Мероприятия по консервации зданий и сооружений. Порядок «Порядок консервации объектов капитального строительства различного назначения, строительство которых приостановлено» . Что представляет собой консервация ОС

Каждое предприятие рано или поздно сталкивается с тем, что некоторые объекты основных средств (ОС) не подвергаются эксплуатации на протяжении длительного времени . Они могут не использоваться месяцами или даже годами, а причиной тому может стать что угодно, начиная с сезонности, завершения работы над проектом или его заморозки и заканчивая тем, что просто уменьшается объем выполняемых работ.

Если возникла такая ситуация, то лучшим выходом из нее станет консервация объекта . Что это такое, как она выполняется и каким образом ведется учет и налогообложение?

Консервация является обязательной процедурой для тех предприятий, которые имеют стратегическое назначение, влияющие на экономическое положение государства, а также отвечающие за его безопасность. Также эта операция проводится и в учреждениях, которые являются собственностью государства.

Стоит отметить, что в таком случае нет необходимости уточнять долю государственной собственности в капитале предприятия. Порядок выполнения консервации указан в положениях . Их обязательно нужно учитывать при проведении данной операции, особенно если для этого привлечены средства государства. А также в случае, если процедура осуществляется за счет других источников. Таким образом, не имеет значение, какова форма собственности предприятия.

В этом вопросе важен только источник финансирования . Необходимо сосредоточиться на том, как решаются вопросы консервации и что вообще представляет собой данная процедура.

Точное определение, что такое консервация, указано в одном из положений. Своими словами это понятие можно изложить так : консервация объектов ОС представляет собой целый комплекс мероприятий, которые направлены на хранение ОС на протяжении длительного периода с возможностью возобновления функционирования, если прекращена производственная деятельность.

То есть в случае, когда основные средства временно невозможно использовать, их можно законсервировать. Консервация возможна на срок до трех лет . Когда срок действия консервации прекращается, то необходимо провести обратную процедуру – расконсервацию , а также решить, как дальше использовать основные средства или же вовсе их ликвидировать. Предприятия, которых не касаются положения, могут законсервировать ОС на более продолжительный период.

Стоит отметить, что данная процедура выполняется на основании тех документов, которые указаны в положениях. Если предприятие не попадает под критерии, которые также прописаны в положениях, то данная операция выполняется по их личному решению.

Данное решение должно быть оформлено в качестве приказа от руководителя, оно принимается в общем собрании акционеров. Все зависит от тех правил, которым подчиняется все предприятие. Прежде чем совершить данную процедуру, необходимо составить проект. Такой проект может основываться на рекомендациях, которые дает специальная комиссия.

Процедура консервации происходит в определенной последовательности . В первую очередь принимается решение о проведении данной процедуры тем органом предприятия, который имеет для этого все необходимые полномочия.

После того как принято решение, издается приказ о том, что необходимо создать комиссию, которая занимается вопросами консервации. Во главе этой комиссии должен находиться руководитель предприятия. После того как приказ издан, необходимо создать отчет о том, что использование основных фондов невозможно. К созданию отчета необходимо подойти с технической и экономической сторон.

В конце создается акт , в котором указывается, что основные фонды временно выводятся из кругооборота и целесообразно их законсервировать. Создание комиссии и составление всех документов являются необязательными процедурами . В таком случае достаточно будет предоставить решение о консервации.

Основные фонды, которые подверглись консервации, не могут использоваться предприятием. Соблюдение этого правила является обязательным. Не рекомендуется нарушать его, ведь средства, которые были законсервированы, не готовы к эксплуатации. Если же проигнорировать это правило, то есть риск нанести ущерб этим средства, подвергнув их поломке.

Если предприятием было принято решение продать или передать объекты, которые были законсервированы, то в таком случае не обязательно их расконсервировать. То есть их можно продавать или передавать в таком виде, в котором они находятся.

Если объекты основных средств законсервированы, то процесс начисления амортизации будет приостановлен . Так как амортизация начисляется каждый месяц, то в случае консервации процесс начисления амортизации будет приостановлен, начиная с нового месяца.

Но если амортизация начисляется по собственному методу предприятия, то это является исключительной ситуацией . Это значит, что перестанет начисляться на следующий день после того, как объекты будут законсервированы.

Изначальная стоимость объектов, которые были законсервированы, а также сумма начисленной амортизации указываются в общем балансе . Также необходимо дополнительно указать информацию об остаточной стоимости ОС, которые подверглись консервации.

Чтобы было намного легче указать эту информацию, рекомендуется учесть первоначальную стоимость ОС и амортизации отдельно. Таким образом создаются дополнительные счета и можно обойтись отдельным бухгалтерским учетом. Стоимость расходов на консервацию и расконсервацию, а также содержание объектов, которые подверглись этой процедуре, необходимо учитывать по-разному, в зависимости от рода деятельности предприятия, объектов, а также сроков и причин проведения данной операции.

Стоит рассмотреть конкретный случай на примере предприятия, которое организовывает досуг в определенный сезон. Такими предприятиями могут быть летние кафе, аттракционы, прокат лодок или лыжные базы и так далее. Для таких предприятий операция по консервации ОС является частью деятельности или же технологией производства .

Необходимость в проведении данной операции и обратной процедуры необходимо заранее предусмотреть. Очевидным является тот факт, что проведение этих операций следует включить в стоимость товара или оказываемых услуг.

В случае, когда консервация происходит из-за того, что снижается объем производства или временно прекращается определенный вид деятельности на предприятии, данное событие можно рассматривать в рамках обычной деятельности, которая не будет связана с производством в целом. Расходы на проведение данных операций необходимо отобразить в бухгалтерском учете, впрочем, как и другие.

Также стоит отметить, что процесс консервации может произойти по причине возникновения чрезвычайной ситуации. К таким ситуациям можно отнести пожар или стихийное бедствие, которое вызвало сильные повреждения склада. Если рассматривать один из таких вариантов событий, то можно предположить, что предприятие не имеет средств для восстановления, однако в планах совершить это через год или два. Тогда консервация средств будет уместной и, пожалуй, единственным верным решением. В таком случае расходы на консервацию указываются как чрезвычайные.

После того как объекты будут расконсервированы, необходимо возобновить начисление амортизации . Для этого издается приказ руководителем, и амортизация начнет начисляться с нового месяца. Если возникла необходимость законсервировать основные средства, то следует помнить следующее :

  1. Данная процедура осуществляется на три года.
  2. При консервации ОС не начисляется амортизация.
  3. Данный вопрос утверждается руководителем в присутствии комиссии.
  4. Необходимо заключить акт, который является доказательством проведения процедуры.

Самоучитель по консервации и перемещению ОС в 1С Бухгалтерия представлен ниже.

