Программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, основанные на синтезе искусств. Методы синтеза программ Музыкальная программа синтез

1. Пояснительная записка.

А. Введение.

Б. Цель.

В. Задачи.

2. Планируемые предметные результаты по организации деятельности художественно – эстетической направленности.

3. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Синтез искусств».

5. Таблица годового календарно – тематического планирования

на год.

    Пояснительная записка.

А. Введение.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в

совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.

Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме еѐ

проявления. Это способствует формированию органов чувств, установленных на

восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е.

позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти

к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует

эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить

ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться

к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в

человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется

творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее

будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Основополагающим в курсе «Синтез искусств» для дошкольников является:

Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего

ребѐ нку представление о действительности, о еѐ закономерностях, о нѐ м самом.

Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется

целенаправленное развитие личности ребѐ нка, но и духовный опыт наслаждения,

объект, в котором ребѐ нок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия,

гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Во-вторых, искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически

отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык,

являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир в силу своей

многогранности может быть отражѐ н только через единый духовный образ,

каковым является искусство. В-третьих, по своей природе искусство произошло от игры, от подражания.

Следовательно, искусство близко ребѐ нку как форма адаптации в жизни своей

игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребѐ нка весьма

относительны, а вера в вымысел - защитная реакция от агрессии окружающей

действительности.

Таким образом, парадигмальность мышления, которая является основой

соотношения жизни и искусства, реальности и игры становится стержнем, на

который нанизываются знания ребѐ нка о мире, об искусстве, о себе. Если

расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессом,

помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и других

видов искусства, то обратный процесс: синтез - соединение знаний об отдельных

видах искусства в единый сплав - поможет создать у ребѐ нка представление об

образе мира в его вечности и бесконечности, в его нерасчленѐ нности.

Успех такого подхода - формирование целостной, самодостаточной личности,

обладающей широким кругозором, запасом необходимых

ценностных ориентиров, без которых невозможно ограниченное существование

человека в окружающем нас мире.

Б. Цель.

Цель подготовительного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала «домашних» детей. Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Позволить детям увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это облегчит ребёнку переход из домашних условий в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

    Разработка содержания, обеспечивающего

Воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребёнка;

Развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

Развитие эмоциональной сферы;

Цельность детского мировоззрения.

2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3. Формирование опыта самопознания.

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Результатом данной программы будет являться максимальное раскрытие индивидуального возрастного потенциала, подготавливаемого «домашнего» ребёнка, гармоничное развитие его личных качеств, осознание ребёнком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

Также огромным значением, для педагога подготовительного курса обучения «домашних» детей дошкольников, является знание и опора на психолого-педагогические принципы, отражающих самоценность детей данного возраста и его значение для становления и развития личности ребёнка.

Главной целью данного курса образовательной программы является - создание условий для развития функционально грамотной личности – человека способного решать жизненные задачи, опираясь, на полученные в ходе подготовки, знания, умения и навыки.

Основные линии развития детей дошкольников подготовительного курса:

Формирование произвольного поведения;

Овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

Переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека);

Мотивационная готовность.

Основная цель организации и обучения группы предшкольного образования по учебно-методическому комплекту «2100» - это подготовить ребят к школе и вывести их на уровень детей посещающих детский сад.

Часто родители считают, что ребёнок придя в первый класс должен уметь считать, писать, читать, пользоваться компьютером, данное мнение очень ошибочно. К началу обучения у ребёнка должны быть следующие стороны развития, которые дают толчок успешности в школе:

    Готовность к обучению, как новому виду деятельности (стремление к обучению, интерес к познанию нового, а не страх, речевое развитие);

    Готовность к обучению именно в школе (работе в коллективе, общению со взрослыми и со сверстниками);

    Развить ребёнка как маленькую личность в обществе, причем индивидуальную.

Школа для ребёнка это психологический стресс, поэтому важно не опустить момент для дальнейшего развития ученика, а не боязливого человечка, который не сможет раскрыться.

Важно помнить о том, что нельзя пугать ребёнка предшкольной подготовкой, а дать понять, что это интересные занятия на которых они много будут играть, узнавать, творить. Но главное у ребёнка должно быть желание.

Целью курса «Путешествие в прекрасное» является создание целостной картины

мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения

ребѐ нка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства,

отражающего мир и человека в нѐ м. Путь познания мира в данном контексте: от

окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира - к искусству

как образу внешнего мира. Таким образом, ребѐ нок - центр мироздания, открыва-

ющий красоту мира и искусства через своѐ внутреннее «я».

