Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Презентация по литературе Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма Перечень используемых на данном уроке эор

28.03.2013 18887 2253

Урок 14 Н. м. карамзин – писатель и историк

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения, прозаических отрывков.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя о Н. М. Карамзине.

К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?

Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. з атем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура п росвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».

«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».

Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».

Карамзин-художник формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.

Карамзин-просветитель с горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.

Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.

Карамзин побывал в г ермании, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»

«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.

В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.

Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.

Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.

За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.

Венцом деятельности Карамзина – писателя и историка – стала многотомная «История государства Российского». Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 года.

2. Доклады учащихся.

«Карамзин – историк государства р оссийского».

«История Государства Российского» Карамзина познакомила несколько поколений русских читателей с отечественной историей, содействовала процессу становления в стране национального самосознания в годы, предшествовавшие восстанию декабристов. Несмотря на то что она вызвала недовольство и возражения декабристской молодежи (в том числе молодого Пушкина) из-за своей монархической тенденции, «История…» была для того времени не только школой критики источников и вообще важной вехой в развитии национальной исторической мысли, она имела большое воспитательное значение и явилась одним из первых опытов многостороннего изображения главнейших характеров и событий русской истории от ее истоков до начала XVII в.

«Языковая реформа Карамзина».

И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».

Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.

II. Итог урока.

1. Слово учителя.

В XVIII в. русская литература в своем стремительном развитии решала важную задачу, которую Пушкин определил формулой: «…в просвещении стать с веком наравне». Задача эта являлась естественным результатом выхода России как великой державы на мировую арену и усвоения ею общеевропейских достижений. Оды Ломоносова и Державина, комедии Фонвизина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, проза Карамзина и его «История государства Российского» образовали тот прочный и необходимый фундамент, без которого было бы невозможным построение здания русской классической литературы.

Наиболее сильную сторону русской литературы XVIII в., в лучших ее образцах тяготевшей к сближению с жизнью, к глубине и широте ее осмысления, составляли патриотизм, гражданственность, высокая человечность и мужественность, восприимчивость к передовым идеям века, могучая выразительность и музыкальность.

Все это подготовило последующие великие достижения русской литературы XIX в.

2. Выразительное чтение стихотворений Карамзина, подготовленных дома, с обоснованием учащимися своего выбора.

Домашнее задание: сочинение «Бессмертные страницы литературы XVIII в.».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Данные об авторе

Малетина Ольга Валерьевна

Алтайский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Основное общее образование

Уровень образования:

Среднее (полное) общее образование

Уровень образования:

Дополнительное образование детей

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Целевая аудитория:

Родитель

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Цель урока:

Обучающие: познакомить учащихся с творчеством Н.М.Карамзина; дать представление о сентиментализме как литературном направлении; выявить основные черты, причины появления этого литературного направления, сравнить с классицизмом; развивающие: способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма; развивать интерес к истокам русской литературы; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Трошина Надежда Яковлевна, учитель русского языка и литературы- "Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс -

Ø Литература: 9 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - 9-е изд.- М.: Просвещение, 2003. - 463 с.: ил. - ISBN 5-09-012127

Используемая методическая литература:

Ø Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс, 2-ое изд. исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2002, 400с.

Используемое оборудование:

Мультимедиа - проектор с презентацией, доска, тексты повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», учебник-хрестоматия по литературе авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- 9 изд.- М.: Просвещение, 2003.

Краткое описание:

Предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин. Познакомимся с новым литературным направлением VIII века – сентиментализмом.

Тема : Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме

Методы :

Словесный (объяснение, рассказ, описание, беседа, чтение);

Наглядный (демонстрация, иллюстрация);

Практический (сопоставление, поисковые).

Цели :

обучающие :

познакомить учащихся с творчеством Н.М.Карамзина;

дать представление о сентиментализме как литературном направлении;

выявить основные черты, причины появления этого литературного направления, сравнить с классицизмом;

развивающие :

способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма;

развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные :

способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Оборудование :

Мультимедиа проектор с презентацией, доска, тексты повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», учебник-хрестоматия по литературе авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- 9 изд.- М.: Просвещение, 2003.

Ход урока:

I .Вступительное слово учителя

Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя - Николай Михайлович Карамзин. Познакомимся с новым литературным направлением VIII века - сентиментализмом.

Запишите тему урока: Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме. Обратите внимание на эпиграф

II . Запись темы, эпиграфа (слайд №1)

К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В.Г.Белинский

III .Изучение нового материала (слайд №3-4)

1.Слово учителя

Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё более широкий круг мыслей и чувств человека, запечатлеть самые разные явления жизни. Однако менялся человек, менялась жизнь, и писатели всё острее чувствовали необходимость изменений в языке.

В конце 18 века появляется литературное направление - сентиментализм, которое открыло новые возможности поэтического языка.

IV .Введение нового понятия (слайд №5)

Познакомимся с сентиментализмом в России

1.Объяснение трактовки понятия сентиментализм

Само название «сентиментализм » (от англ. sentimental - чувствительный, фр. sentiment -чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты).

2.Рассказ о сентиментализме как литературном направлении

Представителями (слайд №7)

в Англии являются: Лоренс Стерн - автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристам Шенди», Ричардсон - автор «Клариссы Гарлоу»;

во Франции: Жан-Жак Руссо - автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза»;

в России: М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, молодой В.А.Жуковский.

слайд №8

Основная тематика - любовная

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство - стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики - «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

Основные жанры (слайд №9)

o сентиментальная повесть

o путешествие

o в лирике - идиллия, пастораль

o эпистолярный жанр письма

o дневники

o элегические послания

o романы

3.Описание черт и особенностей сентиментализма

Черты сентиментализма (слайд №10)

Уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

Подчеркнутая субъективность подхода к миру;

Культ чувства;

Культ природы;

Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Особенности русского сентиментализма (слайд №11)

Выраженный просветительский характер;

Сильная дидактическая установка;

Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

4.Беседа

Давайте, с вами сравним классицизм и сентиментализм, составим таблицу (слайд №12)

А теперь познакомимся с вами с одним из представителей русского сентиментализма - Николаем Михайловичем Карамзиным (слайд №13)

Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина. Карамзин так и не закончил, смерть оборвала работу над 12-ым томом в 1826 в Петербурге.

Обратимся к эпиграфу, верно ли высказывание В.Г.Белинского?

V .Создание повести (слайд №16)

Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой.

VI .Чтение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» стр.62

VII . Домашнее задание

2.Ответить на вопросы: каков жанр произведения?

от какого лица идет повествование?

какой мы видим главную героиню в родительской семье?

3.Подготовьте характеристику Лизы и Эраста.

Литература:

Ø Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М: Рольф, 2000.С.92-93.

Ø Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. - Уроки литературы. - №7. - 2002/ Приложение к журналу “Литература в школе”.

Ø Трошина Надежда Яковлевна, учитель русского языка и литературы- "Повесть Н.М. Карамзина "Бедная Лиза". Сентиментализм". 9-й класс - http://festival.1september.ru/articles/416265/

Ø http://festival.1september.ru/articles/501399/ Галкина Светлана Евграфовна -Урок литературы в 8-м классе с использованием ИКТ. Н.М. Карамзин. "Бедная Лиза". Понятие о сентиментализме

9 класс литература 04.10.17

Цел и: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Н. М. Карамзина; работать над выразительным чтением стихотворения и его анализом; развивать воображение, устную речь, навыки литературоведческого анализа, навыки монологического высказывания; расширять читательский кругозор учащихся; воспитывать любовь к родной природе, любовь к русской культуре и истории, формировать патриотические чувства и эстетические вкусы учеников.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

    Где родился Н. М. Карамзин?

а) в Московской губернии, б) в Казанской губернии,

в) в Тверской губернии, г) в Архангельской губернии

2. На военную службу поступил Карамзин в

а) Семеновский полк, б) Преображенский полк,

в) Нижегородский полк г)в действующую армию

3. Основателем какого направления в русской литературе считается Н. М. Карамзин?

а) Романтизм, б) классицизм, в) сентиментализм , г) реализм

4. В чем заключается новаторство Карамзина?

а) во внимании к внутреннему миру человека, б) в изображении великих людей,

в) в критике существующих порядков, г) в обращении к русской истории

5. Свидетелем какого исторического события оказался Н. М. Карамзин во время путешествия?

