Пример любви из повести тургенева первая любовь. Разум и чувства. Полная подготовка к направлению. Главные герои и их характеристика


Чувства и разум... Две взаимно порождающие друг друга стихии, инь и янь человеческого сознания. Счастлив тот человек, у которого пылкое движение чувств и холодное веяние разума взаимно дополняют друг друга, содействуют и гармонируют между собой. Но что же может способствовать утрате этого баланса? Когда возникает конфликт между чувствами и разумом? Ответ довольно прост - это происходит, когда человек стоит перед тяжким нравственным выбором, каждый вариант которого требует от человека своей жертвы, мужества и внутренней силы.

Именно сердце и разум в этом случае борются за то, чтобы совершить выбор, указать правильный путь. Классика русской литературы содержит немало примеров, подтверждающих данную точку зрения - таковыми могут быть "Отцы и дети" Ивана Сергеевича Тургенева и "О любви" Антона Павловича Чехова.

Что, если не любовь, может послужить подобным нравственным выбором между чувствами и разумом? Именно эту ситуацию рассматривает А.П.Чехов в своем рассказе "О любви". Главного героя данного произведения Алехина, небогатого помещика, судьба сводит с Анной Алексеевной, женой председателя суда. С самой первой встречи они почувствовали непреодолимое влечение и интерес друг к другу - это были молодые, но уже формирующиеся ростки любви. Ростки, которым было суждено цвести в клетке разума...

Неразрешимый внутренний конфликт терзает обоих героев на протяжении всего их знакомства, но ни Алехин, ни Анна не в силах дать волю чувствам - заключенные в свою неуверенность, страх будущего и холодные рассуждения, как в оковы, они продолжают жить своей размеренной жизнью, губя великую любовь... И только лишь в последний момент, в поезде, чувства наконец берут верх, и герои осознают, как жалко и мелочно было то, что мешало им любить.

Похожую проблему затрагивает и И.С.Тургенев в своем произведении "Отцы и дети", раскрывая ее на примере главного героя Евгения Базарова - беспринципного и убежденного нигилиста, идеология которого целиком и полностью лежит во власти холодного разума. Базаров отрицает все общепринятые человеческие чувства - любовь, дружбу, честь, благородство... Однако в течение произведения герой сталкивается с обстоятельствами, постепенно уничтожающими все его теории и жизненную позицию - разве не благородство показал Базаров на дуэли с Кирсановым? И разве не подлинную, великую любовь испытал он к Анне Сергеевне Одинцовой? Чувства, прежде огражденные неприступной стеной разума, пробивают в ней брешь и выходят наружу - в этом и заключается внутренний конфликт Евгения Базарова.

Пример героев, проведенных выше, показывает нам, что источником конфликта между чувствами и разумом может послужить любовь, так как она является одним из сложнейших нравственных выборов, которые могут выпасть на долю человека.

Обновлено: 2018-02-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Первая любовь» — повесть И.С. Тургенева. Замысел произведения относится к концу 1850-х годов, работа над ним завершена в марте 1860 г. Первая публикация осуществлена в журнале «Библиотека для чтения» за 1860 г. (№3), последующие воспроизводили этот текст с незначительными авторскими правками.

«Первая любовь» Тургенева, в отличие от одновременно создававшихся романов «Накануне» и «Дворянское гнездо», не ставит и не решает остро социальных вопросов времени. Повесть отличается камерностью звучания, на что указывает, в частности, обрамление. Три друга, три уже немолодых человека, собираются вместе, чтобы исполнить давнее намерение: каждый должен рассказать историю своей первой любви. Содержание повести, следовательно, обращено не к сфере официальных отношений «большого мира», а к глубоко личной, интимной стороне человеческого существования.

Исследуя одну из вечных проблем жизни, Тургенев добивается подлинно символического обобщения материала. Ключ к содержанию кроется в заглавии. Образ «первой любви» означает, с одной стороны, возраст человеческой жизни, а именно переход от детства к юности и приближение к периоду зрелости (герой повести, шестнадцатилетний Владимир, готовится к поступлению в университет и переживает в этот момент первое любовное чувство). С другой стороны, это универсальный образ такого духовного состояния, в котором ожидание счастья, боготворение любимого существа, готовность ради него жертвовать жизнью сопрягаются с глубокой печалью, познанием трагической сущности любви, наконец, грустным сожалением о неосуществимости прекрасных надежд юности. Такое сложное звучание мотива «первой любви» достигается посредством соединения в повествовании двух точек зрения: юного Владимира, делающего первые шаги на жизненном пути, и того же героя четверть века спустя — сорокалетнего Владимира Петровича, остро сознающего приближение старости.

