Технический вопрос: Как Айвазовский писал картины и как их правильно смотреть. Кто такой Айвазовский – биография: кратко о жизни и творчестве Что написал айвазовский

Иван Константинович Айвазовский - всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

Биография Ивана Айвазовского

Родился Иван 29 июля 1817 года в Феодосии. Первые годы биографии Айвазовского прошли в бедности в результате разорения отца. Но все, же ему удалось поступить в гимназию Симферополя. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Петербурга, в которой он учился у признанных мастеров. После окончания Академии много путешествовал по Европе. В 1847 году в своей биографии Иван Айвазовский стал профессором художественной Академии Петербурга.

Наиболее успешен Айвазовский был в морских пейзажах. А с 1844 года он даже был художником морского штаба. Также в биографии Ивана Константиновича Айвазовского была открыта собственная школа искусств. Среди известнейших его картин – «Девятый вал», «Черное море». Однако Айвазовский писал полотна не только на морскую тематику. Среди других его серий картин: кавказские, украинские пейзажи, армянская история, Крымская война. За свою биографию Иван Айвазовский создал около шести тысяч работ.

Девятый вал Черное море

Кроме того в биографии художника Айвазовского всегда находилось время для общественно полезных мероприятий. Так Иван Константинович активно помогал развитию родного города – Феодосии. Построил там музей древности, основал картинную галерею, способствовал прокладке железнодорожного пути в Джанкой.

Коллеги-художники об Айвазовском

Иван Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще». Великий английский пейзажист Уильям Тернер посвящает ему стихотворение и называет гением.

Творчество Айвазовского

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств.

В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.

В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899).

Иван Айвазовский начал рисовать с ранних лет. В роли полотна при этом выступали заборы, дома, альбомы и даже песок. Один раз рисунки в городе увидел местный губернатор, который был настолько поражён талантом мальчика, что потребовал у подчинённых разыскать его, чтоб познакомиться. Некоторое время спустя будущий всемирно известный художник поступил в Петербуржскую академию художеств именно при помощи этого человека.

Художник никогда в жизни не был вольным творцом. Занимая должность художника в Главном морском штабе, он постоянно направлялся в места сражений для оперативного изображения боевых действий, ведь запечатлеть их в те времена могли исключительно живописцы. При этом, множество картин были написаны из рассказов очевидцев.

Иван Константинович был очень работоспособным человеком, свидетельством чего являются более 6000 написанных картин.

Айвазовский считал, что умение писать по памяти отличает настоящего художника от ненастоящего:

«Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры».

Окна мастерской Айвазовского смотрели в сторону двора, поэтому моря с них не было видно. Он писал свои марины по памяти, исключительно точно передавая различные состояния моря.

Айвазовский часто приезжал к брату на остров св. Лазаря. Там он останавливался исключительно в комнате Джорджа Байрона.

Самой дорогой среди всех картин Айвазовского стал «Вид Константинополя и Босфора», купленный в 2012 году на британском аукционе Sotheby’s за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.

Пребывая в Италии, живописец создал картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела такой фурор, что в последствие была приобретена Римским Понтификом, наградившим его золотой медалью.

Библиография и фильмография

Библиография

  • Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1989.
  • Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965.
  • Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987.
  • Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986.
  • Айвазовский. Документы и материалы. - Ереван, 1967.
  • Барсамов Н. С. И. К. Айвазовский. 1817-1900. - М., 1962.
  • Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. - М., 1970.
  • Саргсян М. Жизнь великого мариниста. - Ереван, 1990 (на арм. яз.).
  • Чурак Г. И. Айвазовский. - М., 2000.
  • Хачатрян Ш. Айвазовский известный и неизвестный. - Самара, 2000.
  • Un peintre russe sur la Riviera: Aivazovsky par Guillaume ARAL et Alex BENVENUTO, Lou Sourgentin N°192, Nice, juin 2010 (фр.)

Цитата Конецкого В.В.

…С тех пор я знаю, что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…

- Конецкий В.В. Солёный лёд. В шторм и штиль // Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). - СПб. : Международный фонд «300 лет Кронштадту - возрождение святынь», 2001-2003. - Т. 2. - 471 с.

Фильмография

  • 1983 год. «Айвазовский и Армения» (документальный фильм);
  • В 2000 году Русский музей и студия «Квадрат фильм» создали фильм «Иван Айвазовский».
  • Также есть сюжет о художнике в проекте «Российская Империя»

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org , .

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Выдающийся российский художник Иван (Ованес) Константинович Айвазовский (Айвазян) родился 17 (29) июля 1817 года в крымском городе Феодосии в небогатой армянской семье. Он прожил долгую жизнь, побывал во многих странах, участвовал в различных экспедициях на суше и на море, но каждый раз неизменно возвращался в родной город. Живописец скончался 19 апреля (2мая) 1900 года и там же, в Феодосии, был похоронен.

Вконтакте

Одноклассники

Происхождение

Отцом художника был купец Геворк (Константин) Айвазян . Он приехал в Феодосию из Галиции, куда в свое время переселился из Западной Армении, и писал свою фамилию на польский манер — Гайвазовский. Здесь отец женился на местной армянке Рипсиме. Семейная легенда гласит, что среди армянских предков художника по отцовской линии были и турки, но документального подтверждения этому нет. Кроме Ивана, в семье было еще четверо детей, две дочери и два сына. Брат Ивана — Саркис (в монашестве — Габриэл) стал известным историком и архиепископом Армянской Апостольской Церкви.

В 1812 году в городе разразилась эпидемия чумы. Торговые дела отца сильно пошатнулись, он разорился. К моменту рождения Ивана от былого процветания семьи мало что осталось.

Детство и юность

Художественные способности Айвазовского проявились уже в раннем детстве . К счастью, это не осталось незамеченным. В городе нашлись люди, обратившие внимание на талантливого мальчика и принявшие участие в его судьбе. Живший в Феодосии архитектор Я. Х. Кох дал ему начальные уроки рисования и рекомендовал его местному градоначальнику А. И. Казначееву, поддержка которого позволила будущему художнику сначала окончить симферопольскую гимназию, а затем поступить на учебу за казенный счет в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

28 августа 1933 года Айвазовский приехал в Санкт-Петербург и приступил к занятиям в Академии. Его учителями были пейзажист М. Воробьев, маринист Ф. Таннер, баталист А. Зауервейд. Успех сопутствовал молодому художнику, даже несмотря на конфликт с Ф. Таннером. В 1933 году он был удостоен серебряной медали за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга», а также «Этюд воздуха над морем». В сентябре 1837 года последовал новый успех — Большая золотая медаль за картину «Штиль».

Весной 1838 года Иван Константинович был направлен Академией в Крым и провел там два лета. В это время художник не только писал пейзажи на морскую тему, но и был свидетелем боевых действий. Картина «Десант отряда в долине Субаши» зарекомендовала его как способного художника-баталиста и впоследствии была куплена императором Николаем I. Осенью 1839 года Айвазовский успешно закончил обучение в Академии художеств и получил право на поездку за границу, где провел четыре года (с 1840 по 1844 годы). Кроме Италии, откуда он начал свой путь, художник побывал в Голландии, Швейцарии, Англии, Франции, Испании, Португалии и все это время много и напряженно работал.

За это время творчество Айвазовского получило признание не только в России. Его картины были отмечены Золотой медалью Парижской академии художеств. Папа Григорий XVI не только приобрел его картину «Хаос», но и наградил художника специальной наградой. Это был период быстрого и успешного профессионального становления молодого живописца. Он многому научился в Европе, приобрел там бесценный опыт, его талант и успехи были достойно оценены.

Когда.в 1844 году, в возрасте 27 лет, Иван Константинович Айвазовский вернулся в Россию, он был уже признанным мастером и получил звание живописца Главного морского штаба России . К этому времени он выработал собственную оригинальную творческую манеру. Сохранились воспоминания о том, как Айвазовский писал картины. Всю жизнь художник много путешествовал, впечатления от увиденного рождали темы для новых произведений. На открытом воздухе он работал недолго, делая лишь основные наброски. Большую часть времени Айвазовский проводил в мастерской, где заканчивал картину, давая при этом волю импровизации.

Карьера Живописца

В 1847 году Иван Константинович стал членом Императорской Академии художеств. К этому времени его творческий почерк уже определился. Конечно, в первую очередь он был известен как художник-маринист, но много писал и на другие темы. Морской пейзаж, батальные сцены, пейзажи крымских и других прибрежных городов, а также портреты, хотя их и немного — творческое наследие художника поистине многогранно. Однако, очевидно, что в большинстве его самых известных произведений определяющей является морская тема.

После возвращения в Россию Айвазовский отказывается от заманчивых предложений работы в столице и уезжает в Феодосию. Он строит дом на городской набережной. Это его дом — отныне и навсегда. Художник часто бывает по делам в Санкт-Петербурге, зимой выставляет там свои работы. Много путешествует по Европе, участвует в экспедициях. Начинается самый плодотворный творческий период в жизни Ивана Константиновича. Его работы имеют успех, картины хорошо продаются, карьера стремительно развивается.

Айвазовский становится состоятельным человеком . Кроме дома в Феодосии, он приобретает имение в расположенной неподалеку деревне Шейх-Мамай и дом в Судаке, рядом с дачей армянского композитора А. Спендиарова. Пришедшее богатство дало возможность свободно распоряжаться сравнительно большими средствами, но не изменило характера Ивана Константиновича и не повлияло на его активную общественную позицию.

Семья

В 1948 году Иван Константинович женится на Юлии Яковлевне Гревс, дочери английского врача, находящегося на русской службе. От этого брака родилось четверо детей — Елена, Мария, Александра и Жанна. Однако, брак был недолгим. Прожив вместе 12 лет, супруги расстались. Интересно, что некоторые внуки Айвазовского тоже стали художниками.

В 1882 году художник женится вторично. Его женой стала Анна Никитична Саркисова-Бурназян. Анна Никитична по национальности была армянкой, моложе мужа на 40 лет и очень красивой женщиной. Об этом лучше всяких слов говорят написанные Айвазовским ее портреты.

Признание

Вскоре приходит общественное признание, а затем и государственные награды и отличия. Он был членом Академий художеств нескольких государств, награжден российскими и иностранными орденами, получил чин действительного тайного советника, что соответствовало адмиральскому званию на флоте, а в 1964 году стал потомственным дворянином. Талант и трудолюбие художника получили достойную оценку современников.

За долгую жизнь в биографии Айвазовского интересных фактов накопилось немало . Он был обладателем многих наград и относился к ним с уважением. Однако, после массового убийства армян в Турции в 1894 — 1896 годах демонстративно выбросил в море все свои турецкие ордена. Неуемная тяга к путешествиям привела к тому, что художник едва не утонул в Бискайском заливе. Во время Крымской войны только резкий приказ адмирала Корнилова заставил живописца покинуть осажденный Севастополь. Все эти факты подчеркивают цельный характер Айвазовского, который был не только знаменитым художником, но и всегда имел гражданскую позицию.

Всего Айвазовский написал за жизнь более 6000 произведений — случай уникальный в истории живописи. Его творческое наследие огромно, все известные произведения перечислить просто невозможно. Вот только небольшой перечень самых известных работ художника:

Бывали случаи, когда на одну и ту же тему он писал несколько картин. Эта сторона его творчества иногда вызывала недовольство критиков. По этому поводу Иван Константинович говорил, что таким образом он исправляет замеченные ошибки и совершенствует свои произведения.

Картины художника находятся во многих музеях мира , а также принадлежат частным лицам. Самая большая коллекция находится в Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского. Крупнейшие собрания его работ хранятся и в других картинных галереях России:

  • в Государственном Русском музее
  • в Третьяковской галерее
  • в Центральном военно-морском музее
  • в Музее-заповеднике Петергоф

Значительная коллекция находится также в Национальной картинной галерее Армении.

Много путешествуя по миру, часто бывая в Санкт-Петербурге, Айвазовский был хорошо знаком со многими известными российскими деятелями культуры. К. Брюллов, М. Глинка , А. Пушкин — один только этот перечень в достаточной мере характеризует личность художника. С уважением относились к нему также и такие выдающиеся представители военно-морской элиты, как знаменитые адмиралы Ф. Литке, В. Корнилов, М. Лазарев.

