Малиновый скит нижегородская область. Участник проекта "символы земли нижегородской". руководитель группы «Краеведы Бора»

Возле села Филипповское Борского района, недалеко от реки Линды, раскинулся Малиновский скит. Своим возникновением он обязан купцу-меценату Николаю Бугрову и Макарию Блинову. Созданный в середине XIX века, Малиновский скит не такой старый и знаменитый, как соседние скиты из Семеновского района, однако он стал приютом и духовным центром для старообрядцев беглопоповского согласия.

Известно, что по приказу архиепископа Питирима с 1721 по 1737 г. все керженские скиты, и Малиновский в том числе, были сожжены присланными сюда воинскими частями. Однако со смягчением правительственной политики по отношению к старообрядчеству в 1762 г. скиты начинают быстрыми темпами восстанавливаться, среди них был и Малиновский.

При Николае I гонения на старообрядцев усиливаются, следствием чего стало резкое уменьшение числа скитов. Даже соблюдение основных правительственных требований не помогло старообрядцам сохранить Малиновский скит — в соответствии с высочайшим повелением от 1 мая 1853 г. он подлежал ликвидации вместе с другими. Однако на практике этот указ не был выполнен.

Малиновский скит на протяжении второй половины XIX и первой половины XX веков существовал на деньги купцов-старообрядцев Бугровых и Блиновых . По свидетельству А. П. Мельникова, в начале XX в. Малиновский скит резко выделялся среди других обителей Нижегородского Заволжья, отличаясь образцовым порядком и устройством. Это стало возможным благодаря особому покровительству все тех же купцов — Николая Бугрова и Макария Блинова, которым он фактически принадлежал. Николай Александрович занимался не только строительством здания скита, но и содержанием его штатных служителей: священников, сторожей, поваров, истопников и т. д. На его деньги кормили многочисленных престарелых старообрядцев, находящихся в скиту, разных богомольцев и просто бедных людей, приходивших на моление в Малиновский скит.

Храм Казанской иконы Божией Матери был заложен в 1908 г. по проекту архитектора Н. М. Вишнякова и 13 июля 1912 г. он был освящен. Строительство стало возможным благодаря помощи и неутомимой энергии Н. А. Бугрова, который, к сожалению, не дожил до этого дня. Скит неоднократно разрушался, в 1925-26 гг. он был ликвидирован, а постройки проданы частным лицам. Саму церковь, по решению президиума Горьковского облисполкома, было решено переоборудовать под клуб. Однако она осталась пустующей, и только ее подвал использовали под склад. С 1993 года в храме Казанской иконы Божией Матери начались богослужения.

Здесь, на территории, прилегающей к храму, располагаются три жилых дома. В одном из них, двухэтажном, в небольших кельях живут насельницы. Они всегда с нетерпением ожидают приезда древлеправославной молодежи в христианский лагерь «Малиновский скит». В июле старинный Малиновский скит обычно не узнать — тихая обитель наполняется жизнью, всюду раздаются молодые голоса, звучит смех.

Мальчики обычно селятся на чердаке двухэтажного дома, а девочки — в соседнем каменном доме, где раньше жили художники, реставрировавшие храм. Всего на две недели здесь собирается древлеправославная молодёжь со многих приходов России и Зарубежья.

Подъём в 7:45, зарядка, ежедневные утренние и вечерние службы в храме приучают молодежь к дисциплине, работа на приусадебном участке даёт ощущение сопричастности к жизни монастыря, а беседы со священником и руководителем лагеря пополняют знания о Православии. Вечером христианская молодежь собирается у костра, где делится своими впечатлениями за день.

Как и во все предшествующие годы, была организована паломническая поездка по святым местам Нижегородской области, а также разработаны интересные программы и мероприятия для детей. В этом году в лагере была проведена викторина на знание Богослужебного Устава, основ православной веры и Священного Писания.

Во время паломнической поездки детей познакомили не только со святыми местами древлеправославных христиан в Нижегородской области, но и с другими достопримечательностями этого края. Первым местом, которое посетила молодежь, был Нижегородский кремль — главный общественно-политический и историко-художественный комплекс в центре Нижнего Новгорода.

Затем участники поездки отправились в город мастеров Городец, который был основан как город-крепость на востоке Владимиро-Суздальской земли в середине XII века. Древлеправославие играло огромную роль в укладе жизни и бытовом поведении городчан, они бережно хранили старую веру. Особую общественную группу составляли городецкие купцы-старообрядцы, многие из которых не жалели сил и средств для развития и процветания родного города. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Участники лагеря посетили также родину русской матрёшки — Хохлому.

Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий, он зародился в нижегородском Заволжье от традиции старообрядческой иконописи. Старообрядцы Хохломы знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла — олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии с появлением более дешевого олова этот способ перешел и на посуду, и начиная с XVII века на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров.

Время, проведенное в лагере, пролетело очень быстро, и вот уже с радостью в сердце каждый участник лагеря ждет следующего года, чтобы приехать в Малиновский скит для христианского общения, обучения, трудов и молитвы. Малиновский скит, как отмечают участники лагеря, — это место, откуда идет благодать, куда хочется приезжать снова и снова, где руки трудятся, а душа отдыхает.


Почему мы выбрали именно этот символ?

В качестве символа Борского края наша группа выбрала уникальный памятник архитектуры, духовный центр самобытной русской культуры и старообрядчества Малиновский скит. Мы считаем, что именно он является на Борской земле самым значимым культурно-историческим объектом для истории Нижегородской губернии.

Почему мы его выбрали?


Во-первых, это единственный пример старообрядческой обители, сохранившийся на территории Нижегородской области, один из немногих в России. Комплекс Малиновского скита включает Казанскую церковь, деревянный и каменный жилые дома, кухню, остатки каменной ограды, остатки хозяйственных построек, кладбищенские ворота, сторожку, старообрядческое кладбище. Церковь с колокольней (1908–1912 гг.), построенная в русском стиле, не имеет себе равных по роскоши росписей и архитектурной фантазии среди старообрядческих храмов.

Во-вторых, это один из самых древних культовых сооружений на территории округа. Он имеет 300-летнюю историю и впервые упоминается в документах 1788 года как восстановленный после сожжения по приказу патриарха Питирима. Его история, как и вся история Нижегородского края, содержит трагические страницы нападения, героической обороны, разорения.


В-третьих, с ним связаны династии известных нижегородских благотворителей Бугровых и Блиновых. На сктиском кладбище находятся могилы основателя династии Бугровых - Петра Егоровича и его супруги, а также Федора Блинова.


В-четвертых, сейчас скит возрождается как духовная обитель: в нем почти закончены внутренние реставрационные работы, недавно на его территории начал действовать женский монастырь.


Google карта:

Малиновский скит

Малиновский скит


Затерявшийся среди борских лесов

Когда мы узнали о проекте «Символы земли нижегородской», то сразу решили: будем участвовать! Нам понравилось все: уникальность и новизнасамой идеи, разнообразие заданий, возможность реально помочь дорогому нашим сердцам месту. Что выбрать в качестве символа Борского края, решили сразу и единогласно. Бесценную жемчужину, затерявшуюся среди древнихбескрайних лесов - Малиновский скит!

Впервые мы увидели его несколько лет назад, когда нас пригласили в проект «Борская земля - частица России великой». В каких только заповедных и широко известных местах бескрайнего Борского края мы тогда ни побывали! Но Малиновский скит особо врезался в память. Как наша боль, наша поруганная память, наше утраченное величие. Тогда, глядя на покосившиеся дырявые купола, прохудившуюся крышу, поросшие мхом кирпичи, полусгнившие рамы, треснувшую мозаику, обвалившуюся лепнину, мы едва сдерживали слезы. Храм уже начали восстанавливать. Здесь убрали мусор, чисто вымели все огромное помещение, поставили букет цветов на месте разграбленного алтаря. С облупившихся стен, еле угадываемые, на нас скорбно смотрели потемневшие, поруганные лики святых. И ветер гулял в некогда нарядном величественном храме.



Как помочь? Тогда этот вопрос задал каждый из нас. Интернет-проект «Символы земли нижегородской» не просто дает возможность рассказать о нашем символе всему миру, но и позволяет сделать это авторитетно. А значит, привлечь серьезное внимание, помочь реально.

Но заброшенных церквей по всей России - не счесть. Чем наш символ заслуживает особого внимания? Наша группа недолго искала аргументы, ведь они давно не давали нам покоя. Во-первых, это е динственный пример старообрядческой обители, сохранившийся на территории Нижегородской области, один из немногих в России. Казанская церковь с колокольней (1908–1912 гг.)построена в русском стиле и не имела себе равных по роскоши росписей и архитектурной фантазии. Фасады церкви были изысканно нарядны благодаря сочетанию красного кирпича стен с цветными изразцами и белой лепниной. Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи. Паперть, напоминалакрыльцо древнерусского терема. Храм поражал современников убранством древнейших икон и роскошной живописью.


Во-вторых, это один из самых древних культовых сооружений на территории округа. Он имеет 300-летнюю историю и впервые упоминается в документах 1788 года как восстановленный после сожжения по приказу патриарха Питирима. Его история, как и вся история Нижегородского края, содержит трагические страницы нападения, героической обороны, разорения. В-третьих, п о свидетельству П.Мельникова, Малиновский скит резко выделался среди других скитов Нижегородского Заволжья образцовым порядком и устройством. И в-четвертых, с ним связаны династии известных нижегородских благотворителей Бугровых и Блиновых. На сктиском кладбище находятся могилы основателя династии Бугровых - Петра Егоровичаи его супруги, а также Федора Блинова. А сам храм и все каменные сооружения построены по инициативе и на деньги самого великого мецената Нижегородского края - Николая Александровича Бугрова. В свои последние годы он считал это главным делом жизни и завещал похоронить себя зде сь.


Мы считали своим долгом следить за судьбой скита. За последние годы здесь произошли большие изменения: Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области комплекс Малиновского скита былвзят на государственную охрану как памятник истории и культуры областного значения, храму начали помогать и муниципальная властьи благотворители. Храм восстановили. Но слишком долго он был в запустении, сделать еще предстоит очень много.



Как мы еще раз побывали в этом затерянном в лесах святом месте, что мы сделали и собираемся сделать для него, мы рассказываем на своем сайте проекта и в специально созданном для проекта журнале «Малиновский скит». Им мы открываем серию журналов «Символы земли нижегородской», которую предлагаем создать в рамках проекта. Нас удивило и очень порадовало, что в него активно включились родители. Они предложили в первый же выходной день отвезти на своих машинах группу в скит, помочь в составлении маршрута, виртуальной карты, марки, фоторепортажа. Папы были за рулем, мамы - рядом, организовывали детей. Из поездки все вернулись немножко другими.


В долгих спорах и размышлениях составлен план, уже начали его реализовывать, рассказывать, показывать, убеждать. Пока это все, что мы можем. Впереди еще много работы. Не на один месяц, не на один год. Вы хотите увидеть наш символ? Прочитать о нем журнал? Побывать там? Вы захотели помочь его восстановлению? Приезжайте! Вас встретят там с почтением и благодарностью. Всю информацию вы найдете на сайте проекта, на страницах нашей группы. Да! Чуть не забыла: голосуйте за наш символ!

Елена Третьякова, МБОУ лицей г.Бор,

руководитель группы «Краеведы Бора»

Миллионер, крупный торговец хлебом, владелец паровых мельниц, десятка пароходов, флотилии барж, огромных лесов

- Н. А. Бугров играл в Нижнем и губернии роль удельного князя (М.Горький)

Бугров Николай Александрович (1837-1911гг.) - нижегородский купец, промышленник, миллионер, владел паровыми мельницами, подарил Нижнему Новгороду здание Городской думы, благотворитель, старообрядец. Бугровы - самая именитая фамилия из дореволюционных купцов-предпринимателей Нижнего Новгорода. Они памятны не столько своим богатством, сколько щедрой, до сих пор никем непревзойденной благотворительностью.

