Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади. Установка памятника Николаю I на Исаакиевской площади Как сберегли памятник николаю 1

В 1855 году умер Николай I. Сменивший отца на российском престоле Александр II пожелал, чтобы на площади между Исаакиевским собором, строительство которого завершалось, и Мариинским дворцом был сооружен памятник Николаю I. Работу над проектом памятника император лично поручил архитектору О. Монферрану, по проекту которого на Дворцовой площади столицы была воздвигнута Александровская колонна, увековечившая имя и дела императора Александра I. Кроме того, именно Монферран руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города. Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Монферран умер в 1858 году, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств. В работе над монументом приняли участие скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов, самую же главную часть памятника - конную статую - создавал скульптор Петр Клодт. По замыслу Монферрана всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами, которые и повествовали о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Вот перечень этих событий:

1825 год - император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания декабристов и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

1831 год - император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого "холерного бунта";

1832 год - император награждает М. Сперанского орденом за издание "Полного собрания законов Российской империи";

1851 год - император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Барельефы постамента, аллегорические декоративные статуи и орнаменты выполняли скульпторы Р. Залеман и Н. Рамазанов. Перед Клодтом же, известным к тому времени мастером, автором любимых всеми "Укротителей коней" на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая II на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился и позволяет судить о том, что фигура всадника, его поза очень естественны и реалистичны, даже сделана попытка передать психологический сходство с оригиналом. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана. Появился новый вариант скульптуры, где главное - стремительное и в то же время изящное движение коня, встающего на дыбы, и неподвижно - торжественная, в чем-то даже суровая фигура всадника.


Критики впоследствии отмечали недостатки памятника: ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание по сегодняшний день привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры и закрепить ее на двух точках - двух задних ногах вставшего на дыбы коня без какой-либо дополнительной опоры.

Памятник был торжественно открыт в июне 1859 года. А через шестьдесят лет, после революционных потрясений начала 20 века, всерьез заговорили о том, что следует уничтожить все памятники царям. Со Знаменской площади (нынешней пл. Восстания) убрали памятник Александру III, нависла угроза и над памятником на Исаакиевской площади. Те, кто понимал настоящую ценность работы Монферрана и Клодта, сумели найти самый убедительный тогда аргумент: памятник спас именно точный инженерный расчет Клодта, сумевшего "закрепить" всадника на двух точках опоры. Памятник Николаю I не тронули.

Сегодня, приходя на Исаакиевскую площадь, мы можем долго рассматривать сюжеты барельефов на постаменте памятника, а можем обойти его со всех сторон и еще раз убедиться в том, что всадник на вздыбленном коне со всех точек смотрится по-разному, но со всех сторон видится удивительным образцом совершенства.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

Для тех, кто хочет узнать больше :
1. Клодт Г. "Лепил и отливал Петр Клодт…" М., 1989
2. Петров В.Н. Петр Карлович Клодт. Л., 1985

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Этот уникальный памятник стоит на одной из самых красивых и не менее уникальных площадей Санкт-Петербурга – Исаакиевской. Царственный всадник, устремившийся к золотому куполу глыбы Исаакия.

Конный памятник императору Николаю I – совместное творение Огюста Монферрана и Петра Карловича Клодта – имеет всего две точки опоры.

Александр II, взошедший в 1855 году на российский престол, пожелал, чтобы памятник его отцу Николаю I был сооружен на площади между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом. Главным архитектором был выбран Огюст (Август Августович) Монферран. Ведь тот руководил всеми работами по строительству Исаакиевского собора и разрабатывал план устройства центральных площадей города.

Архитектору были высказаны два пожелания: памятник должен быть конным, ведь по другую сторону Исаакиевского собора находился знаменитый памятник Петру I работы Фальконе, и в оформлении монумента должны быть отмечены самые важные дела покойного императора.

Памятник Николаю I на Исаакиевской площади

Монферран умер, не дождавшись установки памятника, но успел создать рисованный проект, который и был утвержден советом Академии художеств.

