Кто такой иван сытин. Для всех и обо всем. Ранние годы жизни

И. Д. Сытин. Портрет кисти А. В. Моравова, 1908 год.

И правда – как быть, если он выпускал массовыми тиражами книги для бедного народа и нажил на этом миллионы? Что за странная такая ситуация, когда довольны все, а проигравших нет?

Безграмотный книгоиздатель

Начнем с того, что сам Сытин – человек и из народа, и из интеллигенции одновременно. Родился в феврале 1851 года в костромском селе, отец – волостной писарь.

Писарь, но деревенский. Деревенский, но писарь.

Иван учился всего-навсего три года, толком ничему не научился и был отдан «в люди». Но не в ресторан, не в мастерскую, а в книжную лавку московского букиниста Шарапова. Правда, поначалу он трудился в меховой лавке собственного дядюшки. Именно дядя составил протекцию к книготорговцу.

К образованию Сытин более не возвращался: не видел нужды. Чехов потом удивлялся: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный, издатель, вышедший из народа».

«Интересный человек», еще не встав толком на ноги, познакомился с дочкой купца Ивана Соколова Евдокией. Красиво ухаживал, в любви объяснялся в Нескучном саду. В 1876 году заполучил Евдокию Ивановну в жены, а вместе с ней четыре тысячи приданого и множество проблем.

Молодая оказалась дамочкой сварливой и сквалыжной. Контролировала каждую копейку и скандалила. Уже будучи издательским магнатом и владельцем знаменитого особняка на улице Тверской, а также крупной типографии в Замоскворечье, Сытин был вынужден тайком бегать в трактир, чтобы расслабиться за чашкой чая с нехитрой закуской.

Семья Сытина Ивана Дмитриевича — жена и дети. Изображение с сайта wikipedia.org

Дома же все было строго: на обед каждый день щи, жареное мясо и компот. На ужин – то, что за обедом не доели. Вино, фрукты и холодные закуски – лишь по праздникам.

Впрочем, Иван Дмитриевич был бесконфликтным человеком, прав не качал и объяснений не устраивал. Взял три тысячи в долг, приложил их к приданому – и открыл литографическую мастерскую.

Коммерческий же нюх у Сытина был редкостный. Кто бы мог подумать, что в 1877 году можно будет подняться на выпуске карт боевых действий (шла русско-турецкая война)? А вот Иван Дмитриевич – подумал. Всего лишь за год вернул долг и приобрел дом в конце Пятницкой улицы. Первый в жизни свой собственный дом, в который он перетащил свою литографическую машину и купил к ней еще одну.

Процесс пошел.

1882 год – продукция Сытина получает серебряную медаль на Всероссийской промышленной выставке.

Тот же 1882 год – Иван Дмитриевич учреждает «Товарищество И.Д.Сытина и К» с основным капиталом 75 тысяч рублей.

1883 – собственный магазин на Старой площади.

1884 – участвует в издательском проекте «Посредник», созданном по инициативе Льва Толстого. Именно «Посредник» первым в государстве начал выпускать хорошую литературу (начал, как нетрудно догадаться, все с того же Льва Толстого) по доступным ценам.

Тот же 1884 год – первый серьезный издательский креатив, «Всеобщий календарь на 1885 год». Один день – один лист. На каждом из листов – полезные советы.

Иван Дмитриевич не изобретал велосипед. Нечто подобное в то время выпускала типография Гатцука. Несмотря на низкое полиграфическое качество, тираж календаря был более 100 тысяч экземпляров.

Сытин сделал, в общем, то же самое, только красивее, ярче и содержательнее. Календарь разошелся в момент. На следующий год был выпущен тираж в 6 миллионов, а еще через год – 21 миллион.

Можно сказать, что именно в этот момент окончательно сформировалось предпринимательское, социальное и миссионерское кредо издателя. Делать хорошие и притом недорогие книги для бедных. Прибыль? За счет тиражей.

Простой, даже малограмотный человек должен захотеть взять в руки книгу. Это должно происходить помимо его воли – так же, как тянется его рука к игральным картам или шкалику. Книга должна, просто обязана эти соблазны победить.

Сытин писал: «Всю свою жизнь я верил и верю в силу, которая помогала мне преодолевать все тяготы жизни: я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знания… Мечта моя – чтобы народ имел доступную по цене, понятную, здоровую, полезную книгу».

Иван Дмитриевич вступил в конкуренцию не с другими издательствами. Нет, он бросил вызов пьянству, азартной игре и распутству. Тем занятиям, которые, по сути, не давали ни уму, ни сердцу ничего, но создавали множество проблем. От книг проблем не было.

