Работы художника кустодиева. Борис Кустодиев. «Там русский дух, там Русью пахнет. Последние годы жизни

Художественный талант Бориса Михайловича Кустодиева известного во всем мире представителя русской живописи прошлого столетия, подарил нам ностальгический мир, солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение праздника. Будучи учеником , Кустодиев не просто наследовал манеру и стиль Репина, но и привнес присущую только ему игру красок, которая поневоле заряжает позитивом и счастьем. Стоит отметить, что становление Бориса Михайловича как художника началось задолго до знакомства с учителем, об этом свидетельствует его творчество, пронизанное эхом детских привязанностей и переживаний.

Родился Кустодиев в семье преподавателя семинарии в 1878 году в г. Астрахань. Судьба распорядилась таким образом, что отец Бориса умер, когда мальчику было чуть больше года, и вся ответственность за воспитание легла на хрупкие плечи матери – 25 летней вдовы с четырьмя детьми на руках. Несмотря на очень скромный достаток, семья жила дружно, а материнская любовь скрашивала трудности жизни, давая возможность сформироваться творческой личности. Именно мать, Екатерина Прохоровна, прививала детям любовь к высокому искусству – театру, литературе, живописи. Такое воспитание четко определило будущее Бориса, и уже в 9 лет он знал, что станет художником.

В 1892 году, поступив в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев одновременно стал брать уроки у местного живописца А.П. Власова. С благословения Власова, в 1896 году Кустодиев стал студентом Петербургской Академии художеств и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи Репина. Великий художник сразу обратил внимание на ученика, возлагая на него большие надежды, что впоследствии вылилось в совместную работу над монументальным полотном – . Следствием столь успешного начала стала защита дипломной работы с золотой медалью и стажировка за границей. В свое путешествие в Европу, художник отправился с молодой семьей, недавно родившимся сыном и молодой супругой – Юлией Евстафьевной Прошинской.

Впоследствии, в 1905 году, отдавая дань судьбоносной встрече со своей любовью, Кустодиев построил дом-мастерскую «Терем» близ города Кинешмы, на Волге. «Терем» стал местом работы и творчества художника и здесь, практически каждое лето, Бориса Михайловича охватывало чувство, которое принято называть счастьем, вдохновляя его на творчество и осознание полноты жизни. Любимая жена, ставшая верной помощницей, сын и дочь, в нерушимом понятии семья нашли отражение в творчестве художника и стали отдельной большой темой в его живописи (картина «Утро»).

Годом ранее, в 1904, художник провел несколько месяцев за границей, в и , посещая выставки и музеи. Родные просторы звали Бориса Михайловича в Россию и, вернувшись на родину, Кустодиев окунулся в мир журналистики, сотрудничая с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта». Так, первая русская революция подвигла его попробовать свои силы в шаржах и карикатурах государственных чинов.

1907 год стал насыщенным на события: поездка в , увлечение скульптурой, членство в Союзе художников. А в 1908 году для Кустодиева открывается мир театра – он работает декоратором в Мариинском. Популярность Бориса Михайловича растет, слава портретиста становится причиной известной работы Николая II в 1915 году, но еще задолго до этого в 1909 году в семью художника приходит беда – проявляются первые признаки опухоли спинного мозга. Несмотря на это, он продолжает активно путешествовать по Европе, получает звание академика живописи в этом же году. Посетив Австрию, Италию, Францию и Германию, Кустодиев отправляется в Швейцарию, где проходит лечение. Впоследствии в Берлине в 1913 году ему делают сложную операцию.

Казалось бы, болезнь отступила и 1914 год ознаменован выставками в галерее Бернгейма в Париже, Международными художественными выставками в Венеции и . В 1916 Кустодиеву делают повторную операцию в , следствием которой стал паралич нижней части тела и ампутация ног. С тех пор весь мир художника – это его комната, память и воображение. Именно в этот период он пишет свои самые яркие и праздничные картины, живописующие провинциальную жизнь ( , «Сельский праздник») и красоту тела ().

Но жизнерадостность и оптимизм не в силах побороть болезнь, которая прогрессируя, дает художнику один единственный раз провести прижизненную выставку собственных работ в 1920 году в Петроградском Доме искусств. Последние вехи жизни ознаменованы оформлением спектакля «Блоха» и участием в Международной выставке в Париже.

В 1927 году 26 мая в возрасте 49 лет Борис Михайлович умирает буквально за работой над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха». Так закончилась нелегкая, но полная света и радостных ноток жизнь знаменитого художника, оставившего нам в наследие , демонстрирующие жажду к жизни и познанию.

