Конспект урока на тему "анализ произведения "живи и помни" ". Суд свой и людской Анализ роман живи и помни

В 1974 году написал Распутин "Живи и помни". Герои этого произведения, описанные в нем события, а также проблематика повести весьма интересны. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Следующим образом начинает Распутин "Живи и помни". Герои произведения (главные) - Андрей Гуськов и его жена, Настена. В последний год войны в село, расположенное на Ангаре, тайком возвращается Андрей Гуськов, местный житель. Он не думает, что его встретят в родном доме с распростертыми объятиями, однако верит в поддержку жены. И правда, Настена, хотя и не хочет себе признаться в этом, понимает чутьем, что муж вернулся. Она вышла за него не по любви. 4 года замужества не были особо счастливыми, однако героиня была предана супругу и обрела впервые в жизни в доме его надежность и защиту (Настена росла сиротой).

Жизнь Настены в доме мужа

Без лишних раздумий девушка вышла за Андрея: выходить все равно придется, так зачем же тянуть? Она плохо представляла, что ожидает ее в чужой деревне и новой семье. Оказалось, что из работниц (Настена жила и трудилась у тетки) она попала опять в работницы, лишь двор другой, спрос построже да хозяйство покрупнее. Возможно, в новой семье отношение к ней было бы лучше, если бы девушка родила ребенка. Однако детей у нее не было.

Известия об Андрее

Она слышала с детства, что баба без ребятишек - уже не баба. Настена считает себя виноватой. Только однажды, когда, попрекая ее, Андрей сказал что-то невыносимое, женщина ответила от обиды, что неизвестно, в ком причина - в нем или в ней. Тогда муж ее избил до полусмерти. Настена, когда Андрея забирают на войну, немножко рада даже, что остается без детей. Регулярно приходят письма с фронта, затем из госпиталя. После этого долго нет вестей, лишь однажды в избу заходят милиционер и председатель сельсовета и просят Настену показать переписку.

Встреча с мужем

Повесть Распутина "Живи и помни" продолжается следующим образом. Когда топор исчезает в семейной бане Гуськовых, Настена думает о том, что, возможно, ее муж вернулся. Она оставляет на всякий случай в бане хлеб, однажды даже ее топит и встречает здесь Андрея. Его возвращение становится их тайной и воспринимается Настеной как ее крест.

Помощь Андрею

Она приходит с готовностью на помощь супругу, готова красть и лгать для него. Приходится в замужестве принимать все: и хорошее, и плохое. Кураж и задор поселяются в душе Настены. Она помогает самоотверженно своему мужу, особенно когда понимает, что ждет ребенка. Настена на все готова: на встречи с супругом за рекой в зимовье, на долгие разговоры о безвыходности этого положения, на трудную работу дома, на неискренность в отношениях с другими сельчанами. С мужской недюжинной силой тянет свою лямку Настена. Подробнее о ее взаимоотношениях с супругом вы узнаете, прочитав расположенный в конце статьи анализ. Распутин "Живи и помни" написал не только для того, чтобы показать непростые взаимоотношения героев. О других проблемах, затрагиваемых в повести, вы также можете узнать, прочитав до конца статью.

Андрей не предатель, не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя, откуда его хотели отправить на фронт, толком не подлечив. Он уже настроился на отпуск и не может отказаться от возвращения. Осознав, что в селе его, в миру, в стране прощения ему не будет, он до последнего хочет тянуть, не думая о жене, родителях и будущем ребенке.

Неразрешимый вопрос

Личное, связывающее с Андреем Настену, вступает в противоречие с укладом их жизни, как показывает анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что Настена не может поднять глаза на жен, которые получают похоронки, не в силах радоваться, как прежде, при возвращении соседских мужиков с войны. Она вспоминает на деревенском празднике в честь победы с неожиданной злостью об Андрее, ведь из-за него она не может порадоваться ей, как все. Неразрешимый вопрос поставил муж перед Настеной: с кем ей быть? Девушка Андрея осуждает, в особенности теперь, когда война кончается и кажется, что он остался бы цел. Однако, осуждая, она и отступает: ведь она ему жена.

Самоубийство Настены

Бывшие подруги Настены, заметив ее беременность, начинают посмеиваться над ней, а свекровь прогоняет из дома. Девушка, вынужденная сдерживать свои чувства, скрывать их, выматывается все больше. В риск превращается ее бесстрашие, в растрачиваемые понапрасну чувства. Они ее подталкивают к самоубийству. Настена находит покой в водах Ангары.

Анализ произведения

Итак, вы ознакомились с содержанием произведения, которое написал Распутин ("Живи и помни"). Проблемы, которые поднимаются в тексте, заслуживают отдельного рассмотрения. В обычно выходят на первый план философские вопросы о чести и совести, о смысле жизни, об ответственности людей за собственные поступки. Автор рассуждает о предательстве и эгоизме, о взаимоотношении общественного и личного в человеческой душе, о жизни и смерти. В произведении "Живи и помни" (Распутин) также раскрывается.

Война - трагическое и ужасное событие, которое стало для людей проверкой. Человек в проявляет подлинные черты своей натуры. Центральный образ в произведении - образ Настены. Это важно отметить, проводя анализ. Распутин ("Живи и помни") изобразил эту девушку сочетающей в своем характере черты деревенской праведницы: веру в человека, милосердие, ответственность за судьбы других, доброту. С ее светлым образом тесно связана проблема всепрощения и гуманизма.

Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.

Война сильно изменила главных героев, в чем вы можете убедиться, самостоятельно проведя анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что они осознали, что в мирской жизни их отдаленность друг от друга и ссоры были нелепостью. В трудные минуты супругов согревала надежда на новую жизнь. Настена надеется, что ее муж сможет покаяться и выйти к людям. Однако он не решается этого сделать.

Главная идея произведения - нравственная ответственность человека за свои поступки. Автор показывает на примере жизни Гуськова Андрея, как легко совершить непоправимую ошибку, проявить слабость, оступиться. Обо всем этом рассказал нам Распутин. "Живи и помни" отзывы после прочтения у многих вызывает положительные. Писателю удалось затронуть важные вопросы и мастерски раскрыть их в этой повести. Рассказ Распутина "Живи и помни" экранизирован. По нему в 2008 году был снят одноименный фильм. Режиссер -

Нравственная проблематика повести В. Распутина «Живи и помни»

Повесть «Деньги для Марии» принесла В. Распутину широкую известность, а последующие произведения: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» - закрепили за ним славу одного из лучших писателей современной русской литературы. В его произведениях на первый план выходят нравственно-философские вопросы о смысле жизни, о совести и чести, об ответственности человека за свои поступки. Писатель рассуждает об эгоизме и предательстве, о взаимоотношении личного и общественного в душе человека, о проблеме жизни и смерти. Все эти проблемы мы и найдем в повести В. Распутина «Живи и помни».

Война - это ужасное и трагическое событие - стала определенной проверкой для людей. Ведь именно в таких экстремальных ситуациях человек проявляет истинные черты своего характера.

Главный герой повести «Живи и помни» Андрей Гуськов ушел на фронт в самом начале войны. Он честно воевал сначала в разведроте, потом в лыжном батальоне, затем на гаубичной батарее. И пока за спиной были Москва и Сталинград, пока выжить можно было только сражаясь с врагом, ничто не тревожило душу Гуськова. Андрей не был героем, но и не прятался за спинами товарищей. Его брали в разведку, он воевал, как все, был хорошим солдатом.

Все изменилось в жизни Гуськова, когда стал виден конец войны. Перед Андреем снова встает проблема жизни и смерти. И в нем срабатывает инстинкт самосохранения. Он стал мечтать о ранении, чтобы выиграть время. Андрей задает себе вопрос: «Почему я должен воевать, а не другие?» Здесь Распутин осуждает эгоизм и индивидуализм Гуськова, который в такой трудный для родины момент проявил слабость, малодушие, предал своих товарищей, испугался.

Главный герой повести Распутина «Живи и помни» похож на другого литературного персонажа - Родиона Раскольникова, который спрашивал себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Распутин затрагивает проблему личного и общественного в душе Андрея Гуськова. Имеет ли право человек поставить свои интересы выше интересов народа, государства? Имеет ли право человек переступить через вековые нравственные ценности? Конечно же, нет.

Еще одна проблема, которая волнует Распутина, - это проблема судьбы человека. Что побудило Гуськова бежать в тыл - фатальная ошибка чиновника или та слабинка, которую он дал в душе? Может быть, если бы Андрея не ранило, он бы переборол себя и дошел до Берлина? Но Распутин делает так, что его герой решает отступиться. Гуськов обижен на войну: она оторвала его от близких, от дома, от семьи; она каждый раз подвергает его смертельной опасности. В глубине души он понимает, что дезертирство - это заведомо ложный шаг. Он надеется, что поезд, в котором он едет, остановят и проверят у него документы. Распутин пишет: «На войне человек не волен распоряжаться собой, а он распорядился».

