Резонанс — это физическое явление. Теория и реальные примеры. Что такое резонанс? 7 что называется резонансом как он проявляется

Вполне привычная картина - концертный зал, на сцене скрипач-виртуоз, зал заполнен многочисленными любителями музыки, внимающими чарующим звукам. Не касаясь мастерства исполнителя, все происходящее становится возможным благодаря эффекту акустического резонанса. Так резонанс?

При упоминании этого термина сразу же вспоминается старинная история о ротой марширующих солдат. Бойцы, взойдя на него, продолжали идти строевым шагом, в ногу. В результате мост разрушился.

Или самая обычная картинка - ребенок на качелях. И кто-то рядом, раскачивающий их. Незначительные усилия, прикладываемые в нужный момент, позволяют добиться большой амплитуды колебаний и доставить малышу огромное удовольствие.

Не вдаваясь в математическое описание происходящего явления, попробуем качественно понять, что такое резонанс. Учебник физики определяет этот эффект как усиление амплитуды колебаний системы при совпадении частоты внешнего воздействия и собственной частоты. Небольшое пояснение. Частота колебаний - число колебаний в секунду.

Да, не совсем понятно, слова вроде бы все знакомые - резонанс, физика, частота А что это значит?

Для простоты восприятия вспомним другой пример - между двух опор (пусть это будут два берега ручья) лежит длинная широкая доска, она немного покачивается, колеблется, но выглядит надежной. Перейти через ручей вроде бы просто, вставай на доску и иди. Но вот какая незадача. При какой-то определённой скорости движения, или по-другому говоря, частоте шагов, доска начинает сильно раскачиваться, угрожая сбросить ходока. В этом случае опять выполняются условия резонанса - частота колебаний самой доски совпадает с частотой шагов пешехода. В результате амплитуда колебаний значительно увеличивается, итогом такого усиления могут стать неожиданные водные процедуры.

Подобное явление чрезвычайно широко распространено в самых разных областях. В электронике, медицине, в музыке, с чего и началось описание эффекта резонанса. Такое явление зачастую бывает полезным, позволяя, например, усиливать слабый сигнал. Звук струны скрипки усиливается ее корпусом, выступающим как резонатор, т.е. усилитель на какой-то определенной частоте. А звук самой скрипки усиливается благодаря хорошей акустике помещения.

Немного другое применение резонанса - усиление сигнала радиостанции. Опять все просто. Радиоволны доносят сигнал до антенны, оттуда он поступает в специальный входной контур, изменяя параметры которого можно усиливать сигнал нужной частоты. Этим мы и занимаемся, когда крутим ручку настройки приемника в поисках нужной нам радиостанции. В результате такого усиления сигнал выделенной радиостанции становится сильнее и успешно воспринимается приемником.

Из приведенных примеров становится понятным ответ на вопрос о том, что такое резонанс. Это общее увеличение усилия, полученное благодаря синхронизации возможностей самой системы и внешнего воздействия. Как итоговый пример - попытка выбраться из грязи на автомобиле методом “раскачки”. Водитель начинает попеременно двигаться на машине вперед и назад. Назад, затем разгон вперед, при неудаче опять разгон, но уже назад, и опять вперед. При таком подходе мощность двигателя суммируется с инерцией движения и во многих случаях позволяет преодолеть трудное место.

Даже того скромного количества приведенных примеров достаточно для понимания того, насколько широко применяется явление резонанса в технике и повседневной жизни.

В приведенном материале дан ответ на вопрос о том, что такое резонанс. Рассмотрены примеры проявления резонансных явлений в различных областях техники и культуры.

Явление резонанса колебательных систем известно всем еще из школьного курса
по физике. Возьмем для примера два камертона. Возбудим один камертон на частоте в 500 Гц и поднесем его к другому камертону с такой же собственной частотой в 500 Гц. Что же произойдет? Он – зазвучит. С таким же успехом резонанс взаимодействия, может быть, применим и ко всему живому на Земле – это человек, животное, растительный мир.

