Кто изображен на картине рождение венеры. Боттичелли Сандро, «Рождение Венеры» и скрытые на ней символы. “Рождение Венеры”, Боттичелли

Дата создания: 1484–1486 годы.
Тип: холст, темпера.
Местоположение: Галерея Уффици.

Анализ и интерпретации рождения Венеры

Уникальный холст, сочетающий религиозные мотивы и классическую античность принадлежит к серии мифологических картин знаменитого Боттичелли (1445–1510). После его прибытия в Рим были созданы три работы для папы Сикста IV. До «рождения Венеры» мастер создал «Палладу и Кентавра» (около 1482, галерея Уффици), «Венеру и Марса» (1483, национальная галерея Лондона) и «Весну» (1484–1486, Уффици).

Работа демонстрирует обнаженную фигуру богини Венеры, которая возникла из моря, и создавалась по заказу Лоренцо великолепного из семьи Медичи, которая была особенно заинтересованна в классической мифологии и древних легендах в контексте гуманистического искусства эпохи ренессанса.

Венера

Анджело Полициано, флорентийский поэт, гуманист и ученый, в своей эпической поэме «Stanze per la giostra» описывал процесс явления Венеры на берег в раковине. Именно этот сюжет вдохновил Боттичелли на написание. Слева, главную героиню подгоняет Зефир, обнимая жену Хлориду. Справа, одна из харит готова обернуть в плащ, украшенный цветами, ногую Венеру.

Несмотря на необычные пропорции тела (вытянутая шея, удлиненная левая рука) Боттичелли изображает Венеру невероятно красивой женщиной с гладкой и нежной кожей, золотыми кудрями. Она появляется в этом мире как богиня красоты, а зрители становятся свидетелями акта сотворения. Ветер вокруг крутит розы (согласно мифу, когда Венера родилась, роза зацвела впервые).

Интерпретации и толкования

Существует ряд интерпретаций работы. Достаточно популярной является мечтательная неоплатоническая теория. По материалам, предположительно принадлежавшим философу Платону, Венера была богиней земли, вдохновлявшей человека к физической любви и небесной богиней, вдохновлявшей на любовь духовную. Вероятно, зрители 15-го века смотря на чувствовали духовную и божественную любовь.

Некоторые искусствоведы трактуют полотно как льстивое послание для могущественного Лоренцо Медичи. Образ Венеры предположительно заимствован с Симонетты Веспуччи, любовницы Лоренцо и его старшего брата. Забавным для данной трактовки является тот факт, что Симонетта родилась в итальянском городе Портовенере (с английского «Порт Венеры»).

Критики также предполагают, что обнаженная Венера напоминает Еву в райском саду. Соответственно сама богиня олицетворяет христианскую церковь. В этом толковании тоже не обошлось без совпадений. «Stella Maris» (Морская звезда) у католиков олицетворяет Деву Марию. Возможно, море рождает Венеру аналогично Марии, рождающей Иисуса.

Оплакивание мертвого Христа

Готика встречает Ренессанс

Лучший художник Флоренции позаимствовал множество идей из готического искусства, что подтверждает общая стилистика, мотивы и освещение. В отличие от современников Боттичелли никогда не был приверженцем натурализма и реализма. Фигуры на его картонах не наделены конкретной массой и объемом и расположены в узкой перспективе. Реализм не для Боттичелли, что понятно из позы и фигуры Венеры, он предпочитает гуманизм и декоративную эстетику из византийских традиций. Сочетание готических деталей и передового гуманизма делает эту картину одной из величайших работ итальянского Возрождения.

Картина «Рождение Венеры» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 172,5×178,5 см. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Перед нами прекрасная богиня Венера. Боги ветра Зефир и Аура гонят раковину к берегу. Где ее ждёт нимфа времён года Ора, чтобы укрыть покрывалом с цветочным орнаментом.

Венера невообразимо красива. Это один из самых пленительных образов . Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой.

Красивее уже некуда. Разве что ступни Боттичелли всегда изображает своеобразно. А в остальном – глаз не оторвать.

Как же ему это удалось? Неужели только за счёт внешней красивости эта “Венера” так знаменита? И почему это же лицо мы встречаем на многих картинах Боттичелли?

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.


Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Боттичелли – эстет с большой буквы

Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи.


Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.

У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.

