Дифференциация межнациональных отношений. Поурочный план - нации и межнациональные отношения. Причины межнациональных конфликтов


Поурочный план - Нации и межнациональные отношения

Цель урока : углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.

Задачи урока :

1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.

2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.

3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.

3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.

4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.

5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.

Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".

Литература :

"Человек и общество". Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.

Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.

Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.

Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

План урока :

Этнические общности.

Национальное самосознание.

Развитие межнациональных отношений в современном мире.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

Национальная политика.

Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.

Актуализация знаний учащихся :

Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения "Нации", "межнациональные отношения", "межнациональные конфликты", "национализм", примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).

Проблема урока : Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.
Вопрос 1. Этнические общности
В современном мире существуют различные социальные общности.
Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
Остановимся на вопросе "Этнос - его основные черты и особенности".
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос
Племя Народность Нация
Черты этноса
Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного
народности судьба бытовое поведение
поведение
Специфическая материальная
и духовная культура
Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Признаки нации .

· Единая раса

· Религия

· Привычки

· Ценности

· Солидарность

Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова "Белый пароход" и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.
Вопрос 2. Национальное самосознание
Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.
Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.

Межнациональная дифференциация - это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.

Межнациональная интеграция - Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

Самоизоляция в целом

Протекционизм в экономике

Религиозный фанатизм

Национализм в различных формах в политике и культуре

Формы межнациональной интеграции

Экономические и политические союзы

Транснациональные корпорации

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины межнациональной интеграции

1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.

Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)
Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:
Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
Рост сепаратистских тенденций на территории России.
Демографические и миграционные процессы.
Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?
Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины "расизм", "нацизм", "Шовинизм", "геноцид", "Холокост".
Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?
Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов:
Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.
Колониальное население.
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Виды межнациональных конфликтов:
По поводу спорных территорий.
Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
Из-за произвольного изменения административных границ.
Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Вопрос 5. Национальная политика
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.

Гуманистические принципы политики в области национальных отношений

Основные принципы национальной политики

Условия гармонизации национальных отношений

1. Отказ от насилия и принуждения.

2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.

3. Признание прав и свобод человека.

4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.

1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.

2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.

3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.

4. Неприятие любых форм шовинизма.

1. Наличие правового государства.

2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.

3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.

4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.

5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.

Задание: Изучив раздел "Национальная политика" в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник "Человек и общество", § 19).

Закрепление изученной темы.

Тестирование:

Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:

А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.

2. Современную нацию можно определить по признакам:

А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.

3. К исторически сложившимся группам людей относятся:

А). народности; Б). классы; В). государства.

Домашнее задание : § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.

Просмотр мультимедийной презентации "Межэтнические связи Чувашии", подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.

Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе

Учитель истории - Прыткова С.В.

На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.

Введение.

На протяжении всей человеческой истории миграции, перемещения, переселения людей были одним из важнейших факторов развития общества. Освоение новых земель, а позднее новых рынков, мирное или насильственное присоединение к государству сопредельных территорий, колонизация, основание городов, эмиграция – все эти процессы предполагали передвижение с места на место сотен и тысяч людей – воинов и авантюристов, земледельцев и чиновников, ремесленников и предпринимателей. Великое переселение народов и великие географические открытия – это только наиболее известные и яркие эпизоды в истории никогда не прекращавшейся миграции.

Проходили века, но люди не переставали срываться с насиженных мест – по своей воле, в поисках лучшей доли или под давлением внешний обстоятельств. Властители переселяли подданных, изгоняли из своих земель представителей неугодных этносов или конфессий, подданные бежали от произвола государства, от тирании, от геноцида… Подобные – не слишком приятные – страницы истории, увы, все еще перелистываются.

Ни технический прогресс, ни постепенное утверждение в массовом сознании представлений о праве человека думать, веровать и вести себя иначе, чем его соседи, ни глобализация экономики, ни создание механизмов контроля над миграцией и помощи беженцам не избавили нас (и в ближайшем будущем не избавят) от проявления нетерпимости, от дискриминации по национальному или конфессиональному принципу.

Последнее столетие отечественной истории вполне может быть описано как череда непрерывных перемещений огромных масс людей: переселение крестьян в Сибирь при Столыпине, эвакуация жителей прифронтовых областей во время мировых войн, эмиграция, репатриация, «раскулачивание», насильственное выселение народов и возвращение потомков изгнанных в родные места, миграции, вызванные распадом СССР и вооруженными конфликтами на постсоветском пространстве, а также либерализацией иммиграционного законодательства.

