Греческая богиня охоты. Артемида

Рождение Аполлона и Артемиды. Среди богов-олимпийцев есть пара близнецов, Аполлон и Артемида. Отец их - громовержец Зевс, а мать - прекрасная богиня Лето. Зевс влюбился в нее, а Гера, конечно же, ее возненавидела. Она послала преследовать кроткую Лето страшного дракона Пифона, приказав ему не давать Лето покоя. Из края в край гнал Пифон несчастную богиню, и ни одна страна, ни один остров не приютили ее - все боялись чудовища. Еле-еле нашла Лето пристанище на маленьком каменистом острове, который в те времена носился по волнам, не имея постоянного места, и назывался Астерия. Лето пообещала острову, что, если он приютит ее, она прославит его великолепным храмом. На этом островке и появились на свет ее прекрасные дети. Первой родилась Артемида, а затем она помогла своей матери, приняв у нее роды. С тех пор Артемида, хотя и является богиней-девой, считается помощницей рожающих женщин.

Чудесное появление Делоса. Вся природа радовалась появлению божественных детей на свет, а остров Астерия остановился на том самом месте, где это произошло, его земля, прежде бесплодная, покрылась зеленью, а сам он получил новое имя - Делос (от греческого слова, обозначавшего «появляться»). Лето сдержала свое обещание: действительно, на Делосе был основан знаменитый на всю Грецию храм в честь Аполлона, одного из ее детей.

Артемида Версальская.
Круг Лиохара.
Римская копия

Желание Артемиды. Говорят, что когда Артемиде было три года, она сидела на коленях у Зевса и тот спросил ее, какой подарок она желала бы получить. Артемида ответила ему: «Обещай дать мне вечную девственность, столько же имен, как у моего брата, лук и стрелы, обязанность приносить свет, шестьдесят океанид, чтобы они составляли мою свиту, двадцать нимф, которые будут кормить моих охотничьих собак, когда я не на охоте, и все горы в мире; а еще дай мне город, какой пожелаешь, чтобы меня чтили в нем превыше всех богов».

Зевс все исполнил по ее желанию. Артемида стала третьей и последней богиней-девой на Олимпе. Имен она имела не меньше, чем ее брат, а может быть, и больше. Ее называли «Охотницей», «Стрелолюбивой», «Златострельной», была даже Артемида Болотная! Лук и стрелы ей изготовили циклопы в кузнице Гефеста, и две своих первых стрелы она пустила в деревья, третью в животное, четвертую - в город нечестивых, не знающих справедливости людей.

Эфес - город Артемиды.

Что касается городов, в которых ее будут почитать, то здесь Зевс даже перевыполнил просьбу дочери - чтил ее не один город, а целых тридцать, и еще во многих городах она имела свою долю в жертвоприношениях.

Но главным городом Артемиды был азиатский город Эфес, находившийся на территории современной Турции. Артемида Эфесская была одной из самых известных во всем эллинском мире богинь, и ей был посвящен великолепный, выстроенный из мрамора храм. Жители Эфеса создавали его больше ста лет, и он был настолько красив, что в древности храм считали одним из семи чудес света. Строили храм долго, а погиб он за одну ночь.

Герострат поджигает храм Артемиды.

Один эфесец по имени Герострат, человек ничем не выделяющийся, очень хотел прославиться. Для этого однажды ночью он поджег храм Артемиды. Конечно, он понес заслуженное наказание, и горожане даже издали указ о том, что память Герострата следует предать забвению. Но прежний великолепный храм уже было не восстановить, а имя Герострата мы помним до сих пор. «Геростратовой славой» называют славу человека, который стал известен благодаря скверному поступку.


Артемида - покровительница живой природы. Получив от Зевса в свое ведение горы, Артемида стала покровительницей и хозяйкой не только их, но и всех животных, которые там обитали. Она охотится на них, но она же и следит за тем, чтобы их никто понапрасну не обижал; она помогает охотникам, но она же заботится о том, чтобы количество животных не уменьшалось, об их приплоде. Но Артемида заботится не только о них, но и обо всем, что живет на земле, растет в лесу и в поле: и о стадах домашнего скота, и о людях, и о растениях. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Прекрасная, как ясный день, с луком и колчаном за плечами, весело бродит она по лесам и полям. Есть у Артемиды и любимица среди животных - лань. О ней Артемида особенно заботилась, и лань часто изображали рядом.

Артемида любит не только луки, стрелы и охоту; ей милы и звуки лир, хороводы, далеко звучащие возгласы веселящихся нимф. Под вечер, если светит на небе ясная луна, Артемида и нимфы берутся за руки и до глубокой ночи водят хоровод на лесных полянах. А иногда заветными тропинками поднимается Артемида с подругами на вершину горы Парнас, где любит бывать Аполлон. Часто, утомившись на охоте, она, отложив в сторону свое охотничье оружие, слушает, как ее брат играет на кифаре. С Аполлоном они никогда не бывают в разладе, относятся друг к другу с родственной нежностью, и оба горячо любят свою мать, Лето, никому не прощая ее обид. Вдвоем они покарали дикого гиганта Тития, грубо обошедшегося с ней, вдвоем наказали высокомерную Ниобу.

