Средневековое искусство китая и японии. Школьная энциклопедия Культура и религия китая в средние века

Как и во всех остальных средневековых державах, в Китае культура также была теснейшим образом связана с религией. Начало средневековья в Китае ознаменовано очень важным явлением, а именно – распространением буддизма, религии, которая оказала грандиозное влияние на развитие всей китайской философии в целом, а также на развитие литературной мысли и искусства. В Китае буддизм был щедро приправлен местными обрядами и культом предков, таким образом, в пантеон святых попали практически все местные мудрецы и герои. Правда, следует отметить, что учение Гаутамы (Будды), все же, больше распространилось среди китайской знати, в то время как среди простолюдинов, по-прежнему, большей популярностью пользовался даосизм, так как именно этому учению, как известно, свойственно презрение к земным богатствам любого рода, и именно даосизм взывал к равенству, если не социальному, то общечеловеческому.

Несмотря на то, что между двумя религиями шла нешуточная борьба за общественное влияние, все-таки ни даосизм, ни буддизм не могли конкурировать с конфуцианством, которое все еще являлось в средневековом китайском обществе основой морали, а также государственного строя и законодательства. Конфуцианство учило людей чести и справедливости, любви к родителям, уважению к людям, учило поклоняться императору. К слову, именно в духе конфуцианства в Китае была разработана система государственных экзаменов, которые необходимо было сдавать чиновникам для получения должностей.

Китайская культура в Средние века достигла небывалых высот. С древности китайцы пользовались иероглифическим видом письма, и, используя иероглифы ежедневно, китайцы возвели эту манеру письма в ранг особого искусства – каллиграфии. Людей с красивым почерком отыскивали по всей стране (прежде всего, их искали среди чиновников). Люди образованные посвящали каллиграфии много времени и сил, оттачивая искусство письма, считая это верным способом для вознесения собственного духа, неким способом медитации особого рода. Средневековое китайское государство способствовало развитию образования. Существенно увеличилось количество начальных и высших школ, а соответственно, в Китае увеличилось и количество грамотных людей. Правда, во времена правления династии Сун, образованные люди вновь стали диковинной редкостью. Это связано с тем, что во времена господства монголов, в Китае образованию светскому, вновь стали предпочитать образование военное. Так что, в принципе, нет ничего удивительного в том, что даже основатель династии Мин, император Чжу Юаньчжан был малограмотен.

В восьмом веке в Китае была открыта Генеральная Академия наук, а попросту – Палата Ученых. Стремительно развивалась математика, астрономия и медицина. Именно в китайской медицине с особой тщательностью изучались лекарственные свойства различных растений, и именно гомеопатия и по сей день является наиболее популярным способом лечения в стране. Обширные знания математики и инженерного дела использовались в строительстве крепостных стен, мостов и сложных оросительных систем. Именно бумаги, пороха, компаса и фарфора. В пятнадцатом веке китайские ученые создали многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине и искусству.

Развитию науки способствовало также книгопечатание. (Задолго до Гуттенберга китайцы уже печатали книги методом ксилографии). «Золотой век» китайской поэзии можно отнести к VIII – XIII вв. Именно в этот период творили великие мастера поэтического слова Ли Бо, Юань Чжень, Ду Фу, Су Ши, а также невероятно талантливая поэтесса Цин – чжао. Произведения китайских поэтов пронизаны лиризмом, тонким чувствованием красоты окружающего мира, и наблюдениями за движениями человеческой души. В четырнадцатом веке в китайской литературе также появляется жанр исторического романа.

На развитие китайской архитектуры и искусства в средние века, значительно повлиял буддизм. Об этом свидетельствуют многоэтажные каменные сооружения, скульптуры и росписи буддийских пещерных храмов. Во времена правления династии Тан, здания приобретают свой привычный силуэт – карнизы каждого этажа изысканно выгнуты и устремлены вверх. В десятом веке в Китае также была создана Академия искусств, в которой художники и учились, и выставляли свои картины. Чаще всего художники рисовали тушью на шелке и тончайших листах бумаги. Любимой темой средневековых китайских творцов был пейзаж, на котором изображались «горы и воды». Картины сохранялись веками, так как обычно их бережно оборачивали в шелк и хранили в специальных шкатулках. Их доставали только для выставок или когда сами владельцы желали полюбоваться их красотой.

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё челове-чество.

Именно китай-цы впервые изобрели книгопечатание. Прав-да, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возмож-ности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобре-тено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погреш-ностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познания-ми в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, ко-гда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу . Развивался и жанр романа.

Пагода шести гармоний. X-XII вв.

