Рисуем точками в технике пуантилизм. Пуантилизм для детей или нетрадиционная техника рисования ватными палочками на занятиях по изодеятельности в старшей группе. Задачи: — помочь учащимся получить умения и навыки работы в технике пуантилизм; — выполнить «

Оксана Столь

В переводе с французского "пуантилизм" означает «писать точками"

Этот стиль в живописи - пуантилизм появился во Франции во второй половине 19 века. Художники писали картины раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Оптическое смешение красок происходило уже на этапе восприятия картины зрителем.

«Как балерина на пуантах, танцует кисть по полотну… ». Если наблюдать со стороны за процессом создания рисунка, то это напоминает порхание бабочки или танец балерины на пуантах.

Эта техника часто применяется для развития детского творчества. У детей вызывает восторг преобразование изображения, на которое смотрят издалека и с близкого расстояния.

Пуантилизм для развития детского творчества – одна из наиболее удачных методик приобщения ребенка к рисованию. Благодаря использованию техники пуантилизм у детей развиваются память, воображение, мышление, внимание. Рисовать в этой технике не только интересно, но и весело.

Рисуем подснежники в технике «пуантилизм»

Задачи в работе с детьми:

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - «пуантилизмом»;

Обучать созданию композиции «Подснежники» в технике «пуантилизм»;

Развивать воображение, моторику, творческое мышление;

Воспитывать усидчивость в работе, эстетическое восприятие.

Для создания этой работы необходимо:

Раскраски с изображением подснежников;

Акварель;

Баночки;

Ватные палочки;

Поролоновые губки среднего размера.

Цветы рисуем с помощью ватных палочек, а фон и снег - поролоновыми губками.



Работы детей с прошлых занятий

"Черепаха"





"Ящерица"


"Кенгуру"


"Валентинки"

Публикации по теме:

Сегодня хочу представить вашему вниманию работы детей подготовительной группы в технике "пуантилизм". "Пуантилизм" произошёл от слова "puante".

Приветствую всех! Предлагаю Вашему вниманию занятие по рисованию "Ящерки", творческие идеи и работы детей старшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Рисуем море» Программные задачи: Формировать положительный эмоциональный настрой. Способствовать снижению эмоционального напряжения и скованности воспитанников.

Конспект образовательной деятельности по рисованию в технике пуантилизм «Голубая снежинка» Конспект образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию для детей разновозрастной группы 3-5 лет «Голубая снежинка» Образовательная.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике оттиска поролоновым тампоном с младшими дошкольниками «Осеннее дерево» Рисование. «Осеннее дерево» (оттиск поролоновым тампоном) Цель: Обучение умениям ставить отпечатки поролоновым тампоном. Задачи: Обучающие:.

Работая с детьми младшей группы, на занятиях по изодеятельности применяю разные техники рисования- кляксография, тычком, пальчиками, ватными.

Галина Карпова

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность» , фр. point - точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионист Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками) . И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или , например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность, пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками, и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками (зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево) .

Мы с детьми довольно часто рисуем в технике пуантилизм , используя разные изобразительные материалы : просто свои пальчики,

тампончики,

ватные палочки,


простые карандаши с ластиком на конце.

И задачи перед детьми ставятся разные, бывает так, что мы используем эту технику , только чтобы подчеркнуть какие-то отдельные, важные детали в картине,

или весь рисунок в этой технике


Часто работу мы начинаем с карандашного эскиза




Но бывает и так, что сразу рисуем цветом, "держа картинку в уме".

Как вы заметили, на наших работах пока трудно увидеть этот самый оптический эффект, но мы делаем только первые шаги в этой технике и очень стараемся .

Пуантилизм для детей дошкольного возраста

Мы с вами прекрасно знаем, что рука и голова – это единое целое.

Рука – это вышедший наружу мозг человека”

Н. Кант

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Знакомы ли Вы с этими высказываниями? Именно поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.

В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

Давайте поговорим о нетрадиционных техниках рисования. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохим или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Есть такая техника, которая получила название «Пуантилизм».

Слово «Пуантилизм» произошло от французского слова,что означает «точка».

