Церковный праздник преображение господне. Значение праздника Преображения Господня (Яблочный спас)

1) Место праздника в границах православного богослужебного года.

Преображение Господне — двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост; сам же этот пост, предваряющий праздник Успения Пресвятой Богородицы, продолжается с 31 июля по 14 августа ст. ст. (или с 13 по 27 августа н. ст.).

2) Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.

Гора Фавор — невысокая зеленая вершина на северной границе обширной Израильской долины. Вся поросшая дубами, оливковыми деревьями, травами, она напоминает своею формой огромное, мягко очерченное полушарие, царящее над окрестными полями, виноградниками и селами. С вершины горы открывается вид на близлежащие земли северной Палестины: далеко на западе поблескивают воды Средиземного моря, на северо-востоке виднеется край Галилейского озера, на западе высятся вершины Кармила, а вдали на север от Фавора четко вырисовывается белый пик горы Ермон...

Церковное Предание свидетельствует нам, что именно здесь, на вершине Фавора, и произошло событие, вошедшее в историю Православия под именем Преображения Господня. В те дни уже близилось время страданий и крестной смерти Христа: Сам Иисус все чаще и чаще говорил со Своими апостолами о предстоящих Ему мучениях и распятии. И вот, однажды Он, взяв с Собой трех самых близких Ему учеников, взошел с ними на вершину Фавора, дабы совершить здесь молитву. Имена трех этих апостолов — Петр, Иоанн и Иаков. Когда Христос начал молиться, с Ним — как увидели Его спутники — вдруг произошла удивительная перемена: лицо Его преобразилось, просияв, как солнце; даже одеяние Его сделалось белоснежным и блистающим неземным светом. По словам евангелиста Марка, одежды Спасителя стали "весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить". А рядом с преобразившимся Иисусом предстали великие древние ветхозаветные пророки: Моисей и Илия. Они беседовали с Господом и вели речь о Его предстоящих крестных страданиях. Тогда апостол Петр, пораженный совершающимся чудом, обратился ко Христу с просьбой разрешить ученикам прямо здесь — на горе — устроить три палатки: одну для Иисуса и две для Моисея и Илии. Апостолу попросту не хотелось, чтобы все происходящее с ним когда-либо закончилось, прервалось: так хорошо ему было в те мгновения находиться возле Христа. В тот же миг в небе появилось облако, осенившее всех их своей тенью, и из этого облака раздался Голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте". И тут же видение пропало; апостолы более не видели рядом с собой никого, кроме Самого Спасителя. Он подошел к ним, стоявшим в благоговейном страхе на коленях, и, коснувшись их рукой, сказал: "встаньте и не бойтесь".

Таково вкратце содержание евангельского рассказа о Преображении (см.: Евангелие от Матфея 17:1-13; Евангелие от Марка 9:2-13; Евангелие от Луки 9:28-36).

3) Духовный смысл праздника.

Церковь всегда утверждала, что в самом факте Преображения есть как бы две стороны, две грани, дополняющие и взаимоутверждающие друг друга. С одной стороны, на Фаворской горе преображается Сам Господь, и апостолы видят Его, всецело пронизанного лучами божественной славы, зрят то, что по православному вероучению называется "нетварными божественными энергиями". Как пишет святитель Иоанн Златоуст, то что Господь преобразился, означает, что Он “открыл им нечто из Своего Божества — столько, сколько могли они вместить, и показал в Себе обитающего Бога”. Но с другой стороны, православный христианин всегда помнит о том, что во время Преображения Господня чудесным образом переменилась и телесная природа самих апостолов. Более того, "нетварный фаворский свет", облистал собой и весь окружающий "тварный" мир. Так, на старинных русских иконах с сюжетом Преображения нередко можно видеть, как сверкают белоснежным сиянием вершины окрестных гор. Даже тканые — недавно еще вполне обычные — одежды Христа тоже вдруг становятся пронизанными все тем же божественным светом.