Биография художника была бы неполной без упоминания о его благотворительной деятельности . В обычной жизни это был очень доброжелательный и отзывчивый человек, искренне заботившийся о процветании Феодосии. Иван Константинович многое делал для города и его жителей. Он не только вкладывал свои личные средства в различные городские проекты, но часто и являлся их инициатором. Его влияние на культурную жизнь Феодосии было огромно.

При активном участии Айвазовского и во многом на его средства в городе были созданы картинная галерея, концертный зал, библиотека, открыта школа искусств. Художник много занимался археологией, руководил раскопками курганов, полностью на свои средства и по своему проекту построил здание, в котором расположился Феодосийский музей древностей. Созданную им в своем доме картинную галерею со всеми находящимися там экспонатами Иван Константинович завещал родному городу.

Память

Горожане относились к знаменитому земляку с уважением и любовью. Айвазовский был первым, кто стал почетным гражданином Феодосии. В его честь в городе установлены несколько памятников . Кроме того, памятники выдающемуся художнику установлены и в других городах:

  • в Симферополе
  • в Кронштадте
  • в Ереване

Среди знаменитых художников-маринистов всех времен и народов сложно найти того, кому бы удалось точнее, чем Айвазовскому, передать величественную силу и притягательное очарование моря. Этот величайший живописец ХIХ века оставил нам уникальное наследие полотен, способных привить любовь к Крыму и страсть к путешествиям любому, кто даже не бывал на морских берегах. Во многом, секрет таит биография Айвазовского, он родился и вырос в среде, нераздельно связанной с морем.

Юность в биографии Айвазовского

Описывая биографию Ивана Константиновича Айвазовского, нужно сначала отметить, что родился он в Феодосии, 17 июля 1817 г. в купеческой семье армянского происхождения.

Отец – Геворк (в русском варианте Константин) Айвазян; И. К.
Айвазовский. Портрет отца
Мать – Рипсиме Айвазян. И. К. Айвазовский. Портрет матери Айвазовский изобразил себя мальчиком, рисующим родной город. 1825 год.

При рождении мальчика назвали Ованес (это армянская словоформа мужского имени Иоанн), а видоизмененная фамилия будущему знаменитому художнику досталась благодаря отцу, который переселившись в юности из Галиции в Молдавию, а затем – в Феодосию, записал её на польский манер «Гайвазовский».

Дом, в котором прошло детство Айвазовского, стоял на окраине города, на небольшой возвышенности, откуда открывался отличный вид на Чёрное море, крымские степи и расположившиеся на них древние курганы. С ранних лет мальчику посчастливилось видеть море в разных его характерах (добрым и грозным), наблюдать за рыбацкими фелюгами и большими кораблями. Окружающая обстановка будила воображение, и совсем скоро у мальчика открылись художественные способности. Местный архитектор Кох подарил ему первые карандаши, краски, дал бумагу и несколько первых уроков. Эта встреча стала переломной в биографии Ивана Айвазовского.

Начало биографии Айвазовского как легендарного художника

С 1830 г. Айвазовский учится в симферопольской гимназии, а в конце августа 1833 г. отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в престижнейшую на то время Императорскую Академию художеств, и до 1839 г. успешно обучается направлению пейзажа в классе Максима Воробьёва.

Самая первая в биографии Айвазовского, художника, выставка, принесшая славу молодому на то время дарованию, состоялась в 1835 году. На ней были представлены две работы, и одна – «Этюд воздуха над морем» — была отмечена серебряной медалью.

Дальше живописец все больше посвящает себя новым работам, и уже в 1837 г. знаменитое полотно «Штиль» принесло Айвазовскому Большую золотую медаль. В ближайшие годы его биографии картины красуются в Академии художеств.

Айвазовский: биография в рассвете творчества

С 1840 г. молодого художника командируют в Италию, это один из особых периодов в биографии и творчестве Айвазовского: он несколько лет совершенствует мастерство, изучает мировое искусство, активно выставляет свои работы на местных и европейских выставках. После получения золотой медали от Парижского Совета Академий возвращается на Родину, где, получил звание «академик» и направление в Главный морской штаб с заданием написать несколько картин с разными балтийскими видами. Участие в батальных операциях помогло уже ставшему известным художником, написать один из самых знаменитых шедевров – « » в 1848 г.

Спустя два года появилось полотно « » – самое яркое событие, которое невозможно пропустить, даже описывая самую краткую биографию Айвазовского.