«Пуантилизм» (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point - точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионизм Жорж Сёра. Как очевидно из названия, пуантилизм – это рисование точками (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста. Но, чем же тогда отличается пуантилизм от техники рисования тычком или, например, пальчиковой живописи? Кроме очевидного, на первый взгляд (точечность), пуантилизм основан на строгой научной физико-математической базе, краски на палитре не смешиваются, яркие, контрастные цвета наносятся точками и подразумевается, что смешение красок происходит за счет оптического эффекта прямо на сетчатке глаза. И если зритель смотрит на картину с близкого расстояния, то рисунок совсем не виден, но если глянуть издалека, то сразу видна картина целиком. То есть, рисуя дерево, мы на ствол можем нанести красные, зелёные, жёлтые точки (получаем коричневый цвет, а крону нарисовать жёлтыми и синими точками) зелёный, или взять красный и жёлтый (осеннее дерево)

Особенность техники "пуантилизм"- это отказ от смешения красок на палитре, использование точечных мазков чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии. Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков. Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Для того чтобы провести занятие с использованием данных техник, нам понадобится :

цветная или белая бумага, краски: акварель или гуашь, ватные палочки, можно использовать маркеры (фломастеры).

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить все пространство вокруг фигуры.

В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования. Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы от светлого к темному и наоборот. Обязательно нужно показать ребенку, что выполнять работу можно не только ватными палочками, но и кончиками пальцев, фломастерами (маркерами) или цветными ручками. Выполните несколько работ разными материалами для сравнения или работайте одним, как вам будет удобно!

Детей младшего школьного возраста можно учить рисовать ватными палочками, тем более, что для них пока еще трудно рисовать кистью в технике пуантилизм. А вот ватная палочка удобнее и проще, кроме того, ее не нужно мыть. Однако несмотря на кажущуюся простоту, это тоже большой труд. Во время рисования в технике пуантилизм тренируются координация движений, точность и аккуратность, развивается мелкая моторика рук. С детками постарше можно более подробно рассмотреть работы художников пуантилистов, а сюжеты для рисования выбирать более сложные - пейзажи, натюрморты, рисование домашних питомцев, даже портрет. Очень эффектно смотрятся рисунки, дополненные точками, например, готовые, нарисованные акварелью или гуашью пейзажи, где снег, дождь или части растений, животных и птиц дорисованы уже по высохшему красочному слою при помощи ватных палочек. Кроме того в работе можно использовать не только гуашь и ватные палочки, стоит поэкспериментировать, пуская в ход маркеры с разной толщиной стержня, фломастеры, цветные гелиевые ручки. Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста.

Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены. Но обо всем по порядку.

Нетрадиционное рисование

Для того чтобы вызвать интерес к рисованию у детей, необходимо превратить этот процесс в игру или волшебную сказку. Первое время ребенок с удовольствием потом - карандашами и кисточками. Проходит время, и интерес к рисованию теряется.

Чтобы поддерживать в детях желание творить, можно предложить им нетрадиционные техники рисования. В таких случаях рисовать позволено, чем хочется и как хочется.

Но взрослые всегда направляют ребенка в какое-то русло, поэтому могут ему предлагать те или иные виды рисования. Например, кляксография, основой которой является лист бумаги, сложенный пополам и несколько капель краски. Или рисование свечкой, когда сначала на бумагу наносится невидимый узор, а потом ребенок покрывает лист краской. Контуры узора при этом остаются бесцветными. Или рисование ватными палочками.

Пуантилизм

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма.

Пуантилизм - это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.

Рисование ватными палочками - весьма не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.

Пуантилизм для ребенка

Детьми обычно с радостью приветствуется техника рисования ватными палочками, так как можно одну и ту же картинку создать совершенно разными способами.

  1. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета.
  2. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
  3. Точками увлекательно дополнять уже готовые рисунки и шаблоны. Этот вариант особенно удобен для совсем юных художников: когда мама предлагает нарисовать глазки какому-нибудь животному или людям, а также интересно ватными палочками создавать снег или дождь.
  4. Детям школьного возраста можно предложить создание более сложных работ, например, воспроизвести мозаичную картинку.