Слева: Данте Габриэль Россетти. Блаженная Беатриса. 1864-1870 гг. Галерея Тейт, Лондон. Справа: Джон Уильям Уотерхаус. Борей. 1903 г. Частная коллекция

Рухнувший мир Боттичелли

Еще по одной причине “Венера” Боттичелли была надолго забыта.

Однажды во Флоренции появился харизматичный фанатик, Савонарола. Который своими проповедями начал обличать правление Медичи. И призывал сжигать все “суетное”, то есть предметы роскоши.

Впечатлительный Боттичелли поддался этому влиянию. И сжёг немало своих картин. Постепенно из его работ ушла красота. А ощущение одиночества и грусти, которые читались ещё в “Венере”, лишь усилилось. Так появилась его “Покинутая”.


Сандро Боттичелли. Покинутая. 1495 г. Частная коллекция, Рим

Эта работа создаёт невероятный контраст “Венере”. Смятые одежды, словно сброшенные крылья. Глухая стена с кусочком неба.

Ясный и прекрасный мир стал недоступен. Надежды нет. Савонаролу сожгли. Как обычно это бывает с революционерами, он погиб от рук своих же последователей. А прекрасный мир при дворе Медичи уже не вернуть.

Они изгнаны из города в 1494 году, за год до написания “Покинутой”. И вернуться лишь в 1512. Но Боттичелли уже не будет в живых.

Подведем итог

Если вы хотите насладиться красотой, вам – к Боттичелли.

“Венера” Боттичелли – один из самых красивых образов, когда либо созданных. В одном ряду с Рафаэля.

Прерафаэлиты заново открыли миру Боттичелли. Они продолжили его дело, множа красоту в своих работах.

Вконтакте


Картина «Рождение Венеры» - одно из самых известных и признанных произведений искусства в мире, шедевр итальянского ренессанса. Героиня - обворожительная модель и муза Симонетта Веспуччи, которую на картине окружают многие символические и мифологические элементы. Что означают цветы и другие символы на картине?

История написания

Боттичелли написал «Рождение Венеры» между 1484-85 годами и эта работа стала достопримечательностью живописи XV века, богатой своими аллегорическими ссылками. Картина была заказана членом флорентийской семьи Медичи, Лоренцо ди Пьерфранческо, который был дальним родственником Лоренцо Великолепного. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи также поручил художнику проиллюстрировать «Божественную комедию» Данте и «Аллегорию весны». Картина «Рождение Венеры» украшала спальню своего заказчика на вилле в Кастелло, недалеко от Флоренции.

Симонетта Веспуччи

Обворожительная модель и муза, вдохновившая многих мастеров и в том числе Боттичелли, была известной молодой блондинкой из Флоренции. Симонетта Веспуччи - жена Марко Веспуччи, двоюродного брата знаменитого Америго Веспуччи, чье имя было дано новому континенту Америки. Симонетта была легендарной красавицей, и Медичи были одержимы ею, открыто демонстрируя свое восхищение несмотря на ее замужний статус. Симонетта умерла очень молодой, в возрасте 23 лет, и похоронена в церкви Огниссанти во Флоренции.

Сюжет картины

На картине в мифологизированной форме Боттичелли воспевает союз духовного и материального, небесного и земного. Представление мифологических мотивов было основной тенденцией в эпоху Возрождения. Аллегории, взятые из классической культуры, богов Олимпа и мифологии, использовались для выражения гуманистических ценностей. А Флоренция как раз была центром гуманистических исследований.
Venus Humanitas - Венера Человеческая - появляется на свет среди природных стихий. Торжествующая богиня любви и красоты, римляне знали ее как Венеру, а для греков она была Афродитой. Венера, согласно греческому поэту Гесиоду, написавшему Теогонию, родилась из морской пены. Венера чарующе соблазнительна своими женственными покатыми плечами, нежными формами, выразительными руками и пышными волосами. , пленительные портреты которой оставили многие художники (в том числе Пьеро ди Козимо и сам Боттичелли).
Несмотря на необычные размеры ее тела - удлиненную шею и длинную левую руку - Венера Боттичелли - невероятно красивая женщина с гладкой, нежной кожей и золотыми кудрями. Она поднимает ногу, чтобы сойти со своей позолоченной ракушки, и в это время ветер заливает ее цветами. Она рождена для мира как богиня красоты, и зритель является свидетелем этого акта творения.