Пятидесятые и семидесятые годы ХIХ века стали самыми яркими и плодотворными в карьере живописца, достаточно обширно этот период биографии Айвазовского описывает Википедия. Кроме того, за свою жизнь Иван Константинович успел прослыть как меценат, занимающийся благотворительностью, и внёс огромный вклад в развитие родного города.

При первой же возможности он возвращается в Феодосию, где построил особняк в стиле итальянского палаццо и выставлял на суд зрителей свои полотна.

Айвазовский Феодосия

Иван Константинович на заре своей творческой жизни пренебрег возможностью быть приближенным ко двору царя. На парижской всемирной выставке его работы были отмечены золотой медалью, в Голландии − присвоили звание академика. Это не осталось незамеченным в России − двадцатилетнего Айвазовского назначили художником Главного морского штаба, и он получил правительственный заказ − написать панорамы прибалтийских крепостей.

Лестный заказ Айвазовский выполнил, но после этого попрощался с Петербургом и вернулся в Феодосию. Все чиновники и столичный живописцы решили, что он чудак. Но Иван Константинович не собирался менять свою свободу на мундир и карусель петербургских балов. Ему нужны море, солнечный пляж, улицы, ему нужен был морской воздух для творчества.

Одной из достопримечательностей города является фонтан Айвазовского в Феодосии в Кировском районе, к которому проведен водопровод. Фонтан был построен на деньги художника и по его проекту, а после подарен жителям.

Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника.

Феодосию любил художник неистово. И горожане отвечали ему добрыми чувствами: они звали Ивана Константиновича «отцом города». Говорят, живописец любил дарить рисунки: картины Айвазовского в Феодосии у многих жителей неожиданно оказывались в домах в качестве драгоценных подарков.

Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом.

Он открыл в родном городе картинную галерею, библиотеку, рисовальную школу. А еще стал крестным отцом половины младенцев Феодосии, причем каждому выделял частицу из своих солидных доходов.

В жизни Ивана Константиновича было много противоречий, которые не усложняли его жизнь, а делали ее оригинальной. Он был турком по происхождению, армянином по воспитанию, а стал русским художником. Он общался с Берилловым и его братией, но сам никогда не ездил на их вечеринки и не понимал богемный образ жизни. Любил дарить свои работы, а в обыденной жизни слыл прагматичным человеком.

Музей древностей, построенный Иваном Константиновичем Айвазовским

Музей Айвазовского в Феодосии

Галерея Айвазовского в Феодосии является одним из древнейших музеев в стране. Расположена в доме, в котором выдающийся маринист жил и работал. Здание спроектировано лично Иваном Константиновичем и построено в 1845 г. Тридцать пять лет спустя, Айвазовский создал большой зал, пристроенный к нему. Эта комната предназначена для показа его полотен, прежде чем картины отправлялись на выставки в другие города и за рубеж. 1880 считается годом официального основания музея. Феодосия галерея Айвазовского адрес: ул. Голерейная, д. 2.

Время войны здание было разрушено - от попадания корабельного снаряда.

Во времена художника место было знаменито далеко за границей и являлось уникальным культурным центром в городе. После смерти живописца, галерея продолжала работать. По воле художника, она стала собственностью города, но местные власти мало заботились о ней. 1921 год можно по праву считать вторым рождением галереи.

В 19-м веке, картинная галерея Айвазовского в Феодосии выделялась среди других архитектурных сооружений местности. Музей стоит на самом берегу моря и напоминает итальянскую виллу. Это впечатление еще сильнее, когда становится заметна темно-красная краска на стенах, скульптуры древних богов в бухтах, а также пилястры из серого мрамора, идущие вокруг фасада. Такие особенности здания необычны для Крыма.

Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей

При проектировании дома, художник продумана цель каждой комнаты. Именно поэтому комнаты приема не примыкают к жилой секции дома, в то время как комната художника и студия были соединены с выставочным залом. Возвышенные потолки, паркетные полы на втором этаже и бухты Феодосии, виднеющиеся из окон, создают атмосферу романтизма.

Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю галерею городу Феодосии, моему родному городу.

