Ноздрев характеристика героя мертвые души. Характеристика Ноздрева в поэме «Мертвые души»: описание внешности и характера в цитатах

"Мертвые души" образ Ноздрева


Описание героя Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.


Значение имени Фамилия Ноздрев – метонимия носа («совать нос не в свое дело», «держать нос по ветру», «остаться с носом»). Метонимически Гоголь сравнивает Ноздрева с его же шарманкой, вернее с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: "Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна".


Портрет Помещик Ноздрев - большой любитель развлечений, балов и кутежей. У Ноздрева яркая внешность, которая подчеркивает его буйный характер. Ноздрев - это молодцеватый барин с румяным и свежим лицом. Ноздрев выглядит молодо и бодро, несмотря на свои 35 лет и пьянки. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его..."


Детали обстановки Вещи Ноздрева отражают характер их владельца: хаотичность, беспорядочность, страсть к преувеличениям. Конюшня, где большинство стойл пустует, пруд, где раньше водилась рыба небывалой величины, поле, где Ноздрев ловил зайца-русака за задние лапы. Кабинет Ноздрева: сабли, ружья, турецкие кинжалы. Дудка в шарманке, никак не хотевшая смолкать, отражает его натуру. Даже блохи в доме Ноздрева особенно агрессивные.


Значение образа Гоголь, изображая Ноздрева, создал колоритный и легко узнаваемый характер. Герой – типичный хвастун, лихач, болтун, спорщик, дебошир, кутила. Он совсем не против выпить и любит поиграть. Однако, несмотря на всю "типичность", некоторые детали и отдельные мелочи придают характеру индивидуальность.

Ноздрев - молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач»; третий по счету помещик, с которым Чичиков затевает торг о мертвых душах.

Знакомство происходит в 1-й главе, на обеде у Прокурора; возобновляется случайно - в трактире (гл. 4). Чичиков направляется от Коробочки к Собакевичу. Ноздрев, в свою очередь, вместе с «зятем Межуевым» возвращается с ярмарки, где пропил и проиграл все, вплоть до экипажа. Н. немедленно заманивает Чичикова к себе в имение, попутно аттестовав Собакевича «жидомором», а самого героя романа (не слишком охотно соглашающегося последовать за Н.) - Оподелдоком Ивановичем. Доставив гостей, немедленно ведет показывать хозяйство. Начинает с конюшни, продолжает волчонком, которого кормят одним лишь сырым мясом, и прудом, где (по рассказам Н., неизменно фантастическим) водятся щуки, каждую из которых под силу вытащить лишь двум рыбакам. После псарни, где Н. среди собак выглядит «совершенно как отец семейства», гости направляются на поле; тут русаков конечно же ловят руками.

Н. не слишком озабочен обедом (за стол садятся лишь в 5 часов), поскольку еда - далеко не главное в его буйной жизни. Зато напитков у Н. в изобилии, причем, не довольствуясь их «натуральным» качеством, хозяин выдумывает невероятные «составы» (бургуньон и шампаньон вместе; рябиновка «со вкусом сливок», отдающая, однако, сивухой). При этом Н. себя щадит; заметив это, Чичиков потихоньку выливает и свои рюмки. Однако наутро «щадивший» себя хозяин является к Чичикову в халате, под которым нет ничего, кроме открытой груди, обросшей «какой-то бородой», и с трубкой в зубах - и, как положено гусарствующему герою, уверяет, что во рту у него «эскадрон ночевал». Есть похмелье или нет его - совсем не важно; важно лишь, что порядочный гуляка должен страдать от перепоя.

Мотив «ложного похмелья» важен автору еще в одном отношении. Накануне вечером, во время торга, Н. насмерть поссорился с Чичиковым: тот отказался сыграть с буйным «продавцом» на мертвые души в карты; отказался купить жеребца «арабских кровей» и получить души «в придачу». Но как вечернюю задиристость Н. невозможно списать на пары алкоголя, так и утреннее миролюбие нельзя объяснить забвением всего, что сделано в пьяном угаре. Поведение Н. мотивировано одним-единственным душевным качеством: безудержностью, граничащей с беспамятством.

Н. ничего не задумывает, не планирует, не «имеет в виду»; он просто ни в чем не знает меры. Опрометчиво согласившись сыграть с ним на души в шашки (поскольку шашки не бывают краплеными), Чичиков едва не становится жертвой ноздревско-го разгула. Души, поставленные «на кон», оценены в 100 рублей; Н. сдвигает обшлагом рукава сразу по три шашки и проводит таким образом одну из них в дамки - не оставляя Чичикову иного выхода, как смешать фигуры. Расправа кажется неминуемой. Могучие Порфирий и Петрушка схватывают героя; Н. в азарте кричит: «Бейте его!» Чичикова спасает лишь явление грозного капитан-исправника с огромными усами, пародирующее и deus ex machina («бог из машины») древнегреческой трагедии, и одновременно финал «Ревизора».

Ретировавшийся Чичиков надеется, что первая встреча с Н. окажется последней; однако им предстоит еще две встречи, одна из которых (гл. 8, сцена губернского бала) едва не погубит покупателя «мертвых душ». Неожиданно столкнувшись с Чичиковым, Н. кричит во всеуслышание: «А, херсонский помещик, херсонский помещик! <...> он торгует мертвыми душами!» - чем порождает волну невероятных слухов. Когда чиновники города NN, окончательно запутавшись в «версиях», призывают Н., тот подтверждает сразу все слухи, не смущаясь их разноречивостью (гл. 9). Чичиков накупил мертвых душ на несколько тысяч; он шпион, фальшивомонетчик; собирался увезти губернаторскую дочку; венчать за 75 рублей должен был поп Сидор из деревни Трухмачевка; Чичиков - Наполеон; кончает Н. полной околесицей. А затем сам же (в 10-й главе) сообщает «херсонскому помещику» об этих слухах, нанеся ему визит без приглашения. Вновь начисто позабыв о нанесенной обиде, Н. предлагает Чичикову помощь в «увозе» губернаторской дочки, причем всего за три тысячи.

Как все остальные герои поэмы, Н. словно «переносит» очертания своей души на очертания своего быта. Дома у него все бестолково. Посередине столовой стоят деревянные козлы; в кабинете нет книг и бумаг; на стене висят «турецкие» кинжалы (на одном Чичиков видит надпись: мастер Савелий Сибиряков); любимая шарманка Н., которую он именует органом, начав играть мотив «Мальбруг в поход поехал», завершает знакомым вальсом, а одна бойкая дудка долго не может успокоиться.

Фамилия Н. связывает его с комическими персонажами русской «носологической» литературы, чей юмористический колорит обеспечивался бесконечными шутками над носами героев. Одежда (полосатый архалук), внешность (кровь с молоком; густые черные волосы, бакенбарды), жесты (молодцевато сбрасывает картуз), манеры (сразу переходит на «ты», лезет целоваться, всех именует или «душками», или «феткжами»), непрерывное вранье, задиристость, азарт, беспамятство, готовность нагадить лучшему другу без какой-либо цели, - все это с самого начала создает узнаваемый литературно-театральный образ буйного щелкопера. Н. узнаваемо связан с водевильным типом Буянова, с Хлестаковым из «Ревизора». Но в отличие от «сложного» Хлестакова, который в своем вдохновенном вранье изживает убогость собственного существования, Н. ничего не «изживает». Он просто врет и гадит «от юркости и бойкости характера». Характерен эпизод, в котором Н. показывает Чичикову и Межуеву свои владения - и, подводя их к «границе» (деревянный столбик и узенький ров), вдруг неожиданно для себя самого начинает уверять: «...все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вон синеет, и все, что за лесом, все мое». Этот «перебор» вызывает в памяти безудержно-фантастическую ложь Хлестакова. Но если Н. что и преодолевает, то не себя самого, не свою социальную ущербность, а лишь пространственную тесноту окружающей жизни; его поистине безграничная ложь есть оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. А в отличие от «носологичских» персонажей, от Буяновых, от Пирогова, от Чертокуцкого и тому подобных пустых героев, Н. не до конца пуст. Его буйная энергия, не находящая должного применения (Н. может неделями азартно раскладывать пасьянс, забыв обо всем на свете), все же придает его образу силу, яркую индивидуальность, ставит в своеобразной иерархии отрицательных типов, выведенных Гоголем, на сравнительно высокое место - «третье снизу».

По существу, если до Н. Чичиков (и читатель) встречаются с безнадежными, душевно мертвыми персонажами, которым нет и не может быть места в грядущей, преображенной России (образ которой предстояло создать в 3-м томе поэмы), то с Н. начинается череда героев, сохранивших в себе хоть что-то живое. Хотя бы живой, при всей его бестолковости, характер и живую, грубовато-пошлую, но выразительную речь (графиня, ручки которой - самый субтильный суперфлю; собаки с «крепостью черных мясов» и др.). Именно поэтому Н. наделен неким условным подобием биографии (тогда как Манилов биографии начисто лишен, а у Коробочки есть лишь намек на биографическую предысторию). Пускай эта «биография» и пародийно-однообразна: «разбойные» похождения «исторической личности». То есть личности, вечно попадающей во всякие истории. Именно поэтому, возникнув на страницах романа еще в 1-й главе, он не просто активно действует в двух главах, 4-й и б-й, но участвует и в главах с 8-й по 10-ю. Его образ словно не умещается в замкнутых границах отдельного эпизода; отношения Н. с романным пространством строятся по тому же типу, что и его отношения с пространством как таковым - «все это мое, и даже по ту сторону <...> все мое». Не случайно автор сводит Чичикова с Н. в трактире - то есть на возвратном пути к потерянной кучером Селифаном боковой дороге, символизирующей путь в будущее.

Образ помещицы Коробочки в поэме «Мертвые души»
Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душамит". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души".Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая".)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва. Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души.
Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип - “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые... набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”. Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову мертвые души. Любопытна “немая сцена”, которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия: она позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и иной аристократической дамой.
Помещица Коробочка бережлива, “набирает понемногу деньжонок”, живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер “дубиноголовой” помещицы, относящейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.
Она владеет натуральным хозяйством и торгует всем, что в нем имеется: салом, птичьим пером, крепостными крестьянами. В ее доме все устроено по старинке. Она аккуратно хранит свои вещи и копит деньги, складывая их в мешочки. Все у нее идет в дело. В этой же главе автор большое внимание уделяет поведению Чичикова, акцентируя внимание на том, что Чичиков с Коробочкой ведет себя проще, развязнее, чем с Маниловым. Это явление типично для русской действительности, и, доказывая это, автор дает лирическое отступление о превращении Прометея в муху. Натура Коробочки особенно ярко раскрывается в сцене купли-продажи. Очень боится она продешевить и даже делает предположение, которого сама пугается: "вдруг мертвые и самой ей в хозяйстве пригодятся?", И снова автор подчеркивает типичность этого образа: " Иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка". Оказывается, тупость Коробочки, ее "дубинноголовость" не такое уж редкое явление.


Ноздрев – третий помещик, у которого Чичиков пытается купить мертвые души. Это молодцеватый 35-летний «говорун, кутила, лихач». Н. непрерывно врет, задирает всех без разбору; он очень азартен, готов «нагадить» лучшему другу без какой-либо цели. Все поведение Н. объясняется его главенствующим качеством: «юркостью и бойкостью характера», т.е. безудержностью, граничащим с беспамятством. Н. ничего не задумывает и не планирует; он просто ни в чем не знает меры. На пути к Собакевичу, в трактире, Н. перехватывает Чичикова и везет к себе в имение. Там он насмерть ссорится с Чичиковым: тот не согласен играть в карты на мертвых душ, а также не хочет купить жеребца «арабских кровей» и получить души в придачу. Наутро, забыв обо всех обидах, Н. уговаривает Чичикова сыграть с ним в шашки на мертвые души. Уличенный в жульничестве, Н. приказывает избить Чичикова, и только появление капитан-исправника успокаивает его. Именно Н. едва не погубит Чичикова. Столкнувшись с ним на балу, Н. кричит во всеуслышание: «он торгует мертвыми душами!», чем порождает массу самых невероятных слухов. Когда же чиновники призывают Н., чтобы разобраться во всем, герой подтверждает все слухи сразу, не смущаясь их противоречивостью. Позже он приезжает к Чичикову и сам рассказывает обо всех этих слухах. Моментально забыв о нанесенной им обиде, он искренно предлагает помочь Чичикову увезти губернаторскую дочку. Домашняя обстановка в полной мере отражает сумбурный характер Н. Дома у него все бестолково: посередине столовой стоят козлы, в кабинете нет книг и бумаг и т. д. Можно сказать, что безграничная ложь Н. – это оборотная сторона русской удали, которой Н. наделен в избытке. Н. не до конца пуст, просто его безудержная энергия не находит себе должного применения. С Н. в поэме начинается череда героев, сохранивших в себе что-то живое. Поэтому в «иерархии» героев он занимает сравнительно высокое – третье – место.