По замыслу Монферрана, всадник должен был находиться на высоком постаменте, украшенном барельефами. Барельефы повествовали бы о важнейших событиях тридцатилетнего царствования Николая I. Был составлен и утверждён перечень этих событий:

1825 год – император отправляется из Зимнего дворца на подавление восстания на Сенатскую площадь и передает верным ему войскам сына-наследника (будущего Александра II);

1831 год – император обращается к народу на Сенной площади во время так называемого «холерного бунта»;

1832 год – император награждает М. Сперанского орденом за издание «Полного собрания законов Российской империи»;

1851 год – император осматривает Веребьинский мост во время торжественной поездки по только что открытой Московской железной дороге.

Конечно, это далеко не все важные события, а уж тем более заслуги. Всё-таки не зря говорится, что лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии.

Николая I, третьего сына императора Павла I, к престолу не готовили. Он получил военно-инженерное образование и занимал пост генерал-инспектора армии по инженерной части. Но, вступив на трон – коронация состоялась 22 августа 1826 года, – он приложил все усилия для укрепления империи. После унылых последних лет царствования Александра I воцарение Николая внесло явное оживление в жизнь страны и Петербурга. Довольно скоро новый император сумел завоевать симпатии общества. Современник писал: «С некоторого времени общественная жизнь в здешней столице приняла другое направление: во всех сословиях видно более живости, более стремления к наслаждениям, что почитается всегда признаком несомненного благосостояния и спокойствия духа… Никогда не было здесь столько частых балов, как нынешней зимою, и даже сделан опыт к заведению общественных собраний…»

Общество поддерживало стремление нового императора оживить государственную жизнь, ликвидировать злоупотребления, которые достались ему в наследство от прежнего правления, восстановить законность и порядок, провести реформы. При нём в 1837 году состоялось торжественное открытие первой в России пассажирской железной дороги. Из Петербурга в Царское Село отправился первый поезд, а в 1851 году первый поезд проследовал из Петербурга в Москву. В 1839 году на Пулковской горе под Петербургом состоялось открытие Главной астрономической обсерватории Императорской Академии наук. В 1842 году начала работать первая в России телеграфная линия.

Больше всего Николай I уделял внимание образованию в военной сфере. За время его правления было создано 11 кадетских корпусов. Был учрежден общий устав императорских Российских университетов. Разрешено открытие частных школ.

Среди реформ особое место занимает финансовая. Денежное обращение пришло в порядок: в употреблении были золотая и серебряная монета и равноценные им бумажные деньги. Интересно, что в те же годы впервые в мире была осуществлена чеканка платиновых монет достоинством 3, 6 и 12 рублей. Деньги были нужны для решения одной из главнейших проблем огромной империи – дорожной. В правление Николая Павловича было устроено свыше десяти тысяч километров шоссейных дорог, а после открытия первой железной дороги было проложено около одной тысячи километров железнодорожного пути. Было проведено свыше двух тысяч километров электрического телеграфа.

Общая высота памятника – более 16 метров. Вокруг памятника установлены фонари, считающиеся одними из самых красивых в городе.

Пьедестал украшен аллегорическими женскими фигурами Мудрости, Силы, Веры и Правосудия. Считается, что в них можно разглядеть черты лиц жены и дочерей Николая I.

Главную часть памятника – конную статую – создавал скульптор Пётр Карлович Клодт. Перед Петром Карловичем, известным к тому времени мастером, автором «Укротителей коней» на Аничковом мосту и памятника Крылову в Летнем саду, стояла гораздо более сложная задача. Вначале скульптор задумал изобразить Николая I на неподвижно стоящем коне. Эскиз этого памятника сохранился. Но Клодт отказался от такого решения, потому что оно шло вразрез с общим замыслом Монферрана.

Появился новый вариант скульптуры, где главное – это стремительное, изящное движение коня, встающего на дыбы. И в то же время неподвижно-торжественная, в чём-то даже суровая фигура всадника.