Центром Феодосии в картинной галереи являются 49 полотен, оставленные живописцем городу. В 1922 г, когда музей открыл двери для советских людей, в коллекции были только эти 49 холстов. В 1923 году галерея получила 523 картины из коллекции внука художника. Позже прибыли работы Л. Лагорио и А. Фесслер.

Скончался легендарный живописец 19 апреля (по старому стилю) 1900 г. Был похоронен в Феодосии, во дворе средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Саркиса).

Замечательный художник маринист Иван Константинович Айвазовский, как известно родился Феодосии в армянской семье у Константина и Рипсиме Айвазовских 29 июля 1817 г, если по армянски более точно фамилия звучит, как, Айвазян, хотя в быту и в доккументах фамилия отца могла звучать, Гайвазовский.

С самого раннего детства у молодого Айвазовского были выявлены наклонности к искусству, как самоучка он научился играть на скрипке и конечно очень тяготел к рисованию. На способности молодого дарования внимание обратил тамошний архитектор Кох Я.Х., который просвятил мальчика некоторым азам рисования и живописи.

Талант рисовать был замечен тогдашним губернатором Тавриды Казначеевым А. И., который позаботился о зачислении юного дарования в 1831 г. в Таврическую гимназию,

Успехи в рисовании айвазовского раскрывались все более и более, слухи о молодом таланте дошли до градоначальника Феодосии, который помог устроить юношу оканчивающего уездную школу в более авторитетное заведение в гимназию в городе Симферополе. Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя рисования немецкого художника И.Л. и Гросса оценившего молодой талант в Айвазовском, направляет его в Петербург в академию художеств и там молодого художника зачисляют на учебу в 1833 г. , где его творчество было оценено художником К. П. Брюлловым, очень лестно отзывался о художнике писатель А. С. Пушкин.

В академии Айвазовский упорно развивает свое мастерство и 1835 году была закончена работа с картиной Вид на взморье в около Санкт Петербурга и воздуха над морем , за эти первые произведения художнику была присвоена серебряная медаль Для дальнейшего развития молодого мариниста направляют к известному французскому художнику Ф. Таннеру.

Закончив академию с большой золотой медалью, получил право поездки в родной Крым, где плодотворно работает, пишет этюды Феодосии, Ялты, Севастополя, Гурзуфа. Для продолжения совершенствования своего творчества, Айвазовский вместе с другими художниками академии, в 1840 г. едет в Италию Рим, посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь. Знакомится с мировым европейским искусством в различных музеях Европы и плодотворно трудится.

Спустя некоторое время Айвазовский становится очень знаменитым художником маринистом в Европе. Ему присвоено звание академика Римской, Амстердамской и Парижской академии художеств. Вернувшись на родину в 1844 году признанным мастером в 27 лет отроду, ему и в России присваивается звание академика.

Характер Таннера был не простой, строгий, обучая Айвазовского некоторым секретам мастерства, он запрещал ему всякое вольнодумство в создании работ не по теме, тем не менее Айвазовского тянуло к тематике своих картин и в тайне от строгого учителя создает 5 работ в 1837 г. и смело выставляет их в академии художеств, которые получили положительные отзывы.

На непослушание художник Филипп Таннер обращается к царю Николаю 1 с жалобой на своего ученика, соответственно царь уважая Таннера приказывает картины Айвазовского снять с выставки а художника наказать. Этот момент был конечно не приятен для молодого мариниста, прошло долгих шесть месяцев после этого каверзного случая, когда несколько все забылось его наконец простили за его прошлое не академическое поведение и направили в кафедру батальной живописи для занятий более близкому для Айвазовского, это морская живопись с военной тематикой под руководством профессора А. И. Зауэрвейда.

В данном классе художник раскрывает себя с еще большим успехом к 1837 году он заканчивает свой морской пейзаж под названием Штиль, картина получает много отзывов, смотря на это в академии Ивану Айвазовскому вручают Большую золотую медаль, это была мечта всех студентов академии. Дополнительно к медали он заслужил право посетить свой родной Крым и поездка в Европу.

В Крыму Айвазовский продолжает заниматься творчеством, пишет ряд своих любимых морских пейзажей, его приглашают к участию в военных действиях, где художник наблюдает высадку морского десанта на реке Шахе в Черкессии и создает наброски для будущей картины Десант отряда в долине Субаши, впоследствии выкупленную царем. В 1839 году Айвазовский заканчивает обучение в художественной академии и получает звание дворянина.