Рисование ватными палочками для начинающих

Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой. Для того чтобы заинтересовать малыша, нужно сначала показать ему, как можно провести красивую линию или поставить точку, потом еще одну, а потом другого цвета.

Для проведения первого занятия потребуется следующий инвентарь:

  • краски для рисования, например, пальчиковые или обычная гуашь, если нет страха, что ребенок потянет краску в рот;
  • бумага;
  • шаблоны с черно-белыми рисунками или тематические картинки, на которых требуется что-то дорисовать;
  • большое количество ватных палочек;
  • палитра.

Пластмассовая палитра пригодится для того, чтобы не давать ребенку в распоряжение целую баночку с краской. Очень часто у детей возникает желание использовать такое обилие материала не по назначению. На палитре же удобно развести водой краски нескольких цветов и рядом с каждой положить свою палочку. После того как все готово, можно начинать рисование ватными палочками картинки на какую-нибудь интересную тему.

Лучше заранее продумать тематику предстоящего занятия, подобрать подходящие стишки или загадки. Не стоит пренебрегать в серединке рисования, потому что малыши от 1 до 3 часто отвлекаются. И им необходима постоянная смена деятельности.

Пуантилизм для дошкольников

В работе с дошкольниками стоит уделить внимание и рассказу о самой технике пуантилизм. Необходимо дать минимальную информацию о том, что рисунок создают при помощи отдельных мазков или точек разных цветов.

Желательно подготовить несколько картин, созданных в технике пуантилизм, показать их ребенку, чтобы вызвать более глубокий интерес.

Важно, что при краски нельзя смешивать между собой. При этом расстояние от одной точки до другой может быть большим, а можно, наоборот, располагать точки близко друг к другу.

При желании в дальнейшем необязательно использовать краски для рисования картин в технике пуантилизм, можно ватные палочки заменить маркерами, ручками или фломастерами.

Возрастные нюансы

В каждой технике рисования существуют различные секреты и нюансы. Пуантилизм - не исключение. Есть некоторые моменты, на которые стоит ориентироваться, чтобы получить максимально удовлетворительный результат.

  1. Для малышей на первых занятиях лучше предлагать только один цвет краски. Картинки надо подбирать максимально простые: солнышко, яблочко или снег, дождик.
  2. Детям постарше даются задания сложнее. Увеличивается количество цветов. Это позволит юным художникам проявить воображение.
  3. А старшие ученики могут попробовать себя в роли художников, создавая целые картины в технике пуантилизма.

Пример одного из занятий - «Веточка рябины»

Рисование рябины ватными палочками - это занятие, которое можно проводить как в группах детского сада, так и с детьми дома. Оно направлено на то, чтобы познакомить детей с новым приемом рисования, а также вызвать у них интерес к природе.

На занятии ребенок научится изображать гроздь рябины в технике пуантилизм.

Для занятия понадобится следующее оснащение:

  • гроздь рябины (картинка или настоящая);
  • краска красного цвета (гуашь или пальчиковые краски);
  • шаблоны с изображением веточки;
  • силуэты снегирей.

Ход занятия.


Стилей, техник и методов рисования много, среди них есть весьма интересная, трудоемкая, но, вместе с тем, несложная в некоторых методах – точечная техника рисования. Когда я обсуждаю с участниками своих занятий тему точечного рисования, то большинство понимают, о чем идет речь, но представляют это по-разному.

Тот, кто знает про искусство рисования точками как направление в живописи, которое называется пуантилизм , представляет себе примерно так:

Кто-то вспоминает поп-арт с точками и горошинами.

Некоторые говорят о татуировке в стиле дотворк. А кто-то приводит подобные примеры, не зная как это называется:

Наши представления о том, как выглядит точечная техника рисования, различны. И связано это с разнообразием методов дот арта и их названий.

Давайте сориентируемся в теме.

Разновидности дот арта

Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point - точка), он же пуантель . Это, похоже, самое распространенное название, которое охватывает и графику, и живопись точками. В живописи это рисование мазками круглой или прямоугольной формы. Краски не смешиваются для создания перехода цвета, а именно точками создается иллюзия светотени, объемов. Кстати, пуантилизм – это не только изобразительное искусство, но и техника композиции в музыке. Пуантилизм имеет также эквивалентное название стиля дивизионизм . На первом фото вверху картина яркого представителя пуантилизма - художника Поля Синьяка, жившего в 19 веке.

