Альфонс муха славянская эпопея где находится. Славянская эпопея Альфонса Мухи (Alfons Mucha). " Апофеоз истории славянства "

В Праге — самое большое здание Национальной пражской галереи. Здесь представлены шедевры современного искусства с конца XIX века до наших дней. Среди авторов: Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог. Мы хотели увидеть 20 монументальных полотен А. Мухи «Славянская эпопея».

Административный округ Прага 7. Исторический район Голешовице.

Небольшая путаница

Здание галереи называют по-разному: Дворец выставок в Праге, Ярмарочный дворец, Выставочнвй дворец или по чешски Národní galerie v Praze. Если вы едете на такси, то лучше назвать Veletržní palác (дворец Велетржни) место где находится коллекция современного искусства.

Будьте внимательны! Это здание путают ещё с двумя музеями — Музеем современного искусства в Праге (музей Кампа на острове Кампа) и, почему-то с музеем Кафки.

Если вы хотите увидеть здание-дворец, вроде или , то вас ждёт разочарование.

Дворец Велетржни — современное здание в стиле функционализма. Построен в 1928 году и на тот момент был самым большим зданием в мире.

Картинная галерея

Картинная галерея занимает несколько этажей. Здесь выставлены работы чешских художников, шедевры прославленных мастеров Европы. Уникальную ценность представляют подборки французского и европейского искусства (Пабло Пикассо, Жорж Брак, Густав Климт, Альфонс Муха, Огюст Ренуар, Винсент Ван Гог).


Здесь же проходят временные экспозиции. Мы рады, что застали выставку скульптур Огюста Родена.

Нам музей понравился: просторно, свободно, народу мало, кроме картин и скульптур есть медиа фильмы.

Славянская эпопея А. Мухи

Выставка Альфонса Мухи «Славянская эпопея» (Alfons Mucha: Slovanská Epopej) проходит на территории Veletržní palác.

В Праге картины этого художника можно увидеть в разных галереях. Есть и отдельный музей — .

Кроме того, работы художника часто путешествуют по разным странам и познакомиться с творчеством Мухи не представляет сложности. Но есть одно «но». Как правило, в мировых музеях можно увидеть небольшие по размеру картины и графические работы.

А одно из величайших творений А. Мухи — «Славянская эпопея» представляющая собой 20 монументальных полотен. Коллекция не должна разделяться — таково было главное требование художника.

Картины Славянской эпопеи долго не могли найти себе «дом». Ни одно из зданий Праги не могло их вместить.

Размеры (высота потолков) Выставочного дворца (Veletržní palác) позволяли разместить картины, и несмотря на это, пришлось провести реконструкцию части здания, чтобы Славянская эпопея смогла выглядеть эффектно, достойно и не страдать от температурных перепадов.

Коллекцию таких полотен перевозить крайне сложно, поэтому знатоки искусства специально приезжают в Прагу. Мы с Галей решили не упускать возможность.

Выставка очень интересная, впечатляющая масштабом картин и изображенными на них событиями. Это действительно «эпопея».

В залах есть удобные скамейки, где можно спокойно посидеть и не торопясь рассмотреть картины.

В первом зале «Славянской эпопеи» транслируется фильм о художнике.

Время работы

Ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 18:00

Официальный сайт музея Национальная Пражская галерея: www.ngprague.cz

Сколько стоит

  • Взрослый: 300 крон
  • Льготный: 150 крон

Вход на выставку находится на первом этаже. Жаль, что посетителей там немного, хотя славян в мире больше 300 миллионов.