Миграции неизбежно были сопряжены с тяготами и лишениями. Насильственные переселения обычно приводили к массовой гибели людей. В ходе передвижения кочевых племен и колонизации новых территорий порой бесследно исчезали этносы. Но было бы неверно видеть в миграциях лишь теневые стороны.

Человечеству свойственно прибывать в постоянном движении. Переходили с места на место первобытные племена – и в результате расширялось обитаемое пространство. В ходе миграций были населены людьми новые континенты. Даже вынужденные миграции, при всей их трагичности, как правило, приводили к обогащению культуры стран, дававших приют беженцам.

Проблемы межнациональных отношений стоят сегодня достаточно остро во многих государствах мира, Наша страна не исключение. в последние годы в различных регионах России, в том числе и в Удмуртии, появилось немало беженцев и вынужденных переселенцев. Их отношения с местным населением носят подчас напряженный характер. Проявление нетерпимости и насилия по признаку национальной принадлежности особенно свойственно молодежи.

Наверное, поэтому мы с вами сегодня должны серьезно поговорить об уважении к культурным достижениям, традициям, особенностям национального менталитета других народов.

Наша тема сегодня «Нации и межнациональные отношения ».

План темы:

    Этническая общность и ее виды.

    Этнос, нация и национальность.

    Национальный менталитет.

    Этническое многообразие современного мира.

    Межнациональные отношения.

    Межнациональные конфликты.

    Национальная политики в РФ,

    Межэтнические отношения в УР,

1. Есть разные определения понятия «нация ».

Задание: сравнить 2 определения, выписать из них признаки этнических общностей, найти отличия, объяснить их суть.

1.Историческая общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.

2.Исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории,

экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.

2. Работа с презентацией этнос и нация

Приведите в соответствие таблицу, аргументируйте свою точку зрения (воспользуйтесь презентацией и текстом учебника)

Этническая

общность

Тип общества

(Стадиальный)

Тип общества

(формационный)

род

Традиционное

первобытное

племя

Традиционное

От первобытного к феодальному

народность

традиционное

феодализм

нация

информационное

капитализм

Выпишите из презентации ключевые моменты в соответствии с планом.

3. Ознакомьтесь со статьей и отметьте особенности национального менталитета удмуртского народа

    Терпеливые

    Трудолюбивые

    Экономные, порой скупы

    Скромные

    Стеснительные

  1. Приспосабливаемые

    Сдержанные

    Самопожертвование

    обидчивые

    гостеприимны

    дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников

    хрупкость и ранимость души”

    Депрессивные

    Уживчивы

    Не конфликты

    тяготеют к сельской жизни

    основными достоинствами являются смирение, терпение и исполнительность

    внутренняя культура, тактичность, музыкальность, поэтичность

    Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность, хотя часто это не соответствует действительности».

4.Ознакомьтесь с итогами переписи 2002 года и сделайте выводы по диаграммам.

Численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн. человек, из них 106,4 млн. человек (или 73%) являются городскими жителями, а 38,8 млн. человек (или 27%) проживают в сельской местности. Россия занимаетседьмое место в мире по численности населения после Китая (1285 млн. человек), Индии (1025 млн. человек), США (286 млн. человек), Индонезии (215 млн. человек), Бразилии (173 млн. человек) и Пакистана (146 млн. человек).По сравнению с переписью населения 1989 г. численность населения уменьшилась на 1,8 млн. человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн. человек, в сельской местности - на 0,2 млн. человек. В России, как и в большинстве развитых стран мира, прекратился процесс урбанизации -соотношение городских и сельских жителей сохранилось на уровне переписи 1989 г. Почти пятая часть населения страны проживает в 13 городах-"миллионниках": Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске, Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде, Перми. Численность крупнейших мегаполисов России составила: Москвы - 10,4 млн. человек, Санкт-Петербурга - 4,7 млн. человек. Столица Российской Федерации по численности жителей входит в число двадцати самых крупных городов мира. Численность граждан Российской В Российской Федерации проживают представители свыше 160 национальностей. В ходе переписи было обеспечено выполнение Конституции Российской Федерации в части свободного самоопределения национальной принадлежности. При переписи населения было получено более 800 различных вариантов ответов населения на вопрос о национальной принадлежности.Семь народов, населяющих Россию - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. Наиболее многочисленны русские - 116 млн. человек (80% жителей страны). Около 1,5 млн. человек не указали свою национальную принадлежность.

