Что такое совесть на дворе стоял 1940. Приложение. К11 этические нормы: не нарушены ….1 балл

Прочтите текст Ф.Соколовой и объясните как вы понимаете смысл финала текста(предложение 58): Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1)На дворе стоял 1940 год.2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

7)Сижу в учительской. 8)Входит завхоз. 9)Прервав разговор, обращается к завуч:

10- Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 11)Пусть ко мне домой ведро отнесет.

16)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 17)Привыкли. 18)Никто не подает голоса. 19)И все-таки смотрю на Нину Петровну. 20)Может быть, хоть на этот раз взволнуется ее сердце. 21)Неужели даже не укорит! 22)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

23)- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 24)Постыдись.

25)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 26)Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеский, как не помочь. 27)Она выходит в коридор. 28)Выискивает глазами кого-то и зовет:

29)- Лида, поди сюда. 30)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

31)Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

32)Никаких продуманных намерений у меня не было. 33)Все вышло само собой. 34)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. 35)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

36)- Куда вы сахар потащили? 37)А ну живо несите назад! 38)Совсем обнаглел! 39)Средь бела дня детей обкрадывает. 40)Только попробуй еще.

41)На щеках у меня были красные пятна. 42)Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

43)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 44)Кажется, понимает. 45)Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 46)Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

47)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…48)Получилось совсем иначе. 49)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 50)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

51)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 52)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 53)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. 54)Почему же воспитатели ничего не замечали? 55)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 56)Быть может, и не пропащий он человек. 57)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 58)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

Вариант 1

1) Пишем вступление (главная задача вступления – подведение к основной проблеме ).

2) Следующий этап - основная часть , где мы приводим аргументы.

3) И, завершая написанное, делаем вывод.

Вариант 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочтите текст Ф.Соколовой и объясните как вы понимаете смысл финала текста(предложение 58): «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

1)На дворе стоял 1940 год.2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же здесь по-прежнему держались старые порядки.

7)Сижу в учительской. 8)Входит завхоз. 9)Прервав разговор, обращается к завуч:

10- Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. 11)Пусть ко мне домой ведро отнесет.

16)То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. 17)Привыкли. 18)Никто не подает голоса. 19)И все-таки смотрю на Нину Петровну. 20)Может быть, хоть на этот раз взволнуется ее сердце. 21)Неужели даже не укорит! 22)Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

23)- Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. 24)Постыдись.

25)Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. 26)Ведро-то тяжелое, а годы у человека не юношеский, как не помочь. 27)Она выходит в коридор. 28)Выискивает глазами кого-то и зовет:

29)- Лида, поди сюда. 30)Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

31)Девочка покорно берет доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

32)Никаких продуманных намерений у меня не было. 33)Все вышло само собой. 34)Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. 35)Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

36)- Куда вы сахар потащили? 37)А ну живо несите назад! 38)Совсем обнаглел! 39)Средь бела дня детей обкрадывает. 40)Только попробуй еще.

41)На щеках у меня были красные пятна. 42)Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

43)Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. 44)Кажется, понимает. 45)Молча мнется с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. 46)Ничего не говорит, берет из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

47)Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной…48)Получилось совсем иначе. 49)Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. 50)Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

51)Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! 52)Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. 53)Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моем месте любой другой человек. 54)Почему же воспитатели ничего не замечали? 55)Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание - это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. 56)Быть может, и не пропащий он человек. 57)Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. 58)Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

Вариант 1

1) Пишем вступление (главная задача вступления – подведение к основной проблеме ).

Задумываясь над словами Ф. Соколовой: «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия»,- я поняла, что человеческое равнодушие – это тоже зло, которое сродни соучастию в преступлении. Автор описывает ситуацию из жизни детского дома: учительница заставила завхоза вернуть ворованный сахар, в то время как ее коллеги, прекрасно понимавшие, что на их глазах происходит воровство, промолчали.

2) Следующий этап - основная часть , где мы приводим аргументы.

Действительно, если бы не эта учительница, то завхоз продолжал бы обирать детей – сирот, потому что все знали, что он ворует. Об этом говорится в предложениях 16-18. («То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подает голоса»).

Глядя на равнодушное молчание завуча, учительница, несмотря на то что ей было трудно, «задыхаясь» и покрывшись пятнами, перегородила путь завхозу, сказав прямо в лицо: «Куда вы сахар потащили….Средь белого дня детей обкрадывает…». Ее поступка было достаточно для того, чтобы нечестный человек оставил работу: «Как мало надо для того, чтобы пресечь это зло!»

3) И, завершая написанное, делаем вывод.

На примере поступка учительницы можно сделать вывод о том, что многие преступления совершаются с молчаливого согласия равнодушных людей, поэтому не надо бояться пресекать злодеяния, только тогда совесть наша будет чиста.

Вариант 2

Задумываясь над словами Ф. Соколовой: «Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия»,- я поняла, что, остановив преступление, мы совершаем доброе дело.

Во-первых, увидев, что завхоз ворует у детей-сирот сахар, учительница, несмотря на равнодушие коллег, не побоялась его остановить: «Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь». Тот сначала подумал: «Какая муха тебя укусила», а потом «послушно высыпал сахар назад».

Во-вторых, отсутствие равнодушия у учительницы привело к тому, что воришка понял, что он поступает плохо, и не только не стал мстить ей, но и «через несколько дней подал заявление и по собственному желанию покинул» тот детский дом.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что, если на ваших глазах совершается преступление, необходимо остановить его, иначе вы невольно станете его соучастником.


Урок №9

Класс: 9А,Б

Дата: 9А - 9Б-

Тема: Развитие речи. Сочинение-рассуждение по тексту, содержащему проблемный вопрос

Образовательная : продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждений на основе прочитанного текста.

Развивающая : развитие у учащихся таких мыслительных операций как анализ, синтез, выделение главного, обобщение.

Воспитывающая : содействовать развитию умения уважать мнения других, общаться между собой; воспитывать потребность высказывать свою точку зрения по поводу поднятой проблемы; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Вам уже знаком алгоритм работы. Напомните его.

1. Внимательно читаем текст и определяем его тему, тип и стиль речи.

2. Формулируем проблему.

3. Комментируем проблему.

5. Выражаем своё отношение к проблеме.

6. Приводим аргументы.

7. Работаем над заключением.

I . Задание: прочитайте текст Ф.Соколовой. Определите тему текста, тип и стиль речи.

На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к заведующей учебной частью:

Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесёт.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор, выискивает глазами кого-то и зовёт:

Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Всё вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуйте ещё.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за спиной… Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

О чём этот текст? (О равнодушии)

К какому стилю речи он относится? (Художественному)

Тип(ы) речи данного текста? (Повествование с элементами описания и рассуждения)

II. Учитель: Особую трудность для анализа представляет художественный текст с использованием диалога. В нём может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить её можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.

Сформулируйте проблему текста.

Учитель: Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. В этом вам поможет пункт А28.

Сформулировать проблему можно, отталкиваясь и от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

(Может ли равнодушие людей породить зло?)

Итак, проблема сформулирована. Вступление к сочинению можно начать с рассуждения о заглавии, которое вы могли бы дать данному тексту. Тогда обязательно в заглавии должна прозвучать тема текста.

Можете написать диалог с воображаемым собеседником о проблеме (теме) данного текста. Иногда уместно начать рассуждение с ключевого слова (именительный темы), с ряда риторических вопросов или одного вопроса, созвучных или созвучного теме (проблеме).

Задание: напишите самостоятельно вступительную часть к сочинению, учитывая рекомендации.

Прочтите ваши варианты вступления.

III. - Перечитайте центральные абзацы текста.

Проследите за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? Обратите внимание на диалоги, используемые в тексте, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Задание: подчеркните ключевые слова и фразы. (То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит!)

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! …что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.)

Учитель: Возможен такой

П Р И Л О Ж Е Н И Е

1.Текст

На дворе стоял 1940год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области . До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к завучу:

Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесёт.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит? Очень живо себе представляю, как встанет она и гневно бросит ему в лицо:

Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хоть сам. Тебе ещё девочку подавай, постыдись!

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор. Выискивает глазами кого-то и зовёт:

Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом. Никаких продуманных намерений у меня не было. Всё вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперед и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

Куда это вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуй ещё!.. На щеках у меня красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам. Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит. Берёт из Лидиных рук ведро, возвращается и подрагивающими руками послушно ссыпает сахар назад. Я ждала мести, подвохов, ругательств за своей спиной - невидимой, но выматывающей нервы повседневной борьбы. Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом . Словно только того и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть не хорошо. Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв! Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. Почему же воспитатели наши, вобщем-то честные люди, предпочитали ничего не замечать? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна полагать, что молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий был он человек. Поймай он хоть раз чей-нибудь укоряющий взгляд, услышь слово осуждения из уст свих коллег , ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

По Ф. Соколовой

Известная русская писательница Фаина Соколова задаёт вопрос: « Почему же воспитатели наши, вообще-то честные люди, предпочитали ничего не замечать?» Именно проблема равнодушия к окружающему миру встречается в данном тексте.

Можно привести ряд примеров из телевидения, подтверждающих высказанную точку зрения. Так, например, вспоминается фрагмент из телепередачи

« Пусть говорят», когда двое подростков избивают пенсионера, ветерана , и не задумываются, что может именно этот дедушка спас жизни многим гражданам, а думают только о том, где « хранятся ценности». Это и есть равнодушие к окружающему миру.

Ещё вспоминается случай из жизни когда шёл я из школы домой впереди меня шла женщина, к ней подбежал молодой человек схватил сумку и убежал, потом я узнал, что женщина даже не подала заявление в полицию.

Всё зло в мире от молчания. Именно потому нам следует больше делать замечаний, и ни в коем случае не бояться злодеев.

К1 Основная проблема - нравственная оценка равнодушия - понята и достаточно чётко сформулирована………………………………………….1балл

К2 Комментарий к проблеме очень узок. Отсутствует сюжет текста, его « объект»(кратко: о чём он?)(Требование: до 12 предложений)

Цитата не выделена кавычками: «молчание - это даже худшее зло, чем воровство недобросовестного завхоза» …………………….1балл

К3 Отсутствие логической связи: о телевидении в тексте не говорится. ???

Об этом Ф. Соколова не говорит(не пишет)

……….2 балла

К5 Допущены нарушения связности высказывания: 2и 3 абзацы никак не связаны.

…………о баллов

К6 По качеству речи сочинение неоднородно:

5-ый абзац достаточно выразителен, а в остальных автор демонстрирует бедность словаря.4, 7 абзацы написаны одинаковыми словами: « следует делать больше замечаний»

……..1 балл

К8 пунктуационные ошибки:абзац 2 перед то , 6 абзац перед когда и др……………. 0 баллов

К9 грамматические ошибки: 6 абзац слишком длинный, требует членения на простые предложения. ….0 баллов

К10 речевые ошибки: « кроме того, как отмечает автор, что…» ..0 баллов

К11 этические нормы: не нарушены ….1 балл

К12 фактические ошибки: 5 абзац « ряд примеров» « Ряда» нет……………… 0 баллов

6 баллов из 24

Проверка учащимися

1. Варианты работ (БЕЗ ПРАВКИ) Пробное сочинение(ч. С) учени - 11 кл. ВАЧ.

Пробное сочинение(ч. С) учени ___ 11 класса 2012г. КАГА

« Равнодушие – это паралич души». Так почему- же люди иногда стараются не замечать чего-то несправедливого?