Как добраться

  • На трамвае
    №№ 12, 17, 24, 53, 54, 91
    Мы ехали на №24, который идет с улицы Vodičkova в центре Праги. Ехать нужно до остановки Veletržní palác. Трамвай останавливается прямо напротив дворца.
  • На автобусе
    №156 до автовокзала Strossmayerovo náměstí
  • На метро
    До станций Vltavská

Дворец Велертжни на карте

После значительного перерыва в два года Славянская Эпопея вновь представлена в Праге всем любителям искусства. В здании Муниципального дома проходит выставка, на которой представлены также и другие работы Альфонса Мухи. Двери выставки открыты с 19 августа 2018 до 13 января 2019 года. Стоимость билетов для взрослых - 250 крон, для детей старше 6 лет и студентов - 100 крон. Есть возможность приобрести входной билет на семью, куда входят 2 родителя и не более 3-х детей, за 500 крон, а также записать группу школьников по цене в 50 крон за 1 ученика. Обзор выставки с участием гида проводится группами, по 80 крон с человека. Куратором выставки назначена Магдалена Юржикова.

Славянская эпопея |


Выставочная площадка в Муниципальном доме - одно из наиболее презентабельных пространств Праги, а стиль ар-нуво как нельзя лучше подчеркивает художественный стиль, в котором писал Альфонс Муха. Неудивительно, что выставка, столь сильно отражающая славянские традиции, которыми вдохновлялся художник, проходит именно в год, когда Чехословакия отмечает 100 лет своей государственности.


Славянская эпопея |


После успеха выставки Альфонса Мухи в Национальном художественном центре Японии, где его полотна увидели более 660 тысяч зрителей, есть новая возможность для всех желающих увидеть большую часть работ известного художника в завораживающей атмосфере Муниципального дома Праги.


Славянская эпопея |


Архитектурные особенности выставочного пространства позволяют глубже понять технические стороны работ Альфонса. Организаторы постарались представить классическую коллекцию полотен с новой точки зрения, доказывая, что эпопея все также актуальна, как во времена своего создания.

Чешского живописца, одного из видных представителей модерна, Альфонса Мухи.

Открытие экспозиции несколько раз откладывалось из-за споров о том, кому принадлежат ценные работы. Было решено исполнить волю художника, который подарил полотна Праге и где в последний раз они были представлены публике много десятилетий назад .

Муха закончил цикл "Славянская эпопея" в 1928 году, когда идеи единения славянских народов были уже не так популярны, как в начале XX века. Показать единство славян, рассказать о важных вехах их истории и мифологии и было главной целью художника. Для этого автор выбрал важные культурные, религиозные, исторические и военные события: отмена крепостного права на Руси, проповедь Яна Гуса в пражской Вифлеемской часовне, правление в Болгарии царя Симеона I Великого, учение чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского и так далее. Например, истории Гуситской церкви, второй по количеству последователей в современной Чехии, посвящено четыре полотна. А вот картина "Братская школа в Иванчицах", на которой изображен процесс печатания первой Библии на чешском языке, посвящена городу, в котором Муха родился.

"Славянскую эпопею" можно назвать художественным памятником панславизма – культурного и политического течения, в основе которого лежат идеи объединения славян. Некоторые приверженцы этого течения рассматривали его как возможность дать отпор иноземцам. Вероятно, с этим связано появление в цикле картины под названием "Грюнвальдская битва". Это сражение, произошедшее в начале XV века, символизирует победу славянских воинов, объединившихся под польско-литовским началом, над рыцарями Тевтонского ордена. Но большая часть полотен цикла связана с историей Чехии, Словакии или Моравии. Не зная ее, иностранцу – даже славянину – трудно понять, что хотел сказать художник. Именно за это Муху при жизни критиковали, а созданный им цикл считали пламенным патриотическим произведением.

20 полотен "Славянской эпопеи" Муха создавал почти два десятилетия. Он считал этот цикл делом своей жизни, поэтому завещал в подарок Праге – при условии, что будет построена отдельная галерея. Художник не установил временных рамок, поэтому после первой выставки картины были отправлены в

Над циклом "Славянская эпопея " Альфонс Муха работал два десятилетия. Это произведение не имеет аналогов в мировой живописи.


