицо оказывает услуги для другого или что-то продает, сделка фиксируется чеком и одновременно оформляется кассовый ордер (в котором отражается сумма сделки). Некоторые юристы считают допустимым некоторое послабление, применимое к отмеченным процедурам.

Наличные расчеты между юридическими лицами могут не сопровождаться выписыванием кассового ордера после каждой оплаты, если процесс сделки купли-продажи осуществляется вне помещений, специально оборудованных под выдачу фискальных документов. Соблюсти все предписанные законом формальности можно, считают эксперты, и в конце рабочего дня. Вполне допустимо, полагают юристы, составить один "суммирующий" кассовый ордер на все сделки купли-продажи, заключенные до этого момента.

Тонкости отчетности перед ФНС

Наличные расчеты между юридическими лицами, как мы сказали выше, требуют заполнения приходных ордеров, а также ведения кассовых книг. Корректность проведения этих процедур, как правило, контролируется налоговыми ведомствами. ФНС, в соответствии с ФЗ о применении ККТ, может:

  • проверять полноту исчисления прибыли, порядок наличного расчета;
  • изучать документы, используемые организацией в процессе работы с ККТ;
  • проверять то, как выдаются кассовые чеки;
  • в случае выявления нарушения штрафовать организации.

Что будет, если не приенять ККТ?

Организациям и ИП, которые принимают денежные средства от юрлиц без ККТ, придется иметь дело с существенными взысканиями. Аналогично - если фирма откажется выдавать покупателю (или же контрагенту, если им производится оплата наличным расчетом) кассовые чеки и другие необходимые документы. В ряде случаев инспектор ФНС, конечно, может ограничиться предупреждением. Однако он также может выписать штраф - до 40 тыс. руб. А также сообщить о правонарушении в полицию.

Ограничения на наличный оборот

В российском законодательстве присутствуют нормы, ограничивающие наличные расчеты между юрлицами. Причем доволно существенные. Каков установленный на сегодняшний день лимит расчетов наличными? Какова политика регулирующих организаций в отношении такого способа финансового взаимодействия между юрлицами?

Основной источник права, который содержит предписания, касающиеся того, как должны осуществляться расчеты наличными денежными средствами, когда сторонами сделки выступают организации или ИП - Положение ЦБ РФ, утвержденное еще в 1997 году, но не утратившее актуальность до сих пор.

В этом правовом акте, в частности, содержится норма, по которой бизнесы обязаны перемещать свободные денежные средства - те, что в бумажных купюрах, в банки и не накапливать их, тем самым, в кассах. Максимум, что магазин или сервис может держать вне кредитно-финансовых организаций, определяется законом. Это так называемый "лимит кассы".

Кроме того, в наличной форме должны быть только те средства, целесообразность наличия которых обусловлена объективными хозяйственными нуждами фирмы. Величина "лимита" определяется согласно особому документу - форме №04-08-020, которая утверждена официально. Фактические цифры определяет руководство компании, а заверяются они генеральным директором и главным бухгалтером.

Есть и другого типа лимит, установленный для такой процедуры как расчет наличными. Он касается максимальной величины суммы одной сделки, заключенной между юрлицами, и отражает, как считают юристы, заинтересованность контролирующих ведомств в следовании бизнесами того самого предисания о хранении купюр в банке. Каков предельный расчет наличными? Сегодня это 100 тыс. руб. В свою очередь, наличный расчет между физическими лицами и организациями может происходить без ограничений.

Банк вместо ФНС

Самое интересное, что контролировать соблюдение лимитов, о которых идет речь, призваны не государственные ведомства, не ФНС, а банки, с которыми взаимодействуют бизнесы. Они обязаны вести мониторинг того, осуществляют ли фирмы ограничение наличного расчета с другими юрлицами, насколько корректно идет утверждение "лимитов кассы" и других процедур.

Банковские структуры осуществляют проверки работы своих клиентов, руководствуясь алгоритмами, рекомендованными ЦБ.