Горделивая Ниоба. Ниоба была царицей города Фивы и имела семь сыновей и семь дочерей, прекрасных, как юные боги. Когда однажды фиванские женщины собирались принести Лето богатые жертвы, Ниоба увидела их и воскликнула: «Глупые, глупые вы, о фиванки! Вы приносите жертвы этой богине, но почему бы вам и мне не воздать божественные почести? Ведь я не уступаю ей красотой, а детей у меня гораздо больше, чем у нее!»

Услышала Лето такие дерзкие и высокомерные речи и опечалилась; никому не хотела она жаловаться на свою обиду, но заметили Аполлон и Артемида горе матери. Долго расспрашивали они о причине расстройства, и, наконец, рассказала им Лето все, как было. Горько плакала она от обиды, и ярость вспыхнула в сердцах ее детей. Громко потрясая стрелами в колчанах, понеслись грозные боги в Фивы отыскивать обидчицу.

Гибель сыновей Ниобы. Как раз в это время фиванские юноши состязались в ловкости на поле за городом. Вот несутся на горячих конях двое сыновей Ниобы, далеко опередили они соперников, развеваются у них за плечами пурпурные плащи. Но зазвенела тетива Аполлонова лука - и упали они с коней на сырую землю, сраженные золотыми стрелами. Затем нашли смерть еще двое: боролись они друг с другом, тесно сплелись их тела, и обоих пронзил Аполлон одной стрелой. Один за другим гибнут сыновья Ниобы. Взмолился о пощаде самый младший из них, пожалел его Аполлон, но не успел сдержать смертоносной стрелы: прямо в сердце поразила она последнего сына Ниобы.

Гибель дочерей Ниобы. Дошла до Ниобы весть о гибели сыновей. Устремилась она вместе с дочерьми в поле, увидела бездыханные тела и горько разрыдалась. Разрывается ее сердце от скорби, но не смиряется она, снова бросает вызов бессмертной богине: «Радуйся, жестокая Лето! Лишила ты меня половины моих детей! Но даже и теперь счастливее я, чем ты, все равно больше у меня детей, чем у тебя!» Только замолкла Ниоба, как вновь раздался звон тетивы: пустила грозную стрелу Артемида. Дочери Ниобы стояли в скорбном молчании вокруг бездыханных братьев. И вдруг, даже не вскрикнув, упала одна из них, потом вторая, третья... Шесть стрел выпустила Артемида, осталась у Ниобы только одна дочь, самая младшая. Пытается несчастная Ниоба укрыть ее в складках одежды, молит она Лето: «Победила ты меня, богиня! Оставь мне хотя бы одну дочь! Пощади ее, о великая Лето!» Но напрасны запоздалые мольбы, прямо в объятиях матери сражает стрела Артемиды бедную девочку.


Вечные слезы Ниобы. Узнав о страшных событиях, закололся мечом фиванский царь, муж Ниобы. Скорбно стояла Ниоба над телами детей: лишилась она всех, кем дорожила в жизни. Оцепенела она от горя. Не колышет, не развевает ветер ее волос, не светятся жизнью ее глаза, ничто больше не трогает ее. Лишь частые крупные слезы падают из ее глаз на землю, одна капля за другой. Долго стояла так скорбящая Ниоба, и, наконец, сжалились над ней боги: обратили ее в камень. А потом налетел порыв ветра - и унес скалу на родину несчастной царицы, в страну Лидию. Так и стоит там с тех пор скала, похожая на человека, и сочатся из нее капли воды: это падают на землю вечные слезы Ниобы.

Артемида и люди.

Уже из того, как Артемида расправилась с дочерями Ниобы, видно, что с этой богиней шутки плохи. Действительно, в случае непочтения к ней она не знала снисхождения, и мифы полны историй о жестоких наказаниях, которые, иногда заслуженно, но иногда и нет, претерпели люди. Так, например, она, будучи девой, не терпела, чтобы ее спутницы вступали в брак и имели детей.

Нимфа Каллисто. Однажды Зевсу полюбилась одна из нимф, Каллисто. Когда прошло время и Артемида заметила, что Каллисто ждет ребенка, сына Зевса, она была вне себя от ярости. За такое нарушение нимфа была изгнана в горы. Но, когда у нее родился сын, названный именем Аркад, Артемида пришла в еще больший гнев, и превратила Каллисто в медведицу. Прошло много лет. Аркад вырос и стал прославленным охотником. Однажды в лесу он встретил медведицу и уже готов был нанести ей смертельный удар, не зная, что перед ним его мать. Однако Зевс не мог допустить гибели своей любимой и матереубийства. Он немедленно вознес Аркада и Каллисто на небо и превратил их в созвездия Большой и Малой Медведицы.

Актеон. Жестоко поступила Артемида и с охотником Актеоном. Однажды, охотясь в лесу, он случайно забрел в то место, где совершала омовение Артемида. Богиня разгневалась: Актеон увидел то, чего не должен видеть никто, ни боги, ни люди - так пусть же он никому не сможет об этом рассказать! И несчастный охотник тут же был превращен в оленя. Тем временем в лесу шла охота. Товарищи Актеона с собаками гнали лесных зверей; была среди их собак и свора собак Актеона, самая лучшая, самая быстрая и злая. Вот впереди мелькнул олень - и тотчас же за ним в погоню устремились все собаки. Впереди всех, конечно, мчались псы Актеона. Вот они догнали оленя, окружили его, вцепляются в него, рвут на части. Вот поверженного зверя окружают охотники, удивляются его размерам и красоте, жалеют, что куда-то пропал Актеон и не видит, какого зверя загнали его собаки. И никто не замечает, что из глаз издыхающего зверя текут совсем человеческие слезы. Так погиб этот охотник за свой случайный грех.

Артемида может быть милостивой. Однако, если к Артемиде относится с почтением, она может сменить гнев на милость. Например, по просьбе Аполлона она помиловала царя Адмета и его жену Алкесту, которые забыли принести ей искупительные жертвы при вступлении в брак, да и от Агамемнона, предводителя греческого войска в Троянской войне, она добивалась лишь покорности, и когда он согласился принести ей в жертву свою дочь (как это было - рассказывается дальше), она не допустила гибели девушки.

Она очень любила мать и брата, заботилась обо всем, что растет в лесу и в поле, а также о диких животных . Она любила охотиться и вечно носилась по лесам и полям с колчаном стрел и копьем в сопровождении любимой лани. Артемида ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла.
Ее сопровождали нимфы и свора собак. Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами , и музами . В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной . В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

«медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (??????????). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).

В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы , считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем

Древнегреческая богиня Артемида – сестра-близнец бога Аполлона, первой из них появившаяся на свет. Их мать, Лето, – титатида природы, а отец – Зевс Громовержец. Лето вознеслась с ней на Олимп, когда Артемиде исполнилось три года, чтобы представить отцу и прочим божественным родственникам. «Гимн Артемиды» описывает сцену, когда эгидодержавный отец приласкал ее со словами: «Когда богини дарят мне детей, подобных этой, даже гнев Геры меня не пугает. Маленькая моя дочка, у тебя будет все, что ты пожелаешь».

Выбрала себе Артемида в подарок лук со стрелами, стаю гончих собак для охоты, достаточно короткую для бега тунику, нимф себе в свиту и горы и дикие леса в свое распоряжение. Отметила она и вечное целомудрие. Охотно предоставил ей Зевс это все, «чтобы не носилась она в одиночестве по лесам».

Спустилась с Олимпа древнегреческая богиня Артемида и пошла по лесам и к водоемам, отбирая самых прекрасных нимф. После отправилась она на морское дно, чтобы просить мастеров бога моря Посейдона, циклопов, выковать ей стрелы и серебряный лук.

Свору диких псов ей предоставил козлоногий Пан, играющий на свирели. С нетерпением древнегреческая богиня Артемида ждала ночи, чтобы испытать полученные подарки в деле.

Мифы говорят о том, что Артемида не отказывала тем, кто обращался к ней, моля о помощи, действуя решительно и быстро. Но, как и все небожители, была скорой на расправу со своими обидчиками.

Культ Артемиды

Культ богини был распространен в Древней Греции. Благодетельную Артемиду молили за близких. Девушки клали срезанные пряди волос на ее жертвенник, а невесты в день брака дарили детские игрушки. Путешественник по возвращении домой мог обратиться к Артемиде с благодарностью за счастливое возвращение, повесив в божественной роще шляпу. Кто-то просил защиты от воров, обещая совершить ритуальное жертвоприношение в честь милостивой богини.

Артемиду почитали как покровительницу родов. Женщины молились ей, величая Артемиду "исцелительницей боли" и "не испытывающей боли". Они просили ее облегчить их родовые муки и либо помочь в родах, либо подарить им "легкую смерть" от ее стрел.

Обычно Артемида появляется на изображениях как охотница: в коротком, небрежно подпоясанном одеянии, с оголенными руками и ногами; на плече ее висит колчан, в руке она сжимает лук. В волосах переливается диадема-полумесяц. На побережье Малой Азии, в Эфесе, был возведен храм в ее честь, однако там она изображена, на удивление, совсем по-другому: как мать всего сущего, со ста грудями. На самом деле, это не Артемида-охотница, а азиатская богиня, к культу которой местные греки приобщились, глядя на соседей, но переименовали богиню по-своему.