Резона́нс (фр. resonance, от лат. resono - откликаюсь) - явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний, которое наступает при приближении частоты внешнего воздействия к некоторым значениям (резонансным частотам), определяемым свойствами системы. Увеличение амплитуды - это лишь следствие резонанса, а причина - совпадение внешней (возбуждающей) частоты с внутренней (собственной) частотой колебательной системы. При помощи явления резонанса можно выделить и/или усилить даже весьма слабые периодические колебания. Резонанс - явление, заключающееся в том, что при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. Степень отзывчивости в теории колебаний описывается величиной, называемой добротность. Явление резонанса впервые было описано Галилео Галилеем в 1602 г в работах, посвященных исследованию маятников и музыкальных струн.

(Материал из Википедии - свободной энциклопедии)

Резонанс — это основной способ передачи эмоций от человека к человеку.

Так описан резонанс в Википедии. Зачем эмпату или экстрасенсу знать о резонансе? Для экстрасенса, работающего с потоками энергии, чувствами, эмоциями, это явление можно использовать как инструмент. Резонанс — это физическое явление, и другие биоэнергетические проявления как, к примеру, на звук. Звук — это тоже своего рода поле, вернее его вибрация, она заполняет собой всё вокруг, куда сможет проникнуть. Чувства и эмоции — это обычное поле и подчиняются физическим законам.

К примеру, чтобы усилить чувство-эмоцию достаточно найти ещё одного человека с подобной эмоцией или возбудить её в другом человеке. Чем больше людей находятся вместе в одной эмоции, тем она становится сильней . Если наращивать количество людей с одной эмоцией, то она, в какой то момент поглотит личности людей, и люди теряют над собой контроль . Толпа болельщиков на стадионе, митинги, просто собрания единомышленников, религиозные служения — вот несколько примеров эффекта резонанса в эмоциональном плане.

Чем опасно телевидение в этом плане.

Выше я писал:- чем больше людей находятся вместе в одной эмоции, тем она становится сильней. А теперь представьте, идёт какая нибудь передача, или художественный фильм не оставляющие людей равнодушными. Это та же самая групповая медитация , то-есть имеет огромную силу влияющую на общее сознание людей города, страны, планеты. Всё зависит от того, сколько людей смотрит данный продукт. Если по телевидению осуждают кого то или что то не важно заслуженно или нет, и все телезрители испытывают негодование, то тому о ком идёт речь не будет ни чего хорошего.

Но если к примеру идёт художественный фильм, там чаще всего персонажи вымышленные, то-есть особо расстраиваться нечего, вреда ни кому нет. Но не так всё просто. Если человеком переживаются негативные эмоции, то он разрушает сам себя, а представьте что будет если учесть резонанс от всех телезрителей в этот момент. Для подобных вещей расстояние не помеха. Это получается групповая медитация на самоуничтожение. По этому если смотреть по телевидению передачи или фильмы, то только вызывающие позитив. Но и тут не всё просто, та энергия которая выделяется человеком, она не остаётся ему лично, она забирается определёнными эгрегорами.

Проведите эксперимент, или просто вспомните, если что то подобное в жизни с вами уже случалось. Посмотрите фильм по одному из центральных каналов, в пиковое время когда много людей смотрит телевизор а через какое то время посмотрите тот же фильм в интернете или просто с диска, так сказать в одиночестве и обратите внимание что эмоции когда вы смотрите в одиночестве с DVD гораздо мене яркие, чем при просмотре по центральному каналу телевидения когда одновременно с вами смотрят этот фильм тысячи человек.

Проявления резонанса в бытовом плане.

Если вы думаете, что в жизни вам может не встретиться резонанс, потому что вы не болельщик и вообще избегаете сборищ людей, вы ошибаетесь.

Несколько примеров.