депозитарий Национальной галереи. После Второй мировой войны город Моравски-Крумлов предложил собственными силами отреставрировать подпорченные влагой полотна и выставить их в местном замке. Здесь они могли бы оставаться и поныне, но потомки Мухи обратили внимание на то, что последняя воля создателя так и не была исполнена. Внук художника – Джон – основал фонд и начал сбор средств на создание отдельной галереи, а власти моравского городка выступили против возвращения полотен в столицу из-за опасений, что к ним перестанут приезжать туристы. Спор разрешился несколько лет назад, и картины в несколько этапов перевезли в Прагу. В просторном зале Национальной галереи, где хранится коллекция современного искусства, картины представлены в том же порядке, как и во время первой выставки, которую художник подготавливал сам. Это помогает зрителю понять замысел автора – связь между отдельными картиной.

"Славянская эпопея" – это серия действительно монументальных картин. Семь из двадцати полотен – более чем 50 квадратных метров, каждая – высотой с трехэтажный дом. Интересно и то, что Муха, известный в мире, прежде всего, как мастер эпохи модерна, в главном цикле своей жизни выступает в качестве художника-романтика, обращаясь к наследию историзма. Об этом - беседа обозревателя Радио Свобода с пражским искусствоведом Томашем Гланцем .

– Понятно с точки зрения искусствоведа, почему эта эпопея появилась в конце 20- х годов? В этот период, кажется, не было такой общественной потребности, как, скажем, в конце 19 века, когда идеи историзма были значительно более актуальными?

– Действительно, эпопея Мухи в этом отношении была несовременной. Это стало причиной сложного ее восприятия в тот момент, когда она была выставлена, после того как 20 лет Альфонс Муха над ней работал. Цикл был завершен к 1928 году, и именно тогда критики обращали внимание на такой жесткий, даже можно было бы сказать, антимодернизм Мухи, который в каченстве автора своей эпопеи выступил как противник авангарда и модернизма. И в этом плане эстетически эти 20 огромнейших работ – плод именно того периода, который вы упомянули, историзма 19 века.

– В конце 20-х годов вокруг этой серии развернулась общественная дискуссия?

– Да, с одной стороны, Муха был официальным дизайнером Чехословакии –автором почтовых марок того времени и дизайна новых чехословацких купюр, которые были сделаны после 1918 года. Его плакаты, открытки, которые так известны - только одна сторона его деятельности. Другая сторона – это художественное оформление нового государственного дизайна. Так что, с этой точки зрения, Муха был признанным художником. Однако конец 20-х годов – слишком поздно для положительного восприятия "Славянской эпопеи". С одной стороны, это было обусловлено мощным влиянием левого авангардистского искусства Чехословакии – можем вспомнить группу "Деветсил", как центрально-европейское авангардистское направление в чешском искусстве. Так что в этом плане, с эстетической и также идеологической точки зрения, произведение Мухи стало предметом критики. Но одновременно сохранялся торжественно-государственный статус – то есть невозможно сказать, что Муха и его "Славянская эпопея" были однозначно негативно восприняты. Это тоже было бы неверно.

– Для первой Чехословакии, образованной по итогам Первой мировой войны в 1918 году, славянская идея вообще была важна?

– Славянские мотив прежде всего был важен накануне возникновения Чехословакии. Конечно, новая страна возникла, в том числе, и на основе славянского единства чехов и словаков, на этой конструкции. И, кстати, человек, который финансировал "Славянскую эпопею", Чарльз Крейн – помощник президента Вильсона - поддерживал идею восточноевропейского

Славянская идея была одной из основ создания Чехословакии. Однако по историческим меркам работы Мухи появились слишком поздно для того, чтобы удостоиться восторженного общественного приема.


национального движения. Именно накануне Первой мировой войны, когда в Праге прошел в 1908 году Славянский съезд, когда панславянское движение переживало обновление, пыталось создать новую платформу славянской политики, экономики, когда идут разговоры о славянском банке, о политическом противостоянии германской стихии в Европе, именно в это время славянская идея оказалась актуальной. Она была очень актуальной и для будущего первого премьер-министра Чехословакии Карла Крамажа, известного впоследствии как автора русской акции поддержки эмигрантам после большевистской революции. А после того, как Чехословакия стала реальностью, наступил постепенный спад славянской идеи и славянского энтузиазма. Хотя, конечно, межвоенную Чехословацкую республику невозможно себе представить без таких плодов славянского национализма, как физкультурное движение "Сокол", Славянский институт при Академии наук, и таких примеров можно найти больше.

