Модели социальных процессов. Второй вопрос. Понятие когнитивной схемы

  • Второй вопрос. Общее представление о развитии личности. Личность в онтогенезе181(1:46)
  • Лекция 9-10 (21-27.11.97) (наверх) Тема 4 Возникновение и развитие психики191
  • Второй вопрос. Стадии развития психики и поведения животных (0:50)
  • Лекция 10 (27.11.97)(наверх)
  • Тема 4. Возникновение и развитие психики
  • Лекция 11 (28.11.97)(наверх)
  • Третий вопрос. Сравнение психики животных и человека. Основные особенности трудовой деятельности и их физиологические предпосылки. Возникновение действий и необходимость сознания (1:08).
  • Лекция 12 (5.12.97)(наверх) Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности Первый вопрос. Краткие сведения из социологии. Социальные позиции, нормы, ожидания. Социальные роли и их присвоение (1:42)
  • Второй вопрос. Социализация индивида как присвоение культурного опыта, понятиевысшей психической функции(л.С.Выготский) (0:52)
  • Второй вопрос. Понятие действия. Действие и деятельность: проблемы возникновения новых мотивов (0:44).
  • Лекция 14 (19.12.97)(наверх) Третий вопрос. Действия и операции. Виды операций. Уровни построения движений (1:23)
  • Лекция 15 (??.12.97)(наверх) Тема 7. Человек как субъект познания.
  • Первый вопрос. Познание и психологическая специфика его изучения. Познание и сознание. Познание и мотивация (1:50).
  • 2. Основные определения познавательных процессов (0:36).
  • Лекция 16 (февраль 97-98?)(наверх) Второй вопрос. Основные определения познавательных процессов (0:59).
  • Третий вопрос. Понятие образа мира и его роль в исследовании познания (0:28)
  • Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности.
  • Тема 8. Основные подходы к изучению личности.
  • Раздел 2. Человек как субъект деятельности или психология личности
  • Тема 8. Основные подходы к изучению личности Вступление. Основные подходы к изучению индивидуальности (личности)
  • Первый вопрос. Каковы единицы изучения индивидуальности (личности)?
  • Второй вопрос. Каково происхождение данных свойств и способов поведения?
  • Третий вопрос. Каковы способы работы психологов с этими людьми?
  • Лекция №17(наверх) Основные виды (ступени) психотерапии
  • Основные разделы психологии личности
  • 16.II.98/4 Лекция №18(наверх)
  • Тема 9: Индивидуальные особенности человека:способности,темперамент,характер(наверх)
  • Первый вопрос. Способности, их измерение и развитие
  • Определение способностей
  • Способности и задатки
  • Развитие и изучение способностей – от операций к действиям
  • Структура интеллекта
  • 23.II.98/6 Лекция №19(наверх)
  • Интеллект и креативность
  • Общее представление о развитии способностей
  • Второй вопрос. Темперамент и примеры его исследования
  • Третий вопрос. Общее представление о характере и его формировании
  • Характер и личность
  • Тема 11: Типология индивидуальности: основные подходы
  • 16.III.98/10 Лекция №20(наверх)
  • Первый вопрос. Наличие психотелесных соответствий, или строение тела и характер
  • Второй вопрос. Основные виды психопатий и акцентуаций
  • Третий вопрос. Построение типологии индивидуальности как терапевтического средства
  • Тема 12: Психология общения. (наверх)
  • Первый вопрос. Определение общения и его условия. Общение как деятельность. Потребность в общении и её развитие.
  • Вопрос второй. Общение и речь. Виды и функции речи. Невербальное общение341.
  • Третий вопрос. Возможности описания и анализа процесса общения.
  • Тема 13: Психология эмоций(наверх)
  • 23.III.98/14 Лекция №21(наверх)
  • Первый вопрос. Определение эмоций и основные аспекты их изучения
  • Аспект первый: эмоция как психическое явление
  • Эмоции – как психотелесные состояния
  • Эмоциональные процессы или эмоция как процесс
  • Второй вопрос. Функции эмоций
  • Третий вопрос. Виды эмоций и примеры их исследования. Эмоции и личность
  • 30.III.98/18 Лекция №22(наверх)
  • Методы диагностики аффективных следов
  • Эмоции и личность
  • Тема 14: Психология воли(наверх)
  • Первый вопрос. Определения воли и ее критерии. Общие ситуации, требующие (или нет) волевой регуляции поведения.
  • Вундт о волевом процессе
  • Джемс о волевой регуляции
  • 6.IV.98/22 Лекция №23(наверх)
  • Общие ситуации, в которых требуется произвольная или волевая регуляция
  • Второй вопрос. Познавательная сфера личности и принятие решений
  • Методика Келии и понятие познавательного персонального конструкта
  • 13.IV.98/26 Лекция №24(наверх)
  • Третий вопрос. Волевая регуляция как преобразование конфликтных ситуаций
  • Тема 15: Психология мотивации(наверх)
  • 20.IV.98/28 Лекция №25(наверх)
  • Тема 12. Психология мотивации.
  • Первый вопрос. Определения и виды мотивов. Функции мотива и продуктивность деятельности
  • Виды мотивов
  • Побуждающая функция мотива и эффективность деятельности
  • Вопрос второй. Проблемы выделения базовой и ситуативной мотивации
  • 27.IV.98/32 Лекция №26(наверх)
  • Уровень притязаний 377и мотивация достижений
  • Вопрос третий. Мотивация и личность. Защитные механизмымнимой личности
  • 4.V.98/36 Лекция №27(наверх)
  • Защитные механизмы в гештальтпсихологии
  • Тема 17 «Строение личности».(наверх)
  • Первый вопрос. Представление о личности в классической психологии сознания и поведения.
  • Второй вопрос. Представление о личности в психоанализе.
  • Третий вопрос. Представление о личности в гуманистической психологии или в терапии процесса. Личность как целое.
  • Тема 18. Развитие личности.(наверх)
  • Тема 19.Самосознание: определение, критерии, уровни развития.
  • Тема 20. Личностный рост.(наверх)
  • Тема 21. Личность и познание.
  • Ограничения познания или что такое духовная психология?
  • Раздел 3. Человек как субъект познания, или психология познавательных процессов.
  • Часть первая. Введение в психологию познания. Тема 22. Общая характеристика когнитивной психологии.
  • Первый вопрос. Теоретические предпосылки когнитивной психологии. Понятие когнитивной схемы.
  • Второй вопрос. Понятие когнитивной схемы.
  • Третий вопрос. Основные направления когнитивной психологии.
  • Тема 23. Виды познавательных процессов и критерии их классификации.(наверх)
  • Первый вопрос. Основные критерии классификации познавательных (психических) процессов.
  • Второй вопрос. Видычувствительностиили классификации431.
  • Третий вопрос. Виды мышления.
  • Тема 24. Познание и действие.(наверх)
  • Первый вопрос. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (испольнительные) и познавательные действия.
  • Второй вопрос. Движение и действие. Понятие задачи. Координация практических действий.
  • Третий вопрос. Практические действия иразвитие интеллекта. Сенсомоторный интеллект.
  • Тема 25. Познание и образ.(наверх) Первый вопрос. Виды образных явлений, изучаемые в психологии. Функции образа.
  • Второй вопрос. Образное представление как переход от действия к мысли.
  • Третий вопрос. Наглядно-интуитивное мышление как дооперациональная стадия развития интеллекта.
  • Тема 26. Познание и речь.(наверх) Первый вопрос. Язык и речь461. Виды и функции речи462. Проблема эгоцентрической речи.
  • Второй вопрос. Стадии развития значений слов. Методики образования искусственных понятий.
  • Третий вопрос. Проблема соотношения житейских и научных понятий. Значение и смысл слова: особенности внутренней речи (Выготский). Конкретные и формальные операции (Пиаже).
  • Тема 27-28. Основные подходы к изучению познавательных процессов.(наверх)
  • Первый вопрос. Объектная ориентация: описание специфики восприятия (отражения стимула) и моделирование механизмов мышления.
  • Второй вопрос. Субъектная ориентация: выделение специфики мышления и моделирование процесса восприятия.
  • Третий вопрос. Ориентация на взаимодействие (контакт): экологическая концепция восприятия (д.Гибсон). Гештальт концепция творческого мышления489(к, Дункер).
  • Часть вторая раздела 3. Экспериментальные исследования познания: ощущение, восприятие, мышление. Тема 29. Основные понятия и проблемы сенсорной психофизики.(наверх)
  • Первый вопрос. Классическая психофизика: понятие психофизического закона, пороги чувствительности, косвенное и прямое шкалирование ощущений.
  • Второй вопрос. Современная психофизика: основные понятиятеории обнаружения сигнала501. Общее представление о психофизическом операторе.
  • Тема 30.Восприятие цвета509.(наверх)
  • Первый вопрос. Общее представление о теориицветового зрения. Основыцветометрии.
  • Второй вопрос. Психосемантика цвета.
  • Тема 31-32. Восприятие пространства513, времени514и движения.(наверх)
  • Первый вопрос. Восприятие пространства или признаки удаленности в классической психологии восприятия.
  • Второй вопрос. Восприятие движения. Теории стабильности мира. Иллюзии529движения.
  • Третий вопрос. Основные иллюзии движения.
  • Четвертый вопрос. Восприятие времени. Время как система отсчета. Восприятие длительности и восприятие скорости.
  • Тема 33. Восприятие как процесс.(наверх)
  • Первый вопрос. Предметность восприятия. Исследование восприятия в искаженных условиях. Второй вопрос. Восприятие речи, т.Е. Осмысленного материала.
  • Второй вопрос. Восприятие речи537. Фонематический слух. Трансформационная модель порождения и понимания речевых высказываний (Наум Хомский).
  • Тема 34. Экспериментальные исследования мышления или мышление как процесс.(наверх)
  • Первый вопрос. Факторы, влияющие на успешность решения задач545.
  • Второй вопрос. Психологический анализ внутренней структуры процесса решения задач.
  • Тема 35. Культура и познание.(наверх)
  • Первый вопрос. Гипотеза лингвистической относительности546: экспериментальные факты и их обсуждение.
  • Второй вопрос. Межкультурные исследования познания (на примере вербального мышления).
  • Часть 3. Универсальные психические процессы: память, внимание, воображение. Тема 36. Общая характеристика универсальных познавательных процессов и основные подходы к их изучению.(наверх)
  • Первый вопрос. Основные метафоры сознания: процессы памяти, свойства внимания549, виды воображения.
  • Второй вопрос. Основные подходы к изучению универсальных психических процессов.
  • Тема 37. Психология памяти: основные подходы, факты, закономерности. Классические исследования.(наверх)
  • Первый вопрос. Выявление первичных мнемических способностей и описание их проявлений. Изучение памяти в классической психологии сознания и поведения.
  • Второй вопрос. Становление опосредствованного запоминание или конструирование искусственных (внешних) средств для повышения эффективности запоминания.
  • Третий вопрос. Исследования процессов (механизмов) запоминания и закономерных условий их осуществления.
  • Тема 38. Исследования памяти в когнитивной психологии.(наверх)
  • Первый вопрос. Структуры памяти как стадии переработки информации.
  • Второй вопрос. Теория уровней переработки информации. Общее представление о метапамяти.
  • Тема 39. Психология внимания: феноменология, закономерности функционирования, пути развития.(наверх)
  • Первый вопрос. Возможные определения внимания и его основные эффекты.
  • Второй вопрос. Классические представления о внимании.
  • Третий вопрос. Внимание и психотехника: измененные состояния сознания (исс).
  • Тема 40. Исследования внимания в когнитивной психологии.(наверх)
  • Первый вопрос. Внимание как селекция.
  • Второй вопрос. Внимание как умственное усилие594(Дэвид Канеман).
  • Третий вопрос. Общее представление о метавнимании.
  • Темы 41-42. Психология воображения. Познание, творчество, личность.(наверх)
  • Первый вопрос. Воображение и его связь с другими психическими процессами. Творческое воображение и основные характеристики его продуктов.
  • Второй вопрос. Методы стимуляции творчества: их возможности и ограничения.
  • Предметный указатель.
  • Второй вопрос. Понятие когнитивной схемы.

    Само введение этого понятия имеет значение разработки основной проблемы организации знания. Это понятие появляется на фоне других более общих. Например, в прошлый раз мы говорили о когнитивных картах. Понятия типа карт появляются при создании т.н. ИИ .

    Исследователь из МТИ – Минский , вводит понятие «frame» («рамка 418 »). Или даже лучше сказать рамочная структура, иногда переводят как рамочная сеть. Суть понятия – это попытка объединить процессы переработки информации с помощью некоторого целостного понятия, даже некой категории. Рамка предполагает наличие некоторого контекста. Скажем, опознать объект или ситуацию, отнести к некоторой категории помогает контекст, т.е. рамка.

    Здесь же мы должны упомянуть понятие образ мира, введенное Леонтьевым. Когнитивная карта, рамка учитывающая контекст и, наконец, образ мира (самое широкое понятие). Помимо того, что есть частные конкретные образы каждого объекта или ситуации есть и целостный образ мира, который позволяет сформировать каждый конкретный образ.

    С.Д.Смирнов разрабатывает идею Леонтьева. Одна из его статей называется «Мир образов и образ мира». Мир образов предполагает некую совокупность конкретных, частных, индивидуально-конкретных отображений объектов и событий. А целостный образ мира – суть контекст, рамка, когнитивная карта, которая позволяет идентифицировать каждый конкретный объект или событие.

    Уже собственно когнитивные психологи не занимаются абстрактными трудно-исследуемыми категориями как образ мира, они стремятся выделить понятие, которое можно точно операционально определить. Для каждого объекта или ситуации появляется понятие когнитивная схема .

    В самом общем виде. В одном из последних словарей 1990г. , редактором и автором которого является М.Айзенк, определяется схема так. Используется не единственное число схема, а множественное. Предполагается, что сами схемы упорядочены в более общие структуры.

    Когнитивные схемы содержат структурированные группы понятий, которые включают базовые знания о событиях, действиях, сценариях поведения, сформированные в прошлом опыте. Таким образом мы догадываемся, что понятие когнитивных схем впервые появляется при исследовании памяти.

    Когнитивные психологи считают автором понятия схема человека, который исследовал память уже в нашем веке. Он интерпретировал классические исследования памяти. Ф. Бартлетт 1932г. Основная идея Бартлетта. Он занимается так называемым избирательным или селективнымзапоминанием . Основная его идея состоит в том, что при работе с материалом, для его запоминания и затем воспроизведения этот материал активно преобразуется. Бартлетт противопоставляет свою идею о преобразовании материала классическим исследованиям.

    Первые исследователи памяти были психологами сознания, даже точнее представителями ассоцианизма. Основной исследователь памяти, работавший в конце прошлого века – Г. Эббингауз . Привычные закономерности памяти открыл именно он. Но о какой памяти говорил Эббингауз? Он пытался, как психолог сознания, исследовать чистую собственно память (подобно чистым ощущениям, собственно мышлению). Сегодня бы её назвалимеханическим запоминанием или репродуктивным, без помощи каких-либо специальных средств. По существу это напоминает заучивание какого-то текста или списка слов. Это запоминание в идеале должно быть направлено на бессмысленный материал. Субъект не должен понимать смысла материала. И Эббингауз изобрел такой материал – специальные трехбуквенные слоги согласная-гласная-согласная.

    Бартлетт не отрицает Эббингауза. Он говорит, что подобного рода чистую память мы не используем в жизни. В жизни предполагается не механическая репродуктивная работа, а работа продуктивная. Запоминаемый материал преобразуется при работе с ним. Известный эксперимент Бартлетта в большой аудитории. Избирательное запоминание или преобразование материала предполагает передачу его другому лицу, передачу материала несколько раз и на каждом шаге материал изменяется. Немножко напоминает испорченный телефон. Скажем, фразу с деталями или картину жанровую нужно описать или пересказать другому участнику. Пусть картина находится перед глазами одного испытуемого, а другой её не видит. Задача того кто видит картину – как можно подробнее описать картину, дать детальное изображение и пересказать для второго человека для того, чтобы второй пересказал третьему и так далее несколько раз.

    Провести этот опыт интересно, п.ч. результат противоречит обыденным ожиданиям. Казалось бы всё ясно в инструкции: перескажи для другого. Тем не менее, уже на втором и третьем шаге резко, быстро исчезают второстепенные детали. Перед тем как исчезнуть эти детали подчас меняют места. То, что было вверху, может оказаться внизу и т.д. Могут исчезать также и детали значимые. Скажем, стоит стол, на столе клетка, в клетке птица, к клетке тянется кошка. Так вот в пересказе даже такая деталь как кошка может исчезать и исчезает. И уже через 5-6 шагов остаётся 3-4 значимых объекта. Например, стол и клетка. А затем, сколько не пересказывай, это содержание будет уже оставаться без изменений.

    Это и есть когнитивная схема ситуации. Отражает ли она саму ситуацию? Пожалуй, нет, она её существенно огрубляет. Но одна из функций строго выполняется – схема позволяет опознать ситуацию. Если схема, прежде всего, относится к памяти, т.е. к прошлому, то следующий шаг от памяти от прошлого к будущему опыту, к воображению, к процессу предвосхищения или прогнозирования.

    У.Найссер 1981г. рассматривает схему уже не только как средство памяти, а как средство, позволяющее сформировать ожидание, точнее образ, картину ожидаемого результата действия. Схема позволяет предвосхищать. Главное, что Найссер фиксирует, что схема – это одновременно и результат и средство познания. Т.о. первоначально слово схема – это своеобразная упаковка для получения знания, которая позволяет его перерабатывать и предвосхищать.

    В наших лекциях часто используются когнитивные схемы. Если отрефлексировать наш собственный опыт по конспекту можно увидеть типовую схему 2х2. Значит, получаются четыре каких-то класса или категории, которые затем можно наполнять любым материалом, но схема остается неизменной. Схема – это ещё и форма, позволяющая работать с любым материалом. Далее, наиболее удобная схема состоит из шести единиц – двух столбцов и трех строчек. Т.о. мы, например, различали особенности житейской и научной психологии и ещё не один раз. Данная схема не просто позволяет упаковать опыт, но создать его определенное понимание. Схема включает важные различения дифференциации. Схема работает не только с памятью, но и с мышлением.

    Преобразование материала это его осмысление, понимание. И когда материал уходит в смысловую долговременную семантическую память, он осмыслен и подлежит категоризации. Наконец в каком-то смысле предел, для того чтобы строить схемы в указанном смысле. Это схема 3х3 состоящая из девяти клеток. Вспомним о Дж. Миллере , который зафиксировал объем рабочей памяти 7 +/- 2.

    И вот тогда от схемы памяти переходим к интеллектуальной схеме. В этом смысле слово схема имеет давнюю историю. В названном значении слово схема используется часто философами, скажем у Канта.

    Здесь основным именем будет имя швейцарского психолога Жана Пиаже . По сути, мы впервые знакомимся с этим автором именно в данном разделе, хотя какие-то сведения о нем уже есть. Пиаже сложнейший автор и наиболее интересный. В строгом смысле Пиаже не относится к когнитивным психологам. Он используется когнитивными психологами, но он автор совершенно самостоятельного направления.

    Познакомимся с основными понятиями Ж.Пиаже. Слово схема появляется у него не сразу, а когда понадобилось определить единицу интеллекта. Но что для Пиаже интеллект в общем виде? Два определения интеллекта. Одно определение интеллекта использует понятия из биологии, а другое – из логики. Один современный автор учебника О.К.Тихомиров в своей работе «Психология мышления» остроумно и показывает визитную карточку Пиаже как био-логическую концепцию.

    Первое определение с использованием биологических метафор. Исследователи личности тоже использовали понятие организма из биологии. Используется понятие развивающегося организма. Интеллект – это высшая форма адаптации субъекта к окружающей среде. Пиаже заметит, что среда и приспособление к ней требует её определенного отражения. В среде мы встречаем значимые для субъекта объекты или ситуации. Пиаже уточняет первое определение.Интеллект – это высшая форма равновесия между субъектом и объектом. Уточнение слова среда, словом объект требует определенного представления об объекте.

    Сначала слово схема не более как слово языка для Пиаже. Вначале он слово схема вводит, популяризует. Схема – есть представление об объекте. Заметим, что представление об объекте, зависящее от способа оперирования с ним.

    Развернутое шире определение схемы в контексте изучения интеллекта. Если интеллект это адаптация к среде, то у него есть два аспекта. И термины вновь из биологии, но с новым смыслом. Первый аспект адаптации – это ассимиляция 419 , это процесс присвоения любого материала посредством наличных, имеющихся у субъекта представлений, наличных схем. Это означает, что ассимиляция – суть такой процесс, где сами схемы не меняются, меняется материал, но представление объектов и ситуаций остаются прежними. Если представить себе человека только с ассимилятивным процессом. Это крайность, когда у человека ригидное жесткое сознание, представление не меняется, несмотря на постоянно меняющийся материал. Это будет расстройство мышления, которое Блейлер назвал аутизмом или аутистическим мышлением. Только в процессеассимиляции происходит ориентирование на внутреннее, на себя. Любая ситуация для такого условного человека будет выступать как типовая, как вообще не требующая мышления.

    Второй аспект, название второго процесса – аккомодация . Пиаже имеет в виду изменение, преобразование наличных схем при встрече с новым материалом. Вновь представим условного субъекта, у которого есть только аккомодация. В строгом смысле у такого человека вообще нет схем, п.ч. каждая ситуация представляется настолько новой, что представление о ней нужно строить заново. Такой субъект попадет в неловкое положение в том смысле, что раз нет собственных схем, значит нужно пользоваться чьей-то чужой схемой, такой субъект вынужден подражать другим, вынужден что-то имитировать. Нередко две этих условных крайности сходятся в шизофрении. Это патология, получаемая при разделении этих двух процессов.

    Подлинная схема, адекватное представление об объекте – есть равновесие между ассимиляцией и аккомодацией. Раз Пиаже занимается развитием интеллекта, то это равновесие не будет устойчивым. Противоречие между этими двумя процессами создает движение, благодаря которому интеллект развивается. Противоречие намечает идеал развития интеллекта.

    Второе определение интеллекта по Пиаже. Интеллект – система логико-математических операций. Каждое слово здесь требует разъяснения. Прежде всего, словосистема . И Пиаже и многие основатели когнитивной психологии испытали на себе влияние системного подхода. Идея состоит в том, что части (логические операции) взаимозависимы. Они, грубо говоря, не появляются по отдельности, а только в системе, координировано. Эти части оказываются сгруппированными в понятия и операции.

    Кстати говоря, когда мы во введении получали представление о концепции Выготского, то встречали слово система как одного из свойств высшей психической функции. ВПФ построена на материале многих функций. Каждая стадия развития интеллекта это всегда координация каких-то частей. Практическое действие, наглядное представление об объекте или логическая операция.

    Теперь к слову логическая операция . Применимо к конкретному материалу логические операции появляются далеко не сразу. А об интеллекте Пиаже хочет говорить даже тогда, когда, скажем, ребенок ещё не владеет речью. Пиаже – генетический психолог хочет найти источник логических операций и находит его в практических действиях с объектами. Эти действия уже содержат свою логику в своей разумности. Раз действия скоординированы, значит, развитие интеллекта уже началось. Логическая операция когда-то была практическим действием. Но действие внешнее, а логическое оперирование – это внутренняя работа. Логическая операция – суть интериоризованное, вращенное внутрь практическое действие.

    У Пиаже четыре этапа. Если интеллект есть в действии в логике, то эти два вида так и будут называться практический и понятийный интеллект. И тогда надо посмотреть, что такое схема объекта в этих двух видах интеллекта. Маленькие примеры из Пиаже и Выготского. Первая книга Пиаже была переведена в 1932г. и называлась «Речь и мышление ребенка», а книга Выготского вышла в1934г. и называлась «Мышление и речь». Совпадение не случайно эти книги перекликаются.

    Какова схема в практическом интеллекте. Для нас это интеллект животных, интеллект без речи. Часто исходим из того, что схема объекта образ представление о нем уже есть у животного. На перцептивной стадии можно наблюдать, как животное демонстрирует экстраполяционный рефлекс 420 . Тележка с приманкой въезжает в тоннель и собака бежит к выходу из тоннеля. Представление о приманке устойчиво. Пиаже говорит, что такая схема появляется далеко не сразу, есть процесс развития.

    От рождения до появления речи в первые полтора-два года мы найдем свидетельство того, что схема объекта пока отсутствует, нет постоянства схемы объекта, а значит, нет разумного действия с ним.

    Типовая ситуация. Ребенок в кроватке, над ним висит погремушка, ребенок дергает за шнурок и погремушка гремит. Казалось бы, есть координация, причинно-следственная связь (дернул за шнур и погремушка гремит). Но Пиаже говорит, что здесь-то схемы, пожалуй, ещё нет. Если снять погремушку и греметь рядом с ребенком, то ребенок начинает, как бы дергать за шнур по привычке. Эти два события совпадают, близки во времени, но здесь пока нет причинно-следственной связи.

    Связь появится только тогда, когда ребенок станет активно экспериментировать с объектом. Например, когда в коляске ребенок бросает объект раз за разом. Здесь происходит, говорит Пиаже, активная аккомодация схем, моторных практических схем. Ребенок каждый раз отслеживает траекторию объекта и соотносит её с выполненным движением. И здесь-то и возникают моторные схемы или моторные понятия. Не просто моторные, а сенсомоторные понятия, п.ч. у данного ребенка как у активного экспериментатора соотносится восприятие предмета и действие с ним.

    Пример из патологии. Человек с мозговым нарушением так отвечает на вопрос о предмете. Ему показывают мяч и спрашивают: «Что это такое?» И он не может опознать объект. Нет понятийной схемы. А когда мяч перед ним ударяет об пол и мяч несколько раз отскакивает, то больной сразу опознал и сказал что это мяч.

    И вот когда ребенок заговорил. Каждое слово ребенка – это потенциально представление об объекте, это схема объекта. И если подниматься к высшим формам мышления, то каждое слово суть понятие. Очевидно, что для когнитивных психологов слова – суть понятия, категориальная сеть.

    Пиаже и Выготский заметят и обогатят когнитивную психологию. Ребенок заговорил? Да, слова есть. Ребенок как может, спрашивает о словах, желая их узнать. Показывает пальцем и слушает, расширяет словарный запас. Однако, должен быть период, когда слова есть, а понятий нет. Речь уже появилась, а понятийное мышление возникнет далеко не скоро. Такой период будет иметь название у Пиаже дооперациональным .

    Можно ли тут говорить о схеме? Можно, но в широком смысле. Ведь представление об объекте всё-таки есть. Будущий понятийный интеллект, где знаковая речь используется в своей главной функции. Знак замещает, именует конкретный объект. Есть связь знак-объект. Эта связь должна появиться. А мы посмотрим на представления до понятий.

    Когда ребенок говорит, взрослый думает, что за словами ребенка стоит понятие взрослых. И тут взрослый оказывается в ситуации центризма. Здесь возможность ошибки думать о ребенке как о маленьком взрослом. Пиаже боролся с этим представлением. Он говорил о том, что ребенок – это качественно особое образование. Это он заимствовал у Л.Леви-Брюля. Была острая дискуссия о первобытном мышлении.

    Так что же стоит за словом ребенка? Понятие, будущее содержание каждого слова обладает важным качеством – это обобщение по определенным признакам. Если вы что-то обобщили в понятие, то сказали, что есть какой-то общий признак, принадлежащий всем таким объектам или ситуациям. Но сначала общего признака нет.

    И тогда как это назвать? Синкретическое образование (синкрет) 421 . За словом ребенка тоже стоит обобщение, но обобщение без объективных оснований. Синкрет – это хаос или неструктурированный набор. Когнитивный психолог едва ли будет изучать синкрет, его интересует понятие. А Пиаже использует и синкрет. В содержание синкрета входит объект, эмоциональное отношение к нему, ситуации, в которых этот объект наблюдался, люди которые при этом присутствовали и само звучание слова.