а) учреждения Российской академии наук, б) отмены крепостного права,

в) восшествия на престол Екатерины II, г) событий Французской революции

6 . Кто из литераторов не принадлежал к кругу единомышленников Н. М. Карамзина?

а) Г. Державин, б) А. Грибоедов , в) М. Херасков, г) И. Дмитриев.

7. Какой журнал издавал Н. М. Карамзин?

а) «Московский журнал» , «Современник», в) «Стрекоза», г) «Арзамас»

8. За какое произведение Н. М. Карамзин впал в немилость у императора?

а) «Записка о московских достопамятностях» б) «История государства российского»

в) «Мнение русского гражданина» , г) «Признанная по кольцу Шакунтала»(в переводе)

9. Сторонником каких политических взглядов был Н. М. Карамзин?

а) просвещенной монархии , б) либерализма, в) демократии, г) самодержавия

10. Какие идеи провозглашает сентиментализм?

а) Разум выше чувств, б) внимание к жизни простого человека. в) обращение к истории своего народа, г) внимание к чувствам героев.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение темы, задач урока.

Итак, ребята, тема нашего с вами урока: «Внеклассное чтение №1. Н.М. Карамзин. «Осень и другие произведения писателя».

Какие цели мы с вами должны поставить?

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Заслушивание выступлений уч-ся об истории написания стих-я «Осень» (домашнее задание)

Прослушивание выразительного чтения стихотворения Н.М. Карамзина в исполнении у-ся.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков.

Аналитическая беседа:

Проанализируйте композицию стих. Сколько в нем смысловых частей, как они взаимосвязаны?

Какие образы являются в нем ключевыми?

Какие поэтические интонации указывают на настроение текста?

Какой смысл придает стих нерифмованный, белый стих?

Какие черты сентиментализма отразились в нем? Приведите примеры.

Какую роль играют в нем пространственно-временные отношения?

В чем символический смысл названия стих?

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

Практическая работа. работа в группах.

Группа 1.

цветовые картины и их смысловая роль.

Группа 2.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропы).

7. Анализ достижений учащихся.

8. Итоги урока.

Итак, ребята, чему был посвящен наш урок?

Достигли ли мы целей урока?

Какие трудности у вас возникли? Почему? Что необходимо сделать, чтобы их преодолеть?

9. Домашнее задание.

подготовить материал к написанию контрольного домашнего сочинения на тему: « Какие нравственные ценности я извлек(ла) из прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?»

Средства художественной выразительности в стихотворение осень Карамзина!!! SOS

Ответ:

Сновной характер поэзии Карамзина, основная задача ее - создание лирики субъективной и психологической, уловление в коротких поэтических формулах тончайших настроений души. Дело шло о построении самого понятия лиризма нового эмоционального типа. В лирике Карамзина чувству природы, понятой в психологическом плане, уделено немалое внимание. Природа в ней одухотворена чувствами живущего вместе с ней человека, и сам человек слит с нею; точнее, - тема природы для Карамзина слита с темой настроения. Карамзин добивается создания в стихотворении не вещественного материального образа, а определенной лирической тональности, соответствующей настроению, основной теме произведения. Он пишет в статье «Мысли об уединении» (1802): «Некоторые слова имеют особую красоту для чувствительного сердца, представляя ему картины меланхолические и нежные» . Именно такие слова, вообще такие изобразительные средства старается преимущественно использовать Карамзин. Так, в стихотворении «Осень» он хочет создать общую настроенность тоски, увядания. Все элементы стихотворения подчинены этому эмоциональному лейтмотиву. Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья . Поле и сад опустели; Сетуют холмы; Пение в рощах умолкло - Скрылися птички. .... Странник, стоящий на холме, Взором унылым Смотрит на бледную осень, Томно вздыхая и т. д. Лирическая тональность стихотворения усилена подбором слов единого тона: осенний, мрачный, сетуют, унылый, бледный, томный, вздыхая и т. д. На первый план выдвигается не предметное слово, а качественное, - эпитет, характеризующий не объективный предмет, а отношение к нему. Бледная осень - это образ, не реализуемый зрительно, конкретно (аллегории здесь явно нет) , а лишь словесная нота, настраивающая душу на «осенний» лад. Слово значимо не своим конкретным значением, а обертонами, лирическими ассоциациями, ему свойственными.

Возможно, вы также захотите заняться опасной заботой о навигации? Когда, убегая перед страшным Орионом, Плеяды бросаются в темную бездну волн, со всех точек неба ветры дуют от ярости. Поместите корабль на берег; закрепите его со всех сторон камнями, чтобы ветры этого влажного сезона не могли поколебать его; вынесите его из страха, что дождь Юпитера не сгниет; возьмите его в свой дом и аккуратно сжимайте его оснастку, легкие крылья, которые заставляют его летать на воде; повесить его руль в дыму вашего очага и ждать возвращения сезона, когда вы плывете.

Похожие вопросы

  • Поставьте слова из скобок в родительном падеже. Ехал из (Москва) в Петербург, отъехал от (Москва), доехал до (Петербурга), ехал из (Ростов) в Тулу, выехал из (Воронеж), дост ал из-под (стол), дежурил вместо (друг), не пошёл в кино из-за (плохая погода), заболел накануне (экзамен), не справился с работой без (поддержка) друга.

Урок познакомит с личностью и творчеством Н.М. Карамзина, поможет дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Затем вы снова запустите свой лодку; вы будете обвинять его, как и следовало бы, в том, чтобы вернуть с вашего пути разумную выгоду. Мой отец и твой, неразумный брат, плавали на кораблях, чтобы искать счастье, которого ему не хватало. Вот как он приехал сюда из Кумы в Эоли после долгого путешествия на черном лодке, как человек, который не скрывает ни выигрыша, ни богатства, ни изобилия, а нищета, смертельный подарок, который Юпитер делает мужчины. Он поселился возле Геликона, в этой несчастной деревне, Аскра, одиозная зимой, грустная летом, без приятной погоды.

Виноградова Наталья Юрьевна

Описание разработки

Цель : познакомить с личностью и творчеством Н. М. Карамзина , дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Задачи:

Образовательные:

Показать учащимся разносторонность личности Н. М. Карамзина : писатель, историк, реформатор русского языка.

Будьте осторожны, О Перс, чтобы выбрать для всей работы, но особенно для навигации, подходящее время. Чем сильнее груз и тем больше прибыль, которая будет добавлена ​​к вашему кредиту, если ветры удерживают в их пользу их пагубные вдохи. Его великодушные дети предложили множество призов. Ибо Музы наставляли меня в науке о божественных песнях. В течение пятидесяти дней после летнего солнцестояния, когда ошеломляющий и трудный сезон подходит к концу, он в сезон плывет. Вы не рискуете увидеть, что ваш корабль разбит, ваши моряки поглотились, если бог, который потряс землю, Нептун или Юпитер, царь бессмертных, не хочет вашей потери: потому что в их руках есть и товары и зла.

Развивающие:

Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся (эпоха - литература -история - язык);

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ответ на вопрос: Назовите основные проблемы, которые поставил А. Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

3. Работа над новым материалом.

Но будьте старательны, чтобы вернуться в дом. Это еще весной дней, когда человек может плыть. Когда в конце ветвей смоковницы появляются равные по размерам воронки, листья видны, путь покрыт морем: это навигация весны. Не прячьте в корпусе своих кораблей все ваше состояние; оставьте его на земле лучшей частью, покажите только наименьшее. Грустно пробираться по морю, чтобы искать руины. Соблюдайте все меры и выберите момент: во всем, это главное.

Выберите, чтобы привести женщину в свой дом в возрасте, в котором ваша молодежь будет в ее силе, когда у вас будет не меньше или меньше, чем тридцать лет. Это мужчина на свадебный сезон. Для женщины, что она остается четырьмя годами, и женится на пятом. Возьмите ее как девственницу, чтобы тренировать ее манеры; возьмите его по соседству, и прежде, наблюдайте, спрашивайте, боясь жениться на удовольствии для своих соседей. Человек может не лучше, чем женщина, когда она хороша, но ничего хуже, когда это плохо, и что дается праздникам и праздникам, она без факела потребляет крепкого мужа и книгу к жестокой старости.

