Зураб соткилава биография личная жизнь и дети. Семья – это навсегда: рассказ о неравном, но счастливом браке Элисо Турманидзе и Зураба Соткилавы. Начало пути в театре

В Москве после продолжительной болезни на 81-м году жизни умер известный оперный певец Зураб Соткилава. Лайф рассказывает о его необычном пути в профессию.

Зураб Соткилава, родившийся в 1937 году в Сухуми, с детства был окружён музыкой. Как сам он рассказывал, его мама и бабушка прекрасно пели и играли на гитаре. Правда, сам мальчик в детстве и не думал заниматься музыкой.

Его страстью был футбол. И парень подавал большие надежды. Его способности заметили профессиональные тренеры, и Зураба включили в состав команды сухумского "Динамо" в качестве крайнего защитника.

Когда Зурабу было 20 лет, его назначили капитаном юношеской сборной Грузинской ССР. Тогда же сборная стала победителем чемпионата страны.

В 1958 году Соткилаву позвали в тбилисское "Динамо". Но вскоре ему пришлось поставить крест на карьере футболиста. На матче в Югославии Зураб получил перелом. Но он не сдался: после лечения и восстановления вернулся в команду. Но на соревнованиях в Чехословакии он снова получил серьёзную травму, которая поставила крест на спортивной карьере Соткилавы.

Зураб учился в политехе на горном факультете, который закончил в 1960 году. Но работать по специальности он не хотел, поэтому вскоре после защиты диплома подал документы в Тбилисскую консерваторию на вокальный факультет. Вступительные экзамены Соткилава успешно сдал. Именно в консерватории Зураб встретил свою будущую жену - учившуюся курсом старше пианистку Элисо Турманидзе. Они прожили вместе более полувека.

Слава пришла к оперному певцу сразу после окончания консерватории. Зураба Соткилаву пригласили в труппу Грузинского театра оперы и балета, где он дебютировал с партией Каварадосси в опере "Тоска" Пуччини. За успешную работу в 1966 году Соткилаву направили на двухлетнюю стажировку в Италию, где ему давали уроки мастера театра La Scala.

Наверное, именно годы учёбы в Италии помогли Зурабу стать лауреатом многих конкурсов, в том числе и престижного Международного конкурса имени Чайковского в 1970 году. В этом же году ему присвоили звание заслуженного артиста Грузинской ССР.

Спустя три года Зураб Соткилава впервые выступил в оперной постановке на сцене Большого театра. Он пел партию Хосе в опере "Кармен". После этого спектакля директор театра Кирилл Молчанов предложил Соткилаве постоянное место в оперной труппе.

В главном театре страны Соткилава пел во множестве постановок, но особенно удачными стали его партии в операх Верди - "Отелло", "Аида", "Трубадур" и "Бал-маскарад".

После переезда в Москву Зураб Соткилава начал также заниматься педагогической деятельностью. С 1976 по 1988 год он преподавал на кафедре оперного пения в Московской консерватории, где стал профессором в 1987 году. В 2002 году он возобновил работу в Московской консерватории, где работал до конца жизни.

В 2015 году стало известно и том, что Зураб Соткилава болен раком. Несмотря на диагноз, певец не оставил сцену и после курса лечения продолжил выступать.

Я никогда не был ни хамом, ни грубияном, старался с людьми поступать нормально. Но после болезни понял, что надо относиться к жизни с ещё большей радостью, к людям, которые тебе улыбаются. Насколько ты способен, нужно отдавать другим только хорошее

Когда слышишь глубокий, могучий, заполняющий собой любой зал голос Зураба Соткилавы, то не верится, что знаменитый тенор, лауреат множества премий мечтал когда-то стать звездой… футбола, и лишь благодаря стечению обстоятельств мир получил вместо великого футболиста великого певца. Как же такое могло произойти? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно, наверное, вспомнить всю жизнь Зураба Лаврентьевича, начиная с того мартовского дня 1937-го года, когда директор школы Лаврентий Соткилава стал самым счастливым человеком на Земле: еще бы, ведь у него родился сын.