Николай Некрасов мечтал в поэме «Кому на Руси жить хорошо» о тех временах, когда простой русский мужик «Белинского и Гоголя с базара понесет». Сытин эту утопию сделал реальностью.

Известна история, как Ивану Дмитриевичу предложили издать собрание сочинений Гоголя тиражом 5 тысяч экземпляров по цене 2 рубля. Тот быстро просчитал что-то в уме и возразил: «Нет! Издам 200 тысяч и по 50 копеек».

Книга действительно стала доступной и притом не в ущерб качеству. Сытин так формулировал свой основной издательский девиз: «Дорогую книгу удешевить, а дешевую – улучшить».

Для тех же, кто пока что не тянул на Гоголя, в ассортименте Сытина были лубочные картинки, своего рода аналоги современных комиксов. То же действие, представленное в иллюстрациях и коротких подписях к ним. Принципиальная разница – в направлении вектора. Сытин с помощью своих лубков вел безграмотного мужика к чтению настоящих книг, а комиксы, наоборот, ведут читающего человека к упрощенному восприятию мира, свойственному в первую очередь безграмотным людям.

Речь, разумеется, не о современных шедеврах этого жанра. О ширпотребе. Но у Ивана Дмитриевича тоже был ширпотреб. Лубочные картинки и календари выходили тиражами в миллионы и десятки миллионов. И Россия постепенно становилась самой читающей в мире страной.

Юрий Нагибин писал: «Чудом полиграфии были подарочные издания Сытина. Мне когда-то подарили на елку «Детство, отрочество и юность» Толстого в сытинском издании. Книга давно пропала, но ее переплет, шрифт, удивительные цветные иллюстрации до сих пор перед глазами. Это было одно из самых радостных чудес моего спартанского детства».

Долго еще сытинские книги радовали россиян.

Особняк на Тверской

Дом «Товарищества И.Д.Сытина на Тверской». Изображение с сайта vc.ru

Девяностые прошли под знаком периодики. Иван Дмитриевич расширяет свой репертуар за счет журналов и газет. Что, в общем, нормально: хороший крестьянин все яйца в одной корзине не держит.

Началось с журнала «Книговедение». Это был даже не бизнес. Просто в 1890 году Иван Сытин вступил в Русское библиографическое общество и, как член этого общества, взял на себя производство журнала. А кто же еще?

На следующий год ассортимент расширился за счет журнала «Вокруг света». Но главное приобретение произошло в 1897 году. Иван Дмитриевич купил газету «Русское слово».

К этому его сподвиг Антон Павлович Чехов. И он же этим нагло пользовался. Говорил: «На днях я был у Сытина и знакомился с его делом. Интересно в высшей степени. Это настоящее народное дело. Пожалуй, это единственная в России издательская фирма, где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею. Сытин умный человек и рассказывает интересно… 2300 р. я взял у него, продав ему несколько мелочей для издания».

Сам же Иван Дмитриевич принимал это решение тяжело: «Занимаясь книгоиздательством, я посвятил этому делу все свои силы и никогда серьезно не думал, даже не помышлял об издании газеты. Это было мне несродно и чуждо, я не знал газетного дела и очень боялся его чрезвычайной сложности и трудности. Но А.П.Чехов, которого я безгранично уважал и сердечно любил, почти при каждой встрече говорил мне: «Сытин должен издавать газету». И не какую-нибудь, а дешевую, народную, общедоступную.

Вначале я, как умел, отшучивался. Но Чехов был так настойчив и так соблазнительно рисовал передо мной широкие газетные перспективы, что в конце концов он не только убедил, но положительно зажег меня. Я почти решился».

Тогда же он и приступил к строительству особняка на улице Тверской и для редакции, и для себя лично. В модном в то время стиле модерн и в соответствии с лучшими зарубежными образцами.

Владимир Гиляровский вспоминал: «Дом для редакции был выстроен на манер большой парижской газеты: всюду коридорная система, у каждого из крупных сотрудников – свой кабинет, в вестибюле и приемной торчат мальчуганы для посылок и служащие для докладов; ни к одному сотруднику без доклада постороннему войти нельзя…

Помещение редакции было отделано шикарно: кабинет И.Д.Сытина, кабинет В.М.Дорошевича, кабинет редактора Ф.И.Благова, кабинет выпускающего М.А.Успенского, кабинет секретаря и две комнаты с вечно стучащими пишущими машинками и непрерывно звонящими телефонами заведовавшего московской хроникой К.М.Даниленка».