    Во второй теме введения, говоря о Фрейде, пояснялось, что было для Фрейда раннее детство 2-3 года. Этот возраст затем, когда ребенок станет взрослым, забывается. Человек начинает помнить себя с 3-4 лет. А почему спросим у когнитивных психологов? А п.ч. до этого у него нет когнитивных схем как чисто понятийных. Ребенок начинает строить эти схемы тогда, когда вступает в активный диалог с взрослым. А до этого это синкреты. Пример из Выготского. Простолюдин из далекого села приезжает в университетский город и студент рассказывает ему о звездах. Узнает о формах, о размерах об удаленности звезд и т.д. Простолюдин благодарит студента и замечает, что осталось не ясным с помощью каких стекол узнали названия звезд, как могли этого увидеть? Это признак синкретического мышления. Ребенка спрашивают, может ли собака называться коровой? Ребенок скажет, что, наверное, может. Но собака должна иметь рога и давать молоко.

    Между прочим, сегодня материал в когнитивной психологии это т.н. когнитивная психотерапия . Коротко её смысл. Он в том, что между каким-то травмирующим событием и его последствием (тревогой депрессией) есть важный переход – интерпретация события неверная. Расширяется область когнитивных схем, это теперь не только схемы упаковки, не только понятия, но это теперь и двигательные схемы и прежде всего схемы понимания ситуации, которое может быть и неверным.

    Теперь все равно верна схема или нет. Важно, что схема дает понимание или представление картины в целом. Отдельная схема как представление об объекте предполагает представление того мира, в котором действует человек. Действия в буквальном смысле. Должен быть некоторый фундамент понимания мира для его познания.

    В психологии личности говорилось об оппозиции природа / культура. В мифе такой оппозиции нет. Часто где говорят о культуре подчеркивается природная нужда и образуются аффективные комплексы. И что делается Пиаже? Он одно определение интеллекта биологическое, природное. А другое определение интеллекта относится к культуре мышления, к логике. И субъект проделывает историю, проходит сложнейший путь от природы к культуре, он развивается как природный механизм. Он вынужден приспособиться к логическим формам. Развитие интеллекта – есть своеобразное вращивание природного организма в культурную форму.

    Такое вращивание проходит не безболезненно. Поэтому не всегда удается в терапевтических концепциях. Но Пиаже показал адекватный путь от природы к культуре.

    Когнитивная карта - образ знакомого пространственного окружения. Это понятие широко используется в психологии и было заимствовано в других областях. Методологии когнитивного моделирования, предназначена для принятия решений и анализа в плохо формализованных ситуациях, впервые была предложена Аксельродом.

    При принятии решений в неструктурированных случаях у субъекта – эксперта или лица принимающего решение появляется модель проблемной области, на базе которой он пробует объяснить происходящие процессы в реальном мире. При этом объективные правила реальности описываются субъективными экспертными оценками. В конечном итоге модель наблюдаемой ситуации отражает не только правила и законы ситуации, но и мировоззрение субъекта, его систему ценностей, убеждений, уровень образования, опыт и т.д.

    В такой обстановке процесс принятия решений - это искусство, включающее в себя логические, рациональные и интуитивные начала. В синтезе рационального и интуитивного у лица принимающего решения возникает способность предпринимать своевременные и адекватные решения.

    Когнитивный метод к поддержке принятия решений направлен на то, чтобы стимулировать интеллектуальные процессы субъекта и предоставить ему возможность определить представление проблемной ситуации в виде формальной модели. В качестве данной модели и используется когнитивная карта, представляющая известные субъекту главные законы и правила наблюдаемой ситуации в виде ориентированного знакового графа, в котором вершины графа – это факторы (признаки, характеристики ситуации), а дуги между факторами – причинно-следственные связи между факторами. Дуги имеют вес, который отражает силу влияющих факторов.

    В когнитивной модели можно выделить два типа причинно-следственных связей: положительные связи и отрицательные связи. При положительной связи увеличение значения фактора-причины приводит к увеличению значения фактора-следствия, а при отрицательной связи увеличение значения фактора-причины приводит к уменьшению значения фактора-следствия.

    Цель когнитивного моделирования состоит в создании и проверке гипотез о функциональной системе наблюдаемой ситуации до получения функциональной системы, которая способна объяснить закономерности в поведении наблюдаемой ситуации.

    Валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, то есть соотноше­ние, на основе которого происходит обмен валют разных стран. Таким образом, валютный курс – это цена одной валюты, выраженная в другой валюте. Валютный курс показывает, сколько единиц валюты какой-либо страны нужно для покупки одной единицы иностранной валюты. В качестве исключения в Великобритании, валютный курс определяется в количестве единиц иностранной валюты, которое можно купить на одну единицу иностранной валюты. Валютный курс представлен в виде двух показателей – цены продажи и цены покупки. Разница между данными курсами составляет прибыль, или комиссию, требуемую организацией, осуществляющей обмен.

    Факторы, влияющие на валютный курс.

    Как и любая цена, валютный курс может отклоняться от стоимостной основы - покупательной способности валют - находящаяся под влиянием спроса и предложения валюты. Соотношение данного спроса и предложения зависит от определённого ряда факторов. Многофакторность валютного курса говорит о его связи с другими экономическими категориями - стоимостью, процентом, деньгами, ценой, платежным балансом и т.д. Более того происходит сложное переплетение между данными факторами и определение в качестве определяющих то одних, то других факторов. Среди них можно выделить следующие.

    Темп инфляции.

    Соотношение валют по их покупательным возможностям, отражает действие закона стоимости и служит так называемой осью валютного курса. Из-за этого темп инфляции оказывает значительное влияние на валютный курс. Чем больше темп инфляции в стране, тем ниже опускается курс ее валюты, при условии отсутствия иных факторов. Обесценивание денег в стране посредством инфляции вызывает снижение уровня покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам тех стран, где темп инфляции меньше. Данную тенденцию можно проследить в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Выравнивание и стабилизация валютного курса, приведение его в соразмерность с паритетом покупательной способности происходят в течение двух, трёх лет. Объясняется это тем, что каждодневная котировка курса валют не изменяется по их покупательной способности, а также работают другие курсо-образующие факторы.

    Корреляция валютного курса к темпу инфляции особенно заметна у стран с большим и развитым объемом международного обмена капиталами, товарами и услугами. Данное обстоятельство объясняется тем, что наиболее сильная связь между котировками валютного курса и темпом инфляции проявляет себя при расчете курса на основе экспортных цен. Цены глобального рынка представляют из себя денежное выражение интернациональной стоимости. Что касается цен за импорт, то они менее пригодны для расчета относительного паритета покупательной способности валют, так как сами в основном зависят от динамики валютного курса. Индекс цен, завязанных на оптовых продажах применим для такого расчета только для экономически-развитых стран, где система оптовой внутренней торговли и экспорта в наибольшей мере одна и та-же. В остальных странах в данный индекс многие экспортируемые товары не входят. Подобный расчет на основе розничных цен может представить не достоверную картину, так как включает в себя некоторые услуги, не являющиеся объектом мировой торговли. В итоге на глобальном рынке происходит стихийное выравнивание курсов национальных денежных единиц в соответствии с реальной покупательной способностью.