– Художественная эпопея Альфонса Мухи много лет выставлялась в замке небольшого города Моравски-Крумлов. Но сейчас возможностей для того, чтобы увидеть это выдающееся произведение искусства, значительно больше: В Праге работы выставлены в одном из помещений Музея современного искусства. Как вы думаете, будет ли в Чехии общественная дискуссия по тем вопросам, которые мы сейчас обсуждаем? Или эти вопросы уже закрыты, и работы Мухи – это только произведения искусства без любых общественных коннотаций?

– Я думаю, что общественные коннотации присутствуют, и дискуссия, которая происходила до сих пор, показывает, что это произведение – поскольку Муха все-таки художник с мировым именем, способно дать новый толчок этой дискуссии. Ведь чешское общественное сознание связано со славянской идеологией и прошлого, и, может быть, настоящего. Не случайно поднялась такая неразбериха с переездом "Славянской эпопеи" из Моравии в Прагу, который сопровождался демонстрациями, акциями протеста. Ведь завещанием Альфонса Мухи было установлено, что для этого произведения искусства должен быть создан специальный музей или павильон, но этого не произошло. Поскольку при коммунизме выставка картин Мухи была, конечно, делом проблематичным, да и сразу после падения коммунизма – не менее проблематичныс. Эта ситуация некоторого идейного хаоса, который сопровождает "Славянскую эпопею", мне кажется очень плодотворной, поскольку она открывает вопросы, которые до сих пор не задавались. Даже искусствоведы, историки славянства и славистики, до сих пор серьезно не исследовали тематический состав этой эпопеи. Он, безусловно, крайне интересен, поскольку со славянской тематикой связь многих произведений очень косвенная, если вообще ее не назвать фантастической.

– А вам какие мысли вам приходят в голову, когда вы рассматриваете полотна "Славянской эпопеи"?

– Эта работа меня очень привлекает, прежде всего, как толчок критического осмысления славянской идеологии вообще. Это, безусловно, феноменальное произведение, у которого нет никаких аналогов, идеология которого до сих пор очень мало отрефлектирована. Смесь национализма, поисков какой-то новой спиритуальности, которой многие представители славянской идеологии были увлечены с геополитическими грезами, которые на протяжении не только 19, но и 20 века сопровождают бытование того, что мы называем славянской идеологией. Для меня это, прежде всего, вызов к критическому осмыслению сложнейшего контекста работ Альфонса Мухи, - заключил Томаш Гланц

* Свантовит/Свентовит - в западнославянской мифологии «бог богов».

* Милич Ян из Кромержижа (?–1374) - чешский проповедник, предшественник Яна Гуса, призывавший к реформе церкви. Умер в темнице в Авиньоне.

** Гус Ян (1371–1415) - национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви; требовал возвращения к принципам раннего христианства. Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.

19 октября 1918 г. из мастерской художника поступают полотна «Петр Хельчицкий» * и «Ян Амос Коменский - последние дни в Наардене» **.

* Хельчицкий Петр (ок. 1390 – ок. 1460) - идеолог умеренных таборитов в Чехии. Выступал за создание общества, основанного на равенстве и обязательном труде.

** Коменский Ян Амос (1592–1670) - чешский мыслитель-гуманист и педагог.

В 1919 г. эти одиннадцать полотен были выставлены в Праге, в 1921 г. они с огромным успехом экспонируются в Бруклинском музее Нью-Йорка.

24 февраля 1924 г. Муха дарит городу Праге картину «Пржемысл Отакар Второй» *, 16 сентября - полотно «После Грюнвальдской битвы» **, в 1925 г. - работы «После битвы на Виткове» *** и «Гуситский король Иржи Подебрадский» ****.