Сам же Сытин со своей супругой-цербером жил на четвертом этаже.

Тюремный издатель

В 1905 году, в декабрьское восстание типография на Пятницкой практически полностью сгорела. До сих пор историки спорят: то ли рабочие виноваты, то ли полиция, которая под соусом подавления смутьянов решили выбить почву из-под ног неугодного предпринимателя.

Москвичи судачили, что типография сгорела «из-за сытинской запятой». Якобы незадолго до этого Иван Дмитриевич отказался платить наборщикам за знаки препинания, что и вызвало праведный гнев.

Так или иначе, но Сытин достаточно быстро поднялся. И продолжал совершенствовать бизнес.

За год до революции он был владельцем приличной части акций издательства Маркса и контрольного пакета фирмы Суворина. Четыре книжных магазина в Москве, два в столице, по одному в Варшаве, Киеве, болгарской столице Софии, Одессе, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде и даже в Холуе – слободе ремесленников.

Тему бизнеса, однако же, закрыла революция 1917 года. Иван Дмитриевич в одночасье лишился всего. В том числе и свободы. Горький писал: «В «социалистической» России, «самой свободной стране мира», Сытина посадили в тюрьму, предварительно разрушив его огромное, превосходно налаженное технически дело и разорив старика».

Вскоре Сытина выпустили, но отношения с застенком на том не закончились. Ивану Дмитриевичу предложили возглавить тюремную типографию.

За неимением более интересных перспектив Сытин согласился: «Мне предложили работать руководителем типографии при Таганской тюрьме. Наше Товарищество в прежнее время имело здесь большой корпус с 500 работавшими; здесь у нас производилась брошюровка мелких книг. Мне показали типографию; работали в ней три плохонькие машины, в кассах случайный, захудалый шрифт, две линовальные машины – вот и все оборудование!.. Я не хотел уходить от дела. Хоть маленькая, да типография, и самым внимательным образом повел дело, ожидая результатов».

Власти в скором времени опомнились. Сытину дали приличную квартиру на Тверской, персональную пенсию. К нему обращались за консультациями, он даже был выездным – регулярно представлял в Европе и Америке советское полиграфическое дело.

Умер в 1934 году и похоронен с почестями на Введенском кладбище. Легко отделался – могли и расстрелять.

(1851-1934) русский предприниматель и книгоиздатель

Всероссийскую известность Иван Дмитриевич Сытин приобрел не сразу. Только благодаря каждодневному труду он стал тем, кем и остался в истории культуры XX века, - одним из самых интересных и преуспевающих русских издателей, чье имя стало своеобразным символом. Правда, позже читатели как-то перестали осознавать авторство многих его изобретений. Теперь мало кто знает, что именно Сытину принадлежит, например, идея издания дешевых книг, а также знаменитых отрывных календарей. Он сумел развернуть свое предприятие в стране, большая часть населения которой была неграмотной, но приобщалась к знаниям благодаря его усилиям.

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где его отец работал волостным писарем. Когда Ивану исполнилось пять лет, семья перебралась в Солигалич, где к этому времени обосновались два его дяди.

После окончания начальной школы в Солигаличе дядя взял Ивана мальчиком-разносчиком на нижегородскую ярмарку. Там Иван перешел к известному в городе купцу-меховщику. Он так хорошо помогал хозяину, что после окончания ярмарки тот увез толкового мальчика к себе в Коломну.

Несколько недель спустя он рекомендовал Ивана московскому купцу П. Шарапову, у которого в Москве было две торговли - книжная и меховая. В меховом магазине места не оказалось, и с осени 1866 года Иван начал работать мальчиком в книжно-картинной лавке Шарапова в Москве. Вначале он помогал упаковывать товар, но вскоре стал заменять продавцов.

У Шарапова Иван Сытин проработал десять лет и за это время прошел весь путь от мальчика-разносчика до главного приказчика в магазине. Постепенно Шарапов поручил ему вести всю торговлю лубками. Он снабжал печатной продукцией разъездных торговцев - офеней. Чтобы лучше изучить рынок, Сытин не только продавал лубки, но и несколько лет ездил вместе с торговцами по России и Малороссии.

На нижегородской ярмарке, куда он также ежегодно ездил по поручению Шарапова, он придумал обучить нескольких разносных торговцев книгами и лубками, как лучше торговать этой продукцией. Через пять лет вокруг Ивана Сытина объединялось уже около ста торговцев. Эта своеобразная артель также давала неплохую прибыль.

