Презентация "Основные направления современного искусства". Основные направления в искусстве и массовой культуре Современные направление в искусстве презентация

1.Модернизм ( франц. modernisme, от moderne - новейший, современный) - главное направление западного искусства XIX-XX вв. В теории модернизма отражение действительности считается устаревшим принципом , уступая место ее отрицанию. На практике это выражается в исчезновении изобразительных черт искусства , заменяемых системой знаков , максимально свободных от зрительных ассоциаций и определяемой самим художником. В поэзии слово теряет свое смыслосодержание , обретая новую ценность как фактора физического - акустического - воздействия, в музыке уничтожается специфика звучания, и эстетической ценностью наделяются атональные созвучия и различные бытовые шумы , трансформируются такие основные понятия музыкальной эстетики, как мелодия, гармония, тембр, ритм и т.п.

2. Абстракционизм - направление в искусстве XX века, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений, проявившее себя в живописи, скульптуре и графике. Сам термин «абстракционизм» свидетельствует об отчуждении этого искусства от действительности. Абстракционизм сформулировал свои позиции в 1910-х годах как анархический вызов общественным вкусам, в конце 40-х - начале 60-х годов это направление принадлежало к наиболее распространенным явлениям западной культуры.

В абстракционизме существуют два основных направления:психологическое (е го основателем считают В.Кандинского , в своих произведениях сумевшего передать лиризм и музыкальность своих интуитивных озарений. Здесь основными средствами выразительности становятся не форма предмета и особенности пространства, а колористические особенности последнего) и геометрическое (или интеллектуальное, логическое). Его родоначальником является голландский художник П. Мондриан, представляющим в своей живописи соотношения плоскостей, окрашенных различным образом.

Некоторые течения абстрактного искусства, следуя линии развития этого направления (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, другие (ташизм) - в русле психологической тенденции - стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Талантливые представители абстракционизма (В.Кандинский, К.Малевич, П.Мондриан, В.Татлин) обогатили ритмическую динамику живописи и обогатили ее палитру, однако решение глобальных вопросов и экзистенциальных проблем, всегда стоящих перед человеком, в рамках абстракционизма оказалось невозможным.



3. Сюрреализм. К началу 1920-х годов предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность. В отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения – сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм - сами стремятся причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме, возникшем как художественное движение в европейской живописи 1925-26 гг.

Наиболее типичные сюрреалистические полотна создали бельгиец Р. Магритт и каталонец С. Дали. Эти картины представляют собой иррациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве представление о его непознаваемости, об абсурдности бытия , которое является художнику в пугающе-кошмарном или забавно-фантасмагорическом обличьях. Теоретическое обоснование нового движения в художественной культуре принадлежит французскому поэту и психиатру Андре Бретону . Огромное влияние на развитие сюрреализма оказало творчество З.Фрейда и его концепция психоанализа , где психика трактована как подчиненная непознаваемым, иррациональным, вечным силам, находящимся за пределами сознания. Глубинным фундаментом психики, влияющим на реальную, сознательную жизнь человека, по З.Фрейду, становится бессознательное . И, по его убеждению, бессознательное выступает с наибольшей непосредственностью в сновидениях и искусстве, и именно в них открывается истинный путь познания «естественной сущности» человека.

К рубежу 20-30-х гг. сюрреализм проник в живопись других стран Европы - Англии, Швеции, Чехословакии, в 30-е гг. достиг Латинской Америки, Австралии, Японии, проявив себя не только в живописи, но и в скульптуре.

4. Искусство поп-арта. Название поп-арт (от англ. popular art - общедоступное искусство) было введено Л. Элоуэем в 1965 году. Само же течение возникло в 50-х годах XX в. в США и Англии. Первоначально роль поп-арта ограничивалась задачей замены абстракционизма , так и не принятого широкими массами населения, на понятное широким народным массам искусство. Поп-арт провозгласил себя новым реализмом , так как широко использовал реальные бытовые вещи и их копии, фотографии, муляжи . Поп-арт идеализировал мир материальных вещей, который через организацию определенного контекста их восприятия наделялся художественно-эстетическим статусом. В поп-арте вещь эстетизируется как предмет массового потребления , а произведение становится материализованной мечтой потребителя .

Среди разновидностей поп-арта выделяют оп-арт , характеризующийся широким использованием оптических эффектов, цветовых пятен, эл-арт с движущимися конструкциями и окр-арт с предметами, окружающими зрителя. Однако разновидности поп-искусства не отличаются друг от друга по смыслу. Стиль этот похож на стиль оформления товаров на витрине или рекламу. Поп-арт идеально подходит для «человека толпы», ориентированного на потребление, воспитанного на рекламе и средствах массовой коммуникации.

Тема XI. Культура в эпоху глобализации

Этапы глобализации.

Прежде всего, необходимо отметить, что глобализация - процесс, начавшийся отнюдь не в последние десятилетия, а разворачивающийся, по крайней мере, в течение последнего столетия.

· Первым этап глобализации - рубеж XIX-XX вв. Это была фаза активного распространения торговли и инвестиций в глобальном масштабе. Теоретиками первой волны глобализации стали Р. Кобден, Дж. Брайт, Н. Эйнджел, которые обосновывали идею о том, что основные внешнеполитические антагонисты Англия и Германия, являющиеся и основными экономическими партнерами, не станут участвовать в военных конфликтах друг с другом.Однако Первая мировая война опровергла эти предсказания, и глобализация как процесс была прервана.

· Вторая волна глобализации развернулась в 70-е гг., после двух мировых войн и Великой депрессии. Ее основными предпосылками стали революция в информатике и телекоммуникациях.

· Современный этап глобализации.Условиями его развертывания стали:

1. Распадение Советского Союза и системы стран социалистического лагеря, что привело к нарушению мирового паритета сил.

2. Развертывание информационной революци и, которое привело к формированию электронных экономик, электронных финансовых структур, электронных денег, электронных правительств.

3. Усиление к концу XX века роли ТНК в мировой экономики . Наиболее мощные из которых контролируют сегодня более 90 % прямых зарубежных капиталовложений в станах Запада и практически 100% инвестиций в экономику стран «третьего мира».

4. Глобализационным процессам способствует деятельность ряда международных организаций и институтов (среди них - МВФ, Всемир­ный банк и ВТО), которые должны поддерживать сложившийся в послевоенный период новый экономический порядок и не допускать перераспределения ресурсов и рынков сбыта между теми, кто входит в группу стран-лидеров и теми, кто стремится освободиться от экономической и политической зависимости, используя механизмы ускоренной модернизации.

5. И, наконец, это ставший очевидным к 90-м годам крах проекта модерна и идеологии Просвещения и вырождение его основного принципа рационализма в прогрессизм и технологизм. Это приводит сегодня к экологическим катастрофам, разрушению как пространства природы, так и пространства культуры.

Презентация на тему "Современное искусство" по изобразительному искусству в формате powerpoint. Цель данной презентации для школьников познакомить учащихся с направлениями современного искусства 20-го века в России, а также исследовать моменты биографии художников - ярких представителей современного искусства. Автор презентации: Петрова Юлия, ученица 10 класса.

Фрагменты из презентации

Современное искусство - это…

  • Философия жизни
  • Видение мира
  • Ассоциация символа, как формулы самовыражения

Направления современного искусства

  • Модернистские направления
  • В 10-х гг. 20 в. в России развивается абстрактное искусство. Его представители считаются художниками мирового значения, основоположниками современного искусства. На русское искусство оказывают большое влияние кубизм, футуризм и конструктивизм.

Казимир Малевич

На творчество Малевича решительно повлиял кубизм, но автор разработал собственную систему абстрактного искусства, так называемый „супрематизм". Художник комбинирует простые геометрические формы контрастных цветов (Супрематическая композиция), старается как можно более упростить свои картины.Малевич написал всемирно известный Черный квадрат. Изображение черного квадрата на белом фоне многозначно: белый цвет - это сумма всех цветов, а черный - это отсутствие всякого цвета, то есть, в картине сочетается контраст „нечто-ничто", „бытие-небытие". Черный квадрат – это „дыра в бесконечность".

Василий Кандинский

Кандинский является одним из основоположников абстракционизма. После революции 1917 г. эмигрировал в Германию. В историю искусства вошел своими Композициями, например, Композицией № 7.

Марк Шагал

Шагал родился в Белоруссии, в городе Витебске, образ которого стал тематической основой его картин (Я и деревня). Рисует простых деревенских жителей, раввинов, клоунов, музыкантов. На его картинах повторяются фигуры животных (лошадь, осел, петух).Шагал близок экспрессионизму и народному примитивному искусству, пишет картины в гротескно-символическом духе. После революции художник продолжал работать в Париже и в Америке, создал витражи и мозаики в Иерусалиме, илюсстрировал Мертвые души Гоголя.

Леонид Кипарисов

Родился в 1964 г. Профессиональную деятельность в сфере искусства начал в старших классах школы - карикатуристом областной газеты "Приокская правда”. В 1984 году, закончив три курса Ленинградского Электротехнического Института, оставил его, и в том же году поступил на художественно-графический факультет Ленинградского Педагогического института, окончил его в 1989 г. С 1987 г. участвую в выставках живописи в России и за рубежом.

Подобные документы

    Современное искусство как совокупность художественных практик, сложившаяся во второй половине ХХ века. Блистательный взлет стиля модерн как предтечи современного искусства. Смелые геометрические формы "ар деко". Рождение и развитие современного искусства.

