Дикторов сейчас. Дикторы советского телевидения - достояние отечественной культуры. Информационно-аналитические и информационно-развлекательные программы

Основоположником советской школы спортивного радиорепортажа стал, конечно же, Синявский Вадим Святославович . Именно он когда-то провел первый урок гимнастики на всесоюзном радио. В 1935 году озвучил первый в истории Союза зарубежный репортаж с матча СССР – Турция. Однако Синявский освещал не только спортивные события. Его голос звучал в тот момент, когда в ноябре 1941-го советские войска отправлялись с Красной площади на передовую. В 1942-м Вадим Святославович едва не погиб. "Говорит Севастополь!" – лишь успел сказать легендарный диктор в эфир. Спустя мгновение его накрыло снарядом разорвавшейся поблизости мины.

Владимира Борисовича Герцика война тоже не обошла стороной. С 1941 по 1943-й артист и ведущий служил командиром химической роты Латышской стрелковой дивизии. В последние военные годы работал диктором, совершая опасные полеты в тылу врага с агитацией о сдаче в плен и с сообщениями для немецких войск.

Ольга Сергеевна Высоцкая по праву считалась одной из самых ярких ведущих середины XX века. В ее послужном списке есть и радионовости с фронтов, и прямые трансляции из Кремлевского дворца съездов, и трагические сводки "Совинформбюро". Ольга Сергеевна отличалась четкостью и ясностью речи, а также неповторимым талантом располагать к себе слушателей.

Самый известный диктор СССР вряд ли нуждается в отдельном представлении. В это сложно поверить, но когда-то 17-летний Юрий Левитан рассмешил приемную комиссию столичного вуза своим "окающим" Владимирским говором. Тогда-то ему и попалось на глаза объявление о наборе в группу радиодикторов. Упорный юноша решил испытать судьбу еще раз. К счастью, на прослушивании присутствовал сам Василий Качалов, которого не смутили особенности речи Левитана.

Игорь Леонидович Кириллов являлся диктором программы "Время" более 30 лет. С 1965-го до начала 80-ых именно он вел прямую трансляцию парадов с Красной площади. Трансляцию празднований 9 мая легендарный ведущий освещал и того дольше – до 2006 года. Сегодня Кириллов появляется на телевидении, периодически участвуя в передачах "Угадай мелодию", "Наше время", "Кто хочет стать миллионером" и многих других.

Шатилова Анна когда-то совершенно случайно прочла объявление о наборе в группу дикторов на Всесоюзное радио "Гостелерадио СССР" и решила попробовать свои силы. Уже через несколько лет ее пригласили работать на Центральное телевидение. Именно Анна Николаевна в 1963-м году в прямом эфире зачитала срочное сообщение ТАСС об убийстве Джона Кеннеди.


Хорошевцев Евгений Александрович на сегодняшний день является одним из самых популярных дикторов современной России. Его называют "Официальным голосом Кремля" и он сообщает нам о самых важных политических событиях.

Многим из нас хорошо знакомы все эти люди, которых мы очень часто могли видеть не экранах телевизоров в прошлом, а некоторых из них видим до сих пор. Далее предлагаем вспомнить популярных телеведущих из 90-х, а также узнать, как сложилась их дальнейшая судьба.

Арина Шарапова начинала в качестве ведущей программы "Вести" на втором канале, а с 1996 по 1998 стала ведущей информационной программы "Время" (ОРТ).

Затем Шарапова перешла в программу “Доброе утро”, а после стала и вовсе редко появляться в эфире.

В 2014 Арина стала президентом "Школы искусств и медиатехнологий", в том же году появилась в качестве ведущей проекта "Остров Крым".

Борис Крюк. C 13 января 1991 по 1999 год Борис был бессменным ведущим и режиссером телеигры "Любовь с первого взгляда".

Борис не пропал с телевидения, его просто стало не видно - с мая 2001 года он стал ведущим, режиссером-постановщиком, автором сценария и генеральным продюсером телеигры "Что? Где? Когда?"

Зрителям слышен только его голос. В первое время после смерти создателя и бессменного ведущего программы Владимира Ворошилова редакция скрывала имя нового ведущего как от зрителей, так и от знатоков: его голос искажали с помощью компьютера.