  • Дружба. Друг, подруга — это резонанс уровня сознаний, интересов.
  • Любовь. Влюблённость — резонанс чувств, внешнего и внутреннего соответствия вашим идеалам обеих участников.
  • Влюблённость односторонняя безответная. Это тоже резонанс, но резонанс уже не с человеком, а с образом человека, созданным собственным умом . А объект влюблённости просто похож на образ, живущий в подсознании влюблённого.
  • Обсуждение. Резонанс совпавших взглядов, мнений на событие, вещь, человека.
  • Сочувствие, сострадание. Со-настройка с человеком, осознанное вхождение с человеком в резонанс . Это действие происходит намеренно или по привычке, на автомате, если на ваш взгляд эти проявления являются правильными.
  • Обида, злость. Это сильные эмоциональные взрывы. Большинство людей легко входят в эти эмоции, практически моментально, так как они для нашего низко-вибрационного мира являются обычными, естественными.
  • Страх. Групповой страх — это также любимое занятие многих людей. Серьёзность — это скрытое проявление страха, эта игра одна из любимых людьми.

У вас есть выбор — не резонировать.

Не резонировать — значит оставаться нейтральным по отношению к эмоции, мировоззрению, убеждению, разделяемой группой людей. Человек, понимающий и узнающий явление резонанса, может усилием воли или, используя выбор, не участвовать в резонансе. Для экстрасенсов и особенно для эмпатов это очень важное понимание. Да, усиленная эмоция, во много раз будет ослепительней, это неприятно, но, осознавая, что вы можете не резонировать, можно не терять разум. Просто относиться к резонирующим людям как к опьяненным. Сами понимаете, что опьяненный человек не совсем адекватен , нужно просто подождать, когда человек протрезвеет, и тогда он станет нормальным.

В энергетических практиках часто используют резонанс в групповых медитациях. Да, групповая медитация дает значительно больший эффект, чем медитация в одиночестве , при условии, что все участники примерно одного уровня и духовного настроя. Но нужно не забывать, что любое эмоциональное, энергетическое излучение, особенно сильное, резонансное включает закон кармического уравновешивания. Это может выглядеть как эмоциональный взрыв, чаще проявляется в негативных эмоциях у большинства участников групповой медитации. Обычно это происходит на следующий день, хотя может наступить и через несколько часов. Некоторые это явление называют чисткой. Но это всего-лишь плата за искажения, внесенные в пространство мироздания во время медитации. Чистка проходила во время медитации, за счёт усиления энергетических потоков.

В результате резонанса колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие внешней силы. Степень отзывчивости в теории колебаний описывается величиной, называемой добротностью . При помощи резонанса можно выделить и/или усилить даже весьма слабые периодические колебания.

Явление резонанса впервые было описано Галилео Галилеем в 1602 г. в работах, посвященных исследованию маятников и музыкальных струн .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наиболее известная большинству людей механическая резонансная система - это обычные качели . Если подталкивать качели в соответствии с их резонансной частотой, размах движения будет увеличиваться, в противном случае движения будут затухать. Резонансную частоту такого маятника с достаточной точностью в диапазоне малых смещений от равновесного состояния можно найти по формуле:

    f = 1 2 π g L {\displaystyle f={1 \over 2\pi }{\sqrt {g \over L}}} ,

    Механизм резонанса заключается в том, что магнитное поле индуктивности генерирует электрический ток, заряжающий конденсатор, а разрядка конденсатора создаёт магнитное поле в индуктивности - процесс, который повторяется многократно, по аналогии с механическим маятником.

    Приняв, что в момент резонанса индуктивная и ёмкостная составляющие импеданса равны, резонансную частоту можно найти из выражения

    ω L = 1 ω C ⇒ ω = 1 L C {\displaystyle \omega L={\frac {1}{\omega C}}\Rightarrow \omega ={\frac {1}{\sqrt {LC}}}} ,

    где ω = 2 π f {\displaystyle \omega =2\pi f} ; f - резонансная частота в герцах; L - индуктивность в генри ; C - ёмкость в фарадах . Важно, что в реальных системах понятие резонансной частоты неразрывно связано с полосой пропускания , то есть диапазоном частот, в котором реакция системы мало отличается от реакции на резонансной частоте. Ширина полосы пропускания определяется добротностью системы .

    В электронных устройствах также применяются различные электромеханические резонансные системы.

    СВЧ

    Оптика

    В оптическом диапазоне самым распространенным типом резонатора является резонатор Фабри-Перо , образованный парой зеркал, между которыми в резонансе устанавливается стоячая волна. Применяются также кольцевые резонаторы с бегущей волной и оптические микрорезонаторы с модами шепчущей галереи .

    Акустика

    Резонанс - один из важнейших физических процессов, используемых при проектировании звуковых устройств, большинство из которых содержат резонаторы , например, струны и корпус скрипки , трубка у флейты , корпус у барабанов .

    Для акустических систем и громкоговорителей резонанс отдельных элементов (корпуса, диффузора) является нежелательным явлением, так как ухудшает равномерность

    резонанс

    резона нс , резонанса, мн. нет, муж. (от лат. resonans - дающий отзвук).

    1. Ответное звучание одного из двух тел, настроенных в унисон (физ. ).

    2. Способность увеличивать силу и длительность звука, свойственная помещениям, внутренняя поверхность которых может отражать звуковые волны. В концертном зале хороший резонанс. В комнате плохой резонанс.

    3. Возбуждение колебания тела, вызываемое колебаниями другого тела той же частоты и передаваемое находящейся между ними упругой средой (мех. ).

    4. Соотношение между самоиндукцией и емкостью в цепи переменного тока, вызывающее максимальные электромагнитные колебания данной частоты (физ. , радио).

    Словарь лингвистических терминов

    резонанс

    (фр. rezonance лат. rezonans дающий отзвук)

    Отзвук, отголосок, способность резонатора звучать при восприятии звуковой волны. Резонаторы с мягкими и влажными стенками (к ним относится речевой аппарат) легко резонируют на частоты, не строго совпадающие с их собственными тонами.

    Словарь музыкальных терминов

    резонанс

    (фр. resonance - отзвук) - акустическое явление, при кото­ром в результате воздействий колебаний вибратора в другом теле (резонаторе), возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. В музыке резонанс используется для усиления звучания, изменения тембра и увеличения продолжительности звучания. Для этого конструируют специальные резонансы, отвечающие как на одну час­тоту (резонансовые челесты, подставка камертона и др.), так и множественные (деки ф-но, струнных и др.).

    Толковый словарь русского языка (Алабугина)

    резонанс

    А, м.

    1. Способность некоторых предметов и помещений увеличивать силу и длительность звука, а также само звучание .

    * Сильный резонанс. *

    2. перен. Отзвук, отголосок, впечатление от чего-н.

    * Общественный резонанс. *

    || прил. (к 1 знач.) резонансный , -ая, -ое.

    * Резонансные свойства. *

    Энциклопедический словарь

    резонанс

    (франц. resonance, от лат. resono - откликаюсь), резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего гармонического воздействия к частоте одного из собственных колебаний системы.

    Словарь Ожегова

    резонанс

    РЕЗОНА НС, а, м.

    1. Возбуждение колебаний одного тела колебаниями другого той же частоты, а также ответное звучание одного из двух тел, настроенных в унисон (спец.).

    2. Способность усиливать звук, свойственная резонаторам или помещениям, стены к-рых хорошо отражают звуковые волны. Р. скрипки.

    3. перен. Отзвук, отголосок, впечатление, произведённое на многих. Доклад получил широкий общественный р.

    | прил. резонансный, ая, ое (к 1 и 2 знач.). Резонансная ель (для изготовления музыкальных инструментов; спец.).

    Словарь Ефремовой

    резонанс

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    резонанс

    м. франц. зык, гул , рай, отзвук, отгул, гул, отдача, наголосок; звучность голоса, по местности, по размерам комнаты; звучность, звонкость музыкального орудия, по устройству его.

    В рояле, фортепиано, гуслях: дек, палуба, стар. полочка, доска, по которой натянуты струны.

