Самое главное. Михаил зощенко Корзина идей рассказа зощенко самое главное


Интерактивная технология - педагогическая мастерская

Провела:

Максимова Е. Г.

Тема: Михаил Зощенко. «Самое главное».

Форма урока: Интерактивная технология – педагогическая мастерская.
Цель урока : анализ художественного произведения
Задачи урока.

1.Образовательные: совершенствовать навыки работы с деформированным текстом; познакомить с биографией и творчеством М. Зощенко, его произведением «Самое главное»; формировать читательские умения у детей при работе с текстом; активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать; формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

2.Развивающие: развивать читательскую самостоятельность в определении основной мысли рассказа, в озаглавливании текста; расширять словарный запас учащихся; развивать умение работать в группах.

3.Воспитательные : дать понятие «храбрости» через анализ содержания рассказа М. Зощенко «Самое главное»; воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку и сплачивать классный коллектив; воспитывать интерес к миру художественной литературы.
Оборудование: портрет М. Зощенко, выставка его книг; Толковый словарь; 4 комплекта деформированного текста; листочки для каждого ученика; номерки; карточка с заданиями для речевой подготовки; оформление доски.
1.Организация детей на урок. Психологическая подготовка.

У нас сегодня необычный урок. Сегодня присутствуют гости. Давайте настроимся на серьёзную работу. Закройте глаза и тихо повторите за мной:

Я спокойный и собранный;

Я буду активным на уроке.

Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. Какое у вас сейчас настроение? Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, урок пройдёт успешно. А какой девиз нашего урока?

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!


2.Сообщение темы урока. Постановка цели .

Итак, мы снова в нашей мастерской. Что же будем делать сегодня? Мы побываем в роли создателей текста: составим единый рассказ из нескольких частей, озаглавим его, попробуем разгадать настоящее заглавие, которое дал сам автор. Но сначала ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос, какого человека вы считаете храбрым? А среди вас есть храбрые ученики? А всегда ли храброго и сильного человека можно назвать умным? Этот же вопрос я вам задам в конце урока. А сейчас за работу!


3.Поготовительная работа.

Мы с вами разделимся на 4 группы по 6 участников, т.к. текст я разделила на 6 частей. Подойдите к моему столу, выберите себе номерки и рассаживайтесь за столы. Каждая группа получает один деформированный текст.


4.Речевая разминка.

1). Поработаем над скороговоркой:

Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.

не – до – ста – то – чно – недостаточно

про – гу – ля – ет – ся – прогуляется

от – толк – нул – оттолкнул
5.Работа в группах.

1) Возьмите одну из этих частей. Прочитайте внимательно, подчеркните ключевые слова, которые помогут вам при пересказе. Если слово непонятное – посмотрите объяснение в словаре.

2) Перескажите про себя 3-4 предложениями, а затем вслух своим соседям.
6.Физкультминутка. Стоя.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ножке).

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И домой пешком пойдём (ходьба на месте)
7.Продолжение работы в группах.

Продолжаем нашу работу мастерской. Объедините все части в один текст. Перечитайте ещё раз, пронумеруйте части.


8.Чтение всего текста.

Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем весь рассказ. К доске приглашаю 6 учеников, которые прочитают свои части. Остальные слушают внимательно, а потом я буду задавать вопросы по тексту. (6 учащихся по цепочке читают весь текст).


9.Обсуждение. Вопросы по тексту.

Кто главные герои рассказа?

Каким был мальчик Андрюша?

Понравился ли вам герой рассказа?

Что советовала мама Андрюше?

Как Андрюша пытался выполнить советы мамы?

Как вы думаете, понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым?

10.Обобщение.

Но сейчас опять вернемся к нашему рассказу «Самое главное». Какими словами можно выразить главную мысль этого произведения? Это мы узнаем, если вместо пропущенных слов подставим нужные слова.

На доске:
Надо многое знать. А для того, чтобы много знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят и уважают. (Ученики подбирают сообща слова, которые можно подставить вместо точек).
- Я на доске записала три пословицы. Прочтите их и подумайте, какая из них наиболее полно отражает главную мысль нашего рассказа?

На доске:

Знание – сила.

Ученье – свет, а неученье – тьма.
11.Знаомство с творчеством М. Зощенко. Выставка его книг.

Как бы вы хотели озаглавить этот рассказ? (предположения детей).

А настоящее название рассказа – «Самое главное». Написал его – Михаил Михайлович Зощенко. Михаил Зощенко – детский писатель. Жил он в 20 веке. Михаил Зощенко написал рассказы о детях на войне, рассказы о животных, смешные рассказы о детях. Самое лучшее его произведение – это рассказы о собственном детстве писателя – «Лёля и Митя». Все его рассказы поучительные. Но с детьми он всегда говорил не назидательным языком, а с юмором. Он всегда говорил: «Когда я пишу рассказы для детей, никогда не думаю о них свысока, не считаю себя умнее и лучше». Не прячет он в своих рассказах и мораль, но его рассказы от этого не становятся скучными. Подробнее с его биографией мы познакомимся на последующих уроках. На выставке вы видите его несколько произведений. Рассказы Михаила Зощенко переведены даже на чувашский язык. Называется эта книга (представляю книгу).

На перемене вы можете подойти, посмотреть поближе эти книги.


12.Итог урока.

С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились?

Чему научил нас этот рассказ?

И ещё раз вернемся к тому вопросу, который я задала вам вначале урока: всегда ли сильного и храброго человека можно назвать умным? (ответы детей). Какими качествами должен обладать умный человек?
13.Рефлексия.

Молодцы! Мне очень приятно было с вами работать с вами, а нашим гостям наблюдать за вами. Завершается наш урок. Как вы оцениваете работу своей группы? (учитель называет оценку каждой группе). Что у вас получилось? А что не совсем понравилось?


14.Домашнее задание .

Каждый к своей части нарисует иллюстрацию. На следующем уроке мы будем пересказывать текст по вашим рисункам, и получится у нас с вами рассказ в рисунках.

Проект урока

литературного чтения

на тему: Михаил Зощенко «Самое главное».

проведённого во 2 «А» классе

Тема урока: Михаил Зощенко «Самое главное»

Тип урока: Изучение нового

Цель урока: анализ художественного произведения

Задачи урока.

Образовательные: познакомить с биографией и творчеством М. Зощенко, его произведением «Самое главное»; формировать читательские умения у детей при работе с текстом; активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать; формировать умение логично и аргументированно излагать свои мысли во время устной речи.

Развивающие: развивать читательскую самостоятельность в определении основной мысли рассказа; расширять словарный запас учащихся; развивать умение работать в группах. .

Воспитательные: дать понятие «храбрости» через анализ содержания рассказа М. Зощенко «Самое главное»; воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку и сплачивать классный коллектив;

Развивающие: развивать интерес к миру художественной литературы; развивать речевой аппарат; развивать умение высказывать собственные мысли.

Оборудование: портрет М. Зощенко, выставка его книг; презентация

Литература: учебник «Литературное чтение, 2 класс, 2 часть» (М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова), М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова Обучение во 2 классе по учебнику "Литературное чтение", М.И. Башмаков, М.Г. Нефедова "Литературное чтение".

Структура урока:

1.Орг момент.

2.Постановка целей урока

4.Физ.минутка.

5.Первичное восприятие текста. Проверка первого восприятия.

6.Вторичное восприятие.

7.Анализ текста.

8.Обобщение.

9.Подведение итогов урока.

10.Информация о домашнем задании.

11. Подведение итогов

12.Рефлексия.

Ход урока:

1.Орг.момент

Здравствуйте, меня зовут Ирина Владимировна. Вести урок литературного чтения буду я. Надеюсь сегодня на уроке вы узнаете много интересного. Садитесь.

2.Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом М. Зощенко «Самое главное».

3.Подготовка к первичному восприятию текста.

- Что вы можете рассказать о Михаиле Зощенко?

- Хорошо. Михаил Михайлович Зощенко – это детский писатель. Жил он в 20 веке. Михаил Зощенко писал рассказы о детях на войне, о животных, смешные рассказы о детях. Самое лучшее его произведение - это рассказ о собственном детстве – «Леля и Митя».(слайд2). Все его рассказы поучительные. Но с детьми он всегда говорил не назидательным языком, а с юмором. Он всегда говорил: «Когда я пишу рассказы для детей, никогда не думаю о них свысока, не считаю себя умнее и лучше». Не прячет он в своих рассказах и мораль, но его рассказы от этого не становятся скучными. Подробнее с его биографией вы познакомитесь на последующих уроках. Рассказы Михаила Зощенко переведены даже на чувашский язык. Называется эта книга (представляю книгу).

4.Физ.минутка

А теперь все встали. И выполняем упражнение за мной.

Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)

Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)

Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)

То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)

То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)

То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)

Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)

5.Первичное восприятие текста.

Первый раз текст прочитаю вам я (прочтение текста учителем).

Вам понравился рассказ?

Кто главные герои рассказа?

Каким был мальчик Андрюша? Давайте прочитаем.

Понравился ли вам герой рассказа?

6. Вторичное восприятие текста

Теперь читаем по цепочке начиная с первой парты первого ряда.

Что советовала мама Андрюше?

Как Андрюша пытался выполнить советы мамы?

Как вы думаете, понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым?

7.Анализ текста.

Давайте поиграем в игру «Продолжи предложение».

Только храбрые люди...

Недостаточно быть только храбрым, надо...

Недостаточно быть только храбрым и сильным, надо...

Я сделаю умнее...

Всего этого мало, надо...

А чтобы все это знать...

Андрюша пообещал: отныне я буду...

8. Обобщение.

Вернемся к нашему рассказу «Самое главное». Какими словами можно выразить главную мысль этого произведения? Это мы узнаем, если вместо пропущенных слов подставим нужные слова.

На доске:

Надо многое знать. А для того, чтобы много знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят и уважают. (Ученики подбирают сообща слова, которые можно подставить вместо точек).

А теперь изобразите иллюстрацию на обложку этого рассказа.

9.Подведение итогов.

С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились?

Чему научил нас этот рассказ?

И ещё раз вернемся к тому вопросу, который я задала вам вначале урока: всегда ли сильного и храброго человека можно назвать умным? (ответы детей). Какими качествами должен обладать умный человек?

10. Информация о домашнем задании .

Откройте дневники запишите д/з с.132-134 пересказ.

11.Рефлексия.

У каждого на столе лежит смайлик поднимите смайлик, который подходит к вашему настроению.

Cлайд 1

Cлайд 2

Михаил Зощенко родился 28 июля 1894 года, в Петербурге в небогатой интеллигентной семье (отец - художник-передвижник, мать - писательница; обремененная семьей, где было восемь детей, она иногда печатала свои рассказы в газете «Копейка»).

Cлайд 3

В 1894 году, в возрасте 20 лет, прервав учебу в университете, Зощенко ушел на фронт, где был командиром взвода. За личную храбрость был награжден пятью орденами. Тогда же был ранен, отравлен газами, получил порок сердца. После Февральской революции работал начальником почты и телеграфа.

Cлайд 4

Зощенко зарабатывал на жизнь разными профессиями: сапожника, столяра, плотника, актера, он служил в милиции, был секретарем суда, а затем начал службу следователем в Уголовном надзоре. Сам Зощенко писал позднее, что "переменил десять или двенадцать профессий, прежде чем добраться до своей теперешней профессии".

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов. Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек. И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок. В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:

Cлайд 9

Мальчик Андрюша так ответил своей маме: - С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. - Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.

Cлайд 10

А во дворе мальчишки играли в футбол. Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им: - Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас! Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:

Cлайд 11

- Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него. Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой. И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме: - Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Мама сказала: - Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

Cлайд 12

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину палку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: „Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут». Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было.

Cлайд 13

Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся. Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке: - Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове. Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу. Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрю-шины штаны.

Cлайд 14

И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме: - Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня. Мама сказала: - Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват. Андрюша сказал своей маме: - С этих пор я буду всякий раз думать, когда что-нибудь случится.

Cлайд 15

И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было. Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки. А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются. И в этот момент один мальчишка, Санька Палочкин, захлебнулся в воде и стал кричать: - Ой, спасите, тону! А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку. Андрюша Рыженький крикнул Саньке: - Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.

Cлайд 16

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке». А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё. А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.

План – конспект открытого урока по чтению на тему:
«Самое главное» М. Зощенко

учитель 1 квалификационной категории

ГБОУ СОШ № 000

Тема: Михаил Зощенко. «Самое главное».

Цель урока : анализ художественного произведения М. Зощенко «Самое главное».

Задачи урока.

1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа;

2. Метапредметные:

Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста;

- регулятивные; учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки самоконтроля – взаимоконтроля;

Коммуникативные: умение интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.

3. Личностные: формирование способности оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей;

Оборудование: портрет М. Зощенко, выставка его книг; Толковый словарь; раздаточные листы на парту; карточка с заданиями; интерактивная доска;

1.Организация детей на урок.

У нас гости, поздоровайтесь.

Проверьте готовность к уроку: учебник, дневник, пенал, раздаточные листы.
Какое задание готовили к уроку? (Должны были прочитать рассказ М. Зощенко «Самое главное).

Проверим домашнее задание.

Соотнесите иллюстрацию с пунктом плана в соответствии с сюжетом рассказа (работа в парах) (Прил.1)

Проверьте ваши результаты (ответы на доске)

Дайте оценку своей работе, опираясь на критерии оценивания. (Критерии на доске)

2.Сообщение темы урока. Постановка цели.

Продолжим работу над произведением.

Какие задачи на урок должны (можем) поставить?

Будем анализировать

Выделять главную мысль

Определять тему

3. Работа с текстом.

Откройте учебник на стр. 122.

Свои ответы подтвердите цитатами из текста .

Каким был мальчик Андрюша?

От чего грустила мама Андрюши?

А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше?

Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация?

Может ли такое произойти и с вами? Как этого избежать?

Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать?

Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать?

Как Андрюша плыл в лодке? (не хватало знаний и умений грести)

Как вы относитесь к Андрюше? Чтобы вы ему посоветовали?

А понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым?

(я буду всему учиться)

Какими словами можно выразить главную мысль произведения?

Выполните задание на карточке.

(Пара выбирает тот уровень, который сможет выполнить) (прил.2)

Уровень 1

Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль рассказа. Подчеркни .

Уровень 2

Вместо точек вставьте нужные слова.

Кто выбрал первый уровень? Проверим. (Учащиеся зачитывают свои ответы, верно выбранные пословицы выносятся на доску).

Кто выполнял задание 2 уровня? Прочитайте полученные предложения.

Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, значит - много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях.

Вернемся к пословицам. Объясните одну из пословиц, доказывая своим опытом, что с вами случилось и как знания вам помогли.

4.Физкультминутка (стоя).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ножке).
По тропинке побежим,
До лужайки добежим (бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём
И домой пешком пойдём (ходьба на месте)

5. - Найдите в тексте момент, когда Андрюша вышел во двор к мальчишкам, и прочитайте отрывок по ролям.

Учащиеся читают по ролям отрывок из текста.

6. Творческая работа

Составьте синквейн: с ключевым словом “Андрюша”.

Опорная схема для составления синквейна

7. Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах).

Давайте сделаем доброе дело: поможем Андрюше Рыженькому исправить ситуацию.

Вспомните, в чем заключалась причина неудач Андрюши?

И нтересно, в чем проблема? (Как поступить герою, чтобы стать храбрым, сильным и умным .)

Д авайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Е сть ли какое-либо хорошее решение?

А теперь сделаем выбор!

Л юбопытно, как осуществить это на практике?

Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра? (Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие).

7. Рефлексия

Подведём итог урока. Подсчитайте в карте самооценки полученные вами баллы. По шкале отметок, оцените свою работу на уроке.

8-9 баллов – отметка «5»

6-7 баллов – отметка «4»

4-5 баллов – «3»

8. Домашнее задание

1. Рассказать ситуацию от лица Андрюши.

2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку (по желанию)

Приложение 1

Критерии оценивания анализа текста

(нужное подчеркнуть)

№ задания

ФИО учащихся, работающих в паре

Иванов И.

Сидоров В.

2

3 балла

2 балла

1 балл – я сам не смог справиться;

3 балла – я выдвигал идеи, у меня не было затруднений;

2 балла – я только слушал высказывания других;

1 балл – я сам не смог справиться;

3

3 балла

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

синквейн

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

3 балла – правильно выполнено задание;

2 балла – допущена 1-2-ошибки;

1 балл – допущено более 2-х ошибок;

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 План конспект открытого урока по чтению на тему: «Самое главное» М. Зощенко Тема: Михаил Зощенко. «Самое главное». Плешкова Е. Е., учитель 1 квалификационной категории ГБОУ СОШ 567 Цель урока: анализ художественного произведения М. Зощенко «Самое главное». Задачи урока. 1. Предметные: учиться давать характеристику героя, анализировать текст, учиться выразительному чтению и чтению по ролям; учиться определять тему и главную мысль рассказа; 2. Метапредметные: -познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста, выбирать нужную информацию из текста; -регулятивные; учиться ставить совместно с учителем учебную задачу на основе усвоенного и нового материала; формировать навыки самоконтроля взаимоконтроля; -коммуникативные: умение интегрироваться в малую группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; учиться владеть монологической и диалогической формами речи; отстаивать свою точку зрения, аргументировать её. 3. Личностные: формирование способности оценивать содержание художественного рассказа, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей; Оборудование: портрет М. Зощенко, выставка его книг; Толковый словарь; раздаточные листы на парту; карточка с заданиями; интерактивная доска; 1.Организация детей на урок. У нас гости, поздоровайтесь. Проверьте готовность к уроку: учебник, дневник, пенал, раздаточные листы. Какое задание готовили к уроку? (Должны были прочитать рассказ М. Зощенко «Самое главное). Проверим домашнее задание. Соотнесите иллюстрацию с пунктом плана в соответствии с сюжетом рассказа (работа в парах) (Прил.1) Проверьте ваши результаты (ответы на доске) Дайте оценку своей работе, опираясь на критерии оценивания. (Критерии на доске) 2.Сообщение темы урока. Постановка цели. Продолжим работу над произведением. Какие задачи на урок должны (можем) поставить? - будем анализировать -выделять главную мысль - определять тему 3. Работа с текстом. Откройте учебник на стр Свои ответы подтвердите цитатами из текста. - Каким был мальчик Андрюша?

2 - От чего грустила мама Андрюши? - А что сказал Андрюша мальчишкам во дворе? Что произошло дальше? - Дайте оценку поступкам мальчиков. Была ли у вас такая ситуация? Может ли такое произойти и с вами? Как этого избежать? - Зачем Андрюша незаметно взял палку? Какие слова заставили его это сделать? - Что сказал мальчик собаке? Не силу ли хотел показать? - Как Андрюша плыл в лодке? (не хватало знаний и умений грести) - Как относится автор к своему герою? Как он его называет? (Андрюша) - Как вы относитесь к Андрюше? Чтобы вы ему посоветовали? - Какова идея произведения? (автор показал важность знаний) - А понял ли Андрюша, что самое главное, чтобы быть сильным и храбрым? (я буду всему учиться) - Как вы справились с заданием, оцените свою работу в карточке с критериями оценивания. - Какими словами можно выразить главную мысль произведения? - Что хотел показать, донести до нас автор своим рассказом? Выполните задание на карточке. (Пара выбирает тот уровень, который сможет выполнить) (прил.2) Уровень 1 Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль рассказа. Подчеркни. Знание сила. Без труда нет добра. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Ученье свет, а неученье тьма. Учение путь к умению. В семье согласно, так идет дело прекрасно. Уровень 2 Вместо точек вставьте нужные слова. Надо многое... (знать). А для того, чтобы много знать, надо.(учиться). Кто учится, тот бывает..(умным). А кто (умный), тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все..(любят) и (уважают). -Кто выбрал первый уровень? Проверим. (Учащиеся зачитывают свои ответы, верно выбранные пословицы выносятся на доску). Кто выполнял задание 2 уровня? Прочитайте полученные предложения. - Давайте сделаем вывод: тот, кто учится, значит - много знает и может применить свои знания в разных жизненных ситуациях. - Оцените свою работу в паре. Вернемся к пословицам. Объясните одну из пословиц, доказывая своим опытом, что с вами случилось и как знания вам помогли. 4.Физкультминутка (стоя). По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге). По дорожке, по дорожке Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ножке). По тропинке побежим, До лужайки добежим (бег на месте) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах) Стоп. Немного отдохнём

3 И домой пешком пойдём (ходьба на месте) 5. - Найдите в тексте момент, когда Андрюша вышел во двор к мальчишкам, и прочитайте отрывок по ролям. Учащиеся читают по ролям отрывок из текста. 6. Творческая работа - Составьте синквейн: с ключевым словом Андрюша. Опорная схема для составления синквейна 1 строка одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка фраза, несущая определенный смысл. 5 строка заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). - Проверим. Оцените свою работу в карте самооценки. 7. Игра «ИДЕАЛ» (работа в группах). Давайте сделаем доброе дело: поможем Андрюше Рыженькому исправить ситуацию. Вспомните, в чем заключалась причина неудач Андрюши? Интересно, в чем проблема? (Как поступить герою, чтобы стать храбрым, сильным и умным.) Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Есть ли какое-либо хорошее решение? А теперь сделаем выбор! Любопытно, как осуществить это на практике? Вывод: Какой жизненный опыт мы приобретаем в этой игре? Чему учит эта игра? (Учимся находить выход из трудных и неприятных ситуаций, никого не огорчая и сохраняя мир и согласие). 7. Рефлексия - Подведём итог урока. Подсчитайте в карте самооценки полученные вами баллы. По шкале отметок, оцените свою работу на уроке. 8-9 баллов отметка «5» 6-7 баллов отметка «4» 4-5 баллов «3» 8. Домашнее задание 1. Рассказать ситуацию от лица Андрюши. 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку (по желанию)

4 Приложение 1 1. Андрюша всего боялся. 2. Андрюша и мальчишки. 3. Андрюша и собака 4. Андрюша спасает мальчика 5. Самое главное

5 Критерии оценивания анализа текста (нужное подчеркнуть) задания ФИО учащихся, работающих в паре Иванов И. Сидоров В. 2 3 балла я выдвигал идеи, у меня не было затруднений; 2 балла я только слушал высказывания других; 1 балл я сам не смог справиться; 3 балла я выдвигал идеи, у меня не было затруднений; 2 балла я только слушал высказывания других; 1 балл я сам не смог справиться; 3 4 синквейн 8-9 баллов отметка «5» 6-7 баллов отметка «4» 4-5 баллов «3»

6 Приложение 2 Уровень 1 Какие пословицы наиболее полно отражают главную мысль нашего рассказа. Подчеркни. Знание сила. Без труда нет добра. Где дружба прочна, там хорошо идут дела. Ученье свет, а неученье тьма. Учение путь к умению. В семье согласно, так идет дело прекрасно. Уровень 2 Вместо пропущенных слов подставьте нужные слова. Надо многое.... А для того, чтобы много знать, надо.. Кто учится, тот бывает... А кто, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все.. и.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Цнинская средняя общеобразовательная школа 1» Конспект урока литературного чтения по теме: М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа. (4 класс, УМК

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К: «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

Баснина В.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 7» Г. Коряжма Технологическая карта урока по учебному предмету «Литература» в 9-ом классе на тему «Странный человек» Печорин. Анализ главы «Бэла»

Урок русского языка. Планируемые результаты Цель урока Ф.И.О. Сахошко Ольга Николаевна Тема: Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Класс: второй Личностные: Проводить самооценку на основе критерия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС) Ф.И.О. Масленникова Е.Н. Предмет: Литературное чтение. Класс: 2-Ж класс Дата: 19.03.20014г. Тема урока Цель урока Е.Благинина «Посидим

Цели и задачи урока: Личностные: КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Имя числительное как часть речи». - формировать целостную лингвистическую картину; - формировать умения адекватно оценивать успешность собственной

Урок обучения грамоте 1 класс Тема: «Упражнение в чтении. Работа с деформированным предложением». Цели: формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений; формируем умение списывать

КОНСПЕКТ «ОТКРЫТОГО» УРОКА учителя начальных классов МБУ лицея 76 г. о. Тольятти Матюшенко Ирины Владимировны Предмет: математика Класс: 2 Дата проведения: 03.12.2014г. Тема: Буквенные выражения. Тип урока:

Технологическая карта урока Ф.И.О. педагога: Буренова Татьяна Александровна Предмет: литература Класс: 11 Тип урока: урок развития речи. Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ КЛАСС: 2 УМК: «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» ТЕМА УРОКА: Б. ЗАХОДЕР «ПТИЧЬЯ ШКОЛА» Тип урока: комбинированный Морозова Ирина Евгениевна, учитель начальных

Конспект урока литературного чтения в 4 классе Педагог: Томтосова Н.А. Тип урока: освоение новых знаний Тема: К. Паустовский «Заячьи лапы» (2 урок) Цель: формирование у учащихся умения создавать словесный

Урок литературного чтения. 4 «А» класс. Учитель Голюк Наталья Николаевна Тема раздела: «У истоков русской детской литературы». Тема урока: «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И.

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс Учитель: Безбородова Олеся Анатольевна Дата проведения: 02.04.2018г. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Тема урока: Сказки авторские и народные «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению в 1 классе. Программа «Школа России». Общая информация Автор Предмет Класс Учебная тема Продолжительность учебной ситуации Интегрированные предметные области Предметные

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». (Тема урока) 1. ФИО (полностью) Тарасова Наталья Викторовна 2. Место работы ГБОУ СОШ с.чёрновка Сергиевского района 3. Должность Учитель начальных

Технологическая карта урока «Помощник» М.Пляцковский (Школа России) Учебный предмет Литературное чтение Класс 1 Тип урока Урок изучения нового материала Цели урока Познакомить обучающихся с авторской сказкой

Урок математики во 2 классе «Таблица умножения на 9. Решение задач.» Егорова Людмила Сергеевна МАОУ СОШ 12 г. Ишима Учитель начальных классов Описание: урок составлен на основе рабочей программы «Математика»,

Учитель: Павлова Ирина Леонидовна Предмет: Литературное чтение. Тема урока: Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты» Класс: 2 класс Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ «ПРЯМОУГОЛЬНИК» САКУТА Е.А Класс: 2 ТЕМА: Прямоугольник. Тип урока: урок формирования новых знаний. Методы обучения: наглядный, словесный, практический. Цель урока: формировать

Технологическая карта урока литературы Учитель: Акимкина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Предмет Литература Класс 11 Тип урока Урок применения знаний

МКОУ СОШ 1 Конспект урока математики на тему: «Равенство. Неравенство» в 1 классе (УМК «Школа России») Учитель: Хомутова М. Н. (первая квалификационная категория) Предмет: Математика Класс: 1 класс Тип

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Синтаксические средства языка: словосочетание, предложение» 2014г Технологическая карта урока Предмет: русский язык. 4 класс учебник - Желтовская

План-конспект урока Составила Дерябина Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБУ СОШ 10 г.о. Тольятти Класс: 5 Предмет: литература Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для

Предмет: литературное чтение Класс: 3 класс система «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой Тема урока: В.Драгунский «Тайное становится явным» чтение и анализ рассказа Цель: Формировать умение через

Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО Изучаемый учебный материал выступает как материал создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные

Русский язык 2 класс Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: дать понятие о грамматическом признаке имён прилагательных об изменении прилагательных

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

ГБОУ СОШ 579 Приморского района Конспект урока по русскому языку УМК «Гармония» 3 класс «Знакомство с личными местоимениями» Продолжительность урока: 45 мин. Тип учебного занятия: урок изучения нового

Тема: Труд и творчество Форма урока: урок открытие новых знаний. Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемно-диалогический. Приёмы деятельности учителя: организация проблемно-поисковой

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 1. ФИО 2. Место работы 3. Должность 4. Предмет 5. Класс 6. Тема и номер урока 7. Базовый учебник Нурмухаметова Т.А. МБОУ школа-интернат СП учитель начальные классы 3 Охрана животных.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 1. Предмет: Литературное чтение. 2. Класс: 3 «В». 3. Учитель начальных классов Фурман Светлана Валентиновна. 4. Тема урока «Люблю все живое». 5. Цель учителя: создание условий

Технологическая карта урока 1. Ф.И.О. учителя: Шундеева Елена Викторовна 2. Класс: 3б 3. Предмет: английский язык 4. УМК: «Английский язык»3 класс Ю.А. Комаровой, И.В Ларионовой, Ж. Перрет Тема урока:

Интегрированный урок литературного чтения и русского языка Ф.И.О. учителя Самойлова Наталья Николаевна Класс 3 Дата 22.10.2018 урока по КТП1(45) Тема урока Определение Тип урока Урок изучения новых знаний

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 1. ФИО 2. Место работы 3. Должность 4. Предмет 5. Класс 6. Тема 7. Базовый учебник ДАТА Алиева Эльвиза Февзиевна МКОУ «БСОШ 5 с русским и крымскотатарским языками обучения» Учитель

1 Открытый урок по русскому языку на тему: «Слова антонимы» Выполнила: учитель начальных классов Гончарова Л.А. Белгород 2013 год 2 Урок русского языка Тема: «Слова - антонимы» Задачи: Образовательные:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ 4 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Технологическая карта

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление. Русский язык 3 класс Пятый урок из девяти Тип урока: урок закрепления Цель урока: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Местоимение. Изменение личных местоимений по падежам. Автор: Константинова Светлана Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 2 г. Шатуры» Предмет: русский

Тема урока: Парные согласные в корне слова Тип урока: закрепление. Класс: 3. Цели урока: Образовательные Формирование навыков правописания парных согласных в корен слова Формировать умения подбирать проверочные

Технологическая карта урока русского языка «Повторение изученного по теме «Глагол» Васильцова Р.И., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

2013-2014 учебный год. Учитель Сечина В.М. 1. Предмет: экология 2. Класс: 3 3. Тема занятия: Природа и мы. Правила поведения в природе. 4. Творческое название: Как спасти природу. 5. Цель занятия: формирование

Урок математики в 4 классе (УМК «Школа России»). Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями». формирование у учащихся умения овладеть письменным приѐмом умножения на числа, оканчивающиеся

Приложение к ООП ООО МАОУ СОШ 17 города Липецка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Друзья немецкого языка» общеинтеллектуальной направленности для учащихся 7-х классов. 2018/2019 уч.год. Планируемые

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 города Смоленска ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет ХИМИЯ Класс 8А Автор УМК О.С. Габриелян Тема урока Расчеты по

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новосретенская средняя общеобразовательная школа» Бичурского района Республики Бурятия Конспект урока русского языка. 2 класс. Тема урока: Местоимение.

Технологическая карта урока Учитель Стебенева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы 523 Колпинского района Санкт-Петербурга Предмет: Русский язык Класс 6 Тема урока:

Технологическая карта Предмет: чтение Класс:2 Тип урока: изучение нового материала Тема Цели Н.Носов. «Находчивость» Образовательные: формировать умение определять жанр юмористического произведения, познакомить

Тема урока: Числовые и буквенные выражения (6 класс) Тип урока: урок рефлексия. Цель урока (для учителя): систематизировать и обобщить знания, умения и навыки у учащихся по теме «Числовые и буквенные выражения».

Технологическая карта урока Общая часть Предмет Грамота Класс, ФИ учащегося Тема урока Тип урока Цель Открытие нового знания В. Драгунский «Тайное становится явным» познакомить учащегося с содержанием

Технологическая карта урока математики на тему «Деление с остатком на 10,100,1000» 4 класс Составила: Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 151 Екименко Мария Геннадьевна Санкт-Петербург,2018 Класс: 4 Предметная

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ Тема урока: О главном Главная (основная) мысль текста. Класс: 3 Учитель: Иванова Наталья Николаевна, учитель начальных классов ЧОУ «Православная гимназия г. Саратова».

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: Н.Н.Носова «Телефон» в 3 «Б» классе. Учитель начальных классов МБОУ «Гимназия 3» Яшкина Нина Ильинична Образовательная система «Школа России» Предмет:

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Учитель: Астахова Наталья Вениаминовна Предмет: Литературное чтение Класс: 4 класс Тема Задачи Планируемый результат Межпредметные

ФИО Конспект урока по обучению грамоте. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения (обучение грамоте) ТЕМА урока: «Буква Ч» Бобылева Елена Викторовна Место работы МБУ «Школа 72» Должность Предмет Класс Учебник

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Учитель Учитель истории ГБОУ НАО «СШ 1» Траненкова Мария Геннадьевна Предмет Обществознание Тема: Учимся дружно жить в классе Количество уроков 1 в теме Класс(ы): 5 Тип урока: Открытие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кесовогорская средняя общеобразовательная школа имени дважды Героя Советского Союза А.В.Алелюхина» Конспект урока по обществознанию в 5 классе «Одноклассники,

Предмет математика класс 2 г Тема урока Место урока по теме (в разделе/главе) Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» «Умножение и деление» 18 из 20 Тип урока Форма урока, форма учебной деятельности,

Технологическая карта урока Предмет: русский язык класс: 3 Учитель: Корякова Анастасия Александровна Тема урока Место урока по теме (в разделе/главе) Разбор глагола как 6 урок из 7 части речи Тип урока

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Литературное чтение Класс 1 класс Автор УМК В.Г. Горецкий Тема урока «СДП при ознакомлении с жизнью и творчеством А.С.Пушкина и его сказками» Тип урока Учебное занятие

Литературное чтение. 1 класс. Технологическая карта. Тема «И в шутку и в серьёз» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия И в шутку и в серьёз Научиться определять главную мысль; соотносить

Конспект урока ФИО учителя: Приставко Наталья Александровна Место работы: МБОУ «Чистовская СШ» Должность: учитель математики Предмет: математика Класс: 6 класс Тема урока. Масштаб Тип урока: урок усвоения

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Решение квадратных уравнений. Теорема Виета 1. ФИО Кокорева Галина Александровна 2. Место работы ГБОУ СОШ пос. Алексеевский имени Героя Советского Союза И. Е. Болесова м. р. Красноармейский

Рабочая программа учебного предмета ««Анэдэлъхубзэ» (Кабардино-черкесская литература)» для 3 класса на 2018-2019 учебный год учитель: Шибзухова Женя Магомедовна Рабочая программа учебного предмета «Анэдэлъхубзэ»

Урок литературного чтения в 1 классе. МОУ «Пристанская СОШ» Учитель: Леоненко Екатерина Гавриловна. Тема: Самуил Яковлевич Маршак «Автобус номер двадцать шесть». Педагогическая цель: Создать условия для

Технологическая карта урока ФИО Попенкова Татьяна Сергеевна КЛАСС 3 УМК «Начальная школа XXI век» ПРЕДМЕТ Математика ТЕМА Умножение многозначного числа на двузначное. ТИП Урок открытия нового знания. ЦЕЛЬ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Литературное чтение Класс 3 класс Автор УМК Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Тема урока «Уж небо осенью дышало» А.С. Пушкин Тип урока Учебное занятие по изучению нового

П/п 1. Параметр Учебный предмет, класс Описание Литературное чтение, 3 класс 2. Тема раздела Люби всё живое 3. Тема урока В.Берестов «Кошкин щенок», Б.Заходер «Вредный кот». 4. Тип урока Комбинированный

Учитель:Жидкова Инга Евгеньевна Предмет литература Класс 7 Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.