Федеральная автомобильная дорога М3 «Украина

Трасса М-3 «Украина» - автомобильная дорога федерального значения — проходит от Москвы по территории Калужской, Брянской и Курской областей в юго-западном направлении до государственной границы с Украиной.

Платный участок 124 — 173 км выделен темно-синим цветом см. карту

Протяженность автомобильной дороги по территории РФ — 509,4 км.

Статус — федеральная
Владелец — Российская Федерация
Управляется — ГК «Автодор»
Дорожное покрытие — асфальт, бетон
Дата открытия — 1976 год

М3 начинается на пересечении Ленинского проспекта и МКАД, и далее пролегает в юго-западном направлении по территории Московской области. Севернее трассы М3 расположены район Солнцево города Москвы и аэропорт Внуково.

До поворота на аэропорт Внуково представляет собой современную автомагистраль с развязками, надземными пешеходными переходами, разделительной полосой и 4-5 полосами движения в каждую сторону.

Трасса М3 проходит мимо города Наро-Фоминска, оставляя его с северной стороны.
Далее автомагистраль идет по территории Калужской области, пересекаясь в районе города Обнинска с автодорогой А-101 «Москва-Малоярославец-Рославль», проходит мимо Калуги на расстоянии в 20 километров к северо-западу от города, далее идет
по территории Брянской области в южном направлении, пролегая на расстоянии 10 километров к востоку от Брянска, проходит несколько километров по территории Курской области, поворачивает на юго-запад в районе примыкания трассы Орёл — Киев
и доходит до государственной границы с Украиной.

К автомобильной дороге М-3 «Украина» примыкают подъезды
к городам Наро-Фоминск, Обнинск, Калуга, Сухиничи, поселку Белые берега, городам Брянск, Навля, Локоть, Севск.

Трасса проходит через:
Московскую, Калужскую, Брянскую, Курскую области РФ
Населенные пункты через которые проходит: Москва, Калуга, Брянск, Наро-Фоминск, Обнинск, Севск

Карта М-3 «Украина». Платные участки трасса АЗС, километраж, пункты оплаты на карте

Темно-синим цветом выделен платный участок автомобильной дороги М-3
АЗС — на карте М3 Украина, кафе, мотели, пункты оплаты

АЗС — на карте М3 Украина

Тарифы на проезд по платному участку трассы М3 «Украина»

Пункты взимания платы расположены на 136км и 168км, съезды с трассы на альтернативный участок находятся на 107 км в районе города Белоусово и 173 км на съезде в г. Калуга. Для обеспечения пользователей Электронными средствами регистрации проезда на участке работают Центры продаж и обслуживания.

Размер платы за проезд транспортных средств на участке автомобильной дороги М-З «Украина» (км 124 - км 173) на ПВП км 136 в Калужской области

Период времени
1 с 07:00 до 00:00 50 40
с 00:00 до 07:00 25 20
2 с 07:00 до 00:00 75 60
с 00:00 до 07:00 35 28
З с 07:00 до 00:00 100 80
с 00:00 до 07:00 50 40
4 с 07:00 до 00:00 180 144
с 00:00 до 07:00 90 72

Размер платы за проезд транспортных средств на участке автомобильной дороги М-З «Украина» (км 124 - км 173) на ПВП км 168 в Калужской области

Категория транспортного средства Период времени Размер платы за проезд при оплате без использования транспондера (руб.) Размер платы за проезд при оплате с использованием транспондера (руб.)
1 с 07:00 до 00:00 40 32
с 00:00 до 07:00 20 16
2 с 07:00 до 00:00 60 48
с 00:00 до 07:00 30 24
3 с 07:00 до 00:00 80 64
с 00:00 до 07:00 40 32
4 с 07:00 до 00:00 160 128
с 00:00 до 07:00 80 64

История Трассы М3

В 1938 г. начато проектирование автодороги, которая в то время имела наименование «Москва — Севск».
Строительство автодороги как инженерного сооружения производилось следующими этапами:

в 1959-м году — с 107-го по 180-й километры

в 1963-м году — с 180-го по 300-й километры

в 1964-м году — С 300-го по 425-й километры

с 1959-го по 1963-й годы — С 425-го по 507-й километры.

с 1964-го по 1976-й годы — реконструкция автодороги с устройством цементобетонного покрытия, достроены и восстановлены 23 малых искусственных сооружения, на участке реконструкции 106-й – 110-й километры на поверхность бетонных плит было уложено двухслойное асфальто-бетонное покрытие, ширина проезжей части с 6 метров была увеличена до 7,5 метров.

Дорога была построена по техническим нормативам второй категории с цементобетонным покрытием.

В марте 2017 года введен в платную эксплуатацию участок 124 км – 173 км автомобильной дороги М-3 «Украина».

Схема и фотографии трассы М3

Слежение за соблюдением правил дорожного движения на дорогах уже несколько лет ведётся в автоматическом режиме. Нарушать скоростной режим стало слишком дорого. Раскрывая некоторые секреты расположения фоторадаров на М-3, мы отнюдь не призываем читателей превышать разрешённую скорость. Дело в том, что состояние М-3 на участке от МКАД до Селятино вполне соответствует всем требованиям автострады. На этом отрезке Киевского шоссе вполне можно идти 120. Почему это не разрешено правилами, сие неведомо.
Иногда превысить скорость просто необходимо для совершения манёвра обгона. Водителям лучше знать, где это можно сделать, а где не стоит.
Кстати, ещё в прошлом году все радары были хорошо заметны издалека. Висели они на специальных мачтах- опорах. Теперь таких опор осталось всего две-три, камеры повесили в незаметных и неочевидных местах – на надземных пешеходных переходах, на дорожных указателях, на щитах с указанием населённых пунктов. Если не знать, что они там есть, вероятность получения «письма счастья» очень высока. И чтобы и волки были сыты, и овцы целы, вооружаемся фотоаппаратом и блокнотом и внимательно фиксируем все фото-радары
Первый расположен сразу после МКАД. Висит он незаметно, закреплён на щите-указателе населённых пунктов над дорогой. Его я снять не успела. (Надеюсь, что и он меня тоже 🙂). Как не успела и зафиксировать второй – на 23-м км. Этот радар висит на пешеходном переходе.
Третий обнаруживаем рядом с дорожными указателями перед поворотом на Валуево – Рассказовку.

Заметили камеру? На статичном снимке едва разглядишь, что уж говорить про трассу!

Четвёртый через 3-4 км перед поворотом на аэропорт Внуково, также на опоре, где крепятся дорожные указатели.

Значит, до Внуково мы насчитали четыре фоторадара. Благополучно минуем самолёт, он установлен у дороги во Внуково.
Следующий, пятый радар незаметно притаился на пешеходном переходе. Перед ним установлен дорожный указатель «Новомосковский административный округ».


Вот щит. Вдали виден переход, где висит фото-радар
Радар крупным планом

Шестой радар поджидает на 36-м км. Мы минуем реку Незнайка.


На снимке камеру уже видно на переходе.

Сразу за указателем, на надземном переходе, скорость на дороге контролирует очередная камера.

Вот только самого радара в этой деревне нет. Раньше был, в 2014 году отсутствует.
Следующая фотофиксация скорости нас поджидает на 39-м км.


Ориентир – дорожный указатель на АЗС “Газпромнефть”
Камеру снова укрепили на пешеходном переходе.

Здесь на левой стороне дороги незаметно висит знак ограничения скорости – 90.

Потом мы проезжаем пешеходный мост, а сразу за ним – камера. Висит очень незаметно, издалека за переходом её не видно.

Девятая камера висит в Селятино – 51 км.

В этом посёлке следует ехать со скоростью, разрешённой в населённых пунктах. Камера висит на выезде из деревни.

Рассудово уже обозначено белым фоном. Стало быть скорость должна быть не более 60 км/ч.

Хоть камеры там до недавнего времени не было, мы не хамим, сбрасываем скорость.
В Киевском тоже следует снизить скорость.

Камеры там нет, а вот инспектора ГБДД иногда там стоят.
Но самый любимый пункт для установки передвижной камеры – 68 км М-3. Наше единственное “письмо счастья” с этой трассы мы получили именно оттуда. Устанавливают механизм, обычно, на автобусной остановке. Радар прикрыт не вызывающим подозрение гражданским автомобилем.
Предпоследняя камера участка МКАД – Балабаново установлена на 71-м км. Но её повесили перед дорожным знаком «Наро-Фоминск», поэтому смело можно ехать 100 км/ч.

Ещё один участок, где следует сбросить скорость – примерно 81-ый км. Там на подъёме ещё одно знаковое место передвижного радара.
84-ый км – последняя камера перед г. Балабаново.

Теперь едем в обратном направлении.
И ещё раз напомним о том, что М-3 часто патрулируется инспекторами ГИБДД с передвижными радарами. Мы рассказываем только о стационарных радарах.

Фоторадары на участке М-3 Балабаново-МКАД

Первый радар на этом отрезке М-3 – тот же 84-ый км. То есть сразу после границы Калужской и Московской области, установлен он уже в Московском регионе. Висит он очевидно, на мачте, хорошо заметен издалека.

Следующую замечаем уже после того, как пройдём Наро-Фоминск. Так же, как и на пути в область, камера висит после отбойного знака населённого пункта. Поэтому, совсем не обязательно красться 60 км/ч.

Третий на этом участке фоторадар наблюдаем только в Селятино. Но снова напоминаю, на 68-м км, на подъезде к населённому пункту Киевский будьте внимательны! Здесь очень часто устанавливают передвижную камеру, чаще всего – на автобусной остановке. Я сфотографировала это место.


Передвижной радар иногда ставят напротив остановки, на перекрёстке, на снимке он виден справа.

В Рассудово камеры нет. Но сбросить скорость следует, это “белая” деревня!

В Селятино нас предупреждают об ограничении скоростного режима.

Камера висит на мачте-опоре на выезде из населённого пункта.

Следующая видео-фиксация поджидает в Апрелевке. Она прикрыта дорожными щитами-указателями,

видна только при приближении к ней.

Пятый радар установлен на дорожном указателе, поворот на Кривошеино, Акиньшино, это 37-ой км.

Теперь не расслабляемся. Шестой радар висит на пешеходном переходе, это 34-ый км.


Здесь радар установлен на пешеходном переходе.

Перед поворотом на Валуево целых три камеры. Примерно на 28-м км, закреплён рядом с дорожным щитом.

И вскоре ещё один, на надземном переходе.

И ещё, снова на дорожном указателе.

Последняя перед МКАД камера установлена на 19-м км.

Если мы допустили неточности, поправьте нас, пожалуйста. И давайте соблюдать скоростной режим! Не будем шибко гонять! И “тошнить” перед камерой тоже не надо, она не кусается! Ехать заведомо медленней разрешённой скорости вряд ли имеет смысл.

Запоминать местоположение всех радаров вовсе не обязательно. Достаточно установить на смартфон или планшет программу “Стрелка” и Вам не придётся отслеживать штрафы за скорость на госуслугах.

Дорога ли дорога?

Как известно, 20 марта на Киевской трассе появился платный участок с 124 по 173 км с двумя пунктами взимания платы (ПВП) на 136 и 168 км. Если вы едете на легковом автомобиле, то на ПВП 136 км придется заплатить 50 руб., а на ПВП 168 км - 40 руб. Получается, что один километр платной дороги обойдется владельцам легковых машин в 2 руб., а водителям грузовых - ещё дороже.

К слову, для умозрительного представления о том, как подорожал проезд по платной дороге, просто умножьте стоимость бензина на два. Это будет практически соответствовать действительности, при расчете, что у вас автомобиль с двигателем 1.6, расходующий по трассе около 6-7 литров 92-го бензина на 100 км.

Если рассмотреть самый «жесткий» вариант, когда необходимо «мотаться» от Обнинска до Калуги каждый день туда и обратно, то в месяц придется отдавать новым владельцам дороги 5400 руб. Не так уж и мало.

Альтернативная трасса

Итак, после появления на привычном пути нового посягательства на скромный бюджет рядовых граждан, многие автолюбители задумались о бесплатной альтернативной дороге.

Бытует мнение, что коль дорога бесплатная, да ещё вместо платной, значит по ней не проедешь. Мы решили узнать всё на собственном опыте и совершили поездку по альтернативной трассе, повернув с М-3 «Украина» в районе Ерденево на 129-м км в направлении Алешково - Воробьево -Детчино - Юбилейный. Стоит уточнить, что для попадания на данную развязку необходимо уже на 128-м км прижаться вправо, не пропустить указатель, в котором нижний пункт - ВОРОБЬЕВО, после него повернуть в параллельный заезд (очень протяженный), проехать под мостом и повернуть направо на этот же мост. Дальше по указателям ВОРОБЬЕВО запутаться будет сложно.