Б орису Кустодиеву повезло стать учеником самого Ильи Репина, однако он отверг каноны, по которым работал его учитель, и начал искать собственное творческое направление. На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний - от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины.

Детство в Астрахани

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1912. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Борис Кустодиев. Автопортрет (На охоте). 1905. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Автопортрет. 1910. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Мальчика настолько впечатлила живопись, что он твердо решил научиться рисовать так же искусно. Мать нашла деньги, чтобы Борис смог брать уроки у известного в Астрахани художника Павла Власова. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать - все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь - не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».

В письме сестре Борис писал:

«Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся - я ли нарисовал или другой?»

Подающий надежды студент

Борис Кустодиев. Портрет жены художника. 1909. Одесский художественный музей, Одесса, Украина

Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. На террасе. 1906. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

Окончив семинарию, в 1896 году Кустодиев отправился учиться в Москву, но в художественную школу его не приняли: Борису уже исполнилось 18 и он был слишком взрослым. Тогда Кустодиев поехал в Петербург, где подал документы в Высшее художественное училище при Академии художеств .

В училище Кустодиев много работал, писал с натуры, особенно увлекался портретами. Илья Репин , учитель Бориса, которым тот восхищался с детства, писал: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…»

В 1901 году Репин привлек своего лучшего ученика к работе над заказанной ему огромной картиной «Торжественное заседание Государственного совета». 27 портретов были написаны по эскизам Кустодиева, под руководством Репина начинающий художник написал треть всего полотна.

Летом 1900 года Кустодиев отправился в Костромскую губернию на этюды. Во время поездки художник познакомился с Юлией Прошинской, с которой обвенчался спустя три года. А в ноябре 1903 года Кустодиев окончил Академию художеств с золотой медалью и отправился вместе с женой и трехмесячной дочерью в пенсионерскую поездку: сначала во Францию, потом в Испанию.

Поиск собственного пути

Борис Кустодиев. Ярмарка. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Борис Кустодиев. Морозный день. 1913. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов

Борис Кустодиев. Деревенский праздник. 1914. Латвийский Национальный художественный музей, Рига, Латвия

Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом . Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Он восторгался народными гуляньями, ярмарками, вдохновлялся лубочными изображениями: «Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара - и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую - хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют» .

В 1904 году Кустодиев стал учредителем Нового общества художников. В 1905-м - начал увлекаться графикой, работал карикатуристом в журналах «Жупел», «Адская почта», «Искры». Проиллюстрировал «Шинель» Николая Гоголя , изданную в 1905 году. В это же время Кустодиев начал работать в Мариинском театре помощником декоратора Головина.

В 1909 году Кустодиев получил звание Академика живописи. Его кандидатуру на Собрании Академии художеств представили Илья Репин, Архип Куинджи и Василий Матэ. В этот период Кустодиев активно работал над картинами, посвященными русской провинциальной жизни, - написал серию «Ярмарки», картину «Деревенский праздник».

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев»

Борис Кустодиев. Купчихи. 1912. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Борис Кустодиев. Купчиха. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Красавица. 1915. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В том же, 1911 году у Кустодиева случился острый приступ боли в руке: она долгое время беспокоила художника, но врачи были бессильны. Когда приступы стали невыносимыми, он отправился на лечение в Швейцарию, где провел год в клинике доктора Ролье. А после операции у немецкого профессора Германа Оппенгейма Кустодиевы вернулись в Россию.

Художник много работал - писал портреты, жанровые зарисовки деревенской жизни. «Купчихи», «Красавица», «Купчиха», «Девушка на Волге» - эксперименты Кустодиева, его попытка создать новый стиль в живописи в Петербурге отклика не нашли. Газеты писали:

«Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие».

Зато в театре Кустодиева ценили - у него было множество заказов. В 1914 году он создал уже не только декорации, но и эскизы костюмов для «Смерти Пазухина» в МХТ . Оформил пьесы Островского - «Свои люди - сочтемся», «Волки и овцы», «Гроза» . Декорации давались Кустодиеву легко, и работал он быстро. Художник был хорошо знаком с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко , написал много портретов актеров МХТ - Николая Александрова, Ивана Москвина и других.

Операция и революция

Борис Кустодиев. Портрет А.И. Анисимова. 1915. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Масленица. 1916. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Борис Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1916 году боли в руке вернулись, но в Германию к профессору Оппенгейму было уже не попасть: шла Первая мировая война . Кустодиеву предстояла тяжелейшая операция в Петербурге: врачи пришли к выводу, что нужно делать выбор - бороться за сохранность подвижности или только рук, или только ног. Тяжелейшее решение пришлось принять жене художника.

«Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым».

Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи абсолютно здоровым. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 - знаменитый портрет

Борис Михайлович Кустодиев как мастер нескольких художественных направлений был для многих своих современников чужим и неудобным. Испытывая симпатию к разным видам живописи и участвуя в нескольких художественных объединениях, он уверенно шел своим творческим путем.

Передвижники обвиняли Кустодиева в «лубочности», модернисты называли безнадежно прямолинейным, авангардисты возмущались его пуповинной привязанностью к своему учителю Репину, пролетарские художники видели в нем «певца купеческо-кулацкой среды». И все эти обвинения провоцировала творческая разбросанность художника.

В Кустодиеве уживались вместе несколько художественных привязанностей, что отличало его от других. В этом легко убедиться, если взять навскидку один год из его творчества. Например, в 1920 году он пишет «Купчиху с зеркалом», «Голубой домик», «Купчиху с покупками», «Троицын день (провинциальный праздник), классический портрет жены, картину «Большевик», «Первомайский парад. Петроград. Марсово поле».

В художественной среде, как и в любой другой, нельзя быть талантливым во всем. Одновременное обращение Кустодиева к совершенно разным темам и стилям сводилось к отсутствию внутренней цельности художника. «Многоцелие» равнялось «бесцельности», что уже предвещало печальный приговор его будущей карьере.

Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Астрахани. Отец художника, преподаватель духовной семинарии Михаил Лукич Кустодиев, умирает от чахотки, когда сыну шел второй год. Мать Екатерина Прохоровна посвящает себя полностью своим четырем детям, прививая им любовь к музыке, литературе, живописи, театру…

Семья проживала в арендованном небольшом флигеле купеческого дома. Спустя годы детские впечатления о купеческом мире будут материализованы на картинах Б. М. Кустодиева. Вот, что вспоминал об этом периоде сам художник:

«Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни был как на ладони… Это были живые типы Островского…»

С семи лет Борис посещает церковноприходскую школу, потом переходит в гимназию. В 14 лет Борис начинает учебу в духовной семинарии и в то же время посещает уроки известного художника П. А. Власова. В 1887 году впервые побывав на выставке картин передвижников, он окончательно решает стать художником. В 1896 году по совету своего первого учителя П. А. Власова, Борис поступает в Петербургскую Академию художеств. Спустя два года обучения в общих классах, его принимают в мастерскую И. Репина. Молодой студент много пишет с натуры и увлекается портретом.

До окончания Академии как лучший ученик он был привлечен к работе над картиной, заказанной наставнику «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Для этого полотна Кустодиев написал 27 портретов. Сам Репин порой не отличал в этом произведении свои и кустодиевские этюды.

Работоспособности Кустодиеву было не занимать, вместе с этюдами он пишет портреты близких по духу ему людей: И. Я. Билибина, Д. Л. Молдовцева, В. В Матэ…

В 1901 году на Мюнхенской Международной выставке портрет И. Я. Билибина был удостоен золотой медали.

В 1903 году Кустодиев награждается золотой медалью и правом на заграничную пенсионерскую стажировку на один год за дипломную работу «Базар в деревне». В том же году он венчается с Юлией Евстафьевной Прошинской, бывшей «смолянкой». Свою судьбу Кустодиев встретил еще в 1900 году во время путешествия по Волге. В первой европейской поездке во Францию и Испанию художника сопровождали жена и только что родившийся сын Кирилл. Ю. Е. Прошинская была самым верным другом художника. В 1905 году близ Кинешмы был построен дом-мастерская, который художник любя называл «Теремом». Здесь семья проводила каждое лето, и это время для нее было самым счастливым.

Б. М. Кустодиев не ограничивал себя исключительно живописью, он занимался оформлением и иллюстрированием произведений русской классики. Среди них: «Дубровский» А. С. Пушкин, «Мертвые души» и повести Н. В. Гоголя, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, «Певцы» И. С. Тургенева, поэмы Н. А. Некрасова, повести А. Н. Толстого…


Главной темой творчества художника стала семья. В Париже он пишет лирическую картину «Утро», где изображает свою жену и купающегося в корыте сына-первенца. Мать нежно придерживает руками спинку и ножки ребенка, который хлопает ручонками по воде. Из окна бьют теплые лучи солнца, ярко освещая стол, камин и склонившуюся над ребенком мать. В воде играют солнечные зайчики, с которых малыш не сводит глаз, неуклюже пытаясь поймать. Ребенок изображен в центре картины неслучайно. Он — смысл жизни семьи, радость бытия, слагаемая из кровной привязанности матери и ребенка.

Сам сюжет картины подсказывает, что для художника семейное счастье заключается в «купающемся» в материнской любви младенце.