Именно проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

О таких людях, мы узнаём из текста Фаины Соколовой. О ворующем завхозе, о детях не имеющих право сказать что-то вопреки, и, о равнодушных ко всему этому учителях.

К примеру, в рассказе С. Довлатова, о метро, явно выражено равнодушное отношение людей к проблемам других. Ситуация которая произошла в нью-йоркском метро, показывает, что хулиганы, ведущие себя некультурно, ещё не самое страшное, самое страшное, это равнодушие людей к их поведению, за что автор себя очень корит.

К сожалению, многие современные люди живут по пословице « Знать не знаю и ведать не ведаю». Это наверное самый ужасный порок человечества, быть равнодушным к глухому горю, но при этом требовать от других неравнодушное отношение к собственным проблемам - это высшая степень эгоизма.

Хочется верить, что люди всё-таки не такие чёрствые, или хотя - бы не все. Ведь ещё писал: « Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего»

Молчание - золото. Да… но не в данном случае. Обычно молчат те, кому нечего сказать или наоборот, те кто боится, но имеет, что сказать. А чего бояться? Потерять работу? Поругаться с кем-то? Глупости…

Надо бояться быть равнодушным. Представим на секунду мир, в котором все люди равнодушны к окружающему. И что мы видим: на улицах разгром, никто не наказан за свои преступления. И все молчат. Всем всё равно. Разве так можно?

Именно проблему равнодушия затрагивает Фаина Соколова.

Поскольку текст художественного стиля, автор прямо не выражает свою позицию, но как бы наталкивает на её понимание, используя такие средства художественной выразительности, как парцелляция: « Сижу в учительской. Входит завхоз» .Ирония: « Обычное дело – отнести домой ведро ворованного сахара. Только и всего». Риторический вопрос: « Неужели даже не укорит?», « Почему же воспитатели наши предпочитают ничего не замечать?» Именно они помогают понять авторскую позицию: «… молчание – это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза».

Мне вспоминается текст С. Довлатова. Там описывается случай, который также заставляет задуматься о проблеме равнодушия.

Цели урока:

Образовательная: продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждений на основе прочитанного текста.

Развивающая: развитие у учащихся таких мыслительных операций как анализ, синтез, выделение главного, обобщение.

Воспитывающая: содействовать развитию умения уважать мнения других, общаться между собой; воспитывать потребность высказывать свою точку зрения по поводу поднятой проблемы; помочь осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Вам уже знаком алгоритм работы. Напомните его.

1. Внимательно читаем текст и определяем его тему, тип и стиль речи.

2. Формулируем проблему.

3. Комментируем проблему.

5. Выражаем своё отношение к проблеме.

6. Приводим аргументы.

7. Работаем над заключением.

I. Задание: прочитайте текст Ф.Соколовой. Определите тему текста, тип и стиль речи.

На дворе стоял 1940 год. В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области.

До полного благополучия было ещё далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. Дети понемногу становились доверчивее, добрее. Потихоньку крепла дисциплина. И всё же здесь по-прежнему держались старые порядки.

Сижу в учительской. Входит завхоз. Прервав разговор, обращается к заведующей учебной частью:

Нина Петровна, дай какую-нибудь девочку. Пусть ко мне домой ведро отнесёт.

То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит! Очень живо себе представляю, как встанет у окна и гневно бросит ему в лицо:

Слушай, Владимир Иванович, раз уж тащишь, так тащил бы хотя бы сам. Постыдись.

Но Нина Петровна к просьбе завхоза относится с полным пониманием. Ведро-то тяжёлое, а годы у человека не юношеские, как не помочь. Она выходит в коридор, выискивает глазами кого-то и зовёт:

Лида, поди сюда. Помоги Владимиру Ивановичу отнести ведро.

Девочка покорно берёт доверху наполненное ведро и, изогнувшись, волочит его вслед за размеренно вышагивающим завхозом.