Если лимит превышен

Какова ответственность организаций за превышение обоих типов "лимитов" и не вполне корректно, по оценке ЦБ и подконтрольных ему кредитно-финансовых организаций, ведущих операции с наличностью? Эксперты отмечают, что наибольшую встречаемость имеют следующие типы правонарушений, фиксируемых банками:

  • наличность оприходуется не в полном объеме;
  • денежные купюры накапливаются в суммах, превышающих установленные во внутрикорпоративных расчетах нормативы;
  • собственно превышение "лимита" по сделкам.

Нарушения, о которых идет речь, могут повлечь штраф до 50 тыс. руб.

Тонкости работы с БСО

Отпустив товар за наличный расчет, организация может выдать покупателю в статусе юрлица не чек, напечатанный ККМ, а бланк строгой отчетности. В чем заключаются нюансы пользования БСО?

В среде экспертов есть мнение, что бланки строгой отчетности могут быть необязательно бумажными. Вполне допустимо, полагают юристы, держать их и предоставлять юрлицам в электронном виде. Однако программное обеспечение, используемое при работе с БСО, должно обеспечивать полную защиту этих документов от несанкционированного использования третьими лицами. Кроме того, отмечают эксперты, компьютеры, где предполагается хранение файлов БСО, должны быть в достаточной мере надежными, чтобы все операции с бланками хранились в них течение 5 лет.

БСО, с помощью которых может производиться организация наличных расчетов, должны содержать все необходимые реквизиты, что указаны в нормативно-правовых актах, регулирующих их использование. О чем здесь может идти речь? Какие реквизиты обязательны? Все зависит, отмечают эксперты, от вида деятельности организации.

Например, если компания оказывает услуги, то в БСО могут быть отмечены сведения о них согласно общероссийскому классификатору. Также бланк может содержать правила, актуальные для предоставления того или иного типа сервисов, адрес сайта организации. Дизайн БСО компания разрабатывает самостоятельно - никаких строгих предписаний на этот счет нет. Единственное исключение - фирмы, оказывающие услуги по перевозке пассажиров. Для них БСО должен соответствовать утвержденному законом формату.

Какова ответственность за отказ фирмы в предоставлении БСО? Если организация, принявшая от контрагента наличность, не выдаст бланк строгой отчетности, то это действие будет расценено контролирующими органами как аналогичное в отношении кассового чека. И потому фирме может грозить тот же штраф до 40 тыс. руб.

Как можно расходовать наличность

Выше мы рассказали об ограничениях, характерных для наличного денежного оборота при расчетах между юрлицами, в виде двух типов "лимитов". Но есть также и иного рода запреты, касающиеся операций предпринимателей с купюрами.

Свободную наличность ИП и организации могут расходовать на финансирование следующих основных обязательств:

  • зарплата сотрудников;
  • перечисление страховых сумм;
  • оплата услуг и работ других фирм;
  • расчет за поставку товаров.

Использовавший наличный расчет ИП не может направить образовавшиеся денежные средства на свои личные нужды без оформления в качестве налогооблагаемого дохода (если, конечно, предприниматель не работает по ЕНВД, когда размер фактической выручки не имеет значения). Однако, как особо подчеркивают эксперты, нет никаких проблем с тем, чтобы вывести нужный объем денежных средств с расчетного счета.

Который, в свою очередь, вполне возможно (и это даже приветствуется - мы сказали об этом выше) пополнить за счет наличных поступлений от контрагентов. В этом смысле грань между понятиями "наличный" и "безналичный" расчет, как отмечают некоторые эксперты, стирается по факту поступления денежных средств на банковский аккаунт предприятия.

Если все же организации или ИП нужна наличность для осуществления тех или иных процедур (например, выдача командировочных денежных сумм, оплата аренды недвижимости и т.д.), то брать ее эксперты рекомендуют не за счет поступлений от контрагентов, а с расчетного счета фирмы в банке. В этом случае, правда, юристы советуют заблаговременно обзавестись документами, которые могут подтвердить тот факт, что наличность, поступившая в кассу, списана именно с расчетного счета, а не вследствие перечислений за работу или продажу товара со стороны контрагентов или физлиц.