В Афинах, Эпидавре и на острове Делос древнегреческую богиню еще звали Гекатой, отождествляя с богиней, которая была уважаема в Малой Азии. Геката считалась богиней , которая бродит по кладбищам лунными ночами, появляется в сопровождении на перекрестках дорог. Гекату называли богиней волшебства, однако куда чаще древнегреческие мифы «поселяли» ее в царстве Аида. В стародавние времена с изображений глядела зрелая женщина с двумя факелами в руках. Примерно в пятом веке до н. э. скульптор Алкмен вырезал статую, которая представила богиню единой в образе трех женщин, стоявших спиной друг к другу; в руках их были факелы и горшки. Эта странная шестирукая богиня похожа больше на индийские божества, чем на греческих небожителей.

Конечно, в первую очередь древнегреческая богиня Артемида была покровительницей охоты, но еще ее считали богиней . Ночь – ее стихия.

Некоторые легенды связывают Артемиду не только с образом Гекаты, но и Селены. Втроем они образуют лунную триаду: Селена царит в небесах, Артемида властвует на земле, а Геката – в мрачном и таинственном подземном мире.

Охотники

Горе тому смертному, который осмелится бросить на Артемиду нескромный взгляд! О таком несчастном рассказывает легенда…

Красавец Актеон был страстным поклонником охоты. Однажды он вместе с друзьями преследовал зверя в лесах Киферона, не ведая, что пересек границу владений богини-охотницы. День был знойным. Утомленные жарой юноши укрылись под сенью густой чащи, а Актеон, испытывая жажду, отправился на поиски родника.

Он набрел на грот и услышал веселый женский смех. Украдкой он подошел поближе, терзаемый любопытством и увидел обнаженную богиню. Пораженный ее красотой, юноша застыл на месте во все глаза глядя на вечно-юную Артемиду.

Нимфы уже помогли ей разоблачиться, снять лук и колчан со стрелами, сняли сандалии, когда в проеме грота возникла фигура юноши. Испуганно вскрикнули нимфы, мгновенно укрыв обнаженную богиню, но было поздно.

Страшно разгневалась Артемида, но устояла и не убила юношу на месте. Плеснула она в ярости на Актеона водой и сказала:

Иди прочь. И похвались, если сумеешь, что видел купающуюся Артемиду-охотницу. Коснулся Актеон своей головы, испытывая странные ощущения. Пальцы наткнулись на ветвистые рога. Дотронулся до лица… Да нет, не лицо уже у него, а оленья морда. Удлинились шея и уши Актеона, превратились руки в тонкие ноги с копытцами. Бросился стремглав он к речному берегу. Отразился в водной глади испуганный олень, в которого превратился юноша. Кинулся Актеон искать товарищей, чтобы поведать им о своем несчастье. Но гончие, не узнав хозяина в новом обличии, бросились на него...

Несколько часов спустя забеспокоились друзья, что долго не возвращается Актеон, пошли на его поиски, но нашли только тушу оленя, задранного собаками. Никогда не узнали они, какой ужасной погиб их друг, единственный из людей, кому удалось увидеть божественную красоту дочери Зевса и Лето.

Оттаявшая Артемида, узнав о том, что бедный юноша погиб, попросила отца подарить ему созвездие. Так, по легенде, на небе появились Гончие псы.

В легендах о богине-охотнице появляется и другой охотник. Орион. Этот человек затронул душу бессмертной богини. Узнал об увлечении сестры бог Аполлон. Ему не нравился смертный охотник, из-за которого сестра забросила свои божественные обязанности.

Аполлон приказал Ориону наловить рыбы, пока Артемиды не было рядом. Удостоверился бог, что заплыл далеко в море смертный – так, что его голова виднелась едва-едва. Вернувшуюся Артемиды стал подстрекать брат, выражая сомнения, что сможет та попасть в настолько малый объект. На горизонте виднелся какой-то темный предмет. Оскорбленная Артемид тут же потянулась к колчану, не ведая, в кого целит ее стрела. Богиня не промахнулась, поразив Ориона точно в голову.

Волны принесли тело любимого к ее ногам. Ужаснулась Артемида, но было уже поздно. В знак глубочайшего сожаления поместила древнегреческая богиня Артемида Ориона на небо. Единственная ее любовь стала ее азарта, и это грустно.

Кстати, об Орионе есть и другая легенда. Говорили, что Орион похвалялся, что он - величайший охотник во вселенной. Не стерпела этого богиня, послав к нему ядовитого скорпиона. Впоследствии и Орион, и скорпион оказались по боле богов на небесном своде.

Вечно Орион пытается укрыться от скорпиона. Скорпион поднимается на востоке, когда несколько звёзд Ориона ещё видны над западным горизонтом.

Поделись статьей с друзьями!

    Древнегреческая богиня Артемида-охотница

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/artemida-150x150.jpg

    Древнегреческая богиня Артемида – сестра-близнец бога Аполлона, первой из них появившаяся на свет. Их мать, Лето, – титатида природы, а отец – Зевс Громовержец. Лето вознеслась с ней на Олимп, когда Артемиде исполнилось три года, чтобы представить отцу и прочим божественным родственникам. «Гимн Артемиды» описывает сцену, когда эгидодержавный отец приласкал ее со словами: «Когда богини...