Алла Волкова была ведущей романтического телевизионного шоу "Любовь с первого взгляда" вместе с Борисом Крюком.

После закрытия этого шоу Алла вышла замуж в третий раз, работает редактором всех программ, которые выпускает продюсерский центр "Игра-ТВ" - "Что? Где? Когда?", "Песни ХХ века" и "Культурная революция".

Александр Любимов. Пришел на телевидение - корреспондентом, а затем ведущим программы "Взгляд". С 1995-1998 года стал автором и ведущим программы "Один на Один".

С 2007 года - сотрудник ВГТРК, вел программу "Сенат" на канале "Россия". Позже был назначен первым заместителем генерального директора телеканала "Россия".

В августе 2011 года покинул ВГТРК, став членом политической партии "Правое дело". В ноябре этого же года ушел из партии и возглавил телеканал РБК, в конце 2014 года пост покинул, но при этом остался в совете директоров.

Светлана Сорокина. С 1991 по 1997 годы была политическим обозревателем, ведущей ежедневной информационной программы "Вести". Особую известность получили фирменные "прощалки" Сорокиной, которыми она закрывала каждый выпуск "Вестей"

С мая 2001 года до января 2002 года работала на канале ТВ-6 в информационной программе "Сегодня на ТВ-6" и ток-шоу "Глас народа".

Сейчас Светлана - член Академии Российского телевидения, бывший член Совета по правам человека при Президенте РФ (2009-2011), преподаватель Высшей школы экономики, ведущая программы "В круге СВЕТА" на радиостанции "Эхо Москвы" и программы "Сорокина" на телеканале "Дождь"

В 80-е и в начале 90-х Татьяна Веденеева была едва ли не самой популярной телеведущей. Она вела "Будильник", "Спокойной ночи, малыши!" и "В гостях у сказки" (тетя Таня), программу "Утро", "Песня года" и многие другие телевизионные шоу.

Ушла Веденеева с телевидения довольно внезапно. Отдыхая в Лондоне, ведущая пришла от него в восторг и решила на недельку продлить путешествие. Позвонила на работу, попросила дать отгул на несколько дней.

В "Останкино" радости ведущей по поводу Англии никто не разделил; Татьяне в категорической форме предложили возвращаться в срок или… писать заявление об уходе. Веденеева угрозу всерьез не восприняла. А к ее заявлению отнеслись вполне серьезно.

Сейчас Татьяна занимается бизнесом. Как-то раз супруг привез ей из Тбилиси соус ткемали. Экс-ведущая загорелась идеей наладить выпуск ткемали в России. Несколько лет ушло на изучение рецептов и организацию производства. Сейчас Татьяна - владелица корпорации "Trest B", и в каждом столичном супермаркете можно купить соусы от Веденеевой.

Пик популярности Игоря Угольникова пришелся на начало девяностых. Сначала в эфир вышла программа "Оба-на!", затем последовало столь же забавное "Угол-шоу!" В 1996 году Игорь выпустил цикл передач "Доктор Угол".

После появились программы "Добрый вечер" и "Это не серьезно!". Но они не снискали популярности.

Официальная же версия Российского телевидения по поводу закрытия "Доброго вечера" - "Передача высасывает очень много денег, - сказал Игорь в одном из интервью. - И это справедливо: она была ежедневной, в ней работало большое количество народа."

Некоторое время Игорь пробовал себя в другом амплуа: занимал должность вице-президента Российского фонда культуры, был директором Дома кино. Но телевидение не отпускало.

Сейчас он продюсирует тележурнал "Фитиль". Не забывает и актерскую профессию. Он снялся в нескольких сериалах и фильмах.

Ксения Стриж вела передачи "У Ксюши", "Стриж и другие", "Ночное рандеву"… Такой бешеной популярности и признания, как во время работы в программе "У Ксюши", у нее никогда не было. В начале 90-х музыки на ТВ было мало, а Стриж звала в свое шоу самых интересных артистов.

В 1997-м Стриж вернулась с телевидения на радио: там она чувствует себя привольно. Была ведущей на телевизионном канале «Ля-Минор». После скандала, связанного с тем, что она появилась в эфире пьяная и смеялась над зубами своего гостя Александра Солодухи, появилась информация об её увольнении, однако сейчас Ксения снова работает на канале.