Повесть «Первая любовь» Тургенева построена как ретроспекция — но не в форме ожидаемого устного рассказ, а как предварительно записанное воспоминание (оказывается, легче описать интимные чувства на бумаге, чем рассказать о них вслух). Различение временных пластов «прошлого» и «настоящего» позволяет рассказчику преобразить давно минувшее и показать первую любовь как исключительное событие человеческой жизни, единственное и неповторимое по яркости переживаний, по молитвенному настрою души. Состояние первой любви не имеет ничего общего с обыденностью и пошлостью повседневности. Праздничный образ первой любви складывается из неотразимого обаяния женской красоты, желания подвига, романтического воодушевления (юный Владимир цитирует Пушкина, Лермонтова, Хомякова, Шиллера), наконец, удивительных, сотканных из цвета и света пейзажей, отвечающих чувствам героя.

Одно из самых лирических произведений Тургенева, повесть «Первая любовь» автобиографична. Работая над повестью, сорокадвухлетний Тургенев испытывал глубокий душевный надлом, вызванный переживанием близкого порога старости. «Жизнь вся в прошлом, — писал он графине Ламберт, — а настоящее только дорого, как отблеск прошедшего. А между тем что же было такого особенно хорошего в прошедшем? Надежда, возможность надеяться, — т.е. будущее». Идея трагизма жизни, невоплотимости идеалов, столь напряженно переживаемых в юности, — таков итог осмысления прошлого в повести «Первая любовь».

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Сочинение

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош - настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь - это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций - от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период - свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Фокеев Никита

Работа анализирует содержание 16 главы повести И.С.Тургенева "Первая любовь" и определяет ее роль в раскрытии идейного замысла произведения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение. Постановка цели……………………………….2
  2. Анализ эпизода…………………………………………….3
  3. Заключение………………………………………………...6
  4. Литература…………………………………………………7

I.Введение. Постановка цели .

Любовь… Что это? Стрела Эрота, которая пронзает человеческий разум и сводит с ума? Проделки богини любви Афродиты? А может, это награда человечеству за все созданное им? Или наказанье за нарушение святых заповедей Бога? Тысячи философов за все существование человеческого рода бились и будут биться над этой загадкой, потому что каждый человек мира хоть раз любил. И каждый по-своему. Те люди, которые любят всей душой, искренне, самозабвенно, отдаваясь полностью во власть чувства, рождены стать творцами. Одним из таких творцов был Иван Сергеевич Тургенев. Этот известный человек поражал и поражает своих читателей многогранностью своих чувств. Его понимание любви очень красочно передается в его произведениях: любовь к природе («Записки охотника»), любовь к крепостному крестьянину («Муму»), любовь мужчины и женщины («Ася», «Первая любовь») – и это самый краткий перечень его произведений.

Подробно я хочу остановиться на повести И.С.Тургенева «Первая любовь», так как считаю, что я и мои ровесники находимся в ожидании этого большого загадочного чувства, которое «…волнует душу и мешает сну» (М.Ю.Лермонтов). Как понять, что к тебе пришла настоящая любовь, и это именно то, что перевернет всего тебя, всю твою жизнь, как ухватить эту

ускользающую нить, как успеть сказать то самое главное слово, ведь «У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего… у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье». Вряд ли я найду ответы на эти вопросы, все это очень индивидуально. Но чувства Володи, его переживания, на мой взгляд, близки современному молодому человеку.

В каждом своем произведении Тургенев проводит своих героев через испытание любовью. У Тургенева жизнеспособен только любящий, глубоко чувствующий человек. Мне импонирует в писателе то, что характеры героев, их психология, их взгляды раскрываются не сразу, а постепенно, полунамеками: через детали, портрет, реплики диалога, авторские ремарки. Отсюда – важность каждого эпизода, каждого сказанного героями слова.

Цель моей работы – проанализировать 16 главу повести И.С.Тургенева «Первая любовь» и выяснить, какую роль играет эпизод игры в фанты в раскрытии идейно-тематического содержания повести.

II.Анализ эпизода.