Самый крупный промышленник-финансист Нижегородской губернии конца XIX - начала XX века, меценат и благотворитель родился в Нижнем Новгороде, и стал продолжателем крупного "дела" (бизнеса), начатого его дедом, Петром Егоровичем, и отцом, Александром Петровичем. О деловой смышлености и хватке П.Е. Бугрова писал в свое время В.И. Даль, Н.А. Бугрову посвящен один из биографических очерков М. Горького . Получил домашнее воспитание старообрядца. Крупнейший домовладелец старого Нижнего, он вкладывал огромные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно уходила на благотворительное содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Завершил строительство в Н. Новгороде "Вдовьего дома", начатое его отцом, выстроил в Н. Новгороде здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1). Как видно, Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода.

В 1888 году Николай Александрович построил фамильный особняк, в котором ныне распологается детская художественная школа №1. Крупный торговец хлебом, с 1896 года получивший право поставлять хлеб для всей русской армии, владелец множества паровых мельниц, десятка пароходов, целой флотилии грузовых барж. "Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Входил в Нижегородское Мининское братство.

В родном селе Поповке Бугров возвёл большое здание, богадельню для старообрядцев. Он открыто поддерживал тайные скиты в лесах Керженца и на Иргизе и вообще являлся не только деятельным защитником старообрядчества, но и крепким столпом, на который опиралось "древлее благочестие" Поволжья, Приуралья и даже некоторой части Сибири.

Малиновский скит

1. Возникновение и проблемы становления

Когда заходит речь о раскольничьих скитах , то в силу сложившихся стереотипов и отсутствия достаточной информации, они представляются многим как жилище отшельников. Однако такое понимание не только упрощенно, но и не верно.
Многие старообрядческие монастыри со временем стали настоящими центрами самобытной культуры. Именно к таким относится Малиновский скит , расположенный на живописном берегу реки Линды, надолго ставший прибежищем для старообрядцев беглопоповского согласия .
"Малиновский скит" - откуда и когда получило такое название жилище первых поселенцев, никому не ведомо. Известно, что по приказу Питирима с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский, надо полагать, в том числе были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей. Однако со смягчением правительственной политики по отношению к старообрядчеству и выходом Указа от 16 октября 1762 г., разрешавшего возвращение ранее эмигрировавших раскольников на родину, отмечается очередной рост скитов. Они начинают быстрыми темпами восстанавливаться в Семеновских лесах, там же строят новые, и через 26 лет их количество достигает уже 54, среди этих скитов назван и Малиновский скит. Благодаря указу керженские скиты вновь стали расти, получая значительную денежную поддержку от Московского старообрядческого купечества. Эта поддержка дала подъем новой волне развития старообрядчества. Так - то приходя в запустение, то возобновляясь, скит просуществовал до конца XIX века.

Бугров в своем ходатайстве к министру внутренних дел представил Малиновский скит не монастырем или скитом с монастырской организацией, а просто богадельней, на которую и получил распоряжение министра в 1900 г.

Свое стремление поддержать скит Н.А. Бугров объяснял тем, что принадлежит к старообрядцам, приемлющим священство, и, происходя по рождению из крестьян деревни Поповой Семеновского уезда, искренне желал бы сделать некоторое облегчение для престарелых жителей местности и округи, также придерживающихся тех же обрядов, которых придерживался и сам.

2. Малиновский скит как комплекс сооружений

Об устройстве скита можно судитьиз доклада нижегородскому епископу в котором сообщается: "обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений" . Из этого можно сделать вывод, что крепкие затворы и высокая ограда не были прихотью, они оберегали от грабителей, не раз посягавших на культурные ценности скита.
Николай Александрович занимался не только строительством здания скита, но и содержанием его штатных служителей: священников, сторожей, кухарок, истопников и т.д. На его деньги кормили многочисленных проживающих в скиту престарелых старообрядцев, разных богомольцев и просто бедных людей приходивших на моленья в Малиновский скит.

1. Богадельня.

Среди построек Малиновского скита следует отметить два дома каменный и деревянный. Первый двухэтажный дом из красного кирпича - это богадельня или молитвенный дом. Здание разделялось на два отделения: одно, обширнейшее, представляло собой открытую для всех публичную часовню без престола, в которой обычно совершались повседневные богослужения самими призреваемыми, другое, секретное, располагавшееся наверху, имело престол. Второе здание было перевезено в Малиновку с Керженца из деревни Ежово. Дом отличается монументальностью, имеет строгие классические пропорции. Ранее он был связан теплым переходом еще с одним домом, стоящим рядом. Дом представляет интерес, как с архитектурной, так и с этнографической точки зрения как хороший образец деревянного крестьянского зодчества XIX в.

2. Церковь

История создания . По указанию Николая Александровича Бугрова в 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа "корабль" с архитектурной шатровой колокольней. Однако заказчик, на деньги которого осуществлялось проектирование и строительство, вносит свои изменения: вместо одного купола - пять, а здание украшает цветными изразцами . Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г. Освятили храм в честь Владимирской божьей матери . Это первоначальное ее название не было случайностью: старообрядцы, хранители древних традиций, особо чтут князя Владимира Святого, именно при нем произошло крещение языческой Руси.
Нижегородские газеты так писали об освещении Малиновской церкви: совершено торжественное освещение каменного храма при Малиновском монастыре построенным известным благотворителем Бугровым Н.А. Освящение было весьма торжественным при многочисленном старообрядческом духовенстве. Храм поражает убранством древнейших икон и роскошной живописью со стороны оригиналов. На торжественном освящении находились З.А. Бугрова, Ф.А. Асонов и много приезжих старообрядцев. Несмотря на горячее рабочее время, было много крестьян. Ее открытие имело огромное значение для всего старообрядческого мира т.к. Малиновский скит теперь начинает играть роль центра беглопоповского согласия в Нижегородском крае .

Архитектура церкви . Сложная по своей объемно - пространственной композиции краснокирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционно планировочную схему типа "корабль". На продольную ось здания "нанизаны" объемы крытой паперти, трехъярусной шатровой колокольни с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу, просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды. Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию краснокирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями. Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи. Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части. В интерьерах церкви сохранилась фрагменты росписей в древнерусском стиле, значительное место среди которых занимают сюжеты на темы двунадесятых праздников и растительные орнаменты.

Судьба церкви после кончины Н.А. Бугрова

Владимирская церковь, выстроенная на деньги Н.А. Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита. К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты - строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма.
Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован, а постройки проданы отдельным частным лицам и учреждениям. Однако, церковь оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад. Но еще долго не прекращался биться пульс церковной жизни, в разграбленном храме, тайком, при закрытых дверях и ставнях, собирались люди для молитвы.
В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена старообрядческой общине и переосвещена в честь иконы Казанской божьей матери . С этого же года начались богослужения, которые были официально прекращены еще в 1933 году. На реставрацию храма выделили деньги нижегородский губернатор, и мэр г. Бор В. Иванов.

Комплекс Малиновского скита, помимо разработки проекта реставрации церкви, требует проведения дальнейшего исследование связей скита с близлежайшими населенными пунктами (с. Филипповское, где находилась старообрядческая богадельня, Попово - родина Бугровых и др.), с возможным определением границ уникальной исторической территории, связанной с историей старообрядчества.

В целом же комплекс Малиновского скита едва ли не единственный пример старообрядческой обители, сохранившейся на территории Нижегородской области, во всяком случае, равного ему не было в конце XIX- нач. XX веков.

Описание по материалам курсовой работы студентки исторического факультета ННГУ Васильевой Ольги, а также сайтов http://www.museum.nnov.ru и http://www.uic.unn.ru/~dofa/pers/bugrov.htm

или Похождения нижегородских фотосектантов

Выдался погожий денёк - грех было не провести его вне городского шума и суеты. Сказано - сделано и вот уже две моторизованных повозки мчат нескольких любителей фотографии из Нижнего Новгорода прямиком на север.

Не доехав всего каких-то 1200 км до северного полярного круга, сделали остановку у Малиновского скита.


Кто в Нижнем Новгороде не слыхал про купцов-промышленников Бугровых? Сам А.М. Горький именовал своего современника Николая Александровича Бугрова не иначе как "Удельный Князь Нижегородский".
Что уж и говорить, если Горький не только пишет очерк про Бугрова, но и действие известнейшей пьесы "На дне" происходит в ночлежке построенной на Бугровские средства.
На рубеже XIX-XX веков Н.А. Бугров - богатейший и влиятельнейший из нижегородских миллионеров, меценат и покровитель старообрядцев.

Николай Александрович Бугров (1839-1911гг.) (картинка из википедии)

Но вернёмся к Малиновскому скиту.
Скит существовал и до Бугрова, да и не один он радел о его благополучии (а, например, Блиновы), но именно по желанию Бугрова в 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа "корабль" с архитектурной шатровой колокольней.

Сам Бугров дополняет проект увеличением числа куполов с одного до пяти и добавлением большого количества цветных изразцовых вставок.

Строительство храма в честь Владимирской божьей матери было завершено в 1911 г.
К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей
мечты - строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73-м году жизни. В память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма.

Судьба этой церкви после революции была схожа с судьбой большинства других церквей: все постройки скита были проданы частным лицам и учреждениям. Церковь предполагалось переоборудовать ее под клуб, но почему-то она оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад. Богослужения были официально прекращены в 1933 г.

В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена старообрядческой общине и переосвещена в честь иконы Казанской божьей матери. С этого же года начались богослужения.
Постановлением Законодательного собрания Нижегородской области от 21 июля 1994 г. комплекс Малиновского скита взят на государственную охрану как памятник истории и культуры областного значения.
К настоящему времени на территории скита сохранился ряд каменных и деревянных сооружений, а также кладбище, где вроде бы и покоятся Бугровы, а также Блиновы.

А после Малиновского скита мы подались на запад...
Продолжение скоро будет.

Малиновский скит единственный из наших древлеправославных скитов, который сохранился и даже действует. Сейчас это женский монастырь Русской Древлеправославной Церкви.
Находится эта Жемчужина вдали от суеты в живописнейшем месте...

По рассказам насельниц монастыря бывает так, что зимой выпадет столько снега, что при таянии по весне ни в скит, ни из скита не выйти. Наверное нашими христианами, убегавшими от преследователей так и задумывалось. В середине XIX века здесь не было асфальтированных дорог и скорее всего не было слышно несущихся по железной дороге электричек.

Да и современному человеку, привыкшему к «удобствам цивилизации», для которого его личное «эго» стоит на первом месте практически невозможно представить как можно было (да и зачем?!) рискуя своей жизнью уходить в глухие леса и жить просто для того чтобы сохранять свою веру.

Задавая себе вопрос: а смог бы и ты также? Долго ждёшь и ищешь внутри себя, что какой-то голос ответит тебе - «да, смог бы», тебе кажется, что ты его уже вот слышишь, вроде бы изнутри что-то там в глубине хочет сказать эти простые слова и тебе кажется, что вот-вот, сейчас и совесть твоя будет спокойна. Но! Такого не слышишь, а на мысль приходят евангельские слова: «… а посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным». Хотя, что на весах? С одной стороны забота века сего и обольщение богатством, а с другой? А с другой Царство Небесное!

«Чему подобно Царство Небесное? И чему уподоблю его?» «… подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее».

Интересна история нашей жемчужины. Появление названия «Малиновский скит» никому не известно - откуда это место получило такое название неведомо.

Известно, что по приказу Питирима (новообрядческого предводителя гонителей древлеправославных христиан - нижегородский архиепископ) с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский, надо полагать, в том числе были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей.

Однако Указ от 16 октября 1762 г. смягчил политику в отношении древлеправославных христиан, этим Указом разрешалось возвращение эмигрировавших из-за гонений христиан на родину.

К этому времени относится рост количества скитов в Семеновских лесах.

Восстанавливается жизнь и в Малиновском скиту.