* Пржемысл II Отакар (ок. 1230–78) - король Чехии с 1253 г. Укрепил королевскую власть и военную мощь Чешского государства. Погиб в битве с немецкими войсками.

** Грюнвальдская битва 1410 (в немецкой литературе - битва под Танненбергом), решающее сражение «Великой войны» 1409-11, в котором польско-литовско-русские войска 15 июля разгромили войска Тевтонского ордена.

*** В апреле 1420 папа Мартин V и император Сигизмунд 1 объявили крестовый поход против Чехии. Крестоносцы осадили Прагу, но 14 июля были наголову разбиты гуситами под руководством Яна Жижки на Витковой горе (впоследствии в его честь названной Жижковой).

**** Йиржи из Подебрада (1420–1471) - чешский король в 1458–71. Стремился укрепить чешское государство, ограничить интриги папства. В 1466 осужден папой как еретик.

В октябре 1928 г. Альфонс Муха и Чарлз Р. Крейн, американский промышленник и дипломат, финансировавший этот гигантский проект, торжественно объявляют, что все двадцать монументальных полотен преподносятся ими в дар чешскому народу и городу Праге, включая те, которые были созданы в 1926–1928 гг., т. е.

В гуще бурных событий начала ХХ века и одновременно вдали от них, в уединении, рождается "СЛАВЯНСКАЯ ЭПОПЕЯ" Альфонса Мухи - мощная живописная история его народа, которая призвана "возвестить чужеземным друзьям и чужеземным врагам, кем мы были, кто мы есть, и к чему мы стремимся".

Для воплощения этого во всех отношениях огромного, а, по замыслу самого художника, монументального произведения, Муха не считает чрезмерными никакие усилия в работе. Начиная с холстов: для картин он выбирает размер полотен свыше шести на восемь метров каждое - в то время максимально возможный для изготовления формат.

Альфонс Муха работает над "Славянской эпопеей" (1920 г.)

Для того, чтобы натянуть полотна и иметь возможность творить в тишине, полностью отдаваясь своей работе, Муха долго подбирает помещение для своего ателье.

В 1911 году он находит его в замке ЗБИРОГ , на старой Соляной дороге, на полпути между Пльзенем и Прагой. За сорок лет до этого отличавшийся странностями берлинский магнат железных дорог Бетел Генри Штраусберг перестроил старую крепость над маленькой богемской деревушкой в сказочный замок в стиле нового ренессанса.

Замок ЗБИРОГ

С тех пор замок пришел в запустение, и в его заколдованной тишине и уединенности Муха находит идеальные условия для работы. Он арендует просторный зал с высокими потолками и окнами верхнего света, а его семья въезжает в задние покои особняка.

Для того, чтобы найти как можно более точные источники для своих сюжетов, Муха тщательно изучает "Историю чешского народа в Богемии и Моравии", написанную Франтишеком Палацким ,

а когда у него возникают трудные вопросы по славянскому фольклору, он "терзает" пражского этнографа Ченека Зиберта .

В 1910 году Муха неоднократно посещает живущего в Париже самого известного в то время знатока истории Богемии, француза Эрнеста Дени .


Дальнейшие поездки служат Мухе для сбора наглядного материала из жизни славянских народов. В 1913 году, в канун войны, он едет через Польшу и Галицию в Россию, где открывает для себя славянство "чисто византийское, словно окунулся в девятое столетие", - как он пишет жене Марушке, полный восторга и удивления одновременно. Он совершает и еще одно путешествие на Балканы, его путь пролегает до православных монастырей Греции, и у него всегда под рукой фотоаппарат и альбом для набросков.

Вернувшись в замок Збирог, Муха объединяет весь собранный материал в цикл из двадцати картин .
Десять картин он посвящает истории Чехии, остальные десять - истории других славянских народов.