Если основные средства (далее – ОС) временно не используются в хозяйственной деятельности предприятия в результате сезонности, приостановки деятельности, изменения вида деятельности и прочих причин, то сами по себе эти обстоятельства не приводят к обязательной консервации ОС. Когда консервация ОС целесообразна и какие последствия она влечет за собой в учете, расскажем в консультации.

Понятие консервации ОС

Определения понятия консервации ОС не содержит ни бухгалтерское, ни налоговое законодательство. Но и в одном, и в другом есть указания по учету операций, с нею связанных. Чтобы понять, когда нужно прибегать к консервации ОС, разберемся в ее целях и задачах.

Расшифровать их помогут нормативные акты, предназначенные преимущественно для предприятий госсектора, которые для всех остальных субъектов хозяйствования носят рекомендательный характер. Нормы этих актов направлены на сохранение и приумножение государственных и стратегически важных активов, а значит «плохого» не порекомендуют любому рачительному хозяину.

Согласно Положению, утвержденному постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183 (далее – Положение № 1183), консервация ОС предприятий – это комплекс мероприятий по долгосрочному хранению ОС в случае прекращения производственной или другой хоздеятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования. Долгосрочность в этом нормативном акте ограничена тремя годами. Более подробно расшифровывают долгосрочность консервации ОС Методические рекомендации, утвержденные приказом Минпромполитики от 09.06.04 г. № 274 (далее – Методрекомендации № 274), – более одного года, но не более трех лет .

Такой рекомендованный период говорит о том, что сезонность хоздеятельности предприятий (неодинаковая интенсивность в течение года) – не повод для консервации ОС. Во всяком случае, так можно считать в отношении предприятий, основанных (хотя бы частично) на госсобственности, а также компаний и объединений, находящихся в сфере управления Минпромполитики (на эти предприятия распространяется действие Методрекомендаций № 274). Остальные предприятия, на наш взгляд, могут ориентироваться на период консервации, обозначенный их учетной политикой, если такой период обоснован.

Предприятия строительной отрасли в части консервации объектов строительства руководствуются своим отраслевым Положением, утвержденным приказом Минстроя от 21.10.05 г. № 2 (далее – Положение № 2). Его применение обязательно в отношении объектов, строительство которых осуществляется с привлечением госсредств и имеет рекомендательный характер для остальных. Этот регуляторный акт определяет консервацию объекта как комплекс работ и мероприятий, обеспечивающих его хранение на время приостановки строительства. При этом длительность консервации этим документом не обозначена.

Руководствуясь вышеприведенными определениями консервации, делаем вывод, что ее основная цель – обеспечить сохранность объекта консервации и возможность его использования в будущем.

Вывод ОС из эксплуатации для консервации и других мероприятий (капремонта, реконструкции, модернизации) или перевод в состав непроизводственных ОС нельзя путать или смешивать. Это разные мероприятия, они преследуют разные цели, и их учет может отличаться. Например, расходы, связанные с консервацией, относятся в состав прочих расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете без каких-либо ограничений, а расходы на ремонт и реконструкцию в налоговом учете лимитируются 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп ОС на начало отчетного года (п. 146.11, 146.12 Налогового кодекса, далее – НК). А перевод ОС из производственных в непроизводственные чреват начислением НДС с базой налогообложения, равной балансовой стоимости на начало отчетного периода, в котором осуществлен такой перевод (п. 189.1, 198.5 НК).

Выделим основные причины для консервации ОС (п. 2.3 Методрекомендаций № 274):

  • временное прекращение производственной или другой хоздеятельности;
  • сокращение объемов производства;
  • нерациональное использование объекта ОС.

Основной причиной для консервации строительного объекта названо отсутствие финансирования дальнейшего строительства и ввода в эксплуатацию такого объекта (п. 1.1 Положения № 2).

Предполагается, что такие обстоятельства носят временный характер. Ведь консервация нужна, чтобы обеспечить сохранение объекта для дальнейшей его эксплуатации в будущем.

Это важно! Положением № 1183 предусмотрена возможность, но не обязанность уполномоченных органов собственников объектов принимать решение об их консервации. То есть предприятия не обязаны консервировать временно не используемые ОС, если не видят в этом необходимости.

Документальное оформление

Решающее значение в вопросе «быть или не быть» консервации ОС на предприятиях госсектора имеет технико-экономическое обоснование (далее – ТЭО) этого мероприятия. ОС могут быть законсервированы, если согласно ТЭО их дальнейшее использование признано временно нецелесообразным (п. 3 Положения № 1183).

На наш взгляд, любому другому предприятию путь к консервации ОС стоит также начать с ТЭО. Его цель – проанализировать влияние предстоящей консервации на производственные показатели предприятия, структуру расходов на производство до и после консервации, ценообразование, рассчитать экономический эффект (прибыль) от консервации ОС (например, за счет экономии расходов при консервации ОС по сравнению с расходами без вывода из эксплуатации).

ТЭО включает сведения об ОС, в том числе акт технического состояния, данные бухучета и проект консервации. Проект состоит из пояснительной записки (в ней можно раскрыть влияние консервации на основные показатели деятельности предприятия, воспользовавшись для этого формами из приложений 4-8 к Методрекомендациям № 274, порядок и график консервации и расконсервации), техдокументации (если нужно обозначить технологические процессы консервации) и сметы расходов (форму можно позаимствовать из приложения 2 к Положению № 1183).

Положением № 1183 установлен порядок документальной подготовки и рассмотрения уполномоченными органами материалов относительно консервации ОС предприятий Минпромполитики. Его основные документы можно «позаимствовать» и обычным предприятиям, например:

  • приказ о создании комиссии для подготовки ТЭО и принятия решения относительно консервации;
  • акт о временном выводе ОС из производственного процесса и их консервации, утвержденный решением комиссии (например, по форме, приведенной в приложении 1 к Положению № 1183 или в приложении 1 к Методрекомендациям № 274);
  • приказ руководителя предприятия, утверждающий решение комиссии о проведении консервации. Такой документ не предусмотрен Положением № 1183 или Методрекомендациями № 274, где написано, что комиссию по консервации должен возглавлять руководитель предприятия или его главный исполнительный орган, а значит, в предыдущем документе (акте о временном выводе ОС из производственного процесса и их консервации) фиксируется факт утверждения принятого решения руководителем. Но в п. 146.18 НК, где речь идет о налоговых расходах на консервацию, упомянут именно приказ руководителя, поэтому рекомендуем составить еще и его;

· акт принятия ОС на консервацию ответственным за их сохранение лицом.

Предприятиям Минпромполитики для консервации недостаточно одного решения плательщика (п. 7 Положения № 1183). Например, предприятиям, основанным на госсобственности, нужен акт КМУ, а предприятиям, имеющим стратегическое значение для экономики и безопасности страны, решение плательщика нужно согласовать с Межведомственной комиссией по вопросам консервации.

Учет операций, связанных с консервацией ОС

Бухгалтерский учет. На период консервации начисление амортизации объекта ОС приостанавливается (п. 23 П(С)БУ 7). Начиная с месяца, следующего за месяцем перевода ОС на консервацию, и заканчивая месяцем, в котором осуществляется его обратный ввод в эксплуатацию, амортизация не начисляется (п. 29 П(С)БУ 7; п. 27 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина от 30.09.03 г. № 561). Если объект ОС амортизируется производственным методом, то амортотчисления возобновятся уже в первом месяце участия ОС в производственном процессе, то есть амортизация может возобновиться раньше – уже в месяце их обратного ввода в эксплуатацию.

Напомним, что для негосударственных и «нестратегических» предприятий такие предписания всего лишь рекомендация. Поэтому, на наш взгляд, перевод на отдельный субсчет и выбор счета для расходов – это вопрос учетной политики предприятия. Например, современные бухгалтерские программы позволяют формировать данные о законсервированных ОС отдельно от других ОС и без перевода на отдельные субсчета. Поэтому отчетность можно заполнить и без такого перевода. В Примечаниях к финансовой очетности (форма № 5, утвержденная приказом Минфина от 29.11.2000 г. № 302) информация об остаточной стоимости выведенных из эксплуатации ОС отражается отдельной строкой 263.

Особенности МСФО-учета. В отличие от национальных стандартов бухгалтерского учета, МСБУ 16 «Основные средства» предусматривает, что амортизацию не приостанавливают в случае, если актив не используется или выбывает из активного использования, пока он полностью не самортизируется (параграф 55). Поясняется такой подход тем, что не только использование актива по назначению, но и другие факторы, например техническое и/или моральное его устаревание, нужно учитывать при амортизации, а время простоев включается в полезный срок эксплуатации ОС, в течение которого актив подлежит амортизации.

Амортизацию прекращают, только если ОС готовят к продаже или перестают признавать активом. Таким образом, у предприятий, которые ведут учет по МСФО, бухучет консервационных операций не будет аналогичным налоговому учету. В то же время этих налоговых разниц можно избежать, если амортизировать ОС производственным методом (чаще всего именно производственные ОС приходится консервировать). Тогда амортизация во время консервации будет равна нулю и в МСФО-учете.

Налоговый учет. Начисление амортизации ОС приостанавливается на период их вывода из эксплуатации на консервацию (пп. 145.1.2 НК). Начисление амортизации, а значит и ее приостановка, проводится в налоговом учете так же, как и в бухгалтерском (пп. 44.2, п. 145.1.9 НК). То есть начисление амортизации законсервированных ОС приостанавливается начиная с месяца, следующего за месяцем вывода их из эксплуатации на консервацию и заканчивая месяцем, в котором осуществляется их обратный ввод в эксплуатацию (кроме ОС, амортизируемых производственным методом).

Напомним, что ранее (до 01.04.11 г.) по Закону о прибыли на период консервации приостанавливалась амортизация только для ОС группы 1, а балансовая стоимость остальных групп (2–4) не изменялась и продолжала амортизироваться. Кроме того, в связи с консервацией балансовая стоимость объекта группы 1 приравнивалась к нулю, и если на начало года объект находился на консервации, то его балансовая стоимость не участвовала в расчете 10%-ного ремонтного лимита.

Налоговый кодекс в части налогового учета аналогичных норм не содержит, поэтому стоимость любых законсервированных ОС будет участвовать в расчете 10%-ного ремонтного лимита. Ведь ремонтный лимит рассчитывается от балансовой стоимости ОС, подлежащих амортизации, которая определяется как разница между их первоначальной стоимостью с учетом переоценки и сумой накопленной амортизации (пп. 14.1.9 НК). Возможно, кого-то смутит формулировка «подлежащие амортизации» в отношении законсервированных ОС, однако мы уверены – приостановка амортизации не означает, что ОС не подлежат амортизации. В перечне расходов, которые не подлежат амортизации (п. 144.2, 144.3 НК), остаточной балансовой стоимости ОС, временно находящихся на консервации, нет.

А вот расходы на содержание ОС, находящихся на консервации, не амортизируются (к стоимости ОС не прибавляются), а полностью относятся в состав расходов за отчетный период (п. 144.2 НК). Поскольку консервация – это комплекс мероприятий, начиная с подготовки документации и заканчивая процессом расконсервации, то, на наш взгляд, все расходы, связанные с консервацией, являются расходами на содержание законсервированных ОС.

Такой же смысл вложен в ответ Миндоходов на вопрос, как в налоговом учете отражать расходы на консервацию ОС, их содержание во время консервации и дальнейшую расконсервацию (ОИР, категория 102.09.01). Это могут быть, в частности, расходы:

  • на подготовку ТЭО и техдокументации;
  • непосредственно консервацию (демонтаж, перевозку, упаковку, сортировку, складирование, необходимое техобслуживание, создание защитных сооружений и конструкций и пр.);
  • сопутствующие мероприятия (например, расходы на выплаты увольняемым в связи с сокращением производства сотрудникам);
  • обратный ввод в эксплуатацию, пусконала­дочные работы;
  • прочие расходы, направленные на сохранение законсервированных ОС.

Консервация ОС не приводит к налоговым последствиям по НДС, поскольку право на налоговый кредит по этому налогу НК не ставит в зависимость от того, находятся в эксплуатации ОС или нет. Главное – намерение плательщика использовать их в рамках хоздеятельности в облагаемых операциях (п. 198.3 НК). А вывод ОС на консервацию не перечислен среди операций, при осуществлении которых начисляются налоговые обязательства по НДС (п. 198.5 НК).

Пример

С целью уменьшения расходов на содержание производственного оборудования, которое временно не используется в производственном процессе, принято решение о консервации производственной линии М-420 на 2 года. Для обеспечения сохранности линия, которая находится в отдельном помещении цеха, отключена от источников питания, упакована защитной пленкой, сохранен необходимый для хранения температурный режим.

Учет операций, связанный с консервацией объекта, покажем в таблице (к – условное обозначение для ОС на консервации):

(грн.)

Первичные
документы

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Выведена из эксплуатации для консервации производственная линия по решению руководителя предприятия

Документы см.
в разделе консультации «Документальное оформление»

Отражены материальные расходы на консервацию (смазочные материалы, упаковочная пленка и пр.)