    реферат, добавлен 24.11.2014

    Музей как общественный институт. Музеи современного искусства и их аудитория. Инструменты и управленческие практики по работе с аудиторией в организациях современного искусства. Маркетинг музеев современного искусства. Арт-центр "Пушкинская-10".

    курсовая работа, добавлен 03.09.2018

    Выявление мировоззренческих оснований модернистского искусства. Развитие европейской культуры XX в. Многообразие направлений модернизма в искусстве. Разочарование в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения. Эстетические установки концептуализма.

    курсовая работа, добавлен 29.09.2013

    Характеристика основных направлений модернизма. Истоки русского символизма и творчество М.А. Врубеля. Содержание литературных манифестов и три основные элементы "нового искусства". Суть мировосприятия и поэтики кубизма, футуризма, фовизма и авангарда.

    презентация, добавлен 09.03.2011

    Зарождение и история развития модернизма. Сюрреализм, экспрессионизм, абстрактивизм. Главная тема гиперреалистической живописи. История появления кубизма. Поп-арт как направлением в искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х годов, представители.

    реферат, добавлен 21.03.2013

    Общее понятие модернизма. Многообразие видов и форм художественной культуры модернизма. Попытки создания синтетических форм искусства. Основные направления в искусстве модернизма. Экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, хепенинг.

    реферат, добавлен 14.11.2013

    Классификация видов искусства. Техники изобразительного искусства. Виды и жанры живописи в истории. Краткий обзор основных художественных стилей, направлений, течений. Характерные черты развития изобразительного искусства России в период X-XX вв.

    реферат, добавлен 29.10.2017

    Общие тенденции искусства модернизма и постмодернизма. Проведение исследования сюрреализма и абстракционизма как важного элемента искусства XX века. Создание монуметального стиля в кинематографе. Особенность построения фабулы фильма "Брюхо архитектора".

    статья, добавлен 26.04.2019

    Изучение особенностей художественного и мифологического сознания первобытного человека. Характеристика сущностей и особенностей ритуалов и обрядов. Анализ источников искусства. Изучение церковного искусства христиан. Особенности современного искусства.

    презентация, добавлен 27.09.2014

    Музей современного искусства в Мехико. Проект Музея Гуггенхайма в Бильбао архитектора Фрэнка Гери. Трансформация промышленного здания в объект культурного значения. Проект реновации электростанции Бэнксайд. Центр современного искусства королевы Софии.

Cлайд 1

Cлайд 2

Художественная культура Кубизм Кубизм - особая форма примитивизма, акцентировавшая внимание на стереометрии предмета, изображавшая мир в виде взаимосвязанных, геометрически правильных фигур. Возникновение кубизма традиционно датируют 1906-1907 г. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами» Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907 Хуан Грис Мужчина в кафе, 1914

Cлайд 3

Художественная культура Коллаж Коллаж - сочетание кусочков различных материалов и средств массовой информации, таких как газеты, журналы, упаковка продуктов, ткани, краски и фотографии, объединенных в одной композиции. Сам термин происходит от французского «сoller», что значит «клей». Он был придуман Жоржем Браком (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso) в начале 20 века, когда коллаж стал отдельной частью современного искусства В начале 1912, Пикассо создал «Натюрморт со сломанным стулом» (“Still Life with Chair Caning”), соединив кусок промасленной ткани и сиденье стула в картину овальной формы. Считается, что это был первый «современный» коллаж, однако это утверждение спорное, поскольку Джордж Брак в том же году разрабатывает технику papier collé (бумажный коллаж).

Cлайд 4

Художественная культура Коллаж Джордж Брак разрабатывал технику бумажного коллажа (papier collé). Используя обрезки газет и журналов, он располагал их на холсте, затем покрывал сверху краской, добиваясь эффекта живописи. Впервые он использовал эту технику в 1912г в работе «Блюдо с фруктами и стакан» (Fruitdish and Glass) (см. выше).

Cлайд 5

Художественная культура Сюрреализм Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение сна и реальности. Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. "Сюрреализм - это Я"- Сальвадор Дали Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы, 1943 Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа

Cлайд 6

Cлайд 7

Художественная культура Футуризм Футуризм - стиль, зародившийся в начале века в Италии, идеализировал то новое, что принесла в жизнь человечества индустриальная эпоха. Футуризм стремился передать динамику движения, перемен. Синтезом футуризма и кубизма стал абстракционизм - создание абстрактных композиций из геометрических форм. Родоначальниками абстракционизма были В. Кандинский и П. Мондриан. К. Малевич, определявший свое творчество как суперматизм, стремился полностью освободить искусство от необходимости отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника. Вершиной абстракционизма принято считать его «Черный квадрат» на белом фоне (1913). Умберто Боччони - Улица входит в дом. 1911 Казимир Малевич Чёрный супрематический квадрат, 1915

Cлайд 8

Художественная культура Абстрактный экспрессионизм Д. Поллок считал, что искусство должно быть формой спонтанного самовыражения. Джексон Поллок композиция №8 1949

Cлайд 9

Художественная культура Конструктивизм Развитием новаторских, технократических идей еще в 1920 г. стал конструктивизм, пытавшийся максимально сблизить культуру с инженерным творчеством, рационализировать творчество. Конструктивизм впоследствии развился в искусство дизайна. Первая лаборатория дизайна была создана в Германии (школа Бахауз 1919-1932 гг.). Наиболее популярен был конструктивистский стиль в архитектуре, самыми яркими представителями которого стали Ле Корбюзье и И. Леонидов. В 1922 г. Корбюзье создал проект Города будущего на 3 млн. жителей, лишенного привычного деления на центр и окраины. Идея конструктивизма состояла в том, что подлинную красоту способен создать только строительный гений человека, организующий пространство более рационально и эстетично, чем природа.

Cлайд 10

Литература На литературу XX века большое влияние оказало сформировавшееся в прошлом веке направление критического реализма, обращающегося к нерешенным в обществе проблемам, судьбам людей, вырванным обстоятельствами из привычных условий существования. Его развитием стало течение психологического реализма, наиболее яркими представителями которого были У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Г. Белль, С. Цвейг и многие другие. В центре внимания их творчества - личность, ее судьба в меняющемся мире, ее внутренний мир, поиск ею смысла жизни. Их герой - как правило, человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к любви. Главная его победа - над самим собой, героя можно убить, но не победить.

Cлайд 11

Литература Одним из ведущих стало направление интеллектуального реализма, характеризующегося усилением философского, концептуального начала в литературном творчестве. Представители этого направления в различных жанрах (английский писатель и драматург Б. Шоу, английский фантаст Г. Уэллс, чешский фантаст и драматург К. Чапек, немецкий драматург Б. Брехт и др.) показывают, что мир не только губит человеческое в человеке, но и создается человеком как мир бесчеловечный. Особенно ярко эта мысль выступает в произведениях антивоенной направленности (английский писатель Р. Олдингтон, немецкий - Э.М. Ремарк, книга которого «На Западном фронте без перемен» была переведена на десятки языков).

Cлайд 12

Литература В СССР, Китае, странах Восточной Европы, претендовавших на то, что они являются социалистическими, официально поддерживаемым направлением художественного творчества был социалистический реализм. Было бы, однако, упрощением рассматривать его только как направление, ориентированное на выполнение определенного идеологического заказа, продиктованного «сверху». У его истоков в России стоял М. Горький, который сознательно, исходя из собственных убеждений, еще в начале века обратил свой талант в поддержку социал-демократического движения. В странах Запада многие выдающиеся писатели и поэты пришли к поддержке радикальных, революционных идей. Во Франции это Р. Роллан, А. Барбюс, Л. Арагон, в Германии - Б. Брехт и А. Зегерс, в Испании - Г. Лорка, в Чили - П. Неруда. Им удалось ввести в литературу образ масс, охваченных единой идеей, порывом, способных как к разрушению, так и к созиданию.

Cлайд 13

Социалистический реализм М.Горький Р.Ролан Г.Лорка П.Неруда Ввели в литературу образ масс, охваченных единой идеей, способных как разрушать, так и созидать мир.

Cлайд 14

Литература Эксперименты в области художественного творчества не обошли и литературу. Многие писатели отдали дань авангардизму, который стремился отойти от традиционных сюжетных линий, логики повествования, показать действительность в преломлении сознания. Один из основателей авангардизма, Д. Джойс, использовал метод потока сознания, описывая все случайные переходы мыслей, впечатлений, ощущений. С авангардизмом экспериментировали М. Пруст и А. Жид, многие другие писатели. Идеи иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его с помощью разума нашли отражение в творчестве многих писателей экспрессионистского направления. Так, австрийский писатель Ф. Кафка показывает мир, где за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные, враждебные человеку силы, за которыми просматриваются контуры бездушной государственной машины. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимистической перспективы, показ незащищенности человека, его одиночества.