Христиане знают горькую истину о поврежденности, искаженности всей природы, всего мироздания первым грехом человека — ослушанием Бога Адамом. Все в этом мире, в том числе и сам человек, подчинилось тогда закону тления и смерти. И все же подобное знание не влечет за собой для православных ни отчаяния, ни пессимизма. Евангельский рассказ о Преображении Спасителя дарует надежду на возвращение человеческого рода и всей вселенной к их прежнему, безгрешному состоянию первоначальной духовной чистоты. Длившееся, быть может, совсем недолго (возможно, лишь несколько минут) чудо Преображения свидетельствует о том, что все в этом мире по-прежнему способно вернуться "на круги своя" — к изначальному бытию в святости. Именно в состояние такой святости, такой первозданной чистоты и возвратились в те мгновения апостолы, обретшие вдруг особое духовно-преображенное зрение и получившие потому возможность увидеть таинственный "фаворский свет" — "незаходимый" свет славы Христовой. Их очи, открывшиеся к прозрению высшей духовной реальности, восприняли тогда весь наш мир, все материальное бытие таким, каким оно некогда предстояло людскому взору еще до того, как все на земле покорилось суете и греху.

Поистине Преображение Господне было не только Преображением Самого Христа, но и преображением свидетелей этого евангельского чуда апостолов Петра, Иакова и Иоанна. К такому же преображению своей личности стремится и каждый христианин. Само христианство есть, прежде всего, трудная наука по изменению и исправлению самих себя, школа внутреннего и внешнего преображения человека. Ведь все христиане призваны к стяжанию той же самой животворящей и освящающей благодати, что снизошла некогда на учеников Иисуса во время пребывания с Ним на горе Фавор. Но христиане помнят также и о том, что призвание всякого верующего человека отнюдь не ограничивается одним лишь его личным, "частным" преображением. Ибо человек еще при его создании был поставлен Богом отвечать за весь этот мир, за всю вселенную; он должен был стать ее добрым управителем и защитником. Адам не сумел тогда исполнить данное ему Творцом повеление. И только с приходом в мир Богочеловека Христа, — вместе с Его искупительной Жертвой, смертью и Воскресением, такая трудная задача вновь становится для всех людей и актуальной и значимой...

Церковь учит о том, что, преображаясь сам, обретая подлинные святость и чистоту, человек одновременно преображает с собой и весь материальный мир. Сегодня мы почти что целиком зависим от окружающей нас природы: землетрясения, бури, иные природные катастрофы несут нам горе и смерть. Порой даже кажется: мир начисто забыл о том, что его исконный хозяин — человек. Уже и вселенная начинает ныне все более и более напоминать несчастного, потерявшего разум слепца, наугад, не разбирая дороги, спешащего куда-то вперед, сметающего все на своем пути и сеющего вокруг смерть и разрушение. Виноват же во всем происходящем с природой, конечно, сам человек. Именно из-за его древнего преслушания божественной воли, из за его грехопадения и пребывает ныне вселенная в теперешнем своем состоянии "незрячести".

Но стоит только человеку приблизиться к обретению святости к "стяжанию благодати", стоит только ему (в достигаемом им духовном преображении) осознать подлинную свою ответственность за этот мир, как бескрайняя, бесконечная вселенная сама обращает к нему свой взор. Взор этот всегда бывает исполнен одновременно и страданием и надеждой. "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" — пишет апостол Павел (Послание к Римлянам 8:22). Именно в лице святых — людей, внутренне преображенных лучами божественной благодати, — природа обретает исполнение своей надежды на избавление, именно в их лице находит она, казалось бы, навеки потерянного ею, но ныне искупленного и возрожденного Адама; вновь слышит она обращенный к ней зов человека и спешит исполнить каждое из его повелений. Так, звери приходят и смиренно прислуживают изможденным духовными и физическими подвигами монахам иудейской пустыни или русских лесов. Трудолюбивый лев приносит воду из реки Иордан святому Герасиму, огромный медведь безбоязненно лежит у ног преподобного Серафима Саровского, всевозможные птицы беззаботно сидят на плечах и руках святого Павла Обнорского. И вместе с рождением такой святости, вместе с воцаряющимся в мире непрестанным блистанием света Фавора, сюда возвращается давно позабытая радость, счастье добровольного и бескорыстного служения верность прекрасного и благого мироздания своему былому царю и управителю.

Происходит Преображение Господне также и ради того, чтобы ученики через это чудо укрепились в вере в Божество Христа. Близится время Распятия и Иисус стремиться дать им некий залог надежды на то, что с Его смертью история Его служения, Его пребывание с верующими в Него не только не завершается, но напротив — лишь начинается. Христос преображается перед ними, чтобы апостолы узрели и поняли степень Его подлинных величия и могущества, а также уразумели, что Распятие Иисуса — это действительно вольная , свободная Жертва, приносимая Им за мир, добровольное уничижение, принятое на Себя Христом, а отнюдь не Его бессилие перед убийцами. Как пишет преподобный Ефрем Сирин, Христос возвел апостолов “на гору, чтобы показать им славу Божества и дать им знать, что Он — Искупитель..., и чтобы не соблазнились о Нем, видя вольное Его страдание, какое имел Он претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его как человека, и не разумели, что Он — Бог... И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном и показал им, что действительно Он — Сын Божий и Бог. Возвел их на гору, и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтоб, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение миру”.

4) История возникновения праздника.

Древнейшие святоотеческие проповеди, посвященные этому празднику, относятся к V столетию. Время же постепенного распространения праздника Преображения на Востоке — VII-VIII вв. Дошедшее до нас древнейшее чинопоследование службы праздника Преображения содержится в грузинском переводе Иерусалимского Лекционария VII-VIII веков. На Западе праздник такого большого значения, как на Востоке, никогда не имел.

5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов.

Богослужебные тексты праздника принадлежат: преподобному Косьме Маюмскому (VII-VIII века) — стихиры на “Господи воззвах”, первый канон праздника; преподобному Иоанну Дамаскину (VIII век) — второй канон.

Как уже указывалось выше, праздник был приурочен к 6 августа, чтобы искоренить языческий праздник “вардавар” (так он назывался в Армении) или “вартувария” (как он именовался в Каппадокии); в день этого языческого праздника молодежь гадала о своей судьбе над ведром с водой, в которое были опущены сорванные зеленые колосья.

На Западе праздник Преображения был установлен как повсеместный лишь при папе Каликсте III — в 1457 году.

Издревле к празднику был приурочен обычай освящения винограда и колосьев пшеницы; на Руси — в тех местах, где не растет виноград — существует древняя традиция освящения яблок.

6) Подготовительный период праздника. Предпразднство и попразднство.

Праздник Преображения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. День отдания праздника Преображения — 13 августа ст. ст. / 26 августа н. ст. — уже накануне предпразднства Успения Пресвятой Богородицы.

7) Важнейшие черты праздничного богослужения.

Праздничное богослужение совершается в белых священнических облачениях, символически “отражающих” тот свет, которым просияли одежды Спасителя на горе Фавор.

Последование службы Преображения содержится в месячной Минее — в августовском томе.

Чинопоследование праздничного богослужения представляет собой обычное для двунадесятых праздников торжественное всенощное бдение. В сам день праздника утром совершается Литургия, к которой присоединяется специальные “молитва на благословение гроздия” (то есть виноградных гроздей) и “молитва над всяким плодом”. На Руси здесь принято освящать яблоки (до этого дня по церковному уставу их вообще не положено есть).

Тропарь праздника: “Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе”. Русский перевод тропаря: “Преобразился на горе Ты, Христос Бог, показав славу Твою Твоим ученикам, насколько они могли ее видеть. Да воссияет и нам, грешникам, Свет Твой вечный, по молитвам Богородицы, Податель Света, слава Тебе”.

Кондак праздника: “На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее Сияние”. Перевод кондака на русский язык: “На горе преобразился Ты, Христос Бог, и ученики твои видели Твою славу, насколько могли ее воспринять, чтобы, когда увидят Тебя распинаемым, уразумели Твое добровольное страдание и возвестили миру, что Ты действительно есть Отчее Сияние”.

В стихирах и каноне праздника раскрывается вся глубина его богословского значения. “На сию бо возшед гору, Спасе, со ученики Твоими, очерневшее Адамово естество, преображся, облистати паки (то есть снова) сотворил еси, претворив е в Твоего Божества славу же и светлость”. Здесь также довольно часто встречается сопоставление события Преображения Господня с обстоятельствами ветхозаветного Богоявления Моисею на горе Хорив.