Дот арт - dot art (где dot – с англ. точка, art – искусство) - это также объемное, но более современное понятие для разных вариантов «точкования». То же самое означает и dots art , где дотс – точки во множественном числе. Такое рисование требует сосредоточения и кропотливой работы, но в простых своих формах часто применяется в зентанге и дудлинге, как элемент орнамента.

Есть интересная тема - «точечный гиперреализм », при рисовании в этой технике достигается эффект фотографии. Как и многие другие виды искусства, этот вид весьма спорный. С развитием фототехники, когда фотоснимок обладает таким высоким качеством, казалось бы, зачем рисовать изображение, создающее иллюзию фотографии? Причем чаще всего художники срисовывают именно с фотографии, а не с реального объекта, как это делали живописцы до кино/фото эры. При всем уважении к кропотливому многочасовому труду таких художников, закономерно возникает вопрос: «А в чем прикол?» Или, иными словами: «А в чем, собственно, искусство?»

Я думаю, что раз такой вид существует, значит это кому-то нужно. Сами художники, вероятно, получают от этого огромное удовольствие, раз занимаются такой колоссально трудоемкой работой, когда можно просто клацнуть по кнопочке фотика)))

Точечная роспись (point-to-point) – это тоже искусство рисования точками, но обратите внимание, что речь идет именно о росписи. В данном случае подразумевается искусство декорирования точками. На английском языке эта техника называется point-to-point, что в переводе дословно «точка к точке». Метод рисования отличается от пуантилизма тем, что точки выстраиваются в линии, образуя орнаменты. Этот метод пришел в современный декор из африканских, полинезийских, австралийских племен.Кстати, сапоги из предыдущей части статьи декорированы именно в этом стиле. Поинт-ту-поинт прекрасная техника для хобби, зенарта, так как доступна людям с разным уровнем рисования и деткам. Она может быть применима как форма медитативного рисования. В зенарте популярностью пользуются роспись камней цветными точками, мандалы и племенной стиль абстрактного точкования.

Если вы сами не рисовали в этом стиле, то уж точно видели множество предметов украшенных разноцветными или однотонными точками: шкатулки, вазы, кувшины, иную посуду, а также чехлы для телефонов, сумки и кошельки, - на просторах рунета чего только не увидишь в этой технике.

Дотворк (dotwork) – название состоит из двух слов dot –точка и work – работа, стало быть, «точечная работа».

Чем дотворк отличается от дотарта? Тем, что дотворк - это стиль в татуировке. Это и техника набивания тату, и стиль. Мне особенно интересны в этом популярном стиле орнаментальные татуировки в виде мандал, геометрических орнаментов и цветов.

Вот мой вариант мандалы с клевером для татушки, который я рисовала тонким маркером.Технически это не лучшее исполнение, но в данном случае моя была задача предложить дизайн, а ответственность за красоту и четкость легла на татуировщика.

Рисование по точкам

Еще как вид дотарта можно рассматривать рисование по точкам. Хотя это не арт, а скорее забава для детей и взрослых, которая развивает мышление и память, помогает детям изучать числа. В этом виде рисунка точки нумеруются, и задача состоит в том, чтобы провести линии по порядку цифр и получить в итоге рисунок.

Вот такие интересные разновидности есть в дот арте. Можно бы приплюсовать к списку дотарта в широком смысле и чеканку. Это, конечно, не искусство рисования точками, но все-таки есть очевидные признаки «точкования».

Мне нравится эта тема, и в дальнейшем я буду еще не раз к ней возвращаться. На практике я использую точки как дополнительный изобразительный элемент, с декоративной целью, и даже применяю в фейс-арте.

Иногда я использую эту технику для работы, и, конечно, развлекаюсь в стиле зендотс.

Как видите, дот арт бывает и сложный, трудоемкий, и легкий расслабляющий, и я обязательно сделаю на эту тему занятия для детей и взрослых в рубрику .