Cлайд 15

Литература Идея механистического характера государства, чуждости человеку любых общественно-политических институтов, подавляющих индивидуальность, особенно ярко отразилась в таком литературном направлении, как экзистенциализм. Его представители (Ж.П. Сартр, А. Камю) рассматривали личность как абсолютную ценность. При этом, что вообще характерно для авангардизма, у экзистенциалистов отсутствуют привычные для реалистической литературы положительные герои. Люди у авангардистов чаще всего эгоцентричны, враждебны друг другу и обществу. Идеи экзистенциализма стали основой культуры молодежного бунта последней трети XX века. Широкое распространение получили художественные произведения, относящиеся к жанру социальной антиутопии, сочетающей элементы авангардизма и реализма. Английские писатели О. Хаксли (1894-1962), Д. Оруэлл (1903-1950), известный фантаст Г. Уэллс (1866-1946), создатель приключенческо-романтических саг о героях освоения Аляски Дж. Лондон (1876-1916), русский писатель Е.И. Замятин (1884-1937), обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Герои их произведений живут в обществе, где получили полное воплощение тенденции, которые дали о себе знать в начале века. Власть в этом обществе принадлежит узкой группе элиты, установившей с помощью манипулируемых, малообразованных и интеллектуально ограниченных членов массовых политических партий безраздельный контроль над государством и обществом. «Железная пята» новой олигархии беспощадно искореняет не только инакомыслие, но и стремится в принципе не допустить появления людей, способных к самостоятельному, критическому восприятию реальности. Последствием возникновения такого общества, предостерегал Г. Уэллс, будет полная деградация и управляющих и управляемых.

Cлайд 16

Экзистенционализм Рассматривали личность, как абсолютную ценность. Идеи экзистенционализма стали основой культуры молодёжного бунта последней трети XX века. Ж-П.Сартр А.Камю Жанр «социальной антиутопии» О.Хаксли, Г.Уэллс, Дж.Лондон, Е.Замятин Обращались к теме будущего – создавали романы-предостережения.

Cлайд 17

Театр Театральное искусство в период между двумя мировыми войнами пережило расцвет. Реалистическая тенденция его развития, связанная с творчеством К.С. Станиславского, получила признание во многих странах мира. Поиск новых форм театрального искусства наиболее полно отразился в российской театральной школе В.Э. Мейерхольда, немецкой - М. Рейнгардта. Условное, экспрессионистское направление в театральном искусстве было связано с отказом от традиционной трактовки авторского текста, введением новых, символических персонажей, широким использованием нестандартных приемов оформления сцены.

Cлайд 18

Массовая культура Введение всеобщего бесплатного школьного образования, достижение в странах высокого и среднего уровня развития почти стопроцентной грамотности населения, рост уровня жизни создали предпосылки появления массовой культуры. Первоначально она была представлена комиксами, так называемой бульварной литературой - дешевыми, преимущественно развлекательными изданиями для массового потребления.

Cлайд 19

Киноискусство С момента изобретения кинематографа в 1895 г. получил распространение новый вид творчества - киноискусство. Очень быстро кино вышло за рамки создания документально-хроникальных фильмов, и, несмотря на ограниченность технических возможностей, началось создание игровых фильмов. Пригород Лос-Анджелеса в Калифорнии - Голливуд - приобрел репутацию мировой «фабрики грез». Новые возможности открылись с изобретением звукового кино в 1930-е гг. В 1933 г. в США был снят первый цветной фильм. По своим творческим возможностям киноискусство приблизилось к театральному искусству, а по обращенности к массовому зрителю намного превзошло его.

Особенности художественной культуры XX в. были определены новыми условиями ее формирования, среди которых в качестве ведущих факторов выступили революции, войны (особенно две мировые), научные открытия и технические достижения. Предпосылки художественной культуры этого времени начали складываться в конце XIX - начале XX вв. Поэтому искусство этого периода - искусство переломное, кризисное, выражающее наивысшую напряженность момента и обретающее новую почву для своего развития. На рубеже веков с появлением импрессионизма на Западе и деятельностью объединения "Мира искусства" в России художественная культура обретает новую функциональную заданность.

Если предшествующее искусство критического реализма свою задачу видело в обличении действительности, стремлении ее переконструировать, то искусство нереалистическое (а по существу, это почти все новое искусство XX в.) стремится стать средством интуитивного или, напротив, интеллектуального постижения действительности. Не пытаясь соперничать с такими только что появившимися способами запечатления реальности, как фотография и кино, и отказываясь от дублирования внешнего мира феноменов, художники пытаются создать новую реальность, новый мир, заключенный в рамки двухмерного пространства полотна.

Для искусства XX в. характерно в большей степени не приближение к действительности и ее критика (как это было характерно для критического реализма), а отстраненность от событий общественной жизни, не социологизм, а философия в красках, где художники отражали идеи космизма (работы А. Филонова) и показывали разрушение материи своими собственными средствами художественной выразительности (супрематизм К. Малевича).