Накладные-требования
на внутреннее
перемещение

Отражены коммунальные расходы на содержание производственного помещения в период консервации

Акты приемки-передачи, счета

Отражен налоговый кредит

Налоговая накладная

Начислены работникам выплаты и ЕСВ, связанные с консервацией

Расчетно-платежная ведомость типовой формы № П-6*

Введена в эксплуатацию производственная линия после консервации

Акт приемки-передачи типовой формы № ОЗ-1**

Отражены пусконаладочные работы сторонней организации без НДС

Акт приемки-передачи

* Утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

** Утверждена приказом Госкомстата от 05.12.08 г. № 489.

Основная цель консервации – сохранить активы в состоянии, пригодном для дальнейшего их использования по назначению. Консервация целесообразна в случае временного прекращения или значительного сокращения производственной или иной хоздеятельности. Решение о консервации ОС – это право управляющего органа предприятия, а не требование законодательства. И если такое решение принято, то важно правильно оформить документы, ведь от этого будет зависеть право на связанные с консервацией ОС налоговые расходы.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о консервации основных средств.

Сегодня вы узнаете:

  1. При каких условиях и для чего проводится консервация ОС;
  2. Каковы этапы ее проведения;
  3. Что происходит с налогами и амортизацией при консервации ОС.

Что такое консервация ОС

Консервация – это совокупность мер по временному прекращению использования одного или нескольких основных средств организации. Консервация предполагает возобновление эксплуатации ОС через документально обозначенный срок.

Само слово происходит от латинского conservatio – «сохранение», что указывает на конечную цель всего мероприятия – сберечь как сам объект, так и часть средств на расчетных счетах предприятия, благодаря уменьшению расходов.

Консервацию объекта можно сравнить с анабиозом крокодила, когда при неблагоприятных условиях это животное закапывается в песок и все его жизненные функции замедляются. Так и объект замедляет свою жизнь внутри предприятия и – главная характеристика – временно не приносит своим владельцам экономической выгоды . По закону эта «спячка» не может превышать трех лет. Но практика показывает, что срок консервации основных средств можно продлить.

Причины проведения консервации ОС

Это мероприятие используется, например, в таких случаях:

  • Окончание сезонных работ, когда в другое время объекты не могут использоваться (снегоуборочная техника, машины для сбора урожая);
  • Временный простой в производстве (ткацкие станки при недопоставке нитей);
  • Сокращение производства в связи с экономическими реалиями (неиспользование одного из цехов);
  • Поломка объекта и его перевод на ремонт, в том числе при отсутствии необходимых деталей (ремонт трактора в связи с неисправностями).

А что означает консервация на деле?

Для этого вы должны предусмотреть план действий в двух направлениях:

  1. Фактическая консервация;
  2. Отражение в документации и в программе бухучета.

К первому пункту относятся все действия, связанные непосредственно с вашим основным средством. Пока имущество будет простаивать, нужно поддерживать его в сохранности и исправном состоянии.

Например, в сельском хозяйстве используется особая техника по обработке полей гербицидом. Эта техника нужна только весной и летом, в холодное время ей нужно отвести место в закрытом ангаре, периодически запускать двигатель, охранять ангар от воров.

С другой стороны, консервацию необходимо зафиксировать в документах – недостаточно только на деле перестать пользоваться имуществом и поставить его под замок.

Последствия проведения консервации

Консервация – процедура добровольная. Даже если вы не используете ваше здание, оборудование или автомобиль для нужд организации, и они покрываются пылью – налоговые органы не могут обязать вас провести эту процедуру.

Напрашивается вопрос – если закон не обязывает переоформлять статус неиспользуемого актива, зачем вам лишние хлопоты? Пусть стоит, пока снова не понадобится. Склонить вас в пользу документальной консервации могут только выгоды, которые будут существенно перевешивать неудобства и траты на нее.

И все же существуют некоторые общие пункты:

Пункт

Если провести консервацию

Если обойтись без консервации

Уход за основным средством

Платить меньший налог на прибыль . Затраты на техобслуживание, зарплату охраны, амортизацию склада, обогрев, освещение можно отнести к внереализационным расходам, так как ОС уже не служит для получения прибыли. Следовательно, на сумму этих расходов можно уменьшить налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль

Платить такой же налог на прибыль , как и при действующей эксплуатации ОС. Без официальной консервации все расходы по этому ОС будут признаваться тратами на осуществление основной деятельности компании. Следовательно, вам не удастся уменьшить на сумму этих расходов базу налогообложения при расчете прибыли

Амортизация

Не начисляется . При консервации длительностью три и более месяца амортизационные начисления прекращаются. Амортизация возобновляется при расконсервации ОС и доводится до конца, пока все ОС не будет амортизировано. База для расчета налога на имущество не уменьшается, так как остаточная стоимость ОС не сокращается за счет амортизации

Начисляется каждый месяц из расчета срока полезного использования. Таким образом, ежемесячно уменьшается база для расчета налога на имущество – то есть вы платите все меньше и меньше за конкретное ОС. И в то же время приходится считаться с иногда существенными ежемесячными расходами в связи с амортизацией

Срок полезного использования

Растягивается на период начисления амортизации. Если после расконсервации окажется, что СПИ истек, то амортизация по объекту все равно будет начисляться, и СПИ фактически будет продлен на этот период. Неудобство состоит в том, что, несмотря на отсутствие физического износа, есть еще износ моральный, а такое «замораживание» сделает ОС еще более старым и иногда непригодным для использования в силу именно морального устаревания

Идет своим чередом , пока не закончится. СПИ для конкретного ОС утверждается самой организацией, но в пределах временной вилки для каждой амортизационной группы, предписанной законом в Классификации

Отражение в 1С

Субсчет и галочки на амортизации . К синтетическому, то есть общему счету 01 Основные средства для удобства принято добавлять субсчет 01.1 ОС на консервации. 1С позволяет отключить начисление амортизации по ОС путем постановки галочки в графе «Влияет на начисление амортизации» в разделе «Консервация» в справочнике событий

Учет ведется без обособлений ОС . В 1С по умолчанию на ОС начисляется амортизация

Какое имущество можно подвергнуть консервации

Если имущество относится к основным средствам – то есть в учете отражено на счете 01 – консервацию провести можно.

Напомним, что не любое имущество компании можно отнести к ОС.

Для этого должны быть выполнены четыре условия:

№ условия

Суть

Примеры. Да – условие выполняется (относится к ОС), нет – не выполняется, не относится к ОС

Объект используется в производстве, сдается в аренду, нужен для работы или выполнения услуг, а также задействован в управлении

Да : служебный автомобиль. Нужен в управлении – возит руководителя по служебным надобностям

Нет : мраморный монумент на территории предприятия, оставшийся от предыдущих владельцев

Объект используется дольше, чем один год

Да : здание, в котором расположена компания

Нет : упаковка для продукции

3. Предприятие не собирается перепродавать объект

Да: компьютеры для офисных сотрудников

Нет : партия компьютеров, закупленных компанией для реализации

Объект может в будущем принести экономическую выгоду

Да : многолетние плодовые деревья (для продажи фруктов)

Нет : однолетние насаждения для украшения территории

Примеры ОС: дома, конструкции, транспорт, инструмент, оргтехника, хозинвентарь, земля, вода, недра.