    Реальный валютный курс рассчитывается как номинальный курс помноженный на отношение уровня цен в России иуровня цен в США, на примере данных двух стран. Это объясняется тем, что международные расчеты проводятся методом купли-продажи нужной иностранной валюты участниками внешнеэкономических связей.

    Состояние платежного баланса.

    Активный платежный баланс содействует укреплению курса национальной валюты, так как при этом повышается спрос на нее со стороны иностранных заемщиков. Пассивный платежный баланс ведет к тенденции снижения курса национальной валюты, так как заёмщики стараются продать ее на иностранную валюту что бы погасить свои внешние обязательства. Волатильность платежного баланса ведёт к тяжело прогнозируемому и резкому изменению спроса на соответствующие валюты и их предложение. В текущих условиях выросло влияние международного движения капиталов на платежный баланс и, как следствие, на валютный курс.

    Разница процентных ставок в разных странах.

    Влияние данного фактора на валютный курс можно объяснить двумя превалирующими обстоятельствами. Во-первых, изменение процентной ставки в стране влияет на международные течения капиталов, прежде всего на краткосрочные. Повышение процентной ставки побуждает к притоку иностранных капиталов, а ее понижение стимулирует к отливу капиталов, в том числе и национальных, в иностранные банки. Течения капиталов, в особенности спекулятивных денег, увеличивает нестабильность платежных балансов. Во-вторых, процентные ставки определяют количество сделок на валютных рынках и рынках ссудных капиталов. При проведении сделок банки берут во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капиталов с целью извлечения максимальной прибыли. Банки хотят получать более дешевые кредиты на иностранных рынках ссудных капиталов, где ставки значительно ниже, и размещать иностранную валюту на национальных кредитных рынках, где процентные ставки традиционно выше.

    Спекулятивные валютные операции.

    Если курс какой-либо валюты ориентирован на понижение, то организации и банки заблаговременно стараются продать ее на более перспективные валюты, что еще больше ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки мгновенно реагируют на те или иные изменения в экономике и политике, на колебания курсовых соотношений. Таким образом они преумножают возможности валютной спекуляции и стихийного движения денег.

    Изменение в уровне оборачиваемости денежной массы

    Если оборачиваемость денежных средств при прочих равных растёт, то уровень инфляции повышается. Специалисты долгое время не могли решить из-за чего обращение денежной массы меняется по истечению времени. Одним из определяющих факторов является технологический прогресс. Данный фактор изменяет порядок накопления денег, и варианты как потребители тратят деньги, таким образом, влияя на оборачиваемость денег. В условиях гиперинфляции потребители не желают накапливать наличные суммы денег и предпочитают покупать реальные товары. Данное нежелание ведёт к ускорению оборачиваемости денег. Следовательно, если центральный банк быстро увеличивает денежную массу, то это неизбежно приведёт к повышению уровня инфляции.

    Изменение в реальном объеме производства

    Если объем производства начинает увеличивается при других параметрах константах, то уровень инфляции понижается. Зачастую это является главным аргументом сторонников школы Кейнса для смягчения монетаристской политики во времена спадов в экономике. Они утверждают, что рост денежной массы ведёт к сопутствующему росту реальных объемов в производстве и инфляционные процессы при этом заметно сокращаются или вовсе пропадают.

    Степень доверия к валюте .

    Степень доверия определяется состоянием в экономике и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, которые оказывают воздействие на валютный курс. Дилеры принимают во внимание не только данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и возможности и перспективы их динамики. Иногда даже само ожидание размещения официальных данных о торговом и платежном балансах или результатах выборов сказывается на соотношении спроса и предложения и курсе валюты.

    Составим матрицу влияния факторов:

    Проведём динамический анализ, для этого поочередно изменим некоторые факторы:

      Увеличим фактор степени доверия к валюте на 10%.

    На графике видно, что доверие к валюте положительно сказывается на факторах, влияющих на рост покупательной способности и отрицательно на факторе уровня спекулятивных операций.


    График показывает, что увеличение уровня спекулятивных операций крайне негативно сказывается на факторе покупательной способности валют.

      Увеличим оборачиваемость денежной массы на 10%.

    Увеличение фактора оборачиваемости денежной массы дает незначительный рост покупательной способности и резкий одномоментный скачек объёмов производства.

      Увеличим объёмы производства на 10%.

    Увеличение объёмов производства дает незначительный рост покупательной способности валюты, как и незначительный спад уровня спекулятивных операций и темпа инфляции.

      Увеличим темп инфляции на 10%.

    При увеличении темпа инфляции на графике виден резкий спад покупательной способности валюты, как и всех, положительно влияющих, на нее факторов и резкий рост уровня спекулятивных операций.

      Увеличим покупательную способность валюты.

    Все положительные факторы увеличиваются, уровень спекулятивных операций уменьшается.

      Увеличим на 10% покупательную способность и темп инфляции.

    На графике видно, что после небольшой волатильности все показатели не изменяются.

      Увеличим на 10% покупательную способность, темп инфляции, степень доверия к валюте.

    На графике видно, что все положительно влияющие факторы растут, в то время как уровень спекулятивных операций стремится вниз.

    Таким образом можно сделать вывод, что фактор степени доверия к валюте в наибольшей мере положительно влияет на покупательную способность валюты, а следовательно, и на рост курса валюты, в то время как спекулятивные операции в наибольшей степени обрушивают курс валюты.

    В 1948 г. Э. Толмен публикует статью «Когнитивные карты у крыс и человека», в которой обсуждает новый, созданный им психический конструкт cognitive maps (познавательные, или когнитивные, карты). Суть его (1948, с. 189–208) теории заключается в том, что в процессе обучения в мозгу крысы образуется нечто вроде карты окружающей обстановки. Животные формируют когнитивную карту лабиринта, то есть представление о месте расположения в нем пищи и воды. Эту особую структуру можно было бы назвать когнитивной картой окружающего мира. Она указывает пути (маршруты) движения и взаимосвязи элементов окружающей среды, а также определяет, какие ответные реакции будет осуществлять животное. Карты бывают узкими, охватывающими небольшой кусок реальности, или более широкими. Они могут быть правильными или неправильными, определяя успешность движения животного к цели.

    В каком конкретно виде существуют в человеческом сознании когнитивные карты окружающего мира? Б. М. Величковский (2006, с. 57) пишет, что сторонники радикальной теории образов и защитники пропозициональных концепций дают противоположные ответы на данный вопрос. Первые полагают, что когнитивные карты подобны картам местности и содержат метрическую информацию. Вторые считают, что знание о пространственном окружении фиксировано в форме набора утверждений 1 , отражающих лишь порядковые отношения ориентиров. Автор (с. 59–60) приводит экспериментальные данные, указывающие на многочисленные искажения пространственных параметров в наших когнитивных картах.