Николай I ряд лет являлся шефом расквартированного неподалёку Конногвардейского полка. Благодаря этому император изображён в мундире конногвардейцев.

Критики впоследствии отмечали недостатки памятника, мол, ему не хватает подлинной монументальности, композиция вычурна и перегружена мелкими деталями. Но у памятника есть и несомненные достоинства: и сам проект Монферрана, и скульптура Клодта, и барельефы представляют собой высокий образец профессионального мастерства. Памятник действительно стал объединяющим центром Исаакиевской площади, сочетающей в себе архитектурные постройки разных стилей. Особенное внимание привлекает мастерство П. Клодта, который сумел точно рассчитать центр тяжести скульптуры, и закрепить её на двух точках – задних ногах вставшего на дыбы коня, – без какой-либо дополнительной опоры.

Считалось, что памятник Николаю I держится на двух точках опоры за счёт точного математического расчёта его центра тяжести и насыпанной в круп лошади металлической дроби. При реставрации в 1980-х годах дроби внутри скульптуры обнаружено не было. Коню помогают удержаться на пьедестале металлические прутья, вставленные в его ноги.

В 1860-е годы между памятником Николаю I и Исаакиевским собором был разбит сквер.

При советской власти памятник, как прочие монументы царям, собирались снести. Точнее, заменить изображение Николая I на статую красного командира Чапаева. Сохранить эту достопримечательность всё-таки удалось. Искусствоведы пытались представить властям монумент не только как памятник императору, но и как уникальную работу русских инженеров. И композиционный центр Исаакиевской площади – памятник Николаю I, – уцелел.

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет автора Лаврентьева Елена Владимировна

Наставление сыну моему Николаю Михаиловичу Палицыну{69} «1. Вставать всякое утро в 6 часов, обуваться, умываться холодною водою и одеваться поспешно; потом молиться Богу, полагая крест правильно, читая вслух, но не громко утренния молитвы, - потом с приличными поклонами,

Из книги 1905 год. Прелюдия катастрофы автора Щербаков Алексей Юрьевич

Петиция рабочих Санкт-Петербурга для подачи царю Николаю II Государь!Мы, рабочие города С. - Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы - родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник) Это один из основных и первых символов Петербурга. И самый узнаваемый символ города во всём мире.Памятник Петру I на Сенатской площади с лёгкой руки Александра Сергеевича Пушкина получил наименование «Медный

Из книги Наследие Чингисхана автора Трубецкой Николай Сергеевич

1. Памятник на “площади Евразии” Князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890–1938) по праву может быть назван “евразийцем номер 1”. Именно ему принадлежат основные мировоззренческие тезисы, с которых началось это удивительное творческое мировоззрение. Князь Трубецкой может

Из книги Тайны на крови. Триумф и трагедии Дома Романовых автора Хрусталев Владимир Михайлович

Петиция петербургских рабочих Николаю II Государь!Мы, рабочие и жители города Санкт-Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы - родители, пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над

Из книги Русский мир [Сборник] автора Толстой Лев Николаевич

«Не верьте, что народ вас любит…» (Из письма Л.Н. Толстого царю Николаю II) Любезный брат!Такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку – брату. Кроме того еще и потому, что пишу вам как бы с

Из книги Великая ложь нашего времени автора Победоносцев Константин Петрович

ПИСЬМО К НИКОЛАЮ II Родился я в Москве, в семье профессора моек. университета. У отца моего было 11 человек детей, кои все устроены трудами отца. Воспитан в семье благочестивой, преданной царю и отечеству, трудолюбивой. Меня, последнего сына, отец свез в Петербург и успел

Из книги Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари автора Кузнецов Сергей Олегович

Глава 11 Роман на Исаакиевской площади Граф Александр Григорьевич едва ли был счастлив в семейной жизни, хотя имел несколько детей.Григорий, один из его сыновей, стал знаменит благодаря роману с великой княгиней Марией Николаевной, старшей дочерью императора Николая I.