Совершенный поступок не приносит Гуськову облегчения. Он, как и Раскольников после убийства, должен теперь скрываться от людей, его терзают муки совести. «У меня теперь все дни черные», - говорит Андрей Настене.

Образ Настены - центральный в повести. Она является литературной преемницей шолоховской Ильиничны из «Тихого Дона». Настена сочетает в себе черты сельской праведницы: доброту, чувство ответственности за судьбы других людей, милосердие, веру в человека. Проблема гуманизма и всепрощения неразрывно связана с ее светлым образом.

Настена нашла в себе силы пожалеть Андрея и помочь ему. Она сердцем почувствовала, что он рядом. Для нее это был трудный шаг: ей пришлось лгать, хитрить, изворачиваться, жить в постоянном страхе. Настена уже почувствовала, что отдаляется от односельчан, становится чужой. Но ради мужа она выбирает себе такой путь, потому что любит его и хочет быть с ним рядом.

Война многое изменила в душе главных героев. Они поняли, что все их ссоры и отдаленность друг от друга в мирной жизни были просто нелепостью. Надежда на новую жизнь согревала их в трудные минуты. Тайна разъединила их с людьми, но сблизила друг с другом. Испытание раскрыло лучшие их человеческие качества.

Подгоняемая сознанием того, что быть им вместе не долго, с новой силой вспыхнула любовь Андрея и Настены. Пожалуй, это были самые счастливые дни в их жизни. Дом, семья, любовь - вот в чем видит счастье Распутин. Но для его героев была уготована другая судьба.

Настена верит, что «нет такой вины, которую нельзя простить». Она надеется, что Андрей сможет выйти к людям и покаяться. Но он не находит в себе сил на такой поступок. Лишь издали Гуськов смотрит на отца и не решается показаться ему.

Мало того, что поступок Гуськова ставит крест на его судьбе и на судьбе Настены, но Андрей не пожалел и своих родителей. Может быть, единственная надежда была у них, что их сын вернется с войны героем. Каково же было им узнать, что их сын - предатель и дезертир! Какой это позор для стариков!

За решимость и доброту Бог посылает Настене долгожданного ребенка. И здесь возникает самая главная проблема повести: имеет ли право родиться ребенок дезертира? В рассказе «Шибалково семя» Шолохов уже ставил подобный вопрос, и пулеметчик уговорил красноармейцев оставить сына в живых. Весть о ребенке стала единственным смыслом для Андрея. Теперь он знал, что ниточка жизни потянется дальше, что его род не прекратится. Он говорит Настене: « А роди ты, я себя оправдаю, для меня это последний шанс». Но Распутин разбивает мечты героя, и Настена погибает вместе с ребенком. Пожалуй, в этом самое страшное наказание для Гуськова.

Главная идея повести В. Распутина «Живи и помни» - это нравственная ответственность человека за свои поступки. На примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить слабость и совершить непоправимую ошибку. Писатель не признает никаких объяснений Гуськова, ведь на войне погибали другие люди, у которых тоже были семьи, дети. Можно простить Настену, которая пожалела мужа, приняла его вину на себя, но дезертиру и предателю нет прощения. Слова Настены: «Живи и помни» - будут до конца жизни стучать в воспаленном мозгу Гуськова. Этот призыв обращен и к жителям Атамановки, и ко всем людям. Безнравственность порождает трагедию.

Каждый, кто прочитал эту книгу, должен жить и помнить о том, чего совершать нельзя. Каждый должен понять, насколько прекрасна жизнь, и никогда не забывать, ценой скольких смертей и исковерканных судеб была завоевана победа. Каждое произведение В. Распутина - это всегда шаг вперед в духовном развитии общества. Такое произведение, как повесть «Живи и помни», является преградой для безнравственных поступков. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В. Распутин. Их творчество поможет людям не утратить нравственные ценности.

«Живи и помни» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни » напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.

Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.

Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?».

Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.

Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема творчества В.Г. Распутина.