Между угловыми пилонами с мифологической древней историей "Славяне на исконной родине" ("Между кнутом турок и мечом готов", 1912 г.) , в которой изображена горящая славянская деревня, в то время как языческий священник молит бога Перуна о милости к славянам;

событием новой истории - "Отменой крепостного права на Руси" (1914 г) ;

и следующим за ним "Апофеозом славянских наций" ("Славянство для человечества", 1926 - 1928 гг.) , где четыре цветных поля создают структуру картины: синий цвет символизирует мифологическое прошлое, красный отображает полное славных дел Средневековье, черный - период рабства народов, а желтый олицетворяет вновь обретенную независимость и славное будущее;


Муха натягивает грандиозное и своеобразное полотно. До мельчайших деталей прописанные сцены народной жизни сочетаются в нем с парящими мифическими фигурами из мира грез; за театрально-патетическим апофеозом, как, например, "Присяга общества Омладина под славянской липой" (1926 -1928 гг.) ,

или "Введение славянской литургии"(1912 г.) ,

или "Проаздник Свентовита на острове Рюген" (1912 г.) ,

следуют мрачные и отрезвляющие сцены, такие как "Последние дни Яна Амоса Коменского в Наардене" (1918 г.) ,

или "Поле Грюнвальдской битвы" (1924 г.) ,

или "После битвы на Витковской горе" (1925 г.),

или "Встреча в Кржижках" (1916 г.),

или "Петер Хильчицкий" (1918 г.).

Муха отражает в цикле картин и важный момент из истории своего родного города Иванчице: на одном из полотен изображена "Школа моравских братьев в Иванчице" (1914 г.) , в которой была начата работа над первым переводом Библии на чешский язык.

Для осуществления своего проекта Муха приводит в движение весь Збирог. Облаченные в исторические доспехи или одетые в древнеславянские костюмы жители деревни в течение восемнадцати лет, пока художник работает над своим детищем, являются очевидцами и участниками всей изменчивой истории славянских народов.

Воспитательницу Манку Муха использует как модель для изображения матери с ребенком на переднем плане картины "Праздник Свентовита на Рюгене"; учитель Крайзингер благодаря своей пышной бороде после уроков позирует Мухе в качестве короля гуситов для картины "Йиржи из Подебрад" (1925 г.) .

Для работы над полотнами Муха изо дня в день поднимается на леса и проводит на них по девять-десять часов ежедневно.

В этом окружении подрастает его сын Йиржи, который передает нам свои яркие впечатления от мастерской отца в Збироге: "Когда я позднее заходил к отцу в ателье, чтобы сообщить, что настало время обеда или готов ужин, я входил в этот огромный зал с чувством внутреннего волнения. Слева на меня взирала фигура нечеловеческих размеров с кольцом в поднятой руке - символ единства на переднем плане картины "Кирилл и Мефодий" ("Ведение славянской литургии" - С. В.), - справа на меня смотрела Манка, над которой парили бог Свентовит и волки Тора. В нескольких шагах от меня в небо вздымались столбы дыма - это сгорал в пожаре Цигет. На лестницу, по которой турки взобрались на злополучную башню, я всегда смотрел с опасением".

"Николай Зринский защищает Сигет от турок" (1914 г.)

В шестом полотне "Славянской эпопеи" - "Коронация сербского короля Стефана Душана царем сербско-греческого царства, 1346" ("Славянское законодательство"), (1926 - 1928 гг.), Муха изобразил процессию коронации в Скопье первого славянского царя.


и "Ян Милич из Кромержиржа" (1916 г.).

И разумеется среди монументальных полотен Мухи нашлось место для величайшего православного монастыря.

"Гора Афон" (1914 г.)


27 апреля 1919 года в пражском Клементиуме , старом монастыре иезуитов в начале Карлова моста, впервые выставляются на всеобщее обозрение пять картин "Славянской эпопеи", а 21 сентября 1928 года 68-летний художник торжественно передает весь цикл работ Праге.
Они гордость Мухи и главный труд его жизни, над которым он работал целых восемнадцать лет. Это и подарок Мухи, и его завещание любимой родине, своему народу, славянскому искусству.

Впрочем, о судьбе дара Альфонса Мухи я расскажу в другой раз.

Благодарю за внимание.

Сергей Воробьев.