Отсюда и проявляющаяся подчас неэмоциональность, холодность, рассудочность этого искусства, несущего не только художественную, но и философскую нагрузку. Именно эти его качества, а именно аполитичность, асоциальность и отсутствие четко выраженной ориентации на подражание природе, т. е. беспредметность, позволяли обозначать его как элитарное, буржуазное, создаваемое для избранного меньшинства художником в "башне из слоновой кости". Принципы нового искусства допускают возможность искажения реальности, разъятия объемов на отдельные фрагменты-плоскости, что отличает, в частности, произведения кубистов. Иногда художники (как, к примеру, примитивист А. Руссо) создают свой собственный, наивный мир, который как бы напоминает человеку о золотом веке.

В контексте этой собственной, беспредметной реальности эмоции вызываются определенными цветовыми сочетаниями, а также геометрическими конструкциями. Характерно, что многие художники начинали работать в рамках предметной реальности, но постепенно отказались от принципов реализма, сочтя их не соответствующими времени (этот путь проделали в своем творчестве К. Малевич и В. Кандинский).

Принцип отказа от реальности и традиционных методов ее воплощения в художественном произведении становится ведущим и в архитектуре, где модерн рубежа веков скоро уступает место конструктивизму с его опорой на современные технические достижения, интернациональному стилю, унифицирующему культурные различия в зодчестве, затем - органической архитектуре, как бы "вписанной" в природный контекст , ближе к концу века - деконструктивизму и постмодернизму.

Еще одной особенностью искусства XX в. является отсутствие общего единого стиля, позволившего бы расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Многие из них в истории искусства XX в. сосуществуют параллельно, существенно не влияя на эстетику друг друга. Так, фовизм, либо кубизм, не является следствием развития реализма рубежа веков, точно так же неореализм конца 40-х гг. не проистекает из абстракционизма. Художественная жизнь каждого из этих направлений также различна: некоторые из них, возникнув внезапно, без видимых предпосылок, быстро исчерпывают себя, как, например, кубизм, другие же устойчиво существуют на всем протяжении века, претерпевая лишь несущественные видоизменения в различных исторических и социальных условиях, как, например, неоклассика.

10.4. Основные направления современного западного искусства

Модернизм (фр. modernisme, от moderne - новейший, современный) - главное направление западного искусства XIX-XX вв. Первым признаком начинающегося кризиса художественной культуры Запада было воспроизведение - как академическое, так и салонное - старых стилей и прежде всего наследия Возрождения. Однако это обращение к классическим образцам не было определено исторической необходимостью, а скорее, наоборот, свидетельствовало о некоторой растерянности и отсутствии отчетливо различимой цели искусства. В подобной ситуации единственным ориентиром, усиленным престижностью традиции, было, безусловно, классическое искусство. Но этот путь не был достаточно продуктивным, и вскоре поворот к классике сменяется резким ее отрицанием. Данная ситуация отдаленно напоминает ту, которая способствовала формированию стиля романтизм, явившегося антитезой просветительского классицизма. В начале же XX в. подобным противопоставлением традиции становится модернизм.

Прежняя вера в "вечные истины" сменяется релятивизмом, согласно которому истин столько же, сколько мнений, "переживаний", "экзистенциальных ситуаций", а в историческом мире каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую "душу", особое "видение", "коллективный сон", свой замкнутый стиль, не связанный никаким общим художественным развитием с другими стилями, одинаково ценными и просто равными. Модернизм исторически сложился под знаком восстания против высокой оценки классических эпох, против красоты форм и реальности изображения в искусстве.

В теории модернизма отражение действительности считается устаревшим принципом, уступая место ее отрицанию. На практике это выражается в исчезновении изобразительных черт искусства, заменяемых системой знаков, максимально свободных от зрительных ассоциаций и определяемой самим художником. В поэзии слово теряет свое смыслосодержание, обретая новую ценность как фактора физического - акустического - воздействия, в музыке уничтожается специфика звучания, и эстетической ценностью наделяются атональные созвучия и различные бытовые шумы , трансформируются такие основные понятия музыкальной эстетики, как мелодия, гармония, тембр, ритм и т. п.

Таким образом, модернизм XX в. становится в определенном смысле революцией художественной культуры. Однако довольно скоро практика художников-авангардистов начала прочно осваиваться культурным бытом капиталистического общества, и выдвижение новых течений стало определяться не внутренней логикой развития искусства, но коммерческими или иными, отнюдь не художественными целями. Если "Черный квадрат" К. Малевича, который сам художник называл "зародышем всех возможностей, создавался в 1910 г. как декларация нового направления - супрематизма (от лат. supremus - совершенный), воплощая крайнюю степень отхода от реальности как в области цвета, так и формы, и был новаторским произведением, то масса аналогичных работ 1930-1940-х гг. теряет свою ценность первооткрытия и продолжает использовать уже испытанные художественные методы. Такое "искусство" поддерживается рекламой, создающей иллюзию потребности и искусственный спрос на художественные артефакты (например, на обладание траншеей в пустыне Невада, вырытой художником). Естественно, что эти предметы, не представляющие подчас художественной ценности, имеют иной ценностный эквивалент в форме престижа, выступая в качестве символов финансового могущества и свидетельства состоятельности владельца. И даже такие действительно бунтарские движения модернизма, как движение "новых левых" 1960-х гг., были интегрированы буржуазным искусством и, по замечанию Г. Маркузе, превращены в товар .

Абстракционизм - направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений, проявившее себя в живописи, скульптуре и графике. Сам термин "абстракционизм" свидетельствует об отчуждении этого искусства от действительности. Абстракционизм сформулировал свои позиции в 1910-х гг. как анархический вызов общественным вкусам, в конце 1940-х - начале 1960-х гг. это направление принадлежало к наиболее распространенным явлениям западной культуры. Абстракционисты считают своими духовными наставниками импрессионистов. Однако работы последних, несмотря на некоторый отход от принципов реализма, не были беспредметны. Так, Ван Гог писал: "Если бы я... попробовал отойти от реальности и начал бы цветом создавать наподобие музыки... но мне дороги и правда, и поиски правды. Что ж, все-таки предпочитаю быть сапожником, чем музыкантом, работающим красками".

В абстракционизме существуют два основных направления.

Первое - психологическое. Его основателем считают В. Кандинского, в своих произведениях сумевшего передать лиризм и музыкальность своих интуитивных озарений. Здесь основными средствами выразительности становятся не форма предмета и особенности пространства, а колористические особенности последнего. Своей задачей В. Кандинский ставил выражение в искусстве духовного и осмысление высших интуитивных чувствований:

"Рождение подлинного произведения искусства есть тайна. Если жива душа художника, ей не нужны костыли головных рассуждений и теорий. Она сама найдет, что сказать, сам художник при этом может в ту минуту и не сознавать, что именно. Ему подскажет внутренний голос души, какова нужна ему форма и где ее почерпнуть (из внешнего ли или внутреннего "естества"). Всякий художник, руководствующийся так называемым чувством, знает как внезапно и неожиданно для самого себя ему может опротиветь вымышленная им форма и как "сама собою" первую, отвергнутую, заменит другая, верная. Беклин говорит, что подлинное произведение искусства - великая импровизация, т. е. что рассуждения, построение, предварительная композиция должны быть всего лишь подготовительными ступенями, ведущими к цели. И даже цель эта может возникнуть перед ним неожиданно для него самого".

В природных формах Кандинский видел препятствие для искусства, а реалистическое искусство считал не достоверным, не способным выразить всю полноту и разнообразие переживаний уникальной личности - художника. Все общество Кандинский вслед за Платоном представлял в виде пирамиды, основание которой составляют люди материальные, вершину - духовно богатые, а увенчивает ее художник, направляющий взгляд не на мир, а на самого себя.

Вторая линия развития абстракционизма - геометрическая (или интеллектуальная, логическая). Ее родоначальником является голландский художник П. Мондриан, представлявший в своей живописи соотношения плоскостей, окрашенных различным образом.

Некоторые течения абстрактного искусства, следуя линии развития этого направления (супрематизм, неопластицизм), перекликаясь с исканиями в архитектуре и художественной промышленности, создавали упорядоченные конструкции из линий, геометрических фигур и объемов, другие (ташизм) в русле психологической тенденции стремились выразить стихийность, бессознательность творчества в динамике пятен или объемов. Талантливые представители абстракционизма (В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, В. Татлин) обогатили ритмическую динамику живописи и ее палитру, однако решение глобальных вопросов и экзистенциальных проблем, всегда стоящих перед человеком, в рамках абстракционизма оказалось невозможным.

Сюрреализм. К началу 1920-х гг. предвоенный модернизм исчерпал себя как творческая деятельность . В отличие от страдающего своей внутренней болью модернизма довоенных лет, новые иррациональные течения - сюрреализм, дадаизм, экспрессионизм - сами стремились причинить людям боль, внушая им мысль о том, что весь мир фатально несчастен, бессвязен и бессмыслен. Иррациональные тенденции искусства сконцентрировались в сюрреализме, возникшем как художественное движение в европейской живописи 1925-1926 гг.