После свадьбы - Иван Дмитриевич Сытин по совету Шарапова женился на дочери его знакомого кондитера - он решил завести собственное дело. На приданое жены и взятый кредит купил печатную машину и открыл свою литографию для издания лубочных картинок. Благодаря хорошему качеству исполнения и низким ценам его товар пользовался спросом и приносил хорошую прибыль. Уже через год Сытин не только рассчитался с долгами, но и совсем отделился от Шарапова и открыл собственную лавку у Ильинских ворот. А еще через несколько месяцев он учредил книгоиздательство под названием «Сытин и Ко».

Основным направлением деятельности типографии стал выпуск дешевой и общедоступной продукции. Это были прежде всего лубки, а также различные дешевые издания. С 1884 года Иван Сытин начал сотрудничать с В. Чертковым, секретарем Льва Толстого , и вскоре в его типографии стали печататься все издания учрежденного с участием Л. Толстого издательства « Посредник ».

Но главной продукцией Сытина все же были лубки. Этот жанр книжной продукции был хорошо знаком покупателю. В русских избах можно было часто встретить нарядные картинки с незатейливым сюжетом и лаконичной подписью под ними.

Иван Дмитриевич Сытин отличался не только особой хваткой и предприимчивостью, но и тягой ко всему новому. Вначале он привлек к работе над лубками известных художников - Виктора Васнецова и К. Микешина. Но главное - впервые использовал для печати самую современную технику - многоцветную литографскую машину. Вначале Сытин покупал машины за границей, но на выставке 1882 года уже показал первую модель, изготовленную для него в России. Кроме лубков, издатель выпускал красочно оформленные календари. Он же впервые ввел в употребление отрывные календари и начал делать ежегодные настольные книги для чтения.

Кроме того, Иван Сытин впервые начал изучать рынок и печатать те картины, которые пользовались спросом. Вскоре он понял, что в городе популярны одни сюжеты, а в деревнях - совсем другие. Так постепенно он и стал издавать лубки, ориентированные на конкретного покупателя. Благодаря собственной типографии и большим тиражам он мог держать низкие оптовые цены, и это определяло высокий спрос на его издания.

Кроме картин, Сытин реформировал и книжный рынок: вместо лубочных изданий сказок и повестей о Бове-королевиче и Еруслане Лазаревиче он начал печатать дешевые книжки с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Они имели яркие обложки, иллюстрировались популярными художниками. С 1901 года при его издательстве работала специальная рисовальная школа под руководством художника Н. А. Касаткина.

Особой страстью Ивана Сытина была детская литература. Он насытил рынок дешевыми изданиями учебников для начальной школы, сказками, познавательными книгами и переводами. Но наибольшую известность ему принесла «Детская энциклопедия» в 10 томах - первое издание такого рода, выпущенное в России.

Значительное место в деятельности Сытина занимали серийные издания и многотомники. Это были энциклопедии - «Народная», «Детская» «Военная», а также знаменитая серия «Отечественная война 1812 года и русское общество». Все эти издания отличались прекрасной полиграфией и высоким научным качеством.

С 1897 по 1917 год Иван Дмитриевич Сытин издавал и газету «Русское слово». Начал он это дело по совету Антона Павловича Чехова . Постепенно увеличиваясь, тираж газеты дошел до 740 тысяч экземпляров. Кроме газеты, издатель начал печатать и массовые журналы - «Вокруг света», «Искры». В 1916 году он приобрел большинство паев в издательстве А. Ф. Маркса и стал ведущим производителем массовой книжной продукции в России. Ему принадлежали две крупнейшие типографии - газетная и книжная (теперь это Первая образцовая типография). Они были оснащены самой передовой полиграфической техникой. Кроме того, Сытин открыл 16 книжных магазинов в разных городах России. Одним из первых российских издателей он вышел на мировой рынок.

В 1917 году Иван Сытин передал свою газету и типографию государству, а в мае 1919 были национализированы и все остальные его предприятия. Более пяти лет Сытин проработал директором своей бывшей типографии. По поручению Анатолия Луначарского он ездил за границу для ведения переговоров о поставках бумаги и устройстве книжных выставок. Но работать с новыми властями становилось все труднее и труднее, а в 1924 году издательство Сытина было вообще закрыто. Сил у него оставалось все меньше и меньше, и с 1928 года Иван Дмитриевич стал пенсионером. Остаток жизни он прожил в Москве.