Последняя программа Шендеровича, которую видел массовый российский зритель, называлась "Бесплатный сыр" и выходила на ТВС. Когда ТВС закрылся, Шендерович на большое телевидение плюнул.

Начал писать в "Новую газету" и газету "Газета", обзавелся собственными программами на "Эхе Москвы" и радио "Свобода". Правда, совсем завязать с ТВ у Шендеровича не вышло.

На "Русском канале за рубежом" по воскресеньям в итоговой аналитической передаче "Российская панорама" он ведет свою рубрику - "Чашка кофе с Шендеровичем", в которой рассказывает бывшим соотечественникам, уехавшим жить в Израиль и Германию, как тут в России дела.

Иван Демидов был бессменным ведущим музыкальной передачи "МузОбоз". Но загадочный образ с неизменными темными очками остался в прошлом.

Телевизионной карьере Демидов предпочел кресло замминистра культуры, а сейчас он возглавляет Фонд развития современного искусства.

Дуэт Ольги Шелест и Антона Комолова - удивительный пример профессиональной совместимости и многолетней дружбы.

После закрытия MTV тандем на время возродился на канале "Звезда" в шоу "Звездный вечер с Антоном Комоловым и Ольгой Шелест", но былого успеха не повторил.

В настоящее время Ольга является постоянной ведущей развлекательного шоу "Девчата" и музыкального конкурса "Артист" на канале Россия-1, ведущей телеигры "Пойми меня" на канале "Карусель", а также соведущей передачи "Временно доступен" с Дмитрием Дибровым на телеканале ТВЦ.

Антон работал на разных телеканала, а с 5 сентября 2011 года в паре с Еленой Абитаевой ведёт "РАШ-РадиоАктивное Шоу" на радиостанции Европа Плюс

Елена Ханга запомнилась смелой и откровенной передачей "Про это", которая выходила на телеканале НТВ с 1997 по 2000 год. И если сегодня тема секса - обычная вещь, то для конца 90-х это был настоящий прорыв.

Позже Ханга вела дневное и, безусловно, гораздо менее громкое ток-шоу "Принцип домино", в разное время ее соведущими были Елена Старостина, Елена Ищеева и Дана Борисова.

С осени 2009 года работает в малозаметных проектах: на российском англоязычном канале Russia Today ведет еженедельное ток-шоу "Cross Talk", ведет передачи на радиостанции "Комсомольская правда".

Валерий Комиссаров. На передаче "Моя семья" разбирались самые животрепещущие темы семейной жизни: разномастные герои охотно "выносили сор из избы", обсуждая свои проблемы в прямом эфире государственного канала "Россия".

Домохозяйки смотрели передачу затаив дыхание (не в последнюю очередь из-за импозантного ведущего Валерия Комиссарова) с 1996 по 2003 год, пока ее не закрыли.

С 16 ноября по 30 декабря 2015 г. - режиссер и ведущий программы "Наш человек" на канале Россия 1, а также создатель и владелец бренда продуктов питания "Моя Семья".

Кроме Арины Шараповой на ОРТ/Первом канале было еще несколько запоминающихся ведущих новостей. Одна из них Александра Буратаева. В 1995 году перешла работать на телеканал ОРТ и с того же года начала вести программы "Время" и "Новости" вплоть до 1999 года.

19 декабря 1999 года избрана депутатом Государственной Думы по одномандатному Калмыцкому избирательному округу и переизбрана в 2003 году по списку "Единой России".

С марта по август 2013 года Александра работала PR-директором Театра Сергея Безрукова, а с сентября 2013 - президентом продюсерской компании "Со-дружество".

Игорь Выхухолев также бывший ведущий информационных программ "Новости" и "Время" на Первом канале. В 2000-2004 годах иногда заменял своих коллег в информационной программе "Время".

Пошел на повышение. С 2005 года - шеф-редактор ночного и утреннего информационного вещания Дирекции информационных программ Первого канала. В 2006 году перешел в ВГТРК. С 2006 года записывал интервью с политическими деятелями для информационного телеканала "Вести 24".

Игорь Гмыза. В 1995 году, после создания телеканала ОРТ, получил приглашение стать ведущим программы "Время". Вел программу в 1996-1998 годах, чередуясь с Ариной Шараповой.

В качестве ведущего "Новостей" проработал до весны 2004 года: сначала вел дневные и вечерние выпуски, ближе к концу работы перешел на утренние эфиры, после чего ушел с Первого канала.

Пройдя короткий опыт работы политическим пресс-секретарем, ушел на радио. С января 2006 года - политический обозреватель "Радио России", ведущий ежедневного интерактивного ток-шоу "Особое мнение"

Сергей Доренко. В начале 90-х был политическим обозревателем ВГТРК и ведущим программы "Вести". Затем ведущим программы "Время" на первом канале "Останкино", а с января 1994 г. - ведущим программы "Подробности" на канале РТР.

Затем был главным продюсером Дирекции информационных программ и аналитического вещания ОРТ и ведущим ежедневной программы "Время".

Несмотря на то, что свою известность он получил благодаря телевидению, Доренко неоднократно утверждал, что не смотрит телевизор. В настоящее время ведет авторскую программу на YouTube, а с 2014 года является главным редактором радиостанции "Говорит Москва".

ФЕДОР САВИНЦЕВ сфотографировал дикторов советского Центрального телевидения, а АЛЕКСАНДРА ЗЕРКАЛЕВА спросила у них, отразилось ли на ТВ исчезновение их профессии


1. Анна Николаевна Шатилова и Игорь Леонидович Кириллов во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле»



2.


Сейчас слово «диктор» стало нарицательным. И все, кто выходит в эфир, ведут передачу «Время», новости, − называются дикторами. Но это большая разница. Потому что диктор - это очень редкая профессия, очень интересная, созданная дикторами радио еще в тридцатых, наверное, годах. Это эпохальное радио: Высоцкая, Левитан. Они создали эту профессию, и они же по крупицам собирали, что такое человек у микрофона и как он должен вести себя у микрофона. Выпускали маленькие такие брошюрки. Там обязанности диктора состояли из очень многих пунктов. Сейчас телеведущий этих пунктов и не знает (как слышу, так и говорю) и этих норм не придерживается, говорит как бог на душу положит. Вот какая разница. Так что сегодняшнее телевидение - это телевидение телеведущего. Такого понятия, как диктор, нет, его исключили.


3. Анна Николаевна Шатилова - диктор ЦТ с 1962 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Шатилова работала ведущей


Телевидение не стало другим, хуже не стало. И лучше не стало. Это просто веяние времени - то, что профессия диктора со временем переросла или переродилась в профессию так называемых телеведущих. Наверно, так и должно было случиться. Эти телеведущие должны владеть журналистским искусством, уметь писать, уметь сочинять тексты, но и, конечно, их исполнять. И вот это, к сожалению, ахиллесова пята сегодняшнего телевидения. Увы, порой талантливые, хорошие, грамотные тексты исполняются совсем не так, как того требует искусство телевидения. Не просто средство массовой информации, а именно искусство телевидения. А искусство требует все-таки высоченного исполнительского мастерства. Тележурналистика требует от журналиста естественного развития его природного артистизма. Это не театральность, а такая способность в своей манере, оригинально рассказывать об увиденном и услышанном, передавать свои переживания, свое отношение к тем событиям, о которых ты рассказываешь. Вот в этом артистизм природный, который развивается в том случае, если человек с молодых лет занимается ораторским мастерством.



5. Игорь Леонидович Кириллов - диктор ЦТ с 1957 года, съёмка проводилась во время торжественного мероприятия в «Президент-отеле», на котором Кириллов работал ведущим


Конечно, телевидение стало другим. Отсутствует целый отряд универсальных профессионалов. Кто умеет думать, тот поймет, что в этом ответе все сказано. Универсальных - можете выделить как-то это слово. Мы делали всё: мы читали новости, мы вели программы, мы вели концерты разные, мы писали тексты, снимали репортерские материалы, читали закадровый текст в самых разных передачах. Покажите мне сейчас хоть одного человека, который называется, извините, «звездой», хоть одного, который все это умеет, который сделает это на высоком уровне и, главное, грамотно.