    резонанс

    (франц. resonance, от лат. resono ≈ звучу в ответ, откликаюсь), явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при приближении частоты периодического внешнего воздействия к некоторым значениям, определяемым свойствами самой системы. В простейших случаях Р. наступает при приближении частоты внешнего воздействия к одной из тех частот, с которыми происходят собственные колебания в системе, возникающие в результате начального толчка. Характер явления Р. существенно зависит от свойств колебательной системы. Наиболее просто Р. протекает в тех случаях, когда периодическому воздействию подвергается система с параметрами, не зависящими от состояния самой системы (т. н. линейные системы). Типичные черты Р. можно выяснить, рассматривая случай гармонического воздействия на систему с одной степенью свободы: например, на массу m, подвешенную на пружине, находящуюся под действием гармонической силы F = F0 coswt (рис. 1 ), или электрическую цепь, состоящую из последовательно соединённых индуктивности L, ёмкости С, сопротивления R и источника электродвижущей силы Е, меняющейся по гармоническому закону (рис. 2 ). Для определенности в дальнейшем рассматривается первая из этих моделей, но всё сказанное ниже можно распространить и на вторую модель. Примем, что пружина подчиняется закону Гука (это предположение необходимо, чтобы система была линейна), т. е., что сила, действующая со стороны пружины на массу m, равна kx, где х ≈ смещение массы от положения равновесия, k ≈ коэффициент упругости (сила тяжести для простоты не принимается во внимание). Далее, пусть при движении масса испытывает со стороны окружающей среды сопротивление, пропорциональное её скорости ═и коэффициенту трения b, т. е. равное k (это необходимо, чтобы система оставалась линейной). Тогда уравнение движения массы m при наличии гармонической внешней силы F имеет вид: ═══(

      где F0≈ амплитуда колебания, w ≈ циклическая частота, равная 2p/Т, Т ≈ период внешнего воздействия, ═≈ ускорение массы m. Решение этого уравнения может быть представлено в виде суммы двух решений. Первое из этих решений соответствует свободным колебаниям системы, возникающим под действием начального толчка, а второе ≈ вынужденным колебаниям. Собственные колебания в системе вследствие наличия трения и сопротивления среды всегда затухают, поэтому по истечении достаточного промежутка времени (тем большего, чем меньше затухание собственных колебаний) в системе останутся одни только вынужденные колебания. Решение, соответствующее вынужденным колебаниям, имеет вид:

      причём tgj = . Т. о., вынужденные колебания представляют собой гармонические колебания с частотой, равной частоте внешнего воздействия; амплитуда и фаза вынужденных колебаний зависят от соотношения между частотой внешнего воздействия и параметрами системы.

      Зависимость амплитуды смещений при вынужденных колебаниях от соотношения между величинами массы m и упругости k легче всего проследить, полагая, что m и k остаются неизменными, а изменяется частота внешнего воздействия. При очень медленном воздействии (w ╝ 0) амплитуда смещений x0 »F0/k. С увеличением частоты w амплитуда x0 растет, т. к. знаменатель в выражении (2) уменьшается. Когда w приближается к значению ═(т. е. к значению частоты собственных колебаний при малом их затухании), амплитуда вынужденных колебаний достигает максимума ≈ наступает Р. Далее с увеличением w амплитуда колебаний монотонно убывает и при w ╝ ¥ стремится к нулю.

      Амплитуду колебаний при Р. можно приближённо определить, полагая w = . Тогда x0 = F0/bw, т. е. амплитуда колебаний при Р. тем больше, чем меньше затухание b в системе (рис. 3 ). Наоборот, при увеличении затухания системы Р. становится всё менее резким, и если b очень велико, то Р. вообще перестаёт быть заметным. С энергетической точки зрения Р. объясняется тем, что между внешней силой и вынужденными колебаниями устанавливаются такие фазовые соотношения, при которых в систему поступает наибольшая мощность (т. к. скорость системы оказывается в фазе с внешней силой и создаются наиболее благоприятные условия для возбуждения вынужденных колебаний).

      Если на линейную систему действует периодическое, но не гармоническое внешнее воздействие, то Р. наступит только тогда, когда во внешнем воздействии содержатся гармонические составляющие с частотой, близкой к собственной частоте системы. При этом для каждой отдельной составляющей явление будет протекать так же, как рассмотрено выше. А если этих гармонических составляющих с частотами, близкими к собственной частоте системы, будет несколько, то каждая из них будет вызывать резонансные явления, и общий эффект, согласно суперпозиции принципу, будет равен сумме эффектов от отдельных гармонических воздействий. Если же во внешнем воздействии не содержится гармонических составляющих с частотами, близкими к собственной частоте системы, то Р. вообще не наступает. Т. о., линейная система отзывается, «резонирует» только на гармонические внешние воздействия.

      В электрических колебательных системах, состоящих из последовательно соединённых ёмкости С и индуктивности L (рис. 2 ), Р. состоит в том, что при приближении частот внешней эдс к собственной частоте колебательной системы, амплитуды эдс на катушке и напряжения на конденсаторе порознь оказываются гораздо больше амплитуды эдс, создаваемой источником, однако они равны по величине и противоположны по фазе. В случае воздействия гармонической эдс на цепь, состоящую из параллельно включенных ёмкости и индуктивности (рис. 4 ), имеет место особый случай Р. (антирезонанс). При приближении частоты внешней эдс к собственной частоте контура LC происходит не возрастание амплитуды вынужденных колебаний в контуре, а наоборот, резкое уменьшение амплитуды силы тока во внешней цепи, питающей контур. В электротехнике это явление называется Р. токов или параллельным Р. Это явление объясняется тем, что при частоте внешнего воздействия, близкой к собственной частоте контура, реактивные сопротивления обеих параллельных ветвей (ёмкостной и индуктивной) оказываются одинаковыми по величине и поэтому в обеих ветвях контура текут токи примерно одинаковой амплитуды, но почти противоположные по фазе. Вследствие этого амплитуда тока во внешней цепи (равного алгебраической сумме токов в отдельных ветвях) оказывается гораздо меньшей, чем амплитуды тока в отдельных ветвях, которые при параллельном Р. достигают наибольшей величины. Параллельный Р., так же как и последовательный Р., выражается тем резче, чем меньше активное сопротивление ветвей контура Р. Последовательный и параллельный Р. называются соответственно Р. напряжений и Р. токов.

      В линейной системе с двумя степенями свободы, в частности в двух связанных системах (например, в двух связанных электрических контурах; рис. 5 ), явление Р. сохраняет указанные выше основные черты. Однако, т. к. в системе с двумя степенями свободы собственные колебания могут происходить с двумя различными частотами (т. н. нормальные частоты, см. Нормальные колебания), то Р. наступает при совпадении частоты гармонического внешнего воздействия как с одной, так и с другой нормальной частотой системы. Поэтому, если нормальные частоты системы не очень близки друг к другу, то при плавном изменении частоты внешнего воздействия наблюдаются два максимума амплитуды вынужденных колебаний (рис. 6 ). Но если нормальные частоты системы близки друг к другу и затухание в системе достаточно велико, так что Р. на каждой из нормальных частот «тупой», то может случиться, что оба максимума сольются. В этом случае кривая Р. для системы с двумя степенями свободы теряет свой «двугорбый» характер и по внешнему виду лишь незначительно отличается от кривой Р. для линейного контура с одной степенью свободы. Т. о., в системе с двумя степенями свободы форма кривой Р. зависит не только от затухания контура (как в случае системы с одной степенью свободы), но и от степени связи между контурами.

      В связанных системах также существует явление, которое в известной мере аналогично явлению антирезонанса в системе с одной степенью свободы. Если в случае двух связанных контуров с различными собственными частотами настроить вторичный контур L2C2 на частоту внешней эдс, включенной в первичный контур L1C1 (рис. 5 ), то сила тока в первичном контуре резко падает и тем резче, чем меньше затухание контуров. Объясняется это явление тем, что при настройке вторичного контура на частоту внешней эдс в этом контуре возникает как раз такой ток, который в первичном контуре наводит эдс индукции, примерно равную внешней эдс по амплитуде и противоположную ей по фазе.

      В линейных системах со многими степенями свободы и в сплошных системах Р. сохраняет те же основные черты, что и в системе с двумя степенями свободы. Однако в этом случае, в отличие от систем с одной степенью свободы, существенную роль играет распределение внешнего воздействия по отдельным координатам. При этом возможны такие специальные случаи распределения внешнего воздействия, при которых, несмотря на совпадения частоты внешнего воздействия с одной из нормальных частот системы, Р. всё же не наступает. С энергетической точки зрения это объясняется тем, что между внешней силой и вынужденными колебаниями устанавливаются такие фазовые соотношения, при которых мощность, поступающая в систему от источника возбуждения по одной координате, равна мощности, отдаваемой системой источнику по другой координате. Пример этого ≈ возбуждение вынужденных колебаний в струне, когда внешняя сила, совпадающая по частоте с одной из нормальных частот струны, приложена в точке, которая соответствует узлу скоростей для данного нормального колебания (например, сила, совпадающая по частоте с основным тоном струны, приложена у самого конца струны). При этих условиях (вследствие того, что внешняя сила приложена к неподвижной точке струны) эта сила не совершает работы, мощность от источника внешней силы в систему не поступает и сколько-нибудь заметного возбуждения колебаний струны не возникает, т. е. Р. не наблюдается.