Будда. V в. (сверху), и VII в. (снизу)
Птица на ветке

Китайское искусство развивалось в тес-ном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае тради-ции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.

Среди них «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, располо-женного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV в. вырубались новые пеще-ры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более тысячелетия.

В честь буддийских святых сооружались высокие многоярусные башни — пагоды . Тон-кое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китай-ский фарфор, изобретённый в эпоху Тан.

В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в. Материал с сайта

Путники в горах. Ли Чжаодао. VII-VIII вв.

В эпоху Тан главным видом искусства в Китае стала живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивав-шихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Неред-ко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии.

Китайские художники очень любили пейза-жи — картины природы. Каждая картина включала в себя весь мир, прекрасный и гармоничный. Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды », и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужест-венные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным на-чалом. Так в названии пейза-жа воплотились представле-ния китайцев о мире.

Культура средневекового Китая оказала огромное воз-действие на все соседние с Китаем страны: Японию, Корею, Монголию и другие.

На этой странице материал по темам:

  • Культура средневекового китая доклад

  • Доклад для презентации китай средневековья

  • Доклад культура средневекового китая

  • История существования Китая насчитывает более 3600 лет, а рождение государства датируется 16 веком до н.э. За такой значительный временной отрезок Китай развил насыщенную и богатую культуру и традиции, свою собственную религиозную систему взглядов и ценностей, которые чтятся китайским народом по сегодняшний день. Не меньший интерес представляют достижения Китая в науке, искусстве, технике, медицине и культуре. Страницы истории Китая пестрят любопытными фактами, посвященными открытиям, а некоторые из них по-прежнему считаются величайшими достижениями, которые навсегда перевернули человеческое представление о мире и открыли новые возможности.

    Четыре самых значительных открытий Китая – подарок всему миру

    В Средние века в Китае появились на свет до сих пор неизвестные бумага, компас и порох и зародилось книгопечатание. Эти четыре достижения стали переворотным пунктом в развитии государства, а то, что раньше могли себе позволить лишь богатые жители, стало досягаемым для любого человека.

    Авторство технологии изготовления бумаги принадлежит Цай Луню, который был евнухом при императорском дворе времен династии Хань в 105 году н.э. До появления бумаги ее приходилось заменять материалами из бамбука и драгоценного шелка, а также табличками, которые изготавливались из дерева или глины. К 3 веку н.э. бумага получила широкое использование и заменой для более дорогих в создании предшественников.

    Любопытно, что по тогдашней рецептурной технологии бумагу готовили через кипячение целого списка ингредиентов: коры тутового дерева, кусков ткани и пеньки (волокна стеблей конопли). Сваренную массу тщательным образом перетирали, добавляя воду, чтобы она стала напоминать пасту. Смесь черпали деревянным ситом, чтобы дать уйти лишней жидкости, а на его поверхности оставалось лишь ровное и плотное полотно волокон. Завершающим этапом было перемещение волокнистой массы на доски с гладкой поверхностью, которые складывались в стопку и помещались под пресс для просушки и затвердевания.

    Появление бумаги позволило не только подробно сохранить документально свою историю и культурные традиции на века, но и породило новое великое изобретение китайцев.

    Самой древней печатной книгой считается Алмазная сутра, которая была создана в период правления династии Тан (618-907 годы до н.э.).

    Настоящее развитие это дело получило благодаря государственному деятелю Шень Ко, когда тот в 1088 году сделал подробное письменное описание всего печатного процесса при помощи создания письменных символов из обожженной глины и наборных шрифтов.

    Набор текста повлек перемены в переплете листов, который до этих пор традиционно имел форму свитка, а затем превратился в перевязанную стопку отпечатанных листов. В период правления династии Сун (960-1279 годы) создается переплет «бабочка» (сгиб листов по центру), а при династии Юань (1271-1368 годы) появился книжный корешок.

    Порох возник в 10 веке для применения в роли начинки для зажигательных снарядов. Первое оружие из бамбуковой трубки и порохом для поджигания было использовано в боях в 1132 году, а немного позже было разработано бамбуковое ружье с пулями.

    Порох был не просто военным изобретением, но часто использовался в домашних пределах как сильный дезинфектор и средство для борьбы с насекомыми. Это же достижение позволило китайцам изобрести фейерверк, который служил не столько украшением, сколько способом борьбы со злыми духами. Яркие огоньки и грохотание по легенде помогали отпугивать их.

    Самый первый вариант компаса датируется временем правления династии Хань (202 год до н.э. – 220 год н.э.), когда в Китае узнали о свойствах магнитного железняка. Но использовался этот компас отнюдь не для определения севера, а во время гаданий. Стрелка внешне напоминала ложку, которая узким концом показывала на юг. Документально лишь в 1044 году компас стали применять в современном значении. Усовершенствовал его конструкцию Шень Ко, который в своих трудах изложил строение магнитного устройства с иглой и разъяснил его магнитное отклонение от истинного севера.

    Примеры других достижений Китая в разных сферах человеческой деятельности

    Китай подарил миру большое множество открытий и изобретений, которые постепенно успешно перекочевали на запад и вошли не просто в моду временно, но закрепились там навсегда. Вот некоторые из таких запоминающихся примеров.

    Наука и культура

    • Астрономия : к развитию науки привело верование в то, что император является Сыном Неба, а всякое одобрение и наказание исходит с небес. Считается, что через развитие астрономии китайцы пришли к созданию календарного года в 3 веке (сначала из 360 дней, а затем из 365).
    • Палочки для еды : иногда их называют пятым великим достижением Китая, а появились они более 3 тысяч лет тому назад. Считается, что изначально палочками было принято лишь доставать еду из посудины. Палочки не уступают по популярности вилке, ведь приблизительно 30% людей по всему миру используют их в быту.
    • Фэншуй : искусство достижения гармонии (энергия неба и земли) завоевало всемирное расположение благодаря своей практичности и необычности древних китайских традиций и верований, а его основателем считается Конфуций.
    • Кисть : нет ничего удивительного в том, что кисть создали китайцы около 3 тысяч лет тому назад, ведь с помощью этого инструмента они смогли достичь развития искусства каллиграфии и живописи.
    • Зонт : изготавливали первые зонты китайцы из рисовой бумаги, чтобы скрыться от солнечных лучей. В моде были многоярусные расписные зонты, которые указывали на общественное положение человека.

    Военное и боевое искусство

    • Боевое искусство ушу : некогда являя собой магическую культуру, которая соединила в себе духовные практики и легендарную военную подготовку, ушу относится к древнейшему наследию Китая и начало оформляться еще в 11-3 веках до н.э. Развитие религиозных форм позволило обогатить традиции ушу и повлекло появление новых направлений и школ боевых искусств.
    • Арбалет : конструкцию этого оружия китайцы разработали еще в 5 веке до н.э. Оно было самым используемым вплоть до династии Хань, а воины, стрелявшие из них, обязательно проходили обучение, чтобы продемонстрировать в бою столь часто применявшийся прием массового выстрела из арбалетов.

    Медицина и здоровье

    • Гимнастика цигун : оздоровительная техника, которая возникла более 7 тысяч лет тому назад и направлена на «включение» организмом процесса самовосстановления через плавные физические упражнения и дыхательную гимнастику.
    • Акупунктура: метод лечения, который зародился в Китае более 5 тысяч лет тому назад как философская концепция Инь и Ян (баланс энергий). Сеансы акупунктуры направлены на создание баланса в теле, что позволяет предотвратить развитие болезней и поправить здоровье. Действенность этот метода была не единожды доказана ВОЗ.
    • Зубная щетка: появление первой бамбуковой щетки со щетиной вепря в Китае датируется 1498 годом, тогда как в Европу зубные щетки проникли лишь в 17 веке.
    • Диета и лечебное голодание: уже в 4 веке до н.э. при дворе императора существовала должность диетолога. Первую оздоровительную диету создал и записал Чжан Чжундзин (жил в 150-219 годах н.э.). Лечение авитаминоза при помощи диеты китайцы начали еще во времена династии Юань (1271-1368 годы), а их эффективность была подтверждена научно в начале 20 века.

    С началом Средневековья в Китае получает распространение буддизм. В VI в. он становится государственной религией. Именно раннее Средневековье стало периодом утверждения буддизма, который оказан огромное влияние на развитие китайской философии, литературы и искусства Буддизм впитал местные обряды и культ предков: к святым были причислены местные мудрецы и герои.

    Буддизм имел больше всего сторонников среди знати, тогда как у простонародья был распространен даосизм. Это учение хранило идеи равенства и осуждало богат-ство. С VII в. начала создаваться даосская церковная организация. Впоследствии правящая верхушка существенно видоизменила даосизм в свою пользу.

    Пагода Шицзята храма Фогунси в Инсяне. 1056 г.

    Между даосизмом и буддизмом продолжалась борьба за влияние в китайском обществе. Однако обе религии не могли соревноваться с конфуцианством — основой морали, образования, государственного строя, зако-нодательства. Конфуцианство учило поклоняться императору, бить справедливым и честным, любить родителей, с уважением относиться к людям, особенно уважать старших и заботиться о младших. Именно в духе конфуцианства была разработана система обяза-тельных государственных экзаменов, которые сдавали чиновники для получения должности.

