Музей средневековья (Париж). Национальный музей средневековья (Музей Клюни) (Musée national du Moyen Âge (Thermes & Hôtel de Cluny)) Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов

Прогуливаясь по Латинскому кварталу Парижа , советуем заглянуть в необычный музей, который перенесет вас в захватывающий мир эпохи средневековья. Музей Клюни знаменит своим великолепным собранием произведений средневекового искусства.

Полное название музея — Музей Средневековья - термы и особняк Клюни (фр. Musee National du Moyen Age – thermes et hotel de Cluny) как бы само рассказывает нам свою историю: в XIII веке на месте разрушенных римских бань (терм) был построен монастырь аббатства Клюни, а позже в конце XV века к монастырю аббатом Жаком Амбуазским был достроен особняк. Здание перестроили в начале VI века, и именно таким мы его видим сейчас.
Среди знаменитых обитателей особняка была Мария Тюдор, которая поселилась здесь после скоропостижной смерти своего мужа — Людовика XII, последовавшей через 3 месяца после их свадьбы, и находилась под наблюдением нового короля Франциска I на случай ее беременности наследником престола. Во время революции 1789-1799гг. здание было национализировано, и в 1832 здесь был открыт музей, выкупленный государством в 1843 году.

Уникальное здание музея само по себе является экспонатом, сохранив в себе своды римских бань (термы) , и сочетая элементы готического стиля и Ренессанса – его невозможно не заметить, даже проходя мимо по улице.

В музее вы увидите прекрасные витражи, изделия из слоновой кости, миниатюры, гобелены, деревянные и каменные скульптуры периода XII-XIII веков, предметы обихода (гребни, столовые приборы, сундуки инструменты, монеты, ключи, замки и другие мелочи), собрание древних фолиантов и книг.
Здесь вы найдете образца романской церковной скульптуры. Из наиболее ранних – капители из нефа церкви Сен-Жермен-де Пре начала XI века, голова ветхозаветной царицы с базилики Сен-Дени. Также, кроме каменных изваяний, здесь хранятся прекрасные деревянные скульптуры, что неудивительно, ведь в Средневековье искусство резьбы по дереву процветало.
Но основные сокровища Музея Клюни — статуи собора и старинные гобелены.

История статуй собора Нотр-Дам де Пари трагична. Во время Великой Французской революции собор Нотр-Дам де Пари перестал выполнять роль религиозного сооружения. В июле 1793 годы новая власть обезглавила и низвергла с постаментов каменные скульптуры иудейских царей, украшавшие фасад собора.
Фигуры статуй уже в XIX веке попали в музей, а их головы бесследно исчезли и случайно были найдены только в 1978 году во время ремонтных работ в одном из округов Парижа. К этому времени собор был уже отреставрирован и украшен копиями разрушенных скульптур. Так что найденные оригиналы наши свое пристанище в музее Клюни.
Интересен тот факт, что статуи так и экспонируются сейчас – тела отдельно, головы отдельно. Иначе было бы антиисторично — отрубленные головы (без носов) как бы демонстрируют национальную самобытность революционных французов.

Гобелены
Пожалуй, гобелены – самая большая гордость музея. В средние века эти произведения искусства не только украшали стены замков и дворцов, но и создавали в помещении уютную и теплую обстановку. Темы гобеленов были самые разнообразные, чаще всего на них изображались библейские, исторический и нравственные сцены. Сложность замысла ковра и качество исполнения и материала свидетельствовали об уровне дохода его хозяина. Обычно изображения на готических гобеленах угловатое, плоскостное, сдержанное по цветам.

В музее можно увидеть трогательный по сюжету гобелен «Подношение сердца» начала XV века, серию ковров «Сцены из жизни сеньоров», посвященную обычной жизни знатных людей начала XVI века, религиозные «Житие Св. Стефана» (около 1500 года) и «Освобождение Св. Петра из темницы» (середина XV века).

Все ковры выполнены прекрасно, но, только перейдя в зал №13, вы поймете, что такое настоящее произведение искусства. Сам зал был специально сооружен для экспозиции одного из основных экспонатов музея – гобелена «Дама с единорогом» (конец XV века, Нидерланды). В средние века единорог символизировал чистоту и целомудрие. Только девственница могла приручить одним прикосновение руки это неукротимое животное. Название «Дама с единорогом» было придумано в XIX веке.
Наш совет. Если вас интересуют легенды — прочитайте перед поездкой книгу Трейси Шевалье «Дама и Единорог», для интересующихся символизмом — хорошая статья http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/lady_edinorog/

Настоящее название серии, как и ее автор неизвестны. Но известно, что существовала серия, в которой 5 гобеленов посвящены чувствам человека – слуху («Дама слушает музыку »), зрению («Дама с единорогом, смотрящим в зеркало »), обонянию («Дама вдыхает аромат цветов »), осязанию («Дама касается рога единорога ») и вкусу («Дама пробует сладости »).
Шестой гобелен – «Моему единственному желанию » изображает Даму, заключающую все свои чувства в ларец, чтобы полностью освободиться от них и посвятить всю себя Всевышнему – «единственному желанию» (девиз выткан на гобелене).

В Клюни также представлена замечательная коллекция средневековых и античных тканей. Торговля восточным текстилем и византийским шелком была важной составляющей средневековой экономики. До конца романской эпохи в Западной Европе производилась только простая ткань. Местное производство дорогих тканей стало развиваться с XIII века.

После осмотра терм Клюни погуляйте с детьми в «средневековом саду », который разбит с северной стороны здания – здесь высажены растения, характерные для средневековой Франции.

Адрес Музей Средневековья (термы и особняк Клюни) – place Paul Painleve, 6
Проезд: метро Cluny La Sorbonne (линия 10), Saint Michel-Notre Dame RER B (ваш ориентир – идите по направлению от Нотр-Дам к Пантеону, справа будут мощные стены аббатства).
Часы работы : ежедневно кроме вторника 9.15 – 17.45
Стоимость билета для взрослого 7.50 евро, дети до 18 лет бесплатно.
Первое воскресенье месяца вход бесплатный, действует .

    Музей Средневековья (Париж) - Координаты: 48°51′02″ с. ш. 2°20′36″ в. д. / 48.850556° с. ш. 2.343333° в. д. … Википедия

    Музей канализации (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Музей канализации. Координаты: 48°51′45.51″ с. ш. 2°18′08.04″ в. д. / 48.862642° с. ш … Википедия

    Париж (Франция) - Город, столица Франции Париж фр. Paris Флаг Герб … Википедия

    Париж - столица Франции. Известен уже в I в. до н. э. как селение Лютеция (Lutetia), название от галльск. lut болото, т. е. селение на болоте. Позже Lutetia Parisiorum от этнонима парисии, галльск. племени, жившего на берегах Сены. Затем Parisiorum, и… … Географическая энциклопедия

    ПАРИЖ - столица Франции. Расположен на берегах р.Сены, в 145 км от пролива Ла Манш, в географическом центре северной части Франции. Париж административный, политический и промышленный центр, в нем сконцентрирована финансовая и торговая деятельность… … Энциклопедия Кольера

    Портрет Средневековья - Портрет Иоанна Генриха, маркграфа Моравии. Петер Парлер и мастерская. Между 1379 1386, Собор святого Вита, Прага Портрет Средневековья, портретное искусство Средних веков стадия определённого упадка в истории развития … Википедия

    Малый дворец (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Малый дворец. Координаты: 48°51′57.9″ с. ш. 2°18′53.13″ в. д. / 48.866084° с. ш. 2.314759° в. д … Википедия

    Лютеция (Париж) - У этого термина существуют и другие значения, см. Лютеция (значения). Лютеция (Lutetia), иногда также Лютеция Паризиориум (Lutetia Parisiorum) древнее поселение на месте современного Парижа. Сначала Лютеция была поселением кельтского племени… … Википедия

Национальный музей Клюни во Франции больше известен как музей Средневековья. Расположен музей в самом центре . Сад, окружающий музей, известен остатками римских терм, на месте которых и было построено здание. Кроме экспонатов внутри, можно осмотреть прилегающие к особняку территории. К ним относится часть бульвара Сен-Жермен, детская площадка, скамейки и тенистый двор, утопающий в зелени.

Экспонаты

Экспозиция музея включает гобелены и предметы искусства, относящиеся к периоду средневековья. В одном из залов можно увидеть витражи из часовни Сент-Шапель, в том числе сюжет с выкалыванием глаз у мученика. Наиболее известны гобелены, изображающие воскрешение Христа, сцены из жизни дворянства. В современном здании, построенном около терм, представлены уникальные экспонаты – 21 голова Царей иудейских. Они располагались на западной части фасада собора Нотр-Дам де Пари, но были отрублены от статуй во время Французской революции. Уцелевшие головы обнаружили только в конце 20 века.

Посетители музея Средневековья могут осмотреть зал для холодных ванн в галло-римских термах, который очень хорошо сохранился. Неподалеку расположены капители, украшенные изображениями музыкантов и богов. Несколько залов посвящены предметам готического и романского искусства. Вход в один из них украшают головы с рыбьими глазами, изначально располагавшиеся на базилике Сен-Дени.

Музей Кюри для многих известен благодаря главному своему экспонату – гобелену «Дама с единорогом». Он представляет собой серию изображений, объединенных общностью сюжета. Гобелен предположительно датируется 15 веком. Изображена на нем красивая женщина, которую сопровождает грациозный лев и волшебный единорог.

Полезная информация для туристов: Местоположение, как добраться? часы работы, стоимость билетов.

  • Музей работает ежедневно с 09:15 до 17:45, за исключением вторника;
  • За полчаса до закрытия продажа билетов прекращается;
  • Молодые люди до 26 лет могут получить скидку;
  • Ежемесячно в первое воскресенье можно попасть в музей абсолютно бесплатно;
  • Стоимость билета составляет 8,5 евро, а в воскресенье плата за посещение снижается на пол евро;
  • Подробную информацию о музее Средневековья можно получить на его официальном сайте или по телефону.
Музей располагается неподалеку от площади Сан-Мишель в центре Латинского квартала. Добраться до него можно на метро, при этом выйти необходимо либо на станции Saint-Michel , либо на Cluny-la-Sorbonne . 
|
|
|
|
|

Когда один товарищ ляпнул, а сотня повторила.

Распятье музея Клюни в Париже. Да, там есть такое. Если честно очень долго искал оное изображение в инете, дабы, хоть что-то да прояснить по этому распятью. Музей Клюни, чтобы вы понимали, это музей средневекового Европейского искусства. Это не Лувр, там Месопотамских древностей по умолчанию находиться не может. Отсюда и мои сомнения, по поводу того, что подобное распятие там вообще могло находиться. И все же оно там есть. Подтверждение этому я нашел на одном из японских сайтов. Да-да, как бы это смешно не звучало. Поэтому пришлось прибегнуть к гуглпереводчик у. Распятие это, выставлено в 10 зале, где экспонируются вещи из церкви Сен-Жермен-де-Пре и церкви Святой Женевьевы. В целом этот зал посвящен романскому стилю в европейской культуре, это 11-13 век.
Стиль иконографии данного распятия так же вписывается в данные хронологические рамки. Пришлось немного поизучать то как развивалась эта самая иконография. Первые подобные изображения распятого Исуса появляются в веке 5. Исус изображается еще живым, часто у него открыты глаза, тут присутствует идея показать Исуса уже победившим смерть. Гвозди вбиты в ладони, чего на самом деле быть не могло. Тем, кого распинали гвозди никогда в ладони не вбивали, только в запястье или вообще привязывали веревками. Ладони просто не в состоянии выдержать массу тела и несчастный просто бы падал на землю. Прибивание ладоней Исуса, которыми он лечил и творил иные в иконографии связано с некоторыми богословскими концепциями о самоуничижении бога, на которых я сейчас не хочу останавливаться и сильно зацикливаться. Важно лишь то, что распятие это христианское, средневековое. К сожалению, японец описывающий свое посещение музея Клюни, выкладывая фото распятия не показал сопутствующей оному пояснения, тем не менее с большой долей вероятности можно утверждать, что распятие это относится к 11-13 веку, но никак не к 2000 году до нхли.

Второе популярное это Орфей - Бахус.

Начну с того, что я не припомню ни одного мифа, где бы Орфея распяли. Ну, да ладно, допустим, что был некий миф, что не дошел до наших дней. Затерялся, так сказать, во глубине веков.

Что можно рассказать по этому распятию. Этот артефакт, на самом деле выставлялся в Берлинском музее Кайзера Фридриха с 1922 года. Но, уже в 1926 году и позже в 1935 году, немецкие исследователи древностей утверждают, что данный камень является подделкой. Указывается, что возможно, это средневековая итальянская работа. Амулет был приобретен в Италии Е.Герхардом и с его коллекцией попала в музей Кайзера Фридриха. Что еще интересно, в 15 веке итальянский священник Марсилио Фичино возродил орфическую магию как часть гуманистического проекта, призванного вернуть древнюю мудрость миру. В целом этот Марсилио был весьма продвинутым для своего времени человеком, философом, гуманистом, астрологом. Переводил древнегреческие тексты на латынь, философов естественно. Поговаривают даже, карты Таро какие-то там нарисовал. К чему я это все, подобный амулет мог возникнуть в средневековой Италии, в 15 веке и позже, но никак не в 3 веке до нхли. Предпосылки были. Камень судя по всему был изъят еще в 1930-ые годы из экспозиции и пропал во время Второй мировой. На картинке обработанное в фотошопе изображение прорисовки камня одной из немецких книг.

Что еще указывает на то, что это довольно поздний предмет. Опять же иконография. Распятия подобного типа, подогнутые колени, упавшая голова, согнутые руки, мертвый или все еще страдающий Исус, попросту говоря, появились в средневековье - 13 и выше века. Как выглядели распятия позднего античного времени и раннего средневековья смотрите выше. Второе. Звезды и луна, на амулете, ну тут можно предположить, что все же изображен момент смерти Исуса и, как там в библии говорилось, о том, что небо потемнело в знак скорби.


Ну и последнее. Если бы изображение было 3 века до нхли, то, уверен, крест был бы изображен Т-образный. Как вот на этой знаменитой картинке с ослом. Кстати, на эту тему я как-нибудь еще поговорю.

Или вот это распятие, выставленное в музее Клюни, рядом с тем самым «Месопотамским».


А вот еще интересная гемма 4 века, выставлена в Лондонском Музее.

Музей Клюни известен также как музей Средневековья . Он может похвастаться одной из самых обширных в Европе коллекцией предметов искусства и быта того времени, в честь которого и назван.

Музей находится в Hôtel de Cluny – готическом особняке, построенном в 15 веке. Так что французское средневековье в музее Клюни – поистине на каждом шагу.

Что можно увидеть в музее Клюни

В музее Клюни можно проследить развитие искусства и предметов была от раннего Средневековья – и до Ренессанса. Пожалуй, самое сильное место музея – отдел древних тканей. Однако, не забудьте хорошенько рассмотреть и другие экспонаты: статуэтки и статуи, бытовые предметы, всяческую утварь, одежду, сакральные артефакты.

Коллекция музея размещена на нескольких этажах (подробную карту музея Средневековья в Париже можно увидеть ). Однако, чтобы увидить все, надо обойти музей Клюни со всех сторон...

  • Нижний уровень музея Клюни посвящен галло-римским термам (термальным купальням), великолепным витражам и статуям.
  • Этажом выше в музее Клюни представлена «Дама с единорогом» (Dame et la Licorne), самый известный экспонат музея Клюни. Это – своеобразный комплект из шести шпалер, которые составляют единое полотно. Этому шедевру – больше полтысячи лет. Никто не знает, кто создал этот гобелен, существуют только предположения. Да и название его возникло лишь в 19 веке. На гобелене изображено пять человеческих чувств, объединенных в единой аллегории: девушке, общающейся с единорогом. Композиция указывает на прелести – и опасности, которые несет каждое из чувств: обоняние, запах, вкус, осязание, зрение. На этом уровне музея Средневековья также располагаются и другие предметы обозначенного периода: ткани, рисунки, примеры резьбы по дереву, украшения, оружие.
  • С другой стороны здания (со стороны бульвара Сен-Жермен) находятся средневековые сады, вход в которые не требует оплаты.

Огромный вклад в популяризацию гобелена «Дама с единорогом» сделали французские писатели Проспер Мериме и Жорж Санд, именно они привлекли внимание общественности к необычным шпалерам, хранящимся в не самых лучших условиях в одном из старинных замков Франции.