В поисках себя, Кустодиев возвращается на родину жены, в Костромскую губернию, срочно прервав пенсионерский срок пребывания за границей.

С 1900 года он много путешествует по родной стране и за границей, знакомится с работами старых и современных мастеров.

Годы становления Кустодиева как художника совпали с обострением интереса к графике в художественной среде. Рисунком занимались не только представители «Мира искусства», но и сам учитель Кустодиева И. Е. Репин.

Кустодиев, конечно, не остался в стороне, заявив о себе как о замечательном рисовальщике.

Во время первой русской революции он сотрудничает в сатирических журналах, создавая шаржи и карикатуры на влиятельных сановников. Им было создана масса графически острых портретов, обнаженной натуры, множество этюдов и эскизов, позволяющее изучить в деталях механизмы этого периода творчества.

В 1907 году Кустодиев получает звание члена Союза русских художников, в 1909 году — звание академика живописи. Его картины показываются на отечественных и международных выставках. Ему заказывают портреты многие влиятельные люди.

К концу 1900-х годов у Кустодиевых было уже два ребенка. Из воспоминаний дочери Ирины:

«Я помню отца еще молодым, необычайно подвижным, элегантным, веселым, ласковым. Помню квартиру около Калинкина моста, на Мясной улице, 19. Мы жили на третьем этаже. Высота комнат необычная. Комнат пять, все они располагались анфиладой. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей. Параллельно комнатам огромный коридор где мы с Кириллом носились на роликах. Бегали в прятки. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах. Дом наш всегда был полон собак и кошек. Папа внимательно следил за их «личной жизнью», любил наблюдать за ними, с удивительным мастерством имитировал их повадки. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Чехова – и тот и другой «уважали» животных и изображали их в своих произведениях как равноправных «членов общества».

В 1900-е годы Кустодиев увлекался скульптурой. Героями его скульптурных портретов стали А. М. Ремизов, Ф. К. Сологуб, М. В. Добужинский, император Николай II… В разные периоды жизни создавались скульптурные портреты семьи художника: «Дети» (1909), «Мать с ребенком» (1910), выполненный в память о младшем сыне художника, который умер после своего рождения.

Многие искусствоведы приписывают кустодиевской живописи отличительную особенность — театральность. Кустодиев сделал немало для театра. Успех многих театральных постановок в столичных театрах зависел во многом от художника.

В 1911 году Кустодиев пишет декорации к спектаклю по пьесе А. Островского «Горячее сердце» для московского театра К. Н. Незлобина. Эскизы к спектаклю создавались в Швейцарии, где художник лечился с диагнозом «костный туберкулез». Вместе с признанием и славой к нему приходит беда – тяжелая болезнь.

В 1913 году в Берлине ему делают первую операцию по удалению опухоли в спинномозговом канале. В 1916 году была повторная операция, после которой оказалась парализованной нижняя часть тела. Тогда врачи спросили жену Ю. Е. Кустодиеву – что сохранять: руки или ноги? «Конечно, руки. Он – художник, и без рук жить не сможет»- ответила она.

В это самое тяжелое для художника время появляются самые праздничные картины пестрой провинциальной жизни, знаменитые красавицы-купчихи… Оказавшись отрезанным от внешнего мира, он пишет фантастические произведения, реальнее самой действительности.

В 1913-1916 годы создается групповой портрет художников «Мира искусства» (Н. К. Рерих (1913), М. В. Добужинский (1913), И. Я. Билибин (1914), Е. Е. Лансере (1915). И. Э. Грабарь (1916)). Эти портреты отличает мастерство и оригинальность композиции.

Революцию 1917 года художник воспринял с воодушевлением. Накануне годовщины Октябрьской революции участвует в оформлении Петрограда. В 20-е годы он изображает на своих полотнах современную жизнь в праздничных шествиях и политических демонстрациях, занимается иллюстрированием ленинских сборников. В 1925 году едет в Москву для оформления нескольких спектаклей нового театра. Одним из оформленных им спектаклей стала «Блоха», написанная Е. И. Замятиным по мотивам «Левши» Н. С. Лескова. В кустодиевских декорациях смешалось все то, что пришлось зрителю по душе: веселье и трагедия, пародия, реальность, лубок, гротеск… Им были оформлены пьесы Островского «Свои люди – сочтемся», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Гроза».

Однако не все его планы были осуществлены.

В связи с прогрессированием болезни художник не справился с простудой, которая повлекла за собой воспаление легких. 26 мая 1927 года его сердце остановилось. Б. М. Кустодиеву было всего 49 лет.

Знаменитые картины Б. М. Кустодиева

Кустодиевские праздничные картины проникнуты любовью ко всему русскому. Они будут понятны и интересны детям дошкольного возраста.