    Сосуществование нескольких религий было характер-ной чертой китайского общества в раннем Средневековье. 13 XI-XTI вв. в конфуцианство начали вводить элементы даосизма и буддизма. Именно это видоизмененное конфуцианство стало новой мощной политической и культурной силой в Китае. И хотя новое, конфуцианство не вытеснило ни даосизма, ни буддизма, в конце XIV в. оно заняло господствующее положение в стране.

    Китайская культура эпохи Средневековья достигла небывалых высот. С глубокой древности китайцы вла-дели иероглифическим письмом. Это пробудило к жизни особый вид искусства — каллиграфию. Людей, наделённых талантом красиво писать, искали специ-ально, особенно среди чиновников. Образованные люди отдавали искусству каллиграфии много вре-мени и сил, потому что видели в нем способ духовного совершенствования.

    Государство содействовало развитию образования. Благодаря увеличению количества начальных и высших школ в Китае появились много грамотных и знающих людей. Правда, при династии Сун образованные люди стали редкостью. В период господства монголов обра-зованию собственно китайцев не уделялось внимания. Поэтому и не удивительно, что основатель династии Мин император Чжу Юаньчжан был малограмотным.

    Большие сдвиги произошли в науке. В VIII в. в Китае открылась Генеральная Академия наук (Палата учёных). Особенно развивались математика, астрономия, приро-доведение. Появились также труды по разным разделам медицины. Китайская медицина славилась исследова-нием лекарственных свойств растений. Инженерные и математические знания использовали для строитель-ства городов, крепостных стен, сложных оросительных систем. Именно китайцы изобрели бумагу, фарфор, ком-пас и порох. Эти открытия имели колоссальное значение для всего человечества.

    В XV в. китайские ученые создали многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине, искус-ству и т. п. Распространение научных знаний ускорилось с изобретением книгопечатания. Именно китайцы в VII в. изобрели его самую про-стую форму ксилографию. На деревянных досках вырезали иероглифы, на них наносили краску, а затем текст перепечатывали на бумагу. Китай славился своими большими библиотеками. В начале VIII в. в стране стала выходить официальная правительственная газета «Столичный вестник», которая просуществовала до XX в. При династии Сун были впервые выпущены бумажные деньги ассигнации.

    Высокого развития достигла китайская поэзия. Её «золотая эпоха» приходится на VIII -ХIII вв. В этот период творили такие выдающиеся мастера поэтического слова, как Ли Бо, Ду Фу, Юань Чжень, Су Ши, талантливая поэтесса Цин-чжао и др. Их произведения были глубоко лирическими, воспевали красоту природы. Авторы проникались судьбой своей родины и страданием простого народа. В XIV в. родился жанр исторического романа («Три царствования», «Речные заводи»). Его основу, как правило, составляли трагические события жизни китайского парода. Материал с сайта

    Развивается китайская архитектура и изобразительное искусство под влиянием буддизма. Об этом, в частности, свидетельствуют многоэтажные каменные соору-жения пагоды, скульптурные произведения и росписи буддийских пещерных храмов. Свой привычный силуэт пагода приобретает в период правления дина-стии Тан, когда карнизы на каждом этаже становятся изысканно выгнутыми. Уникальным является храм «Пещеры тысячи Будд». В нём насчитывалось почти 500 пещер, он был украшен художественной росписью длиной почти 25 км.

    В целом китайские здания дворцы, храмы, жилища зажиточных горожан или знати, городские ворота, башни, мосты имели легкие, утончённые формы. Они сооружались как из камня или мрамора, так и из дерева или даже металла. Крыши зданий имели загнутые кверху углы. Сверху императорские дворцы или дома знати часто укрывались специальными золотыми листами. В Пекине в XIV-XV вв. был построен огромный комплекс императорских дворцов, окруженный рвом и обне-сенный стеной, Пурпурный город.

    В X в. была основана Академия искусств, где художники учились и выстав-ляли свои картины. Китайские художники рисовали тушью на шелковой ткани или на тонкой бумаге. Любимая тема — пейзаж, который называли «горы и воды». Картины сохранялись веками благодаря тому, что их не вывешивали на стены. Полотно скручивали, аккуратно заворачивали в шелк и складывали в специальные шкатулки. Картины вынимали и разворачивали только для того, чтобы гости могли оценить их красоту, или тогда, когда сами хозяева хотели полюбоваться ими.

