Режиссура как спец отрасль в театральном искусстве. Театральный режиссер. Навыки и умения режиссера

Режиссёр - это творческая и очень непростая профессия. Для того, чтобы им стать нужны незаурядный ум, напористость, серьёзность, грамотность, оригинальность. Режиссура - трудная задача, ведь за какой-то очень короткий промежуток времени нужно создать то, что ярким пламенем осветит души зрителей, войдет в умы и сердца людей. Они заставляют страницы нетленных книг оживать на наших глазах. Но сделать это нужно так, чтобы не опорочить известные произведения классиков, а возвысить их. А очень часто выходит так, что театральные режиссёры очень ограничены и в средствах, и возможностях.

О профессии

Профессия театрального режиссёра неотрывно связана с творчеством. Он интерпретирует произведения по-своему, проводя их через призму собственного сознания. Для этого требуется неустанное руководство коллективом актёров, работа с каждым из них в отдельности. Зачастую именно становится основой успеха спектакля. Кроме того, театральный режиссёр контролирует и композитора, и художника-декоратора, и других косвенных участников действа. Он, также, является и режиссёром-постановщиком.

Для того чтобы поставить спектакль, нужно разработать специальный план репетиций. Это тоже входит в обязанности театрального режиссёра, причём все репетиции ведет он сам. Фактически, он является главным человеком спектакля.

Историческая справка

Профессия театрального режиссёра берет своё начала во второй половине девятнадцатого века. Но сам замысел профессии появился ещё в древнегреческом театре, хотя тогда роль учителя или дидаскала играл сам автор драматургического произведения. Во времена эпохи Возрождения всё было с точностью наоборот.

Очень часто главный член артистической труппы становился драматургом и постановщиком. Такие случаи известны в итальянских, испанских и немецких театрах.

Само зарождение театрального режиссёра, как профессии, произошло уже намного позже. В девятнадцатом веке прослеживалась следующая тенденция в театре: пьесы ставились для прим, для ведущих актёров. Для них делалось все: изменялись роли, пьесы. Основным показателем качества спектакля стало актёрское мастерство определённых артистов. Смена декораций и музыки ничего не значила, случалось такое, что некоторые пьесы исполнялись с одними и теми же декорациями.

Театральный режиссёр двадцатого века

Театральный режиссёр в наши дни является главой сцены. Все и вся подчиняется его замыслу. Даже, когда зрители начинают рассуждать о том или ином спектакле, на первое место всегда выходит работа режиссёра. Существует даже такое известное выражение: «Режиссёр умирает в актёрах». Оно означает, что за все актёрские, сценические промахи винят именно театрального режиссёра. Он должен быть не только хорошим организатором, но и психологом, ведь артисты – народ тонкий, чуткий. Кроме того, он сам должен владеть навыками актёрского мастерства, должен уметь и знать все: даже, как изготавливаются декорации.

В современном театре? Это, в первую очередь, человек, который трактует пьесу, согласно своему видению сценических образов, в которых предстают персонажи пьесы. Именно он должен найти основную сюжетную нить и построить вокруг нее все действие. При этом он должен правильно расставить акценты на те моменты, которые призваны привлечь внимание современного человека, на то что, по мнению театрального режиссера, находит отражение в современной действительности.

Театральный режиссер создает собственный мир для героев пьесы, окружает его вещами-декорациями, задает нужный ритм, подбирает необходимое музыкальное сопровождение. Все это входит в план постановки спектакля. Главная цель театрального режиссера – донести до зрителя основную мысль драматического произведения.

Задача театрального режиссера – умело реализовать свой замысел постановки драматического произведения, уже знакомого зрителям так, чтобы оно зазвучало по-новому, заинтересовало людей и заставило их вновь и вновь приходить на спектакли. Для этого он должен наиболее точно передать свои задумки актерам, декораторам, костюмерам и звукорежиссерам, чтобы они поняли и воплотили на сцене то, что от них требуется. Ведь спектакль – это огромный труд всех этих людей. И задача театрального режиссера – сплотить их вокруг единой идеи, заставить проникнуться ею и отдать все свои силы, вложить в спектакль свою душу.

Чтобы успешно решать эти задачи, театральный режиссер должен быть хорошим психологом, обладать чувством современности и высоким интеллектом, иметь хорошее воображение и широкий кругозор. Чтобы управлять другими людьми, а именно этим и занимается театральный режиссер, человек должен уметь управлять собой. Поэтому он должен обладать высоким самообладанием и самодисциплиной.

Средства массовой информации, развлечения в виде фильмов, шоу, пьес, театральных постановок и тому подобного прочно вошли в нашу жизнь. Теперь мы и представить себе не можем, как бы жили и развлекались, если бы не было телевизора и театра. А ведь все эти постановки и фильмы кто-то придумывает, разрабатывает сценарий, воплощает задуманное в игре актеров. Вот об этой профессии мы и поговорим в этой статье.

В любом кино, шоу и постановке фигурирует профессия "Режиссер". Под загадочным названием скрывается определенная должностная инструкция. Хотя человек, далекий от отрасли создания кино, понимает список действий режиссера достаточно смутно. А возможно, и не представляет его вовсе. Итак, что же это за профессия - режиссер?

По сути, режиссер - самое главное лицо на Именно от него зависит актерская игра, наличие и вид декораций, качество фильма, правильно подобранный актерский состав, состав сценаристов, озвучка, специальные эффекты и так далее. Профессия "Режиссер" подразумевает непрерывное общение со множеством людей и управление ими. Без него на площадке наступил бы хаос и полное непонимание между людьми.

Профессия "Режиссер": описание

Данная профессия является очень сложной, емкой, но и увлекательной. Режиссера можно сравнить с дирижером оркестра. Именно он руководит действиями всех специалистов, которые находятся на съемочной площадке. Его задача - добиться продуктивности во взаимодействиях людей, скоординировать последовательность и необходимость выполнения разных задач, донести до творческого состава, что и от кого именно требуется, а главное - в какой срок и в каком виде. Профессия "Режиссер" - самая важная в области кинематографа и театральных постановок. Именно благодаря этим людям нашему вниманию представлены действительно захватывающие и увлекательные шедевры мирового кино и постановок.

История профессии

История профессии "Режиссер" не так уж длительна, как можно было бы предположить. Появилась она только во второй половине девятнадцатого века. До этого такая должность отсутствовала. Казалось бы, как же тогда функционировали театры? В те времена постановкой спектаклей занимались либо сами авторы произведений, либо актерская труппа в совокупности. Необходимость в режиссерах появилась с увеличением количества театров, а также с появлением киноиндустрии.

Востребованность профессии

Профессия "Режиссер кино" является одной из самых престижных на настоящий момент. Пробиться к широким экранам, работать над фильмами, которые впоследствии увидят миллионы людей, - заветная мечта многих людей, связавших свою жизнь с режиссурой. Однако действительно достичь таких высот дано далеко не каждому. На данный момент режиссер может заниматься не только киномонтажом, но и сопровождать праздники и концерты разного масштаба, ставить спектакли в театрах, работать с группой аниматоров и так далее. Так что, можно сказать, что востребованность средняя. В большом кино ее почти нет, а в совсем скромных кругах ее достаточно, но не хватает желающих работать от раза к разу, да еще и за небольшое вознаграждение.

Человеческие качества

Для того чтобы пробиться на хорошее положение в этой профессии, следует обладать набором определенных человеческих качеств. Профессия "Режиссер киномонтажа и театра" исключительно творческая. У кандидата в режиссеры должно быть исключительное чувство прекрасного. Вывести игру актеров на совершенный уровень, прочувствовать временные составляющие постановки, увидеть, какие необходимы дополнительные и основные эффекты, освещение, последовательность действий и так далее. Режиссер должен видеть картину целиком и одновременно по частям, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали. К тому же должны быть хорошо развиты коммуникативные качества. Все-таки придется постоянно работать с огромным количеством самых разных людей, объяснять им их задачи, находить к каждому подход.

Навыки и умения режиссера

Обучиться профессии режиссера можно в колледжах, академиях, университетах, институтах культуры и кинематографии. Хоть одно из в любом городе предоставляет возможность учиться этому ремеслу. Профессия "Режиссер театра и кино" требует отличного знания как зарубежных, так и национальных, как современных, так и исторических. Режиссер должен разбираться в жанрах, уметь правильно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Важно развитое ораторское искусство и грамотная речь. Ни один режиссер не сможет чего-то добиться в этом деле без лидерских данных. Воображение, широкий кругозор, личная артистичность, способность быстро принимать самые неожиданные решения - всем этим в обязательном порядке должен обладать режиссер. Особенности профессии требуют постоянного совершенствования этих данных.

Обязанности режиссера

Этот человек отвечает за подбор сценария, его чтение, корректирование. В его задачах состоит сотрудничество со сценаристами и продюсерами, поиск средств на экранизацию. режиссер" и "Режиссер кино" подразумевает непосредственное участие в постановке и организации экранизации или театрального представления. Эти люди отбирают подходящих претендентов на ту или иную роль, проводят с ними подготовительные работы, объясняют суть будущей роли, нюансы игры, назначают время съемок и репетиций. На заключительном этапе в обязанности режиссера входит проверка должного уровня на всех этапах работы. Ему необходимо убедиться в качественности звукового сопровождения, освещения, музыки, декораций, работы стилистов и так далее. Режиссер заключает в себе самого главного кооператора всех представителей на съемочной площадке. К тому же он - организатор, менеджер и управляющий в одном лице. В его задачи входит и раскрутка своего детища, реклама, продажа в кинотеатры или театры. Без его активного участия никто и никогда не услышит о новом шедевре.

Наиболее известные вузы

Практически все российские режиссеры являются выпускниками двух известных московских вузов. Это Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) и Эти два вуза выпустили немало творческих и талантливых личностей. Поступить туда достаточно сложно. И скорее всего, учиться придется на платной основе. Бюджетных мест предусмотрено всего 5-8. Но перспективы, которые дают своим студентам данные учебные заведения, стоят тех денег, которые предстоит отдать за обучение. Образование и известность места, в котором оно получено, является очень важным моментом в карьере публичного человека.

Плюсы и минусы работы режиссера

Работа режиссера достаточно трудоемка, требует полной отдачи от человека. Для того чтобы пробиться к более-менее завидному положению, придется очень много работать. Иногда даже сутки напролет. Искать возможности, находить и завязывать полезные знакомства, поддерживать связь одновременно со множеством нужных людей. К тому же придется вложить немало эмоций и собственных чувств в творческий процесс и процесс донесения своей точки зрения до окружающих людей. Работать придется много, долго, упорно и не всегда с хорошей оплатой труда. Возможно, для того чтобы получить хороший проект, придется пройти несколько конкурсов на бесплатной основе. Зато если уж задуманное будет воплощено, уважение, положение в обществе и материальная сторона вопроса не смогут не порадовать.

Зарплатные ожидания

Начинать карьеру можно с В зависимости от общей стоимости проекта, зарплата у ассистентов колеблется от двадцати тысяч до сорока. Режиссеры и продюсеры различных масштабных конференций и выставок, различных презентаций, рассчитанных на большое количество участников, могут получать оклад в размере от семидесяти до двухсот тысяч рублей за проект.

Оценить средние зарплаты по этой профессии достаточно сложно. Успешные режиссеры могут получать миллионы за свои кинофильмы, а рядовые представители отрасли, занимающиеся малобюджетными картинами и постановками, могут работать действительно за копейки. В театре режиссер может получать как процент от выручки за весь спектакль, так и четко фиксированный оклад. Оклад обычно в таких случаях составляет от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей в месяц. Процентная ставка может быть выгодней, однако она не обещает стабильности.

Профессия режиссера относится к разряду творческих, и ее суть заключается в руководстве творческим процессом по созданию произведения — фильма, спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и т.д.

Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания произведения. Этим режиссер отличается от продюсера , который добывает деньги на проект, решает финансовые, технические, организационные вопросы. Однако есть мастера, совмещающие обе роли и избегающие возможных конфликтов интересов (коммерции и творчества).

Какие бывают режиссеры

Режиссер-постановщик

Режиссер-постановщик — это главное лицо, которое отвечает за все происходящее на съемочной площадке или на сцене. Ему подчиняются актеры, операторы, звукорежиссеры , сценаристы , декораторы и прочие специалисты — он их организует и отвечает за конечный результат. Потому слово «постановщик» в его отношении употребляется не всегда.

Режиссер театра

В задачи режиссера театра входит организация и проведение всех мероприятий по постановке спектакля — от работы над текстом пьесы, подбора исполнителей и декораций до постановки произведения, синхронизации действий актеров и их соответствия и сюжетной линии, и художественному замыслу (причем как автору пьесу, так и своему).

Режиссер монтажа

Профессия режиссера монтажа (или киномонтажа) скрывает под собой обычного монтажера, который куски съемки сводит в одно произведение (фильм, телепередачу, рекламный ролик, клип). Конечно, это не обычный техник, который нажимает кнопки на компьютере, а специалист, работающий бок о бок с режиссером, знающий все тонкости и нюансы будущей картины и помимо этого умеющий выполнять все технические функции.

Главная задача режиссера монтажа сделать на выходе то, что ожидает главный режиссер.

Места работы

Должность режиссера предусмотрена во многих организациях, производящих зрелищно-развлекательную продукцию:

  • в кинокомпаниях и киностудиях;
  • в театрах и цирках;
  • в крупных рекламных агентствах.

И некоторых других организациях.

История профессии

До появления кино, профессия режиссера относилась к театральной сфере. Во все времена существовали люди, которые ставили пьесы, спектакли и различные шоу. Это могли быть драматурги, актеры или кто-то еще, но именно они были прародителями будущих режиссеров.

Популярность театра, более сложные постановки примерно во второй половине XIX века родили на свет профессию режиссера. Местом ее рождения можно считать Мейнингенский театр, которым руководил Людвиг Кронек.

В кино режиссеры появились почти сразу с его возникновением: в документальном жанре — сами изобретатели кинематографа братья Люмьер, в игровом — Жорж Мельес, в анимационном — Эмиль Рейно.

Со временем это занятие стало разнообразнее, появились не только режиссеры кино и театра, но и режиссеры цирка, организаторы крупных общественных мероприятиях и т.п.

Обязанности режиссера

Перечень и объем конкретных задач и обязанностей режиссера может серьезно различаться в зависимости от направления и специфики деятельности. Например, режиссер кино занимается следующими вещами:

  • пишет или подбирает сценарий;
  • определяет общий художественный стиль картины;
  • подбирает актёров и руководит ими;
  • руководит работой декораторов, художников по костюмам, сценаристов, операторов, монтажеров, ассистентов и других специалистов;
  • руководит процедурой монтажа (иногда участвует в ней).

Для сравнения опишем некоторые функции режиссера телевидения, создающего программы и передачи:

  • создает сценарии;
  • принимает готовые сюжетов и программы;
  • участвует в монтаже телепередач и рекламных видеоматериалов;
  • работает в прямом эфире.

Требования к режиссеру

Основные требования к режиссеру просты:

  • высшее профильное образование;
  • опыт работы в определенной сфере режиссуры: в кино, театре, на телевидении и т.д.

При этом от «профильных» специалистов (режиссеров по монтажу, звукорежиссеров и пр.) порой требуется знание соответствующей аппаратуры и программного обеспечения.

Как стать режиссером

Стать режиссером, тем более высокого уровня, не так уж просто. Для этого необходимо получить высшее образование по специальности «режиссер» — например, закончить режиссерский факультет ВГИКа, театральную академию, институт культуры или иной профильный вуз.

Причем выбирать учебное заведение желательно сразу по желаемой специальности: переквалифицироваться, например, из театрального режиссера в кинорежиссера в ходе карьеры удается совсем немногим.

Зарплата режиссера

Сколько зарабатывает режиссер — это большой вопрос. Известные мастера делают миллионы, но всегда рискуют тем, что их очередное творение провалится и они окажутся в минусе.

Помимо известных режиссеров есть еще масса специалистов без имени. Их доходы, как правило, не очень высоки. Зарплата режиссера может колебаться от 30 до 250 тысяч рублей в месяц (в зависимости от работодателя и уровня проектов).

Специализации: Режиссер драмы; Режиссер музыкального театра; Режиссер цирка; Режиссер эстрады Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная Экзамены: литература (профильный), русский язык, история / обществознание (на выбор вуза), иностранный язык (на усмотрение вуза)
Профессиональный экзамен или творческий экзамен или собеседование на усмотрение вуза

Кем работать

Театральный спектакль, эстрадное шоу, цирковое представление… Любое из этих действ превратилось бы в хаос, если бы не режиссер. Он продумывает идею, превращая смутную идею в законченный проект. Проводит прослушивание претендентов на главные и второстепенные роли. Придумывает спецэффекты. В случае эстрадных и цирковых представлений определяет очередность номеров. Проводит репетиции. Курирует работу вспомогательного технического персонала.

Перспективы

Выпускники этой специальности работают в драматических и музыкальных театрах, концертных агентствах, цирке. Сотрудничают с музыкальными группами, сольными исполнителями и эстрадными артистами. Ставят массовые представления различного формата, в том числе детские. О средней заработной плате режиссера говорить сложно: есть специалисты, которые зарабатывают сотни тысяч рублей за проект, есть и те, кто работает за оклад в 15-20 тысяч рублей.

В толковом словаре русского языка Ушакова мы находим следующее определение. Режиссер (от франц.. régisseur – управляющий актерами, и лат. Rego – управляю) – художественный руководитель театральной или кинематографической постановки, объединяющий всю работу по подготовке спектакля.

Профессия режиссера – профессия ХХ века. Хотя с античных времен театр был управляем: всегда кто-то стоял во главе организации его творческой жизни. Так, в древнегреческом театре присутствует такая фигура как хорег – зажиточный гражданин, который при условии освобождения его от уплаты налогов, на собственные средства осуществлял театральную постановку. Однако в его обязанности входило не только материальное обеспечение сценического действия. Хорег подбирал хор (одно из главных действующих лиц в древнегреческом театре) и находил преподавателя для работы с ним – хородидаскала, а также музыкантов – флейтиста, аккомпанировавшего хору, и кифареда, сопровождавшего своей игрой пение самих актеров, организовывал репетиции, заказывал декорации и реквизит.

В 18-19 века функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помощника режиссера. Творческие функции, составляющие главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы - автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер. Но такая случайная, «неофициальная» режиссура редко доводила задачу создания идейно-художественного единства спектакля до конца: разнобой между отдельными его элементами в той или иной степени оказывался неизбежным. Это же происходило и в тех случаях, когда коллектив, не имея единоличного руководителя, сам пытался добиться творческой организации спектакля путем коллективных усилий всех участников. Раньше с этим по необходимости приходилось мириться, удовлетворяясь самыми незначительными успехами на этом пути.

Так было до того момента, когда в России и в мировом театральном пространстве начал свое триумфальное шествие Московский художественный театр под руководством актера-любителя К.С.Станиславского и литератора В.И.Немировича-Данченко. Это произошло в 1898 году и если раньше спектакли ставили, то теперь их начали создавать. С этого времени в театр пришел режиссер и, по сути, забрал там всю власть.

Сегодня никто не согласится признать спектакль полноценным произведением искусства, несмотря на отличное исполнение отдельных ролей и великолепные декорации, если он в целом лишен стилистического единства и общей идейной целеустремленности (того, что Станиславский называл сверхзадачей спектакля). А этого невозможно добиться без режиссера. Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось и углублялось самое понятие режиссерского искусства и его роль в сложном комплексе различных компонентов театра непрерывно возрастала.


Говоря о необходимости добиваться единства всех элементов спектакля, К.С. Станиславский писал: «Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно общим дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон тысячи человеческих сердец». Кто же должен обучить, сплотить и вооружить эту армию, чтобы потом бросить ее в атаку? Разумеется, режиссер! Он призван объединить усилия всех, направляя их к общей цели - к сверхзадаче спектакля. Другими словами, режиссерское искусство в театре – это творческая организация всех элементов спектакля с целью создания гармонически целостного художественного произведения.

Режиссер в театре, в первую очередь, интерпретатор и толкователь драматургии, автор художественной сценической композиции. Интерпретация является особой познавательной деятельностью, направленной не столько на обретение знания из незнания, сколько перевод ранее имевшихся смыслов (научных, мировоззренческих, художественных) на иной язык. В истолкованиях, интерпретациях художественных произведений соединяются интуитивные и рациональные, эмоциональные и интеллектуальные, познавательные и творческие начала.

Именно режиссер, будучи истолкователем идеи драматургического произведения, определяет концепцию его постановочного решения. В режиссерском арсенале – многообразие средств художественной выразительности. Спектакль, по меткому выражению В.Е.Хализева, не сценический подстрочник к литературному произведению, а самоценная художественная реальность.

Режиссура – искусство авторскоеи сегодня мы чаще говорим не «Ленком», а театр Марка Захарова, не «Современник», а театр Галины Волчек, не «Театр на Таганке», а театр Юрия Любимова. Режиссура – искусство личностное. Его в пьесе главным образом интересует то, что созвучно ему как творческой индивидуальности. Лучше всего отличительную черту поистине творческой, а не рассудочно-иллюстративной сценической интерпретации драматургического произведения характеризуют слова замечательного советского театрального режиссера Анатолия Васильевича Эфроса: «Я могу поставить лишь так, как чувствую сам».

Задача режиссера – заразить своими идеалами, ценностями, философией жизни зрителя, пришедшего на его спектакль. Однако следует прислушаться и к мыслям выдающегося советского кинорежиссера Г.А.Козинцева («Гамлет», «Король Лир» и др.), который предупреждал, что «не вылезать вперед со своими оценками происходящего – вот что самое трудное в режиссуре. Самое простое – выносить оценки... Совсем хорошо вовсе обойтись без выводов. Пусть люди рассудят. Мое дело убедить: так могло быть, а не «я так об этом думаю».

Режиссер, по типологии В.И.Немировича-Данченко, это еще и зеркало, отражающее индивидуальные качества актера и грани его творческого дарования. В актерском исполнении в спектакле как правило налицо все элементы актерской техники. Но применительно к каждому спектаклю в отдельности перед режиссером стоит вопрос: какие из этих элементов следует в данном спектакле выдвинуть на первый план, чтобы, ухватившись за них как за звенья одной неразрывной цепи, вытащить всю цепочку. Так, например, в одном спектакле важнее всего может оказаться внутренняя сосредоточенность актера и скупость выразительных средств, в другом - наивность и быстрота реакций, в третьем - простота и непосредственность в сочетании с яркой бытовой характеристикой, в четвертом - эмоциональная страстность и внешняя экспрессия, в пятом, наоборот, сдержанность чувств. Разнообразие здесь не имеет границ, важно только, чтобы всякий раз было точно установлено именно то, что необходимо для данной пьесы. Способность найти верное решение спектакля через точно найденную манеру актерского исполнения и умение практически реализовать это решение в работе с актерами и определяют профессиональную квалификацию режиссера.

Режиссура и педагогика настолько тесно связаны между собой, что порой трудно провести грань между ними, найти точку, где заканчивается одна профессия и начинается другая. Режиссер, как чуткий воспитатель, должен уметь разглядеть подлинное актерское дарование, раскрыть его. К.С. Станиславский точно подметил, что для органического взращивания роли нужен не меньший, а в иных случаях значительно больший срок, чем для создания и взращивания живого человека. В этом периоде режиссер участвует в творчестве в роли повивальной бабки или акушера».

И, наконец, третья «ипостась» режиссера – его организаторская работа, а именно выстраивание репетиционного процесса, в который включен весь его творческий коллектив – от актера до рабочего сцены. Задачи режиссера в этом контексте – убедить, практически организовать, увлечь за собой, заразив коллектив своим замыслом, сверхзадачей, верой в успех будущего сценического действия.

Обобщая сущность режиссерской профессии, обратимся к размышлениям Г.А.Товстоногова, который писал: «Режиссера всегда сравнивают с источником творческой энергии, лучи от которого расходятся во все стороны: к актеру, в драматургу, к зрителю. Режиссер – это точка пересечения времени, поэтической идеи и искусства актера, то есть зрителя, автора и актера. Это призма, собирающая в один фокус все компоненты театрального искусства. Собирая все лучи, преломляя их , призма становится источником радуги».

Система К.С.Станиславского возникла как обобщение его творческого и педагогического опыта и опыта его театральных предшественников и современников, выдающихся деятелей мирового сценического искусства. Она, являясь практическим руководством для режиссера и актера, стала теоретическим выражением того реалистического направления в сценическом искусстве, которое Станиславский назвал искусством переживания, требующим не имитации, а подлинного переживания в момент творчества на сцене, создания заново на каждом спектакле живого процесса по заранее продуманной логике жизни образа.

Благодаря открытиям К.С.Станиславского гораздо полнее раскрылись созидательно-творческие начала сценического искусства в активном достраивании пьесы – превращении ее текста в режиссерскую партитуру. «Мы пересоздаем произведения драматургов, – писал К.С.Станиславский, – мы вскрываем в них то, что скрыто под словами, мы вкладываем в чужой текст свой подтекст… мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы».

К.С. Станиславский в своих трудах «Работа актера над собой» и «Работа актера над ролью» раскрывает суть различных элементов сценического творчества, изучение которых необходимо для наиболее ясного понимания метода действенного анализа пьесы и роли. Но понятия сквозное действие и сверхзадача являются наиболее часто употребляемыми. Сам К.С.Станиславский о сверхзадаче и сквозном действии писал следующее: «Сверхзадача и сквозное действие – главная жизненная суть, артерия, нерв, пульс пьесы. Сверхзадача (хотение), сквозное действие (стремление) и выполнение его (действие) создают творческий процесс переживания... Условимся же на будущее время называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя»; без субъективных переживаний творящего она суха, мертва. Необходимо искать отклики в душе артиста, для того чтобы и сверхзадача, и роль сделались живыми, трепещущими, сияющими всеми красками подлинной человеческой жизни».

“Нас любят в тех пьесах, – утверждал Станиславский, – где у нас есть четкая, интересная сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие. Сверхзадача и сквозное действие – вот главное в искусстве”.

У сверхзадачи есть замечательная особенность. Одна и та же верно определенная сверхзадача, обязательная для всех, пробудит у каждого исполнителя свои индивидуальные отклики в душе. Задача режиссера – ясно, четко и понятно сформулировать ее, поскольку определение сверхзадачи дает смысл и направление работе всего творческого коллектива. Очень образно о необходимости четкой формулировки сверхзадачи режиссером (вне зависимости от вида искусства) выразился российский кинорежиссер Александр Митта: «Забудьте капризные вздохи: ах, я чувствую это, но не могу выразить в словах! Сотрудники должны быть воодушевлены идеей, а как они поймут свою часть общей задачи, если режиссер ползет по сценарию, как клоп по обоям, не видя его перспективы, не зная курса, которым он ведет свой корабль».

Путь воплощения сверхзадачи - сквозное действие - это та реальная, конкретная борьба, происходящая на глазах зрителей, в результате которой утверждается сверхзадача. Для артиста сквозное действие, по убеждению К.С.Станиславского, является прямым продолжением линий стремления двигателей психической жизни, берущих свое начало от ума, воли и чувства творящего артиста. Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга, без всякой надежды ожить.

Выдающийся кинорежиссер, который отметился и своей работой в театре, С.М. Эйзенштейн так характеризовал суть режиссерского творчества: «От реплики к реплике в написанной пьесе надо уметь установить единый процесс действия. Развернуть сухую строчку задания в многообразное, многосложное и ритмически слитное действие. Это первое, что должен уметь режиссер, претендующий на построение сценического действия, а не на речитативы по свиткам ролей»

Однако режиссура в культурно-досуговой деятельности – самостоятельная область режиссерского искусства со своими целями, задачами принципами и приемами. Эти особенности обусловлены общим содержанием и наполнением и содержанием культурно-досуговой деятельности. Не случайно у И.М.Туманова мы находим следующее: «Такие компоненты как песня, танец, живокартинная (пластическая) композиция заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок. Иначе говоря, драматургия и режиссура массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию».

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте профессиональную деятельность режиссера в театральном искусстве.

2. Как В.И. Немирович-Данченко определял три функции режиссера?

3. Что К.С.Станиславский понимал под сверхзадачей и сквозным действием?

Литература

1. Козинцев, Г.М. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.5 / Козинцев Г.М. – Л. Искусство, 1986. – 622 с.

2. Основы системы Станиславского / учеб. пособие; сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 102с.

3. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1983. – 610с.

4. Станиславский, К.С. Работа актера над собой. / К.С.Станиславский. – М.: Искусство, 1956. – 387 с.

5. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены: Статьи. Записи репетиций. Кн.1 / Г.А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1980. – 311с.