Иван Дмитриевич Сытин никогда не стеснялся того, что не получил никакого систематического образования. Он учился всю жизнь, хотя иногда и попадал в неудобные положения. Однажды к нему пришел молодой человек и предложил купить рассказ. Сытину текст понравился, и он купил его за пять рублей. Только потом в типографии выяснилось, что ему предложили... рассказ Николая Васильевича Гоголя . А молодым человеком оказался начинавший в то время писатель В. М. Дорошевич, с которым впоследствии у него были прекрасные отношения. О своей жизни и встречах Иван Сытин рассказал в мемуарах «Жизнь для книги»

Родился в семье волостного писаря Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных старшим из четырех детей.

Юный Иван закончил 3 класса сельской школы. В 12 лет начал работать продавцом с лотка у скорняка на Нижегородской ярмарке, был учеником маляра, брался за любую мелкую работу. В13 лет перебрался в Москву и 13 сентября 1866 года устроился в книжную лавку купца-меховщика П.Н.Шарапова «мальчиком». Вскоре обратил на себя внимание хозяина трудолюбием и сообразительностью.

В 1876 году Иван Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой, из купеческой семьи, взяв приданое 4 000 рублей. Его прежний хозяин П.Н.Шарапов дал ему в долг еще 3 000 рублей. На эти деньги была приобретена литографическая машина для печатания лубочных картинок. 7 декабря была открыта литографическая мастерская на Воронухиной горе в Дорогомилове.

Первой продукцией сытинской типографии, принесшей финансовый успех, стали карты боевых действий во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Ассортимент лично формировался Иваном Сытиным и состоял из лубочных картинок, которые рисовали такие знаменитые художники как В.В.Верещагин и В.М. Васнецов. В год выпускалось больше 50 млн. наименований печатной продукции очень высокого качества: портреты царей, вельмож, генералов, иллюстрации к сказкам и песням, религиозные, бытовые, юмористические картинки. Цена была микроскопической, а главными распространителями - бродячие торговцы-офени, которым предоставлялись долгосрочные кредиты и хорошие условия.

В 1889 году Сытин купил дом на Пятницкой и оборудовал там типографию – нынешняя Первая образцовая типография.

Известность к издателю Сытину пришла в 1882 году после вручения бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки за его печатную продукцию. Первая книжная лавка издателя Сытина была открыта 1 января 1883 на Старой площади, а в феврале основано товарищество на вере «И.Д.Сытин и К°» с капиталом в 75 000 рублей.

В 1884 году была создано издательство «Посредник», публиковавшее произведения Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова и других отечественных писателей по очень доступным ценам для покупателей. В этом же году был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год» на Нижегородской выставке, ставший семейным справочным пособием, и открывший целую серию календарей: «Малый всеобщий», «Киевский», «Современный», «Старообрядческий». Тираж превысил 6 миллионов экземпляров уже в следующем году, а в 1916 году издавался 1 вид календарей, чьи тиражи были более 21 миллиона экземпляров.

С 1980 года И.Д.Сытин стал издавать журнал «Книговедение». В 1891 году он купил журнал «Вокруг света», ставший излюбленным чтением у молодежи. Литературными приложениями к нему печатались произведения М.Рида, Ж.Верна, А.Дюма, А.Конан-Дойла. В 1897 году стал издавать газету «Русское слово» - подписка на год стоила всего 7 рублей, а тираж к 1917 году был более 1 млн. экземпляров.

В этот период Иван Сытин стал крупнейшим российским издателем, выпускавшем качественные и дешевые учебники, детские книги, классические сочинения, религиозную литературу. С 1895 года он издавал «Библиотеку самообразования» - всего было издано 47 книг по истории, философии, экономике, естествознанию. Для детей издавались азбуки, сказки разных народов, повести, рассказы, сборники стихов, авторские сказки А.С.Пушкина. В.А.Жуковского, братьев Гримм, Ш.Перро. Выпускались детские журналы «Друг детей», «Пчелка», «Мирок». К 1916 году было издано более 440 учебников и пособий для начальных классов школы, а «Букварь» переиздавался в течение 30 лет.

В начале ХХ века были изданы популярные энциклопедии: «Военная энциклопедия», «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний», «Детская энциклопедия».

В 1904 году было выстроено большое 4-этажное здание типографии по проекту А.Э. Эриксона на Пятницкой улице с новейшим оборудованием. Книги распространялись через собственные книжные магазины в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Варшаве, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове, Иркутске. При типографии была основана школа технического рисования и литографического дела. Особо талантливые ученики из нее переходили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, получая высшее образование.В 1911 году был выстроен «Учительский дом» на Малой Ордынке, с музеем, библиотекой, зрительным залом.