«Масленица» (1916 год)

Знаменитая картина «Масленица» — символ творческой зрелости художника. Начало марта. Еще стоят зимние морозы. Все деревья окутаны белым пушистым инеем. Над заснеженным городом распростерлось весеннее небо, раскрашенное нежными розовыми, зелеными, желтыми цветовыми оттенками. Возвращаются с громкими криками птицы из дальних стран.

На городские улицы вышли толпы людей. Чувствуется, что весь народ от богача до бедняка ждал с нетерпением окончания зимы. Небо, птицы, люди радуются приходу весны. У балаганов собрались горожане от мала до велика на веселые представления. Детвора катается с ледяных гор, играет во взятие снежного городка. На переднем плане картины изображены огромные сугробы со свежими следами от валенок, что подчеркивает многолюдность праздника.

Повсюду летят наряженные сани, запряженные парами и тройками лошадей. На бревнах у самой окраины города люди встречают весну масленичными песнями под гармошку. Масленица празднуется с размахом: играет гармонь, кричат птицы, смеются дети, скрипят полозья, шумят скоморохи…

Яркая конская упряжь с бубенцами и раскрашенными дугами, нарядное одеяние горожан, реющие флаги на балаганах придают картине праздничность. Мы видим и слышим русскую разудалую масленицу.

Художнику удалось показать нам эстетическую, театральную сторону праздника, его особый колорит, публичность, уличность.

В русской литературе картина «Масленица» нашла немало «откликов». В романе И. Шмелева «Лето Господне» есть отрывок:

«Масленица…Я и теперь еще чувствую это слово… яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада… ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньки…»

Картина была написана после второй операции, в то время, когда врачи предписывали художнику полный покой.

Репин принял работу восторженно, уловив в ней поиски нового идеала красоты. В Академии художеств при покупке картины «Масленица» разгорелся скандал. Некоторые члены совета решили, что эта работа не имеет никакого отношения к искусству, назвав ее «лубком».

«Я считаю, — сказал он, — пестроту, яркость именно весьма типичной для русской жизни».

Расскажите ребенку об истории празднования . Рассмотрите внимательно картину и попробуйте вместе с сыном (дочерью) описать Масленицу и традиции ее проведения.

Предложите ребенку увлекательное путешествие по картинам Кустодиева. Эта экскурсия необычная. Из самых ярких кустодиевских картин сложена красивая добрая сказка. Добро пожаловать в сказку!

С некоторыми портретами Кустодиева дети среднего школьного возраста обычно знакомятся в школе. Родители должны быть знакомы с портретами художника, чтобы ответить на все вопросы ребенка.

Портрет Ф. И. Шаляпина

Знакомство двух великих людей состоялось в 1919 году. Шаляпин обратился к Кустодиеву с предложением сделать декорации и костюмы к опере «Вражья сила» по пьесе А. Н. Островского «Не так живи, как хочется», которую ставил в Мариинском театре.

Портрет был создан благодаря шубе, которая привлекла внимание художника. При первой встрече художник попросил Шаляпина:

«…Попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно богатая».

Шаляпин любил провинциальные картины художника, поражающие, по его словам, «такой веселой легкостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски в неутомимом изображении русских людей». Так случилось, что однажды и он стал героем портрета Кустодиева.

Ф. И. Шаляпин вспоминал:

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но, если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной».

Шаляпин позировал прикованному к инвалидному креслу художнику. Полотно с подрамником приходилось передвигать специальным приспособлением, укрепленным под потолком.

Изначально картина была названа «Ф. И. Шаляпин в незнакомом городе».

Портрет Шаляпина пользуется особой славой. Фигура певца занимает весь первый план. Он еле умещается в формате полотна. Красивое румяное лицо, свободная сценическая поза, перстень на мизинце, распахнутая шуба с переливами меха, концертный костюм с бантиком, пестрый развевающийся на ветру шарф, трость, отставленная в сторону…

В портрете передан дух творчества обладателя уникального голоса. Пейзажный фон с народными гуляньями, метко выбранный художником, подчеркивает в Шаляпине человека широкой души. За спиной артиста присутствует все то, что обычно бывает на русской масленице: балаганы, столы с яствами, раскрашенные повозки, ледяные горки… Афиша на углу улицы, извещающая о гастролях Шаляпина, указывает на огромную любовь Шаляпина к русским традициям, родине.

У ног исполнителя народных песен стоит его любимая собака — белый бульдог. Появление этого реального персонажа в портрете говорит о добродушной иронии автора, которая присутствовала при создании картины.

Расскажите ребенку о жизни и творчестве Ф. И. Шаляпина, о его знакомстве с художником Кустодиевым. Послушайте песни в его исполнении.

Знакомство детей с галереей купеческих образов можно начинать в младшем школьном возрасте.

«Купчиха за чаем» (1918)

Купеческий образ олицетворяет гармонию русского мира. Художник как бы прощается с привычным, понятным, близким для него миром, поверженным (свергнутым) за несколько дней… В работе звучит ностальгическая нота по прошлому России, по живописной жизни русской провинции…

Перед нами приволжский городок, где прошло детство художника, где текла тихая и размеренная жизнь.

Купчиха воплощает собой идеал народной красоты: брови дугой, губы бантиком, роскошное тело, гордая стать… Ухоженное лицо с выраженным здоровым румянцем говорит об ее умиротворенности. К плечу героини прильнул важный кот, очень похожий на свою хозяйку. Ему уютно в этом мире. На столе стоит огромный самовар, ваза с вареньем, чаши с фруктами, корзина с булочками и сладостями… В руке купчихи блюдце. Здесь показана старая традиция, существовавшая на Руси — пить чай из блюдца.

Вдали, на веранде, сидит за чаем купеческая семья. Художник подчеркивает железную размеренность ее существования на фоне застывшего пейзажа и провинциального городка, показывает время как бы остановившимся.

В год создания картины, год голода и разрухи происходит крушение старой России, развязывается гражданская война, обесценивается человеческая жизнь…

До недавнего времени были приняты неверные ассоциации, связанные с кустодиевскими купчихами. Описание картины соответствовало политическим требованиям. И выбран был произвольный смысл произведений, далекий от авторского. Ленивые купчихи символизировали сытую, застывшую в косности купеческую Россию. Описание картины было таким: У купчихи узкий круг интересов. Она бездумно и томно смотрит на окружающую их жизнь. Сочный натюрморт введен в картину неслучайно. Он помогает представить обстановку изобилия, в которой живет героиня. На картинах мы видим спелые фрукты и овощи («Купчиха»), арбуз, виноград, яблоки, позолоченные чашки («Купчиха за чаем»), кольца, шелк, ожерелья («Купчиха с зеркалом»)…

В наше время родители и педагоги должны объективно смотреть на вещи и не стоит навязывать ребенку неправильную точку зрения.

Расскажите ребенку о детстве художника и об истории купечества на Руси. Важно показать купеческую жизнь, ее быт и устои как значимую часть культуры России.

Попросите ребенка описать картину и назвать русские черты купеческой жизни, которые изобразил художник.

Работы Кустодиева, посвященные революции, вызывают интерес у детей старшего школьного возраста. Старшекласснику сложно понять смысл этих произведений. Задача родителей – изучить работы и объяснить их содержание. Некорректно говорить с ребенком о близости Кустодиева к большевистским идеям. Кустодиев относился к той части интеллигенции, которая встретила Февральскую революцию с ожиданием перемен. Октябрьский переворот расколол общество, что вылилось в кровопролитную гражданскую войну.

«Большевик» (1919)


Некоторые искусствоведы утверждают, что большевик напоминает своим обликом, решительностью и отвагой «всероссийского старосту» М. И. Калинина.

Образ большевика — обобщенный образ, выражающий масштабность преобразований, переворотивших Россию. Кустодиеву удалось обобщить собственные впечатления о революции, используя аллегорию. По узким улочкам Москвы льется вязким потоком толпа. Сияет небо. Солнце бросает свои лучи на крыши домов, образуя голубые тени. Над толпой и домами шагает большевик с красным знаменем в руках. Алое знамя трепещет на ветру, захватывая своим пламенем весь город. Красное полотнище закрыло верхнюю часть церковного купола, где прикреплен крест, что символизирует отрицание Православия в новой идеологии. Яркие краски придают картине мажорное звучание. Картина вызывает страх и тревогу. Вооруженные люди внизу спешат разделаться со старым миром. В глазах огромного большевика холод, как знак необратимости перемен.

Картина «Большевик» достаточно сложная. Для понимания замысла автора необходимо рассмотреть внимательно ее отдельные детали.

Б. М. Кустодиев жил в эпоху, которая не могла не отразиться на его творчестве. Он стремился к свободе, истине и красоте, и мечта его сбылась.

Высокую оценку творчеству Кустодиева дал И. Е. Репин, назвав его «богатырем русской живописи».

Вот что писал о нем художник Н. А. Саутин:

«Кустодиев – художник разностороннего таланта. Великолепный живописец. Он вошел в русское искусство как автор значительных произведений бытового жанра, оригинальных пейзажей и глубоких по содержанию портретов. Превосходный рисовальщик и график. Кустодиев работал в линогравюре и ксилографии, исполнял книжные иллюстрации и театральные эскизы. Он выработал свою оригинальную художественную систему, сумел почувствовать и воплотить самобытные черты русской жизни».

Уважаемый читатель! Что вас привлекает в творчестве художника Б. М. Кустодиева?

Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья. А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью. Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.

Талантливый ученик

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина. Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве. Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова - талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Плодотворное время

Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.

Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:

  1. Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
  2. Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
  3. Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
  4. Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
  5. Он был прекрасным фотографом.
  6. Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
  7. Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
  8. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.

Борис Кустодиев: творчество

Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.

Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь - на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

« Лошади во время грозы»

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы - гроза - запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера»

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Семейное счастье

Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.

В браке у них родилось трое детей. Самого первого - Кирилла - можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.

Страшная болезнь

В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания - опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног. Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.

Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Последние годы жизни

Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.

Портрет профессора гравирования В.В.Матэ. 1902

Мы все знаем Кустодиева по его знаменитым Купчихам и Русским красавицам в теле. Но помимо "ярморочного" периода у Кустодиева был прекрасный ранний период (1901-1907г.). Он писал "влажным" мазком, красиво и самозабвенно, ничуть не хуже чем Сарджент и Цорн. Тогда многие художники писали в похожей манере, Браз, Куликов, Архипов. Кустодиев был лучше. Что заставило его поменять манеру письма - нежелание быть одним из.. , а может трагедия и подорваное здоровье, или изменение мировоззрения пришедшее с изменением в обществе, революцией... Я этого не знаю. Но этот период в Творчестве Кустодиева я особенно люблю.

Монахиня. 1908

Портрет генерал-губернатора Финляндии Н.И.Бобрикова. 1902-1903

Портрет П.Л.Барка. 1909

Портрет Я.И.Лаврина. 1909

Осенью 1896 года Кустодиев поступает в училище при Академии художеств в Петербурге. В те годы уже гремела слава и Васнецова, и Репина. На талантливого юношу обратил внимание и взял в свою мастерскую Репин. Он не любил говорить о своих работах, зато с увлечением рассказывал об учениках. Особенно выделял Кустодиева и называл юношу «богатырем живописи».

По словам И. Грабаря, «кустодиевские портреты выделялись на фоне тусклых академических выставок; как произведения мастера, они были в центре внимания, автора приглашали на все выставки, он стал известностью». Министерство искусств Италии заказало ему автопортрет, который был помещен в зале автопортретов художников разных эпох и стран в знаменитой флорентийской галерее Уффици.

Наряду с портретами на выставках появились жанровые картины Кустодиева. Одна из главных тем — шумные, людные ярмарки в родных ему приволжских городах. Картины Кустодиева можно было читать как искрящиеся юмором повести. Ведь и дипломной работой в академии у него была не композиция на историческую или религиозную тему, как было принято, а «Базар в деревне», за которую он получил золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу.Признаки надвигающейся беды, круто и безжалостно изменившей жизнь Кустодиева, появились в 1909 году. Вдруг заболевала рука, и пальцы не могли удержать даже легкую кисточку для акварели. Начались страшные головные боли. По нескольку дней приходилось лежать в затемненной комнате, укутав голову платком. Любой звук усиливал страдания. Питерские врачи нашли у него костный туберкулез и направили в горы Швейцарии. Закованный от шеи до талии в жесткий целлулоидный корсет, оторванный от мольберта и красок, месяц за месяцем лежал он, дыша целебным горным воздухом Альп. Эти долгие месяцы художник позже вспоминал «с теплым чувством, с чувством восторга перед творческим порывом и горением духа». Еще удивительнее то, что большую часть задуманных тем, сюжетов Кустодиев впоследствии «перевел» на холст, в реальные картины.

А болезнь наступала. Она оказалась страшнее, чем предполагали: опухоль спинного мозга. Он перенес ряд тяжелейших операций, длившихся по нескольку часов. Перед одной из них профессор сказал жене:
- Опухоль где-то ближе к груди. Нужно решать, что сохранить, руки или ноги?
- Руки, оставьте руки! Художник — без рук? Он жить не сможет!
И хирург сохранил подвижность рук. Только рук. До конца жизни. Отныне его «жизненное пространство» сузилось до четырех стен тесной мастерской, а весь мир, который он мог наблюдать, оказался ограничен оконной рамой.

Но чем тяжелее было физическое состояние Кустодиева, тем самозабвенней он работал. За годы неподвижности он создал лучшие свои вещи.

Кустодиевские полотна этой поры сравнительно невелики по размерам, в среднем метр на метр. Но не потому, что туго было с холстом, красками (хотя и это случалось). Просто граница картины должна была быть там, куда дотягивалась кисть прикованного к креслу художника.

Вот его «Московский трактир». Сценку эту Кустодиев когда-то подсмотрел в Москве, говорил: «Веяло от них чем-то новгородским, иконой, фреской». Истово, словно молитву творя, пьют чай извозчики-старообрядцы, держа на выпрямленных пальцах блюдца. Темно-синие кафтаны, окладистые бороды мужиков, белые холщовые одежды половых, темно-красный, словно мерцающий фон стен и масса извлеченных из памяти деталей точно передают атмосферу московского трактира... В роли извозчиков позировали сын, приятели, не оставлявшие художника. Сын вспоминал, как, завершив работу, радостно воскликнул Кустодиев: «А ведь, по-моему, картина вышла! Аи да молодец твой отец!» И это действительно одна из лучших его работ.

Федор Иванович Шаляпин задумал поставить на сцене Мариинского театра оперу А. Серова «Вражья сила». Ему очень хотелось, чтобы эскизы декораций и костюмов выполнил Кустодиев, и сам отправился на переговоры. Увидел художника в тесной мастерской, одновременно служившей и спальней, в кресле-каталке, полулежавшего под нависшим над ним мольбертом (так теперь ему приходилось работать), и «жалостливая грусть» пронзила сердце великого певца. Но только в первые несколько минут. Шаляпин вспоминал: «Он поразил меня своей духовной бодростью. Блестяще горели его веселые глаза — в них была радость жизни. С удовольствием он согласился делать декорации и костюмы.
- А пока что попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно такая богатая. Приятно ее написать...»

Портрет получился огромный — более двух метров в высоту. Величественный, барственный певец России широко вышагивает по снежному насту в роскошной шубе. На картине нашлось место и для семьи Шаляпина, и даже для его любимой собачки. Портрет так понравился Шаляпину, что он взял и эскизы к нему.Для того чтобы Кустодиев мог работать над такой большой картиной, брат-инженер укрепил под потолком блок с грузом. Полотно с подрамником было подвешено и его можно было самому приближать, отдалять, передвигать вправо-влево. Он писал портрет участками, не видя целого. Кустодиев говорил: «Порой я сам плохо верю, что написал этот портрет, настолько работал наугад и на ощупь». А расчет на деле оказался изумительным. Картина, по единодушному мнению критиков, стала одним из лучших достижений русского портретного искусства.

Одна из последних работ Кустодиева — «Русская Венера». Ну как поверить, что эта пышущая здоровьем, великолепно выписанная нагая молодая женщина, создавалась в то время, когда художник говорил: «Меня мучит по ночам один и тот же кошмар: черные кошки впиваются острыми когтями в спину и раздирают позвонки...» А правая рука стала слабеть и усыхать. Холста для «Венеры» не нашлось. И он писал ее на обороте какой-то своей старой, считавшейся неудачной, картины. В создании полотна участвовала семья. Брат Михаил приспособил блоки и противовесы для полотна. Позировала, как и для многих других полотен, дочь. За неимением веника ей пришлось держать в руках линейку. Сын взбивал в деревянной бадье пену, чтобы изображение даже этой второстепенной детали было близким к реальности. Так рождалось это одно из самых жизнелюбивых полотен.До последних дней жизни Кустодиев неутомимо работал. Он был занят эскизами декораций для театра марионеток к сказке «Кот, лиса и петух». 4 мая сдал 24 (!) гравюры для выставки в Государственном Русском музее...

Вс. Воинов, друг художника, автор первой монографии о нем, записал в своем дневнике: «15 мая. Именины у Кустодиева. Он очень болен, но сидел в своем кресле. К нему приезжал Горбунов». И на полях приписка: «Последний раз в жизни видел Бориса Михайловича».Горбунов — в те годы управляющий делами Совета народных комиссаров СССР. Он приезжал, чтобы сообщить Кустодиеву: правительство выделило деньги для его лечения за границей. Слишком поздно. Борис Михайлович Кустодиев скончался 26 мая 1927 года.

БИОГРАФИЯ

Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». В Кустодиеве обнаружился дар портретиста, и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов - Даниила Лукича Мордовцева, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку - Кустодиев выбрал Париж. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине « » (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся « » (1909), а также « » (1907) и « » (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях « » (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», « » (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала « » (1916) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.

Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах « » (1917), « » (1919), «Зима. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). В картинах « » (1918), « » (1920), « » (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) - подобной зарисовкам.

Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.

С подробной хронологией жизни и творчества Кустодиева можно ознакомиться в разделе .