В. Задачи.

Основные задачи:

1. Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

2. Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

3. Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Задачи курса:

Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;

Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности;

Развитие воображения и ассоциативного мышления.

Задачи реализуются с учѐ том возрастных особенностей детей, уровня их

психического, интеллектуального и физического развития. Опора в практической реализации курса «Путешествие в прекрасное» - на ребѐ нка, его непосредственную

реакцию на произведение искусства.

прекрасное» - личностно ориентированный, т.е. с учетом специфических

особенностей развития детей данной возрастной группы, и психофизиологических

особенностей каждого ребѐ нка. При реализации курса необходимо учитывать его

развивающе-обучающий характер, который и определяет ведущие методические

принципы.

1. Принцип деятельности. На занятиях ребѐ нок находится в постоянном

процессе открывания новых знаний. Действие (игра) - познания, переживания,

сопричастности со стороны ребѐ нка и со стороны педагога.

2. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях

аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции авторов. В

свою очередь ребѐ нку предоставляются возможности для оптимального

самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных

ситуаций. Основное методическое правило - ребѐ нок всегда прав, если может

объяснить свою точку зрения.

3. Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог

провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в

которых каждый ребѐ нок становится художником, поэтом, артистом и

реализует своѐ творческое начало через коллективную и индивидуальную

деятельность. Залогом успеха является проигрывание каждой отдельной

ситуации, еѐ проговаривание.

4. Принцип непрерывности. Процесс эстетического развития не заканчивается

на занятиях по синтезу искусств, а продолжается в группе, на прогулке, в семье,

в системе дополнительного образования. Выработка личностной позиции и

целеположение еѐ действий - залог оптимизации обучения дошкольников.

5. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребѐ нку!

Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно

создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать

для ребѐ нка единственным и неповторимым, каждое должно нести в себе

катарсис (духовное очищение через потрясение).

Курс «Путешествие в прекрасное» построен с учѐ том постоянного

усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса

представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребѐ нка к

знаниям от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии

окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов

искусства.

Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является

коллективный диалог, при котором педагог включает в беседу-общение

каждого ребѐ нка. Любой учебный пример осваивается не через

репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребѐ нок сам

осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и

жизненного опыта. Каждое занятие должно сохранять для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и ребѐ нку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в

поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

2. Планируемые предметные результаты по организации деятельности

художественно – эстетической направленности.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,

музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Способен установить связь между действием и эмоциональном состоянием

изображѐ нных на сюжетных картинах детей и взрослых;

Избирателен в предпочтении разной по настроению музыки;

Меняет характер движения в соответствии с настроением и характером

музыки;

Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах

художественных произведений в рисунке;

Подстраивает свои движения под ритм, такт и темп музыкального

произведения;

В совместных со взрослыми и в партнѐ рских детских проектах создаѐ т

атрибуты для театрализации эпизодов любимых художественных

произведений и собственных сказок;

Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений;

Способен сопоставлять свои впечатления о разных музыкальных

произведениях;

Высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;

Самостоятельно определяет различные средства музыкальной

выразительности, различает правильное и неправильное интонирование

мелодии;

Элементарно анализирует музыкальные формы, разную по жанрам и стилям

музыку.

3. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса,

осуществляемого по курсу «Синтез искусств».

Федеральные Государственные образовательные стандарты общего

образования. Дошкольное образование.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации

обучения в общеобразовательных учреждениях.

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей

программы:

1. мультимедийный проектор;

2. интерактивная доска;

3. графические планшеты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД :

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного

искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне

одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в

школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

5. Таблица годового календарно – тематического планирования на год.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами дошкольного образования курс «Синтез искусств» изучается по 1 занятию в неделю (33 занятия в год).

Светлана
«Синтез искусств»

Тема : «Синтез искусств в музыкальном воспитании дошкольников».

Музыкальный руководитель : Ластухина Светлана Викторовна.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой» . Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Ее ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, предельная громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, и оказывают сильнейшее, отрицательное воздействие на эмоциональное состояние даже взрослого, не говоря о ребенке.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Программа соответствует возрастным психофизиологическим возможностям каждого периода дошкольного детства, она интересна музыкальному руководителю и позволяет применять ее в работе с детьми. В своей работе мы творчески относимся к содержанию программы по музыкальному воспитанию, в зависимости от конкретной группы детей. Но обязательным условием является организация пространственно-предметной среды, способствующей созданию атмосферы доброжелательности, доверия и взаимного уважения. Только в этих условиях ребенок может раскрыться, проявить способности в полном объеме.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. Слушание музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Такое большое значение слушания музыки, казалось бы, должно было обеспечить ему соответствующее положение в музыкальной работе с дошкольниками. Однако, к сожалению, это далеко не так.

Работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении «обеспечить» проведение очередного праздника, мы стараемся за счет слушания, выкроить» на занятии дополнительное время, для повторения песен, танцев. В результате слушание проводиться от случая к случаю, дети не воспринимают музыку как носитель определенного содержания, не овладевают музыкальным языком, не накапливают музыкальные впечатления, и в конечном итоге их пение, игра в оркестре и музыкальное движение становятся менее выразительными. В том случае, когда слушание на занятии все - таки проводиться, «коэффициент полезного действия» также бывает очень низок. Можно представить, что в первой части занятия дети слушают и эмоционально переживают

высокохудожественное произведение, а через 5-7 минут в разделе «Музыкальное движение» , уже разучивают боковой галоп. Понятно, что работа по слушанию в таком случае проходит практически впустую. Преодолеть эти недостатки возможно при правильной организации слушания музыки на музыкальных занятиях. Новые интересные работы, проведенные последнее время в педагогами-музыкантами послужили основой для создания новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми.

В числе этих программ - программа «Синтез » - специальная программа по слушанию музыки, созданная под редакцией коллектива педагогов : К. В. Тарасовой, МЛ. Петровой, Т. Г. Рубан, О. П. Радыновой, Т. В. Антоновой. В нашем детском саду занятия по слушанию музыки мы проводим по этой программе.

Программа «Синтез » посвящена развитию у детей музыкального восприятия на основе синтеза искусств . Эта программа основана на взаимодействии трех основных видов искусства : музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Взаимодействие искусств способствует их взаимообогащению, усиливает их познавательные и воспитательные возможности и воздействие на личность ребенка. Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие, синтез обогащают каждое из них новыми чертами и возможностями. Авторами программы было проведено специальное исследование, о роли синтетических жанров - оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Было показано, что взаимодействие искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия дошкольников. Результаты этого исследования и нашли отражение в программе «Синтез » . Программа «Синтез » предусматривает проведение специальных интегрированных занятий, которые включают в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно : слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение, рисование. Эта программа очень интересная, содержательна и методически обеспечена. В пакет материалов входят : Программа и методика, нотные сборники «Хрестоматия музыкального репертуара» , набор аудиокассет с музыкой для слушания, набор видеокассет с записями музыки. Для лучшего восприятия музыки детям предлагаются к просмотру слайды : это высокохудожественные произведения изобразительного искусства , специально подобранные создателями программы, соответствующие музыке по содержанию и настроению.

Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие трех основных элементов :

1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного

эмоционального и эстетического состояния.

2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.

3 дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Разрабатывая методику интегрированного музыкального занятия, в основу был взят тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства , какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют мне, как музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.

При проведения интегрированного занятия мы стремимся, чтобы была осуществлена межпредметная связь, заданная тема изучалась в одни и те же дни на музыкальных и других художественно-эстетических занятиях. Заранее обсуждаем с воспитателем темы и музыкальные произведения, которые предлагается воплотить в детских рисунках или других видах детского творчества. Затем на музыкальных занятиях происходит накопление музыкальных и художественных впечатлений, а воспитатель проводит подготовительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы детям для практического воплощения музыкального образа. Это объединяет работу двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, а также содействует развитию нашего творческого содружества. Такая межпредметная связь повышает познавательную и творческую активность детей. Теперь подробнее о программе.

Музыкальный репертуар, представленный в программе «Синтез » , отвечает двум основным принципам : высокой художественности и доступностн детям и включает в себя произведения разных эпох и стилей : Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Вивальди и Йозефа Гайдна, Михаила Глинки и Петра Ильича Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и Сергея Прокофьева. Достаточно широко представлена музыка современных композиторов : Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова и др.

И тут же даю представление, на каких музыкальных инструментах исполнялась такая музыка, рассказываю и показываю видеослайды с изображением старинных музыкальных инструментов (клавесин, лютня, орган) .

Я считаю, знакомить детей с разными по стилю музыкальными произведениями очень важно - это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает ее к ценностям. Просматривая слайды, дети получают представление о предметах старины, костюмах, прическах.