Сравните свои выводы с выводами на сайте Всероссийская перепис населения.

5.Прочитайте введение к параграфу 9. Выпишите основные понятия заполните таблицу. Таблицу перенесите в тетрадь.

Объясните выделенные термины.

Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как и межнациональная интеграция.

межнациональная дифференциация

-это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах .

межнациональная интеграция .

Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Формы межнациональной дифференциации

    Самоизоляция в целом

    Протекционизм в экономике-экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики .

    Религиозный фанатизм- слепое, безоговорочное следование убеждениям, в области религиозно -философской сфере.

    Национализм в различных формах в политике и культуре

Примером межнациональной дифференциации в современном мире являются разделение Чехословакии (Чехия Словакия) или Германии (ФРГ и ГДР) на два государства, распад СССР.

Формы межнациональной интеграции

    Экономические и политические союзы

    Транснациональные корпорации - крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

    Международные культурные и народные центры

    Взаимопроникновение религий и культур, ценностей

Причины интеграции

1.Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.

2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Примером межнациональной интеграции в современном мире являются деятельность всемирных организаций(ЕС,ШОС,ВТО и т.д..)

По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% (татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.)

Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:

    Рост сепаратистских тенденций на территории России.

Вопрос для размышления : Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране?

    Вымирание нации, а вместе с ней и ее культура

    << Взрыв>> национализма

    Непризнание людьми, принадлежащих к какой-либо расе

    Утрата прежнего высокого статуса русской нации.

    Демографические и миграционные процессы.

Определите к какому понятию можно отнести эти определения?

. Преданность своему народу.

2. Защита национального единства или независимости.

3. Всеобщая приверженность и верность своей нации.

4. Приверженность к нации или стране, когда национальные интересы ставятся выше личных или групповых интересов.

5.Инстинкт национального самосохранения, вера в силу своего народа; преобладание интересов нации над всеми другими (государства, партий и т.п.), приводящее к способности нации эффективно бороться с враждебными инородными элементами.

Найдите в Интернете рисунок, подходящий по смыслу, вставьте его.

Какое определение вам больше нравится и почему? - Преданность своему народу. Потому, что это понятие раскрывает сущность всего, что приведено ниже.

Изменилось ли ваше понимание смысла термина «национализм »?

Да. Раньше я рассматривала национализм с негативной точки зрения, т.е. истребление другой расы,(националисты в Германии), сейчас же мое мнение существенно изменилось, и думаю, если в нашей стране будет больше “правильных националистов”, то возможно в будущем наша Россия не вымрет, а станет еще более мощной державой, и будет держать весь мир в своем “крепком кулаке”.

Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?

    Тестирование:

    1. Племена и народности – это:

    1. этнические общности;

      исторические типы общества;

      социальные группы;

      демографические группы.

    2. Одной из причин напряженности в межнациональных отношениях является:

      нарушение прав человека;

      уважение к национальных обычаям;

      пресечение противоправной деятельности криминальных группировок;

      поддержка национальной культуры.

    3. Один из признаков нации:

      наличие конституции;

      общность исторического пути;

      единое гражданство;

      общность идеологии.

    4. Одним из условий возникновения нации является:

      развитие экономических и культурных связей между близкими народами;

      рост уровня образованности населения;

      повышение рождаемости;

      образование правового государства.

    5. Преодолению национальных противоречий способствует:

      перераспределение полномочий национальных образований в пользу центра;

      государственная поддержка малого бизнеса;

      обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности ;

      переход к рыночным методам введения хозяйства.

    6. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает:

      отказ от насилия по национальному признаку во всех его формах;

      оказание военной помощи сепаратистам;

      курс на ослабление многонациональных государств;

      поддержку всех форм борьбы за самоопределение.

    7. Верны ли следующие суждения?

    Межнациональное сотрудничество способствует:

    А. Развитию национальной культуры.

    Б. Преодолению национальной ограниченности.

      верно только А.

      верно только Б.

      верны оба суждения.

      оба суждения неверны.

    Приложение.

    Особенности национального бизнеса: ранимая удмуртская природа

    Мы продолжаем публикацию серии материалов, посвященных особенностям менталитета различных наций, характерных для нашего региона. В предыдущем номере мы рассмотрели национальные особенности русских и их поведение на работе.