И летопись окончена моя,

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Правдивые сказанья перепишет,

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

Подумайте со страхом перед судьей бессмертных богов: не спешите ставить друга в ранг брата, но если вы это сделаете, остерегайтесь сначала нанести ему вред и никогда не использовать против него лживость. даже развлечь свой язык. Если он начинает и провоцирует вас каким-то словом, какой-то акт вражды, не отказывайте ему в два раза. Если он вернется и предложит вам удовлетворение, не отвергайте его. Несчастный человек, который часто меняет друзей. То, что ваша внешность не предает в вас плохую мысль.

Опасайтесь, что вас не будут обвинять в том, что вы принимаете слишком много гостей или не получаете их. Избегайте прохождения для компаньона нечестивых, для противника, хулителей добрых людей . Никогда не заставляйте сердце упрекать кого-либо за роковую, пожирающую нищету, печальный дар благословенных бессмертных. Для человека величайшее сокровище - внутренний язык слов; это первый из граций, который смягчается. Тот, кто плохо говорит о других, может плохо слышать. Не носите настроение в этих многообеденных приемах, когда речь идет об общих расходах; вы найдете удовольствие без особых затрат.

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной Н. М. Карамзину, поэтому многие факты его биографии вам уже известны.

Какие роли (функции) в обществе выполнял Н. М. Карамзин, помимо того, что он был писателем?

Перед вами карточки, в которых рассказывается о достижениях Н. М. Карамзина в науке и искусстве. Ваша задача -изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

Когда утром вы выливаете возлияния чистого вина в честь Юпитера и других бессмертных, пусть это не будет, пока вы не вымыте руки: иначе боги откажутся слушать вас и отклонять ваши молитвы. Никогда не удовлетворяйте потребности природы, стоя и смотря на солнце. Скромный и религиозный человек позаботится о том, чтобы сидеть на корточках на попе, или уходить в отставку у стены хорошо закрытого двора. Не ходите в свой дом, оставляя свою жену, все еще мокрый своими ласками, чтобы предложить вам в этом состоянии в пламени очага; избегайте этой профанации.

  1. Карамзин - писатель и поэт.
  2. Карамзин - историк.
  3. Карамзин - реформатор русского литературного языка.

Сообщения учащихся.

Когда мы рассматривали литературную деятельность Н. М. Карамзина, то упоминали, что он открыл для русской литературы такое течение как сентиментализм. Что это за течение, мы рассмотрим, сравнивая его с уже известным нам литературным течением - классицизмом.

Это не конец похоронной трапезы, но, возвращаясь с священных праздников, вам необходимо будет работать, чтобы дать вам наследника. Никогда не входите в постель тех рек, которые текут без отдыха, о которых вы сначала не молились, ваши глаза фиксировали их прекрасные потоки и омывали ваши руки во влажных водах. Тот, кто пересекает реку и, через зло, воздерживается от купания его рук, боги возмущаются против него и налагают на него наказание позже. Сидя за столом богов, не носите железо с пятью пальцами вашей руки, чтобы отрезать зеленую сухую часть.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора - заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на “настоящего человека” (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Не помещайте на урну, в которой содержится вино, сосуд, который наливает его на пьяниц: к этому приписывается смертельное предзнаменование. Если вы построите себе дом, не оставляйте его незавершенным, чтобы ворона не подошла к ней и не произнесла зловещий крик. Из вазы, которая не была освящена, остерегайтесь удаления пищи или пищи или воды для вашей ванны: это также не делается безнаказанно. Не сиди, ничто более смертоносное, на неподвижном камне гробниц, ребенок двенадцати дней: этот ребенок никогда не станет мужчиной.

Человек, не купайтесь с женщинами, или однажды вы будете сурово наказаны. Если вы встретите жертву на своем пути, не смейтесь над святыми церемониями; божественность раздражает. Избегайте осквернения рек у их ртов и воды из фонтанов с вашим мусором. Следуйте моим советам и бойтесь сделать вас несчастной славой среди людей. Плохая репутация - это бремя, легкое подтягивание, тяжелое для ношения, трудно откладываемое. Слава никогда не гибнет полностью, постоянно поддерживаемая речами толпы: это тоже богиня.

Черты сентиментализма

культ чувства

культ природы

  1. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас я предлагаю познакомиться с 1 из сентиментальных произведений Н. М. Карамзина стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

В чем его смысл?