Паремии праздника повествуют о ветхозаветных явлениях Бога древним праведникам. Первая (книга Исход 24:12-18) и вторая (книга Исход 33:11-23) из них говорят о событиях, связанных с явлением Бога Моисею на вершине Хорива. Господь является здесь совсем иначе, чем Он явится некогда Своим ученикам на Фаворе: Моисей не может видеть Его лица — иначе он умрет. Лишь в Новом Завете человек уже может видеть Самого Бога, ибо Бог стал одним из нас. Третья паремия (3 книга Царств 19:3-9,11-13-15-16) повествует о другом ветхозаветном Богоявлении. Господь является здесь пророку Илии. Этому Богоявлению предшествуют страшные стихийные явления — ветер, землетрясение, огонь; но не в них предстает пред Илией Бог, а в тихом веянии ветра, в “гласе хлада тонка” — знаменующем Божественные любовь и милосердие к творению, к человеку.

Евангельские чтения утрени (Евангелие от Луки 9:28-36) и Литургии (Евангелие от Матфея 17:1-9) рассказывают о самом событии Преображения. О нем же повествует и апостольское чтение, содержащее рассказ непосредственного свидетеля этого чуда — апостола Петра (2 Послание апостола Петра 1:10-19).

(греч. Μεταμόρφωσις του Κυρίου και Θεού και Σωτήρος ημών Ιησού Χριστού - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа), описанное в Евангелии преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор. Об этом событии сообщают все евангелисты, кроме Иоанна (см. Мф. 17:1-6, Мк. 9:1-8, Лк. 9:28-36).

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святою Православною Церковью празднуется 19 августа (н.ст, или 6 августа по ст. стилю). Преображение Господне является одним из Двунадесятых праздников. Своим Преображением Спаситель показал, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь земной мир.

В праздник Преображения, после литургии, приносятся в храм и освящаются для вкушения виноград и вообще древесные плоды, например яблоки груши, сливы и прочие.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас.

Евангелия повествуют, что Иисус пророчески произнёс: «...истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), а спустя 6 дней взял 3 ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. По древнему церковному преданию это была прекрасная гора Фавор, покрытая богатою растительностью с подошвы до вершины.

Пока Спаситель молился, ученики от утомления уснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к Нему, во славе небесной, два пророка - Моисей и Илия, и беседовали с Ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме.

Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Равви! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (то есть палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», - не зная, что сказать.

Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!». Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде (см. в Евангелии от Матфея, гл. 17, 1-13; от Марка, гл. 9, 2-13; от Луки, гл. 9, 28-36). Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.

Вот что писал о Преображении святой Ефрем Сирин: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне... Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга: Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона - Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых».

Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два Завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих». Во время службы в праздник Преображения священники надевают белые одежды - как символ того, фаворского, небесного сияния.

Очень часто гора Фавор упоминается в связи с паломничеством в четвертом веке нашей эры римской паломницы Елены, которая приходилась матерью римскому императору Константину. По её распоряжению здесь было выстроено монастырское здание и с того времени это место недалеко от города Назарета упоминается как гора Преображения.

В современном христианстве во время церковных служб в эти дни, а праздник Преображения Господня начинается 19 августа и заканчивается 26 августа (7 дней попразднства), воспевается божественный свет, который снизошел на Христа по воле Бога - Отца, соединив человеческое и божественное его проявление во едино. В эти же дни, ученики Иисуса узнали о скорой его гибели, но дали слово молчать.

Преображение Господа Иисуса Христа состоялось за сорок дней до Пасхи, но так эти дни приходились на самый строгий и долгий Великий пост , то великий праздник Преображения был перенесен на другую дату. Поэтому праздник Преображения Господня отмечается 19 августа.

Трапеза в день Преображения Господня

Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приходится на , начинающийся 14 августа (н. ст, или 1 августа по ст. стилю) и заканчивающийся 27 августа (н. ст, или 14 августа по ст. стилю). Успенский пост завершает праздник Успение Пресвятой Богородицы .

В праздник Преображения Господня (19 августа) можно употреблять рыбу, растительное масло и вино, в храмах в этот день происходит освящение яблок и винограда. По византийскому Типикону (Богослужебному уставу) в этот праздник было принято освящать виноград нового урожая. Виноград в нашей средней полосе не очень приживается, зато к этому времени созревают яблоки. Но освящать в этот день можно любые плоды - главное, не забыть поблагодарить за них Того, Кто, как сказал Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Преображение Господне, видео о цикла "Лето Господне"

Храм в честь Преображения Господня в Кашине

В честь праздника Преображения Господня в Кашине в 1775-1778 годах был построен двухэтажный Ильинско-Преображенский храм на месте двух деревянных церквей - Ильинкой и Преображенской. Двойное посвящение храма объясняет и устройство 2 престолов (нижнего и верхнего).