Произведение по жанровой направленности относится к реалистичной повести, центральной темой которой представляются авторские размышления о нравственном выборе человека, поставленного в суровые жизненные обстоятельства, а также проблематика человеческих отношений, выраженных в проявлении чувства долга, любви, ответственности, великодушия.

Основными персонажами повести являются супруги Гуськовы, представленных писателем в качестве двух противоположных характеров: Андрей изображается слабым, трусливым и безвольным мужчиной, а его жена Настена описывается доброй, сострадающей, отзывчивой женщиной.

Характеризуя Настену в повести как длинную, тощую женщину, отличающуюся застывший болезненным взглядом, писатель изображает собирательный образ русской женщины, испытавшей моральные и физические страдания в военный период.

Композиционная структура повести основывается на приеме антитезы и состоит из эпилога, завязки, развития повествовательного действия, кульминации и заключительной развязки. Эпилог знакомит читательскую аудиторию с главными персонажами, живущими в довоенное время в глухой сибирской деревне. Отправка Андрея на фронт составляет завязку повествования, а в виде развития сюжетной линии описываются события, связанные с тяжелым ранением Гуськова и его решением о возвращении домой, а не в места боевых действий. Кульминацией сюжета становится гибель Настены, покончившей жизнь самоубийством из-за предательства мужа, а развязкой – весть о дезертирстве Гуськова в деревне и его поиск.

Ключевой тематикой повести писатель представляет войну, ставшую для главного героя непреодолимым испытанием в виде его нравственной ломки, послужившей причиной совершения Андреем безнравственного поступка, дезертирства, которое в свою очередь привело к смерти его супруги и еще не родившегося младенца, поскольку Настена, ставшая соучастницей преступления мужа, не выдерживает жизненных лишений, обрушившихся на нее. Будучи беременной, скрывая в лесной чаще прячущегося от людей Андрея, Настена подвергается унижениям со стороны деревенских жителей, а в дальнейшем становится изгнанной свекром из собственного дома.

Вариант 2

Каждое произведение Валентина Распутина – это жизненная история человеческой души, в которой многие читатели нередко находят сходство, имеющие место в своей судьбе. Повесть «Живи и помни» - череда событий, в которых проявляются характеры героев, их судьбы в условиях деревенской атмосферы, где каждый стремится к обычному человеческому счастью.

В основу сюжета автор поместил побег главного героя с фронта, вокруг которого и сложились отношения героев друг с другом, проявилось их настоящее лицо. Тема войны заняла основную позицию в произведении. Главный герой – Андрей испытывает эмоциональное выгорание в военных условиях, хотя никогда не был склонен к побегу. Он всегда честно выполнял свой долг, но однажды не устоял. Совершив преступление, он сбегает к родным.

Одна за другой переплетаются в повести темы, близкие по своему исходу. Каждая из них несет драматизм. Тема женской доли сопровождает каждый дальнейший поворот событий. Это преданность, немыслимые душевные страдания, самопожертвование жены дезертира, которая терпеливо, с любовью поддерживает его на последующих этапах.

Автор очень точно подчеркнул мысль о том, что война не принесла никому радости. Она погубила немало людей – и тех, кто оказался в боевых условиях, и кто с нетерпением ожидал встречи с близкими, находясь в деревне. Война истерзала не только физически, но и ранила душу человека. Но именно благодаря этому нелегкому времени люди познали не только друг друга, но главное - себя. Так, Распутин за счет яркого противопоставления супругов показал, как происходит нравственное падение одного героя и преображение внутреннего мира другого под влиянием тяжелых переживаний. Ужасы войны привели в тупик Андрея, который неожиданно для себя поступает эгоистично. Не задумываясь о том, как изменится жизнь его близких людей, он сбегает с фронта и прячется недалеко от дома, подвергая душевным испытаниям и Настену. Замечая, что ничего не меняется, он начинает себя ненавидеть, совершая жестокие поступки, например, убивая косулю.

Таким образом, в произведении раскрываются простые человеческие истины, что вслед за преступлением всегда следует наказание. Однако подобные действия чреваты и тем, что становятся наказанием и для невинных любящих людей. Настена погибает вместе с не рожденным ребенком. Так судьба оставляет Андрея в полном одиночестве и в состоянии безысходности от того, что он не смог продолжить род и сберечь вторую половинку. Из-за него жена стала изгоем, а позже выбрала выход – самоубийство.