Никаких продуманных намерений у меня не было. Всё вышло само собой. Быстро, словно кто-то толкнул меня, я бросилась вперёд и загородила завхозу путь. Задыхаясь, заговорила ему прямо в лицо:

Куда вы сахар потащили? А ну живо несите назад! Совсем обнаглел! Средь бела дня детей обкрадывает. Только попробуйте ещё.

На щеках у меня были красные пятна. Не послушается, вцеплюсь в ведро, драться буду, кусаться, а сахар не отдам.

Несколько секунд он смотрит на меня, словно пытаясь понять, какая муха меня укусила. Кажется, понимает. Молча мнётся с ноги на ногу, и даже подобие румянца выступает на небритых щеках. Ничего не говорит, берёт из Лидиных рук ведро, возвращается назад и подрагивающими руками послушно высыпает сахар назад.

Я ждала мести, подвохов, ругательств за спиной… Получилось совсем иначе. Буквально через несколько дней завхоз подал заявление и по собственному желанию покинул наш детский дом. Словно он только и ждал, пока кто-нибудь напомнит ему, что красть нехорошо.

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! Ни борьбы, ни нервов, ни жертв. Наверное, итог был бы в точности таким же, очутись на моём месте любой другой человек. Почему же воспитатели ничего не замечали? Оглядываясь назад, я и сейчас склонна думать, что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Быть может, и не пропащий он человек. Поймай он хоть раз чей-то укоризненный взгляд, услышь слово осуждения из уст своих коллег, ничего бы такого вообще не случилось. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.

Ф.Соколова

О чём этот текст? (О равнодушии)

К какому стилю речи он относится? (Художественному)

Тип(ы) речи данного текста? (Повествование с элементами описания и рассуждения)

II. Учитель: Особую трудность для анализа представляет художественный текст с использованием диалога. В нём может быть противопоставлено несколько мнений и авторская позиция не столь явно выражена. Она может совпадать с позицией одного из героев, а может отличаться от всех утверждений, данных в диалогах. Выявить её можно, сопоставляя идеи, анализируя сюжет и художественные детали.

Сформулируйте проблему текста.

Учитель: Желательно, чтобы проблема была сформулирована в форме вопроса. В этом вам поможет пункт А28.

Сформулировать проблему можно, отталкиваясь и от позиции автора, утверждения, основной мысли текста. Задайте вопрос так, чтобы этот тезис стал ответом на него. Это и есть проблема.

(Может ли равнодушие людей породить зло?)

Итак, проблема сформулирована. Вступление к сочинению можно начать с рассуждения о заглавии, которое вы могли бы дать данному тексту. Тогда обязательно в заглавии должна прозвучать тема текста.

Можете написать диалог с воображаемым собеседником о проблеме (теме) данного текста. Иногда уместно начать рассуждение с ключевого слова (именительный темы), с ряда риторических вопросов или одного вопроса, созвучных или созвучного теме (проблеме).

Задание: напишите самостоятельно вступительную часть к сочинению, учитывая рекомендации.

Прочтите ваши варианты вступления.

III. - Перечитайте центральные абзацы текста.

Проследите за ходом мысли автора. Попробуем понять: как он приходит к поставленному вопросу, что наводит его на размышления? Обратите внимание на диалоги, используемые в тексте, пояснительные замечания, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

Задание: подчеркните ключевые слова и фразы. (То, что завхоз нечист на руку, тут знают все. Привыкли. Никто не подаёт голоса. И всё-таки смотрю на Нину Петровну. Может быть, хоть на этот раз взволнуется её сердце. Неужели даже не укорит!)

Как мало понадобилось, чтобы пресечь это зло! …что молчание это даже худшее зло, чем воровство нашего недобросовестного завхоза. Но молчание (столь удобное для ленивых душ) одного сделало жуликом, на других бросило тень соучастия.)

Учитель: Возможен такой