Другие герои картины

После рождения Венера сошла на берег в раковине, отталкиваемая дыханием Зефира, бога ветра. На картине мы видим Зефира, обнимающего нимфу Флору. Считалось, что дыхание Зефира обладает способностью оплодотворять и создавать новую жизнь. Его объятие с нимфой символизирует акт любви. Справа - служанка (Ора), готовая обернуть плащ, украшенный весенними цветами, вокруг Венеры, чтобы покрыть ее наготу. Она является воплощением одной из греческих богинь времен года (цветочное убранство ее платья говорит о том, что она - богиня Весны).

Техника написания

Стоит упомянуть исключительную технику и прекрасные материалы, используемые для выполнения работы. Долгое время деревянные панели были самыми популярными для написания картин и будут оставаться популярными до конца XVI века. Дополнительную популярность постепенно набирал и холст. Он стоил дешевле, чем дерево, и считался менее формальным, и более подходящим для частных заказчиков.
Ботичелли использовал в процессе написания дорогой алебастр, который сделал цвета еще ярче и качественнее. Кроме того, картина имеет и собственные уникальные разработки художника: Боттичелли приготовил свои пигменты с очень небольшим содержанием жира и покрыл их слоем чистого яичного белка, что было необычной для его времени техникой. Благодаря такое технике картины Ботичелли своей свежестью и яркостью скорее напоминает фреску. Таким образом, она является первой работой, выполненной на холсте, в Тоскане и «первым масштабным полотном, созданным в эпоху Возрождения во Флоренции».

Символика

1. Раковина - отражает океаническое происхождение Венеры, символически соединяясь с рождением человека. Морская красавица-раковина, равно как и ее меньшая сестра, речная ракушка - водный и лунный знак, а также женский символ. Также это эмблема любви, брака и процветания.
2. Зефир - бога ветра.
3. Флора - супруга бога западного ветра Зефира и мать всех растений. Она - та, которая питает и дает жизнь. Союз Зефира и Флоры часто рассматривают как аллегорию единства плотской (Флора) и духовной (Зефир) любви.
4. Камыш - символ скромности Венеры, которая как бы стыдится своей красоты.
5. Ора Талло - в греческой мифологии одна из Ор (весенняя), богиня цветения растений
6. Фиалки - луг засыпан фиалками, символом скромности, но часто используется для любовных зелий.
7. Роза - белая роза - это «цветок света», символ невинности, девственности, целомудрия и чистоты, духовного раскрытия, очарования.
8. Остров, к которому Венера прибывает - это Кипр или Ситхерея.
9. Апельсиновое дерево - одно из самых плодовитых деревьев и древний символ плодородия. Апельсин ассоциируется с великолепием и любовью.
10. Маргаритка - символа любви, весны и плодородия.

Sandro Botticelli

Великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Р ождение Венеры

«Рождение Венеры» (итал. Nascita di Venere) - картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли. Картина представляет собой живопись темперой на холсте размером 172,5 ? 278,5 см. В настоящее время хранится в галерее Уффици, Флоренция.

История картины

Источник -1, Википедия

Биограф Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» (1550) упоминает, что «Рождение Венеры» и «Весна» хранились в вилле Кастелло под Флоренцией, принадлежавшей Козимо Медичи. Большинство историков искусства сходятся на мнении, что картина была написана для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, владевшим виллой Кастелло в 1486 году. Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи - двоюродный брат Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции. Позднейшие находки инвентарных записей дома Медичи подтверждают, что Лоренцо владел «Весной», а однозначного доказательства, что именно он был заказчиком и «Рождения Венеры», пока не существует.

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи, родившаяся в Портовенере на лигурийском побережье. Возможно, намёк на это содержится в сюжете картины. Также есть версия, что Боттичелли написал «Рождение Венеры» не для Лоренцо Медичи, а для одного из своих знатных современников, а в собственность Медичи она попала позднее.

Описание бога западного ветра Зефира, чьё дыхание приносит весну, встречается у Гомера. Овидий сообщает о его жене Хлориде, обнимающей Зефира руками и ногами. Представляется маловероятным, что Боттичелли были знатоком оригинальных греческих и римских текстов. Так библиотека современников художника братьев Маяно (итал. Benedetto e Giuliano da Maiano) сходного с ним социального происхождения насчитывала всего 29 книг, половина из которых была на религиозную тематику, а из классических текстов присутствовала только биография Александра Македонского и работа Ливия.

Скорее всего, библиотека Боттичелли носила схожий характер. Однако, через своего соседа Джорджо Антонио Веспуччи, Боттичелли был вхож в круг интеллектуальной элиты Флоренции. Возможно, он был знаком с поэтом Анжело Полициано (1454-1494), который в одном из своих стихов описывал рождение Венеры. Также советчиком художника мог быть и философ Марсилио Фичино (1433-1499), пытавшийся объединить классическую философию с христианством. В его философской доктрине важной фигурой была Небесная Венера, символизировавшая гуманизм, милосердие и любовь, и чья красота вела смертных на небеса.

Даже если Полициано или Фичино не были прямыми советчиками Боттичелли, их работы подготовили общественное мнение к восприятию образа обнажённой античной богини, и художник мог работать над своим произведением не боясь осуждения или непонимания со стороны сограждан.

В 1987 году была завершена реставрация картины. С неё был удалён слой лака, нанесённый через некоторое время после того, как Боттичелли закончил работу над ней, и превратившийся за несколько веков в жёлто-коричневый налёт.

Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты).

Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины ребристой сердцевидки, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.

Источник-2, arts-dnevnik.ru

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам. Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из «кормушки» Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе «Венеру». Боттичелли - непревзойдённый эстет. Его картины - это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи. Слишком кроткие Мадонны Рафаэля сейчас бы вряд ли украшали обложки модных журналов. А уж пышнотелые красавицы Рубенса тем более. Мы бы сказали, что сейчас ценится иная красота.

А вот Боттичелли умудрился написать вневременную красоту. Она нам совсем не кажется устаревшей. Посмотрите на его ангелов и нимф. Венера Боттичелли сочетает в себе внешнюю красота богини и внутреннюю красоту Мадонны.

Мы видим взгляд целомудренной, кроткой и нежной женщины. У греческой богини такого взгляда быть не могло. Ведь языческие боги не ведали сострадания. Оно пришло лишь с христианством. Неудивительно, что этим же прекрасным лицом Боттичелли наделял почти всех своих мадонн.

«Рождение Венеры» далеко не всегда была признана шедевром. До середины 19 века Боттичелли считали второстепенным мастером. Никто не толпился у ног прекрасной светловолосой богини.

Тогда все художники страдали рафаэлеманией. У Боттичелли был младший современник Рафаэль. Который создавал не менее прекрасных Мадонн. И у него было два больших преимущества перед Боттичелли. Рафаэль создавал свои шедевры масляными красками. Вслед за Леонардо да Винчи. Тончайшие лессировки (полупрозрачные слои краски) делали его героинь более живыми.

В то время, как Боттичелли ещё работал по старой технологии, темперными красками. Они быстро сохли, поэтому накладывались одним слоем. В результате образы получались сухими, безжизненными. Свою «Венеру» Боттичелли смог лишь слегка оживить за счёт румянца и развивающихся волос.

Источник – 3. smallbay.ru

Искусство Италии 15 века. Ренессанс

Знаменитая картина художника Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Размер работы 172,5 x 278,5 см, холст, темпера. Картина написана по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого исполнялась и «Весна». Картина была предназначена для украшения все той же виллы Кастелло. По-видимому, они мыслились как парные композиции, и между ними существовала определенная связь.

Картина изображает рождение небесной Венеры из пены моря, или таинство явления в мир Красоты. Под дуновением Зефира, проносящегося над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Ауры, богиня приплывает на раковине к берегу. Ее встречает Ора, готовая накинуть на нагое тело Венеры плащ, расшитый цветами. Если «Весна» ассоциируется с праздником в царстве богини любви, то эта композиция представляет теофанию, или богоявление. Так мыслилось неоплатониками загадочное возникновение Красоты. По словам исследователя творчества Сандро Боттичелли Герберта Хорна, одухотворенный строй чувств пронизывает картину, Венера «является в свете невыразимого блаженства, от которого веет скорее кругами Рая, нежели высотами Олимпа».

И это не случайность, что, трактуя сцену, Боттичелли снова обратился к религиозной иконографии: симметричное расположение фигур, предстоящих центральной, напоминает композиционный принцип «Крещения Христа», где в небе появляется Святой Дух. Как обычно в живописи Боттичелли, приподнятость чувств здесь граничит с меланхолической задумчивостью, рождая эмоциональную атмосферу, пронизанную светом. Все в композиции несет на себе отпечаток субъективного мира художника. Он дал остро личное истолкование строк древнегреческих поэтов и Полициано, которые легли в основу программы картины. Так, текст из «Стансов на турнир» Полициано: «На раковине резвые Зефиры Пригнали к брегу неземную деву: Она кружит, и радуется небо, - претворяется в изображение раннего утреннего часа с блеклыми красками неба и моря; под дождем из роз в этот пустынный и прекрасный мир вступает хрупкая богиня.