На занятиях я рассказываю детям о ярких фрагментах биографий ряда композиторов- классиков. В программе «Синтез » опера и балет впервые были включены в программу для детей дошкольного возраста и, как показала ее широкая апробация, успешно используются в практике детского сада, вызывал у детей живой и яркий интерес. Например, балет Чайковского «Щелкунчик» , фрагменты оперы Римского -Корсакого «Сказка о царе Салтане» , опера «Снегурочка» , фрагменты из оперы Глинки «Руслан и Людмила» , фрагменты из балета Прокофьева «Золушка» , «Любовь к трем апельсинам» .

Использование на занятиях произведений «самых молчаливых искусств » - живописи, скульптуры, архитектуры также помогает детям слушать и воспринимать музыку, создавать необходимое настроение, значительно обогащать восприятие музыкального образа.

детям предлагаем эталонные, высокохудожественные картины И. Левитана : «Весна. Большая вода» , «Вечерний звон» , «Март» , «Сентябрьский снег» .

И. Шишкина «Дубы» , «Цветы на опушке» , «Корабельная роща» .

М. Нестерова «Осенний пейзаж» ,

В. Васнецова «Гусляры» , Саврасова «Дворик. Зима» , «Грачи прилетели»

«Хоровод» , «Рожь» , «К концу лета на Волге» .

Пейзажи И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Рябинка» . Созерцание картин помогает создать поэтическую атмосферу, которая настраивает детей на восприятие музыки.

Не случаен выбор произведений народного прикладного искусства : Городецкая роспись, дымковская игрушка, вышивка и т. д. Отношение народных художников к природе, окружающему миру выражено в радостных и понятных детям образах.

Представленные в программе литературные произведения, которые мы читаем детям перед слушанием музыки, также очень разнообразны : это древнерусский фольклор, поэзия 19 века, стихи современных детских авторов, эмоциональные, выразительные

рассказы, потешки, соответствующие по содержанию музыкальным пьесам. Произведения изобразительного искусства , художественной прозы и поэзии мы подбираем с учетом принципа стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыке. Этот принцип очень важен.

При ознакомлении детей с оперой и балетом, мы показываем прежде всего эскизы декораций и костюмов или живописные произведения, создаваемые художниками под воздействием музыкальных впечатлений. Так, слушая оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» дети рассматривают замечательные эскизы декораций и костюмов В Васнецова, созданные им специально для этой постановки

Но здесь есть важный момент, несмотря на привлекательные слайды, картины, важно сохранить приоритет музыки. т. е. музыка - это главное. Слово и живопись, используемые на занятиях, лишь помогают ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр.3).

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр.4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

1. Специальный подбор музыкального репертуара;

2. Использование синтеза искусств;

3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

§ 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Кратко мы рассмотрели три программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Сравним их.

Как уже говорилось, первые две программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели.

В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа Радыновой на мой взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.).

Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Я считаю это правильным. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства - опера и балет. Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Цветные ладошки»(3-4 года)

Автор - Лыкова и.А. Москва, 2008 г.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы.

Программа содержит систему коррекционно-развивающих занятий изобразительной деятельностью с детьми 3-4 лет, в том числе имеющими отставания в развитии. Занятия по данной программе включают в себя: лепку, рисование, аппликацию.

Программа построена на следующих принципах:

    принцип сезонности: содержание занятий учитывает природные и климатические особенности местности в данный момент времени («листопад», «волшебные снежинки», «вьюга-завирюха», «новогодние игрушки», «праздничная елочка», «цветы», «сосульки», «солнышко», «ручеек и кораблик», «одуванчик» и пр.)

    развитие детей в рамках программы учитывает принципы систематичности, последовательности, и цикличности т.е. развитие осуществляется: «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малознакомому и неизвестному». Содержание программы постепенно расширяется и усложняется по мере взросления ребенка.

    принцип природосообразности: задачи развития детей корректируются с учетом «природы» детей, их возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Несмотря на то, что занятия по программе проходят в группе, в ходе занятий осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку.

    принцип интереса и естественной радости: занятия проводятся с опорой на интересы детей и детского сообщества, и вызывают радость восприятия и деяния.

    принцип интеграции: объединение различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.

Программа рассчитана на 1 учебный год (всего 64 занятия), по 2 занятия в неделю.

Актуальность программы

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретическом мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной степени эстетический элемент жизни».

Художественная деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста и эффективное средство развития детей с самого раннего детства. Художественная деятельность представляет собой систему специфических художественных действий, направленных на восприятие, познание и продуктивную деятельность (по созданию эстетических объектов - художественных образов).

Программа по музыкальному воспитанию автор «О.П.Радынова»

Программа О.П. Радыновой. Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики.

Творческая группа под редакцией К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан «СИНТЕЗ»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».