Не относятся к ОС: готовая продукция, материалы и товары на складе. Материалы или объекты в пути или на монтаже.

Никто не проводит консервацию природных ресурсов (земли, воды, недр), что легко объяснимо: по закону РФ амортизация на эти объекты не начисляется. Так как зачастую ОС консервируют с целью приостановить амортизационные отчисления – в данной ситуации эта причина не действует.

Почему не амортизируют природные ресурсы? Считается, что их можно использовать бесконечно и они не «износятся», хотя на деле при активном использовании могут истощиться.

Порядок оформления консервации

Процедура консервации строго регламентирована для бюджетных и государственных учреждений. Что касается коммерческих предприятий, практика показывает, что налоговые органы относятся к оформлению консервации более лояльно.

Для того чтобы консервация считалась законной и вы с чистой совестью могли бы перестать начислять амортизацию на ОС, необходимо сделать несколько шагов:

  1. Руководство фирмы подсчитывает, целесообразно ли проводить консервацию. Решение принимается на общих собраниях.
  2. Когда решение принято, оформляется приказ.
  3. Проводится инвентаризация ОС.
  4. Составляется акт о переводе объектов основных средств на консервацию.
  5. Информация отражается в программе 1С.

Характеристика

Приказ о переводе на консервацию основных средств

Акт консервации основных средств

Назначение

Отражает намерение

Подтверждает совершившийся факт

Обязательность

Является необходимым документом

Является желательным документом

Кто подписывает

Инициирует и подписывает руководитель фирмы

Все участники комиссии, назначенные в приказе + руководитель

Какую информацию содержит

— Причины перевода на консервацию;

— На какой срок;

— Ответственные за мероприятие;

— Ответственные за надлежащее хранение неиспользуемого ОС

— Список объектов для вывода из эксплуатации;

— Дата начала консервации;

— Какие мероприятия будут проводиться во время простоя ОС;

— Затраты на консервацию.

Унифицированный вид

Произвольный вид

Подробнее об амортизации ОС: общие сведения

Амортизация – это постепенное уменьшение стоимости ОС в связи с его износом через помесячное включение доли от его стоимости в .

Как рассчитываются эти доли для списания? Их величина напрямую связана с понятием срока полезного использования ОС (СПИ). Величина срока частично выбирается организацией, но только в заданных рамках. Эти рамки предписаны в официальном документе – классификации ОС.

В этой классификации все возможные основные средства подразделяются на десять групп. В первой группе перечислены те ОС, чей СПИ составляет от одного года до двух лет. В последней, десятой группе – ОС со сроком службы более тридцати лет.

Пример . Охотничье и спортивное оружие относится к пятой группе амортизации со СПИ от семи до десяти лет. Организация может установить СПИ для своего ОС семь, восемь, девять или десять лет – по своему усмотрению.

После выбора СПИ при линейной системе амортизации (во многом самой удобной) вычисляется, какую сумму придется амортизировать в месяц. Например, если охотничье оружие стоило 70 000 рублей при СПИ 7 лет, нужно будет списывать:

  • 70 000/7 = 10 000 рублей в год.
  • 10 000/12 = 833,3 рубля в месяц.

Что происходит с амортизацией при консервации объектов основных средств

Если консервация не превышает трех месяцев, амортизация начисляется по ОС в обычном режиме. При более длительном сроке, как мы уже рассматривали, амортизация приостанавливается.

Амортизация перестает начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором был издан приказ о консервации. Например, если консервация утверждена 15 августа, с 1 сентября она больше не начисляется.

Временно не начислять амортизацию – часто одна из основных целей консервации и законный способ этого не делать. С одной стороны, в перспективе это не очень выгодно. Ведь полностью самортизированное имущество значится в балансе с нулевой стоимостью, следовательно, с него не нужно платить налог на имущество, тогда как «замороженный» актив будет висеть на балансе с прежней, а не с остаточной стоимостью.

С другой стороны, если у собственника из-за спада производства простаивает целый парк техники с огромной стоимостью и, как следствие, с огромной амортизацией, он не сможет включать эту амортизацию в стоимость готовой продукции – иначе она взлетит до небес.

О порядке уплаты налогов при консервации основных средств

Консервация ОС не освобождает предприятие от уплаты транспортного налога (если ОС относится к транспортным средствам), что касается , он также по-прежнему подлежит оплате.

Все эти случаи регламентированы законодательно, но среди них консервация не значится. Следовательно, при консервации ОС не нужно искать первичные документы с указанным НДС при покупке ОС и перечислять его в бюджет.

Продажа объектов на консервации

Продажа объектов на консервации имеет черты, свойственные реализации амортизируемого имущества – несмотря на то, что при длительной консервации амортизация приостанавливается.

Сходство состоит в том, что при такой продаже продавец имеет право уменьшить заявленную прибыль на остаточную стоимость ОС – ту стоимость, что осталась после начисленной амортизации еще до консервации.

Пример . Компания купила прибор на сумму 120 000 рублей. Согласно классификации он будет использоваться пять лет (60 месяцев). Ежемесячное начисление амортизации составило 2000 рублей. Прошло три года, за которые начисленная амортизация уменьшила стоимость прибора на 72 000 рублей. Текущая остаточная стоимость составила 48 000 рублей (120 000 – 72 000).

Весь четвертый год прибор был законсервирован. После чего прибор был продан за 82 600 рублей, в том числе НДС 12 600 рублей.

В целях налогообложения доходы от реализации составили 70 000 (82600 — 12600).

Компания заявляет полученную прибыль 22 000 рублей (сумма 70 000, уменьшенная на остаточную стоимость прибора – 48 000 рублей).

Если остаточная стоимость превысит доход от продажи, разница между этими показателями будет признана убытком.

В этом случае нужно установить фактический срок эксплуатации объекта – то есть отнять месяцы простоя. И именно из этой цифры исчислять период списания убытка. Убыток распределяется равными долями по месяцам найденного периода в составе прочих расходов.

Процедура расконсервации ОС

По истечении некоторого времени руководство может прийти к выводу, что компании вновь необходимо активное использование законсервированных объектов ОС.

Для этого издается соответствующий приказ о расконсервации.

Расконсервация – совокупность мер по возобновлению эксплуатации ОС.

При этом снова начисляется амортизация – с первого числа месяца после месяца, в котором был издан приказ о расконсервации.

Физическая консервация производственного и строительного объекта должна производиться по заранее разработанному проекту, в котором учитываются факторы воздействия на здания, оборудование и коммуникации и средства противодействия опасным факторам. Основная задача при этом состоит в создании условий для сохранения стоимости здания и техники, снижении потерь от длительного простоя.