Законная уловка

Есть один интересный факт, касающийся ограничений на пользование организациями и ИП наличными денежными средствами из кассы. С одной стороны, есть перечень операций, проводить которые, используя купюры, запрещено - выше мы привели в пример некоторые. Однако, как отмечают некоторые юристы, у предпринимателей, вместе с тем, есть отличный шанс избежать ответственности за проведение подобных процедур.

Дело в том, что срок исковой давности, касающийся прецедентов с нарушением кассовых операций - всего два месяца. Маловероятно, считают эксперты, что проверяющие органы следят за фирмой настолько пристально, что гарантированно выявят возможные нарушения. Вынесение же штрафных предписаний постфактум, полагают юристы, незаконно. Но эксперты все же не рекомендуют предпринимателям пользоваться данной особенностью законодательства, касающегося наличных денежных расчетов.

Правила расчетов между сторонами сделки – ключевой раздел каждого договора , вне зависимости от вида. Основным нормативно-правовым документом принято считать Гражданский кодекс РФ.

Проценты могут начисляться даже по тем договорам и сделкам, условия которых были выполнены в полной мере. При отсутствии суммы процентов используется установленная ставка рефинансирования Центробанка.

Расчет осуществляется через банки, в которых открыт расчетный счет контрагента. Перевод осуществляется с помощью платежного поручения в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Использовать можно только сумму до 100 000 рублей. Лимит установлен для компаний и ИП.

В качестве иных вариантов предусматривается:

  • отступное;
  • зачет;
  • новация.

В зависимости от ситуации используется конкретный вариант.

Расчеты по договору поставки товара

К рассматриваемому договору применима гл. 30 ГК РФ . Расчет – залог перехода правообладания переданной продукцией. Покупатель производит расчет согласно условиям договора, после чего становится полноправным владельцем .

Соглашение предусматривает взаимодействие нескольких сторон, одной из которых является поставщик (выступает в качестве продавца), а второй – покупатель.

Предмет сделки – передаваемая продукция.

Формы

Расчет в России осуществляется в национальной валюте наличным либо безналичным способом.

Стороны оставляют за собой право договориться:

  • о безналичном варианте расчетов;
  • по аккредитиву;
  • по инкассо;
  • с помощью чеков либо в иной форме.

С целью согласования условия формы расчетов в безналичном порядке стороны обязаны отображать в соглашении:

  • четкую форму из перечня установленных;
  • реквизиты, без которых невозможно совершить платеж.

Список реквизитов и формы для расчетов установлены ЦБ РФ от июня 2012 года.

Порядок

В перечень составных компонентов порядка оплаты включено:

  • период внесения средств (дата по календарю либо частями);
  • форма (наличка, взаиморасчет и пр.);
  • вариант расчета (векселями, платежными поручениями и пр.);
  • порядок проведения платежки.

В последнем случае предусматривается предварительная оплата, отсрочка, рассрочка и пр.

Момент оплаты

Он определяется периодами:

  • перечисления средств на корреспондентский счет;
  • списания средств на расчетный счет покупателя;
  • внесения средств в кассу.

Подобные условия выгодны для исполнителя, поскольку до момента получения средств на расчетный счет сделка считается неоплаченной.

Возможность оплаты третьим лицом

Порядок и особенности оплаты третьими лицами обозначены в ст. 313 ГК РФ . Из нормативного акта следует, что данная возможность предусматривается, и какие-либо санкции не установлены.

Пример

Формулировки могут быть разными. Одна из них имеет вид:

“Заказчик обязуется не позднее 20 числа каждого месяца, следующего за оплачиваемым, вносить ежемесячную плату в размер 1000 (тысячи) рублей в течение всего периода действия договора”.

Пеня

Пеня должна быть определена сторонами сделки в момент подписания соответствующего соглашения. К примеру, в документе может быть указано, что пени в случае возникновения просрочки равняется 36,5% годовых .

Из этого следует, что за каждый день будет начислено штраф в размере 0,1% от установленной суммы платежа.

Оплата за услуги

К сведению: условие оплаты не может быть поставлено в зависимости от достижения либо наоборот конечного результата.