    Этот материал посвящен коренным жителям Удмуртии, которые, по данным 2002 года, составляют четверть населения нашей республики. Яркие национальные черты, присущие удмуртам, прежде всего проявляются в работе.


    Попытался найти закономерности во взаимосвязи менталитета и рабочих моментов попытался наш эксперт – кандидат экономических наук Андрей Атаев.

    «Удмурты живут на границе Европы и Азии, Великого Леса и Великой Степи, тюрко-мусульманского и славяно–христианского миров. Быть «между» всегда не просто, можно превратиться в «пыль истории». Но удмуртам на протяжении веков удалось сохранить свой язык и свою культуру, – пишет Владимир Владыкин в очерке «Удмуртский этнос».


    И действительно, несмотря на то, что на протяжении веков в Удмуртии внедрялась русская культура и православная религия, до сегодняшних дней удмуртам удалось донести национальные обряды, верования, традиции, и конечно, неповторимую ментальность.
    В системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, вообще с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейного благополучия приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишаются в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависят общая атмосфера жизни, успех в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не были в чести нищенство и попрошайничество.


    Удмурты чрезвычайно. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают». Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением считалось у них инициирование вражды и ссор.


    Причиной всему то, что удмуртский народ весьма удачно приспосабливался ко всем историческим испытаниям, выпадавшим на его долю, терпел то, что другому вытерпеть не под силу.


    Удмурты никогда не станут инициаторами конфликта в коллективе: даже в самой острой ситуации они находят компромисс. Это качество характера не всегда способствует карьерному росту, но делает представителя удмуртской нации незаменимым исполнителем, которому можно доверить самые сложные задания.


    Доктор медицинских наук Игорь Ревенчук указывает на скованность удмуртов, нежелание бороться за свои права: «скромные», «робкие», «стеснительные», «не имеющие больших потребностей», «аккуратные».
    Но и относиться к аккуратной обязательности удмурта необходимо соответствующе: за хорошо выполненную работу он ждет похвалы, признание его заслуг для него – высшая награда.


    Об этом пишет М. Г. Иванова, д.и.н (Институт языка, литературы и истории Удмуртского филиала УрО РАН): «Видимо, у нас, финно-угорских народов, есть какая-то общая генетическая программа. Поражает эта удивительно уязвимая хрупкость души. Мы всегда ориентируемся на похвалу. Когда нас хвалят, мы становимся лучше. Если нас критикуют, мы становимся хуже. В душе происходит надлом, от которого очень больно. Китайцы говорят: критика подобна голубю, она возвращается обратно. Нас не надо критиковать - мы не китайцы. Кто-то с критикой может как-то сосуществовать, кто-то может уживаться, мы - нет».
    Учитывая чувствительность и ранимость удмуртов, вместо жесткой критики достаточно будет и полунамека.

    Как в работе, так и в семейном быту мужчина-удмурт необыкновенно уживчив и ради семейной выгоды приносит в жертву свои личные интересы, терпит подчинение, лишает себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считает он, во многом зависит социальное благополучие, общая атмосфера жизни, успех или неудача в хозяйственной и прочей деятельности. И поэтому главой семьи чаще становится не мужчина, а женщина. И здесь уже не важно – кто сколько зарабатывает, так как хранительницей не только семейного очага, но и сбережений является жена. Потому что она хорошая хозяйка, верная жена, скромная любовница, ответственная работница. За это-то и любит мужчина-удмурт женщину-удмуртку.


    Такая позиция не позволяет мужчине стать главой семьи, решать все проблемы самому, построить карьеру и просто брать ответственность на себя. Все эти функции выполняет женщина-удмуртка. Все это находит отражение и в работе. Избегая ответственности, не желая принимать решения, мужчина-удмурт оказывается в стороне от власти от управления компанией. В результате среди административно-управленческой интеллигенции, на производстве, частично в бизнес-элите республики шире представлены другие национальности.


    Удмурты в условиях экономического кризиса и высокого уровня безработицы гораздо сильнее по сравнению с русскими тяготеют к сельской жизни, что выражается в существенном сокращении традиционного оттока населения в города и даже в преобладании тех, кто переезжает в последнее время на постоянное жительство в деревню. В основном такие люди заняты в личных подсобных хозяйствах. И это неудивительно, так как еще издревле традиционными хозяйствами Удмуртов были ремесла и промыслы (в том числе рубка леса и заготовка древесины, смолокурение, углежжение, деревообработка, а также мукомольное производство, извозничество). Следует отметить, что удмуртские земледельцы и старались ухаживать за своим полем больше, чем за своим домом. И действительно, они могут служить лучшими образцами трудолюбия, считается если не лучшими, то прилежнейшими земледельцами. Поэтому они предпочитают быть прилежными исполнителями и получать похвалу, а не рискующими предпринимателями или берущими на себя ответственность руководителями и получать критику.