Артемида (Артемис), греч., лат. Диана - дочь Зевса и титаниды Лето; богиня охоты и зверей, владычица природы, а также богиня луны. На фото: картина Батони Помпео «Диана и Купидон», 1761 год, Метрополитен-музей в Нью-Йорке.

Была сестрой-близнецом бога света и солнца Аполлона и, согласно наиболее распространенному преданию, родилась на острове Делос (см. статью « »). Но по другой версии, Лето родила их в роще Ортигии под Эфесом; поблизости от этого места греки построили храм Артемиды, ставший одним из «семи чудес света».

Уильям Генри Райнхарт, «Латона и ее дети, Аполлон и Диана» (1871-74), Метрополитен-музей в Нью-Йорке

Однако где бы ни родилась Артемида, происхождение у нее явно малоазиатское; еще хетты поклонялись богине охоты Рутамиш (Ртемис), священными животными которой были олень и лань. В древнейшие времена ее культ распространился по всему греческому, а затем и римскому миру. Первоначально Артемида почиталась как повелительница природы; так как брат ее был богом солнца, Артемида, соответственно, стала богиней луны. Будучи богиней природы, она была одновременно и богиней ее плодовитости; под ее покровительством находились леса, рощи, луга, поля и, в конечном счете, все, что раньше называлось флорой, или растительным миром. Поскольку она была богиней плодовитости и плодородия, в ее компетенцию входили и роды: едва родившись, она уже помогала своей матери Лето (Латоне) родить брата Аполлона. Артемида ведала также целебными источниками; она могла наслать на людей безумие, паралич и внезапную смерть. Она ни разу не выходила замуж - так и осталась богиней-девственницей с рождения до угасания своего культа. Охота была самой сильной страстью Артемиды, поэтому художники изображали ее в виде охотницы с луком и стрелами, сопровождаемой различными животными (лебедем, львом, тигром или оленем). А поскольку охота и война когда-то были очень тесно связаны, в некоторых странах Артемида стала также и богиней войны. Как сообщали, в Спарте ей некогда приносили человеческие жертвоприношения, а позже заменили их другим обрядом: перед ее статуей бичевали спартанских юношей - это была своеобразная подготовка к мукам, которые ждали их в будущей солдатской жизни. Артемида, богиню луны, иногда путали с Селеной, так же как ее брата Аполлона - с богом солнца Гелиосом.

Купание Дианы, Франсуа Буше, 1742

Основным занятием Артемиды была охота; она охотилась в одиночку или в сопровождении дружины низших богинь и нимф. Наохотившись вволю, Артемида обычно отправлялась к своему брату в Дельфы и там развлекалась танцами в хороводе с харитами и пением с музами. Некоторые рассказы о ее вмешательстве в судьбы людей свидетельствуют о том, что она была скорее жестокосердной, чем женственно мягкой. Микенскому она не хотела простить, что он убил ее любимую лань, и поэтому собиралась сорвать ему поход на Трою; смягчилась она лишь после того, как он пожертвовал ей свою дочь Ифигению. Она жестоко , нечаянно подсмотревшего ее купание. Когда однажды калидонский царь Ойней забыл принести ей жертву, Артемида наслала на Калидон огромного вепря, разорявшего страну. Из ревности Артемида убила (или велела убить) прославленного охотника Ориона. За оскорбление своей матери Лето Артемида убила семерых дочерей Ниобы.

Сюжет «Артемида и Актеон» на античной вазе

Однако известны случаи, когда раскаяние и жертвы смягчали ее сердце. Так, например, сумел примириться с ней Геракл, хотя и поймал ее любимицу - керинейскую лань. Артемида , Ипполиту, Кефалу и другим своим почитателям и почитательницам.

Для греков Артемида была идеалом женской красоты. Ей даже незачем было участвовать в злополучном конкурсе красоты, ставшем причиной троянской войны. Правда, она не обладала красотой величавой дамы, как Гера, или красотой достойной и мудрой Афины, или чувственной красой Афродиты - но, как сказали бы мы сегодня, она была прекрасна как спортсменка, каких мы встречаем на спортплощадках и в плавательных бассейнах. Возможно, поэтому грекам, высоко ценившим спортивные и воинские занятия (у них это были близкие понятия), именно Артемида больше всего импонировала своей внешностью. А затем и римлянам, которые отождествили ее с древней италийской богиней Дианой.

На фото: развалины храма Артемиды в современной Турции. На заднем плане византийская крепость, церковь Св. Иоанна и мечеть XIV века.