Детство в тени войны

Ксения Виссарионовна – мама Зураба – любила петь и играть на гитаре. Мелодичные грузинские песни – первое музыкальное впечатление раннего детства – Зураб узнал именно от мамы (отнюдь не певицы, а рентгенолога по профессии) и бабушки. По признанию певца, в то время ему, ребенку, и в голову не приходило, что когда-нибудь он сам начнет петь.

А потом была Великая Отечественная война. Как у всего поколения, она разделила детство маленького Зураба на «до» и «после». Но песни никуда не исчезли. Теперь их пели матери и жены тех, кто сражался за тысячи километров от родного дома; пели, собравшись под большим платановым деревом во дворе. В этих песнях звучала не только тоска и тревога, но и вера в победу. Не тогда ли Зураб впервые ощутил огромную силу музыки, исцеляющей души и дающей силу сердцам?

Футбол? Футбол. Футбол!

После Победы и возвращения отца на смену тревогам пришли обычные мальчишеские радости, главной среди которых был футбол. Дни напролет Зураб гонял по огромной поляне самодельный мяч, сделанный из корней травы. В 12 лет юного игрока заметили тренеры – и спортивная карьера стремительно шла в гору: в 16 лет он уже крайний защитник сухумского «Динамо», а в 1958 г. его зачисляют в основной состав тбилисского «Динамо». Параллельно Зураб учится в политехническом, но никто, и прежде всего он сам, не сомневается, что его будущее – спорт.


А потом был роковой матч в Югославии и полученный на нем перелом. Тогда Зураб смог преодолеть последствия травмы и вернуться в команду. Но новая травма – на этот раз на соревнованиях в Чехословакии – не оставляет никаких шансов. Из футбола пришлось уйти. И нужно было искать новое призвание, новую цель.

Начало

В каком-то смысле новое призвание нашло Зураба само, когда он еще играл в «Динамо». Пианистка Разумовская, друг семьи Соткилава, восхищалась его голосом и посоветовала ему пройти прослушивание у знакомого профессора Тбилисской консерватории. Любопытно, что профессор сначала заинтересовался футбольными, а не вокальными возможностями Зураба. Соткилава доставал ему билеты на стадион, а профессор из благодарности давал ему уроки – до того момента, пока не стало ясно: у юного спортсмена есть огромный певческий потенциал. Правда, сам Зураб эту новость встретил со смехом: тогда для него существовал лишь футбол. И только когда от спорта пришлось отказаться, Соткилава всерьез взялся за подготовку к консерватории.


10 июля 1960-го г. он защитил диплом в политехническом институте, а 12-го пошел на вступительный экзамен в консерваторию.

Любовь

В битком набитых коридорах консерватории абитуриент Соткилава неожиданно увидел красивую девушку в костюме кирпичного цвета – и влюбился. По признанию певца, он сразу понял, что эта девушка – ее звали Элисо Турманидзе – будет его женой. Но подойти к будущей пианистке, учившейся курсом старше, он не решался целых два года.


И тогда Элисо подошла сама.
…Они вместе уже полвека – Зураб и Элисо. Жена – это не только друг и помощница, но и надежный тыл, так необходимый в непростой жизни артиста. В каждом интервью Зураб Лаврентьевич говорит слова благодарности жене, всегда поддерживавшей его во всем. А еще – подарившей двух дочерей: Теа и Кетино. Дочери не пошли по стопам отца, выбрав гуманитарные науки, а не музыку, но это не мешает отцу – а теперь уже и дедушке – обожать их и баловать внуков. Кстати, муж младшей дочери, Кети – известный грузинский оперный певец, так что есть надежда, что младший внук, Леван, когда-нибудь тоже выйдет на сцену.