В обширной биографии художника очень много связано с Турцией, где редкий талант Айвазовского был очень высоко оценен.

В 1845 году Айвазовский посещает Турцию в составе географической экспедиции возглавлявшей Литке Ф. П. Художник посетил Стамбул, который впечатлил художника своей необычной красотой. Этот город художник еще раз посещал в 1856 году, его принимают, как дорого гостя сам султан Абдул-Меджид 1-й, который был поклонником таланта художника имевший в своей картинной галерее работу Ивана Константиновича. Воодушевленный приемом султан наградил художника почетным орденом Нишан Али.

В своем творческом пути Айвазовским создано множество картин с турецкой тематикой, по его работам учились турецкие художники, авторитет художника в Турции был огромен, одна из работ досталась в подарок от друзей султану Абдул-Азизу, под огромным впечатление от картины он сделал хороший коммерческий заказ художнику написать с десяток пейзажных полотен со зрелищными видами Босфора и Стамбула. Султан просто души не чаял в этом мастере пейзажа, часто приглашал его во дворец и впоследствии художником было написано дополнительно около 20 работ. Сам турецкий Падишах наградил его дорогой турецкой наградой - орденом Османии 2-й степени. Чуть позже через год, Айвазовский подготовит новые пейзажные работы в подарок с русской тематикой Зима в Москве и картина Вид на Петербург с моста Святой Троицы.

Как известно Россия часто воевала с Турцией, но на данном этапе в 1878 году, война была прекращена и был подписан мирный договор, в залах турецкого дворца висели картины Ивана Айвазовского, эта выставка благотворно способствовала духу мирных отношений между двумя сторонами. также в честь мира и дружбы картины принадлежащие турецким коллекционерам выставлялись в России и на этот раз художник был награжден алмазной медалью самим султаном Абдулом Хамидом 2-м. а в 1847 году ему присвоили почетное звание профессора академии художеств Петербурга. Можно выделить одну из работ того периода в 1848 году Чесменский бой с характерным морским сражением. Но военная тематика работ иногда сменялась лирическими полотнами морских стихий 1849 году Буря на море ночью

В 1950 году художник снова удивляет современников неожиданным очередным шедевром Девятый вал , работа никого не оставляла равнодушным, некоторые историки и биографы сравнивали ее с увиденным самим Айвазовским штормом из которого ему удалось вырваться живым и невредимым. Хотя в столице и в европейской прессе уже печатали газеты о гибели мариниста, но все как видим обошлось и мастер живописных морских стихий продолжал создавать и радовать публику своими шедеврами. В 1853 году из под кисти художника выходят полотна: Картина Айвазовского Лунная ночь. Купальня в Феодосии , с очень красивым закатом Море. Коктебельская бухта

60-е и 70-е годы 19 века можно с уверенностью назвать полным расцветом творчества Айвазовского. Обилие картин о море, среди этих произведений заметны: Всемирный потоп , Лунная ночь в Константинополе 1862 г, Вид Одессы с моря 1865 г, Морской вид 1867 г, В бурю 1872 г, Радуга 1873 г, Ночь. Голубая волна 1876 г. и другие работы.

В начале 80-х годов художник создает ряд картин среди которых одно из самых его заметных полотен картину Черное море . Несмотря на то, что картина написана в сдержанных тонах и море отражено в пасмурный день, тем не менее картина получила множество положительных отзывов. Сам Крамской отметил картину, как самое грандиозное в творчестве художника. Одна из красивейших работ тихого моря в 1885 году Штиль

Работая вплоть до конца 19 века Айвазовский художник не перестает удивлять тогдашнюю публику все новыми работами в 90-е годы его талант не ослабевает в этот период созданы картины Шторм 1897г, масштабное произведение Среди Волн 1898 г и картина В бурю 1899 г

В 1900 году весной в апреле художник творил очередную картину Взрыв корабля, но картина так и не была закончена, 19 апреля 1900 года художник скончался в своей мастерской. Ныне его мастерская в Феодосии это дом музей Айвазовского