К настоящему времени церковь дошла до нас в несколько измененном виде - в 1938 году была разрушена величественная колокольня, здание передано архиву. В 1983-1986 годах была выполнена реставрация церкви, но без воссоздания звонницы. В 2012 году храм пострадал от прошедшего урагана, когда были порушены главки, погнуты кресты и раскрыты железные листы крыши. Богослужения в храме после его закрытия не совершались.

Пастернак Борис

Август

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую,

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по-старому,

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

Нагой, трепещущий ольшаник

В имбирно-красный лес кладбищенский,

Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами

Соседствовало небо важно,

Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически

Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская

И золото второго Спаса

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я - поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство».

1953

Тропарь праздника

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, яко же можаху. Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!

Ты, Христе Боже, преобразился на горе, показав ученикам Твоим славу   Твою, насколько они могли ее видеть. Пусть и для нас грешных воссияет Твой вечный свет, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!

Яко же можаху — насколько они могли видеть (божественную славу Христа); присносущный — всегда существующий, вечный; молитвами Богородицы — по молитвам Богородицы; Светодавче — Податель света.

Кондак праздника

На горе преобразился еси, и яко же вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Христе Боже, Ты преобразился на горе, и ученики Твои видели, насколько   им позволяли их человеческие силы, славу Твою, чтобы они поняли, что Ты страдаешь добровольно, когда увидят Тебя распинаемым, а всему бы миру проповедовали, что Ты воистину есть сияние Твоего Отца Небесного.

«Кашин Православный», с 2010 года от Р.Х.

Праздник Преображения принадлежит к числу двунадесятых, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи праздников. Что означает праздник Преображение Господне? В Евангелиях описывается таинственное преображение – явление Божественного величия и славы Иисуса Христа во время молитвы.

Когда отмечают праздник Преображение Господне в 2019 году?

Дата празднования в православной церкви приходится на 19 августа. Католическая церковь отмечает этот праздник 6 августа (если он выпадает на будний день, то может быть перенесен на следующее воскресенье).

Преображение Господне – что это такое?

В этот день Иисус и три его ученика поднялись на гору Фавор. Когда Он начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белоснежными. Это событие, честь которого установлен праздник, ежегодно воспевается в христианском мире.

После молитвы Иисуса Его учеников окружило облако, и они услышали голос Господа, возвестивший им: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Иисус запретил своим ученикам рассказывать об увиденном, пока не произойдет Его Воскресение из мертвых.

Что означает праздник Преображение Господне?

Преображение Иисуса Христа демонстрирует соединение в Божием Сыне двух сущностей – Божественной и человеческой.

Что такое Преображение Господне и в чем его смысл? Как писал Иоанн Златоуст, Иисус таким образом показал нам «будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

История и традиции праздника Преображение Господне

Расскажем также об истории этого церковного праздника. Его отмечают с IV века, после того как Святая Елена возвела на горе Фавор храм в честь Преображения.

Церковные службы начинаются за день до праздника, 18 августа, и продолжаются еще семь дней после него. 19 августа в церквях проводятся литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, символизирующие вечный божественный свет, явленный Иисусом Христом на Фаворе.

Вернувшись к людям, сын Господа велел собирать яблоки, чтобы Его Отец мог освятить их. Поэтому в этот день в православных храмах освящают яблоки и другие плоды, а этот праздник также называют Яблочным Спасом – в честь Иисуса-Спасителя (Спаса).

Другие названия праздника Преображения Господня – Праздник первых плодов, Осенины, Средний Спас и Спас на горе.

В старину в этот день священники с иконами окропляли вспаханную землю святой водой, благословляя урожай. В городах и селах устраивались народные гулянья, молодежь водила хороводы. Вечером, после захода солнца, люди исполняли обрядовые песни.

Часто новообращенные христиане (да и не только «новички» в вере) сталкиваются со сложностями, когда дело касается церковных праздников. У каждого важного для православного человека события есть свои традиции и запреты. Одной из важнейших православных дат является Преображение Господне. Что это за праздник, когда он отмечается и какие ритуалы нужно соблюдать в этот день, читайте в материале от УзнайВсе.рф.

Что такое Преображение

Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В дословном переводе означает: метаморфоза, изменение формы и всего себя, превращение в другой вид; праздник души, обновления, света и любви.