Слава

Учебе в Тбилисской консерватории Зураб предался с такой же страстью, с какой прежде занимался футболом. И усилия его были вознаграждены: после ее окончания с партией Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» к нему приходит первая слава. Вскоре в Грузинский государственный театр оперы и балета начинают ходить «на Соткилаву». В 1966 году – новая удача: перспективного молодого человека направляют в Италию, в мечту все оперных певцов мира — в «Ла Скала». Двухлетняя стажировка у лучших мастеров сцены, помнивших таких звезд сцены как Карузо и Джильи, очень много дала Зурабу. В 1968 г. к нему приходит первый международный успех: победа на болгарском фестивале «Золотой Орфей».

С этого момента победа следует за победой: Международный конкурс имени П.И. Чайковского – вторая премия; Международный конкурс вокалистов им. Ф. Виньяса – первая премия и «Гран-При»! А какие партии: в 1973 г. Зураб в Большом театре дебютирует в партии Хозе (через год он перейдет в этот театр из Грузинского театра оперы и балета); потом были Водемон из «Иоланты» Чайковского, Самозванец из «Бориса Годунова» Мусоргского, Туридду из «Сельской чести» Масканьи. Но отдельная страсть тенора – это Верди. Именно в его операх «Трубадур», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло» гений Соткилавы раскрылся с полной силой, явив миру высочайший исполнительский уровень, неподражаемые эмоциональность и лиризм.

Со стороны могло показаться, что Зураб Соткилава – любимец судьбы, которому все давалось легко: бесконечные гастроли по всему миру, начиная с 1970-х гг.; блестящие партии на лучших оперных сценах, государственные награды, миллионы поклонников… Но только сам певец может сказать, какой титанический труд стоит за кажущейся легкостью исполнения, какая длительная подготовка предшествует каждой премьере. И никто не знает, какие шрамы на душе оставила ранняя смерть родителей, а в начале 1990-х – война, пришедшая в родную Абхазию.

Не они ли, эти скрытые от посторонних глаз стрессы, спровоцировали развитие страшной болезни? Летом этого года газеты запестрели тревожными сообщениями: у знаменитого певца диагностирована опухоль поджелудочной железы. Но Соткилава не собирался сдаваться. После успешно проведенного лечения Зураб Лаврентьевич вернулся на сцену, а нам остается лишь пожелать ему долгих лет жизни.

Награжден главным призом фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария, 1968)
Награжден орденом «Знак Почета» (1971)
Награжден орденом Трудового Красного знамени (1976)
Почетный член Болонской академии музыки (Италия), избран «за блестящую трактовку произведений Верди»
Награжден орденом Чести Республики Грузия (1997)
Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)

Родился в г. Сухуми (Абхазия, Грузия). В 1960 г. окончил Тбилисский политехнический институт, в 1965 г. — Тбилисскую консерваторию (класс Д. Я. Андгуладзе), в 1972 г. — аспирантуру при Тбилисской консерватории.Стажировался в театре «Ла Скала» (руководители — Д. Барра и З. Пьяцца, 1966-1968), где подготовил партии Герцога в опере «Риголетто» Дж. Верди, Хозе в опере «Кармен» Ж. Бизе, Турриды в опере «Сельская честь» П. Масканьи. После этого в Италии его стали называть одним из лучших интерпретаторов итальянской оперной классики.

В 1970 г. Е. Образцова и З. Соткилава стали первыми советскими певцами, выступившими на очень сложном Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне. Они получили золотые медали и приглашение остаться в Испании. Критики отмечали, что З. Соткилава — один из лучших оперных певцов «с блестящим по тембру голосом, прекрасной техникой, большой музыкальностью и экспрессией», что его голос и пение можно сравнить с голосом Марио дель Монако или ди Стефано в их лучшие годы. За блестящую трактовку произведений Верди Болонская музыкальная академия избрала З. Соткилаву своим почетным членом.

Педагогическая деятельность:

В 1976-1988 гг. преподавал в Московской консерватории, с 1987 г. — профессор кафедры сольного пения. В 2002 г. возобновил преподавательскую работу в Московской консерватории. Среди учеников — В. Богачев, В. Редькин, А. Федин и другие.