Греки посвятили Артемиде ряд великолепных храмов и святилищ: в аттическом Бравроне, в Спарте, на Делосе, в Магнесии над Меандром, в лидийских Сардах и т. д.; священный участок был у нее и на афинском Акрополе. В Риме ей поставили храм на Авентине; из остальных ее храмов в Италии самым значительным был храм Дианы Неморенской в Ариции, куда в основном паломничали женщины. Но всех лучше был храм Артемиды в Эфесе (Ортигии) - первый храм в ионическом стиле. Его строительство началось в сер. 6 в. до н. э. и закончилось более чем сто лет спустя.

В 356 г. до н. э. его поджег Герострат, в 334 г. до н. э. храм был восстановлен по планам архитектора ДейнократАртемида Храм последовательно становился жертвой готов, землетрясений и эдикта императора Феодосия I против языческих храмов (383 н. э.). Остатки его развалин были обнаружены в 1869 г. британским археологом Д. Т. Вудом.

Знаменитая статуя «Диана Версальская» находится в Лувре

Первоначально греки изображали Артемиду в виде богини с месяцем, затем - с крыльями и в длинном облачении (и она походила на христианского ангела), иногда - как богиню плодородия - с множеством грудей, и наконец - в виде стройной девушки в простом, высоко подоткнутом и подпоясанном одеянии без рукавов, в охотничьих сандалиях и с короткой прической. Так выглядит, например, знаменитая «Артемида Версальская», римская копия оригинала Леохара (ок. 330 до н. э., Париж, Лувр) - пара к «Аполлону Бельведерскому». Из многочисленных статуй Артемидаы-охотницы отметим римскую копию эллинистического оригинала, хранящуюся в Национальном музее в Неаполе. Сохранилось несколько копий и имитаций архаических малоазиатских статуй, изображающих Артемиду - ортигийскую богиню плодородия (самые известные - в Национальном музее в Неаполе и в Эфесском музее в Сельчуке). В сер. 18 в. в Помпеях была обнаружена статуя Артемиды с волосами, имевшими покрытие из чистого золота, в голубом одеянии с красной каймой, с желтыми и розовыми ремешками на сандалиях, с карминовыми ногтями и с ярко-красным ртом. Эта важная археологическая находка послужила одним из первых доказательств, что греческие скульпторы колорировали свои произведения.

Телеведущая Мария Кравцова (Марика) в образе Артемиды в календаре Микеле Чеппи.

В античной вазописи насчитывается около 400 изображений Артемиды, одно из самых знаменитых - в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже («Артемида с лебедем» работы так наз. «художника Пана», 5 в. до н. э.). Архаическая статуэтка Артемиды (ок. 650 г. до н. э.), найденная в 1878 г. на острове Делос, числится в Афинском национальном археологическом музее под инвентарным номером 1.

У художников нового времени Артемида (Диана) пользовалась не меньшим успехом, чем у античных. Из статуй назовем три «Дианы»: Гудона (1790, Лувр), Вассе (1760-1765, Потсдам, дворец Сан-Суси) и Ф. Щедрина (1798). Наиболее известные картины: «Актеон и Артемида» Д. Венециано (1445-1450), «Купание Дианы» Пальмы Старшего (нач. 16 в., Вена, Художественно-исторический музей), «Артемида и Актеон» и «Наказание Актеона» Тициана (1559 и 1560, Бриджуотер-хаус и Национальная галерея в Лондоне), «Артемида и Актеон» Брейгеля Старшего (Национальная галерея в Праге), «Диана и нимфы» Д. Доменичино (ок. 1610, Рим, Галерея Боргезе), «Возвращение Дианы с охоты» и «Диана и Каллисто» Рубенса (примерно 1615-1617, Дрезденская галерея и Прадо, Мадрид), «Диана с нимфами» Вермера (2-я пол. 17 в., Маурицхёйс, Гаага), «Отдых Дианы» Буше (ок. 1742, Лувр), «Купание Дианы» Коро (1873), «Диана» Ренуара (ок. 1900, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Диана» - поэтичная работа чешского художника Зрзавого (1913). Известная картина П. Бордоне «Диана-охотница среди нимф» (ок. 1560) сгорела при бомбардировке Дрездена в феврале 1945 г.

Фэнтези «Артемида», Борислав Бакинский.

Кадры из сериала «Ксена. Принцесса-воин» (1995-2001 гг.). В роли Артемиды новозеландская актриса Жозефин Дэвисон.

April 12th, 2012

Богиня Аврора

Аврора в древнегреческой мифологии богиня утренней зари. Слово "аврора" происходит от латинского aura, что означает "предрассветный ветерок".

Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи (в другом варианте: солнца - Гелиоса и луны - Селены). От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.