Почему именно 16 глава? Я считаю, что именно здесь Тургенев проникает в глубины души человеческой, постигая ее диалектику. В этом эпизоде главным становится анализ психологического состояния героев, раскрываются тайны и загадки предыдущих глав, обрисовываются характеры героев, их дальнейшие судьбы.

Итак, глава 16-ая…

«Майданов пришел в этот раз раньше всех – он принес новые стихи». В прошлый раз, когда Майданов приносил свои стихи, в обществе молодых людей – поклонников Зинаиды – появился Володя. Эти «новые стихи» - знак, посредством которого автор хочет показать читателям, сто свершилось что-то новое в жизни Зинаиды. (Как мы позже узнаем, в ее жизни появился отец Володи, который сумел ее укротить. И свершилось что-то очень важное: само по себе появление нового мужчины означало обострение конкурентной борьбы за сердце дамы). О своей любви Зинаида хочет рассказать всему обществу: «Все общество было налицо, в полном составе…» Эта цитата еще больше обостряет ожидание чего-то нового, совершенно странного, непохожего на прежнюю Зинаиду.

Композиционным центром главы является сказочная история, рассказанная Зинаидой, из которой мы понимаем, что она полюбила. Как известно, любовь меняет человека, его сущность. Главная героиня повести все свое окружение подстраивала под себя («…вы все готовы умереть у моих ног, я владею вами…»), и тут мы видим, что настроение «сходки» изменилось. «Начались опять игры в фанты, но уже без прежних странных выходок, без дурачеств и шума – цыганский элемент исчез». Особое внимание я хочу уделить словам «цыганский элемент исчез». Цыгане – народ вольной жизни, склонный к кочевничеству, бесшабашный и веселый, но в то же время всеми гонимый и обладатель нелегкой жизни. Исчезновение «цыганского элемента» свидетельствует о том, что свобода и буйства героини закончились, и Зинаида нашла своего укротителя.

О чем же рассказывает Зинаида? О красивой любви величественной, гордой, роковой Королевы к простолюдину. И сразу же в голову приходит сравнение с другой тургеневской девушкой – Асей – «Нет, Асе нужен герой, необыкновенный человек – или живописный пастух в горном ущелье». Но давайте посмотрим, а в каких декорациях происходит действие? Сплошная романтика: музыка, тихий плеск воды, «небо с большими звездами да темный сад с большими деревьями», фонтан «длинный, длинный, как привидение». И все прихоти роскоши: великолепный чертог, золото, мрамор, хрусталь, шелк, огни, алмазы, цветы, куренья. Здесь очень значим диалог между героиней и доктором Лушиным:

Вы любите роскошь? – перебил ее Лушин.

Роскошь красива, - возразила она, - я люблю все красивое.

Больше прекрасного? – спросил он.

Это что-то хитро, не понимаю.

Красивое и прекрасное…

По словарю С.И.Ожегова, красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом и л и: привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный; прекрасное – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам. Я понял так, что красивое – больше форма, а прекрасное – содержание, это что-то более глубокое, серьезное, нравственное, тонкое. Но Зинаида не поняла этой разницы. Не следствие ли это ее воспитания? Беспорядочность жизни, дурные манеры и неопрятность матери, сальные огарки, сломанные ножи и вилки, мрачный Вонифатий, неразборчивость в знакомствах – все это приходит в столкновение с чистой, романтичной, искренней душой Зинаиды. «Сколько во мне дурного, темного, грешного…» (18 глава) «Все мне опротивело, ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить… Ах, мне тяжело… Боже мой, как тяжело!» (9 глава). И любовь к лести – это тоже из-за недостатка воспитания, из-за мещанского мелкого желания почувствовать себя лучше других, выше, чище.

Такую же интересную игру слов мы встречаем в 21 главе. После свидания с Зинаидой отец на вопрос Володи «Где же ты уронил свой хлыст?» отвечает: «Я его не у р о н и л, я его б р о с и л» (разбивка моя). Уронить – это сделать нечаянно, а бросить – специально. Деталь небольшая, но говорит нам многое о характере и чувствах Петра Васильевича.