К примеру, оплата за предоставление юридических услуг не может стать в прямую зависимость от результата судебного решения.

К существенным условиям сделки принято относить осуществление заказанной разновидности работы, за что в конечном итоге исполнитель получает вознаграждение.

Расчет

Конечная стоимость выполненной работы устанавливается с учетом цены конкретных уполномоченных органов. Иными словами, под этим подразумеваются расценки, тарифы, ставки и так далее. Одновременно с этим, в случае отказа заказчиком признать установленную цену, есть возможность взыскать ее принудительно через суд .

Немаловажной особенностью считается и тот факт, что оплата может быть произведена по безналичному или наличному расчету.

Как прописать оплату наличными в договоре оказания услуг? Каких-либо сложностей в данном случае не предусматривается. К примеру, можно указать следующее: “Расчет осуществляется путем внесения наличных денежных средств в кассу исполнителя”.

Безналичными

В случае оплаты по безналичному расчету в договоре обязательно указываются реквизиты расчетного счета для дальнейшего перечисления средств.

Платеж можно произвести, к примеру, с помощью платежного поручения.

Как осуществляется оплата

В случае оплаты наличными средства заказчику должен быть предоставлен приходный кассовый ордер.

К сведению: кассовый чек в случае оплаты за предоставленные средства не нужен при условии наличия бланка строгой отчетности.

Нередко оплата происходит поэтапно. К примеру, в виде аванса и перечисления остатка после получения услуги.

Виды платежей

Платеж можно осуществить с помощью:

  • интернета;
  • специализированного терминала;
  • мобильного телефона.

Возможность должна быть предусмотрена условиями договора.

Пеня и неустойка

Размер составляет 3% от окончательной установленной стоимости. Одновременно с этим крайне важно обращать внимание на то, что рассматриваемым типом соглашения может устанавливаться существенно выше сумма неустойки.

Актуальная на сегодняшний день норма федерального законодательства расширяет имеющиеся права потребителей, допуская при этом возможность повышения суммы ответственности юридического лица, деятельность которого связана с предоставлением услуг для населения.

К примеру, с недавнего времени сформировался потребительский вид спорной ситуации с исполнителем. В таком случае будет актуальной неустойка непосредственно по предоставлению тех услуг, которые им установлены.

Допустим, что нарушены условия, которые ранее были оговорены и установлены. При возникновении данной ситуации нужно будет в обязательном порядке отправить юридическому лицу соответствующую претензию относительно выплаты неустойки по причине нарушения ранее установленных сроков предоставления услуг.

В течение последующего 10-дневного периода уполномоченная компания вынуждена решить возникший спор в пользу заявителя.

Итоги

Правила осуществления расчетов устанавливаются сторонами сделки во время заключения соответствующего договора. Одновременно с этим, наличие факта выплаты положенных средств не может напрямую зависеть от результатов занятости.

Иными словами, заказчик должен платить только за то, что исполнитель непосредственно по его поручению оказал соответствующие услуги – если это касается такого вида договора.

Сумма вознаграждения может сразу устанавливаться в фиксированном размере либо же состоять из нескольких частей .

Допускается возможность вовсе не указывать размер в подписываемом договоре, но в таком случае порядок расчета будет использован с учетом сопоставимой стоимости аналогичным услугам или пр.

По желанию сторон оплата происходит единым платежом разово либо же в виде предоплаты.

Расчеты между юридическими лицами могут вестись как наличными деньгами, так и в безналичном порядке (ст. 861 ГК РФ).

Помимо этого расчеты между юридическими лицами могут производиться ценными бумагами - векселем (ст. 128 , п. 2 ст. 142 НК РФ). Расчет векселем между юридическими лицами осуществляется с учетом требований, указанных в Законе "О переводном и простом векселе" от 11.03.1997 N 48-ФЗ .

Безналичный расчет между юридическими лицами производится путем перевода денежных средств с банковских счетов на банковские счета (п. 3 ст. 861 ГК РФ) и регламентируется Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Банком России 19.06.2012 N 383-П.

Расчеты между юридическими лицами наличными денежными средствами должны производиться в соответствии с требованиями, установленными Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У "Об осуществлении наличных расчетов".