    Однако тот факт, что в наших когнитивных картах окружающего мира искажаются многие пространственные отношения, нам не кажется удивительным. Поскольку эти карты представляют собой не что иное, как образы воспоминания и представления окружающего мира, а потому и не могут претендовать на географическую точность и абсолютное соответствие пространственным параметрам этого мира. В этой связи имеет смысл вспомнить феноменологические отличия образов восприятия, с одной стороны, и образов воспоминания и представления тех же элементов окружающего мира - с другой (см., например: С. Э. Поляков, 2011, с. 114–127).

    То, что когнитивные карты представляют собой именно визуальные репрезентации окружающей реальности, хорошо демонстрируется в работе одного из классиков когнитивной психологии - У. Найссера. Необихевиористские взгляды автора поначалу не позволяют ему рассматривать когнитивные карты как психические образы без многочисленных оговорок: «О когнитивных картах часто говорится так, как если бы они были умственными изображениями среды, которые можно разглядывать на досуге внутренним взором, в то время как его обладатель удобно расположился в кресле. …Я попробую сделать противоположное и часто буду пользоваться термином “ориентировочная схема” как синонимом “когнитивной карты”, чтобы подчеркнуть, что это активная, направленная на поиск информации структура. Вместо того чтобы определять когнитивную карту как своего рода образ, я выскажу предположение… что само пространственное воображение является всего лишь аспектом функционирования ориентировочных схем» (1981, с. 126–127).

    1 В этой связи нам интересно, в форме каких «утверждений» когнитивные карты могут существовать в психике крыс?

    В процессе изложения У. Найссер смягчает свою позицию: «Существует тесная связь между когнитивными картами и умственными образами…» (с. 140).

    В конечном итоге У. Найссер вообще признает, что когнитивные карты - это все-таки умственные образы, хотя и понимаемые им как «примеры перцептивной готовности»: «…когнитивные карты являются наиболее широко используемым и наименее спорным видом умственных образов. …Я полагаю, что переживание наличия образа представляет собой внутренний аспект готовности к восприятию воображаемого объекта…» (с. 144).

    Данные интроспекции показывают, что когнитивные карты существуют и в виде ассоциированных между собой визуальных образов воспоминания и представления окружающих и окружавших нас в прошлом объектов реальности и даже в форме зрительных образов воспоминания и представления географических карт и иных схематичных изображений местности. Они прекрасно уживаются в сознании и дополняют друг друга. Причем у двух разных людей не может быть одинаковых когнитивных карт одной и той же части окружающего мира, например городского района, университетского городка и т. д. Сами возникающие в сознании одного и того же человека в каждый следующий момент когнитивные карты тоже могут отличаться друг от друга.

    Интроспекция демонстрирует, что человек легко способен мысленно перемещаться в нужном ему направлении по вспоминаемым им улицам знакомого города. При этом образы улиц, домов и площадей с разной степенью подробности и точности развертываются перед его мысленным взором. Они могут быть хорошо узнаваемыми и достаточно подробными, хотя чаще трудно вспомнить детали большинства конкретных домов, например их точную этажность, количество окон, колонн и т. д. Они узнаются только в целом, а многие участки вовсе выпадают из памяти.

    Следовательно, когнитивные карты - это сенсорные психические конструкции, представляющие собой ассоциированные визуальные образы воспоминания и представления, репрезентирующие знакомые нам участки окружающего мира. Они являются сложными чувственными психическими конструкциями, преимущественно визуальными фрагментами глобальной индивидуальной модели-репрезентации окружающего мира.

    Что такое когнитивная карта, каким образом была исследована, чем она характеризуется и какую роль играет в психической жизни человека - об этом в статье.

    Что такое когнитивные карты?

    Человек, адаптируясь в мире, активно преобразовывает его и развивает в себе те необходимые качества и модели поведения, которые помогут ему успешно существовать. Все происходящее, с чем взаимодействует субъект и что он преобразовывает, становится основой для появления у него образов своего пространственного окружения. Этот образ и есть когнитивная карта. Как и сам человек, карта субъективна и отображает присущие только ему координаты и взаимное расположение предметов в одной картине.

    Когнитивная карта (или когнитивная схема) имеет свои пространственные координаты (верх, низ и т. д.), в которых расположены предметы. Карта имеет огромное значение для человека, позволяя ему ориентироваться в пространстве, ставить цель и достигать ее. Практическая деятельность человека была бы очень затруднена или даже невозможна без представления обстановки, в которой он действует.

    Когнитивная карта складывается не только у взрослых с развитой речью и способностью к самонаблюдению. Маленькие дети по мере обследования места проживания могут ориентироваться в нем без посторонней помощи. Мало того, такое качество присуще животным, что было открыто в процессе экспериментальной работы с ними психологов.

    История происхождения понятия

    Понятие "когнитивная карта" было предложено американским психологом Э. Толменом. Это произошло в конце 40-х годов ХХ века. В своем труде "Когнитивная карта у крыс и человека" он изложил результаты исследований, посвященных данному явлению. Так, психолог заметил, что крысы, помещенные в лабиринт и нашедшие из него выход к кормушке, могут повторить тот же путь вплавь. Таким образом, они действуют согласно внутренней карте, схеме движения.

    Такая схема складывается у существ, наделенных психикой, на основании предшествующего опыта. Она состоит из маршрутов, взаимосвязей элементов окружающей среды, которые в дальнейшем влияют на поведение человека или животного. Исследователь считал, что у подопытных крыс формировалась именно картина, система связанных элементов, а не простое запоминание цепи необходимых действий. Чтобы создать мысленный аналог физической карты, Толмен предлагал закрыть глаза и представить, сколько окон находится в известной комнате.

    Карты теории Толмена следует понимать как непосредственные, метафорические и отличать их от знаковых систем, созданных человеком, которыми тот пользуется.

    Некоторые детали исследования

    Исследования показали несколько характерных тенденций в формировании когнитивных карт:

    • тенденция переоценивать знакомые расстояния и недооценивать плохо известные;
    • тенденция выпрямлять незначительно искривленные пути;
    • тенденция приближать пересеченные пути к перпендикулярным.

    Такие искажения, к примеру, приводят к тому, что расстояние между населенными пунктами в пределах одной страны кажется меньшим, нежели между пунктами, находящимися в разных странах. Даже если расстояние между ними одинаковое.

    Когнитивная теория

    Теория и практика когнитивной психологии, к которым относится и теория когнитивных карт Толмена, как самостоятельное направление в психологии возникли в 60-х годах прошлого века. Мир психологии благодаря этому учению был дополнен знаниями о том, что психика - это совокупность когнитивных (познавательных) операций. Психологи-когнитивисты и сейчас работают над изучением психических (мышления, восприятия, внимания и др.)

    Когнитивная теория имеет свой исследовательский подход и практику терапии. Так, когнитивные психотерапевты считают, что все деструктивные процессы психологического характера у человека возникают по причине нарушения процессов познания и самопознания. Например, страдающий депрессией человек, отвечая на вопросы: "Кто я?", "Какое у меня будущее?", будет давать исключительно пессимистические, самоуничижительные ответы. Поэтому работа когнитивиста с ним будет направлена на исправление таких мыслительных моделей, которые влияют на эмоциональное состояние пациента.