В 1914 году печатная продукция Ивана Сытина составляла четверть всего печатного оборота в России.

После установления Советской власти все предприятия И.Д.Сытина были национализированы, а он сам представлял Страну Советов за границей: устраивал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. Ему была назначена персональная пенсия в 1928 году и предоставлена квартира на ул. Тверской.

Сытин Иван Дмитриевич (05.02.1851-28.11.1934). Родился в семье волостного писаря села Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где окончил три класса сельской школы. «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к наукам и книгам - опротивела за три года зубрежка наизусть всех наук », - вспоминал Сытин. С двенадцати лет начал работать: продавец с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, ученик маляра и др. В сентябре 1866 года Сытин приехал в Москву и был определен «мальчиком» в книжную лавку известного московского купца-меховщика П.Н.Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось) на Никольском рынке в Москве - он стал «учеником всех надобностей» в маленькой книжно-картинной и скорняжной лавочке, где торговали лубочными картинами, преимущественно религиозного содержания. Первый год Ваня бегал в «мальчишках», выполняя всю черную работу в доме хозяина, - Шарапов присматривался к парнишке.

К совершеннолетию Иван Сытин дослужился до помощника заведующего лавкой в Нижнем Новгороде. Здесь и проявил он свой талант коммерсанта: пришла идея создать сеть коробейников-офеней торговцев продукцией вразнос. Риск был - ведь товар отдавали в долг и за все убытки, пропади вдруг офеня, отвечал молодой заведующий. Набрал честных, практичных людей из местных водоливов - бедных, но желавших заработать. В первый же год эксперимент принес прибыль, на следующий - пришло много новых желающих торговать «святыми» картинками. О книгах тогда не помышляли: покупатели - крестьяне из окрестных деревень в большинстве своем были неграмотны. Успех торговли во многом зависел от подбора картин в коробке офени: нужно было хорошо знать вкусы и понимать психологию народа. Хозяину лавки идея нравилась, он часто говаривал: «Работай, хлопочи, все твое будет» - своих детей у старика не было, и он очень привязался к смышленому парню.

В 1876 году Сытин женился на купеческой дочке Евдокии Ивановне Соколовой. Получив в приданное 4.000 рублей и заняв у П.Н.Шарапова 3.000 рублей, приобрел литографию для печатания лубочных картинок. 7 декабря 1876 г. Сытин открыл литографическую мастерскую на Воронухиной горе в Дорогомилове, но и продолжил работать в лавке хозяина. Именно тогда, с одной литографской машины - началось первое книгоиздательское дело И.Д.Сытина. В маленьком помещении «работали» исключительно народные картинки, молодой владелец сразу понял, что от качества зависит очень многое и старался даже нехитрую продукцию делать лучше других, не жалея денег, нанимал художников. Иван Дмитриевич, обладая предпринимательской сметкой, моментально реагировал на покупательский спрос, умело используя любой случай: «В день объявления русско-турецкой войны 1877 года я побежал на Кузнецкий мост, - вспоминал он, - купил там карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты, где наши войска перешли через Прут. В пять часов карта была готова и пущена в машину с подписью: «Для читателей газет. Пособие». Литографические картинки шли нарасхват. Купцы торговались не в цене, а в количестве. Товара на всех не хватало ».

Через шесть лет упорного труда и поиска Сытин получил серебряную медаль за свою продукцию - лубки, выставленные на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Этой первой своей наградой он очень гордился и почитал выше остальных. А было их немало: к 1916 году - 26 медалей и дипломов. Среди них - золотые медали, полученные на Всемирных парижских выставках в 1889 и 1900 годах; диплом, подтверждающий право изображения Государственного герба, присужденный на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896-м; золотая медаль, врученная в Бельгии в 1905-м, и многие, многие другие...

К 1879 году Сытин полностью отдаёт кредит Шарапову, становится полновластным владельцем своей литографии, а так же покупает собственный дом на Пятницкой и оборудует литографию на новом месте. В начале января 1883 г. Сытин открыл свою первую книжную лавку на Старой площади, а в феврале, после объединения с другими предприятиями на базе литографии, основал «Товарищество на вере И.Д.Сытин и К°», включающее книжную торговлю, которая велась в маленькой лавке в пять аршин в ширину и десять в длину. Основной капитал Товарищества составлял 75 тысяч рублей, половину из которых внес Сытин. В 1884 г. Сытин открывает второй книжный магазин на Никольской улице в Москве.

«Эпопеей» в издательском деле Сытина стали календари - в конце 1884 года был отпечатан первый сытинский «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший незаменимым справочником все случаи жизни для многих российских семей. В следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 году превысил 21 миллион. Впервые Сытинские народные календари появились на Нижегородской ярмарке, они были общедоступными и по цене, и по содержанию - «Всеобщий Русский», «Малый Всеобщий», «Общеполезный», «Киевский», «Народный-сельскохозяйственный», «Царь-колокол», «Старообрядческий» и другие. «В наших календарях , - писал Сытин, - впервые появились статьи по разным отраслям знаний. Они выгодно отличаются яркой внешностью и обилием рисунков в тексте... ».

В 1884 году Сытин познакомился с В.Г.Чертковым - другом и поверенным Л.Н.Толстого. Он предложил издателю выпустить серию книг для народа, куда бы вошли лучшие произведения писателей России. Чертков признался, что обращался ко многим, но идея его никого не заинтересовала - много ли заработаешь на дешевых книгах? Издательство «Посредник » было создано незадолго до этого по инициативе Л.Н.Толстого и Сытин взял на себя всю работу по печати и распространению его книг. Иван Дмитриевич просто загорелся этой идеей: «Это была не работа, а священнослужение, - вспоминал Сытин, - Л.Н. Толстой принимал самое близкое участие в деле печатания, редакции и продажи книг ». Содружество это продолжалось 15 лет.

Интересные, познавательные и доступные книги, изданные «Посредником », имели небывалый успех. Современники свидетельствовали: «Книги его дешевы, портативны, и потому они легко могли проникнуть туда, где нет ни лекций, ни лабораторий, ни музеев, ни университетов... ». Успех своего замысла сам Сытин объяснял тем, что выпускал книги не «одиночкой», а группами, сериями, библиотеками, считая, что отдельная книжка, даже самая интересная, может затеряться среди массы других - при выпуске группами читатель скорее заметит ее. «Чем шире развивалась моя издательская работа, тем больше созревала у меня мысль, что в России издательское дело безгранично и что нет такого угла в народной жизни, где русскому издателю совсем нечего было бы делать! », - считал Сытин. Огромная его заслуга состоит в том, что он первым выпустил самые дешевые издания собраний сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других великих писателей; первые издания Народной, Детской, Военной энциклопедий, крупнейших трудов по истории, географии. Эти книги были доступны по цене массовому читателю и доходили до него благодаря широкой сети многочисленных отделений издательства. Через них Сытин расширял сеть мелкой книготорговли, предоставляя значительные скидки и постоянные кредиты, чего никогда не делали другие издатели.

В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И.Д.Сытина с капиталом 110.000 рублей. Издательская деятельность расширялась: печатались произведения Пушкина, Крылова, народные былины, стихи Кольцова, литература для детей - «Хижина дяди Тома», «Робинзон Крузо», сказки Афанасьева... В 1891 г. у братьев М.А. и Е.А. Вернеров фирма приобрела права на издание журнала «Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море» . Для работы в нем Сытин пригласил цвет русских писателей (среди них - К.М. Станюкович, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие), известных художников. Начальный тираж журнала был менее пяти тысяч, через год он утроился. В качестве приложений к журналу выходил ежемесячный иллюстрированный сборник «На суше и на море» (1911-1914), издавались собрания сочинений русских и зарубежных писателей (Ж. Верн, В. Гюго, М.Н. Загоскин, И.С. Никитин, М. Рид, Г. Сенкевич, В. Скотт, Л.Н. Толстой).

В 1893 году обороты Товарищества достигли почти миллиона рублей, Сытин становится купцом Второй гильдии. Было построено новое здание типографии на Валовой улице, открыты магазины в Москве в доме «Славянского базара», в Киеве - в Гостином дворе на Подоле, в 1895 году - в Варшаве, в 1899-м - в Екатеринбурге и Одессе. Вместо прежнего было образовано новое - «Высочайше утвержденное Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина» с основным капиталом 350 тысяч рублей. В его каталоге было зарегистрировано 896 названий книг и число их стремительно росло. Заказы по почте из любой точки Российской империи выполнялись в течение 2-10 дней. Сытину принадлежала идея непосредственной доставки книг и журналов на заводы и фабрики.