Из столкновения Зинаиды с Малевским мы понимаем, насколько она расположена к Володе, насколько тонко понимает переживания молодого человека, насколько ценит его общество и насколько умеет сопереживать. Ради этого 16-летнего мальчика девушка изгоняет из своего дома самого светского человека, графа, проявляя удивительную жесткость и решительность. Холодный взгляд и холодная усмешка – это совсем не в характере Зинаиды. Зато совсем в ее характере – способность прощать даже самые горькие обиды. Это столкновение с графом Малевским не пройдет бесследно для героев повести, обернется трагедией и для Засекиных, и для семьи Володи. Недаром автор пишет о предчувствии несчастья, беды: «всем немного стало неловко…от…тяжелого чувства. Никто о нем не говорил, но всякий сознавал его и в себе и в своем соседе.»

Именно в 16 главе Володя впервые остро чувствует одиночество, становится свидетелем чужого счастья и окончательно убеждается в том, что не он является избранником Зинаиды: «Я чувствовал странное волнение: точно я ходил на свидание – и остался одиноким и прошел мимо чужого счастья».

Но страдает не только наш герой. Счастье прошло мимо всех обожателей Засекиной.

(недаром он единственный предлагал ей руку и сердце):

Вы бы ее (жену) заперли?

Я бы ее запер.

Ну, а если бы … она изменила вам?

Я бы ее убил.

Ну, а положим, я была бы вашей женой, что бы вы тогда сделали?

Я бы себя убил…

И он на самом деле не смог пережить отказа: «А Беловзоров… Без вести пропал, говорят, на Кавказ уехал».(20 глава) Видимо, уехал искать смерти…

Очень содержательны рассуждения девушки о том, что бы сделали ее поклонники, узнай они о ее избраннике. Беловзоров, конечно же, вызвал на дуэль. Мрачный романтик, наигранно трагичный, полный сарказма поэт Майданов написал бы длинный ямб. Расчетливый Нирмацкий дал бы денег взаймы за проценты, а подлый, двуличный граф Малевский поднес бы отравленную конфетку. Именно здесь кроется предпосылка последующей трагедии: только в роли конфетки выступит анонимное грязное письмо, подброшенное матери Володи, жене Петра Васильевича (19 глава).

Как мы видим, в 16 главе ярко проявляется «скрытый», «тайный» психологизм Тургенева. Писатель не изображает прямо все чувства и мысли своих героев, но дает угадывать их по внешним проявлениям. Он насыщает свое повествование изображением действий героев, именно они сообщают нам о том, что чувствует герой в это время.

Мы увидели в Зинаиде натуру чистую, ищущую, страстную, способную на сопереживание, на дерзкое самоотречение и на протест.

Мы увидели зарождение беды, которая постигнет наших героев: именно сон, рассказанный Зинаидой Засекиной, толкнет графа Малевского на низкий поступок и станет причиной расставания ее с отцом Володи.

И мы раскрыли тайну странного поведения Зинаиды, ее «хамелеонства», причину грусти и слез, причину резко меняющегося настроения – она полюбила.

Таким образом, 16 глава является важным эпизодом в раскрытии идейного содержания повести.

III. Заключение.

Повесть «Первая любовь» Тургенев опубликовал в 1860 году. Многие современники восприняли героиню повести как девушку, «лишенную всякого нравственного чувства». Д.И.Писарев признавался, что не понимает ее характера, а Н.А.Добролюбов писал, что «Никто такой женщины не встречал, да и не желал бы встретить.» «Героиня этой повести, - как сказано в рецензии «Московских ведомостей», - не более как кокетливая и в высшей степени капризная и далеко не нравственная личность».

Сам же Тургенев однажды сказал: «Из всех моих женских типов я более всего доволен Зинаидой в «Первой любви». В ней мне удалось представить действительно живое лицо: кокетку по природе, но кокетку привлекательную».

«Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…» (И.С.Тургенев)

IV Литература:

  1. И.С.Тургенев «Первая любовь». – М., «Дрофа», 2002г.
  2. И.С.Тургенев «Ася». – М., «Дрофа», 2002г.
  3. М.Ю.Лермонтов «Сочинения». – М., «Правда» 1990г. т1
  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка» - М., «АЗЪ», 1992г.
  5. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон «Энциклопедический словарь». – М., «Эксмо», 2007г.
  6. Газета «Литература» №16 от 23.04.01.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верхнеуслонская гимназия»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Анализ одного эпизода.

(И.С.Тургенев «Первая любовь», глава 16)

(Исследование)

Выполнил:

Фокеев Никита, ученик 9

Класса

Руководитель:

Тихонова Т.Н., учитель русского

Языка и литературы

1 квалификационной категории