Благодаря указу керженские скиты вновь стали расти, получая значительную денежную поддержку от Московского купечества. Так - то приходя в запустение, то возобновляясь, Малиновский скит просуществовал до конца XIX века.

На сегодняшний день мы имеем интересное описание Малиновского скита: «обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений ».

Скиты всегда были духовными центрами древлеправославия, здесь были сосредоточены духовные силы Церкви и можно было осуществлять духовную деятельность. Отсюда шло и руководство Церковью, рассылались священники. Такими центрами были Керженец, Стародубье, Ветка и Иргиз.

Сегодня каменные ограды и башни отсутствуют.

Однако есть сохранившиеся постройки и главное - церковь.

В 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа «корабль» с шатровой колокольней.

Однако заказчик, которым был Никола Александрович Бугров, вносит свои изменения: вместо одного купола - пять, а здание украшает цветными изразцами . Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г. Освятили храм в честь Владимирской иконы Богородицы .

По свидетельству А.П. Мельникова (сына П.И.Мельникова-Печерского), «в начале XX в. Малиновский скит резко выделялся среди других скитов Нижегородского Заволжья, отличаясь образцовым порядком, и устройством. Это стало возможным благодаря особому покровительству всё тех же купцов Николая Бугрова и Макария Блинова, которым он фактически принадлежал (В связи с этим в народе скит до сих пор иногда именуется «Блиновской дачей»).
Нижегородские газеты так писали об освещении Малиновской церкви: «совершено торжественное освещение каменного храма при Малиновском монастыре построенном известным благотворителем Бугровым Н.А. Освящение было весьма торжественным при многочисленном старообрядческом духовенстве. Храм поражает убранством древнейших икон и роскошной живописью со стороны оригиналов. На торжественном освящении находились З.А. Бугрова, Ф.А. Асонов и много приезжих старообрядцев. Несмотря на горячее рабочее время, было много крестьян».

Сложная по своей объемно - пространственной композиции краснокирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционно планировочную схему типа «корабль». На продольную ось здания «нанизаны» объемы крытой паперти, трехъярусной шатровой колокольни с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу, просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды. Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию краснокирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями.

Изразцы имеют древнее русское название «полива» (глазурь) - русское название состава для покрытия керамических изделий, образующего при обжиге стеклообразный сплав. Производство поливных изделий прекратилось на Руси после монголо-татарского нашествия, а в 14 веке возобновилось и к 17 веку уже выпускались облицовочные декоративные плитки.

Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи. Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части.

Владимирская церковь, выстроенная на деньги Н.А. Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита. К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты - строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма.

Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован, а постройки проданы отдельным частным лицам и учреждениям. Однако, церковь оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад. Но еще долго не прекращался биться пульс церковной жизни, в разграбленном храме, тайком, при закрытых дверях и ставнях, собирались люди для молитвы.

В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена древлеправославной общине и переосвещена в честь Казанской иконыБогородицы . С этого же года начались богослужения, которые были официально прекращены еще в 1933 году.

Комплекс Малиновского скита, помимо разработки проекта реставрации церкви, требует проведения дальнейшего исследование связей скита с близлежащими населенными пунктами (с. Филипповское, где находилась старообрядческая богадельня, Попово - родина Бугровых и др.), с возможным определением границ уникальной исторической территории, связанной с историей древлеправославия.

В целом же комплекс Малиновского скита едва ли не единственный пример древлеправославной обители, сохранившейся на территории Нижегородской области, во всяком случае, равного ему не было в конце XIX- нач. XX веков и нет по сей день.

Малиновский скит расположен в 32 километрах от Нижнего Новгорода, в Нижегородском Заволжье, за живописной рекой Линдой недалеко от деревни Филиповское.

В настоящее время здесь проводятся богослужения в воскресные и праздничные дни.

Использованные источники:

К урсовая работа студентки исторического факультета ННГУ
Васильевой Ольги.

Материалы сайтов:
www.museum.nnov.ru
www.uic.unn.ru/ ~dofa/pers/bugrov.htm