7. Наталья Михайловна Андреева - диктор ЦТ с 1982 года, ныне - преподаватель МГУ, кафедра журналистики и телевидения. Ведет предмет «Мастерство телеведущего, техника речи и актерское мастерство»


Да, оно (телевидение) стало существенно другим. Телеведущий должен в первую очередь проявлять уважение к зрителю, показывать ему свое отношение. Особенно это нужно в наше достаточно суровое время, когда люди недополучают внимания, тепла какого-то человеческого. Даже если ты просто читаешь информацию, почему бы тебе не улыбнуться легкой улыбкой? Сейчас по большей части так: пришел, оттарабанил на свою зарплату и ушел. Или вот шоу сегодняшние: сидят, шутят друг с другом целый час в студии, что-то под нос себе бубнят, сами пошутили, сами посмеялись. Наплевать, понял меня зритель, не понял. Главное, что у меня есть поддержка: массовка там за кадром, соведущие такие веселые. Для чего нужны такие передачи, что они несут? Либо демонстрируют себя, какие они красивые и замечательные, либо работают друг на друга, но не на зрителя. Это, конечно, не значит, что хороших ведущих сейчас нет. Есть, но это огромная редкость. Сейчас нет таких дикторов с большой буквы, на которых равнялись, на которых хотели быть похожими. Потому что пропали с телевидения самые главные отличающие настоящего диктора вещи: доброжелательность по отношению к зрителю, культура слова и культура общения.



9. Виктор Петрович Ткаченко - диктор ЦТ с 1970 года, в 1981 году был уволен с ЦТ СССР за то, что в дружеских компаниях пародировал Брежнева, в 1988-1997 сотрудник Гостелерадио, ныне - преподователь в Первой национальной школе ТВ

10.


Конечно, телевидение стало другим. Изменилось, и не в лучшую сторону. Ну почему же нет дикторов − есть люди, по функциям похожие на дикторов. Мы же тоже не только дикторами были. И я, и мои коллеги вели другие какие-то передачи, большие, широкие. Просто название этой работы изменилось, и все. Конечно, плохо, что не появляется женщина-диктор и не объявляет следующее какое-то событие, которое будет на экране. Конечно, это было ближе к человеку, к слушателю; ближе к тому, кто сидит у телевизора. Телевидение было гораздо мягче, доступнее, понятнее и именно ближе − мне кажется, это слово очень подходит. А сейчас оно просто сумасшедшее. Бред происходит на экране. Я почти не смотрю телевизор сейчас. Иногда смотрю какие-то спортивные программы, новости − совсем редко.



11. Виктор Иванович Балашов - диктор ЦТ с 1947 года, ныне на пенсии

12.


Я считаю, что без диктора нет лица канала. Потому что все-таки, куда ни кинь, передачи разные, и хорошо, когда есть лицо, которое умеет от одной передачи перейти к другой, именно приглашая. Все рейтинги ведь в основном зависят от хорошего, среднего, прекрасного обывателя − в хорошем смысле этого слова. Для людей, которые на чем-то специализируются, уже давно есть свои отдельные каналы. А вот на федеральных каналах хотелось бы, чтобы было лицо. Несколько человек, которые приглашали бы, говорили бы вот об этой передаче доверительно, проникновенно, со своим отношением. Когда отдельный человек заинтересован в том, что он говорит, когда он переживает то, что говорит, это всегда заметно. С такого человека не переключатся на другой канал. Сейчас у людей мало того что клиповое мышление, еще и нет индивидуальности - того, за что я и вся наша старая школа всегда ратовали. У нас каждый канал имел свое лицо, а сами дикторы ассоциировались с конкретными каналами. Кроме того, наша работа была отчасти просветительская, мы завоевывали свою аудиторию. Сейчас говорят быстро, как пишут эсэмэски, всё сокращают, я ужасный противник этого всего. Слово, оно живое, к нему нужно обращаться с уважением, так же как и к человеку. Такое телевидение, которое у нас есть сейчас, соответствует своему времени. У него бешеный темп, даже пугающий иногда − может быть, как-то его стоит сбавлять. Может быть, нужно даже иногда делать передачи, немного расслабляющие.



13. Дина Анатольевна Григорьева - диктор ЦТ с 1975 года, ныне - преподаватель школы ЭКТВ в Останкино, ведет предмет «Мастерство телеведущего»

14.