автора

20 МАРТА 1831 г. ИЗ ЗАПИСКИ ФЛИГЕЛЬ-АДЪЮТАНТА ОПОЧИНИНА НИКОЛАЮ I С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ОБ ОТНОШЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА К РАЗЛИЧНЫМ СЛОЯМ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ С приближением благословенной той минуты, где должны уничтожаться все зловредные для России замыслы мятежников польских, нужно

Из книги Польша против Российской империи: история противостояния автора Малишевский Николай Николаевич

28 НОЯБРЯ 1831 г. ДОКЛАД КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ ЗАПАДНЫХ ГУБЕРНИЙ НИКОЛАЮ I, ОСНОВАННЫЙ НА ЗАПИСКЕ МОГИЛЕВСКОГО ГУБЕРНАТОРА М. Н. МУРАВЬЕВА Е. и. в. благоугодно было высочайше повелеть нам рассмотреть представленные в. в. статс-секретарем Блудовым соображения по всеподданнейшей

автора

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Об Илье Эренбурге (Книги. Люди. Страны) [Избранные статьи и публикации] автора Фрезинский Борис Яковлевич

Из книги Политическая полиция Российской империи между реформами [От В. К. Плеве до В. Ф. Джунковского] автора Щербаков Е. И.

№ 11. Телеграмма Минского губернатора П. Г. Курлова Николаю II 14 января 1906 г.Всеподданнейше доношу Вашему Императорскому Величеству, что сего числа в 12 час. дня, когда я с офицерами местного гарнизона выносил из кафедрального собора гроб скончавшегося Начальника

Из книги 200 лет С.-Петербурга. Исторический очерк автора Авсеенко Василий Григорьевич

VII. Важн?йшія сооруженія временъ императора Александра II. – Памятники Крылову, Николаю I, Екатерин? II. – Литература и искусство. Хотя главн?йшія заботы царствованія Александра II направлены были къ государственному переустройству имперіи, но въ то же время сд?лано было

Из книги Русское влияние в Евразии. Геополитическая история от становления государства до времен Путина автора Леклерк Арно

От Александра I к Николаю I. От России-«освободительницы» до «жандарма Европы» В 1796 г. Екатерина II умирает. Россия в этот момент представляет собой империю площадью 19 млн кв. км, на которой проживает 36 млн жителей; за время правления императрицы территория государства

о ширине железнодорожной колеи 1524мм она стала только в 1900 году

Я не специалист в этой области. Доверяю источникам. которые рассказывают много интересного, например:
"Ширина железнодорожной колеи в Европе ведет свою историю от древних римлян, больших любителей порядка во всем. Чтобы колесницы бесконечно не ломались, перескакивая из одной колеи в другую, было решено: все повозки и колесницы римской империи должны иметь одинаковое расстояние между правыми и левыми колесами. Тысяча четыреста тридцать пять миллиметров. Бюрократические стандарты вечны. Так что когда вы в следующий раз при столкновении с государственным стандартом возмутитесь, какая лошадиная задница его придумала, вы попадете в точку, потому что в императорском Риме длина осей была подобрана таким образом, чтобы в армейскую повозку можно было запрячь двух лошадей.

Этот стандарт сохранился почти во всех странах Европы. И когда в 19 веке в Англии создавали первую железную дорогу - паровые чудо-машины строили шириной с дилижанс. Сегодня в большинстве европейских стран и США (железные дороги в США создавали английские эмигранты) - именно этот стандарт железнодорожной колеи (4 фута 8,5 дюймов). Впрочем, еще в 19 веке изобретатели говорили, если бы была возможность построить все заново, колею они бы все же сделали пошире.
До России новшество докатилось как раз в этот момент. И теперь во всех странах, входивших в Российскую империю - своя колея - ровно на 85 миллиметров шире европейской. Так что вот такая российская, более широкая колея, была тогда, можно сказать, на пике технического прогресса. Состав на ней оказался более устойчив и позволял перевозить больше грузов. К сожалению, тогда мало кто думал, что эта разница между российскими и европейскими железными дорогами доставит столько хлопот в наши дни.

Другая версия - в свое время такую ширину колеи пролоббировали, как сказали бы теперь, русские купцы, чтобы ограничить доступ товаров из Европы.

В России первая железная дорога С. -Петербург - Царское Село была построена с шириной колеи 6" (1829 мм) . Эта дорога была введена в действие в 1837 г. , т. е. через 12 лет после постройки Джорджем Стефенсоном первой железной дороги Стоктон - Дарлинггон. Это был период, когда принятая ширина колеи 4"81/2" подвергалась критике, и в ряде случаев строились дороги большей колеи.

Железная дорога С. -Петербург - Москва начала строиться в 1843 г. О выборе ширины колеи один из ее строителей инженер Мельников, после тщательного изучения железнодорожного дела в США, писал: "Трудно допустить, чтобы измерение для одного из главных элементов железной дороги (т. е. ширины колеи) , принятое почти случайно на первой дороге Англии, было выгоднейшим для всех железных дорог вообще.. . До сих пор не обнаружились еще весьма убедительные причины к увеличению или уменьшению числа 4"81/2"... Впрочем, многие из лучших инженеров Америки полагают, что ежели бы при теперешней их опытности им предстояло назначить норму для ширины путей в стране, где железных дорог еще не существует, то они решились бы увеличить эту ширину до 51/2" и даже, может быть, до 6".
В России тогда еще железных дорог, имеющих серьезное хозяйственное значение, не существовало. Выбор колеи более широкой, чем 4"81/2", обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза, увеличение объема его котла, массы груза в вагонах, лучшую устойчивость подвижного состава.

Мельников предложил колею шириной 5" (1524 мм) , что на 89 мм шире стефенсоновской колеи. 29 сентября 1842 г. был издан указ "Об учреждении Комитета устройства железной Петербурго-Московской дороги". Крупнейшая дорога длиной 650 км стала предшественницей всех русских железных дорог, а также и железных дорог Финляндии.

Железные дороги шириной колеи 1435 мм и более обычно называют ширококолейными. Более узкие называют узкоколейными, такие дороги относятся к второстепенным. Только в США к 1890 г. протяженность подобных дорог была 20800 км. В Европе для узкоколейных железных дорог были установлены стандарты - 600, 750 и 1000 мм. На практике же во всем мире имеется до 30 различных вариантов, узкой колеи, начиная с 420 мм."

Памятник Николаю I , установленный в 1859 г. в центре Исаакиевской площади, – не самый известный памятник в Санкт-Петербурге. Но люди, впервые увидев его, обычно ахают. И неудивительно: ведь при создании памятника свои усилия объединили два «титана» петербургского искусства – скульптор Петр Клодт и архитектор Огюст Монферран. С самого начала памятник как бы «напрашивался» на сравнение с Медным всадником: и расположены рядом, и решение схожее. Творение Клодта и Монферрана конкуренцию выдерживает достойно.

От Монферрана в этом памятнике – сложность силуэта, богатство декора и, самое главное, изощренный постамент. Монферран как архитектор всегда сочетал в себе тягу к мощным, могучим формам и страсть к декоративности, иногда даже к «украшательству». Эта двойственность ярко проявилась в памятнике. Проектируя солидный, «имперский», насыщенный символикой монумент, Монферран в то же время создает почти самостоятельное произведение архитектуры, изящное по форме и тонкое по колориту. Оцените сами, как красный финский гранит перекликается с красным же шокшинским порфиром, а бронза, оттененная белым мрамором, гармонирует с серым – сердобольским – гранитом.