На всякий случай публикуем видео этого маневра:

Сменив четырехполосную дорогу на двухполосную, мы ожидали, что сразу упремся в «тыл» какой-нибудь фуры и затем долго будем упражняться в обгонах ей подобных. Но трасса удивила нас отсутствием какого-либо ажиотажа и почти пустынностью. На протяжении всего пути мы встретили 5-6 грузовиков. Покрытие дороги преимущественно отличное, иногда встречались плохие участки, но это все-таки весна!

Конечно, дорога, пролегающая сквозь множество населенных пунктов, не давала разогнаться, зато можно было вдоволь налюбоваться живописными местами. В целом, потеря времени на 25 - километровом участке не столь существенная, около 10 минут. Такой объезд вполне может устроить тех, кто едет в северную часть Калуги. Если же в Детчино свернуть вновь на Киевку, которая в этом месте совсем недалеко - в километре, то можно практически без потерь во времени объехать пункт оплаты. Но есть уточнение: если выезжать на платную дорогу по улице Матросова, то придется немало проехать в обратную сторону до разворота. Чуть дальше есть ещё один поворот направо к Киевской трассе, но дорога там, как специально, оставлена в «девственном» состоянии, хотя и выходит прямо на развязку и, соответственно, на разворот.

Пытаться объехать второй ПВП или ехать таким образом в южную часть Калуги, например в Анненки, не имеет смысла. Начиная от Детчино, этот путь становится в два раза длиннее, чем по М-3 «Украина», а значит по времени значительно дольше, а по деньгам ещё дороже, так как ехать придется в том числе и через город.

Остается добавить, что на сегодняшний день существует лишь один непредсказуемый нюанс в путешествии по объездной дороге, вернее два - это ж/д переезды. Нам повезло, и мы проехали их без остановки. Но по рассказам тех, кто ездит по этой трассе не первый год, бывали случаи «великого стояния» по 20 - 30 минут.

В целом дорога произвела хорошее впечатление, и остается только надеяться, что от доходов состоятельной «соседки» ей будет что-то перепадать на содержание и поддержку «хорошей формы».

Ну а если кому-то захочется проехаться по альтернативной дороге за 9 минут, то можем предложить небольшую видеоэкскурсию по живописной трассе. Только здесь запечатлен путь в обратном направлении.

Федеральная автомобильная дорога М3 «Украина» (Киевское шоссе) — автомобильная дорога федерального значения.

Москва — Калуга — Брянск — государственная граница с Украиной. Составная часть европейского маршрута E101.

Окончательно сдана в эксплуатацию в 1976 году.

Продолжение дороги по территории Украины — автострада М-02(Е101) в направлении на Киев и Одессу.

Протяженность автомагистрали — 510 километров.
Ширина автотрассы М-3 "Украина" - 7 метров.

Проходит по территории Московской, Калужской, Брянской и Курской областей.

По трассе выполнены подъезды к: г. Калуга (16 км), г. Брянск (20 км), г. Сухиничи (5 км).

На всей трассе разрешенная скорость — 90 км/ч, за исключением случаев населенных пунктов и других ограничений.

Ряд участков дороги требует повышенного внимания водителя:
- с крутыми спусками и подъемами (245 км);
- с крутыми поворотами и участками с ограниченной видимостью (50 км, 167 км, 220 км, 426 км).

Дорога пересекает значительные реки: Нару (у г. Наро-Фоминск), Суходрев (у н.п. Детчино), Угру и Оку (у г. Калуга), Жиздру (у г. Жиздра), Снежеть (у н.п. Белые Берега).
Все мосты имеют грузоподъемность 60-80 т.

Маршрут

Дорога М3 начинается на пересечении Ленинского проспекта и МКАД, далее проходит в юго-западном направлении по территории Московской области, проходит южнее района Солнцево города Москвы и аэропорта «Внуково».

До пересечения с А107 представляет собой современную автомагистраль с развязками, надземными пешеходными переходами, разделительной полосой и 4-5 полосами движения в каждую сторону.

После 37 километра дорога сужается до трёх полос в каждом направлении.

В Селятине дорога сужается до двух полос в каждом направлении. Далее трасса М3 проходит по южной окраине города Наро-Фоминска.

Затем дорога идет по территории Калужской области, пересекая в районе города Обнинска автодорогу А101, проходит мимо Калуги на расстоянии в 16 километров к западу от города (пересекая Р93).