      Р. в колебательных системах, параметры которых зависят от состояния системы, т. е. в нелинейных системах, имеет более сложный характер, чем в системах линейных. Кривые Р. в нелинейных системах могут стать резко несимметричными, и явление Р. может наблюдаться при различных соотношениях частот воздействия и частот собственных малых колебаний системы (т. н. дробный, кратный и комбинационный Р.). Примером Р. в нелинейных системах может служить т. н. феррорезонанс, т. е. резонанс в электрической цепи, содержащей индуктивность с ферромагнитным сердечником, или ферромагнитный резонанс, представляющий собой явление, связанное с Р. элементарных (атомных) магнитов вещества при приложении высокочастотного магнитного поля (см. Радиоспектроскопия).

      Если внешнее воздействие производит периодические изменение энергоёмких параметров колебательной системы (например, ёмкости в электрическом контуре), то при определённых соотношениях частот изменения параметра и собственной частоты свободных колебаний системы возможно параметрическое возбуждение колебаний, или параметрический Р.

      Р. весьма часто наблюдается в природе и играет огромную роль в технике. Большинство сооружений и машин способны совершать собственные колебания, поэтому периодические внешние воздействия могут вызвать их Р.; например Р. моста под действием периодических толчков при прохождении поезда по стыкам рельсов, Р. фундамента сооружения или самой машины под действием не вполне уравновешенных вращающихся частей машин и т. д. Известны случаи, когда целые корабли входили в Р. при определённых числах оборотов гребного вала. Во всех случаях Р. приводит к резкому увеличению амплитуды вынужденных колебаний всей конструкции и может привести даже к разрушению сооружения. Это вредная роль Р., и для устранения его подбирают свойства системы так, чтобы её нормальные частоты были далеки от возможных частот внешнего воздействия, либо используют в том или ином виде явление антирезонанса (применяют т. н. поглотители колебаний, или успокоители). В др. случаях Р. играет положительную роль, например: в радиотехнике Р. ≈ почти единственный метод, позволяющий отделить сигналы одной (нужной) радиостанции от сигналов всех остальных (мешающих) станций.

      Лит.: Стрелков С. П., Введение в теорию колебаний, 2 изд., М., 1964; Горелик Г. С., Колебания и волны, Введение в акустику, радиофизику и оптику 2 изд. М., 1959.

    Достигает наибольшего зна-чения, когда частота вынуждающей силы равна собственной час-тоте колебательной системы.

    Отличительной особенностью вынужденных колебаний явля-ется зависимость их амплитуды от частоты изменения внешней силы . Для изучения этой зависимости можно воспользоваться установкой, изображенной на рисунке:

    На кривошипе с ручкой укреплен пружинный маятник. При равномерном вращении руч-ки на груз через пружину передается действие периодически изменяющейся силы. Изменяясь с частотой, равной частоте враще-ния ручки, эта сила заставит груз совершать вынужденные колебания. Если вращать ручку кривошипа очень медленно, то груз вместе с пружиной будет перемещаться вверх и вниз так же, как и точка подвеса О . Амплитуда вынужденных колебаний при этом будет невелика. При более быстром вращении груз начнет колебаться сильнее, и при частоте вращения, равной собственной частоте пружинного маятника (ω = ω соб ), амплитуда его колебаний достигнет максимума. При дальнейшем увеличении частоты вра-щения ручки амплитуда вынужденных колебаний груза опять станет меньше. Очень быстрое вращение ручки оставит груз почти неподвижным: из-за своей инертности пружинный маятник, не успевая следовать изменениям внешней силы, будет просто дро-жать на месте.