От Клодта – главного скульптора-анималиста в Петербурге того времени – памятнику досталась «искра жизни». Никто лучше не смог бы передать порыв вздыбленного коня, вложить столько энергии и правдоподобия в это грациозное животное! А вот фигура самого императора, по иронии судьбы, не относится к лучшим произведениям мастера. Во-первых, Николай находится слишком высоко, и толком его не разглядишь. А во-вторых, Клодту при создании фигуры просто «не дали развернуться»: его заказчиков не интересовала ни психологическая достоверность, ни индивидуальность памятника. Нет, им нужен был обобщенный образ, образ правителя, победоносного триумфатора. Что ж, Клодт создал то, что от него требовали. И хотя прочтение памятника современниками могло быть двусмысленным (ведь в конце царствования Николая I Россия приближалась к катастрофическому поражению в Крымской войне, так что на роль триумфатора император этот точно не подходил), власти остались памятником более чем довольны.

Тем более, памятник этот стал настоящим триумфом русской инженерной мысли. Ведь это первый конный памятник в Европе, установленный на двух точках опоры (единственный памятник такого рода, созданный ранее — памятника президенту Эндрю Джексону перед Белым домом в столице США). Казалось бы, в теории все просто: задняя часть тела коня заполнена металлом, центр тяжести смещен, благодаря чему фигура приобретает устойчивость. Однако на практике выполнить расчеты и точно сбалансировать скульптуру было невероятно сложно. Отсюда легенда: якобы Клодт, желая убедить власти в правильности своих расчетов, обещал после установки лечь перед памятником, так что если бы фигура рухнула, она бы погребла своего создателя. Достоверность легенды под вопросом; важно то, что памятник до сих пор стоит – не шелохнется.

Стоит он в центре Исаакиевской площади, лицом к собору. Спиной же Николай развернулся ко дворцу одной из своих дочерей – Марии Николаевны (отсюда еще одна легенда: мол, Мария не любила жить в этом дворце, вид из окна ее оскорблял). Кстати, четыре аллегорические фигуры на постаменте памятника, олицетворяющие «Силу», «Мудрость», «Правосудие» и «Веру», одновременно являются портретами жены императора, Александры Федоровны, и трех его дочерей, Ольги, Марии и Александры. Четыре же барельефа, расположенные чуть ниже, изображают четыре главные события царствования Николая I: восшествие на престол в 1825г. (на восстание декабристов, разумеется, ни единого намека), подавление холерного бунта 1831г., награждение Сперанского за составление Полного свода законов и открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

Памятник Николаю I - одно из самых значимых скульптурных сооружений Санкт-Петербурга. Он расположен на одной из главных площадей северной столицы и служит ее великолепным украшением. Напоминая внешне знаменитый «Медный всадник», он, тем не менее, имеет свои оригинальные черты, в первую очередь, с инженерно-технической точки зрения, а также отличается от него внешним видом.

Общая характеристика

Памятник Николаю I был воздвигнут по инициативе его преемника и сына Александра II. Автором был О. Монферран, вернее, последний спроектировал композицию и создал пьедестал, а саму фигуру императора придумал и отлил П. Клодт. Отливка и создание длились три года, а открытие состоялось в 1859 году. При его постройке использовались ценные материалы, например итальянский мрамор. Первоначально скульптор планировал сделать фигуру правителя на спокойно стоящем коне, однако этот проект был отвергнут Монферраном, желавшим в композиции соединить две части площади, которые были решены в разных архитектурных стилях. В результате памятник приобрел тот вид, который существует теперь. Император восседает на коне, находящемся в движении, которому противопоставлена спокойная фигура всадника.

Расположение

Скульптурная композиция расположена на площади между Исаакиевским собором и Мариинским театром. Она находится на одной оси со знаменитым «Медным всадником», что является своего рода аллегорией: ведь известно, что император при жизни стремился подражать Петру I, и такое расположение, очевидно, должно было подчеркивать эту преемственность в политике. Однако следует также учитывать тот факт, что создатели стремились превратить площадь в единый культурно-археологический ансамбль, и для этого решили поставить монумент именно на данном месте. Для окончательного оформления пространства на указанном месте и был поставлен памятник Николаю I на Исаакиевской таким образом, был украшен еще одной скульптурной композицией, посвященной одному из императоров.