Предельный размер наличных расчетов между юридическими лицами

Центробанк России установил лимит наличного расчета между юридическими лицами в размере 100 000 рублей по одному договору, заключенному между этими организациями (п. 2 , ).

Ограничения по наличному расчету между юридическими лицами так же распространяются и на расчеты между ИП и юридическим лицом наличными деньгами (п. 2 , п. 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).

А вот наличный расчет между физическим и юридическим лицом осуществляется без ограничений по сумме (п. 5 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).

Ограничение расчетов наличными деньгами между юридическими лицами не распространяется и на наличные расчеты между физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами

Расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами по договорам аренды недвижимого имущества, по операциям с ценными бумагами, по выдаче (возврату) займов и процентов по нему, по деятельности, связанной с организацией и проведением азартных игр, должны производиться строго из наличных денег, предварительно снятых с банковского счета организации и оприходованных в кассу компании (

Не всегда удобно расплачиваться по «безналу», особенно если вы частный предприниматель или учредитель небольшого ООО. Наличный же расчёт – дело тонкое. Напомним, что в середине прошлого года законодатель установил целый ряд новых ограничений по таким расчётам. Давайте разберёмся, что к чему, и как действовать, чтобы ненароком не нарушить закон.

Нормативная база

Порядок денежных расчётов в России регулируется Центробанком. В 2013 году эта организация опубликовала Указание «Об осуществлении наличных расчётов», которое и вступило в законную силу 1 июля 2014 года. Состоит данный акт из семи пунктов.

Сразу следует отметить, что нормы Указания касаются только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. На любые наличные денежные операции между обычными гражданами они не распространяются. Кроме того, эти правила не действуют ещё в трёх случаях:

  • при любых расчётах с участием Центробанка;
  • при проведении банковских операций;
  • при внесении таможенных платежей.

Указание ЦБ содержит две категории ограничений при расчёте наличными для ИП и ООО: по целям и по сумме.

Ограничения по целям

Организации и ИП могут тратить деньги из кассы только в следующих целях:

  • выплата заработной платы и социальных отчислений (предусмотренных в Трудовом кодексе);
  • выдача денег сотрудникам под отчёт (например, для разовой оплаты услуг рабочих);
  • выплата страховых возмещений гражданам, заключившим соответствующий договор и уплатившим страховые премии наличными;
  • расходы на какие-либо личные нужды предпринимателя, не связанные непосредственно с его коммерческой деятельностью;
  • оплата товаров, услуг, проведённых подрядчиками работ (за исключением покупки ценных бумаг, которые нельзя оплачивать наличными средствами «из кассы»);
  • moneyback – возврат средств за товары ненадлежащего качества, невыполненные работы и не оказанные (либо оказанные некачественно) услуги;
  • выдача денег при проведении операций банковским платёжным агентом (в соответствии с Федеральным законом «О национальной платёжной системе»).

Обратите внимание: ограничения не распространяются на кредитные (в том числе микрофинансовые) организации. Они вправе тратить наличные из кассы на любые цели.

В Указании законодатель ввёл ещё одно важное правило. Теперь ИП и юр. лица для некоторых «наличных» расчетов могут использовать только те деньги, которые были внесены в кассу после снятия с банковского счёта. К таким расчётам относятся:

  • платежи по выдаче или возврату займов (либо процентов по займам);
  • по внутриорганизационной деятельности;
  • по проведению азартных игр.

Что это означает на практике? Предположим, вам понадобилось выдать заём одному из своих работников. Просто достать деньги из кассы и выдать их сотруднику на руки нельзя – придётся пойти кружным путём. Наличную выручку нужно будет сдать в банк, а затем получить в том же банке сумму займа наличными (по чеку). Только после этого полученную сумму можно будет отдать сотруднику. Естественно, какой-то процент при этом «уйдёт» банку в качестве комиссии. Долго, неудобно и невыгодно – то есть вполне в стиле ЦБ.