    Таким образом, основными достоинствами финно-угорских народов являются смирение, терпение и исполнительность. Николай Петрович Рычков еще в XVIII веке писал об удмуртах: «Нет в Российском государстве ни одного народа, могущего сравниться с ним в трудолюбии».
    За многие века удмурты создали и развивают богатый, неповторимый самодостаточный комплекс этнокультуры, выработали свою сложную систему мироощущения и миропонимания. Вписались в мировую цивилизацию, пусть даже не всегда поспевая с ее пугающими темпами, сохранили свое имя, язык, свою древнюю самобытную культуру.


    Этот негромкий и даже тихий народ по-крестьянски много и основательно трудился, жил как мог, на своей не очень богатой земле, никому не объявлял войны, никого не покорял, не завоевывал, скорее сам уступал места другим, чем захватывал чужую территорию. Уходил в глубь лесов, вновь расчищал лес под пашню, строил дома, растил детей.


    Этнологические особенности удмуртского народа – это сложная и неоднозначная тема, и мы лишь попытались затронуть некоторые ее аспекты. Эти особенности необходимо учитывать в управлении персоналом.

    «Удмурты - достаточно многочисленный народ России, представители которого, в отличие от других финно-угорских народов, довольно монолитны и расселены сравнительно компактно на востоке Восточно-Европейской равнины, в междуречье Камы и Вятки, – пишет Владимир Крысько, доктор психологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Государственного университета управления в научной работе «Этническая психология». – Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природная сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутренняя культура, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность, хотя часто это не соответствует действительности».

    Положительные качества

    Отрицательные качества

      Миролюбивы

      Доброжелательны

      Гостеприимны

      Деликатны

      Сдержаны в проявлении чувств

      Терпеливы до самопожертвования

      Трудолюбивы

      Упорны.

      Неконфликтны

      Стеснительны до робости

      Бережливы до скупости

      Скрыты и замкнуты

      Настойчивы до упрямства

      Нетерпимы к критике

      Обидчивы

      Склонны к депрессии

краткое содержание других презентаций

«Субкультуры и их представители» - Работа. Уровень демократизации общества. Кракеры. Классификация неформальных движений. Наиболее популярные молодежные субкультуры. Готы. Элита. Наркотизированные субкультуры. Приобретение новых друзей с общими интересами. Молодые люди. Молодёжные субъкультуры России. Проблема преодоления жизненных трудностей. Вывод: Классифицировать субкультуры сложно, изучая тему, я нашёл. Показать особенности. Новые веяния в российском обществе.

«Гражданское общество и политическое государство» - Связь правового государства и гражданского общества. Признаки правового государства. Правовое государство и гражданское общество. Сущность и признаки правового государства. Правовое государство. Понятие и подсистемы гражданского общества. Теории правового государства и гражданского общества. Идеи гражданского общества. Античность. Теории правового государства. Становление гражданского общества в современной России.

«Понятие политической системы общества» - Разветвленная совокупность различных политических институтов. Институт полномочных представителей. Политические институты. Политическая система общества. Функции Президента. Конституция. Государственная Дума. Народ. Структура Конституции. Институт депутатского запроса. Политическая система российского государства. Политическая система. Принцип разделения властей. Совет Федерации. Выборы.

«ЕГЭ «Общество»» - Впишите слово, которое пропущено. Общественные отношения. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Объяснения. Авторское понимание свободы. Вопросы власти. Установите соответствие между сферами жизни общества. Повышение налогов на бензин. Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме. Признаки доиндустриального общества. Низкая социальная мобильность. Черты общества как динамичной системы.

«Детская жестокость» - Анкетирование. Проблемный вопрос. Жестокость. Проявление жестокости по отношению к девочкам и мальчикам. Конфликт. Родители. Проявление жестокости. Советы для родителей. Конфликтная ситуация. Ученик. Причины проявления жестокости. Жестокость по отношению к животным. Основные виды работы. Желание выделиться. Детская жестокость. Компьютер. Читаете ли вы художественную литературу. Конфликт со взрослыми.