Случай свел Сытина с А.П. Чеховым, который попросил издать небольшой сборник своих рассказов. Встреча эта переросла в дружбу. Именно Чехов подал Сытину идею об издании газеты. В 1902 году начало выходить «Русское слово» - газета, ставшая одной из самых популярных в России. В разное время с «Русским словом» сотрудничали А.А. Блок, П.Д. Боборыкин, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Толстой. Редакция «Русского слова» первой стала держать собственных корреспондентов в различных городах страны, имела соглашение с крупнейшими западноевропейскими газетами об обмене информацией. Современники называли её «фабрикой новостей» и «Левиафаном русской прессы». Редакция и типография располагались на Тверском бульваре. Портрет Чехова украшал комнату редакционных совещаний в знак благодарности за идею и помощь в ее воплощении. По словам сотрудников газеты, в Москве случались только происшествия, а события происходили в Петербурге, поэтому в столице было организовано крупное отделение редакции со штатом в сто человек. Оперативность «Русского слова» по тем временам была поразительной. «Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства » - поражался министр финансов граф С.Ю.Витте. Первоначальный тираж газеты - 13 тысяч - в 1916 году перевалил за 700 тысяч.

Современники называли Ивана Дмитриевича Сытина - крупнейшего книгоиздателя-просветителя, давшего России сотни миллионов дешевых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотек и библиотечек по самообразованию, освоению ремесел и искусств, развитию сельского хозяйства и промышленности, - «русским Фордом», «фактическим министром просвещения», «художником книгоиздательского дела», «русским самородком»... В.И. Немирович-Данченко в юбилейном приветствии к 50-летию Сытина назвал его «сам себе предок», поскольку он не имел ни влиятельных родственников, ни наследственного имущества - всего в жизни добился сам благодаря живому, пытливому уму, практической сметке, чутью ко всему новому, полезному.

В 1903 году Сытин создал при типографии художественную школу. Все пять лет обучения ее питомцы содержались на полном обеспечении Товарищества, основной капитал которого достиг к тому времени миллиона рублей. В 1904 г. по проекту А.Э.Эриксона на Пятницкой было выстроено большое 4-х этажное здание типографии с современным оборудованием. Открылись торговые отделы в Иркутске, Ростове-на-Дону. Сытин получил разрешение на издание детского журнала «Друг детей», с которым сотрудничали Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, профессор А.М. Никольский и другие. Расширялась и торговля: в 1909 фирма приобрела контрольный пакет акций «Контрагентства А.С.Суворина », став владельцем большой сети киосков на железнодорожных станциях страны, у Московской городской управы Сытин откупил лучшие места для продажи газет, а 1911 году открылись новые магазины - в Софии и Саратове. Торговый оборот достиг 12 миллионов рублей.

Большое значение придавал он изданию учебников, спрос на которые постоянно рос. Народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, 31 «Учительский дом» с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.

В 1914 году издательство выпускало свыше четверти всей книжной продукции России. В 1916 году Сытин приобрел контрольный пакет акций петербургского Товарищества издательского и печатного дела «А.Ф.Маркс» , в т.ч. популярный русский журнал «Нива»; в том же году купило Московское товарищество издательства и печати Н.Л. Казецкого. Товариществу Сытина принадлежал контрольный пакет акций петербургского Промышленного и торгового товарищества «М.О.Вольфа ». Иван Дмитриевич обдумывал новые планы: собирался построить собственную писчебумажную фабрику под Москвой с городком для печатников, школами, больницами, театром, церковью, телеграфом... Планам не суждено было сбыться - близился 1917-й.

В октябре 1918 году «Товарищество И. Д. Сытина» было национализировано, деятельность типографии на Валовой улице приостановлена, в 1919 типография передана Госиздату . Сытинскую типографию назвали Первой Образцовой. В 1921 году Сытин пытался возобновить дело и зарегистрировал в Мосгубиздате «Товарищество И.Д.Сытина» , в 1922 утвердил устав «Книжного товарищества 1922 года» , просуществовавшего только до 1924.

Но Иван Дмитриевич продолжал работать в издательском деле: был уполномоченным своей бывшей типографии - используя личные связи и авторитет, доставал бумагу за границей. Организовал художественную выставку в США. Ему даже предложили возглавить Госиздат РСФСР , но он отказался, сославшись на «малограмотность». Согласился, правда, быть консультантом В.В. Воровского, который занял эту должность.

В 1928 году правительство назначило И.Д. Сытину персональную пенсию. До самой своей кончины в 1934 году он жил на Тверской, 38 и писал «Воспоминания». Они увидели свет благодаря усилиям его сына только в 1960-х годах под названием «Жизнь для книги», которое как нельзя лучше отражает смысл всей жизни Ивана Дмитриевича Сытина. Похоронен И.Д.Сытин на Введенском кладбище.

© (по материалам сети)