Боттичелли выразительно передал стихию ветров, веющих над водами. Клубящиеся одеяния, линии, которыми написаны волосы и крылья - все это исполнено динамического порыва, олицетворяющего один из основных элементов вселенной. Ветры - Зефир и Аура - зримо колышут водный простор. В отличие от ветров, чья стихия - воздух, пространство Оры - земля. В белом платье, расшитом васильками, украшенная гирляндами из миртов и роз, она, стоя на берегу, готова окутать Венеру плащом, красный цвет которого символизирует любовь. Два боковых крыла композиции - пролетающие ветры и Ора, чей объем зримо увеличивают платье, колеблемое ветром, дерево и плащ Венеры, - это нечто вроде завесы, которая, распахнувшись, представила миру таинство явления Красоты. В картине «Рождение Венеры» удивительно точно найдена каждая деталь, а композиция в целом оставляет впечатление совершенной гармонии.

Натянутыми, порывистыми и мелодичными линиями, выводящими сложную арабеску, художник очерчивает фигуры и более обобщенными контурами обозначает окружающую среду. Видна лишь узкая полоска берега, а остальное место занимают светлое сияющее изнутри небо и море. Венера - едва ли ни самый пленительный образ у Боттичелли. Художник дает собственное истолкование классического идеала красоты, внося в чувственный образ черты спиритуализации.

Боттичелли изображает фигуру с изящно покатыми плечами, маленькой головкой на великолепной длинной шее и вытянутыми пропорциями тела и певучими, плавными очертаниями форм. Неправильности в передаче строения фигуры, в фиксации ее контуров лишь усиливают замечательную экспрессию образа. В лице богини также заметны отступления от классической правильности, но оно прекрасно и притягательно своей трогательностью. В выражении его отсутствует определенность, так же как лишена устойчивости поза богини, только что пришедшей в мир. Глаза Венеры смотрят слегка удивленно, не останавливаясь ни на чем. Голова увенчана роскошным каскадом золотистых волос.

Следуя древнеримским поэтам, Боттичелли изображает волосы, разделенные на пряди и колеблемые морским ветром. Это зрелище очаровывает. Стыдливым жестом Венера прикрывает тело, такая иконография идет от античного типа Venera pudica («стыдливая»). Чувственный облик прекрасной богини любви и красоты художник наделил чистотой и почти сакральной возвышенностью. Дождь роз, мерно ниспадающих в море, передан ясным языком линий и цвета. Боттичелли не ищет научно выверенной точности их очертаний и форм. Восхищение красотой цветка диктует ему простые и изящные контуры бутонов и раскрытых роз, повернутых в разных ракурсах. Их нежная окраска, хрупкость строения и ритм этого тихого дождя из цветов подчеркивает эмоциональную тональность композиции

«Рождение Венеры» - тайна картины великого итальянского художника Сандро Боттичелли обновлено: 31 августа, 2017 автором: сайт

О, как молодость прекрасна,
Но мгновенна! Пой же! Смейся!
Счастлив будь, кто счастья хочет!

Лоренцо де’ Медичи

Среди прекрасных залов флорентийской галереи Уффици, что хранят выдающиеся шедевры западноевропейского искусства есть один, совершенно особенный. Зал Ботичелли. С самого утра и до закрытия здесь толпы людей, очарованных и опьяненных красотой. Красотой, над которой не властно время. Красотой, при одном взгляде на которую сердце до краев наполняется радостью и вдохновением.

«Весна» и «Рождение Венеры», созданные Сандро Боттичелли, переносят нас в самое прекрасное время и место в истории всего изобразительного искусства: во Флоренцию восьмидесятых годов XV века.

Флоренция - сердце Возрождения, центр искусств, жемчужина Европы, город, цветущий под властью династии Медичи. Самому блестящему представителю семьи, молодому Лоренцо, едва исполнилось 20 лет, когда он стал наследником своего отца и деда. Его наследством стало не только несметное богатство и самая крупная банковская сеть в Европе. Он получил всю Флоренцию.

За следующие 20 лет он принесет себе и своему городу необычайную славу. Его назовут Лоренцо Великолепным, он станет покровителем искусств и творцом мифа о себе, своей семье и о выдающихся флорентийцах, окружавших его.