На самом деле многие дикторы напоминали механических роботов, а эфир должен быть живым. Я всегда была за то, что ввели в телепрограммах, - за ведущих. Не могу сказать, что телевидение изменилось совсем уж в лучшую сторону: слишком много мусора. Но оно точно стало живее. Они стали говорить проще, свободнее, это замечательно. Но с этим всем утратилась культура речи. Мы за каждым словом следили, каждое слово смотрели в словаре, а сейчас у ведущих ошибка на ошибке, куча неправильных ударений. Зато информационное вещание стало гораздо свободней. Мы вообще всё писали под диктовку, у нас были службы специальные, которые проверяли всё, мы без них слова не могли сказать. То есть содержание стало таким вольным, но форма часто от этого страдает.



15. Валентина Николаевна Мокроусова - диктор Всесоюзного радио с 1980 года, ныне преподает в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино»


16. Анна Николаевна Шатилова, 1985

В те далекие времена, когда единственным источником визуальной связи с внешним миром было телевидение, этих женщин в каждом доме встречали как самых близких людей. Многие из них сильно изменились. Некоторых уже нет в живых.
Ангелина Вовк (72 года)
Первая ассоциация с именем этой телеведущей – фестиваль «Песня года», трансляцию которого не пропускали ни в одной семье. В 80-е годы Ангелина Вовк вела передачу «Спокойной ночи, малыши!». В те времена детская программа переживала тяжелые времена: вышестоящие органы требовали убрать Хрюшу из передачи – мол, почему маленька свинья должна учить советских детей. Тетя Лина убеждала руководство, что без Хрюши эфир невозможен.
Татьяна Веденеева (61 год)
Закончила ГИТИС. Еще во время обучения на первом курсе института, впервые снялась в кино. В 1975 году Веденеева сыграла в двух фильмах – «Здравствуйте, я ваша тетя», «Это мы не проходили». Работала в театре имени Маяковского. Дебютировала в качестве ведущей ночных эфиров. Программы «Спокойной ночи, малыши», «В гостях у сказки», по которым запомнилась Татьяна Веденеева, достались ей не сразу. За детскими передачами последовала программа «Утро».


Лариса Вербицкая (55 лет)
В 1987 году Лариса стала одной из первых ведущих зарождающегося утреннего вещания. Сегодня Лариса Вербицкая – единственная телеведущая на Российском телевидении, проработавшая в одной программе более 20 лет.


Светлана Моргунова (75 лет)
За долгую карьеру на телевидении Моргунова успела поработать в разных жанрах: вела программу «Время», знакомила зрителей с программой телепередач. Но славу Моргуновой принесли именно выпуски «Голубого огонька». Вместе с популярной ведущей Новый год встретило не одно поколение зрителей.


Татьяна Черняева (72 года)
Работала на Центральном телевидении с 1970 года, когда заняла должность помощника режиссёра. В 1975 году Черняева стала ведущей новой детской программы «АБВГДейка» и впоследствии совмещала эту работу с должностью руководителя редакции детских программ. Она говорила, что «АБВГДейка» - единственная неполитизированная программа на советском телевидении.


Анна Шатилова (76 лет)
Попала на ТВ случайно – учась на филологическом факультете педагогического института, она увидела объявление о наборе дикторов Всесоюзного радио и решила принять в нём участие. В 1962 году Шатилова была принята на Центральное телевидение СССР. Наставником Шатиловой был сам Юрий Левитан. В течение многих лет она вела главную информационную программу страны - «Время».


Татьяна Судец (67 лет)
На ТВ с октября 1972 года. Популярная ведущая, работала в дикторском отделе ЦТ. Вела программы: «Время», «Голубой огонек», «Умелые руки», «Больше хороших товаров», «Наш адрес - Советский Союз», «Песня года», «Спокойной ночи, малыши!».


Валентина Леонтьева
Проработала на Центральном телевидении 35 лет – с 1954 по 1989 годы. Валентина Леонтьева стала первой ведущей передачи «Спокойной ночи, малыши!». Дети называли ее тетей Валей, а родители «всесоюзной мамой», ведь она «укладывала спать» всех детей советской страны. С 1976 года Леонтьева вела популярнейшую детскую передачу «В гостях у сказки». Телеведущая умерла в 2007 году в возрасте 83 лет.