    Примеры когнитивных карт

    Теория когнитивных карт выделяет два их вида:

    • карту-путь как определенный маршрут, состоящий из последовательных пунктов и связанных элементов;
    • карту-обозрение как одновременное представление существующих объектов в пространстве.

    По мере развития человек совершенствует свои когнитивные карты, что помогает ему собирать, хранить и воспроизводить информацию о пространственном расположении вещей. Такие процессы интересуют ученых многих наук, поскольку когнитивные карты в определенном смысле контролируют воображение человека и, по сути, им же и являются.

    Самым ярким примером "работы" когнитивных карт является дорога путешественника, который следует не по маршруту географической карты, а по внутреннему ориентиру. При этом странник складывает в своем воображении свою схему маршрута, опираясь на какие-то запоминающиеся детали внешнего мира (деревья, вывески, указатели и прочее). Благодаря такому процессу даже по прошествии времени человек может "видеть" пройденный путь и его особенности.

    1. Составьте из списка основных идей вашего клиента когнитивную карту. Вы можете сделать это, взяв каждую мысль из списка и сопоставив ее со всеми остальными мыслями. Спросите себя и своего клиента: «Чем похожи эти мысли? В чем они разные? Какая мысль идет сначала, а какая следует за ней?» Например, если в списке есть мысли: «Я скверный человек» и «Мне нужно быть совершенным», то они определяются как связанные. Попытки стать совершенным могут быть компенсацией чувства неполноценности. Чувство своей неполноценности может быть результатом неосуществленных перфекционистских стандартов.

    2. Зафиксируйте отношения между мыслями с помощью графика или когнитивной карты (рис. 3.1).

    3. Через сеанс просмотрите карту и внесите все предложенные изменения. У людей с разными эмоциональными проблемами разными будут и когнитивные карты.

    Рис. 3.1. Пример когнитивной карты

    Метод 4. Жесткие техники опровержения

    1. Помогите клиенту найти веские контраргументы для каждой иррациональной мысли. Проверьте, действительно ли они ее опровергают. Например, аргумент «Невозможно преуспевать во всем» сильнее, чем «Часто бывает довольно сложно во всем добиваться успеха».

    2. Пусть клиенты составят как можно больше контраргументов: 20 вдвое лучше, чем 10.

    3. Убедитесь, что контраргументы реалистичны и логичны. Когнитивная реструктурирующая терапия не поддерживает мнения о силе позитивного мышления, когда очень часто люди занимаются позитивным самообманом. Вместо этого она подчеркивает силу правдивого, реалистичного мышления и просит клиентов говорить себе правду, а не только то, что приятно звучит.

    4. Проинструктируйте клиента постоянно оспаривать иррациональные мысли. Иногда требуются месяцы, чтобы от техники появился эффект, и многие клиенты отказываются от такого вложения времени, говоря, что уже опробовали ее, и безрезультатно. После выяснения затраченных клиентом усилий терапевт обычно обнаруживает, что клиент поспорил сам с собой в течение часа или двух. Клиенты должны понять, что им нужно опровергнуть утверждение столько же раз, сколько раз они до этого защищали его. Может быть, им придется по часу в день в течение года или более преодолевать то коренное убеждение, с которым они прожили всю жизнь.



    5. Проверьте, чтобы каждый контраргумент был одной модальности с иррациональной мыслью. Соотнесите визуальные иррациональности с контрвизуализациями, лингвистические ошибки – с лингвистическими поправками, гневливые мысли – с сострадательными, пассивные – с активными, проприоцептивную неразумность – с проприоцептивной реальностью и т. д. Когда опровержение относится к одной модальности и тому же логическому типу, что и иррациональная мысль, больше вероятности, что оно будет иметь пробивную силу.

    6. Атакуйте все иррациональные идеи клиента, а не только отдельные из них. Важно привязать опровержение ко всем когнициям, вызывающим эмоциональный отклик. Как показано в методе по определению убеждений, если были упущены главные установки, то терапевт может потерпеть неудачу в работе по нейтрализации эмоций.

    Техника 1. Контратака

    1. Составьте список веских контраргументов иррациональным идеям клиента.

    2. Помогите клиенту подобрать мощное опровержение. Клиент должен потренироваться в технике контратаки в вашем присутствии, моделируя ваше поведение, пока не будет достигнут необходимый уровень напряженности. Постепенно подводите ответы клиента к драматичной, напряженной и энергичной контратаке.

    3. Терапевт может усилить контратаку, поощряя использование клиентом физического выражения эмоций, когда он постепенно сокращает мышцы. Вначале клиенты проводят контратаку с расслабленными мышцами, затем со слегка напряженными и потом – с сильно сжатыми. Часто физическое и эмоциональное напряжение у клиентов протекает параллельно.

    4. Клиенты также могут усилить контратаку, модулируя голос, постепенно повышая тон и увеличивая громкость. Контрутверждение поначалу может произноситься мягко и в нос, затем нормально, ртом, затем, пока верхние доли легких наполняются воздухом, громко, затем очень громко, с легкими, полными воздуха. Как и при физическом выражении, голос становится аналогом степени разгневанности клиента.

    Техника 2. Контрутверждения

    Обучите клиентов основным принципам тренинга уверенности (Смит, 1997). Помогите им стать уверенными с самими собой прежде, чем они начнут практиковаться быть уверенными с другими. Например, вы можете сказать клиенту, критикующему себя за невыгодное вложение денег, что существует четыре различных способа справляться с ошибками. «Вы можете быть:

    пассивным - проигнорируйте свою ошибку и притворитесь, что ничего не произошло. Это невыгодно, потому что вы, скорее всего, будете продолжать совершать ту же ошибку и не достигнете своих финансовых целей;

    агрессивным - атакуйте себя. Вините себя нещадно за то, что были так глупы и растратили деньги. Такой подход вызовет боль, снизит самоуважение и приведет к тому, что вы, вероятно, не воспользуетесь в будущем ни одним шансом выгодно вложить деньги;

    пассивно-агрессивным - вы можете наказать себя косвенно выпивкой, перееданием или нарочно худшим вложением денег. Это вредно не только потому, что вы не достигнете своих целей, но и потому, что, играя в прятки с самим с собой, вы перестанете понимать, какую ошибку совершили;

    ассертивным - будьте честны с собой в том, что вы допустили ошибку. Воспринимайте этот промах как недостаток суждения, а не характера. Уточните природу ошибки. Опишите, что вы в будущем постараетесь сделать по-другому».

    Эффективными могут быть многие практические техники, но наиболее полезными для развития уверенности в себе являются ролевые игры и репетиция с аудиокассетой.

    Ролевая игра. Составьте список типичных конфликтных ситуаций, в которые попадает ваш клиент. Однако в отличие от стандартного тренинга уверенности конфликт должен быть не внешний, а внутренний. После этого пусть клиент потренируется в озвучивании четырех различных вариантов внутренней реакции. Попросите его обратить внимание на различные эмоции, которые вызывает каждый из подходов.

    Репетиция с аудиокассетой. Клиенты практикуют свои уверенные ответы, записывая их на кассету до тех пор, пока содержание и тон их не будут, на их взгляд, удовлетворительными.