Факторы воздействия на объект консервации

Сохранность станков, машин и производственных линий обеспечивают в соответствии с ТУ этапы консервации оборудования . В проект следует включить и комплекс работ по защите инженерных систем, коммуникаций и строения, уделив особое внимание климатическим факторам и реакции на их воздействие со стороны ТМЦ. Процесс длительного хранения характеризуется рядом внешних воздействий:

  • температурные факторы - в зданиях с отключенным на период консервации отоплением возникают перепады температур, вызванные сезонными изменениями погоды;
  • влажность - даже при наличии естественного проветривания в помещениях остаются места, где скапливается влага, которая по мере испарения увеличивает уровень влажности по всей площади;
  • пыль - она проникает через щели и вентиляционные отверстия, оседает на поверхностях, впитывает влагу;
  • появление плесени, грибков, колоний микроорганизмов, гниения в деревянных конструкциях, активность грызунов.

По мере накопления этих воздействий возникает и приобретает опасные масштабы ответная реакция сохраняемых предметов. Это выпадение конденсата, нарушение целостности отдельных деталей, коррозия металлических поверхностей, повреждения лакокрасочного покрытия.

Этапы подготовки производства к консервации

При организации хранения техники, машин и производственного оборудования в зданиях цехов и остановленных участков, а также в помещениях больших и неотапливаемых складов принимаются меры по защите каждой единицы. При этом необходимо сохранить в целости само здание, если оно не будет эксплуатироваться длительное время и окажется отключенным от инженерных систем.

Провести подготовку следует в несколько этапов, в ходе которых придется:

  • отключить, продуть и законсервировать систему отопления внутри помещений;
  • провести работы по отключению от электроснабжения, возможно, демонтировать подводящие кабели и щитовое оборудование для предотвращения случайного присоединения;
  • провести тщательную уборку, так как любые скопления мусора и пыли являются источниками двух опасностей - возгорания и активного накопления влаги;
  • создать прочное и надежное укрытие на входах в помещения, организовать естественную вентиляцию через ограниченные отверстия.

Если большую часть работ можно провести силами собственного персонала, а технику подготовить к хранению по существующим ТУ, то укрытие и создание защитных слоев упаковки следует организовать отдельно. Для этого используются специализированные материалы, которыми часто не располагают предприятия, а уровень знаний специалистов недостаточен для создания надежной консервирующей упаковки.

Защита зданий и сооружений в период простоя

На уровне защиты здания принимаются меры, сходные с теми, что предусматривает консервация и укрытие объектов незавершенного строительства . В комплекс создания системы защиты включается:

  • укрытие и защита кабелей, труб, оголовков канализации и вентиляции;
  • создание прочных преград на дверях и окнах с защитой от проникновения влаги и пыли;
  • при необходимости - создание временной кровли из термоусадочного материала, навесов, защитных тентов;
  • размещение в углах и отдельных зонах помещений ингибиторов биологической активности, силикагеля для поглощения влаги.

Грамотно спланированные и организованные этапы работ позволят сохранить здание и размещенные в нем ценности, не снизить стоимость оборудования и строения из-за преждевременного износа и прямой порчи.

Защита техники от перепадов температур

В процессе подготовки к хранению отдельных единиц техники, станков и производственных линий важно использовать упаковочные материалы, тару и обрешетку таким образом, чтобы свести к минимуму воздействия перепадов температуры. Большинство механизмов получает повреждения не из-за холода самого по себе, а при резкой смене температурных условий. Именно для этого используется многослойная упаковка и тара, в которой сохраняются воздушные полости с прослойки с малой теплопроводностью.

Для предотвращения выпадения конденсата на поверхностях используются поглотители влаги. Металлические поверхности и подверженные детали покрываются защитными составами по ТУ. Полный комплекс работ по упаковке техники, консервации зданий и защите объектов незавершенного строительства выполняют специалисты компании РосПромУпак с разработкой проекта и использованием современных материалов.

Расходы на консервацию: учет и налогообложение (Антаненкова Е.И.)

Дата размещения статьи: 17.08.2013

Как оформить консервацию простаивающих основных средств и объектов незавершенного строительства? Каким образом отразить эти операции в бухгалтерском учете? Каковы будут налоговые последствия?

Консервация объектов основных средств

Консервация - это выполнение фактических мероприятий по поддержанию объекта основных средств в исправном состоянии (ограничение доступа к объекту, его техническая защита и т.п.), т.е. под консервацией подразумевается временное неиспользование объекта основных средств, которое не предусматривает его ликвидации (выбытие), соответственно, отсутствуют основания для списания объекта с учета.
На консервацию переводятся объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса, когда они не приносят экономической выгоды (дохода), не эксплуатируются в производственной и управленческой деятельности и не могут быть использованы для передачи за плату во временное пользование.
Для определения перечня основных средств, подлежащих консервации, целесообразно провести инвентаризацию. Приказом назначается комиссия, в состав которой, как правило, входят: главный инженер (председатель комиссии), начальники соответствующих подразделений, работник бухгалтерии, представитель экономического подразделения, работник, ведающий вопросами управления имуществом, лица, на которые возложена ответственность за сохранность объектов консервации, и др.
Комиссия определяет целесообразность перевода на консервацию (расконсервацию) объектов ОС; оформляет акты о консервации (расконсервации) и др.; проводит освидетельствование законсервированных объектов, экономическое обоснование перевода на консервацию (расконсервацию); составляет сметы расходов по консервации (расконсервации) объектов, в том числе дополнительных на содержание законсервированных объектов.
После этого руководитель издает приказ о консервации временно неиспользуемого оборудования, техники. Унифицированной формы данного документа нет. Поэтому составить его можно в произвольной форме, приведя в нем перечень простаивающих основных средств. В приказе целесообразно также указать причину консервации объекта, дату перевода, срок консервации, остаточную стоимость объекта. Также необходимо разработать внутренний локальный документ (порядок, который будет определять состав мероприятий по консервации объектов и последовательность их осуществления). При консервации конкретных объектов основных средств необходимо составить и утвердить смету расходов на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.
В инвентарных карточках основных средств (ф. N ОС-6) следует произвести отметку о переводе их на консервацию. Так как специальная графа для этого не предусмотрена, то сведения о консервации можно указать в разд. 4 "Сведения о приемке, внутренних перемещениях, выбытии (списании) объекта основных средств" карточки.
По окончании работ по консервации составляется акт, который подписывается комиссией и утверждается руководителем организации. В нем целесообразно привести перечень законсервированных основных средств с указанием их инвентарных номеров, первоначальной и остаточной стоимости, сумм начисленной амортизации, сроков полезного использования и сроков консервации.
Унифицированная форма данного документа отсутствует, поэтому организации следует разработать его с учетом специфики своей деятельности и зафиксировать в учетной политике.
В процессе консервации объекты основных средств физически не изнашиваются. Это и является причиной исключения соответствующих объектов из состава амортизируемого имущества в бухгалтерском учете, однако лишь в случае, когда срок консервации превышает 3 месяца.
В ПБУ 6/01 четко не отражено, с какого периода следует прекратить начислять амортизацию в связи с консервацией объекта, поэтому данный момент целесообразно отразить в учетной политике организации. Например, приостанавливать начисление амортизации со следующего месяца после консервации, а возобновлять - с месяца, следующего за месяцем расконсервации.
Законсервированные объекты следует продолжать учитывать на счете 01 "Основные средства", но обособленно. Иными словами, консервация простаивающего оборудования отражается записью о переносе первоначальной стоимости в дебет счета 01 "Основные средства", субсчет "Основные средства на консервации", с кредита счета 01 "Основные средства", субсчет "Основные средства в эксплуатации".
Затраты на содержание законсервированных производственных объектов (оплату труда с начислениями, охрану этих объектов, расход материалов на консервацию и при проведении профилактических мероприятий, отопление, электроэнергию, услуги сторонних организаций по содержанию законсервированного объекта и т.д.) относят в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетами учета затрат в пределах сметы, утвержденной руководителем организации.