Предельная сумма расчётов

Максимальная сумма наличных расчётов не изменилась. Сейчас, как и до 2014 года, она ограничена 100 тыс. рублей в рамках одного договора. Однако в новом Указании Центробанка содержится важное уточнение: данное ограничение по сумме актуально теперь не только в период действия договора, но и после окончания срока действия этого договора.

Представим, что в договоре чётко определён срок его действия. Этот срок благополучно истёк, но у покупателя осталась непогашенная кредиторская задолженность. Если раньше оплатить её можно было сразу в полном объёме (вне зависимости от суммы), то теперь это получится сделать только в случае, если сумма не превышает 100 тыс. рублей. Иначе придётся «разбивать» платежи по нескольким договорам.

Нужно упомянуть ещё несколько важных частных моментов.


Есть и ещё один нюанс, который стоит выделить отдельно. Ограничение по сумме применяется только к договорам, обеими сторонами которых являются юридические лица или ИП. Если же одна сторона – предприниматель или ООО, а другая – обычный гражданин (физическое лицо), то ограничение действовать не будет.

Вернёмся к примеру с договором аренды. Если вы арендовали помещение под свой офис у организации, то сможете расплатиться «наличкой» только при условии, что общая сумма аренды не превышает 100 тыс. рублей. Если же арендодатель – физическое лицо, то сумма может быть любой. Закон позволяет вам выплатить ему наличными хоть сто, хоть двести тысяч. Кстати, расчёт возможен не только в российской, но в иностранной валюте.

«Наличка» и ИП

Чаще всего расплачиваться наличными приходится именно предпринимателям. Мы выяснили, какие есть ограничения при расчёте наличными для ИП и ООО, а теперь подведём итоги и составим цельную картину.

  1. Предприниматели могут осуществлять расчёты наличными и с гражданами, и с юридическими лицами, и с другими ИП. При этом в расчётах с фирмами и ИП предприниматели не должны превышать отметку в 100 тыс. рублей по одному договору.
  2. Если вы ИП, то закон даёт вам право без ограничений уплачивать таможенные платежи, выдавать своим работникам зарплату или деньги под отчет. Оплату наличными от населения, разумеется, тоже можно принимать без учёта каких бы то ни было лимитов.
  3. Поскольку индивидуальный предприниматель — это физ. лицо, вся его выручка (в том числе наличные деньги) автоматически переходит в разряд личных денежных средств. Этими средствами ИП может распоряжаться по собственному усмотрению. Цель их использования не обязательно должна быть связана с коммерческой деятельностью и нуждами бизнеса.

Предварительно сдавать выручку в банк нет надобности. Кстати, если ИП проводит расчёты в пределах 100 тысяч на один договор, счёт в банке можно вообще не открывать.

Штраф за несоблюдение ограничений

Превышение максимума в 100 тыс. рублей наличными по одному договору карается в административном порядке. За нарушение порядка работы с наличными денежными средствами предусмотрен штраф в соответствии с КоАП. Этот штраф налагается как на всю фирму в целом, так и на конкретное должностное лицо (ответственного работника) в частности.

  • размер штрафа, налагаемого на организацию – 40–50 тыс. рублей;
  • с ответственного работника взыскивается сумма в 4–5 тыс. рублей.

ИП в данном случае классифицируется как ответственный работник.

Привлечь к ответственности организацию можно только в течение двух месяцев со дня нарушения. Кстати, в некоторых случаях ответственность несёт не только фирма (или ИП), производящая неправомерный платёж наличными, но и то юр. лицо, которое принимает деньги. В законе чётко не регламентируется порядок распределения ответственности, поэтому решение зависит исключительно от суда.

Что в итоге?

Итак, при расчёте наличными предприниматель или руководитель фирмы должен:

  • следить за тем, чтобы итоговая сумма по договору (и доп. соглашениям, если они есть) не превышала 100 тыс. рублей;
  • помнить, что при расчётах с физическими лицами ограничения по сумме не действуют;
  • знать, в каких конкретных случаях расчёт наличными вообще допускается.

Учитывайте также и те не вполне очевидные нюансы, которые приведены в списках выше. Согласитесь, будет обидно получить штраф за пустяковое нарушение при проведении денежных расчётов.