Внешний вид

С первого взгляда новая композиция очень напоминает знаменитую статую Петра I, которому Николай Павлович очень хотел подражать в годы своего правления. Именно поэтому композиция имеет явные отсылки к этому монументу, но вместе с тем и отличается от него. В первую очередь это относится к позе всадника. На первой композиции царь изображен в динамике: он сидит с протянутой рукой, его корпус устремлен вперед, а поворот головы символизирует устремленность в будущее. Памятник Николаю I, напротив, представляет его спокойным и величественным, что особо подчеркивается также и парадным пьедесталом, на котором расположена фигура. Сам царь представлен в мундире Конного полка, что также подчеркивает официальный характер скульптуры, в то время как «Медный всадник» больше имел символическое значение. Он выполнен в духе просветительских идеалов и должен был знаменовать победу разума и прогрессивность петровских реформ. Но памятник Николаю I на олицетворял мощь и величие императорской власти. Это вполне соответствовало духу правления этого царя, который заботился об усилении абсолютизма.

Украшения

Отдельно следует сказать об аллегорических образах, расположенных на пьедестале монумента. В первую очередь, это четыре женские фигуры, которые символизируют силу, мудрость, правосудие и веру. Их лица являются портретными изображениями императрицы и дочерей этого царя. Автором их является Р. Залеман. Между двумя фигурами расположен герб. Также следует упомянуть про барельефы, которые изображают наиболее значимые события николаевского царствования: холерный бунт, награждение Сперанского за издание свода законов и открытие императором Три барельефа выполнил Ромазанов, один - Залеман. Поначалу памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге не имел ограды, но впоследствии она была пристроена.

Технические достоинства

Скульптура является уникальной с инженерной точки зрения. Дело в том, что статуя стоит на постаменте, опираясь всего лишь на две точки, - это задние ноги коня. Это был единственное сооружение подобного рода в Европе. Аналогичная конструкция была применена только в США при возведении скульптуры Э. Джексона. Поначалу предполагалось, что памятник Николаю I в Санкт-Петербурге устойчив за счет того, что в статую лошади была положена металлическая дробь для того, чтобы утяжелить точку опоры. Однако при проведении реставрационных работ в советское время ничего подобного обнаружено не было. Выяснилось, что сооружение устойчиво за счет специальных тяжелых металлических брусов, которые были заказаны скульптором на одном из лучших заводов.

Дальнейшая судьба

В встал вопрос о том, чтобы снести памятник Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге. Вместо него планировалось поставить скульптуру одного руководителей Красной армии: Фрунзе или Буденного. Однако при обсуждении вопроса учли то немаловажное обстоятельство, что конструкция является уникальной с технической точки зрения, и что демонтировать ее будет очень непросто, и в связи с этим решили оставить сооружение. Впоследствии также отклонили проект заменить его другим сооружением. Была убрана только ограда, которая, впрочем, была восстановлена через некоторое время.

Значение

Памятник, выполненный в стиле необарокко, стал действительно связующим звеном всей площади. Дело в том, что на ней расположено несколько зданий, выполненных в разных стилях, и проект был призван создать некоторую гармонию и единство в данном пространстве. Эта композиция отличается одновременно и легкостью, динамизмом и в то же время ей присущи монументальность, величественность, спокойная торжественность. Такое удачное соединение нескольких разных архитектурных черт позволило композиции стать завершающим элементом на площади. Кроме того, явное сходство с «Медным всадником» является своеобразной отсылкой с предыдущим строениям, что должно было связать все культурное пространство данного места в единое целое. Эта задача была в полной мере решена создателями нового проекта.

Памятник Николаю I в Санкт-Петербурге, адрес которого - Исаакиевская площадь (от станции «Адмиралтейская», по Морской улице), стал очень удачным архитектурным решением его автора по завершению общего облика не только данного места, но и всего города в целом. Известно, что он является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей как благодаря композиции, так из-за красивых фонарей вокруг нее.