Что касается дней, которые посылает нас Юпитер, примените себя, чтобы знать влияния, и научите их своим слугам. Чтобы осмотреть работы, раздавать еду, день месяца, который наиболее удобен, это тридцатое, что люди заботятся о заботе об отправлении правосудия. Среди других, которые приходят к нам из Юпитера, священны: первый, четвертый, седьмой, где из Латона родился Аполлон золотому мечу, восьмому, девятому. Есть два дня растущего месяца, которые особенно благоприятны для трудов людей: одиннадцатый и двенадцатый; они оба хороши, первый - для стрижки, второй - для сбора урожая; но из двух лучших - двенадцатый.

Какое достижение Н. М. Карамзина вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Предмет: литература.

Тема: Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель: познакомить с личностью и творчеством Н.М. Карамзина, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении.

Именно в этот день гибкий паук висит в воздухе в час полного света и что предвидящее насекомое расширяет свои запасы. В этот день женщина также создает свою профессию и начинает работать. В первую часть месяца избегайте посеять тринадцатый день; выберите его предпочтительно для посадки. Напротив, шестнадцатый день вовсе не благоприятствует размножению растений, а мужчинам, по крайней мере, мужчинам, потому что для девушки, к сожалению, родиться или пожениться в этот день. Шестой сам по себе не способствует рождению девочек.

Это полезно для кастрирования коз и овец, для прикрытия парков, где хранится крупный рогатый скот; это способствует размножению нашего пола; он любит насмешки, лжи, мягкие разговоры, тайные разговоры. В восьмой день месяца поставьте мальчика и ревущего вола; в двенадцатом, трудолюбивых мулов. Это двадцатый день, имеющий большое значение, ближе к концу, что можно льстить собой, создавая мудрого человека, человека, чей ум в один прекрасный день наполнен смыслом. Десятый год благоприятствует рождению детей-мужчин, а в четырнадцатом - детей другого пола.

Образовательные:

Познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты;

Показать учащимся разносторонность личности Н.М. Карамзина: писатель, историк, реформатор русского языка.

Развивающие:

Развивать умение сравнивать литературные направления , извлекать важную информацию из данного текста.

В этот день вы будете льстить своей рукой, чтобы приручить их, овцы, волы с гибкими ногами, изогнутыми рогами, собаками с острыми зубами, мулами с неутомимой работой; но остерегайтесь их гнева. Аккуратно избегайте всех четвертых дней месяца, начните или закончите, чтобы вы были поглощены печалью. Это тот день, когда вы приведете жену в свой дом, после консультации с птицами, которые возглавляют этот акт жизни. Но остерегайтесь дней, когда встречается номер пять; они печальны и смертельны. Именно в эти дни говорится, что Эриннии ходят по земле, отдавая свое служение Горкосу, этому богу присяги, которую Эрве создает для потери лжесвидетельства.

Воспитательные:

Расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Ответ на вопрос: Назовите основные проблемы, которые поставил А.Н. Радищев в своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

На семнадцатый день священные дары Цереры будут осторожно помещены внимательным фермером на сплющенном участке. В тот же день дровосек позаботится о том, чтобы разрезать куски, составляющие брачный ложе, и всех тех, кто входит в конструкцию сосудов. В-четвертых, мы начнем производить светлый неф. Девятнадцать хороша днем. Новое вовсе не нужно бояться, оно подходит для плантаций; он благоприятствует рождению мужчин и женщин; нет ничего смертельного. Что касается двадцати девяти, очень немногие знают, что это лучший день месяца, чтобы запустить на темном море лодку со многими скамейками, проворными веслами.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинает работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

А. С. Пушкин. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке? Какова была задача летописца?

Почему Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом»?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной Н.М. Карамзину, поэтому многие факты его биографии вам уже известны.

Какие роли (функции) в обществе выполнял Н.М. Карамзин, помимо того, что он был писателем?

А сейчас подробнее о каждой из этих ролей.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами карточки, в которых рассказывается о достижениях Н.М. Карамзина в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

    Карамзин – писатель и поэт.

    Карамзин – историк.

    Карамзин – реформатор русского литературного языка.

Сообщения учащихся.

Когда мы рассматривали литературную деятельность Н.М. Карамзина, то упоминали, что он открыл для русской литературы такое течение как сентиментализм. Что это за течение, мы рассмотрим, сравнивая его с уже известным нам литературным течением – классицизмом.

Составление сравнительной таблицы:

Классицизм

Сентиментализм

1. Произведения написаны «высоким штилем».

1. Произведения написаны «средним штилем».

2. Предметом изображения является общественная жизнь

человека, события и дела государственного масштаба.

2. Предметом изображения являются чувства,

внутренний мир человека, его частная жизнь , его душа.

3. Герои – государственные люди: чиновники, монархи

3. Герои – простые люди, крестьяне.

4.Требует соблюдения литературных норм и правил

4. Нарушение правил изображения героя, отступление

от строгих литературных норм.

Само название “сентиментализм” указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на “настоящего человека” (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Черты сентиментализма

уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке

подчеркнутая субъективность подхода к миру

культ чувства

культ природы

культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, естественности

утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий

Особенности русского сентиментализма

сильная дидактическая установка

выраженный просветительский характер

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

    Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас я предлагаю познакомиться с 1 из сентиментальных произведений Н.М. Карамзина стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Какие чувства вызывает стихотворение?

В чем его смысл?

С чем сравнивается природа в стихотворении?

Используя полученные на уроке знания, докажите, что стихотворение «Осень» относится к сентиментализму?

Какое достижение Н.М. Карамзина вы считаете наиболее важным и почему?

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

Карамзин – писатель и поэт

Карамзин стал первым русским профессиональным литератором, он принимал участие в создании журналов («Московский журнал», «Вестник Европы»), в которых публиковал не только произведения российских и западноевропейских авторов, но и собственные произведения. Публикация «Бедной Лизы» и «Писем русского путешественника» принесли ему всероссийское признание и известность. А также открыли в России эпоху сентиментализма. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство. Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза » вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы - бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

Карамзин изменил отношение к литературному творчеству. Его признаками становились не высокий слог, а изящество языка, ценность героя стала определяться не социальным уровнем героя, а его душевной тонкостью, способностью к сопереживанию и добродетели.

Карамзин – историк

Николай Михайлович Карамзин - поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам "Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд - это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами.

В 1803 году в жизни Н. М. Карамзина происходит эпохальное событие: указом императора Александра I он назначается на должность официального историографа. Карамзин начинает масштабную работу по написанию истории России. Перед ним открываются все архивы и библиотеки Российской империи. Карамзин вынужден оставить издание журнала «Вестник Европы» и занятия литературой; он с головой погружается в учёную деятельность.

С 1803 по 1826 года из-под его пера выходят 12 томов «Истории государства Российского» – одного из первых обобщающих трудов по отечественной истории.

Стоит отметить, что труд Н. М. Карамзина был не первым описанием истории России. В XVIII веке на этой ниве трудились В. Н. Татищев и М. М. Щербатов. Но, огромная заслуга Карамзина именно в том, что он открыл историю России для широкого круга образованной публики.

Примечательно, что Н. М. Карамзин, тщательно обрабатывая исторический материал, одновременно выступает и в роли литератора – он пишет об истории России ярким, живым, интересным, образным языком. Поэтому неудивительно, что труд историка пользовался таким успехом у современников. По словам А. С. Пушкина «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием.

Исследователи отмечают в «Истории государства Российского» большую научную ценность авторских комментариев. Примечательно, что многие из них содержат большое количество выписок из древних рукописей.

Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом.

Карамзин – реформатор русского литературного языка

Творчество Карамзина сыграло большую роль в дальнейшем развитии русского литературного языка. Создавая «новый слог», Карамзин отталкивается от «трёх штилей» Ломоносова, от его од и похвальных речей.

«Три штиля», предложенные Ломоносовым, опирались не на живую разговорную речь, а на остроумную мысль писателя-теоретика. Карамзин же решил приблизить литературный язык к разговорному. Поэтому одной из главных его целей было дальнейшее освобождение литературы от церковнославянизмов.

Вторая черта «нового слога» состояла в упрощении синтаксических конструкций.

В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями.

Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав.

К числу нововведений, предложенных Карамзиным, относятся такие широко известные в наше время слова, как «промышленность», «развитие», «утончённость», «сосредоточить», «трогательный», «занимательность», «человечность», «общественность», «общеполезный», «влияние» и ряд других.

Одним из первых Карамзин начал использовать букву «Ё».