«Военная служба по контракту» - Дополни предложение. Знания по вопросам. Вопросы для закрепления. Военная служба по контракту. Особенности службы по контракту. Государственные льготы. Сроки службы по контракту. Требования к кандидатам службы по контракту. Прохождение военной службы по контракту. Отбор кандидатов для поступления на военную службу. Основания для отказа. Цель урока.

Общество - это динамичная система, которая всегда находится в движении, в которой всегда происходят те или иные изменения, приводящие либо к развитию, либо к регрессу. Эти изменения часто настолько противоречивы, что сказать, способствовали они улучшению или, наоборот, негативно повлияли на общество, можно только спустя некоторое время. Одним из таких явлений можно назвать межнациональную интеграцию, тенденции к которой сейчас наблюдаются все ярче.

Что это такое?

Межнациональная интеграция - обществоведческий термин. Под ним понимается сближение культур разных национальностей, стирание границ между ними.

Откуда берет корни межнациональная интеграция?

Происходит это вследствие еще одного процесса, который также наблюдается в современном обществе - глобализации. Мир постепенно становится единым экономическим, политическим и культурным пространством. С развитием транспорта, средств связи, Интернета исчезли те границы, которые могли препятствовать налаживанию контактов между государствами. К тому же в век высоких технологий, в век информации борьба за полезные ископаемые, за территорию потеряла свою актуальность - войны за земли прекратились. На смену конфликтам и разногласиям пришло понимание того, что гораздо эффективнее сотрудничать с другими странами, осознание необходимости объединения. Все это и является предпосылками межнациональной интеграции.

Как проявляется?

Межнациональная интеграция может проявляться разными способами и на разных уровнях жизни общества. Она пронизывает все, начиная от фундамента социума - экономики, заканчивая мировоззрением людей, их сознанием. В зависимости от того, какую сферу деятельности она затрагивает, выделяют несколько форм межнациональной интеграции. Первая - экономическая. Примерами межнациональной интеграции этого вида могут служить разнообразные межгосударственные экономические союзы (ОПЕК, ВТО, Европейский союз), торговые кампании, затрагивающие несколько стран, транснациональные корпорации (те же автомобильные заводы, головной центр которых находится к одной стране, а концерны разбросаны по всему миру). Следующая форма интеграции - политическая: помимо экономических союзов, создаются крупные объединения, которые совместными усилиями пытаются решить глобальные проблемы, ответить на вопросы общемирового масштаба. К таким альянсам можно отнести Организацию Объединенных Наций, военный союз НАТО и другие.

Когда душа лежит к объединению

Пожалуй, самым долгим и сложным процессом является межнациональная интеграция, которая проходит на уровне сознания людей. Когда культуры объединяются не благодаря специально созданным союзам, а будто бы сами собой, проникая одна в другую. Когда ценности одного народа незаметно вплетаются в ориентиры другого, когда под воздействием иной культуры менталитет народа постепенно меняется, а обычаи обогащаются новыми традициями. Теперь многие мусульмане уже не удивляются европейской девушке в юбке мини, а европейцы, тем временем, с удовольствием едят суши с помощью японских палочек. Заключаются межнациональные браки, открываются центры иностранной культуры, языковые школы, повсеместно налаживается общение с иностранцами.

Другая сторона медали

Конечно, всемирное объединение народов и культур имеет свои положительные черты: при совместном решении вопросов учитываются интересы всех сторон, при сближении в духовном плане каждая из наций обогащается чем-то новым, плюс ко всему интеграция способствует развитию толерантности в людях, терпимости к различиям. Однако несмотря на все плюсы, есть и обратная сторона медали. При сильном сближении двух культур они могут потерять свою самобытность, уникальность. Одна, более развитая и сильная, может поглотить, просто уничтожить другую. Поэтому надо думать не только о том, как стать ближе с другими национальностями, но и о сохранении своих традиций и обычаев. Необходимо заботиться о своей исконной культуре, не забывать те ценности, которые она проповедует. Каждый из представителей той или иной национальности должен гордиться своим народом, помнить о своих корнях и истоках, а не глупо копировать образ жизни другого этноса.

Антипод межнациональной интеграции

Кстати. Когда какое-либо государство старается сохранить чистоту своей культуры, не примешивая в нее никакие другие традиции, пытается удалиться от влияния других наций, такое явление называется межнациональной дифференциацией.