Певец (лирико-драматический тенор)
Заслуженный артист Грузинской ССР (Грузии) (1970)
Народный артист Грузинской ССР (1973)
Народный артист СССР (1979)

Лауреат Международного конкурса вокалистов на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии (I премия, 1968)
Лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970, II премия)
Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Ф. Виньяса в Барселоне (1970, I премия и Гран-при)
Лауреат государственной премии Грузинской ССР им. З. Палиашвили (1983)
Лауреат государственной премии Республики Грузия имени Шота Руставели (1998)

Участие в жюри конкурсов:

Председатель жюри в номинации «вокальное искусство» Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1994). Председатель жюри кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок» (Анапа, 2000).

Концертная деятельность. Основной репертуар:

В 1965-1974 гг. З. Соткилава — солист Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили. В 1973 г. дебютировал в Большом театре в Москве в партии Хозе («Кармен» Ж. Бизе), с 1974 г. — приглашен в оперную труппу. В Большом театре он исполнил партии: Водемон («Иоланта» П. И. Чайковского); Абесалом («Абесалом и Этери» З. Палиашвили); Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини); Манрико («Трубадур» Дж. Верди); Радамес («Аида» Дж. Верди); Отелло («Отелло» Дж. Верди); Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди); Хозе («Кармен» Ж. Бизе); Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили).

В 1995 г. участвовал в премьере первой в истории Большого театра постановки оперы «Хованщина» в редакции Д. Шостаковича (дирижер-постановщик М. Ростропович, режиссер-постановщик Б. Покровский), исполнив партию Голицына. Также исполнил эту партию в последней постановке «Хованщины» в Большом театре в 2002 г. (дирижер-постановщик А. Ведерников, режиссер-постановщик Ю. Александров).

На сцене Большого театра певец выступал с В. Атлантовым, Е. Нестеренко, Т. Милашкиной, И. Архиповой, М. Касрашвили, Е. Образцовой и другими выдающимися артистами. Много гастролирует за рубежом. Особенно часто выступал в Италии. Репертуар (в Большом театре):

  • Манрико («Трубадур» Дж. Верди)
  • Марио Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини)
  • Водемон («Иоланта» П. Чайковского)
  • Радамес («Аида» Дж. Верди)
  • Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
  • Арзакан («Похищение луны» О. Тактакишвили) — первый исполнитель
  • Отелло («Отелло» Дж. Верди)
  • Ричард («Бал-маскарад» Дж. Верди)
  • Туридду («Сельская честь» П. Масканьи)
  • Барон Каллоандро («Прекрасная мельничиха» Дж. Паизиелло) — первый исполнитель в Большом театре
  • Самозванец («Борис Годунов» М. Мусоргского)
  • Голицын («Хованщина» М. Мусоргского)
  • Измаил («Набукко» Дж. Верди)

Дискография

Фирмой «Sony» выпущены диски: «Итальянская классическая музыка» и «Русская классическая музыка».

    СОТКИЛАВА Зураб Лаврентьевич - (р. 1937) певец (лирико драматический тенор), народный артист СССР (1979). В 1965 74 в Грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. 1 я премия на Международном конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса (Барселона), 2 я премия на… … Большой Энциклопедический словарь

    Соткилава, Зураб Лаврентьевич - СОТКИЛАВА Зураб Лаврентьевич (родился в 1937), грузинский певец (лирико–драматический тенор). С 1965 в грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. Исполнение Соткилавы отличается темпераментом и задушевностью. Лучшие партии Отелло… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Соткилава Зураб Лаврентьевич - (р. 1937), певец (лирико драматический тенор), народный артист СССР (1979). Ученик Д. Я. Андгуладзе. В 1965 74 в Грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. 2 я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского (1970, Москва) … Энциклопедический словарь

    Соткилава, Зураб Лаврентьевич - Оперный певец, народный артист СССР; родился 12 марта 1937 г. в г. Сухуми Абхазской АССР; окончил Тбилисский политехнический институт и Тбилисскую консерваторию, профессор; 1965 1974 работал в Грузинском театре оперы и балета (г. Тбилиси); с 1974 … Большая биографическая энциклопедия

