Музыкальные игры с использованием информационных компьютерных технологий. Урок музыки в общеобразовательной школе с применением информационно-коммуникационных технологий шагов навстречу успеху


Музыкальные игры с использованием информационных компьютерных технологий

Тип статьи:

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому, применение ИКТ в работе с детьми по общеразвивающей программе, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности. Так, например, для развития детей младшего и среднего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, мы запускаем сразу несколько психических процессов:

- узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для малышей это немаловажно;

- способствует развитию операций обобщения;

- обратный процесс, когда встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала связанного с этим предметом (ассоциативная память).

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Применение мультимедиа в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода направленного на учет психологических и возрастных особенностей ребенка и соответствующего игровой природе музыкального искусства. Цель – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху.

Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей. Игровые задания преследуют разнообразные цели:

- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;

- развитие способности различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра,

- отдельных компонентов чувства ритма;

- развитие мелодического слуха, способности различать характер и настроение музыки.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - повысить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.

Задачи:

- развитие музыкальных способностей дошкольников;

- дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

- активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

- формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально.

Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Я хотела бы предложить интересные музыкальные игры для детей и их родителей.

«Новогодние ритмы» - музыкальная игра на развитие ритмического слуха у детей 5-7 лет. Ссылка:

«Помощники» - музыкальная пальчиковая игра на развитие музыкальности детей 4-6 лет. Ссылка:

«Сова и кукушка» - музыкальная игра на развитие звуковысотного слуха и голоса для детей 4-6 лет. Ссылка:

«В лесу» - музыкальная пальчиковая игра на развитие музыкальности детей 4 -6 лет.

Игра «Четвёртый лишний инструмент» - музыкальная игра на развитие тембрового слуха у детей 5-7лет.

Ссылка: http://narod.ru/disk/49190264001.fb80015f3cae0835ee0b86dcea3e8d7d/%D1%84%D0%BB%D0%B5%D1%88-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.pptx.html

вмузыкальномобразовании

современногошкольника»

Учитель музыки

Емельянова С.В.

М БОУ С О Ш № 35

1. Введение.

2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образования.

3. Другие средства коммуникации в области музыкального образования.

4. Вывод.

5. Пример применения компьютерных технологий на уроке музыки в 7 классе. Тема: « Ивановская земля - «колыбель» советской музыки в годы войны». В форме презентации.

6. Литература.

1. Введение.

В современной жизни много перемен: сменились социальные ценности, высоконравственные идеалы уступили место материальному благополучию. Расслоение общества привело к отчуждению людей, агрессии. Деньги стали мерилом успешности. А душа человеческая по - прежнему тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати - бесконечной, мудрой, вечной музыке, от которой так хочется жить. Музыка открывает человеку разнообразный удивительный мир и самого себя в этом мире. Мой педагогический опыт доказывает, что музыка не только звучит в душах детей. но и оказывает на них сильнейшее воздействие. Интересно заметить, как со временем меняются вкусы моих воспитанников. Если вначале им больше нравится музыка « шлягерного » плана, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, которую раньше не слушали, считали ее скучной и сложной для понимания. Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это позволяет ему творчески подходить к решению проблем, адаптироваться в нестабильных условиях. Я считаю, что учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. Наверное, ради этого вот уже 15 лет каждое утро я спешу в школу. Спешу наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать нежные бутончики талантов и верить в то, что они скоро превратятся в яркий, благоухающий букет.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: « Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.» Сколько десятков лет эти слова являются как « кредо» не одной сотни педагогов музыки? Мой урок - это полёт творческой мысли, фантазии, таланта, духовного совершенства, урок воспитания Личности. Что значит воспитать личность умеющую жить в гармонии с миром, личность яркую, творческую, и главное духовно богатую? Как открыть ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительности? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Вопросы, вопросы, вопросы…

В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ.

В музыкальном образовании имеет место некоторое противостояние подходов в обучение: развитие общих принципов дидактики на уроках музыки и принципов художественной дидактики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д. Б. Кабалевского программа « Искусство слышать» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр. Дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества.

Несколько шире, с учётом обновления содержания,технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е. Д. Критской. В данной программе идёт опора на выявление жизненных связей музыки. Здесь урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок - искусства, когда развиваются все психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие и, в том числе, музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальное мышление и т. д. Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим качественное изменение педагогических методик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т. е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации.

2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образования.

Современное образование быстро набирает скорость в области новейших технологий. Одним из главных направлений в получении определённых знаний учащихся стала компьютеризация. Сам по себе компьютер не играет никакой роли в образовании без общей концепции его применения, программно – методического обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка, а также его психофизиологическим возможностям. Специалисты в области психолого - педагогических исследований указывают как на позитивные, так и на негативные факторы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных отношений, воспитание художественного и эстетического вкуса. В любом случае учитель остаётся не заменимым и очень важным звеном в системе обучения будущего.

Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Они оказывают большую помощь в разработке уроков музыки и помогают решать важнейшие задачи, связанные с образованием и эстетическим воспитанием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время. И К Т занимает ведущее место в качественном и эффективном преподавании предмета « Музыка».

Отметим некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет всё большую роль. Это- создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, подготовка фонограмм и видеоклипов и т. п. При разучивание песен на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, И К Т способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности. С помощью компьютера дети могут изучать творчество композиторов и нотную грамоту, совершать экскурсии и виртуально бродить по залам музеев например, музею музыкальных инструментов.

На уроке в 1 классе, я знакомлю учащихся с выразительными возможностями фортепиано и музыкальной клавиатурой. Здесь я использую компьютерную программу « Музыкальный клавишный». Данная программа представляет собой звучащую музыкальную клавиатуру фортепиано, на которой можно проиграть любую одноголосную мелодию например, « Чижик- пыжик» , при желании даже с аккомпаниментом, что даже смогут сделать дети,обучающиеся в музыкальной школе. При помощи этой программы дети в игровой форме, могут сравнить звучания разных регистров, при помощи изменения тембра они узнают о том, что семейство музыкальных клавишных инструментов имеет большое количество разновидностей: челеста, клавесин, вибрафон, электроорган. Дети слушают их тембр и сравнивают звучание.

Во 2 классе на уроке по теме « Жанр симфонической сказки» перед прослушиванием изучаемого произведения я показываю учащимся иллюстрации деревянно - духовых инструментов и даю послушать фрагменты звучания для того, чтобы ребята могли узнать тембры звучания этих инструментов, например: флейты, кларнета, гобоя(раздел « Музыкальные инструменты» из компакт-диска « Энциклопедия классической музыки.») и показываю строение инструмента флейта (раздел « Медиа. Анимация.» из компакт-диска « Энциклопедия классической музыки.») Мини - фильм о музыкальном инструменте флейта довольно компактный по объёму, длится около 3 минут, технология показа основана на том, что инструмент на глазах детей даётся в разрезе, объясняется назначение его составных деталей, показан механизм звучания.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме « Природа в музыке». При сравнительном анализе музыкального произведения например, А. Вивальди цикл « Времена года»; учащиеся используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Ребёнок совершает открытие: узнал, понял, объяснил.

Проведению этих уроков помогают диски фирмы « Кирилл и Мефодий». С помощью дисков « Музыкальный класс», «Шедевры музыки», « Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», « Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развиваются творческие и интеллектуальные способности детей. Применение И К Т повышает активность учащихся, насыщенность и результативность урока.

Поставив себе задачу включения И К Т на уроках музыки мне пришлось начинать работу с нуля. Прежде всего следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках. Начала я свою деятельность имея в наличии всего две компьютерные учебные программы. Это программа Power Point , к использованию которой я неоднократно прибегаю при знакомстве с музыкой различных авторов, при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов, при изучении творчества того или иного композитора. Обращение к этой программе дает возможность мне иллюстрировать свой рассказ необходимыми тематическими видеофрагментами. Одно из направлений этой программы – демонстрация учебного материала в режиме слайд – шоу и просмотры изображения музыки.

Другая программа - это Band - in - a - Box . Программа предназначена для создания, аранжировки определённой мелодии или уже готового музыкального фрагмента. Создатели программы заложили в неё богатые возможности: она может подобрать аккомпанемент к готовой мелодии, может имитировать элементы аккомпанимента, характерные для определённых музыкантов; может выбрать различную оркестровку; может использовать некоторые спецэффекты: штрихи, фактуру и т. д. Данная программа имеет довольно большой архив, в котором содержится коллекция записей классических и современных произведений. Сегодня я использую и другие программы, которые можно разделить на группы: информативные энциклопедии, обучающее-развивающие - тематические, образовательно – игровые, фонотека, фонограммы.

Этот небольшой анализ показывает, какие широкие возможности открывают нам И К Т при проведении уроков.

Моя практика показала что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки начиная с младших классов и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала.

Для учащихся 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно – игровые программы, при использовании их отдельных элементов.

Учащимися 3 и 4 классов хорошо воспринимаются тематические, обучающе – развивающие, образовательно – игровые программы, фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные – частично.

В среднем звене задействованы все группы программ в полном объеме с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока – презентации и интегрированного урока.

И К Т расширяет информационную базу при подготовке к уроку, позволяет эффективней развивать все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного; повышает интенсивность проведения урока, способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока, контролировать усвоения учащимися пройденного материала; обогатить и расширить песенный репертуар на уроке и при проведении школьных мероприятий.

Формы работы на уроках могут быть разнообразными: учащиеся выполняют творческие задания, весёлые музыкальные упражнения, совершают увлекательные путешествия и экскурсии, сочиняют простые мелодии, пишут ноты. Формами овладения И К Т на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией в программе Power Point .

Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Я на своих уроках использую проектную деятельность для усвоения материала, для получения новых знаний музыкальных терминов, для обобщения тем. В проектных заданиях ученики используют хорошо знакомые им понятия, в сочетании с новыми знаниями, полученными на занятиях. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации, которые я также применяю в своей работе. Это позволяет более наглядно представить иллюстративный материал к уроку. Следующей формой моей деятельности является использование компьютерного тестирования на обобщающих уроках. Цель - систематизировать и обобщить ключевые знания полученные в течении четверти и года. При защите проекта, презентации школьники приобретают навыки выбора и использования нужной информации, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Главное – это приобщение ребенка к творческому процессу, когда он видит результат своего труда оцененного учителем по достоинству. Таким образом, применение И К Т делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Мой опыт использования И К Т показывает, что применение их на уроках музыки реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

3. Другие средства коммуникации в области музыкального образования: синтезатор, технология мультимедиа, интернет.

Большую помощь на уроках музыки оказывает применение цифровых образовательных ресурсов на примере музыкального синтезатора. С помощью введения в урок музыки нового музыкального инструмента обогащаются традиционные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, вокально - хоровое исполнительство, инструментальное музицирование, пластическое интонирование и др. Так, вокально – хоровая деятельность школьников получает новый импульс благодаря использованию синтезатора в качестве аккомпанемента. Этому способствуют богатые тембровые и ритмические возможности инструмента, простота и доступность в использовании. При организации слушательской деятельности на уроке музыки синтезатор может использоваться во время проведения интонационно – образного анализа музыкальных произведений. В 7-ом классе мы изучаем « Болеро» М. Равеля. При подготовке слушания сложного произведения для активизации внимания школьников я показываю на синтезаторе 2 основные темы в исполнении гобоя, флейты, саксофона, трубы, кларнета на фоне неизменного ритма малого барабана. Для исполнения ритмического рисунка на синтезаторе я привлекаю учеников. Возможности использования синтезатора в музыкально - образовательном процессе выходят за рамки урока. Во внеклассной и внешкольной работе он необходим учителю для создания минусовых фонограмм. Таким образом оркестровка музыки, аранжировка, музыкально – композиционная деятельность находит своё место на уроке музыки благодаря использованию тембровых, динамических, метроритмических возможностей синтезатора. Существует много методической литературы, посвящённой обучению на синтезаторе. Одни пособия делают акцент настроении и функциях музыкально – цифрового инструментария. Это пособие В. Реллина и А. Талера; П. Горгеса и А. Мер; Г. В. Богачёва, Д. Ю. Дубровского и др; другие сосредоточенные на теории и практике обучения к музыкальному творчеству. Пособия Дж. Дрекслера и К. Херле, И. Г. Шавкунова, П. Л. Живайкина, Н. Бергера, И. Б. Горбуновой и А. В. Горельченко и др.

Другим широко распространённым инструментом информатизации музыкального образования стала технология интерактивного мультимедиа – интеграция интерактивных компакт – дисков с компьютером, что обеспечивает возможность работы пользователя с информацией, представленной в различных формах: аудиальной, графической и видео. С помощью этой технологии можно прослушать музыку и получить о ней различные сведения в виде текстов, рисунков, фотографий, видеоклипов, например, с интервью исполнителя этой музыки и др.

И наконец, широкое распространение в качестве средства информатизации музыкального образования получил интернет. Будучи глобальной средой обмена информацией, интернет становится всеохватной образовательной средой. Разнообразные формы коммуникации делают интернет гибким средством обучения. С его помощью можно создать веб. – страницы образовательной направленности в области музыки, пересылать электронные письма и т. д.

4. Вывод.

Синтезатор, компьютер, технологии мультимедиа, интернет - все эти новые средства коммуникации обеспечивают доступ к качественной информации в области музыкального образования Они позволяют оптимизировать процесс обучения в рамках традиционных классных занятий за счёт активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также расширяют возможности дистанционного обучения и самообучения в этой образовательной области.

5. Пример применения компьютерных технологий на уроке музыки в 7 классе в форме презентации. Тема: Ивановская земля - « колыбель » советской музыки в годы войны.

6. Литература.

/ Информационно – компьютерные средства в школе: методическое пособие/ Под ред. Г. К. Селевко – Ярославль: И Р О,2003 г.

И. М. Красильников. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании.- М. « Искусство в школе», В. 8, 2002 г.

И. М. Красильников. « Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования».

Д. Б. Кабалевский. Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки. М: Просвещение, 1981 г.

В. П.Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). - Воронеж: М О - Д Э К, 2002г.

А. В. Фёдоров. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Ц В В Р, 2001 г.

Н. Бергер. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия « Модернизация общего образования». – С П б; 2004 г.

И. Горбунова. Об основных направлениях деятельности учебно - методической лаборатории « Музыкально – компьютерные технологии» //Современное музыкальное образование, 2003 г.

Н. Бергер, Н. Яцентковская Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации музыкального образования // , 2004 г.

Урок в 7 классе

Тема: « Ивановская земля - « колыбель » советской музыки в годы войны.»

Ход урока.

1. Организационный этап. Приветствие. Введение.

У. Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших нежных глаз, я знаю в классе каждый гений,но без труда талант не в прок. Возьмём же музыку и творчество и вместе создадим урок.

У. Определите по музыкальному фрагменту чему мы посвятим урок?

Слушание песни Е. Сокольской Ты - город мой!

Итак, ваши мысли.

У. Да. Действительно, речь пойдёт о нашей малой Родине, а именно, о музыке рождённой на ивановской земле не только в нынешнее время, а в далёкие советские годы. И я, приглашаю вас посетить удивительное место, которое находится всего в 7 км. от центра, точнее на восточной окраине нашего города деревню Афанасово.

Чем же удивительно это место? Дело в том, что здесь когда-то, а точнее в 1943 году был открыт Дом творчества композиторов.

Кто - либо слышал об этом? Как вы думаете, почему этот дом стал так называться? Я предлагаю вам побывать в нём гостями. Обратите внимание на тему нашего урока: « Ивановская земля « колыбель » советской музыки в годы войны». Я думаю, вы сегодня поймёте, почему нашу Ивановскую землю называли « колыбелью » сов. муз. военного времени. Но прежде, давайте споём песню Е. Солодовникова « А я живу в Иванове».

2. Объяснение нового материала.

У. 1943 г.- год открытия Дома творчества композиторов на ивановской земле. Вам случайно ничего не говорит эта дата?

Да, действительно, это было сложное время для нашей Родины. Война продолжается, но из госпиталей и эвакуации в Москву начинают возвращаться музыканты и композиторы. Союз композиторов и Муз. фонд СССР пытаются создать им элементарные условия для творческой работы. Взгляните на экран. Знакомы ли вам эти лица? Рейнгольд Глиэр и Арам Хачатурян обратились в наркомат земледелия с просьбой подобрать место для работы и восстановления сил. Из нескольких вариантов было выбрано место на окраине Иваново - деревня Афанасово. Очень энергично и быстро была приведена в порядок бывшая помещичья усадьба у птицесовхоза, а дом помещиков приспособлен под семейное общежитие и столовую для первых 4х семей советских композиторов. Первыми его обитателями в начале лета 1943г. были семьи: Д. Шостаковича, Р. Глиэра, А.Хачатуряна, В. Мурадели.

Взгляните на экран, знакомы ли вам эти композиторы? Именно они летом 1943г. впервые посетили Ивановскую землю.

Как вы думаете, с какой целью приехали композиторы в ДТК? Можем ли мы предположить о чём рассказывали композиторы в своих сочинениях?

Какую роль играла музыка в годы войны? Д. Шостакович в первое лето создал на Ивановской земле свою 8-ю симфонию.

Можем догадаться о чём эта симфония? Это трагическое повествование « о скорби и ярости » сражающегося народа. До этого у него была уже написана симфония, которая триумфально шествовала по всему миру.

Звучит фрагмент симфонии №7 (Ленинградская) - эпизод нашествия.

Знаком ли вам этот фрагмент? Как он называется? А знаете ли вы, что в этом году 27 января отмечалось 65 - летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. А. Хачатурян создаёт симфонию №2 и даёт ей название « Симфония с колоколом ».

Как вы думаете, почему у Хачатуряна возникла мысль дать такое название симфонии? Вспомните, а для чего на Руси были нужны колокола?

( оповещали народ о пожарах, о нападении врагов, о бедствиях и праздниках) А знаете, я предлагаю вам самим сочинить симфонию с колоколом. Попробуем.

Как вы думаете, а что такое симфония?(симфония - музыкальное сочинение) Сочинение о чём? (о жизни)

Сколько в симфонии бывает частей?

Раз это соч. о жизни, так пусть в ней будет 4 взгляда на жизнь, давайте обозначим их.

Вспомним, симфонию Хачатурян создавал в 1943 году, разгар войны, значит в симфонии будет идти речь о событиях В.О.В.

Итак,1ч.- начало войны, призыв, столкновение, борьба. Какую роль будет играть колокол в 1ч? О чём оповещает? Как он будет звучать: ликующе, победно или сурово, мрачно, набатно?

Послушаем, как звучит колокол у Хачатуряна? Совпали ли наши мысли с мыслями композитора? Слушание.

Вот, гудя, ударит бас:

Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас-

Прямо в души

Собирает он народ

Воедино

И на подвиги зовёт

Исполина.

2ч. нам говорит: жизнь - это размышление, мечта, но тревога и волнения нас не покидают. Что же нас ожидает?

3ч. - воспоминание о добром, светлом, весёлом, можно улыбнуться и пошутить.

4ч. -у музыкантов зовётся финал. Она как будто говорит война закончилась - победа. Как вы думаете, будет ли меняться звучание колокола в конце симфонии? Слушание фрагмента финала.

Словно пламя,

Как свидетели веков

Всё вы с нами

То ль сомнения вас жгли,

То ли беды-

Всё равно вы с нами шли

До победы.

Так взлетайте вновь и вновь

В купол синий,

Чтоб всегда жила

любовь

Над Россией.

Что - то изменилось у Хачатуряна в звучание колокола?

Что вселяла симфония А.Хачатуряна в сердца людей? ( уверенность, светлые надежды )

Летом 1944г. в ДТК приехал С.С. Прокофьев. Здесь, на Ивановской Земле рождались лучшие его творения.Рядом с домом,в котором работал композитор была чудесная берёзовая роща.

Посмотрите, вот она перед вами. Из - за обилия в ней солнечного света Прокофьев назвал её « рощей до - мажор ».

Красиво, не правда ли? Глядя на неё вспоминается песня Э. Ханка « Вы шумите, берёзы » - исполнение.

В 1952г. сюда впервые приехал композитор, с песнями которого вы знакомы. Я напою вам фрагменты, а вы попробуйте догадаться. Исполнение фрагмента « Серёжка с Малой Бронной », « А снег идёт…» . Догадались? Эти песни были сочинены А. Я. Эшпаем.

А.Я. Эшпай частый гость на нашей земле. В этом году ему исполнилось 84 года и он вновь собирается сюда на работу. Давайте исполним песню рождённую здесь. Исполнение « Серёжка с Малой Бронной ».

За многие годы в Д Т К побывало много знаменитостей. Здесь возникали очень интересные сочинения композиторов разных поколений.

Обратимся к теме урока. Давайте ещё раз озвучим её. Обратили ли вы внимание,что слово « колыбель » выделено?

С какими чувствами у вас ассоциируется это слово? Произнесите его

С чьим образом связано? Уместно ли оно в нашей теме урока?

Можно ли назвать нашу землю «колыбелью» советской музыки военных лет?

На дворе 21 век. А как вы сегодня можете оценить состояние культуры нашего края? Можете ли вы назвать композиторов, которые родились в нашем городе и продолжают прославлять его далеко за пределами?

3. Рефлексия.

В заключение урока я бы хотела обратить ваше внимание на веточки стоящие в нашем классе. Они стоят совсем без листиков, а так хочется чтобы побыстрей пришла весна, побежали ручейки, прилетели птицы,набухли почки и стало больше радостных и светлых дней. Давайте приблизим её и украсим наши веточки листочками. Это будут необычные листочки. Они имеют разные цвета. Каждый цвет что-то означает:

Зелёные - вы сделали новое открытие;

жёлтые – вы себя чувствовали спокойно, уверенно на уроке;

красные - вам было не интересно на уроке;

синие - вы ничего не узнали нового.

Учащиеся украшают веточки на фоне песни Е. Сокольской « Ты- город мой».

Посмотрите, какие веточки стали красивыми. Мне очень приятно, что я помогла вам узнать новое и открыть мир музыки и искусства.

До новых встреч!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

В последнее время появился значительный интерес общества к электронной музыке и, в частности, к музыкально-компьютерным технологиям. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, компьютерные технологии проникают во все сферы деятельности, привнося новые возможности самореализации.

Во-вторых, многогранность, фантастическая безграничность в совершенствовании, глобальная применимость электронной музыки поднимают обучение на новый уровень, стимулируют стремительное развитие интеллекта, делают занятия музыкой востребованными в широких кругах любителей искусства и творчества.

В-третьих, совместимость электронной музыки с традиционными музыкальными технологиями создает условия для преемственности музыкальных эпох и стилей, их взаимопроникновения и синтеза, способствуя, таким образом, развитию творческого потенциала учащихся и укрепляя интерес к музыкальной культуре в целом.

Всякий, кому небезразлично, что будет происходить в нашей стране с музыкальным образованием в ближайшие десятилетия, согласится, что одно из направлений, по которому уже сегодня идет современное музыкальное не только теоретическое, а уже и исполнительское образование - это компьютерное обучение и компьютерные коммуникации. В последние годы компьютерные и коммуникационные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки.

Прошло лишь около десятилетия с тех пор, как компьютер появился в нашей жизни, и сегодня уже невозможно представить, как можно без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы. Цифровые технологии коснулись и сферы музыкальной деятельности, как профессиональной, так и любительской, и происходящие в ней преобразования поражают своей масштабностью и радикальностью.

Профессиональному композитору сегодня не нужен ни симфонический оркестр, ни исполнители-солисты, чтобы озвучить свою музыку - будь-то экспериментальное произведение или произведение песенно-танцевального жанра, сопровождение к спектаклю, кинофильму, теле и радиопередаче или компьютерной игре. Музыкант любого, в том числе начального уровня подготовки сегодня может создавать развернутые, многообразные по характеру звучания электронные композиции, и распространение такой деятельности среди подростков и молодежи по своей массовости не имеет исторических прецедентов.

Цифровой инструментарий завоевывает все более уверенные позиции и в музыкальном образовании. В детских музыкальных школах, школах искусств и других учреждениях дополнительного образования открываются классы и отделения электронного музицирования; к данной деятельности все чаще прибегают и на уроке в общеобразовательной школе; в разных городах России проводятся фестивали музыки для электронных музыкальных инструментов. При этом у многих педагогов цифровые инструменты вызывают противоречивые чувства. Возникающие вопросы схожи. Каково предназначение синтезатора и компьютера на музыкальных занятиях - они призваны облегчить процесс усвоения необходимых знаний, умений и навыков в традиционных сферах музыкальной деятельности или нужны для электронного музыкального творчества? Использовать в музыкальной деятельности компьютеризированные инструменты - не означает ли это заведомо ограничивать ее рамками электронной музыки экспериментального, по сути элитарного направления? Рамками поп или рок-музыки, в большинстве случаев построенных на примитивных штампах? Ведь подобные жанровые или стилистические ограничения неизбежно приведут к снижению уровня музыкальной культуры учащихся.

Активные процессы модернизации образования молодежи проходят в учебных заведениях многих регионов России. В ближайшем будущем электронные музыкальные инструменты и музицирование займут прочное место не только в массовом - начальном музыкальном образовании, но и в современном профессиональном образовании, в частности, его среднего звена.

Музыкально-компьютерные технологии в последние годы стали очень привлекательными для огромного числа любителей музыки, у которых, к сожалению, нет достаточного образования, чтобы профессионально заниматься музыкальным творчеством, но есть желание сочинять, экспериментировать со звуками, отдавать все свободное время музицированию. Это поистине благородные устремления. Среди таких любителей немало людей с техническими профессиями: инженеров, специалистов в области информатики, акустики, звукозаписи, компьютерных технологий. Ряд современных компьютерных программ создания и аранжировки музыки, действительно, рассчитан на то, что их пользователи не владеют профессиональным музыкальным образованием. Большей частью эти программы ориентированы на современные песенно-танцевальные жанры в европейских и латиноамериканских массовых культурах.

Конечно, когда композиция рождается из набора заготовок-семплов или из ритмофактурных элементов тех или иных жанровых шаблонов, такой вид "творчества" может быть лишь неким промежуточным этапом на пути к постижению основ настоящего искусства. Но и здесь творческая натура способна преодолеть штампы, извлечь для себя-либо интуитивно, либо осмысленно-определенные законы, правила композиторских технологий, чтобы в результате любитель музыки мог нащупать свои приемы творчества.

Значительно большой простор для композиторской фантазии дает работа в секвенсорных программах типа: Cakewalk, Cubase, Ableton Live, FL. Studio. Поздние версии этих программных продуктов, рассчитанные на мощные быстродействующие компьютеры, интегрируют в себе различные функции секвенсорных MIDI-редакторов, многодорожечных цифровых аудио студий, виртуальных синтезаторов.

Для музыкантов эти программы трудны множественностью и "навороченностью" своих опций; от любителей музыки, напротив, они требуют безусловного профессионального музыкального образования.

Очевидно, что на повестку дня поставлена проблема движения навстречу друг другу двух векторов образовательных технологий в музыке: научить музыкантов всем премудростям компьютерного программирования современного звукового "полотна", а специалистам в сфере информационно-компьютерных технологий, звукового дизайна обучить грамотному пониманию законов музыкального творчества. Отдельного серьезного обсуждения заслуживают вопросы преподавания музыки в общеобразовательных школах. Известно, с каким жадным любопытством тянутся подростки (особенно - мальчики) к техническим новинкам, в какой восторг их приводит вид радиоаппаратуры на эстраде (микрофоны, операторские пульты и звуковые колонки), заводные ритмы громкой танцевальной музыка, с одной стороны. Но, с другой, как нелегко втолковать им в этом возрасте понимание шедевров вечной классики и уважение к истинно великим музыкантам.

Возможно, наличие музыкального компьютера в классе общеобразовательной школы, инициативный учитель пения, владеющий такими компьютером так же свободно как клавиатурой фортепиано. Умеющий увлечь свой класс разнообразными формами работы с музыкальным репертуаром благодаря компьютерным технологиям, - все это преобразит уроки музыки.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска, а к ним всевозможные музыкальные программы, компьютер, синтезатор. Синтезатор-инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Он справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор".

К примеру, необходимым видом музыкальной деятельности на традиционных уроках музыки было и остается слушание, которое предполагает знакомство с произведениями композиторов различных эпох и народов. Педагог, выбрав музыкальное произведение, может использовать метод сравнения, который заключается в исполнении произведения на фортепиано, затем на синтезаторе и прослушивании этого же произведения в электронной версии аранжировщиков. Учащиеся, восприняв одно и то же произведение в разном исполнении, могут сделать сравнительный анализ, выделить положительные стороны и преимущества каждого инструмента.

Немаловажным видом деятельности на уроках музыки является хоровое пение. При этом мы предполагаем использование аккомпанемента синтезатора или программы "Караоке". Записав "минусовку" песни, педагог сможет направить все внимание на работу с детским хором. Караоке сможет прекрасно влиться и во внеклассную работу. Такие аранжировки будут прекрасным фоном музыкально-ритмических игр и т.д. Сам учитель может придумать массу приемов и методов применения караоке в своей работе по музыкальному воспитанию детей.

Появление обучающих компьютерных программ, игра, игровых вопросов и ответов, мультимедийных кроссвордов позволяет изучать нотную грамоту и получать элементарные знания о музыке.

В музыкальных классах, где проводятся уроки музыки, существует необходимость в установлении мультимедийного проектора либо интерактивной доски. Данные технологии позволят обогатить музыкальный процесс уроков яркими и интересными событиями по музыкальному искусству, и демонстрируемый материал будет усваиваться учащимися глубже.

Наконец, в профессиональном музыкальном образовании, если иметь в виду сложность приобщения талантливого музыканта к премудростям современных компьютерных технологий, то, вероятно, следует начинать его (это приобщение) на более ранней стадии, еще в музыкальной школе или колледже. Но здесь педагогу важно проявить чувство меры, чтобы техническое начало не подавило в юном музыканте художника-творца с тонким и хорошо воспитанным музыкальным слухом.

Музыкальный компьютер открывает широчайшие возможности в творческом освоении пространства музыки, как на уровне профессионального искусства, так и любительского творчества.

Музыкальные компьютерные технологии создали эволюционно новый период технического воспроизводства музыкальной продукции: в нотопечатании, в жанрах прикладной музыки, в средствах звукозаписи, в качественных возможностях звуковоспроизводящей аппаратуры, в театрально-концертной деятельности, в звуковом дизайне и трансляции музыки (в том числе - по Интернету).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики 21 века является ознакомление учащихся с информационно-компьютерными технологиями. Их освоение необходимо:

Во-первых, для профессиональной подготовки композиторов и исполнителей;

Во-вторых, для применения в качестве источника вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.).

Методы, открытые в электроакустической музыке, формируют новую композиторскую технику. Современные профессиональные требования к композитору предполагают его знания в области акустики, электроакустики, звукозаписи. Для будущих композиторов важно изучение программного обеспечения, методов звукового синтеза, языка звукового программирования. Необходимо его ознакомление с методами управления отдельными параметрами звуков, моделированием резонанса, сознанием фактурных пластов. Компьютерные технологии дают также возможность композитору проводить техническую работу: осуществлять звуковой коллаж, "сводить" разные фрагменты, редактировать записанный материал.

В консерваториях уже накоплен определенный опыт в преподавании студентам специальности "композиция" учебных дисциплин соответствующей направленности. В ряде вузов (Москва, Санкт-Петербург) электронные технологии применительно к музыкальному творчеству изучаются факультативно, а как предмет учебного плана - в Уральской консерватории (курс "Электронная и компьютерная музыка"). Практическая работа студентов, а так же композиторов Екатеринбурга (Т. Комарова, В. Галактионов, О. Пайбердин и др.), осуществляется в студии электроакустической музыки. Здесь на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые "словари", создаются музыкальные композиции с привлечением световых и цветочных спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы. (Т. Комарова. "Осенние отражения" для голоса и электронных инструментов; "Reflections", "Sensations" для синтезаторов и компьютера. О. Пайбердин. "Цивилизация" для синтезатора и компьютера).

Компьютерные программы применимы в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста.

Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий в курсе истории музыки. Для многих дисциплин компьютер является незаменимым источником библиографических и энциклопедических сведений. Наконец, компьютер широко используется как средство нотного набора текста музыкального произведения.

Использование компьютерных технологий ориентировано на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой. Персональный компьютер дает возможность регулировать индивидуальный режим работы музыканта в соответствии с его темпоритмом, а также с объёмом выполняемой работы. И, несмотря на то, что не все методические проблемы еще решены, различные методические пособия издаются в разной системе нотной записи и далеко не во всех учебных заведениях страны ведутся занятия по синтезатору и музыкальному компьютеру, электронные музыкальные инструменты в учебном процессе доказывают свое право на самостоятельность.

Кондратьева Ирина Николаевна

преподаватель первой категории

хора и теоретических дисциплин

НР БОУ ДОД

« Детская школа искусств №1»

с.п. Салым, улица Новая 13,

Нефтеюганский район,

Тюменская область, ХМАО-Югра

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Сегодня, как это ни звучало бы порочно, наш быт, общение, культура «погружаются» в рутину ханжества, равнодушия и бесцеремонности. И снова, перед учителями и преподавателями, всплывает необходимость гло­бальных перемен, которые должны быть направлены на «возвращение» культуры, или хотя бы на понимание того, что это нужно. Научные институты пытаются вводить что- то новое в систему образования, черпают опыт из европейских источников.

А смогут ли эти «нововведения» устранить возникшие сегодня проблемы в приобщении детей и подростков к музыкальному творчеству, к познанию ряда явлений и исторических событий, связанных с музыкальным искусством? Ведь, ни для кого ни секрет, что в последние годы Детские школы искусств и Музыкальные школы испытывают дефицит желающих обучаться музыке. Отчасти данная ситуация продиктована существующими, может даже, устаревшими учебными программами. А при взаимосвязи специальности с другими предметами можно проследить, что сольфеджио и музыкальная лите­ратура и даже хор (сегодня модным стало исполнять произведения в аранжировках и с « минусом») терпят фиаско. Что касается старшего поколения педагогов, то многие из них часто рабо­тают "по старинке", оставаясь в рамках устаревших академических догм. Не секрет, что многие дети, окончив музыкальную школу, долгие годы не подходят к инстру­менту, как будто и не учились игре на нем. На наш взгляд, это худшее, что могла сделать с ребенком музыкальная школа. Очевидно, что виноваты в этом педагоги, которые не сумели прочувствовать индивидуальность ребенка, его личные по­требности. А может, виноваты рамки программ, которым слепо следуют некоторые преподаватели, вынуждая учеников играть не то, что хочется, а то, что надо, или то, что еще тяжело для ребенка. Между тем современные требования к программам школ искусств дают много вариантов обучения для детей с разными способностя­ми и потребностями.

Согласитесь, что при современных возможностях «новые « формы проведения урока не потребуют особых финансовых затрат. И многие преподаватели уже заинтересованно и плотно подошли к современной системе обучения. Система дополнительного образования сегодня поощряет преподавателей, которые умело интегрируют ИКТ в учебные программы. Новые идеи, новые подходы, заинтересуют ребенка, сделают занятия музыкой желанными, интересными, а самое важное-перспек­тивными. Выражаясь модернизированным и технологичным языком должна произойти «перезагрузка» старых программ. А новые формы проведения уроков, групповых занятий, наполнение их современными технологиями смогут вернуть Музыкальной школе полно­кровную жизнедеятельность. Это, своего рода, революция!

Можно быть современным, нужно только это захотеть и самому научить быть ближе к интересам детей и молодёжи. Как здорово, на электронном фортепиано или синтезаторе игра­ть импровизации на темы поп-музыки, или выполнить, путь самые простые, аранжировки учебных этюдов К. Черни. Синтезатор становится беспрецедент­ным средством интерактивного обучения, а заложенные в нем возмож­ности смогут внедрить замечательную идею комплексного музыкального обучения ребенка. Как для ученика это будет впечатляюще! Вот здесь, как раз, и пригодится та предметная взаимосвязь, о которой говориться в учебных задачах. Нужны хорошие знания из области сольфеджио и гармонии, анализа формы и инструментовки. А эти предметы тоже отлично «поддаются» новой трансформации. Это существующие музыкальные программы по аранжировке, обработке, теории, музыкальной литературе. Нажимать на клавиши компьютерного инструмента и сочинять с помощью «невероятных и непривычных для уха» интересных звуков своё сочинение так интересно! Синтезатор словно «провоцирует» ученика на творчество, и они начинают осваивать все возможности синтезатора, а также рабо­ту с компьютерными программами.Такие зарисовки становятся благодатным материалом для разви­тия воображения учеников. Вопрос ребёнка о том, ходить или не ходить на сольфеджио, уже будет совершенно лишним.

О том, что модер­низации музыкального образования необходима, подтвердили преподаватели, которые уже сегодня осознают её необходимость. Глубоко профессиональными оказались разработки в области медиапедагогики заведующей теоретическим отделением ДМШ города Дзержинска Е.А. Муравьевой. Она - создатель пятилетнего интегративного курса «Музыкальная литература в контексте мировой художествен­ной культуры». Основная цель программы-максимум - культивирование любви к классической музыке, умение рассмотреть конкретный артефакт в общекультурном контексте. Программа-минимум - создание в учебном заведении климата, соответствующего современной информационной культуре. Содержание курса складывается из изучения общих закономер­ностей, присущих разным видам искусства: музыке, литературе, театру, изобразительному искусству. Важно, чтобы идея компьютеризации школ, не прошла мимо отдаленных уголков нашей страны. Поэтому ставится задача о создании само­обучающих компьютерных программ.

Очень много лет поднимается вопрос о том, что преподаватель и ученик должны друг друга «слышать и понимать». Такое «вживание» в интересы и желания ребёнка устраняет дистанцию (если таковая возникла), сближает их по духу, и у них возникает процесс сотворчества и сопереживания.

Что ближе всего ребёнку? Если он младшего школьного возраста- то можно попробовать озвучить мультфильм (программа звукозаписи). Можно предложить придумать свой музыкальный стиль для персонажа мультфильма. Это замечательное творческое развитие ученика, и кто знает, может он в будущем выберет сферу профессиональной деятельности, связанной с какими- либо творческими заданиями.

Для ребят среднего и старшего школьного возраста будет интересно составить видеоряд или видеопрезентацию с музыкальным сопровождением, тем более, что с презентациями они справляются очень даже легко и умело и это для них адаптированная форма! А уж дополнить их своими музыкальными впечатлениями- это уже совсем здорово!

Очень хорошо бы было для Музыкальных школ и Школ искусств научиться создавать высококачественные музыкальные записи без помощи аранжировщиков, продюсеров и зву­корежиссеров. Записывая свои концертные выступления, преподаватель и ученик могут проследить развитие исполнительского мастерства. Записывая простые сочинённые мелодические диктанты, ученик может в старшем классе выполнить аранжировку своего же собственного сочинения. Свои записи ученики и преподаватели могут оставлять в учебном фонде, сохранять для семейного архива. И он уже непроизвольно становится музыкантом, потому что работает и мыслит как музыкант. Развивается интерес к учению, активизируется критическое мышление, творческая и исследовательская деятельно­сть, стимулируется самостоятельность учебных действий. А разве это не важно!

Полезно преподавателям, желающим сделать свои уроки занимательными, освоить и использовать для своей работы специфическую терминологию, которая помогает овладеть мультимедийными технологиями. Существует му­зыкальный словарь компьютерных терминов П. Живайкина. Сам факт появления такого словаря говорит о серьезном внедрении в процесс му­зыкального обучения компьютерных технологий.

Все положительные моменты Онлайнового сообщества:

Раз­рушает границы времени и пространства, и ученик, благодаря Интернету превращается в виртуаль­ного творческого человека, который может испробовать себя и соединиться со всем миром

Можно легко обсуждать музыкальную тему, об­мениваться ею и даже создавать совместные музыкальные композиции. Подобное общение возможно в письменном, аудио- и видеоформате

Можно найти интересующий стиль музыки, узнать про неё, использовать стилистику, узнать жанровые особенности эпох, легко переносясь во времени

Узнать о музыкантах- исполнителях, композиторах, об инструментах

Самим изучить нотную грамоту и технику игры на инструменте

Познать историю музыки

Обсудить со своими сверстниками музыкальную тему, и даже вместе делать музыкальные композиции

Есть всё! И, причём, всё с подсказками, ссылками, перечнем учебной литературы. Главное – научить ребёнка дифференцировать это огромное доступное музыкальное пространство и выделить то, что поможет совершенствовать свой музыкальный слух, стать красивым душой и чище сердцем.

А что выберет для себя каждый преподаватель, как он захочет учить и учиться вместе с современным ребёнком- зависит только от него самого!