Наиболее типичные сюрреалистические полотна создали бельгиец Р. Магритт и каталонец С. Дали. Эти картины представляют собой иррациональные сочетания сугубо предметных фрагментов реальности, воспринятых в натуральном виде или парадоксальным образом деформированных. Изображение человеческой фигуры с картотечными ящиками в животе (С. Дали, "Антропоморфный шкаф"), ботинки с человеческими пальцами или охотник, засасываемый кирпичной стеной (Р. Магритт, "Красная модель"), содержат в себе программное отношение художника к миру и к своему творчеству. Ощущение причудливости, неожиданности явлений этого мира порождает в таком искусстве представление о его непознаваемости, об абсурдности бытия, которое является художнику в пугающе-кошмарном или забавно-фантасмагорическом обличьях. Теоретическое обоснование нового движения в художественной культуре принадлежит французскому поэту и психиатру Андре Бретону. В его "Первом манифесте" (1924) излагаются отличительные признаки и задачи сюрреализма: "Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм, с помощью которого - словами, рисунком или любым другим способом - делается попытка выразить действительное движение мысли. Это запись мышления, которое совершается вне всякого контроля со стороны разума и по ту сторону каких-либо эстетических или моральных соображений. Сюрреализм основан на вере в высшую реальность определенных, до этого игнорировавшихся форм ассоциаций, во всемогущество сна, в нецеленаправленную игру мышления. Его цель - окончательное уничтожение всех других психологических механизмов, чтобы на их место поставить решение важнейших проблем жизни".

Огромное влияние на развитие сюрреализма оказало творчество З. Фрейда и его концепция психоанализа, где психика трактована как подчиненная непознаваемым, иррациональным, вечным силам, находящимся за пределами сознания. Глубинным фундаментом психики, влияющим на реальную, сознательную жизнь человека, по З. Фрейду, становится бессознательное. И по его убеждению, бессознательное выступает с наибольшей непосредственностью в сновидениях и искусстве, и именно в них открывается истинный путь познания "естественной сущности" человека.

Развитие сюрреализма шло стремительно: к рубежу 1920-1930-х гг. он проникает в живопись других стран Европы - Англии, Швеции, Чехословакии. В 1930-е гг. достигает Латинской Америки, Австралии, Японии, причем проявляет себя не только в живописи, но и в скульптуре.

Искусство поп-арта. Название поп-арт (от англ. popular art - общедоступное искусство) было введено Л. Элоуэем в 1965 г. Само же течение возникло в 50-х гг. XX в. в США и Англии. Первоначально роль поп-арта ограничивалась задачей замены абстракционизма, так и не принятого широкими массами населения, на понятное широким народным массам искусство. Поп-арт провозгласил себя новым реализмом, так как широко использовал реальные бытовые вещи и их копии, фотографии, муляжи. Поп-арт идеализировал мир материальных вещей, который через организацию определенного контекста их восприятия наделялся художественно-эстетическим статусом. Но подобное освоение предмета не обрело значения художественного открытия. Обратимся к историческим сопоставлениям художественного освоения мира вещей.

Мир этот, представленный, к примеру, фламандским натюрмортом, не только прославляет щедрость и богатство природы, но и сочетается с языком традиционных аллегорий четырех стихий, времен года и пяти чувств. Голландский же натюрморт, отражающий неповторимые свойства и индивидуальность вещей, связанных между собой скрытым смыслом, провозглашает бренность земного бытия и бессмертие искусства. Эпоха Просвещения в своих произведениях, в частности, в рассматриваемом жанре, воспевает деятельную и активную личность и предметы - как продукты его творческого труда.

В поп-арте же вещь эстетизируется как предмет массового потребления, а произведение становится материализованной мечтой потребителя. И думается, что стремление найти эпическое в будничных предметах и будничных взглядах (как выразил цель своего творчества поп-художник Р. Гамильтон) в реальности становится утверждением человека-приобретателя, для которого красота вещи заменяется ее утилитарной полезностью, творческая потенция - финансовыми возможностями, а духовные устремления - жаждой материального потребления.

Среди разновидностей поп-арта выделяют оп-арт, характеризующийся широким использованием оптических эффектов, цветовых пятен, эл-арт с движущимися конструкциями и окр-арт с предметами, окружающими зрителя. Однако разновидности поп-искусства не отличаются друг от друга по смыслу. Стиль этот похож на стиль оформления товаров на витрине или рекламу. Рекламная эстетика поп-арта заключается в прямой фетишизации вещи или демонстрации старой вещи, которую должна сменить новая. Поп-арт идеально подходит для "человека толпы", ориентированного на потребление, воспитанного на рекламе и средствах массовой коммуникации.

Вопросы для повторения

  1. Как оценивается кризис западной культуры XX в. в работах западных и отечественных мыслителей?
  2. В чем состоят принципы сциентизма и антисциентизма?
  3. Каковы принципы европоцентризма и чем объясняется кризис европоцентризма в XX в.?
  4. Как оценивали философы XIX-XX вв. феномен массовизации?
  5. Каковы основные принципы русского космизма?
  6. В чем состоит принцип дегуманизации искусства по Х. Ортеге-и-Гассету?
  7. Каковы глобальные проблемы современности, каковы пути их преодоления?
  8. Дайте характеристику основным направлениям модернизма: абстракционизму, кубизму, сюрреализму, экспрессионизму, поп-арту и т. п.