    Следовательно, китайские изобретения, богатая и уникальная культура стали достоянием мировой цивилизации.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • религия средневекового китая
    • религиозная жизнь китая в конце 18 столетия

    Многовековые традиции великой китайской культуры в бурную эпоху Средневековья не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Большое влияние на весь строй жизни оказал буддизм, пришедший в Китай из Индии в 1 в. н.э. и приобретший здесь особую национальную окраску. Эпоха Классического Средневековья была временем высочайшего взлета китайской культуры - «золотым веком» литературы и живописи. В годы господства монгольской династии, когда Китай стал частью обширной империи завоевателей, особенно интенсивно развивались культурные связи, рушилась многовековая замкнутость китайского народа. Культура Зрелого Средневековья подошла к пределу развития своих многовековых традиций, претерпев неизбежные при этом превращения и обратив свой лик вспять, к истокам народной жизни, глубинам национального сознания.

    18.1. Эпоха Раннего Средневековья

    Общая характеристика периода

    Эпоха политической раздробленности, открывающая историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны. Вслед за империей Хань, сметенной народным восстанием «желтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220 - 280): образовались три самостоятельных государства - Вэй, Шу и У. Это было время войн, эпидемий, голода, крестьянских волнений. Противоборство трех царств завершилось победой правопреемницы Вэй - империи Цзинь (280-316). И хотя формально страна в эти годы была объединена, однако распри и перевороты продолжались. Разложение имперского порядка сделало Китай легкой добычей кочевых племен, хлынувших в северные и западные районы государства. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части, продолжавшееся с 316 по 589 гг. и вошедшее в историю под названием периода Северных и Южных династий. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III-VI вв.

    Религия

    Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие новые явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники, чаще всего из простолюдинов, притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений. Движение «небесных наставников», зародившееся в Северном Китае, с IV в. стало интенсивно проникать на юг страны вместе с беженцами. К концу столетия народный даосизм уже имел все признаки организованной религии. Оставаясь элитарным учением, он вместе с тем обеспечивал широким слоям общества доступ к самым разнообразным видам шаманских услуг в повседневном быту. Популярными в этой среде были идеи близкого конца света.

    Дао, объединяющее в себе три «даоские драгоценности»: энергию – ци, семя – цзини, дух - шэнь

    Датой прихода буддизма в Китай считается 65 г. н. э., когда близ города Лояна был возведен знаменитый монастырь Баймасы (Белой лошади). По преданию, именно на лошади белой масти в Китай из Индии были доставлены первые буддийские сочинения - сутры (букв. - нить, жанр произведений, состоящий из афоризмов). Падение династии Хань в 220 г. ослабило позиции той части знати, которая ратовала за традиционное конфуцианство, что благоприятно сказалось на распространении в Китае буддизма. Правящие династии, часто сменявшие друг друга, видели в буддизме свою опору. Так, в одном только V в. было основано 17 тысяч культовых мест. Признанными центрами буддизма стали города Лоян, Чаньань и Нанкин.

    Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы (1-я пол. VШ в. н.э., кит. Дамо ).

    Со временем буддизм нашел некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже и с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

    Таким образом, первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм даосизма. К VI в. буддизм стал в Китае господствующим идеологическим течением и приобрел статус государственной религии. Буддийские монастыри превращались в крупных земельных собственников. В комплексе с конфуцианством и даосизмом буддизм составил синкретическое единство «трех религий», в котором каждое учение как бы дополняло два других.

    В течение довольно короткого периода времени, во второй половине VI в., сформировались основные школы собственно китайского буддизма, оказавшие влияние на буддийские традиции всего Дальнего Востока. Среди них наибольшее распространение получили школы чанъ-цзун, проповедовавшие взгляд на мир как совершенное целое и утверждавшие возможность спасения всех живых существ в этой жизни. По сей день большим влиянием пользуется оформившаяся в конце VI в. школа «Чистой Земли», обещающая спасение верой в будду Амитабху. Это учение, доступное пониманию широких масс и обещавшее человеку лучшую посмертную участь, не требовавшее знания сутр и исполнения сложных религиозных обрядов, призывало к «думанию о Будде», утверждало, что одно лишь произнесение с верой имени Амитабхи способно даровать человеку перерождение в блаженном царстве.

    В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Именно ее приверженцы отказались от изучения сутр и всякого ритуала. В отличие от других школ чаньские учителя высоко ценили физический труд, особенно в коллективе. Медитацию они также трактовали по-новому - как спонтанное самораскрытие истинной природы человека в ходе его существования. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.