Медичи, будучи банкирами и купцами, не могли похвастаться аристократическим происхождением, столь необходимым для возвышения. Прекрасно осознавая положение дел, Медичи избрали необычную стратегию: они вкладывали огромные деньги в произведения искусства и покровительствовали самым талантливым художникам, скульпторам и архитекторам своего времени. Донателло, Брунеллески, Леонардо и Микеланджело создавали шедевры, прославляя и возвышая своих меценатов.

Братья-наследники рода Медичи, Лоренцо и Джулиано, воспитывались как принцы. Женой молодого Лоренцо стала римская аристократка Клариче Орсини. С каждым годом власть и престиж семьи неуклонно росли.

Лоренцо очень быстро становится душой города и законодателем мод. Не было в городе человека, который бы не хотел быть похожим на него, дружить с ним и пользоваться его покровительством. Войти в круг Лоренцо де’ Медичи было высшим счастьем для художников, поэтов и философов.

Удивительно, но и «Весна», и «Рождение Венеры» считаются созданными не для Лоренцо Великолепного, а для его кузена, Лоренцо ди Пьерфранческо де’ Медичи и его виллы в Кастелло, пригороде Флоренции. По одной из версий, «Рождение Венеры» могло бы быть частью аллегорического триптиха, вместе с «Весной» и «Палладой и кентавром».

Картина иллюстрирует античный миф о рождении богини любви и красоты из морской пены. Обнаженная и прекрасная Венера плывет, подгоняемая Зефиром, которого обнимает его супруга Хлорида, к берегам Кипра. Дыхание Зефира, бога западного ветра, приносящего весну, наполняет пространство дивными цветами. А на берегу обнаженную богиню уже встречает одна из Граций, протягивая ей прекрасное покрывало.

Живопись Боттичелли не только оживляет, но и наполняет новым смыслом языческую мифологию. Только взгляните на эту сцену!

Плавные линии рождают необыкновенную гармонию, а композиция, построенная вокруг Венеры придает ей святость. Персонажи, отсылают к идее поклонения, а прекрасное и немного печальное богини напоминает лик Мадонны.

Необычайным образом Боттичелли соединяет красоту античности (моделью для тела Венеры, словно высеченного из мрамора, стала скульптура Венеры из собрания Медичи), иидеи христианства. Венера обнажена, но недосягаема. Ее тело не имеет ничего общего с плотской любовью. Она - сама любовь, милосердие и путь к спасению.

Кроме того, Боттичелли прославляет не только античную богиню и идеи нового мира, но и свою Симонетту Веспуччи. Молодая красавица, ожившая Венера Флоренции, прибыла из Лигурии, а местом ее рождения возможно был городок Порто Венере.

Сколько же любви вложил Сандро Боттичелли в свое творение! С каким вниманием он украсил свой шедевр бесчисленным множеством цветов! О нем говорили: «Он пишет не красками палитры, но красками своей души».

Примечательны и другие детали: цветущее апельсиновое дерево на берегу - символ Лоренцо Великолепного, а лавровый венок на груди Грации - прямая отсылка к Лаврентию, что также указывает на прославление имени выдающегося флорентийца.

Любовь Сандро к своему покровителю была безграничной. Смерть Лоренцо Великолепного стала страшным ударом для художника. Он входит в фазу кризиса, из которого не выйдет до конца своих дней, проникается идеями монаха Савонаролы, призывающего к свержению Медичи и отказу от греховного искусства. В городе, изгнавшем Медичи, будут гореть «костры Тщеславия», в которые отчаявшийся художник будет бросать свои шедевры.

В этот период Боттичелли полностью изменит свою манеру, вернется к религиозным образам, наполненных горечью и трагизмом. Но даже в позднем «Оплакивании Христа» в лице Марии Магдалины вы найдете черты его музы.

Художник так и не женился и, согласно свидетельствам современников, вряд ли любил кого-то. Сандро Боттичелли умрет в нищете и одиночестве в 1510 году и будет похоронен в церкви Всех Святых, там же, где и Симонетта Веспуччи.

P.S. С момента создания «Рождения Венеры» пройдет немногим более 20 лет, и молодой Микеланджело представит миру своего Давида.

И, согласитесь, пока стоит мир, будут вечно прекрасны эти и образы, воспевающие красоту мужественности и очарование женственности…