    Зураб Лаврентьевич Соткилава - Оперный певец, лирико драматический тенор, солист Большого театра России, Народный артист СССР и Грузинской ССР Зураб Лаврентьевич Соткилава родился 12 марта 1937 года в городе Сухуми (Абхазия). Отец - Лаврентий Соткилава был историком,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Зураб Лаврентьевич Соткилава - (груз. ზურაბ სოტკილავა; род. 1937) советский и российский оперный певец (лирико драматический тенор), педагог, народный артист СССР (1979).. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды … Википедия

    Соткилава - Соткилава, Зураб Лаврентьевич Зураб Соткилава Полное имя Зураб Лаврентьевич Соткилава Дата рождения 12 марта 1937(1937 03 12) (73 года) Место рождения Сухуми … Википедия

    СОТКИЛАВА - Зураб Лаврентьевич (родился в 1937), грузинский певец (лирико драматический тенор). С 1965 в грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. Исполнение Соткилавы отличается темпераментом и задушевностью. Лучшие партии Отелло (Отелло… … Современная энциклопедия

    СОТКИЛАВА - Зураб Лаврентьевич (род. 1937), певец (лирико драматический тенор), народный артист СССР (1979). Ученик Д. Я. Андгуладзе, стажировался в Италии. В 1965 74 в Грузинском театре оперы и балета, с 1974 в Большом театре. 2 я премия на Международном… … Русская история

    Зураб Соткилава - Зураб Лаврентьевич Соткилава (груз. ზურაბ სოტკილავა; род. 1937) советский и российский оперный певец (лирико драматический тенор), педагог, народный артист СССР (1979).. Содержание 1 Биография 2 Признание и награды … Википедия

«Ненавижу мужчин, которые бросают жён из-за молодой, длинноногой...» - говорит знаменитый тенор Большого театра народный артист СССР Зураб Соткилава .

«Жалко близких, а не себя»

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Зураб Лаврентьевич, когда мы с вами договаривались об интервью, вы сказали, что сейчас у вас весь день по часам расписан из-за системы лечения...

Зураб Соткилава: У меня была онкология, я делал операцию в Германии, проходил «химию». После был хороший период - целых 8 месяцев всё чисто. И я как-то осмелел, начал петь... В Грузию успел поехать. Там были самые волнительные выступления, хотелось себя хорошо показать. Большой успех был... Но я начал рано давать концерты. Стрессы и нагрузки вызвали метастазы в другом месте. Вот сейчас сделал три курса химиотерапии, ещё осталось два. Это жестокая вещь... Интоксикация сильная... Вкус металла во рту - ещё чёрт с ним. Проблема в том, что ничего не чувствуешь. Бывает очень большая слабость. Иногда такая, что... (Пауза.) Врагу не пожелаю.

Писательница Дарья Донцова, перенёсшая рак, сказала: борясь с этой страшной болезнью, главное - собраться и не жалеть самого себя...

Сколько себя помню, мне себя жалко никогда не было. Мне жалко моих близких. Я знаю, как они переживают, особенно моя супруга. Вот это и есть моя боль, мои страх и жалость.

- А когда вы только-только узна-ли о своём диагнозе, какая была реакция? Страх? Отчаяние?

Мои думали, что они раньше меня узнали всё от главврача. И молчали, скрывали от меня. А на самом деле я всё знал. В один период начал бледнеть, неожиданно становилось плохо, пошёл к врачу. На УЗИ женщина-специалист сказала: «Зураб, там что-то есть. Только непонятно - качественное или злокачественное». И я понял почему-то, что некачественное...

- Сколько лет длится уже борьба с раком, Зураб Лавренть-евич?

Почти два года... Но всё равно я о плохом не думаю, всё у меня хорошо будет. Правда! У меня есть цель. Я хочу петь. Иначе жить не хочу...

По поводу пения... В клинике, где меня оперировали, есть четыре врача. Все красавцы - когда они ко мне зашли, я подумал: звёзды Голливуда... И вдруг они как запели песню, которую я когда-то исполнял! Хирурги запели! В Германии! Они уже знали, кто я такой...