За свою творческую историю Айвазовским было создано более шести тысяч полотен, много картин были куплены русским меценатами, различными коллекционерами со многих стран мира. Его полотна и сегодня продаются и оцениваются огромными суммами, все это говорит об уникальном таланте пейзажиста-мариниста у которого и по сей день нет равных

Знаменитые картины Ивана Айвазовского:

Морское сражение при Наварине 1827 г.
Вид на взморье в окрестностях Петербурга 1835 г.
Ночь. Контрабандисты 1836 г.
Ветряная мельница на берегу моря 1837 г.
Морской берег 1840 г.
Неаполитанский залив 1841 г.
обережье в Амальфи 1841 г.
Венеция 1842 г.
Гондольер на море ночью 1843 г.
Кораблекрушение 1843 г.
Мхитаристы на острове св. Лазаря 1843 г.
Вид Феодосии 1845 г.
Морской вид с часовней 1845 г.
Спасающиеся от кораблекрушения 1844 г.
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент 1846 г.
Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790) 1846 г.
Башня. Кораблекрушение 1847 г.
Чесменский бой 1848 г.
Девятый вал 1850 г.
Буря 1850 г.
Синопский бой 1853 г.
Буря над Евпаторией 1861 г.
Всемирный потоп 1864 г.
Черное море ночью 1870 г.
В бурю 1872 г.
Черное море 1881 г.
Прибой 1895 г.
Буря у берегов Одессы 1898 г.

Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского.

Происхождение рода Айвазовских

Ованес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в.. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия - полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков.

Большинство источников приписывают Айвазовскому только армянское происхождение. Прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой - по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант - солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского

Биография

Детство и учёба

Отец художника-Константин Григорьевич Айвазовский (1771-1841), после переселения в Феодосию, женился на местной армянке Рипсиме (1784-1860), и от этого брака родились три дочери и два сына - Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве - Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился.

Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор - Кох Яков Христианович, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи градоначальника, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.

Крым и Европа (1838-1844)

Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.

В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки.

В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств.

В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.

Дальнейшая карьера

В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 - профессором Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта.

Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание контр-адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ.

С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия - Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа).

На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П. С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей.

12 апреля 1895 года великий маринист И. К. Айвазовского, возвращаясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820-1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я. М. Серебрякову в Таганрог. Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог - первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I. Для Палестинского общества, которым руководил Ипполит Ильич Чайковский (брат великого композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне.

Последние дни жизни

Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной.

Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского:

Семья

В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году.

Вторая жена - Анна Никитична Саркисова.
Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским.

  1. Юлия Яковлевна Гревс
    1. Елена + Пеолопид Латри
      1. Латри, Михаил Пелопидович, художник
      2. Александр Латри (с благословения Николая II единственный из внуков получил разрешение носить фамилию великого живописца).
      3. София Латри + (1) Новосельский + (2) князь Иверико Микеладзе
        1. Ольга Новосельская + Стефан Асфорд Сенфорд. Сын: Генри Сенфорд
        2. Гаяне Микеладзе
    2. Мария (Мариам) + Вильгельм Львович Ганзен
      1. Ганзен, Алексей Васильевич"", художник-маринист. + Олимпиада
    3. Александра + Михаил Лампси. Семья жила в Феодосии и занимала правую часть дома Айвазовского.
      1. Николай Лампси + Лидия Соломс. С 1907 по 1909 годы - директор Картинной галереи в Феодосии. Дети: Михаил, Ирина, Татьяна
      2. Иван Лампси
    4. Жанна, в браке Арцеулова
      1. Константин Арцеулов, русский пилот и художник-иллюстратор.
  2. Анна Никитична Саркисова

По некоторым сведениям у Айвазовского была внебрачная дочь.

Родной брат, возможно, Григорий Константинович Айвазовский, коллежский асессор с 1853 г., капитан Феодосийского карантинного порта (на 1858 г., жалования, столовых и квартирных – 798 руб.).

Галерея

Дом Айвазовского, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи.

По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Театральном музее им. А. А. Бахрушина.

Творчество

Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи.

После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени.

Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И. К. Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М. Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора. Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени.

Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче).

Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией.

Картины И. К. Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И. К. Айвазовскому алмазную медаль.

В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И. К. Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех.

В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И. К. Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина.

В 1890 году была последня