Как представитель «деревенской прозы» В. Распутин реалистично и трогательно раскрыл историю любви в условиях войны. В названии повести автор подчеркнул как мораль истину о том, что вслед за совершенными поступками всегда приходит расплата. В любом состоянии человек должен помнить о зле, которое приносит безнравственность.

Авторское отношение в повести к героям выражается в описании героев, лексике. Он разочарован в поступке Андрея, наблюдая, как черствела его душа с каждым необдуманным шагом, и радовался тогда, когда Настене было хорошо. Но трагический конец стал неизбежностью, так как, не разделив судьбу супруги, Андрей потянул за собой на дно и невинную душу.

Зачастую, всем нам не хватает лишь одного дня, одного часа, а быть может - даже одной минуты, чтобы успеть сделать нечто важное и значимое для кого-то, сказать главные слова или сделать главный поступок в своей жизни

  • Сочинение Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни – это истинный путь к долголетию. Чтобы быть здоровым, сильным и красивым, нужно иметь железную силу воли и очень много трудиться, а именно работать в первую очередь над собой. ЗОЖ прививается с раннего детства.

  • Сегодня в школе мы познакомились с интересным произведением Распутина, которое носит не менее интересное название Живи и помни. Кому именно адресует такое название автор, кто должен жить и что помнить? Об этом мы узнаём, когда читаем работу прозаика.

    Повесть Распутина Живи и помни — это рассказ о человеке, который не выдержал испытания войной и стал дезертиром, нарушив свой военный долг. Виноват ли в этом герой? Не нам судить, ведь кто его знает, как бы поступили в данной ситуации именно мы, а пока, давайте сделаем произведения Живи и помни.

    Живи и помни краткий анализ произведения

    Андрей Гуськов — бравый молодой, работящий человек. Он женился и как все люди, жил себе в трудах и семейных заботах. Жил, пока не пришла в страну беда в лице Великой Отечественной войны.

    Пришлось парню идти со всеми на фронт. Он воевал и не рвался вперед, но и за спины никогда не прятался. Незадолго до ее окончания, парня ранили. Вот здесь и начинается вся трагедия, ведь в военном госпитале ему не позволили на несколько дней отправиться домой в отпуск. А ему так захотелось увидеть родных и близких. Почему-то именно сейчас он задумался о смерти и о том, что может живет последние дни.

    Ему так захотелось увидеть жену, захотелось попросить прощения за все плохое, что он ей сделал. Это желание было настолько сильным, что в повести Распутина он решает самовольно ехать домой, и только в дороге к нему приходит осознание своего предательства по отношению к Родине и народу. Рядом с домом, он понимает, чем грозит ему дезертирство, но пути обратно нет. Теперь ему приходится прятаться и жить в постоянных бегах. Самое ужасное, его дезертирство сказывается и на неповинной Настене — его жене.

    Андрей, встретившись с женой, уговаривает ее помочь отсидеться в лесу и она соглашается. Девушка понимает, что дезертирство плохо, что ее муж предатель, что победа на войне теперь не их победа. Настя носит еду мужу, приносит порох, но при этом ей мучительно больно осознавать свои поступки. Она обрекла себя на жизнь среди стыда и обмана. Ей приходится одновременно делить судьбу и трудности военного периода с односельчанами и в то же время приходится скрывать дезертира.

    Настя тайно встречается с мужем. Эти встречи одновременно прекрасные и ужасные. Прекрасные оттого, что любимый рядом. Их любовь растет с каждым днем. Но ужасно все остальное, предательство, обман, а тут еще и известие о беременности. Они так долго ждали этого ребенка, но как рассказать эту радостную новость? Как быть, когда для всех ее муж на фронте?

    Настя не может жить полноценной жизнью, ей не весело с подругами, она уже и поплакаться толком не может. Да и от материнства нет радости, как нет радости и от любви. Как-то все теперь краденное. Краденая любовь, краденое материнство, краденая жизнь. Страшно жить, стыдно жить вот и прыгает в воду Настя, обрекая себя и не рожденного ребенка на смерть, спасаясь от народного суда.

    Валентин Распутин, как-будто наказывает героя за его поступок, отбирая у него любимых и дорогих людей. Живи и помни о том, как отбился в тяжелое для страны время. Живи и помни, к чему это привело. Своей повестью автор и к нам обращается, как бы говорит и указывает нам на то, что невозможно нормально жить дальше, находясь врозь от судьбы целого народа.