Божественное Преображение Христа – визуальное явление царства Божьего на земле, олицетворение Его величия и славы на горе Фавор перед апостолами – учениками. В этот день люди должны задуматься о духовном изменении.

По легенде, Спаситель по истечению половины Своего земного служения решил показать троим ученикам (Иоанну, Иакову и Петру) славу своего Божества и подготовить их к своей смерти и последующему воскрешению. Для молитвы Христос со своими последователями поднялись для молитвы на гору Фавор – холм, расположенный недалеко от Назарета.

Во всех символах праздника содержится глубокий назидательный смысл. Гора Фавор не исключение. В переводе «фавор» означает «чертог чистоты и света», безмолвное, уединенное место для творения молитв, которое помогает соединить человеческий беспокойный ум с Богом.


Пока Христос проговаривал молитвы, ученики задремали, а проснувшись, увидели, что Иисус преобразился: его лицо просияло подобно Солнцу, а одежда стала белее снега. Рядом стояли пророки Илия и Моисей, ведущие беседу о предстоящем событии. Ученики почувствовали радость и умиротворение. Рядом показалось облако, из которого молвил Божий голос с наставлением: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Когда видение исчезло, Спаситель поведал ученикам, что Он призван на Землю в качестве жертвы, чтобы умереть за грехи людей, но через три дня после смерти воскреснет и вознесется на небо. Иисус приказал ученикам держать в тайне то, что поведал до его воскрешения. Это событие подробно описывается в синоптических Евангелиях от Луки, Марка и Матфея.

Когда празднуется Преображение Господне

Преображение Господне (Второй или Яблочный Спас) – один из самых важных христианских праздников. Относится к двунадесятым – 12-ти самым главным после Пасхи православным праздникам, преимущественно с закрепленной датой.

Отмечается каждый год 19 августа в память Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. По старому стилю – 6 августа.

Как утверждается в Евангелие, Преображение произошло за 40 дней до Пасхи, но отмечается не в феврале, а в августе, иначе празднование было бы во время Великого поста. На 40 день после события отмечают Воздвижение Креста Господня (27 сентября).

История празднования Преображения Господня

Преображение Господне – один из самых древних праздников. Первое упоминание о нем датируется IV веком, но, скорее всего, отмечали его и задолго до этого. Отмечая этот день, когда Бог явился людям в человеческом обличии, православная церковь исповедует соединение во Христе двух естеств: божественного и человеческого.

В IV веке равноапостольная святая царица Елена возвела храм на месте Преображения Господа, с этого дня были объявлены торжества в честь события. На местах, где спали ученики Спасителя, построили трехпрестольный храм. Еще три храма возвели в VI веке: во имя пророков Илии, Моисея и самого Спасителя.

В XIX веке Архимандрит Иринарх и иеродиакон Нестор установили на горе Фавор алтарь, служились молебны паломникам, жертвовавшим средства на строительство и поддержку храма. До освещения святыни патриархом Иерусалимским Кириллом II Иринарх не дожил всего год.

Икона Преображения

В Праздничном ряду православного иконостаса есть икона Преображение Господне, сюжет которой уже в VI веке стал каноническим.


В центе полотна состоит Иисус Христос в Белых сияющих одеждах, справа и слева от Него стоят ветхозаветные пророки: зрелый Илия и юный Моисей. Внизу – ниц павшие апостолы. Изображают иконописцы Христа в ореоле овальной или круглой формы. Свет, исходящий от Христа, делит икону на земное и небесное начала, противоположные друг другу.

Это один из самых узнаваемых библейских сюжетов в церковном искусстве. Самая известная в России икона Преображения (нач. XV в.) принадлежит авторству Феофана Грека и хранится в Третьяковской галерее.

Обычаи и приметы

19 августа – на Яблочный Спас – во всех православных храмах священнослужители облачаются в праздничные белые ризы, олицетворяющие Божественный свет, как тот, что появился на горе Фавор и проводят праздничные службы.

После основной части освящаются фрукты – обычай описан еще в Ветхом Завете, когда люди возносили злаки и гроздья винограда в Иерусалимский Храм в знак благородности Господу. Этот обряд имеет символичное значение – природа вместе с человеком обновляется. В странах, где виноград не растет, люди святят яблоки. Так и возникло народное название праздника – Яблочный Спас.