Говорю главному хирургу: «Я хочу петь». Он отвечает: «Зачем вам? Сколько вам лет?» Мне тогда было 78. «Понимаете, я умру без пения. Не хочу жить без сцены». Он так сидел-сидел, потом говорит: «Я две недели был в отпуске, не сделал ни одной операции. И чуть с ума не сошёл. Поэтому приехал на два дня раньше, чтобы продолжить. Я тоже не могу без операций».

В пении для меня радость жизни, в этом смысл моего сущест-вования... Мне не так давно позвонил директор Большого театра: «Что и как будем делать?» У меня же 80-летие в марте 2017 года... Я сказал: «Давайте подождём, пока проверят меня… Если всё нормально окажется, буду готовиться». Я говорю плохо, а начинаю распеваться - и голос появляется...

Говорят, что в борьбе с болезнью очень помогают положительные эмоции... Что вам в жизни доставляет удовольствие?

Моя радость - мои дети и внуки. Когда мы все вместе, то я самый счастливый человек на свете! А положительные эмоции приносят работа в консерватории, работа с молодыми, обучать их для меня радость. У меня за 50 лет огромное количество студентов было. Сейчас замечательные ребята учатся, четверо из них на третьем курсе. Вот надо довести их до конца. Они должны стать большими певцами...

А ещё... Знаете, я понял, что такое людская любовь... По улице не могу пройти - меня останавливают, обнимают, целуют женщины, старики, молодые, знакомые, незнакомые. Конечно, мне это приятно... Все желают выздоровления и никто не сказал, что им меня жаль. Все говорят: «Мы вас не жалеем, мы вас любим».

И конечно, радует мой любимый футбол, в который я сам играл (из-за травм Соткилава был вынужден оставить спорт. - Ред.). Сейчас с удовольствием смотрю, когда на поле интеллектуалы футбола. Это фантастическая игра.

Но российские футболисты... Чемпионат Европы - это был ужас. Нарочно так плохо не сыграешь. Я тогда болел за Испанию и Италию. Иногда болею за отдельных футболистов - за Роналду и за Месси. Даже моя жена Роналду любит. Мы счастливы, когда он выигрывает.

фото из личного архива семьи Соткилавы

От критики - беруши в уши

Зураб Лаврентьевич, сейчас век разводов, но вашему браку с пианисткой Элисо Турманидзе уже больше полувека... В чём тут секрет?

Вообще кавказские семьи не разводятся по жизни. Ненавижу мужчин, которые ведут себя непорядочно. Взял в жёны молодую красивую девочку, она отдала ему свою жизнь, себя отдала, для него жила, всё делала, воспитывала детей. А потом появляется какая-то юная, длинноногая, и он уходит... Как можно бросать семью?

- А что нужно делать, по-вашему, чтобы сохранить в семье любовь на многие годы?

Компромиссы, конечно. Терпение нужно. Не бывает такого, чтобы без бури в семье было. И вот здесь надо быть чуть-чуть умнее. Женщине надо уступать, всё равно её не перекричишь. Поэтому мужчине надо быть более терпеливым. Но и женщина должна уважать своего супруга, должна делать всё для того, чтобы он хорошо выглядел, хорошо и достойно жил. Женщина делает мужчину.

Мы с супругой 51 год вместе. Жена меня поддерживает и всё делает для того, чтобы я был в режиме, питался правильно. Хотя насчёт питания мы запутались. Советчиков столько, что с ума можно сойти! Вот сидят два академика. Один говорит: «Зураб, надо кислую среду есть». Второй говорит: «Лучше щелочную». Я отвечаю: «Ребята, договоритесь и решайте, что будем делать». Отвечают: «Если бы мы знали, от чего рак происходит, мы бы нашли средство». У меня режим питания немножко сложноватый. Всё специально готовим. Через день мясо обязательно нужно для силы. И мне ещё дают добавки, препараты, которые иммунитет поддерживают.

51 год назад. Зураб и Элисо.