Андромеда

Андромеда , в греческой мифологии дочь Кассиопеи и эфиопского царя Кефея. Когда мать Андромеды, гордясь своей красотой, заявила, что она прекраснее морских божеств нереид, те пожаловались богу морей Посейдону. Бог отомстил за оскорбление, наслав на Эфиопию потоп и страшное морское чудовище, пожиравшее людей.
По предсказанию оракула, чтобы избежать гибели царства, следовало принести искупительную жертву: отдать Андромеду на съедение чудищу. Девушку приковали к скале на берегу моря. Там ее увидел Персей, пролетавший мимо с головой горгоны Медузы в руках. Он влюбился в Андромеду и получил согласие девушки и ее отца на брак в случае победы над чудовищем. Одержать победу над драконом Персею помогла отрубленная им голова Медузы, взгляд которой превращал все живое в камень.
В память о подвигах Персея Афина поместила Андромеду на небосводе недалеко от созвездия Пегаса; имена Кефей (Цефей) и Кассиопея также увековечены в названиях созвездий.



Жрица Ариадна

Ариадна , в древнегреческой мифологии, жрица с острова Наксос. Ариадна была рождена от брака критского царя Миноса и Пасифаи. Ее сестрой была Федра.Тесей был послан на остров Крит, чтобы убить Минотавра. Сохранить жизнь и победить чудовище ему помогла Ариадна, которая страстно влюбилась в героя. Она дала Тесею клубок нитей и острый клинок, которым тот убил Минотавра.
Идя по извилистому Лабиринту, возлюбленный Ариадны оставлял за собой нитку, которая должна была вывести его обратно. Вернувшись с победой из Лабиринта, Тесей забрал с собой Ариадну. В пути они сделали остановку на острове Наксос, где герой покинул девушку, пока она спала. Покинутая Тесеем Ариадна стала жрицей на острове, а потом вышла замуж за Диониса. В качестве свадебного подарка она получила от богов светящийся венец, который выковал небесный кузнец Гефест.
Затем этот дар был поднят на небеса и превратился в созвездие Северной Короны.
На острове Наксос существовал культ поклонения жрице Ариадне, а в Афинах ее почитали прежде всего как супругу Диониса. Часто выражение "нить Ариадны" употребляют в переносном смысле.

Богиня Артемида

Артемида , в греческой мифологии богиня охоты.
Этимология слова "артемида" не выяснена до сих пор. Некоторые исследователи полагали, что имя богини в переводе с греческого языка означало "медвежья богиня", другие - "владычица" или "убийца".
Артемида - дочь Зевса и богини Лето, сестра-близнец Аполлона, родившаяся на острове Астерия в Делосе. По преданию, Артемида, вооруженная луком и стрелами, проводила свое время в лесах и горах в окружении верных нимф - своих постоянных спутниц, которые, подобно богине, очень любили охотиться. Несмотря на кажущуюся хрупкость и грацию, у богини был на редкость решительный и агрессивный характер. С провинившимися она расправлялась безо всякого сожаления. Кроме этого, Артемида строго следила за тем, чтобы в мире животных и растений всегда царил порядок.
Однажды Артемида разгневалась на царя Калидона Ойнея, который забыл ей принести первые плоды урожая, и наслала на город страшного кабана. Именно Артемида вызвала раздор среди родичей Мелеагра, который привел к его страшной смерти. За то, что Агамемнон убил священную лань Артемиды и похвалялся своей меткостью, богиня потребовала, чтобы он принес ей в жертву собственную дочь. Незаметно Артемида унесла Ифигению с жертвенного алтаря, заменив ее ланью, и перенесла в Тавриду, где дочь Агамемнона стала жрицей богини.
В самых древних мифах Артемида изображалась в образе медведицы. В Аттике жрицы богини при совершении обрядов надевали на себя медвежью шкуру.
По мнению некоторых исследователей, в древних мифах образ богини соотносился с богинями Селеной и Гекатой. В более поздней героической мифологии Артемида была тайно влюблена в красавца Эндимиона.
Между тем в классической мифологии Артемида была девственницей и защитницей целомудрия. Она покровительствовала Ипполиту, который презирал плотскую любовь. В древности существовал обычай: вступающие в брак девушки приносили Артемиде искупительную жертву, чтобы отвратить от себя ее гнев. В брачные покои царя Адмета, забывшего про этот обычай, она запустила змей.
Актеон, случайно увидевший купающуюся богиню, погиб страшной смертью: Артемида превратила его в оленя, которого растерзали собственные собаки.
Богиня жестоко наказывала девушек, которые не смогли сохранить целомудрие. Так Артемида покарала свою нимфу, которая ответила взаимностью на любовь Зевса. Святилища Артемиды часто возводились среди водных источников, считавшихся символом плодородия.
В римской мифологии ей соответствует богиня Диана.

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией.

Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой. С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида - Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Богиня Афина

Афина , в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении.
Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.
Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие. Она же лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля ее омовения, но наделила его даром прорицателя. Афина в период героической мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.
Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны. Самая значительная поддержка была оказана Афиной матереубийце Оресту. Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.

Богиня Афродита или Богиня Венера

Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли ее "своей богиней"), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из крови Урана был забыт.

Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Древние греки считали, что Афродита оказывает покровительство героям, однако ее помощь распространялась только на сферу чувств, как это было в случае с Парисом.
Рудиментом архаического прошлого богини являлся ее пояс, в котором, согласно легенде, были заключены любовь, желание, слова соблазнения. Именно этот пояс Афродита передала Гере для того, чтобы помочь ей отвлечь внимание Зевса.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции - в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считалась прародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, к которому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.

Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви.
В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. Некоторые ученые имя богини переводили как "милость богов".
После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян. На распространение культа Венеры в Риме немалое влияние оказал построенный в ее честь Сицилийский храм.
Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье, и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
Венеру награждали такими эпитетами, как милостивая, очищающая, остриженная, в память о мужественных римлянках, которые во время войны с галлами остригли волосы для того, чтобы сплести из них канаты.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы.

Богиня Геката

Геката , в древнегреческой мифологии богиня ночи, властительница мрака.Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.
У Гекаты было три тела, соединенных воедино, шесть пар рук и три головы. Зевс - царь богов - наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.
Греки считали, что Геката блуждает в глубокой тьме по ночам со своими постоянными спутниками совами и змеями, освещая себе путь чадящими факелами.

Она проходила мимо могил вместе со своей ужасной свитой, окруженная чудовищными собаками из царства Аида, обитающими на берегах Стикса. Геката посылала ужасы и тяжкие сны на землю и губила людей.
Иногда Геката помогала людям, например именно она помогла Медее добиться любви Ясона. Считалось, что она помогала колдунам и чародеям. Древние греки верили: если принести Гекате в жертву собак, стоя при этом на перекрестке трех дорог, то она поможет снять чары и избавит от злой порчи.
Подземные боги, подобные Гекате, олицетворяли главным образом грозные силы природы.

Богиня Гея

Гея (G a i a, A i a, G h) · мать - земля . Древнейшее доолимпийское божество, игравшее важнейшую роль в процессе создания мира в целом. Гея родилась вслед за Хаосом. Она одна из четырех первопотенций (Хаос, Земля), сама из себя породившая УРАНА-НЕБО и взявшая его в супруги. Вместе с УРАНОМ Гея породила шесть титанов и шесть титанид, среди которых Кронос и Рея, родители верховных божеств греческого пантеона - ЗЕВСА, АИДА, ПОСЕЙДОНА, ГЕРЫ, ДЕМЕТРЫ и ГЕСТИИ. Ее порождением были также Понт-море, трое ЦИКЛОПОВ и трое СТОРУКИХ. Все они своим ужасным видом возбуждали ненависть отца, и он не выпускал их на свет из чрева матери. Гея, страдая от тяжести скрытых в ней детей, решила пресечь стихийную плодовитость своего супруга, и по ее наущению КРОНОС оскопил УРАНА, из крови которого появились на свет чудовища и прекрасная АФРОДИТА. Брак Геи и Понта дал начало целому ряду чудовищ. Внуки Геи во главе с ЗЕВСОМ в битве с детьми Геи титанами - победили последних, сбросив их в ТАРТАР, и поделили между собой мир.

Гея не живет на ОЛИМПЕ и не принимает активного участия в жизни ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ, но следит за всем происходящим и часто дает им мудрые советы. Она советует РЕЕ, как спасти ЗЕВСА от прожорливости КРОНОСА, который пожирает всех своих новорожденных детей: РЕЯ вместо младенца ЗЕВСА завернула камень, который КРОНОС благополучно заглотнул. Она же сообщает о том, какая судьба ожидает ЗЕВСА. По ее совету ЗЕВС освободил сторуких, которые сослужили ему службу в титаномахии. Она же посоветовала ЗЕВСУ начать Троянскую войну. Золотые яблоки, растущие в садах Гесперид- ее дар ГЕРЕ. Известна мощная сила, которой Гея поила своих детей: ее сын от союза с Посейдоном Антей был неуязвим благодаря именной ей: его нельзя было повергнуть, пока он прикасался стопами к своей матери - земле. Иногда Гея демонстрировала свою независимость от олимпийце в: в союзе с Тартаром она породила чудовищного ТИФОНА, которого уничтожил ЗЕВС. Ее порождением был дракон Ладон. Потомство Геи - ужасно, отличается дикостью и стихийной силой, несоразмерностью (один глаз у киклопов), уродством и смешением животных и человеческих черт. С течением времени стихийно порождающие функции Геи отошли на второй план. Она оказалась хранительницей древней мудрости, и ей были ведомы веления судьбы и ее законы, поэтому она отождествлялась с ФЕМИДОЙ и имела свое древнее прорицалище в Дельфах, которое потом стало прорицалищем АППОЛОНА. Образ Геи частично воплотился в ДЕМЕТРЕ, с ее благодетельными для человека функциями, называя Карпофорос - Плодоносная, в богине-матери РЕЕ с ее неиссякаемым плодородием, в КИБЕЛЕ с ее оргиастическим культом.

Культ Геи был распространен везде: и на материке, и на островах, и в колониях.