Далее идет по территории Брянской области в южном направлении, пролегая на расстоянии 10 километров к востоку от Брянска и пересекаясь с автодорогой А141, проходит несколько километров по территории Курской области, поворачивает на юго-запад в районе примыкания трассы Орёл — Киев и доходит до государственной границы с Украиной.

Начало
(30 км)
Внуково
(67 км)
Наро-Фоминск
(90 км)
Балабаново
(101 км)
Обнинск
(168 км)
Куровской.
Подъезд к Калуге (16 км)
(382 км)
Поворот на Брянск.
Трасса А141 (10 км)
(479 км)
Севск
(510 км)
Сопыч.
Государственая граница с Украиной.

На территории Украины магистраль продолжается как автострада М-02 до Харькова и М-18 Харьков — Запорожье — Симферополь — Ялта.


Сначала недели водители вынуждены платить за проезд по реконструированной трассе М3 «Украина». Далеко не всем эта ситуация нравится. И, хотя до массовых протестов дело не дошло, недовольство выплескивается и в соцсетях, и в обращениях в редакцию.

Стоимость проезда в среднем для обычного автомобиля до Калуги - 90 рублей в один конец. Если плата кого-то не устраивает, есть альтернативная бесплатная дорога. Однако, если бы на самом деле все было так, как задумывалось, очевидно, никто бы не выражал недовольства. Так в чем же дело?

Недовольны организацией объезда

Прежде всего альтернативная дорога гораздо хуже по качеству: здесь всего две полосы. Встанет перед тобой какой-нибудь трактор, а их между деревнями ездит немало - и все, пробка. Кроме того, старинная дорога из Малого в Калугу, хотя и относится к 3-й категории дорог, по сути таковой не является - слишком много железнодорожных переездов. Будут ли что-то менять в ее обустройстве? Как пояснили в министерстве дорожного хозяйства области, таких планов пока нет. То есть альтернативная дорога так и останется условно альтернативной. «Вот если бы она была такой же, как отремонтированная Варшавка, вопросов бы не возникало», - говорят автомобилисты.

Неудачное начало

Кроме того, автомобилисты твердо убеждены, что их насильно загоняют на платную дорогу. И тут уж «всяко лыко в строку». Именно в тот день, как за проезд по Киевскому шоссе стали брать деньги, перекрыли железнодорожный переезд на альтернативной бесплатной дороге. Возникла пробка. Понятно, что людей это крайне возмутило. «Почему-то именно в понедельник необходимо было провести регламентные работы на переезде в Гончаровке (30 мин ожидания), - возмущается автовладелец Андрей Чулков , - и дорожники со своим ямочным ремонтом (от Алешково до съезда на Киевскую) снизили среднюю скорость и проходимость дороги в разы...».

Заподозрить, что весенний ремонт ям затеяли для того, чтобы все переехали на платную трассу - это, конечно, чересчур. Но люди все равно уверены: неудобства на объездной дороге создают специально, чтобы загнать всех на платное полотно.

Очень дорого

Третье, что сильно напрягает, это, собственно, довольно высокая плата за проезд. В Обнинск из Калуги, как, собственно, и из Обнинска в Калугу, масса народа ездит на работу. Директор спорткомплекса «Олимп» Станислав Лопухов говорит, что и он сам, и многие тренеры теперь должны дважды в день выбирать - заплатить ли 180 рублей туда-обратно или поехать по альтернативной дороге. Если сумму помножить на 20 рабочих дней, получается 3 600 руб. - это нагрузка на бюджет семьи. В Калуге вроде бы обещают придумать какой-то ход для людей, которые ездят на работу, но конкретного решения пока нет.

Руководство же «Автодора» заявляет, что только школьные автобусы и муниципальный общественный транспорт имеют право бесплатного проезда по платным участкам трассы М3 «Украина». Получается, что людям, по сути, предлагают пересесть на автобусы и электрички.

Зато быстро

Однако далеко не все высказывают недовольство платной дорогой. Например, Елена Жумаева , постоянно ездящая из Обнинска в Калугу, говорит, что реконструированная платная дорога ей нравится. «На пунктах оплаты из 10 проездов работало 4, но очереди никакой не было, - говорит она. - И не было никакой потери времени. Меня устраивает, что на платном участке дороги поменялся скоростной режим. Официально разрешенная скорость - 120 км в час. Это очень комфортно».