Юлия Белянчикова
Юлия Васильевна вела одну из первых передач на медицинскую тематику на отечественном ТВ – научно-популярную программу «Здоровье». Причем по специальности она вовсе не артистка и не телеведущая, а врач. Она оставалась бессменной ведущей программы более двадцати лет. За это время поток писем на передачу вырос с 60 тысяч в год до 160 тысяч. Умерла Юлия Белянчикова в 70-летнем возрасте в 2011 году


Анна Шилова
Первая ведущая первой «Песни года». Вместе с Игорем Кирилловым провела выпуски с 1971-1975 годы. Также была ведущей многих «Голубых огоньков». В 2001 году телеведущей не стало, она умерла в возрасте 74 лет.


Телевизор для советских граждан был другом, окном в мир, источником информации и одним из главных развлечений. Поэтому дикторов и ведущих многие воспринимали чуть ли не членами семьи. Сегодня мы расскажем про самых известных женщин этой профессии в СССР.

Нина Кондратова


Первый диктор и одна из основательниц советской дикторской школы. Работала на ТВ с самых первых лет организации вещания. Долгое время на ЦТ было всего три женщины-ведущих: Кондратова, Леонтьева и рано ушедшая из жизни Чепурнова. В 50-х основное соперничество за популярность среди зрителей шло между первыми двумя и «официальным» лидером считалась именно Кондратова.

Зачастую ей поручали вести премьеры, от вечерних новостей до «Спокойной ночи, малыши». О степени популярности говорит хотя бы реакция зрителей на трагедию, которая произошла с Кондратовой. Во время записи программы на ВДНХ ей выколол глаз бык. Информацию о ЧП тщательно скрывали. Несмотря на это, Шаболовку просто завалили письмами в ее поддержку. Позднее Кондратова стала учить молодых телеведущих мастерству.

Валентина Леонтьева


Самая востребованная и разноплановая телеведущая советских времен. Леонтьева тоже из первого состава дикторов, на телевидении она с 1954 года и с небольшими перерывами проработала там до начала 90-х. Уже в конце 50-х она стала безумно известной и популярной. Самое поразительное, что долгое время она почти не появлялась в официальных эфирах

Леонтьева вела «Голубые огоньки», праздничные трансляции, множество детских передач, прежде всего «Спокойной ночи, малыши» и «В гостях у сказки». Настоящими всесоюзными хитами в свое время стали «Умелые руки» и «От всей души». Последний проект был уникален для Советского Союза: снимался в разных городах и представлял из себя что-то среднее между концертом, ток-шоу и «Жди меня». Леонтьева стала одним из его создателей, на ней программа и держалась.

Анна Шилова


Первая телезвезда СССР. Стала феноменально популярной в 1959, когда в эфир выпустили программу «Наш клуб». После нескольких преобразований передача превратилась в знаменитый «Голубой огонек» и во многом ее успех был обусловлен не только форматом, но и личностями основных ведущих – Шиловой и Кириллова. Дуэт был настолько гармоничным, что большинство советских граждан были искренне уверены, что они супруги.

Шилову отличало удивительное обаяние, умение импровизировать, что было очень важно вначале, так как многие передачи шли в прямом эфире, и очень выразительный голос, по которому ее часто узнавали. Была первой ведущей «Песни года», вела «Время» и принимала участие в других программах.

Нонна Бодрова


Диктор, чей стиль ведения официальных программ стал эталонным. В советское время требования к дикторам были очень высокие, а отбор ЦТ был не менее строгим, чем у будущих космонавтов. Строгость объяснялась не только идеологией. Первые ведущие, и Бодрова в том числе, очень высоко подняли планку в профессии и остальным пришлось соответствовать этим стандартам.

Телезрителям она запомнилась по программе «Время». Бодрова была первой ведущей и долгое время вместе с другой легендой, Игорем Кирилловым, рассказывала о главных новостях страны и мира. Бодрова была профессионалом, но выделялась она не только тем, что четко и на прекрасном русском читала текст с бумажки. У нее была своя особая интонация, которая прекрасно подходила для официальной информации.

Светлана Жильцова


Самая стильная и красивая ведущая на центральном телевидении в 60-х годах. В отличие от многих из первого набора, пришла на ТВ без актерского образования. Ее пригласили изначально благодаря знанию английского и направляли в основном на международные проекты. Однако в топ-дикторов она вошла, когда попала в мегапопулярный тогда КВН.

Один из немногих в стране, остросатирический проект шел в прямом эфире, от ведущих программы требовалось особое искусство вести передачу непринужденно, держать контакт с залом и при этом не допустить ничего крамольного, чтобы его не закрыли. Ни Масляков, ни Жильцова не были первыми, кого попробовали в нем в качестве ведущих, но в результате прижились именно они. После закрытия КВН Жильцова оставалась в первой обойме телеведущих и работала в программах «Время», «Утренняя почта», «Песня года», «Огонек» и многих других.

Анна Шатилова


Навсегда осталась официальным лицом праздничных мероприятий и новостей ЦТ. Шатилову приглашали вести трансляции парадов на Красной площади даже после развала СССР, когда подразделение дикторов было давно разогнано и сама профессия заметно изменилась. Почти весь своей стаж на Гостелерадио она заработала в новостях и развлекательных проектах, некоторое время учила жителей страны восходящего солнца русскому языку по телевизору.

В эфире Шатилова всегда была собранной и строгой, олицетворяя собой как бы весь советский строй. Так получалось, что именно она сообщала гражданам о важнейших событиях в СССР и мире, вроде убийства Кеннеди и изъятия из оборота 100-рублевых купюр. Поэтому ее часто даже называли главным диктором страны.

Юлия Белянчикова


Абсолютно нестандартная телеведущая для СССР. На первых кнопках, да и в региональных телецентрах, передачи вели в основном дикторы. Эта была особая каста. Изначально, чтобы попасть в их число, предполагалось актерское образование. Потом требования к специалистам смягчили. Они приходили молодыми и их долго готовили, прежде чем ввести в команду. Белянчикову же пригласили вообще со стороны.

Программа «Здоровье» шла уже несколько лет, когда руководство решило, что вести ее должен специалист-медик, а не журналист или диктор. И тогда пригласили действующего врача Белянчикову. В результате, в ее лице передача получила ведущую, которая могла на равных общаться с приглашенными врачами и перевести сложные термины на простой и понятный язык. Все это очень ценили миллионы телезрителей, которые вознесли «Здоровье» Белянчиковой в мегахиты советского ТВ.

Татьяна Черняева


Настоящая звезда «детского» вещания, хотя участвовала, по сути, в одном проекте – «АБВГДейке». В 1975 году на ЦТ решили создать программу, которая бы учила самых маленьких грамоте. Изначально собирались сделать некий аналог американской Sesame Street, но не удержались и существенно ее переработали. Непосредственно руководила этим процессом Татьяна Черняева. Она же в результате и стала ведущей.

Сложно сказать, рассматривались ли другие кандидатуры, но Черняева до сих пор ведет «АБВГДейку». За это время поменялось уже несколько составов актеров и авторов, корректировалась концепция, несколько раз программу закрывали и возрождали снова. И последнее удалось во многом благодаря самой Черняевой.

Ангелина Вовк


Главный специалист по развлекательным проектам. По идее считалось, что дикторы Гостелерадио могли стать лицом любой программы, но некоторая специализация все же существовала. Вовк даже не старалась попасть в число ведущих самых престижных вечерних новостей. Она плохо видела, поэтому предпочитала не читать с бумажки, не могла долго не улыбаться и вообще любила смеяться. Такое легкомыслие совершенно не подходило для официоза.

Зато она идеально вписалась в детские и развлекательные программы: «Будильник», «Спокойной ночи, малыши», «Утренняя почта», «Музыкальный киоск», «Голубой огонек», концерты, фестивали и множество других проектов. Больше десяти лет стояла на сцене «Песни Года».

Татьяна Веденеева


Лицо советского телевидения на Западе. Уже в конце 70-х Гостелерадио начало активно сотрудничать с иностранными телекомпаниями и остро стал вопрос о «свежем лице» среди отечественных дикторов. К счастью руководителей ЦТ в 1978 году пришла Веденеева. Она и стала телеведущей, которая органично смотрелась не только в СССР, но и в капстранах.

В то время как внутри страны ее пускали в эфир в основном с программами «Спокойной ночи, малыши» и «Будильник», «на экспорт» она работала куда более активно. Например, вела день СССР на французском TF-1, представляла страну в австрийско-советском «Музыкальном подворье», была героиней многосерийного фильма о Москве британского телеканала BBC. В СССР стала звездой после участия в программе «Доброе утро» - одном из самых первых перестроечных проектов.