    Явление резонанса можно продемонстрировать и с нитяными маятниками. Подвесим на рейке массивный шар 1 и несколько ма-ятников, имеющих нити разной длины. Каждый из этих маятников имеет свою собственную частоту колебаний, которую можно определить, зная длину нити и ускорение свободного падения.

    Теперь, не трогая легких маятников, выведем шар 1 из положения равновесия и отпустим. Качания массивного шара вызовут периодические колебания рейки, вследствие которых на каждый из легких маятников начнет действовать периодически изменяющаяся сила упругости. Частота ее изменений будет равна частоте колебаний шара. Под действием этой силы маятники начнут совершать вынужденные колебания. При этом маятники 2 и 3 останутся почти неподвижными. Маятники 4 и 5 будут колебаться с немного большей амплитудой. А у маятника б , имеющего такую же длину нити и, следовательно, собственную частоту колебаний, как у шара 1, амп-литуда окажется максимальной. Это и есть резонанс.

    Резонанс возникает из-за того, что внешняя сила, действуя в такт со свободными колебаниями тела, все время совершает положительную работу. За счет этой работы энергия колеблющегося тела увеличивается, и амплитуда колебаний возрастает.

    Резкое возрастание амплитуды вынужденных колебаний при ω = ω соб называется резонансом .

    Изменение амплитуды колебаний в зависимости от частоты при одной и той же амплитуде внешней силы, но при различных коэффициентах трения и, изображено на рисунке ниже, где кривой 1 соответствует минималь-ное значение и, кривой 3 — максимальное.

    Из рисунка видно, что о резонансе имеет смысл говорить, если зату-хание свободных колебаний в системе мало. Иначе амплитуда вынужден-ных колебаний при ω = ω 0 мало отличается от амплитуды колебаний при других частотах.

    Явление резонанса в жизни и в технике.

    Явление резонанса может играть как положительную, так и отрицательную роль.

    Известно, например, что тяжелый «язык» большого колокола может раскачать даже ребенок, но при условии, что будет тянуть за веревку в такт со свободными колебаниями «языка».

    На применении резонанса основано действие язычкового частотомера. Этот прибор представляет собой набор укрепленных па общем основании упругих пластин различной длины. Собствен-ная частота каждой пластины известна. При контакте частотомера с колебательной системой , частоту которой нужно определить, с наибольшей амплитудой начинает колебаться та пластина, частота которой совпадает с измеряемой частотой. Заметив, какая пластина вошла в резонанс, мы определим частоту колебаний системы.

    С явлением резонанса можно встретиться и тогда, когда это совершенно нежелательно. Так, на-пример, в 1750 г. близ города Анжера во Франции через цепной мост длиной 102 м шел в ногу отряд солдат. Частота их шагов совпала с частотой свободных колебаний моста. Из-за этого размахи ко-лебаний моста резко увеличились (наступил резонанс), и цепи оборвались. Мост обрушился в реку.

    В 1830 г. по той же причине обрушился подвесной мост около Манчестера в Англии, когда по нему маршировал военный отряд.

    В 1906 г. из-за резонанса разрушился Египетский мост в Петербурге, по которому проходил кавалерийский эскадрон.

    Теперь для предотвращения подобных случаев войсковым частям при переходе через мост приказывают «сбить ногу», идти не строевым, а вольным шагом.

    Если же через мост проезжает поезд, то, чтобы избежать резонанса, он проходит его либо на медленном ходу, либо, наоборот, на максимальной скорости (чтобы частота ударов колес о стыки рельсов не оказалась равной собственной частоте моста).

    Собственной частотой обладает и сам вагон (колеблющийся на своих рессорах). Когда частота ударов его колес на стыках рельсов оказывается ей равной, вагон начинает сильно раскачиваться.

    Явление резонанса встречается не только на суше, но и в море, и даже в воздухе. Так, например, при некоторых частотах гребного вала в резонанс входили целые корабли. А на заре разви-тия авиации некоторые авиационные двигатели вызывали столь сильные резонансные колебания частей самолета, что он разваливался в воздухе.