Ноздрев третий помещик, к которому Чичиков обратился с весьма деликатным предложением – Ноздрев. Автор его описывает как молодого и энергичного мужчину тридцати пяти лет.

Слова: «говорун, кутила, лихач» тоже обращены к нему. Его всегда переполняют эмоции, он всегда в поисках чего-то необычного, чего-то интересного, в поисках приключений. Ноздрев без особой причины может насолить лучшему другу. Он очень азартен, любит пощекотать свои нервы.

Его главенствующие качества, вносящие в ясность во все вышеперечисленные вещи – «яркость и бойкость». Все его поведение объясняется этими двумя качествами. Ноздрев не знает слова «планировать», он ничего не задумывает, ничего не планирует. Он просто идет и делает. И в своих делах он не ведает границ.

Один из эпизодов ярко описывают эти его качества. По пути к своему другу, Собакевичу, в трактире, Ноздрев перехватывает ошарашенного Чичикова и почти насильно везет в свое имение. Но там он устраивает большой скандал. Ноздрев сильно ссорится с Чичиковым из-за того, что последний не хочет играть в карты на мертвые души, и приобрести жеребца «арабских кровей» и получить в несколько мертвых душ в придачу.

Ноздрев - разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты.
Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба.
У него есть двое детей, которых он вообще никак не воспитывает. Это говорит о его безответственности.
Ноздрев - мастер "лить пули". Он лгун, но он лгун по принуждению. Он сознательно навязывает одну ложь на другую. Возможно, таким образом он пытается привлечь внимание к своей персоне.
Ноздрев любит хвастаться и преувеличивать. Он чуть ли не клялся Ч-ву, что в своем пруду ловил огромную рыбу.
Общество губернского города относилось к Ноздреву и его выходкам с неким равнодушием. Но и без Ноздрева они тоже не могли. Ведь жители города зовут именно Ноздрева, когда хотят узнать, кто же такой Ч. на самом деле.

Ноздрёв - человек "темного и скромного происхождения", плут и хитрец.

"Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалась, так и прыскало с лица его." У Ноздрёва были чёрные густые волосы, полные румяные щеки, белые, как снег, зубы, чёрные, как смоль, бакенбарды. Был он среднего роста, недурно сложен. В лице видно что-то открытое, прямое, удалое. Говорун. Говорил быстро, не думая, придумывал на ходу. Быстро менял своё мнение. Любимое слово Ноздрёва, которым он называл и своего зятя и Ч. - фетюк (слово, обидное для мужчины). Был он "разбитным малым", с детства слыл за хорошего товарища, всегда быстро знакомился, дружбу заводил, казалось, навек, но всегда, подружившись с кем-то, дрался с ним в тот же вечер. Всегда охотник погулять, даже женитьба его не изменила. Жена у него умерла, дети стали не нужны. Дома не мог усидеть больше дня. "Имел страстишку к картишкам". Играл не совсем безгрешно и чисто, за это его часто колотили. Также имел страсть нагадить ближнему, иногда без причины. Был человеком на все руки. В обществе его терпели, но когда он переходил границы дозволенного, его выгоняли прочь (например, ну балу у губернатора). Ч. прекрасно понимал, что Ноздрёв - "человек-дрянь".

Гоголь иронически называет его "историческим человеком". И говорит, что нескоро исчезнут в России "Ноздрёвы".

В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя перед нами предстает галерея ярких образов русских помещиков. Их по очереди навещает Павел Иванович Чичиков с предложением о покупке мертвых душ. Гоголь при помощи деталей показывает своеобразие каждого помещика.

Одним из них является Ноздрев. Чичиков встречается с ним в кабаке. Ноздрев сразу начинает рассказывать, что он проиграл в карты на ярмарке, при этом не дает Чичикову и слова вставить. У Ноздрева привлекательная внешность, он напоминает фольклорного богатыря. Поначалу он кажется деятельным человеком, а на деле оказывается пустым. Его внешний вид контрастирует с внутренним обликом. От жены у Ноздрева остались двое детей, но он ими не интересуется. Живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Жизнь Ноздрева бессмысленна, вся она состоит из кутежей и мотовства. Он заядлый картежник. Выигрывает в карты, а потом выигрыш обменивает на ненужные вещи, а на следующий день эти вещи проигрывает. Свое состояние Ноздрев бессмысленно проматывает. Он всегда попадает в какие-то истории, любит поскандалить и имеет страсть к вранью. Чичиков дает ему меткое определение - «исторический человек». Разговаривает Ноздрев громко, эмоционально, часто вскрикивает.

Усадьба помещика находится в запущенном состоянии, ему неинтересно заниматься делами собственного имения. Хозяйством управляет приказчик, которого он постоянно ругает. Дороги в хозяйстве Ноздрева плохие: кочки, грязь. Гордостью помещика являются лошади. Первым делом он показывает Чичикову в своем имении конюшню. А также у него в усадьбе много собак, которых он очень любит. Еще у Ноздрева содержится на привязи настоящий волк, питающийся сырым мясом. Как говорит сам помещик, «хочется, чтобы он был настоящим зверем!» В доме беспорядок, запущенность. В кабинете Ноздрева нет ни бумаг, ни книг, зато очень много оружия и курительных трубок. И еще есть шарманка. Ноздрев может любого обругать. Он хвастун и имеет страсть к вранью. Рассказывает Чичикову, что у него в пруду водятся огромные рыбы. На самом деле это не так.

Несмотря на то, что усадьба Ноздрева в плачевном состоянии, у него есть мертвые души, и Чичиков собирается их купить. Но у него из этого ничего не выходит, так как Ноздрев пытается продать Чичикову то жеребца, то собак, то шарманку, а когда тот отказывается, заставляет сыграть в шашки, карты. Чичиков сопротивляется. Купля-продажа не состоялась, и Чичикова это очень огорчает. Именно Ноздрев на балу у губернатора разбалтывает тайну Чичикова с целью «нагадить ближнему».

Сатирически изображая в своей поэме помещиков, Гоголь ни в одном из них не находит того, с кем можно связать будущее России.

Вариант 2

Галерею помещиков писатель продолжает Ноздрев, чей образ писатель обрисовал не менее ярко, чем других персонажей. Мы встречаем этого помещика на обеде у прокурора.

Затем переносимся в трактир, где Чичиков остановился пообедать и также встречает Ноздрева там. И хотя Павел Иванович сделал вид, что не знает помещика, тот начинает разговаривать с ним так, как- будто они знакомы давно. Он сразу рассказывает ему о том, что проигрался на ярмарке по-крупному. И для него такое поведение нормальное.

Да и сам Ноздрев, судя по описанию бесшабашный мужчина. Даже в его лице видно, что он открытый с людьми, и говорит напрямую. Ему легко удается заводить знакомства с людьми, и сразу же начинает вести с ними по-свойски. К тому же он любит лишний раз поиграть в азартные игры, и тратит деньги бес пользы дела. И хотя ему 35 лет, ведет себя он как неопытный жизнью юнец.

Воспитанием детей он совсем не занимается и не интересуется, как прошел их день. Воспитанием его ребятишек занималась нянька. Дома Ноздрев вообще не сидит. Его можно увидеть постоянно на ярмарках, съездах и балах. Как мы знаем, помещик был игроком, однако во время игры в карте он часто мошенничал, и поэтому его часто били за это. Но Ноздрев не обижался, ни на кого, и через некоторое время он мог по-дружески беседовать с теми людьми, которые его оскорбляли и колошматили.

Однако, автор подмечает, что этот персонаж любит поскандалить, и при всякой возможности может устроить ссору ближнему, но делает это без злобы. Когда Чичиков предложил ему продать мертвых крестьян, Ноздрев напрямую называет его мошенником, и, конечно же, он был прав. Ему не интересно было продавать покойников и поэтому отказывается. Помещик предлагает ему и жеребца, породистых собак, шарманку. Дошло дело до того, что Ноздрев не дает лошадям Чичикова овса.

Поутру помещик не оставил своих авантюрных причуд и заставил Чичикова играть с ним в шашки на мертвецов, вследствие чего между ними возникла ссора. Правда, Чичикову удалось спастись от побоев благодаря капитану-исправнику, который пришел с визитом. И конечно же Павел Иванович допустил огромную ошибку, что доверился Ноздреву. Ведь именно этот помещик способствовал распространению сплетен в адрес Чичикова.

Сочинение на тему помещик Ноздрёв

Ноздрёв это второстепенный персонаж поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души», выпущенного в тысяча восемьсот сорок первом году. Один из современников писателя высказал интересную мысль, что обсуждая поэму, можно вдоволь поговорить буквально обо всей России, поскольку в ней затрагивается почти каждый слой населения, его нравы, поступки и ценности.

Итак, Ноздрёв. Один из помещиков, с которым Чичиков имел случай завести знакомство и побывать в гостях. Гоголь сразу отмечает, что этот человек вроде и хороший товарищ, весёлый, задорный, способный с лёгкостью располагать к себе людей, но совершенно ненадёжный. Причем эта его ненадёжность продержалась с ним до тридцати пяти лет. Начиная с восемнадцати юноша стал кутить, гулять и не задумывался о серьёзных делах. Таких людей иногда называют праздными, беспечными, ибо перейдя порог тридцати лет, пережив жену и имея на руках двоих детей мужчина продолжает вести себя так, словно он свободный юноша, занятый исключительно ярмарками да балами. Своих детей он не хотел и быстро сдал их на руки няне.

Ноздрёв имел страсть к азартным играм. Но от других игроков его отличала далеко не честная игра, специальные шулерские приемы, в результате приводившие не к игре, а к побоищу. Мужчину могли избить сапогами, повыдирать несколько клоков из довольно густых и красивых бакенбардов. Стоит отметить, что Ноздрёв обладал хорошим здоровьем, его чёрные волосы всегда блестели, а полные щёки сияли румянцем. Это и позволяло бакенбардам отрастать с новой силой.

Постоянно влипал в различные истории. Для Ноздрёва, можно сказать, это было смыслом жизни. Он периодически сталкивался с жандармом, напивался до поросячьего визга, нагло себя вёл и дебоширил. Многие слышали от него всяческие небылицы, ложь.

Ноздрёв определённо из тех людей, которые имеют лицемерную натуру. Это проявляется в том, что такой человек в одно мгновение с одним может приятно общаться на возвышенные темы, а через некоторое время взять и подгадить ему. Подгадить очень жестоко, неприятно. Сойтись с Ноздрёвым на почве «дружбы» означало в будущем получить неприятности на свою голову. Будь то нелепейшие слухи о себе, неудачную свадьбу и торги. Но при этом через некоторое время он снова провозглашал себя закадычным другом того, кому он вставлял палки в колёса.

Этот помещик был богат и владел целой деревней. Только в управлении своим имением он совсем не преуспел. Отчасти это всё от того, что занятый проматыванием своего состояния, Ноздрёв совершенно забывал, что у него есть и крестьяне и дворня и имение в конце концов, за которыми нужно следить. К приезду Чичикова у него ничего не было готово. Помимо имения у Ноздрёва имелась конюшня с пустыми стойлами, волчонок на привязи, пруд и собака Обругай.

Ноздрёв человек ненадёжный, на него не стоит полагаться в важных вопросах. Он довольно переменчивая натура, и многое зависит от его текущего настроения. Подходит данный человек только как приятный знакомый на вечер.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Тропинина Кружевница 4 класс

    При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.