Как делать разбор деепричастия. Морфологический разбор деепричастий. Примеры морфологического разбора деепричастия
Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.
Морфологический разбор деепричастия
1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.
2. Перечислите морфологические признаки:
Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);
Возвратность;
Переходность;
Неизменяемость.
3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.
Обратите внимание!
Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).
К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».
Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:
Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;
Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.
Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).
Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).
Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.
Письменный морфологический разбор деепричастия
Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.
Звеня (покатился)
1. Звеня - деепр.
2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.
3. (Как? что делая?) Звеня.
Подпрыгивая (покатился)
1. Подпрыгивая - деепр.
2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.
Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.
3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.
Устный морфологический разбор деепричастия
Звеня (покатился)
1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.
2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.
Подпрыгивая (покатился)
1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.
2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.
Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.
3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.
Часть речи
Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».
Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.
Признаки
Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.
Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.
Например: говорить - говоря.
Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.
Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».
Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.
Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).
Синтаксические особенности
Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.
Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.
Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.
Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.
План разбора
Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.
- Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
- Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
- Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
- Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.
Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.
Примеры
Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.
Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.
В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».
- Что делая? - Журча (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
- Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.
Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.
Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».
- Что делая? - шелестя (деепричастие).
- Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
- В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».
Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.
Заключение
В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!
Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.
Тема: Деепричастие
Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий
План морфологического разбора деепричастия
1. Часть речи, общее значение.
2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.
3. Синтаксическая роль.
Образец:
Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.
1. Редея
1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.
2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.
3. В предложении является обстоятельством.
Домашнее задание
№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.
Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.
Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.
Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.
1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.
2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.
3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.
4. Снявши голову, по волосам не плачут.
5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.
1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().
2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().
3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.
Как сделать морфологический разбор деепричастия?
Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.
План морфологического разбора деепричастия как части речи:
I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.
II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).
- Вид (совершенный, несовершенный );
- Возвратность (возвратное, невозвратное );
- Переходность (переходное, непереходное );
- Неизменяемость.
III. Синтаксическая роль.
ТОП-1 статья которые читают вместе с этой
Примеры морфологического разбора деепричастий
Накормив детей, мама пошла в магазин.
что сделав?
II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).
Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).
Радуясь , он приветствовал друга.
I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?
II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.
III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).
Морфемный разбор деепричастия
В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .
Примеры морфемного разбора деепричастий
Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .