Проектная работа по мхк шамаили. Темы исследовательских работ и проектов по мхк. Использованная литература и Интернет - источники

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ершичская средняя школа»

Учебно-исследовательский проект

Пирамиды в современной архитектуре

Работа выполнена

Учащейся 10 класса

Казыбеговой Анжеликой

Руководитель работы

Симонова Т.М.

Ершичи

2018

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

    Основная часть

1.1. Что такое пирамиды и для чего их строили…………………………….4

1.2. Феномен Египетских пирамид…………………………………………. 5

1.3. Теории строительства Египетских пирамид.…………. ……………….7

1.4. Пирамиды в архитектуре XVIII - XIX веков…………………………….9

1.5. Пирамиды в современной архитектуре

2. Исследовательская часть

2.1. Где в природе и в быту встречается пирамидальная форма?............ 15

2.2. Для чего создают пирамиды? Их назначение и возможные свойства………………………………………………………………………19

Заключение ………………………………………………………………….24

Список информационных источников

Введение

Уже многие тысячелетия, по разным оценкам от 4500 до 200000 лет, человечеством создаются различные конструкции пирамидальной формы. Пирамиды найдены на всех континентах и даже обнаружены на Марсе. Создание Великих Пирамид приписывается и египтянам, и атлантам и даже инопланетянам. Сотни лет ведутся споры о возрасте, назначении, свойствах и эффектах пирамид, а также о технологиях их возведения. Предложено большое количество гипотез как дополняющих, так и противоречащих друг другу. По выше названным проблемам созданы и функционируют различные научные учреждения во многих странах мира, возникли науки "Египтология" и "Пирамидология", издано огромное количество монографий, научных трудов, статей и научно-популярных книг. По образу и подобию египетских пирамид созданы самые разнообразные архитектурные сооружения.

Цель проекта:

изучение пирамид как архитектурных сооружений.


Задачи проекта:

    Познакомиться с понятием пирамиды.

    Изучить древние пирамиды в Гизе и теории их строительства.

    Собрать материал о современных пирамидах.

    Исследовать, где можно увидеть пирамиду, каковы возможности и уникальные свойства пирамиды.

Гипотеза – «Пирамиды таят в себе много тайн и секретов».

    Основная часть

1.1. Что такое пирамида и для чего их строили.

Пирамида - многогранник, основание которого - многоугольник, а остальные грани - треугольники, имеющие общую вершину.

Пирамида является частным случаем конуса.

Пирамида называется правильной, если её основанием является правильный многоугольник, а вершина проецируется в центр основания.

Слово «пирамида» - греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы.

На Земле существует несколько сотен пирамид – от сравнительно небольших до построек с 30-этажный дом. Но у ученых до сих пор остаются вопросы об их функциональности. Общие черты, несмотря на то, что разбросанные по всей планете пирамиды разнятся своими размерами, формами, а также временем постройки в них значительно больше общих черт, чем может показаться на первый взгляд. Исследователи отмечают во многом схожий почерк строительства пирамид. Это относится как к обработке камня, так и к его укладке. Некоторые пирамиды, в частности, мексиканские и те, что находятся в океанских глубинах, объединяет наличие у подножья вытесанной из монолита «стилизованной головы». Ученые Калифорнийского университета недавно нанесли на карту все известные пирамиды и обнаружили, что они располагаются примерно на одной линии. Если за точку отсчета взять пирамиды Гизы, то эта линия заканчивается на пирамидах Гуимара, возведенных на Канарских островах. По мнению норвежского путешественника Тура Хейердала, схожесть древних мегалитических построек объясняется тем, что между островами и континентами существовал обмен опытом. Своими экспедициями Хейердал доказал возможность плавания древних людей на достаточно большие расстояния. Одна из последних версий функционального предназначения пирамид предполагает, что они возводились как хранилище знаний предшествующих цивилизаций, в которых астрономическая и географическая информация выражена языком геометрии. Отечественные и зарубежные ученые, среди которых британский математик Джон Легон, проводя многочисленные вычисления длины граней и основания пирамид, их объемов, площадей и даже расстояний между пирамидами обнаруживали строгие закономерности кратности рядов чисел. В частности, соотношение периметра основания пирамиды Хеопса к ее высоте равно числу 2 Пи. Опираясь на этот факт, ученые делают вывод, что пирамида служит картографической проекцией в масштабе 1:43200 Северного полушария Земли.

Пирамиды считаются проводниками космических энергий. Хорошо известно их применение в целительстве и медитации. Фактически, большинство храмов, мечетей, церквей, соборов имеют пирамидо- или куполообразную форму крыши. Говорят, что огромная духовная энергетика протекает из верхушки пирамиды в комнату и результаты медитаций становятся более ощутимыми и яркими.

1.2. Феномен Египетских пирамид.

"Визитная карточка" Египта - пирамиды. Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина.

Еще в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света". Но и сегодня они способны поразить кого угодно. Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды (а оно было закончено около 2590 года до н. э.) ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Общий объем пирамиды составляет 2,34 млн. кубометров. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 51 o 52". Вход находится с северной стороны. Отдельные блоки, по словам арабского историка Абдель Латифа (XII в.), настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шесть метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.

Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53o8".

Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м), угол наклона - 51o . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка.

1.3. Теории строительства Египетских пирамид.

Древние египетские пирамиды по сей день хранят множество секретов и тайн. Некоторые из них уже, конечно, были раскрыты, но остаются такие вопросы, которые до сих пор тревожат умы ученых и историков. Как и кем были созданы эти монументы? Какие технологии применялись при строительстве? Как строителям удавалось передвигать каменные блоки огромнейшего веса? Зачем фараонам нужны были подобного рода усыпальницы?

О методике постройки пирамид споры идут с древнейших времен. Особо большого количества теорий и предположений удостоилась пирамида Хеопса – единственное дожившее до наших дней «чудо света» древнего мира. Еще Геродот описывал основанную на принципе рычага подъемную машину. Правда, судя по изображениям «машин Геродота» на гравюрах XVIII века, вряд ли эти простейшие деревянные конструкции сильно помогли при подъеме на высоту многотонных блоков (в погребальных сооружениях древних египтян некоторые монолитные глыбы достигают веса в десятки и даже сотни тонн).

Геродот осматривал Великие Египетские пирамиды почти за пол тысячелетия до нашей эры, когда страна фараонов находилась под персидским владычеством. Эллинский ученый пришел к выводу, что строительство гигантских пирамидальных конструкций производилось с помощью системы деревянных подъемников, расположенных на разных уровнях. О более фантастических теориях можно узнать из книг «Цивилизация древних богов Египта» (Скляров) или «В поисках истоков древних цивилизаций» (Грэм). Оба автора отказывают предкам нынешних коптов в авторстве постройки пирамид и, недолго думая, объявляют настоящими строителями представителей более древних цивилизаций, о которых, естественно, современной науке абсолютно ничего не известно. По аналогичному пути пошли «уфологи» разных мастей, придумавшие сотни «теорий» о возведении пирамид и других великих памятников древности гуманоидами с Альфы Центавра и более отдаленных уголков нашей Галактики.

Авторы альтернативных теорий особенно часто акцентируют внимание на многотонных блоках, которые в погребальных постройках Древнего Египта достигают веса в десятки и сотни тонн. Рассматривая древние архитектурные достопримечательности Египта, можно заметить, что сложены они чаще всего из известняка либо твердых горных пород (базальт и гранит). Помимо транспортировки, подъема на высоту и укладки, часто апеллируют к методам обработки (спилы, шлифовка, сверление), большим различиям технологий строительства в пределах одной постройки, сходству строительных технологий Египта и мегалитических сооружений в других частях света (в частности, в Мексике, Перу и Боливии).

Нередко аргументами для авторов альтернативных теорий становится мифология разных народов. На роль богов, описанных в легендах далекого прошлого, нередко назначают представителей более древних цивилизаций. И чем слабее аргументы теоретиков, тем чаще в их теориях звучат слова «лазеры», «Атлантида» и «инопланетяне». Скляровым также упоминается Великий Сфинкс со следами водной эрозии и удивительные астрономические знания древних, проявившиеся как в конструкциях древних памятников, так и в культуре местных народов.

Основным материалом для постройки циклопических культовых сооружений, таких как пирамида Хафры, Хеопса или пирамида Менкауры, выступал известняк. Твердые базальтовые и гранитные элементы больше применялись для отделки внутренних помещений усыпальниц. Обработка известняка не требует применения современных инструментов и прекрасно производится при помощи кремневых зубил, долеритовых шаров и другого инструментария, имевшегося у древних египтян. Вес блоков, установленных на высоте, не превышает полутора-двух тонн. Перемещать и поднимать на высоту подобные блоки можно с помощью грубой физической силы и примитивной техники, что никак не умаляет достижений древних строителей и величественности и уникальности созданных ими «вечных» пирамид.

Не раз высказывались теории об отливке блоков для строительства пирамид из известнякового бетона. Впервые эту теорию выдвинул Жозеф Давидовиц, химик из Франции, специализировавшийся на разработке новых строительных материалов. Давидовиц считал, что крупные блоки изготавливали на месте, используя каменную крошку и известняковый «геополимерный бетон». Похожую теорию продвигает Носовский, известный по псевдонаучным теориям о массовых фальсификациях официальной наукой «реальной» исторической хронологии.

1.4. Пирамиды в архитектуре XVIII - XIX веков.

Французский инженер Александр Гюстав Эйфель, выпускник Центральной школы искусств и ремесел в Париже, был одним из первых, кто стал широко использовать железные конструкции, самое раннее и значительное применение которых – это изумительная стеклянная крыша-«паутина» огромного универсама «Бон марше», построенного в столице Франции в 1876 году.

Конец XIX века – это период возникновения нового архитектурного мышления. К тому времени прогресс науки был столь очевиден, что новое поколение ученых и инженеров бралось за решение любых задач, какими бы сложными они ни были. Так, инженеры воплощали свои идеи в смелых строительных и технических проектах, что, надо признать, блестяще им удавалось. Использую металл в качестве основного материала, Эйфель строил величественные мосты, виадуки и другие сооружения, но мировую известность приобрел благодаря своей башне.

Ажурная стальная конструкция, возведенная в Париже для Всемирной выставки 1889 года, принесла бессмертие своему создателю. Башня задумывалась как украшение выставки, главный ее «экспонат», и должна была демонстрировать у
дивительную мощь новой техники. Высота Эйфелевой башни – 300 метров, что на долгие годы сделало это сооружение самым высоким в мире; она сложена из 12000 частей!

Новый материал – металл – в руках талантливого человека прекрасно воплотил художественный замысел автора. Широкая арка у основания, сквозь которую открывается вид на Военную школу и Иенский мост, постепенно переходит в стройное «тело» башни, завершающееся изящным шпилем. По внешнему виду башня схожа с пирамидой. Ни каменная, ни деревянная архитектура прошлого такого не знали.

Практическое же применение обладательница металлических кружев – красавица башня – получила позднее, когда ее стали использовать как радиомачту. Необходимо заметить, что эта гигантская постройка понравилась далеко не всем. Современники возведения Эйфелевой башни долго не могли привыкнуть к новым формам и материалу.

Теперь же, по прошествии стольких лет, башня, носящая имя своего творца, признана не только достойным украшением, но и символом Парижа.
В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве.

Египетская" пирамида. Царское село. "Египетские ворота". Царское село.





В Екатерининском парке на берегу Лебяжьего пруда среди окружающей зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части парка – Пирамида, выстроенная в 1770-1772 годах, по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова, в неоегипетском стиле, по углам её были установлены в 1773 году четыре колонны из серого и розового уральского мрамора на пьедесталах. В художественной композиции этого павильона использованы пирамиды Цестия в Риме (надгробный памятник I в. до н.э.). Павильоны в виде пирамиды- древнего символа вечности - были распространены в европейсих пейзажных парках.

1.5. Пирамиды в современной архитектуре.

Мы часто встречаем пирамиду на улице в виде элементов зданий или самих архитектурных построек.

Так, например, французские архитекторы оформили современный вход в Лувр. Пирамида в Лувре на сегодняшний день является одним из важных символов французской столицы и современной архитектуры, как таковой. Данный объект является очень известным и знаковым. В нем происходит развязка романа «Код да Винчи», который написан известным Дэном Брауном.

Пирамида из стекла в Лувре.

Архитектурная компания из Японии под названием «Suppose Design Office» создала уникальный проект Black Pyramid House согласно которому, в одном из пригородов Токио был возведен уникальный дом, который внешне напоминает пирамиду.

В течение длительного времени японцы занимаются разработкой уникального проекта. Согласно ему, там должен скоро появится город, в котором будет проживать более 1 млн. человек. Авторы данной идеи мечтают о том, что этот населенный пункт будет стоять посредине воды, и его форма будет напоминать чем-то обыкновенную пирамиду. Высота здания составляет 1000 метров.

Уникальный пирамидальный город в Японии «Shimizu Mega-City Pyramid». Молодые архитекторы из Мексики решили выделиться среди серой массы проектов небоскребов 2010 года на конкурсе eVolo Skyscraper Competition. Ребята создали концепт шикарной конструкции пирамиды, которая должна расположиться на центральной площади Мехико. Самым необыкновенным в этом проекте является то, что оно должно быть подземным.

Небоскреб в виде пирамиды под землей в центре Мехико. В городе Братислава в течение длительного времени существует уникальное сооружение, которое напоминает перевернутую пирамиду. Это здание в нашем случае является не подземным. Оно расположено на поверхности земли. В конструкции расположен офис Национального радио Словакии.

Пирамида в Братиславе.

В древнем Египте пирамиды считались главным чудом и местом загробной жизни фараонов. В одном из голландских городков Спейкениссе несколько лет тому назад была построена уникальная пирамидальная библиотека под названием «Book Mountain + Library Quarter». Этот объект считается уникальным, удивительным, необыкновенным и большим сооружением этого населенного пункта. В этом городском квартале жители могут набраться нужных знаний и также отдохнуть от городской суеты.

Библиотека в форме пирамиды, расположенная в Нидерландах.

Одним из уникальных и современных символов Казани можно смело назвать концертный зал под названием «Пирамида». Он был выполнен в соответствующей форме и открыт в 2002 году.

Концертный зал в Казани в виде пирамиды.

На сегодняшний день одним из самых первых сооружений легендарного архитектора по имени Норманн Фостер на территории СНГ является Дворец мира и согласия. Он расположен в городе Астана (Казахстан) и имеет форму пирамиды.


Пирамидальный дворец Норманна Фостера в городе Астана

В одном из городов США египетским является только название пирамиды. Именно тут расположено большое количество известных объектов. Среди них следует выделить спортивный комплекс под названием «Pyramid Arena» в Мемфисе. Его высота составляет 98 метров. За это данное сооружение назвали большой американской пирамидой.


Американская пирамида под названием «Pyramid Arena» в Мемфисе.

Большой и шикарной пирамидой может также похвастаться корейский город Пхеньян. 330 метровая гостиница под названием «Рюген» должна была отворить двери для туристов и гостей в 1989 году. Однако, длительный экономический кризис в стране, а также нехватка материалов и рабочих рук в комплексе с архитектурными просчетами, немного сдвинули такие планы. В конечном итоге, первые постояльцы отеля появятся только в конце лета 2013 года. Сегодня данный комплекс достраивают две капиталистические компании Orascom group и Kempinski.


Гостиница под названием «Рюген» в корейском городе Пхеньян.

В настоящее время большое распространение получают светопрозрачные конструкции.

2. Исследовательская часть

2.1.

Где в природе и в быту встречается пирамидальная форма?

Пирамидальная форма встречается прежде всего в природе. Характерным примером пирамидальной формы является ель. Ствол её чаще всего прям, и ветви равномерно расположены относительно ствола, так что отвесная прямая, проходящая через её центр тяжести, пересекает основание ствола ели. Так, дерево, развиваясь в условиях действия силы тяжести, достигает устойчивого положения. К вершине дерева ветви его становятся меньше в размерах – оно приобретает форму пирамиды. Это нам тоже понятно: ведь на нижние ветви, как и на верхние должен попадать свет. Кроме того, центр тяжести должен быть как можно ниже – от этого зависит устойчивость дерева.

В
молекуле метана СН 4 атом углерода связан с четырьмя одинаковыми атомами водорода. Физическое равноправие всех четырёх связей между атомами углерода и водорода естественным образом согласуется с пространственной структурой молекулы метана в виде тетраэдра, в вершине которого находятся атомы водорода, а в центре - атом углерода. Молекула имеет форму правильной треугольной пирамиды – тетраэдра.

Рассматривая частные случаи, можно заметить, что пирамида широко используется в повседневной жизни, даже в домашнем хозяйстве.

Элементы пирамиды широко используются в технике. Обратите свое внимание на компьютер, нигде не видите сходства с пирамидой, а как же клавиатура? Кнопки, на которых ваши пальцы так часто отстукивают необходимый материал – также являются подобиями четырехугольной усеченной пирамиды.

Зайдя в ювелирный магазин, перед нашими глазами предстает огромный выбор из миллиона украшений, сделанных в виде пирамиды. Многочисленные статуэтки, разнообразные подставки, необыкновенной красоты скульптуры – все это пирамиды.

Также мы можем лицезреть пирамиду в домашних условиях: полотенца, прихватки, солфетницы, солонки, горшки для домашних растений, вазы, даже обыденный тюбик зубной пасты - повсюду нас окружают пирамиды.

Известна глиняная полая пирамида высотой 10 см с квадратным основанием 10х10 см и длиной ребра 12.25 см. Изнутри в пирамиде непосредственно у вершины размещен небольшой (5-7 мм) кристалл горного хрусталя (вертикально по высоте пирамиды). В одной из граней выполнены четыре одинаковых отверстия, диаметром 5 мм, три из которых размещены в углах треугольника с боковыми сторонами, равными 25 мм, а четвертое - на пересечении его высоты с основанием, равным 32 мм. Три нижних отверстия расположены на одной линии на расстоянии одной трети от основания пирамиды.

Ориентация грани с отверстиями на "Север". В этом положении, по мнению авторов, происходит нейтрализация геопатогенных излучений в радиусе до 8 метров.

Другой вариант конструкции пирамиды, представленный на рисунке, выполнен с гранями из прозрачных стеклянных пластин рубинового цвета, которые фиксируются металлической окантовкой. На вершине и углах основания размещены хрустальные шары, диаметром 2 см. Внутри пирамиды находятся две горизонтальные пластины, разделяющие ее на три равные по высоте части. Наличие пяти шаров обеспечивает значительный радиус действия и высокую интенсивность излучения.

Поэтому проявляемые свойства и эффекты помимо нейтрализации геопатогенных излучений позволяют устранять неблагоприятные воздействия интерьера и осуществлять обработку (зарядку) различных предметов.

Достаточно давно известны каркасные пирамиды. Они, как правило, имеют высоту 15-30 см и более. Изготавливаются из проволоки диаметром 3-2 мм или из трубок, диаметр которых выбирается с учетом высоты пирамиды.

В настоящее время большое распространение получают светопрозрачные конструкции.
На кровле установлены 16 малых и 3 больших пирамиды с переходами в вертикальные витражи. Пирамиды снабжены системой отвода ливневых вод и скрытой системой конденсатоотвода.

2.2. Для чего создают пирамиды? Их назначение и свойства.

Из созданных современных пирамид выделяются, с точки зрения конструктивных решений и обоснованности проявляемых свойств и эффектов, следующие пирамиды:

"Бипирамида Славникова";

"Пирамида Проскурякова";

"Пирамида Голода".

"Бипирамида Славникова", запатентованная как "Устройство для нейтрализации вредных воздействий" (приоритет от 30.12.96) представляет собой сдвоенную каркасную конструкцию.

Она состоит из двух правильных пирамид, каждая с треугольным основанием (тетраэдр), соединенных симметрично друг с другом вершинами, образующими общую вершину. Бипирамида снабжена антенной и излучателем. Последний выполнен в виде двух усеченных конусов, расположенных симметрично относительно общей вершины.

Ориентация Бипирамиды (режимы функционирования) в пространстве по сторонам света осуществляется при помощи "выделенного ребра". Имеется режим "выключено" - горизонтальное положение Бипирамиды.

Длины ребер и сторон основания выполняются одного размера. В настоящее время Бипирамида выполняется с ребрами двух типоразмеров: 12 см и 25 см (соответственно БИ-12 и БИ-25).

Бипирамида предназначена для квартир, офисов и коттеджей.

За последние годы произведено большое количество экспериментов с применением методов биолокации, методов традиционной науки и соответствующего приборного обеспечения. В экспериментах участвует значительное число организаций разной формы собственности, а также большое число специалистов из различных отраслей науки.

Специально для сопоставительного анализа по результатам экспериментов были изготовлены, помимо трехгранных, четырехгранные Бипирамиды.

Из-за обилия информации ниже приведены лишь свойства и эффекты, получившие экспериментальное подтверждение и отраженные в соответствующих отчетах:

вибрационное воздействие с оздоравливающим эффектом на окружающую среду и человека, причем, в последнем случае приборно доказан предсказанный частотный диапазон, являющийся оптимальным для человека, а именно миллиметровый диапазон;

влияние "энергетического поля" на биополе человека с учетом фазовых периодов луны;

нейтрализация геопатогенных излучений;

снижение значений электромагнитных составляющих поля компьютера;

изменение структуры и кислотно - щелочного баланса воды под воздействием "энергетического поля";

восстановление больных растений на примере экзотических лиственных кактусов.

Отдельно приводятся свойства и эффекты, проявившиеся в плане оздоровления и профилактики:

профилактика отдельных заболеваний при воздействии поля и обработанной в активной зоне Бипирамиды воды;

восстановление энергетического баланса и энергетики органов и систем у человека;

восстановление клинических показателей, например, гемоглобина по информации специалистов МЧС Беларуси;

восстановление показателей, характеризующих состояние органов и систем (метод Р.Фолля и прибор СТАРТ-1) при наличии отрицательных воздействий геопатогенных излучений и различных электромагнитных полей, например, линии электропередачи за счет усиления защитных функций человека;

оздоравливающее воздействие Бипирамиды как в автономном режиме, так и в качестве дополнения к применяемым методикам и приборам путем экспонирования пациента ее полем в заданном временном интервале;

снижение заикания у детей (Новоуральск);

активизация с психологической точки зрения резервных возможностей человека;

сочетаемость конструктивных особенностей свойств и эффектов с архитектурными решениями в части энергоинформационного благополучия населения.

С учетом накопленного опыта отработана система тестирования на воздействие Бипирамиды в условиях наличия посторонних вредных воздействий.

Надо отметить, что были проведены и другие эксперименты, но в силу противоречивости результатов, было принято решение их перепроверить.

"Пирамида Проскурякова" представляет собой четырехгранную конструкцию, отличающуюся от классической соотношением высоты и стороны основания, а также другими соотношениями, защищенными патентом РФ.

Две пирамиды, возведенные в 1996 году в Южной Корее, имеют размеры высоты и основания соответственно 3,75 м и 6х6 м.

Разработан типовой проект пирамиды, который приобрели семь городов СНГ. В 1998 году сданы в эксплуатацию под Сочи две (из трех) пирамиды высотой 5 м, с основанием 8х8 м и подземным входом.

Основным назначением пирамид является гармонизация окружающей среды и оздоровление. Указанные пирамиды предназначены для нужд санатория.

"Пирамида Голода" относится к ряду "Больших" пирамид, т.к. даже первые образцы, например, в Раменском районе Московской области имеет высоту равную 11 м.

В 1997 году на берегу озера Селигер была построена пирамида высотой 22 м. В настоящее время, по информации автора, возводится пирамида высотой 44 м. По мнению автора это будет определенный предел, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Конструкция пирамиды основана на пропорции Золотого сечения, то есть диаметры шаров, вписанных в пирамиду, образуют указанное соотношение и определяют ее конструктивные размеры.

Области применения пирамиды, по мнению автора, очень разнообразны и базируются на результатах совместных экспериментов с рядом НИИ России, ведущих клиник, а также на гипотезах, аналогиях и экспертных оценках.

Наиболее значимые области применения пирамиды следующие:

приведение в гармоническое состояние поверхностного слоя Земли;

увеличение надежности захоронений ядерных, химических, бактериологических и других отходов;

повышение уровня адоптации человека к условиям среды обитания;

решение проблем экологии через оздоровление водоемов, лесов, полей, парков и др.;

повышение урожайности сельскохозяйственной продукции;

улучшение качества продуктов питания, напитков и лекарственных препаратов;

профилактика и оздоровление;

решение проблем энергоинформационной защиты;

информационное воздействие на окружающую среду путем аккумуляции информации в водных потоках (реках) и многое другое.

Заключение

Пирамиды представляют интерес для историков, архитекторов, физиков, биологов, медиков, философов. Чем больше мы узнаем о пирамидах, тем больше у нас возникает вопросов. В рамках проекта я изучала пирамиду как геометрическое тело, пыталась вникнуть в тайны пирамид, узнала о местонахождении современных пирамидальных строений, пробовала выяснить причины, по которым пирамида признается одной из совершенных форм в мире.

Работая над темой проекта я узнала много нового о пирамиде, мне было интересно узнать, каким образом они строились и строятся до сих пор, и какую архитектурную ценность каждая из себя представляет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Непомнящий Н.«Семь чудес света.» - М.«Слово/SLOVO» - 2000. – 3-6 с.

    Шалаева Г. «Все обо всем» - М.«АСТ» 1997. – 21 с.

    Электронная Коллекция рефератов «ДИСКавери» - М.«Адепт» 2003. – 6-10 с.

    Михайловский К. «Пирамиды и масштабы». - Варшава 1973. – 12-14 с.

    Дмитриева Н. А. «Краткая история искусств». - М. «Астрель» -2000.- 14-17 с.

    Бонин И. Собрание сочинений. – М. «Орбита» - 2000.-18-19 с.

    Бьювэл Р., Джилберт Э. «Секреты пирамид». – М. «Рипол\классик» -2003.- 14-17 с.

Интернет – ресурсы

http://www.inetjob.info/pir.html

http://architect.claw.ru/shared/401.html

http://www.tmn.fio.ru/works/26x/304/d8_2.htm

Проект по мировой художественной культуре по теме: «Скульптура» ученицы 11 -А класса Анищенко Анны

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются способами вытачивания, литья, резьбы, лепки из твердых или пластичных материалов(камня, металла, дерева, глины)

Скульптура древней Месопотамии почти лишена статичности и уравновешенности, которые были присущи египетскому искусству. Рельефы и росписи дворцов, древние скульптуры правителей или животных изображали в движении. Искусные мастера Шумера владели навыками изготовления удивительных по красоте и тонкости ювелирных изделий. Они прекрасно умели чеканить и делать не простые сплавы драгоценных металлов. В отличие от архитектуры изобразительное искусство Шумера выглядит сравнительно бедно и примитивно. О развитии изобра зительного искусства можно судить по маленьким фигуркам животных и, позже, по небольшим, размером в 35- 40 см, статуэткам из мягких пород камня и глины.

Скульптура Древнего Египта Скульптура в культуре древнейшей цивилизации на Земле играет важнейшую роль. Согласно представлениям египтян, одна из человеческих душ — обладает способностью пребывать сразу в двух мирах: земном и загробном. Отсюда стремление любыми способами сохранить тело умершего человека (бальзамирование и мумифицирование), а также создание большого количества скульптур, которые могут служить оболочкой для души.

Абсолютное большинство скульптур Древнего Египта статичны. Чаще всего цари и боги изображаются сидящими на троне, или стоящими, руки фигур покоятся на коленях, или скрещены на груди, взгляд устремлен прямо перед собой. Подобный ракурс создавал удивительный эффект, зрителю кажется, что статуя смотрит прямо на него, с какого бы ракурса он не смотрел на скульптуру. Огромные глаза скульптур — также имеет культовое значение. Египтяне были уверены, что душа человека находится в его глазах. Поэтому все скульптуры раскрашивались очень тщательно.

Античная скульптура Создание обобщенного человеческого облика, возведенного к прекрасной норме- единству его телесной и духовной красоты, - почти единственная тема искусства и главное качество греческой культуры в целом. Это обеспечило греческой культуре редчайшую художественную силу и ключевое значение для мировой культуры в будущем.

Периоды, на которые принято делить историю и искусство античного мира: Древний период - эгейская культура: III тысячелетие-XI в. до н. э. Гомеровский и раннеархаический периоды: XI-VIII вв. до н. э. Архаический период: VII-VI вв. до н. э. Классический период: с V в. до последней трети IV в. до н. э. Эллинистический период: последняя треть IV-I в. до н. э. Период развития племен Италии; этрусская культура: VIII-II вв. до н. э. Царский период Древнего Рима: VIII-VI вв. до н. э. Республиканский период Древнего Рима: V-I вв. до н. э. Императорский период древнего Рима: I-V вв. н. э.

АРХАИКА В своей работе мне хотелось бы рассмотреть греческую скульптуру периодов архаики, классики, а также скульптуру эллинистического периода. В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек - куросы и коры. Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

Богиня с гранатом», которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и «неправильных» пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

«Курос из Пирея», украшающий коллекцию Афинского музея, представляет собой позднее, а значит более совершенное произведение древнего скульптора. Перед зрителем мощный молодой воин. Нарушенные пропорции уже не так бросаются в глаза. А черты лица не так обобщены, как у ранних скульптур архаического периода.

Классика Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой. Именно классический период характерен появлением первых обнаженных женских фигур (Раненая Амазонка, Афродита Книдская), которые дают представление об идеале женской красоты расцвета античности. В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие.

Эллинизм Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали. В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.

Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма – «Лаокоон и его сыновья» Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.

Эпоха Вохрождения Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Главное в Возрождении - это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности.

Донателло работал и в классическом стиле и в реалистическом, часто удачно комбинируя эти два стиля. Одними из самых знаменитых его работ стали: статуя св. Георгия, статуя Давида, статуя апостола Марка и многие другие.

Барокко – стиль, в котором воплотилась воедино: торжественность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамика. В основу барокко были положены религиозные идеи. Скульптуры барокко изготавливались, благодаря безграничной фантазии мастеров.

«Давид» Бернини

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 34

ПРОЕКТ

Тема проекта: «Лубок – живое народное искусство»

Красникова Виктория

Ученица 7 А класса

Руководитель проекта:

Учитель изобразительного искусства

Вакуленко Дина Сергеевна

Томск – 2015 год.

    Введение

    Сюжеты лубочных картин

    Типы лубков

    Современность и лубок.

    Как мы работали над книгой

    Заключение

    Список литературы

    Приложение: фотоальбом лубочных картинок, пословицы о чтении книг

Цель проекта :

1.Выяснить что такое лубок?

2.Создать и проиллюстрировать книжку о в лубочных картинках.

Задачи:

1. Исследовать как и откуда в Россию пришла традиция иллюстраций в печатных изданиях

2.Исследовать роль лубка в русской культуре.

3.Подобрать материал для создания книжки.

Гипотеза :

Русский лубок – это одна из граней проявления живого народного искусства. Здесь воедино сплетены яркая картинка и живое народное слово, внутреннее представление народного художника о мире и понятный человеку любой социальной группы речевой образ.

Введение

Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, реками! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром. Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия – это наш народ. Славится русская земля своими мастерами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастера, прославляющего красоту нашей земли!

Одним из древнейших народных ремёсел на Руси является лубок.

История возникновения и развития лубочной картинки

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, эти картинки называли «потешными листами», именно юмористические народные картинки, продавались на ярмарках и считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Во второй половине XIX в. их стали называть лубками.

Кто и почему назвал их «лубочными картинками, лубками» – неизвестно. Может, потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может, потому, что продавали их в лубяных коробах коробейники, или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

В XVII столетии Московское царство налаживает всё более и более объёмные торговые связи с Европой. Среди прочих товаров, на Русь попадают европейские печатные книги, чьё оформление отличалось высоким качеством и технической новизной, в Европе уже давно использовалась гравюра на меди, позволяющая изготавливать иллюстрации, карты, богато украшать титульные листы. В России же использовали ксилографию, либо рисованные изображения, для иллюстрирования книг. Состоятельные россияне покупают западные книги с иллюстрациями, гравированные портреты, карты неведомых земель.

В 1692 году в Москве издаётся "Букварь словенороссийского племени". Все страницы в нём нарисованы и выгравированы на меди, каждая посвящена отдельной букве кириллицы, украшена её стилизированным изображением, многочисленными рисунками предметов на эту букву и стихотворным её описанием. "Букварь" первоначально предназначался для царевича Алексея Петровича.

В петровскую эпоху Россию ждали многочисленные реформы, на стыке веков страна преображалась. Вместе со страной преображались и её книги. Лубочная картинка переживала расцвет в петровское время, и самые известные картинки, которые затем переиздавались на протяжении нескольких столетий, были связаны с эпохой Петра.

Петр I приглашает в Россию мастеров гравёров из Голландии.

В середине XVIII века светская литература начинает появляться уже в виде лубочных книжек.

В XIX появляется множество мелких типографий. Один из владельцев типографии был Иван Дмитриевич Сытин, русский предприниматель в области издательского дела и книготорговли, начавший свою карьеру помощником торговца в лубочной лавке, в 1876 в кредит открыл небольшую литографию для издания лубочных картин, в 1883 - книжную лавку и тогда же учредил книгоиздательское товарищество “И.Д. Сытин и К°”. К концу жизни стал крупнейшим негосударственным издателем, направленным, в первую очередь на народное просвещение. Типография Сытина выпускала огромными тиражами дешёвые книги для народа, учебники, календари, энциклопедии, научная литература, газеты, журналы, собрания сочинений русских классиков. Сытин делал попытки «облагородить» лубок, приглашая профессиональных художников, выпуская своеобразные «лубки–плакаты» с портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям. Просветительская деятельность Сытина, связанная с пропагандой отечественной литературы, стала ярким явлением в развитии лубка, который существовал в русском обществе вплоть до 1920–х гг В это время в дешёвых вариантах выходят многочисленные переделки Гоголя, Лермонтова, отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.

Во время Великой Отечественной воины лубок как вид народной графики был вновь использован Кукрыниксами. Злые карикатуры на фашистских главарей (Гитлера, Геббельса) сопровождались текстами острых фронтовых частушек, высмеивавшими «косого Гитлера» и его приспешников.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет. Постепенно помимо религиозных сюжетов, появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам, историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве).

Лубки были про все на свете: про разные страны и великие сражения, про крестьянское житье и знаменитых людей, про большие города и причуды природы, про диковинных зверей и важные события. Необыкновенно нарядными картинками люди украшали свое жилье.

Типы лубков

    Духовно-религиозные -. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.

    Философские.

    Юридические - изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».

    Исторические -Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.

    Сказочные - сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.

    Праздники - изображения святых.

    Конница - лубки с изображением всадников.

    Балагурник - потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Технология производства лубка

А делалось это так: сначала на доску наносили рисунок. потом специальными резцами вырезали его, на контуры рисунков наносили черную краску. Поверх доски накладывали лист бумаги, прокатывали между валов печатного стана, и рисунок отпечатывался на бумаге.

Рисовали и вырезали лубочные доски мастера из народа. Обучались этому чаще у своих же родителей, родственников и соседей. а вот раскрашивали лубки матери, жены и дочери. Красок употребляли четыре - пять,не больше, но зато самые полыхающие: малиновую, зеленую, красную, желтую. И клали эти краски обязательно контрастно: малиновую с зеленой, желтую с черной, отчего они казались еще ярче, а картинка нарядней. художницы работали только широкими кистями и не соблюдали никаких контуров.

Современные мастера лубочных картинок

Прошли века, и художники, сочетая в своем творчестве традиции древнерусской живописи и народного промысла, создают произведения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Современный художник живописец - Марина Русланова создаёт очень яркие позитивные работы в виде лубочных картинок. Её р аботы находятся в галерее "Славянский Дом", в Московском Музее Народной графики, в музее "Царицыно", в интерьере кафе Московского филиала Всемирного банка, а также в частных коллекциях в

России и за рубежом.

2015 год назван годом литературы. В рамках Года литературы,26 января 2015 года, в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Русская литература в зеркале лубка»

На экспозиции представлены уникальные образцы лубочной картинки середины XIX - начала XX веков по произведениям русских писателей. Выставка рассказывает об истории лубка, популярных сюжетах, авторах, техниках исполнения.

Среди экспонатов - самое популярное произведение в русском лубке за всю историю его существования - стихотворение «Романс», написанное пятнадцатилетним Александром Пушкиным.

Посетители смогут увидеть лубки, созданные анонимными авторами, многочисленными московскими мастерскими. Среди сюжетов лубочных картинок, представленных на выставке, наиболее востребованные среди простого народа произведения литературы - стихотворение Пушкина «Смерть князя Олега», поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова», басни Крылова, песни на стихи Батюшкова, Некрасова, Кольцова...

Один из разделов выставки посвящён работам издательства Ивана Сытина, в чьих руках сосредоточилось к концу XIX века лубочное производство…

Как мы работали над книгой

Книга обогащает наши знания о жизни, развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создает писатель.

Я тоже решила попробовать себя в роли иллюстратора и создать иллюстрированную книгу с пословицами и поговорками о книгах и чтении в лубочных картинках.

Этапы работы над книжкой:

    Нашла и исследовала материал о лубке.

    Подобрала пословицы и поговорки о книге.

    Проиллюстрировала странички.

    Оформила книжку так, чтобы можно было добавлять страницы.

    Книга готова.

Заключение

Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств.

В целом можно сделать вывод о том, что рисованные лубочные картинки уникальное историческое и художественное явление, объединившее в себе искусство городской и крестьянской культуры, светского и религиозного начала. Именно этим можно объяснить способность рисованного лубка к творческой переработке художественных приемов книжной миниатюры, иконописи, народного декоративно-прикладного искусства.

Приложение

Разделы: МХК и ИЗО

Мировая художественная культура – учебный предмет, растущая значимость которого в образовании определяется его интегрированным и синтезирующим характером. Он является той информационной фундаментальной базой, где концентрируется важнейший опыт человечества, так как художественная культура – это не история искусств, а единый процесс познания, выраженный специфическим языком. Для учащихся изучение данного предмета является поиском путей выхода из сложных жизненных ситуаций, а навыки общения с искусством создают среду, богатую ценностными отношениями и стимулирующую положительные эмоции.

Проектная деятельность по мировой художественной культуре является средством активизации познавательного интереса и расширения кругозора учащихся. Метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность учащихся. Его применение предполагает конструктивное влияние на социализацию личности, развитие самостоятельности в принятии решений; критический анализ информации, полученной при изучении научной, искусствоведческой, публицистической, художественной литературы, а также информации средств массовой коммуникации. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся показывают владение основными исследовательскими методами, компьютерную грамотность, умение работать с аудио, видео и мультимедийной техникой, умение применять знания для решения познавательных задач. Метод проектов позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность учащихся и интегрировать учебную и самостоятельную поисковую внеурочную деятельность.

Результативным проектом по МХК является тот, в котором учащиеся понимают, как объект изучения (художественный образ или произведение) отражает эпоху, исторические и нравственные искания конкретного времени.

В учебной деятельности для создания проекта могут быть выбраны темы, завершающие изучение конкретного раздела, углубляющие и расширяющие содержание или представляющие возможность дополнительной творческой работы.

Собственный опыт педагогической деятельности показывает, что проекты по МХК, как правило, кратковременные, рассчитанные на срок от двух до пяти недель, так как практическая деятельность в данном направлении минимальна и не требует длительного ожидания результатов (как в биологии, химии и других естественных науках).

Работа над проектом строится поэтапно.

На первом этапе определяется тема проекта, формируется творческая группа на основе интереса к заявленной проблеме (до 4 человек). Далее составляется план работы, формулируются задачи, отбираются источники информации и прогнозируется результат - конечный продукт исследования (при этом форму представления результата предлагают сами дети, выбирая ту, которая ближе им). Результатом может быть проблемный урок, проводимый учащимися; выпуск газеты; постановка спектакля, презентация видеофильма или выставки, мультимедиа – шоу, проведение экскурсии, теоретический трактат и т.д.

На втором этапе планируется индивидуальная и коллективная деятельность и распределяются обязанности внутри группы. Происходит конкретизация задач каждого участника проекта и согласование процедуры их взаимодействия.

На третьем этапе осуществляется работа по сбору и обработке информации, формулируются выводы. Результаты проекта оформляются с учетом выбранной формы.

Четвертый этап - защита проекта и обратная связь с другими учащимися, слушателями, зрителями, экспертами по глубине содержания и эффективности выбора формы представления материала.

Как правило, проектную деятельность осуществляют учащиеся одной возрастной группы, т.е. класса, параллели. Однако во внеурочной деятельности возможен другой состав учащихся.

В гимназии № 20 города Саранска создано исследовательское общество “Истина”, где учащиеся занимаются поисково-исследовательской деятельностью в секциях по различным направлениям. Секция “Искусствоведение” является одной из самых многочисленных. Ежегодно ребята представляют свои проекты на конференциях разного уровня, причем исследования проводятся разновозрастными группами. Это имеет ряд преимуществ:

1. Во-первых, во время работы над проектом осуществляется наставничество, или “шефство”. Каждый участник проекта получает свою область исследования, и в результате обмена информацией старшие могут дать рекомендации или высказать свое мнение относительно материалов сверстников или младших по возрасту (не исключается и обратная связь). Это воспринимается адекватнее и имеет более эффективное действие, чем коррективы, вносимые педагогом.

2. Во-вторых, области исследования распределяются исходя из возрастных и психологических особенностей. Так, для старших учащихся определяется более глобальная и сложная задача, требующая анализа и обобщения. А для младших – сбор информации, работа со словарями, подбор иллюстраций. Также направления могут определяться по интересам: кому-то ближе исторические события, определяющие эпоху или стиль, кому-то культурологические понятия, а кто-то хочет заняться выявлением особенностей языка искусства и эстетическими проблемами.

Остановимся на условиях успешности проектов по МХК, опираясь на практический опыт.

1. Важно, чтобы тема проекта была близка всем участникам, независимо от возраста. Следовательно, она должна опираться на общечеловеческие ценности, региональную общность и особенность субкультуры учащихся (возможно, конкретного образовательного учреждения). Например: “Зачем люди украшают себя?”, “Почему Троянский конь не стал чудом света?”, “Кинематограф – это искусство или индустрия?”.

Например, проект 2007 года “Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова – объект исторического и культурного наследия” решает ряд вопросов, интересующих не только учащихся, но и часть населения республики Мордовия:

Почему Ф.Ф. Ушаков удостоен такого права и кто он – наш земляк или гордость России?

Какие исторические события, связанные с этой личностью, должны остаться в народной памяти?

Какая идея заключена в этом архитектурном объекте (духовно-нравственная, эстетическая, политическая и т.д.)?

2. Предпочтительнее возможность непосредственного контакта с объектом изучения (подлинник несравнимо лучше, чем самая прекрасная копия).

3. Необходимо максимально использовать возможность получения информации “из первых рук”: от архитектора-проектировщика, заказчика, конструктора, скульптора, живописца, искусствоведа и т.д.

4. Следует обратить внимание на имеющуюся литературу и её умелое использование. Для объективной оценки объекта или явления предполагается использование всех видов: библиографических источников, научно-популярной, учебной, художественной, публицистической, справочной и научной.

5. Необходимо ориентировать участников проекта на сочетание разнообразных методов исследования. Очень популярны методы беседы и интервьюирования. Например, у собора можно задать следующие вопросы: “Знаете ли вы, кому посвящен этот собор? Какое сооружение было на этом месте раньше? Какова идея строительства этой церкви? Знаете ли Вы, какие “раритеты” были найдены при закладке фундамента собора? Кем был Федор Федорович Ушаков?”.

Проект будет тем успешнее, чем больше творчества и инициативы при работе педагог предоставит самим учащимся. В виду того, что изучение художественной культуры изначально оцениваются учащимися как доступное, появляется их личная заинтересованность в результатах, повышается самооценка. Субъективный характер взаимоотношения с искусством обеспечивает вариативность и свободу выбора подростков в поиске своей культурной ниши.

Метод проектов является одним из источников формирования, у учащихся, интереса к изучению мировой художественной культуры. Это действенный способ разрешения противоречий между разрушением мировоззренческих ценностей в реальной жизни и необходимостью выработки у подрастающего поколения нравственных приоритетов. Знакомясь с культурным наследием разных цивилизации и осваивая их духовно-нравственные основы, школьники учатся более критично оценивать ценности текущего времени.

Проект для старших классов "Развитие творчества и критического мышления на уроках мировой художественной культуры"

Этот проект, разработанный для реализации в старших классах общеобразовательной школы, представляет собой исследование и применение интерактивных форм работы на уроках мировой художественной культуры и во внеурочное время с целью выявления творческих способностей учащихся, их привлечение к активной деятельности, пробуждение интереса к реализации своих творческих, исследовательских, информационных и коммуникативных компетентностей.

Формат проекта

Участники: кафедра гуманитарного и художественно-эстетического циклов, обучающиеся старших классов.
Сроки реализации : учебный год.
Место реализации : общеобразовательная школа, лицей, гимназия.
Ресурсное обеспечение : компьютер, проектор, экран, Интернет ресурсы.
Методическое обеспечение : рабочая программа по МХК, учебник и диск с дополнительными материалами Масол Л. М. "МХК"
Эстетическое образование играет большую роль в педагогике, потому как именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Растет индивидуальное понимание того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в любых жизненных ситуациях. Это является одним из условий развития творческих способностей ребенка.
Противоречие (слайд 3). Каждый человек от природы талантлив, любознателен, обладает желанием исследовать и постичь окружающий мир. Но у детей старшего школьного возраста все чаще происходит снижение мотивации и интереса к исследовательским и творческим заданиям из-за того, что, во-первых, ребенок не всегда знает, как себя проявить, в какой форме себя реализовать, во-вторых, школьники загружены учебным материалом, в-третьих, школьники становятся инертными из-за боязни критики и непонимания.
Проблемные вопросы (слайд 4). Как пробудить интерес школьника к постижению накопленных человечеством культурных ценностей и помочь ему реализовать свой внутренний творческий потенциал? Как достичь наибольших результатов в рамках этой деятельности, не перегружая учебный процесс?
Проектная идея: (слайд 5) внедрять интерактивные практические методы и формы обучения (исследовательская деятельность, развитие критического мышления, метод "Через творческую деятельность к самому себе")на уроках МХК и во внеурочное время для формирования мотивации к обучению и самореализации.
Цели работы: (слайд 6)
- формировать устойчивую мотивацию к обучению предмета и самосовершенствованию;
- развивать творческие и коммуникативные компетентности учащихся;
- способствовать самораскрытию и самореализации творческих личностей, учитывая индивидуальные различия учащихся.
Основные задачи моей работы: (слайд 7)
- освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных особенностях, о вершинах художественного творчества;
- развитие навыков у учащихся самостоятельной работы с источниками, использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды, эстетического окружения;
- интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской, творческой).
Предполагаемые эффекты: (слайд 8)
- повышение мотивации учащихся к изучению МХК;
- результативность участия в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
- интерес учащихся к исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- повышение имиджа школы.

Интерактивные формы работы.

Исследовательская проектная деятельность
Сегодня уже никто не сомневается в том, что презентация на уроке – это возможность сделать его современным, ярким, полезным, иллюстративным, интерактивным и запоминающимся. Такие уроки нравятся ребятам, дают стимул узнать больше, развивают их творческий потенциал. К урокам определенной тематики презентации готовятся как мной, так и учащимися. Это вовлекает ребят в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активации умственной деятельности, формирует у учащихся рефлексию. В создании исследовательского проекта мы действуем по плану:
1) определение круга учащихся, желающих пронимать участие в проекте;
2) определение темы, над которой ребята хотят работать;
3) сбор, обработка и систематизация материала по теме;
4) создание исследовательского проекта;
5) презентация исследовательского проекта.
Проекты создаются учащимися не только для уроков, но и для творческих конкурсов. Так, учащиеся 10А класса (Медведева Ю. и Погорелов И.) разработали исследовательский проект «Архангело-Михайловская церковь в городе Авдеевка» на областной конкурс «Творческая юность Донбасса», целью которого является привлечение молодежи к вечным духовным ценностям и привитие гордости и любви к родному город (слайд 9)
Развитие критического мышления
Интересным и продуктивным для учащихся стало использование на уроках технологии «Таксономии мыслительных умений» Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка полученной информации). Разработанные на основе этой технологии задания контрольно-обобщающих уроков привлекают учеников своей возможностью помимо знаний продемонстрировать собственную точку зрения на изученный материал. Так, на уроке «Сравнение козаческого барокко с западноевропейскими вариантами стиля» учащиеся составляли ассоциативные ромбы, в которых указывали общие и различные черты барокко, которые отобразились в искусстве Западной Европы и восточно-славянских народов в 17-18 веках; составляли коллажи из репродукций произведений искусства, а также делали вывод о заимствованных элементах и самобытных традициях в развитии родной культуры (слайд 10)
Художественная культура через творческую деятельность к самому себе
Среда, в которой общается ученик,- это его класс, и публичность ребенка зачастую ограничивается этой сферой общения. Как повысить свой социальный статус? Как сделать так, чтобы тебя зауважали? Как удивить одноклассников? Помощь в этом оказывает выполнение творческих работ. Если деятельность ребенка носит творческий характер, то она постоянно заставляет думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом, как средство проверки и развития способностей. Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-то нового, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это – стимул к приложению усилий. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах. На уроках МХК и во внеурочное время – это изготовление изделий декоративно-прикладного вида искусства в соответствии со стилевыми особенностями изучаемого исторического периода развития культуры (вышивка, лепка, писанкарство, создание орнамента и т. д.). Наибольшая эффективность в работе над развитием творческих способностей учащихся достигается в результате стимулирования творческой активности и создания ситуации успеха для каждого ученика, общего благоприятного микроклимата в коллективе. Недопустима резкая и необъективная критика творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Следует избегать ситуаций некомфортности для учеников в процессе творческой работы на уроке и игнорирования даже слабой попытки ребенка в желании проявить себя. Творческие задания выполняются как в индивидуальной, так и в групповой форме. Презентация выполненных учащимися творческих работ проводится на общешкольных выставках (слайд 11).
Результаты работы: (слайд 12)
- сформированы стабильные результаты обучения (устного опроса, интерактивных тестов);
- активно развивается исследовательская и творческая деятельность учащихся;
- сформирована положительная мотивация к предмету;
- сформировано умение самостоятельной работы с источниками;
- ребята научились грамотно и аргументированно презентовать свою деятельность.
Вывод (слайд 13)
Я думаю, что сумела раскрыть творческий потенциал и помогла реализовать исследовательские потребности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.
Список использованной литературы
1. Бенин В. Л. Роль предмета «МХК» в гуманизации педагогического образования / В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова. – Уфа: Восточный университет,2001.
2. Богоявленская Д. Б. Творческая работа – просто устойчивое сочетание: проблема развития и диагностирования творческих способностей / Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. // Педагогика. – 1998. - №3. с. 41.
3. Выготский Л. С. Психология искусства / под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. с.57.
4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.,2007.
5. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. - М.,2005