Пчелы против мёда: иезуиты в полемике с Макиавелли (Ч.1). Религия: Религиозные деятели

Джованни Ботеро родился ок. 1544-го в северном итальянском княжестве Пьемонт (Piedmont). Он обучался в иезуитском колледже в Палермо (Palermo) до 15 лет. Через год Ботеро перешел в Римский колледж (Roman College). В 1565-м его направили преподавать философию и риторику в иезуитские колледжи во Франции (France), сначала в Биллом (Billom), затем в Париж (Paris).

Вторую половину 16-го века религиозные войны во Франции разрывали ее на части, и Ботеро остро ощущал на себе последствия раскола внутри страны, пребывая в Париже в 1567-1569 гг. После того как он слишком рьяно показал себя в антииспанском протесте, Ботеро отозвали в Италию (Italy). В 1570-х он метался из одного иезуитского колледжа в другой. В 1580-м из-за свободно трактуемых доктринальных учений Ботеро был вызван на допрос в папство и изгнан из ордена иезуитов.

Джованни стал личным помощником епископа Карло Борромео (Carlo Borromeo) в Милане (Milan). Епископ представил своего служителя церковной администрации, тесно контактирующей с дворянством северной Италии. После смерти Карло в 1584-м, Ботеро продолжил службу при Федерико, племяннике Карло. Однако большую часть 1585-го Джованни провел во Франции по поручению Карла Эммануила I (Charles Emmanuel I).

В 1588-м он впервые выпустил "On the Causes of the Greatness of Cities" ("Delle cause della grandezza delle città"), работу, предвосхитившую труды Томаса Мальтуса (Thomas Malthus).

Через год Ботеро закончил свою самую известную работу, "The Reason of State" ("Della ragion di Stato"/"Государственное благо"), где утверждал, что княжеская власть должна в той или иной форме согласовываться с нуждами подданных, и что князьям надобно прикладывать все усилия, чтобы завоевать любовь и уважение людей. Идея о подобной справедливости родилась в уме Ботеро в результате ознакомления с томистской мыслью и с естественным правом, распространенным в системе иезуитских колледжей, находившихся под сильным влиянием доминиканского богослова Франсиско де Витория (Francisco de Vitoria) и философа-схоласта Доминго де Сото (Domingo de Soto).

В 1590-х Ботеро продолжил оставаться на службе у Федерико Борромео, который в 1595-м стал архиепископом Милана. Джованни, вращающийся в этот период в высшем обществе Рима (Rome) и Милана, написал еще одну известную свою работу, "Relazioni Universali", выпущенную в четырех томах в 1591-1598 гг. Пятый том был опубликован в конце 19-го века.

Работа на Федерико Борромео подошла к концу в 1599-м, и Ботеро вернулся к Савойской династии, где оставался наставником трех сыновей Карла Эммануила. Джованни трижды отправлялся в поездки в Испанию (Spain) с 1603-го по 1607-й, во время которых, без сомнения, общался с близкими советниками Филиппа III (Philip III), которые передавали его идеи самому приближенному лицу Филиппа IV (Philip IV), графу-герцогу Оливаресу (Conde-Duque de Olivares).

Лучшие дня

Оливарес, вероятно, пользовался трудом Ботеро "The Reason of State", чтобы наметить общую стратегию для сохранения испанской империи в своей знаменитой работе "Memorial on the Union of Arms". Есть доказательство того, что Максимилиан, герцог Баварский (Duke Maximilian of Bavaria), один из самых непоколебимых политических сторонников католической реформы и ведущая фигура Тридцатилетней войны, обсуждал "The Reason of State" со своими советниками.

Джованни Ботеро умер в 1617-м.

JESUIT POLITICAL
THOUGHT
The Society of Jesus and the State, c. 1540–1630
HARRO HOPFL
cambridge university press 2004

Интереснейшая работа, посвященная широкому кругу проблем политической теории, обсуждавшихся отцами-иезуитами 16-17вв.

Одна из самых любопытных тем в ней - полемика иезуитов с Макиавелли.
Отправной точкой этой полемики стало обсуждение и переосмысление концепции "государственного интереса"
Термин «государственный интерес» (reason of state и аналоги в других языках) активно используется во время создания ордена. Происхождение термина итальянское; там, где в местном языке есть аналог stato, он приживается быстрее (Голландия, Англия, Франция), там, где нет (в Германии) – позже, в 17в.
Первый, кто использовал термин в заглавии книги, - Дж.Ботеро (1589).
Термин «государственные интересы» прочно ассоциируется в это время с Макиавелли и «макиавеллизмом». Свой «-изм» для Макиавелли изобретается в это же время, (причем, одновременно и независимо друг от друга в разных странах – В.М.). Еще один синоним из этого ряда – «политик» (politique, politicus, politico) – тот, кто практикует макиавеллиевские подходы и руководствуется «интересами государства».
Все эти слова – пейоративы, они обозначают политические двуличие, стремление к власти и славе без оглядки на моральные и религиозные нормы.
Очень быстро все эти обзывательства начинают использоваться для ругани на иезуитов. К началу 17-го века – иезуитский макиавеллизм это клише, которое используют враги ордена, как среди католиков, так и среди протестантов. Памятник этого явления – «Monita secreta». Этот сборник плохих советов для высшего руководства ордена описывает цель иезуитов в совершенно «макиавеллистском» духе: во имя процветания ордена добиться влияния на государей и правительства и заставить всех прочих любить его или бояться.

Словосочетание «государственные интересы» использовалось для того, чтобы описывать ситуации, в которых обычные моральные, религиозные и юридические условности и ограничения не применимы, или их не следует принимать во внимание. Традиционно в качестве сферы приложения такой концепции «государственного интереса» рассматривалась внешняя политика.

Естественно, антимакиавеллизм стал элементом официальной риторики Ордена. Начало этому положил Антонио Поссевино (1533-1611, тот самый) в своей Bibliotheca selecta (библиография ключевых для целей контрреформации текстов, 1593) и Ratio studiorum (программа иезуитского образования, 1599). Соответственно, объектом дискредитации стал концепт «государственного интереса». В качестве разоблачаемых текстов использовались «Государь» и «Анти-Макиавелли», написанный Innocent Gentillet (Vienne, 1532 circa – Ginevra, 23 giugno 1588); последний текст был особенно ценен ля критики, т.к. в нем «макиавеллизм» был избавлен от своих специфических атеистических черт и излагался в виде доктрины, лишенной скандальности.

Что касается уже не термина, а его содержания, «государственный интерес» не был так уж безоговорочно осуждаем. Его использовали для описания действительности, элементом которой он, действительно являлся, но не как средство для оправдания каких-либо действий. Признавалось на уровне общего места, что правитель должен иметь адекватные представления о том, как устроен политический мир; а даются эти представления опытом.
Кроме этого, «государственный интерес» являлся концептом, который использовался абсолютными монархами, а иезуиты искренне выступали в их поддержку. В принципе, и такие сторонники реальполитик как Макиавелли и Гвиччардини не считали, что правитель обязан быть аморальным, безрелигиозным и т.п., а политика должна представлять собой morality-free zone. Иезуиты, которые получали высочайшее согласие на то, чтобы писать о щекотливых вопросах, как правило, сами занимали руководящие должности в ордене, были исповедниками государей и знали, что политика это область, в которой приходится делать непростой выбор. Иезуиты вообще не были склонны налагать на совесть своих собеседников бремена неудобоносимые, особенно, если речь шла о государях, от которых зависело благосостояние Respublica Christiana. Таким образом, в содержательном плане ничего неприемлемого для иезуитов концепция «государственного интереса» не заключала.
Фактически, препятствием к ее принятию был исключительно вопрос о веротерпимости, которая часто оправдывалась именно соображениями интересов государства.

Апология учения о государственных интересах началась с Дж. Ботеро (относительно которого руководство ордена никак не могло определиться – толи его следует наказывать, то ли награждать). Книга Ботеро Della ragion di stato была издана только при его жизни 20 раз.
Ботеро исходил из того, что государю необходимо знать, какие способы удержания и укрепления государства (безотносительно к их моральных достоинствам – В.М.) вообще существуют.
Главная задача, с точки зрения Ботеро, – сохранение и расширение государства; решается эта задача при помощи удержания подданных в повиновении. Для того, чтобы добиваться этой цели, государю следует обладать определенными качествами: справеливостью в различных ее аспектах (umanita, cortesia,clemenza), благоразумием, мужеством, но, в первую очередь, репутацией. Все перечисленные качества создают государю репутацию. Наряду с ними, государю полезно производить на подданных впечатления некоего богоподобия; для этого, в частности, следует держать в тайне свои намерения так, чтобы их реализация была для подданных неожиданной. Государю не следует гнаться за новшествами, но поскольку новинки любит толпа, хорошую репутацию ему будут создавать большие начинания – как гражданские, так и военные. (Ассоциации с ходом мысли Макиавелли здесь, действительно, настолько очевидны, что их нет нужды комментировать – В.М.) Помимо всего прочего, государь должен способствовать возникновению заинтересованности (interesse) подданных в его государстве и правительстве, особенно, если речь идет о новоприобретенных подданных.
Ботеро не расходится с Макиавелли по существу: они одинаково понимают цель правления: сохранение и расширение государства и одинаково смотрят на средства: поддержание репутации.
Единственный предмет, где Ботеро не может совпадать с Макиавелли – отношение к ереси, т.к. Макиавелли этот вопрос еще не обсуждает. (Это не совсем так: Макиавелли говорит о необходимости поддерживать гражданскую религию и пресекать насмешки над ней и т.п. – вспомним знаменитый рассказ о цыплятниках и полководце, который пренебрег их предсказаниями. Так что направление, в котором рассуждает Макиавелли, в принципе соотносимо с рассуждениями Ботеро – В.М.)
Ботеро выступает как противник веротерпимости. Истинная религия должна быть единственной гражданской религией. Никакие послабления для отступников недопустимы. Реагировать на ереси следует гибко и не прибегать к репрессиям сразу, а пытаться обратить еретиков. Этот подход не сработает с кальвинистами и (sic) мусульманами, поскольку исправлению они не поддаются. С такими противниками не следует церемониться: их надо лишать возможности публичных выступлений, доступа к печатному станку и финансам, необходимо насколько это возможно пристально следить за ними при помощи внедренных в их ряды агентов, сталкивать друг с другом их лидеров, не давать устанавливать международные контакты. Если нет возможности действовать с позиции силы, надо полностью или частично удовлетворять их требования, но не останавливать борьбу и возобновлять ее при первой возможности; королю в такой ситуации следует примыкать к наиболее сильной фракции во внутренней борьбе. Те, кто, подобно политикам, призывает к веротерпимости во имя интересов государства, являются попросту безумцами, поскольку терпимость может привести только к росту хаоса, как это и получилось во Франции. Готовность людей к насилию следует направлять вовне, например, против турок; Макиавелли, к слову, о них ничего не писал, и это еще один пункт в обвинении против него.

Таким образом, сохраняя антимакиавеллиевскую риторику, Ботеро на деле примиряется с ним и полностью солидаризуется в походе к пониманию государственного интереса: он состоит в том, чтобы добиваться сохранения и расширения государства. Расхождение их позиций в том, что Макиавелли ad hoc утверждает, что преследование государственного интереса требует отказа от моральных ограничений, а Ботеро так же ad hoc – что нет.

Комментарии к дате рождения:

Место рождения:

Bene Vagienna, Италия

Религия: Религиозные деятели

Общество: Общественные деятели

Искусство: Писатели

Комментарии к дате смерти:

Георафия жизни:

Род деятельности:

Писатель, религиозный и общественный деятель

Ботеро (Botero) , Джованни (ок. 1544, Bene Vagienna, Италия - 1617) - итальянский иезуит, церковный деятель, политический писатель и моралист. Еще в юности он всупил в орден иезуитов (Compagnia di Gesù), учился в иезуитских колледжах в Палермо, Риме, Амелии и Мачерате. В 1565 г. его пригласили во Францию, где он преподавал риторику. Через четыре года вернулся в Италию, жил в Милане, Падуе, снова в Милане и, наконец, в Турине. С 1581 г. был секретарем Карло Борромео, которому он служил вплоть до смерти последнего в 1584 г., а после его смерти был секретарем его юного племянника Федерико (1564-1631), будущего кардинала и архиепископа Миланского и большого ученого. Со второй половины 80-х годов и до конца 90-х жил в Риме и в этот римский период своей жизни создал свои главные произведения: «Delle cause della grandezza e magnificenza delle città» (1588), «Государственное благо» (« Della ragion di stato » , 1589, в 10 кн.; о политических задачах католического монарха; Филипп II Испанский распорядился перевести этот труд на испанский язык), «Сообщения о разных странах мира и государях» («Relazioni universali» , опубл. 1591-1596). В 1599 г. Карл Эммануил I, герцог Савойский, пригласил его ко двору в Турин в качестве наставников своих сыновей Филиппа Эммануила, Витторио Амедео и Эммануила Филиберта. С этого времени и вплоть до своей смерти Ботеро был тесно связан с Савойским домом. В 1603-1606 гг. он сопровождал своих воспитанников во время их длительного путешествия в Испанию. В период своего наставничества в назидание молодым принцам он написал цикл биографий знаменитых людей (« I prencipi » , 1600) и католических правителей Европы (« Prencipi cristiani » , в 2-х частях, 1601 и 1603). За верную многлетнюю службу Савойскому дому Ботеро было даровано аббатство San Michele della Chiusa (в 1604), а поздне он был назначен государственным советником и первым секретарем герцогства Савойя (Counsellor and First Secretary of Savoy). Другие сочинения: «De regia sapientia» (Milan, 1583), «Aggiunte alla Ragion di Stato» (Venetia, 1598; добавление к «Ragion di Stato»), «Relazione della repubblica veneziana» (Venice, 1605), «I capitani» (Turin, 1607), « Достопамятные изречения знаменитых людей » («Detti memorabili di personaggi illustri» , Turin, 1608), «La primavera» (1607), «Rime spirituali» (1609), «Carmina selecta» (1615). Политическая теория Ботеро, которую он изложил в книге «Государственное благо», направлена против макиавеллизма.

Джованни Ботеро

Ботеро (Botero) Джованни (р. между 1533-1544 - ум. 1617), итальянский политический писатель, путешественник, деятель Контрреформации (с 1581 - иезуит ). В описаниях стран пытался критически анализировать данные о численности населения и его расселении. В своих теоретических представлениях о народонаселении Ботеро исходил из широкой способности населения к размножению, сдерживаемому, по его мнению, эпидемиями, войнами и голодом. Придавал большое значение колониям, возможности оттока в них населения. На основании сведений, почерпнутых из сообщений послов, миссионеров и других путешественников, Ботеро составил краткое описание Московского государства и его населения в конце 16 века.

А. Л. Перковский.

Демографический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985.

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический указатель).

Исторические лица Италии (биографический справочник)

Литература:

Вреден Э., Государствоведение Сансовино и всемирные реляции Ботеро, СПБ, 1866;

Fischer E. A., Giovanni Botero. Ein politischer und volkswirtschaftlicher Denker der Gegenreformation, Langnau (Bern), 1953.

Фернандо Ботеро - самый опознаваемый латиноамериканский художник, его произведения узнает сразу даже человек, далекий от искусства ХХ века, но хоть раз видевший хотя бы одну из его работ.

Фернандо Ботеро (фото)

Ботеро изображает исключительно толстяков, у него толстые все - люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность, - оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику".

Безусловно, мы знакомы с пышнотелыми красавицами Рубенса и Кустодиева. Это классика, это априори красота и ярко выраженная индивидуальность. У Ботеро все иначе. Если бы художник позиционировал себя карикатуристом или пародистом, все было бы понятно. Питерские митьки, работающие примерно в такой же технике, не претендуют же на главных художников планеты. Готовя этот материал, я пытался для себя ответить на вопрос: что сподвигло художника сделать, вообщем-то, физиологическое уродство своим стилем, изюминкой своего почерка. Версия одного из авторов статьи, о том, что это случилось случайно, когда художник изобразил гигантский музыкальный инструмент в натюрморте, звучит неубедительно. Ответа на свой вопрос я не нашел, убедился лишь в том, что живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год. Чтобы показать вам это, я использовал в посте огромное количество работ Ботеро. Но сначала познакомимся с самим художником.

Фернандо Ботеро
Fernando Botero

Фернандо Ботеро Автопортрет
Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом

Колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко.

Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).

Ф.Ботеро Схватка 1988 г.

Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.

Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.

Ф.Ботеро Коррида 1991 г.

Ф.Ботеро Пика 1997 г.

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний.
Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.

Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953–1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения.
Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.


Ф.Ботеро Гитара На стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав.
Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, – этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.

Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.

Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.

ЦИКЛ "УЛИЦА"

Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.

Ф.Ботеро Улица 2000 г.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Ф.Ботеро Письмо 1976 г.

Ф.Ботеро Пляж

Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.

Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.

Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.

Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств.
Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой – антиклерикальной, например, Мертвые епископы (1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры, типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.

Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.

ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"

Ф.Ботеро Без названия 1978 г.

Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара

В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия – это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).

ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"

Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.

Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.

Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.

Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.

Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.

Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.

Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.

Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.

Но вернемся к биографии художника!
В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.

Ф.Ботеро Любовь 1982 г.

Ф.Ботеро Дремота 1982 г.

Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.

Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.

Ф.Ботеро Пикник 1999 г.

Ф.Ботеро Любовная пара

За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей.
Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.

Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.

Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.

Ф.Ботеро Подражание Пьеро делла Франческа 1988 г.
Пьеро дела Франческа Портрет Федериго да Монтефельтро вторая половина 15 века

Ф.Ботеро Подсолнухи 1977 г.
Винсент ван Гог Подсолнухи 1888 г.

Одновременно Ботеро работал над собственными произведениями, добиваясь того, чтобы быть принятым в Галерею Мальбро, что и произошло в 1970 г., где художник и предстал для всего мира. Вскоре Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным. С 1983 года жил в тосканском городке Пьетрасанта.
Вот какими были его темы и сюжеты в 80-е годы.

Ф.Ботеро Бал в Колумбии 1980 г.

Ф.Ботеро Мужчина, пьющий апельсиновый сок 1987 г.

Ф.Ботеро Английский посол 1987 г.
Ф.Ботеро В парке

Ф.Ботеро Адам 1989 г.
Ф.Ботеро Ева 1989 г.

Ф.Ботеро Меланхолия 1989 г.
Ф.Ботеро Балерина у станка

Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже пишет большие полотна, в Тоскане (Италия) проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает свои громадные скульптуры,
на Лазурном берегу Монте-Карло, создает свои самые маленькие произведения акварелью и тушью, в Нью-Йорке пишет более большие картины пастель и акварели.
Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило Мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира.
В 1992 г. Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, во время кампаний по облагораживанию Парижа выбрал именно Ботеро, даже не француза, для составления эксклюзивной выставки на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один художник.
С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы при показе его произведений придать большего размаха своим празднованиям. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции и многих других. Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, а другие стоят в очереди.
С другой стороны, как, если не карикатурами, в лучшем случае – дружескими шаржами, можно назвать его портреты известных художников?

Ф.Ботеро Пикассо. Париж. 1930й год. 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет П.Пикассо 1999 г.

Ф.Ботеро Портрет Ж.Энгра 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Э.Делакруа 1998 г.

Ф.Ботеро Портрет Г.Курбе 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Дж.Джакометти 1998 г.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина "Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s картина была продана за один млн. долл. США.

Ф.Ботеро Завтрак на траве 1969 г.

На рубеже 20–21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.

Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом 1976-77 г.г. Эрмитаж

С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они тяжелые и окаменелые. Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой: бронза и мрамор - самые подходящие материалы для его гигантских фигур.
Эти произведения украсили многие города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде своеобразных героико-комических монументов.

Ф.Ботеро Римский воин
Ф.Ботеро Рука (Мадрид)

Ф.Ботеро Адам
Ф.Ботеро Кот (Барселона)

Ф.Ботеро Пара (Дармштадт)

О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Четыре вечера, "проведенные" с живописью Ботеро, как-то примирили меня с творчеством художника. То ли оттого, что в некоторых героях Ботеро я узнал себя, то ли оттого, что картин было так много, что они уже не вызывали удивления и непонимания. Точно так в свое время я не полюбил, но умом принял квадратных женщин Пикассо. И закончить пост мне хотелось бы собранной у Ботеро же "серией" двойных картин, о которых я упомянул в начале.

Ф.Ботеро Кот на крыше 1976 г.
Ф.Ботеро Вор 1980 г.

Ф.Ботеро Мужчина на лошади
Ф.Ботеро Мужчина на лошади 1998 г.

Ф.Ботеро Похищение Европы 1995 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1998 г.

Ф.Ботеро Танцоры
Ф.Ботеро Танцоры 2000 г.

Материалы взяты с сайтов.