Консервация объектов незавершенного строительства

Приостановление строительства может быть обусловлено отсутствием финансовой возможности продолжать строительство, трудностями, связанными с организацией получения технических условий по подключению объекта к инженерным сетям и коммуникациям (Письмо Минфина России от 11.12.2009 N 03-03-06/1/805), грубыми нарушениями, допущенными на стадии проектирования, обнаруженными в ходе осуществления строительных работ, необходимостью дождаться более теплого (недождливого) сезона и т.д.
После устранения причин, вызвавших консервацию, работы на объекте продолжатся, поэтому договор строительного подряда не расторгается, а приостанавливается на неопределенный (или определенный) срок. В Гражданском кодексе РФ отсутствует норма, которая связывала бы консервацию с окончательным прекращением договорных отношений сторон, поэтому намерения сторон о прекращении договора подряда в случае консервации строительства, а также порядок его прекращения должны быть предусмотрены в договоре подряда (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19.10.2006 по делу N А29-11601/2005-2э).
Если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ (ст. 752 ГК РФ).
В случае необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик (заказчик) обязан обеспечить консервацию объекта капитального строительства. О своем решении он в течение 10 календарных дней должен уведомить подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство, а также орган государственного строительного надзора (если строительство объекта подлежит государственному строительному надзору).
Основанием для начала консервации объекта незавершенного строительства является распорядительный документ застройщика (заказчика).
Согласно п. 5 Правил проведения консервации объекта капитального строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2011 N 802) в решении о консервации объекта должны быть определены:
- перечень работ по консервации объекта;
- лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);
- сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта, а также сроки проведения работ по его консервации;
- размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство объекта (подрядчиком), и утвержденного застройщиком (заказчиком).
Для разработки технической документации застройщик (заказчик) и подрядчик составляют специальный перечень работ и затрат, на основе которого разрабатывается смета на консервацию и охрану строительного объекта на время консервации.
Как именно подрядчик будет выполнять строительно-монтажные работы, предусмотренные этой сметой, оговаривается в дополнительном соглашении к основному договору подряда на капитальное строительство, которым устанавливаются сроки выполнения работ и сдачи застройщику (заказчику) законсервированных объектов строительства, а также указываются сроки, в которые подрядной организации будут возмещены имевшие место расходы.
На начальном этапе консервации формируется инвентаризационная комиссия, в состав которой входят представители заинтересованных сторон (подрядчика, застройщика (заказчика), проектной организации и др.). По результатам ее работы формируются инвентаризационные описи и составляется акт в произвольной форме, где отражаются наименование объекта строительства, место проведения обмера, основания для проведения, данные смет и актов выполненных работ, результат, полученный по итогам контрольных обмеров, дата проведения.
Инвентаризационная комиссия определяет состояние и степень готовности элементов объекта строительства, который подлежит консервации; выявляет необоснованное занижение или завышение стоимости выполненных строительных работ, а также факты необоснованного применения сметных норм, коэффициентов, нормативов и т.д.
Кроме того, при инвентаризации обязательно следует проводить контрольные обмеры физических объемов работ, которые по результатам инвентаризации сопоставляются с показателями смет, актов и данными, отраженными в учете по счету 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 3 "Строительство объектов основных средств застройщика (заказчика)". Контрольный обмер физических объемов работ заключается в сопоставлении фактически выполненных объемов работ в натуральном выражении (на объекте незавершенного строительства) с аналогичными объемами, указанными в актах выполненных работ. Если установлено, что работы не выполнены или выполнены в меньшем объеме, то оплате они не подлежат и исключаются из объема выполненных работ.
Экземпляры описей и акт, составленные по результатам инвентаризации, передаются в бухгалтерию застройщика (заказчика) и подрядчика. Акты должны быть подписаны членами комиссии с участием подрядной (субподрядной) организации.
После принятия решения о приостановлении строительных работ заказчик и подрядчик составляют акт о приостановлении строительства (ф. N КС-17), который применяется для оформления приостановления строительства (консервации или прекращения строительства) и составляется в необходимом количестве экземпляров по каждому объекту строительства с указанием приостановленных строительством работ.
Один экземпляр акта передается подрядчику, второй - заказчику, третий по требованию - инвестору. Сведения о затратах на консервацию отражаются в акте на основании сметы.
В результате строительства производимые затраты, отражаемые на счете 08 "Капитальные вложения", подразделяются на расходы, увеличивающие и не увеличивающие стоимости основных средств. Последние также подразделяются на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах стоимости строительства.
По окончании строительных работ затраты, увеличивающие стоимость объектов, образуют инвентарную стоимость здания, а затраты, не увеличивающие стоимости основных средств, списываются со счета "Капитальные вложения" за счет предусмотренных источников финансирования по мере полного производства соответствующих работ.
Пунктом 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций установлено, что расходы на консервацию строительства относятся к затратам, не увеличивающим стоимость основных средств и не предусмотренным в сводных сметных расчетах стоимости строительства.
По окончании работ расходы организации застройщика (заказчика) на консервацию недостроенного здания могут списываться в состав внереализационных расходов, для учета которых предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы".
Застройщик (заказчик) может не только нести расходы на консервацию объекта, но и оплачивать содержание недостроенного объекта (охрану, освещение и т.п.), эти расходы также следует отражать на счете 91.
Для удобства получения информации о состоянии имущества к счету 08 "Вложения во внеоборотные активы" застройщику (заказчику) целесообразно открыть отдельный субсчет "Объекты незавершенного строительства на консервации". В этом случае перевод на консервацию объекта незавершенного строительства будет отражен записью:


передан на консервацию объект незавершенного строительства.
В учете застройщика (заказчика) консервация объектов незавершенного строительства может быть отражена следующим образом:
Д-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсч. "Объекты незавершенного строительства на консервации",
К-т сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсч. "Строительство объектов основных средств",
перевод на консервацию объекта незавершенного строительства;
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы"

отражены затраты на разработку проекта консервации;
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
списаны затраты на консервацию, предъявленные подрядчиком;

К-т сч. 51 "Расчетные счета"
погашена задолженность перед проектной организацией;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
оплачены услуги подрядчика;
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
отражены штрафные санкции по договору, подлежащие уплате подрядчику;
Д-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
перечислен штраф подрядчику;
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы"
К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
отражены расходы на охрану объекта;
Д-т сч. 91-2 "Прочие расходы"
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
отражены расходы на освещение объекта.
Так как учет расходов на консервацию объекта незавершенного строительства напрямую зависит от источника финансирования, организации-застройщику (заказчику) целесообразно с учетом специфики деятельности и исходя из источника финансирования данных затрат самостоятельно разработать порядок и методику отражения данных расходов на счетах бухгалтерского учета, закрепив их в своей учетной политике.
Если заказчик-застройщик также является инвестором, то расходы на консервацию и на содержание законсервированного объекта НЗП он может отнести к прочим в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99.
Если заказчик-застройщик и инвестор - разные лица, учет расходов по консервации объекта сводится к следующему. В силу Закона об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, заказчиками являются уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. В права инвесторов входит заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности.
На практике заказчики на основании договора гражданско-правового характера, заключенного с инвесторами, обязуются, как правило, от своего имени и за счет инвестора за вознаграждение осуществить организацию строительства (реализовать инвестиционный проект). Данные условия позволяют квалифицировать заключенный инвестиционный договор как агентский. Комитент обязан помимо уплаты вознаграждения возместить агенту израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы. Таким образом, заказчик, осуществляющий строительство, по сути, является посредником, а понесенные им затраты на консервацию строительства он может перевыставить инвестору. При этом затраты на консервацию объекта заказчик-застройщик может аккумулировать на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" на отдельном субсчете. Далее эти затраты, а также суммы НДС передаются инвестору и отражаются по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Налог на прибыль

Подпункт 9 п. 1 ст. 265 НК РФ позволяет включить во внереализационные расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, затраты, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов. Названная норма применяется и в отношении объектов, строительство или реконструкция которых не завершены.
Минфин России в Письмах от 15.09.2010 N 03-03-06/1/590 и от 18.03.2009 N 03-03-06/1/164 отметил, что расходы, связанные с консервацией объекта основных средств, направлены на сохранение и содержание в должном состоянии имущества, которое в дальнейшем принесет доход, и поэтому они (включая затраты по текущему содержанию, ремонту, охране объектов, необходимые для содержания простаивающих и законсервированных основных средств) признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли.

Консервация основных средств

Для целей налогообложения прибыли законсервированные основные средства исключаются из состава амортизируемого имущества, однако только в случае, когда срок консервации превышает три месяца (п. 3 ст. 256 НК РФ). Прекратить начисление амортизации по простаивающему оборудованию следует с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основные средства будут переданы на длительную консервацию. Вновь начать амортизировать данные объекты следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем расконсервации (п. 2 ст. 322 НК РФ).
Значение имеет фактический, а не предполагаемый период консервации. Если по решению руководителя оборудование было передано на консервацию на полгода, но уже через два месяца его по каким-либо причинам расконсервировали, придется доначислить амортизацию за эти два месяца.
После расконсервации основного средства амортизация начисляется в прежнем порядке (Письмо УФНС России по г. Москве от 01.12.2009 N 16-15/125953). При этом срок полезного использования объекта следует продлить на период консервации (п. 3 ст. 256 НК РФ).
Расходы на охрану законсервированных объектов и их ремонт признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 03.04.2009 N 03-03-06/1/218, Определение ВАС РФ от 31.01.2008 N 691/08).

Консервация "недостроя"

Расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, относятся к внереализационным. Это касается заказчика-застройщика, который является одновременно и инвестором.
Если заказчик-застройщик и инвестор - разные лица и речь идет об агентском договоре, то в налоговом учете затраты заказчика-застройщика подлежат возмещению. Ему они не принадлежат, не учитываются у него в целях исчисления налогооблагаемой прибыли, равно как и суммы, поступившие от инвестора в порядке возмещения затрат на консервацию объекта (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

При переводе на консервацию недоамортизированных основных средств, в отношении которых суммы НДС ранее были правомерно приняты к вычету, восстановление сумм налога с остаточной стоимости таких основных средств на период консервации не производится, так как обязанность по восстановлению НДС в случае перевода объекта на консервацию отсутствует (п. 3 ст. 170 НК РФ; Письма ФНС России от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614@, Минфина России от 06.06.2006 N 03-04-15/116).
А как быть с "входным" НДС по "консервационным" расходам? По данному вопросу существуют две точки зрения.
По мнению контролирующих органов, применять вычет с затрат на консервацию по НДС нельзя, так как они не связаны с ведением облагаемых операций, поскольку законсервированное имущество не используется в производственной деятельности. Кроме того, работы по консервации - это работы для собственных нужд, которые не облагаются НДС.
По мнению арбитражных судов, поддержание временно не используемых производственных мощностей в надлежащем состоянии относится к производственной деятельности предприятий. И если она облагается НДС, то вычет входного налога по "консервационным" расходам правомерен (Постановления ФАС СЗО от 04.04.2008 по делу N А56-51219/2006, УО от 05.08.2010 N Ф09-6084/10-С3 по делу N А07-13364/2009 и др.).
Учитывая изложенное, если после расконсервации и завершения строительства планируется использовать имущество для выполнения операций, облагаемых НДС, то понесенные при консервации расходы связаны с деятельностью, облагаемой этим налогом. НДС принимается к вычету в обычном порядке, т.е. после принятия на учет указанных материалов (работ, услуг) и при наличии счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом существует вероятность того, что указанную позицию налогоплательщику придется отстаивать в суде.

Налог на имущество

Для налога на имущество объект налогообложения - это основные средства. Поскольку законсервированное имущество остается в составе основных средств, то нет никаких оснований не платить налог с его стоимости (Письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101).
При осуществлении капитального строительства налог на имущество необходимо уплачивать с момента отражения завершенного строительством объекта в качестве основного средства. Имущество включается в состав основных средств, если оно отвечает признакам, установленным п. 4 ПБУ 6/01. В частности, это означает, что объект строительства должен быть доведен до состояния, пригодного к использованию. Следовательно, объекты незавершенного строительства, находящиеся на консервации, не признаются основными средствами и, следовательно, налогом на имущество не облагаются (Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/370).