По приметам считается, что какая погода будет 19 августа, на Второй Спас, таким будет и весь январь. Ясная погода означает суровую и долгую зиму, дождливая – снежную, пасмурная или сухая погода – к такой же осени.

Как празднуют и что нельзя делать

На Второй Спас всем верующим христианам по традиции необходимо идти в храм, не забыв взять с собой яблоки для освящения.

До этого знаменательного дня запрещается есть плоды нового урожая, а вот в этот день христиане впервые пробуют новый урожай.

В современном православном календаре праздник приходится на Успенский пост, по случаю события, согласно церковному уставу, можно кушать рыбу, но запрещается:
  • чревоугодничать;
  • употреблять молочные продукты, мясо;
  • развлекаться.
Считается, что 19 августа яблоки насыщены чудодейственной силой, поэтому необходимо приготовить блюда из них: пироги, кисель, варенье. Больше всего освящения яблок ожидают матери, которые потеряли своих детей, и дочери, потерявшие своих матерей. Для пасечников это тоже особенный день. Они святят ульи, угощают медом соседей, сирот, обездоленных и немощных.

Благодатное, измененное состояния обретает человек и весь мир с Его Воскресением. Тот, кто осознает свои поступки, кается в них – освобождается от душевных мук, грязи и может принять несозданный Божественный свет или Нетварный Свет, который есть в каждом человеке.

Редакция сайт предлагаем вам пройти небольшой тест на знание Библии .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Совершив половину Своего земного служения, Иисус Христос показал ученикам славу Своего Божества . Незадолго до Своих крестных страданий, Он взял трех учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и вместе с ними взошел на гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики заснули. Проснувшись, они увидели, что Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды стали белыми, как снег, и сияющими, как свет. В это время около Спасителя появились пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.

Сердца учеников охватила необычайная радость.

Петр не удержал порыва восторженной души и воскликнул : "Наставник! Равви! Господи! Как хорошо нам здесь! Если хочешь, поставим здесь три кущи (шалаша): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии". Когда он это говорил, вдруг явилось светлое облако, из которого раздался голос Божий: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором все Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в страхе пали на землю. Но Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: "Встаньте и не бойтесь". Когда они поднялись, то около себя никого уже не увидели, кроме одного Иисуса Христа. Когда сходили с горы, Христос повелел никому не рассказывать, чему они были свидетелями, пока Он не воскреснет из мертвых.

Несмотря на то, что событие Преображения Господня совершилось за 40 дне й до распятия Спасителя, православной церковью оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от праздника Воздвижения Креста Господня 27 сентября (14 сентября по старому стилю), когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

Празднованием Преображения Господа Церковь — человеческого и божественного. Священники в этот день надевают белые облачения, символизирующие Божественный свет, исходивший от Спасителя на горе Фавор.

Торжества в честь праздника Преображения Господня были в православной церкви в IV веке, после того как святая равноапостольная царица Елена построила храм на месте Преображения Иисуса Христа на горе Фавор. В это же время на месте, где спали святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн, был возведен трехпрестольный храм. В VI веке здесь были построены три храма — во имя Спасителя, святого пророка Моисея и святого пророка Илии. В XII веке на Фаворе существовали православный и католический монастыри, но сначала дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов и разрушил монастыри, затем в 1263 году египетский султан Бейбарс разгромил все святыни на горе. Фаворские монастыри до середины XIX столетия находились в полном запустении и лежали в развалинах.

Возрождение на горе православного храма начал архимандрит Иринарх , который поселился на этом святом месте вместе с иеродиаконом Нестором. Устроив на горе алтарь, старец стал служить молебны для паломников, которые жертвовали деньги на строительство храма. Архимандрит Иринарх не дожил один год до освящения храма, которое было совершено иерусалимским патриархом Кириллом в августе 1862 года. Современный греческий православный храм на Фаворе трехпрестольный: центральный престол посвящен Преображению Господню, правый — пророкам Моисею и Илии, левый — великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому.

В некоторой степени праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей, в частности, традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.

На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за его любовь, за дарование щедрого урожая. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии (причащения). Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку.

В русской народной традиции Преображение называется вторым или Яблочным Спасом, поскольку в этот день освящаются яблоки — самый распространенный плод на Руси.

Специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. Начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной литургии.

В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников