Сравнение булгакова и мастера. Cочинение «Булгаков и Мастер одна общая трагедия. Сравнение Иешуа и Воланда «мастер и Маргарита»

1) Мастера с Булгаковым роднят некоторые неприятные эпизоды из жизни самого писателя, которые он перенес в роман. Например травля критиками (роман Белая гвардия и основанная на его базе пьеса Дни Турбиных), и в более общем случае, противостояние с государством, которое регулирует в том числе и культурную жизнь. Как например написание произведений "в стол", произведения написанные, но не опубликованные при жизни (Собачье сердце).
2) Общим для Мастера и Иешуа можно назвать жизненный путь, который ведет их к страданиям. Творчество Мастера навлекает на него разгромную критику и травлю, учение Иешуа ведет его к казни. Так же общим моментом двух героев является то, что оба были преданы людьми, которые были рядом с ними. Мастера оговорил Алоизий Магарыч, которого Мастер после не считал плохим даже оставшись бездомным и попав в клинику Стравинского. Он просто не видел в нем присутствия зла. Что сопоставимо с тем, что Иешуа предлагал называть абсолютно всех людей добрыми. А Иешуа был предан Иудой, о котором так же отзывался положительно.
3) Различие между героями в решимости пройти путь страданий до конца. Сломавшись под градом разгромных отзывов, пытаясь его остановить, Мастер сжег свой роман, а Иешуа не отрекшись от своих слов обрек себя на смерть.
4) У Мастера планомерная травля вызвала сначала непонимание, потом уныние и в конце концов состояние близкое к психическому расстройству. Его страхи обрели в голове даже некое образное выражение. Он описывал это, как присутствие какого-то страшного спрута поблизости. Единственным источником сил для него оставалось присутствие рядом Маргариты. Но ей необходимо было уходить. И ей пришлось уйти, когда состояние Мастера было особенно тяжелым. И после, с его слов, он лег спать заболевшим, а проснулся больным. И практически одновременно с заболеванием Мастера настигла еще одна беда, по вине Алоизия, которого он считал другом, Мастер лишился жилья.
5) Мастер осознавая свое состояние, как болезненное, дело дошло до того что его пугали даже самые обычные трамваи, и где-то услышав про клинику Стравинского просто пошел в нее пешком. Он мог бы замерзнуть, потому как зимой не имел теплой одежды кроме пальто, но по счастливой случайности его подобрал шофер задержавшийся в пути из-за поломки машины.
6) Клиника предстает символическим местом перерождения нескольких персонажей, которые по вине Воланда в нее попали, об этом рассказывается в эпилоге. Но в первую очередь - поэта Ивана Бездомного, который став первым свидетелем присутствия в городе Воланда, вошел в клинику плохим поэтом (...хороши ваши стихи? -ужасны.), а вышел совсем другим человеком, который станет профессором-историком. И откажется от кричащего псевдонима Бездомный, ради своей обычной фамилии Понырев. В своем роде это так же можно рассматривать, как не полный уход образа Мастера из романа после смерти. Потому как Мастер рассказывая Ивану в палате о своей жизни, говорит, что еще пару лет назад он был историком.

бстоятельства его жизни? Как попадает Мастер в клинику Стравинского? Какой символический смысл вкладывает Булгаков в изображение клиники?Пожалуйста,очень нужно!

1) Мастера с Булгаковым роднят некоторые неприятные эпизоды из жизни самого писателя, которые он перенес в роман. Например травля критиками (роман Белая гвардия и основанная на его базе пьеса Дни Турбиных), и в более общем случае, противостояние с государством, которое регулирует в том числе и культурную жизнь. Как например написание произведений "в стол", произведения написанные, но не опубликованные при жизни (Собачье сердце).
2) Общим для Мастера и Иешуа можно назвать жизненный путь, который ведет их к страданиям. Творчество Мастера навлекает на него разгромную критику и травлю, учение Иешуа ведет его к казни. Так же общим моментом двух героев является то, что оба были преданы людьми, которые были рядом с ними. Мастера оговорил Алоизий Магарыч, которого Мастер после не считал плохим даже оставшись бездомным и попав в клинику Стравинского. Он просто не видел в нем присутствия зла. Что сопоставимо с тем, что Иешуа предлагал называть абсолютно всех людей добрыми. А Иешуа был предан Иудой, о котором так же отзывался положительно.
3) Различие между героями в решимости пройти путь страданий до конца. Сломавшись под градом разгромных отзывов, пытаясь его остановить, Мастер сжег свой роман, а Иешуа не отрекшись от своих слов обрек себя на смерть.
4) У Мастера планомерная травля вызвала сначала непонимание, потом уныние и в конце концов состояние близкое к психическому расстройству. Его страхи обрели в голове даже некое образное выражение. Он описывал это, как присутствие какого-то страшного спрута поблизости. Единственным источником сил для него оставалось присутствие рядом Маргариты. Но ей необходимо было уходить. И ей пришлось уйти, когда состояние Мастера было особенно тяжелым. И после, с его слов, он лег спать заболевшим, а проснулся больным. И практически одновременно с заболеванием Мастера настигла еще одна беда, по вине Алоизия, которого он считал другом, Мастер лишился жилья.
5) Мастер осознавая свое состояние, как болезненное, дело дошло до того что его пугали даже самые обычные трамваи, и где-то услышав про клинику Стравинского просто пошел в нее пешком. Он мог бы замерзнуть, потому как зимой не имел теплой одежды кроме пальто, но по счастливой случайности его подобрал шофер задержавшийся в пути из-за поломки машины.
6) Клиника предстает символическим местом перерождения нескольких персонажей, которые по вине Воланда в нее попали, об этом рассказывается в эпилоге. Но в первую очередь - поэта Ивана Бездомного, который став первым свидетелем присутствия в городе Воланда, вошел в клинику плохим поэтом (...хороши ваши стихи? -ужасны.), а вышел совсем другим человеком, который станет профессором-историком. И откажется от кричащего псевдонима Бездомный, ради своей обычной фамилии Понырев. В своем роде это так же можно рассматривать, как не полный уход образа Мастера из романа после смерти. Потому как Мастер рассказывая Ивану в палате о своей жизни, говорит, что еще пару лет назад он был историком.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? И в чём различие их позиций? Как повлияли на героя бесчеловечные обстоятельства

жизни? Булгаков "Мастер и Маргарита"

1.Почему трагична судьба романа Мастер и Маргарита?

2.каковы жизненные принципы писателей в романе?
3.в какой обстановке создавался роман Мастера?
4.Какой смысл вкладывает Булгаков в слово "мастер"?
5.Что роднит мастера и Булгакова?
6.Что общего между Мастером и Иешуа?В чем различие их позиций?
7.Как Мастер попадает в клинику Стравинского?
8.какой символичный смысл вкладывает Булгаков в изображение клиники?
9.Какой приговор выносят Мастеру?как его обьяснить?почему Мастер не оспаривает его?
10.каковы требования Булгакова к человеку?
11.как решается в романе проблема ответственности человека?
12.что такое творчество по мнению Булгакова?
13.Как можно понять слова Воланда "рукописи не горят.."?
14.как звучит в судьбе Мастера тема бессмертия?

У Булгакова и Мастера одна общая трагедия - трагедия непризнания. В романе четко звучит мотив ответственности и вины творческой личности, которая идет на компромисс с обществом и властью, уходит от проблемы морального выбора, искусственно изолирует себя, чтобы получить возможность реализовать свой творческий потенциал. Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусливом малодушии при защите своего человеческого достоинства под напором диктатуры и бюрократии. Но в отличие от Булгакова Мастер не борется за свое признание, он остается самим собой - воплощением «безмерной силы и безмерной, беззащитной слабости творчества».

У Мастера, как и у Булгакова, наступает заболевание: «А затем наступила... стадия страха. Нет, не страха этих статей…, а страха перед другими, совершенно не относящимися к ним или к роману вещами. Так, например, я стал бояться темноты. Словом, наступила стадия психического заболевания».

К несомненным автобиографическим ассоциациям относятся и листы сожженного романа.
Большая любовь, озарившая жизнь М. Булгакова, также нашла отражение в романе. Наверное, будет неправильным отождествлять образы Мастера и Маргариты с именами создателя романа и Елены Сергеевны: многие автобиографические черты писателя и его жены присутствуют в произведении. Прежде всего, хотелось бы отметить уход Маргариты (как и Елены Сергеевны) от обеспеченного, благополучного мужа. Булгаков считает Маргариту верной спутницей Мастера. Она не просто разделяет его трудную судьбу, но и дополняет собой его романтический образ. Любовь является к Мастеру как неожиданный дар судьбы, спасение от холодного одиночества. «По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах!» - рассказывает Мастер. И далее: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!». «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!».

Явившаяся как внезапное озарение, мгновенно вспыхнувшая любовь героев оказывается долговечной. В ней, мало помалу, открывается вся полнота чувства: тут и нежная влюбленность, и жаркая страсть, и необыкновенно высокая духовная связь двух людей. Мастер и Маргарита присутствуют в романе в неразрывном единстве. Когда Мастер рассказывает Ивану историю своей жизни, все его повествование пронизано воспоминаниями о любимой.

В русской и мировой литературе традиционен мотив покоя как одной из высших ценностей человеческого существования. Достаточно вспомнить, например, пушкинскую формулу «покой и воля». Поэту они необходимы для обретения гармонии. Имеется в виду не внешний покой, а творческий. Такой творческий покой и должен обрести Мастер в последнем приюте.

Покой для Мастера и Маргариты - очищение. А очистившись, они могут прийти в мир вечного света, в царство Божие, в бессмертие. Покой просто необходим таким настрадавшимся, неприкаянным и уставшим от жизни людям, какими были Мастер и Маргарита: «...О трижды романтический мастер, неужели вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели же вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Туда, туда! Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет. По этой дороге, мастер, по этой», - говорит Воланд герою.

    ВОЛАНД - центральный персонаж романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1928-1940), дьявол, явившийся в «час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах», чтобы справить тут, в Москве, «великий бал сатаны»; ставший, как ему и полагается, причиной...

    События, описанные в Евангелии, в течение многих сотен лет продолжают оставаться загадкой. До сих пор не умолкают споры об их реальности и, прежде всего, о реальности личности Иисуса. М. А. Булгаков попытался изобразить эти события по-новому в романе...

    Воланд - персонаж романа (Мастер и Маргарита((возглавляющий мир потусторонних сил(Воланд – это дьявол(сатана((князь тьмы(((дух зла и повелитель теней((все эти определения встречаются в тексте романа (. Воланд во многом ориентирован...

    «МАСТЕР И МАРГАРИТА» (2) Роман «Мастер и Маргарита» принес автору посмертную мировую славу. Это произведение является достойным продолжением традиций русской классической литературы, и прежде всего, сатирических - Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина....

Мастер . В ранней редакции романа, когда образ был еще не ясен самому М. Булгакову, заглавный герой был назван Фаустом. Это имя было условным, вызвано аналогией с героем гетевской трагедии, и лишь постепенно прояснялась концепция образа спутника Маргариты — Мастера.

Мастер является трагическим героем, во многом повторяющим путь Иешуа, в современных главах романа. Тринадцатая (!) глава романа, где Мастер впервые появляется перед читателем, названа "Явление героя":

Иван [Бездомный. — В.К.] спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темно-волосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми… Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

— Вы — писатель? — с интересом спросил поэт.

— Я — мастер, — он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М". Он надел эту шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он — мастер.

Подобно Иешуа, Мастер пришел в мир со своей истиной: это истина о тех событиях, что произошли в древности. М. Булгаков как бы экспериментирует: что произошло бы, если бы в наши дни в мир вновь пришел Богочеловек? Какой была бы его земная судьба? Художественное исследование нравственного состояния современного человечества не позволяет М. Булгакову быть оптимистически настроенным: судьба Иешуа осталась бы прежней. Подтверждение тому — судьба романа Мастера о Богочеловеке.

Мастер, как и в свое время Иешуа, также оказался в конфликтной, драматичной ситуации: власть и господствующая идеология активно противостоят его истине — роману. И Мастер также проходит свой трагический путь в романе.

В имени своего героя — Мастера 1 — М. Булгаков подчеркивает главное для него — способность к творчеству, способность быть профессионалом своего писательского дела и не изменять своему таланту. Мастер означает творец, создатель, демиург, художник, а не ремесленник 2 . Булгаковский герой — Мастер, и это сближает его с Творцом — создателем, художником-архитектором, автором целесообразного и гармоничного устройства мира.

Но Мастер, в отличие от Иешуа, оказывается несостоятельным как трагический герой: в нем недостает той духовной, нравственной силы, которую проявил Иешуа и на допросе у Пилата, и в свой смертный час. В самом названии главы ("Явление героя") заключена трагическая ирония (а не только высокая трагедия), так как герой является в больничном халате, в качестве пациента психиатрической лечебницы, и сам объявляет Ивану Бездомному о своем сумасшествии.

Воланд говорит о Мастере: "Его хорошо отделали" . Истерзанный Мастер отказывается от своего романа, от своей истины: "У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… Ничто меня вокруг не интересует, кроме нее [Маргариты. — В.К.]… Меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него".

Мастер, как и Иешуа, имеет своего антагониста в романе — это М.А. Берлиоз, редактор толстого московского журнала, председатель МАССОЛИТа, духовный пастырь пишущей и читающей паствы. Для Иешуа в античных главах романа антагонистом является Иосиф Каифа, "исполняющий обязанности президента синедриона первосвященник иудейский". Каифа выступает от имени иудейского духовенства как духовный пастырь народа.

Каждый из главных героев — и Иешуа, и Мастер — имеет своего предателя, стимулом для которых является материальная выгода: Иуда из Кириафа получил свои 30 тетрадрахм; Алоизий Могарыч — квартирку Мастера в подвале.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа "Мастер и Маргарита":

  • 3.1. Образ Иешуа Га-Ноцри. Сравнение с евангельским Иисусом Христом
  • 3.2. Этическая проблематика христианского учения и образа Христа в романе
  • 3.4. Иешуа Га-Ноцри и Мастер

Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» очень сложен для чтения. На первый взгляд, это роман о нечистой силе, о сатане и его шайке, которые чинили беспорядки в Москве. Но прочитав еще раз отдельные эпизоды, понимаешь: автор хотел рассказать нам совсем другую историю.
Все главные герои романа заслуживают особого внимания. Но мы рассмотрим две фигуры, которые, на мой взгляд, несут основную смысловую нагрузку. Это Мастер и Иешуа Га-Ноцри. В этих образах много общего, но и достаточно различий. Что хотел сказать читателям Булгаков через их уста, попробуем выяснить.
Мастер - бывший историк, который пишет главный труд своей жизни - роман о Понтии Пилате. Почему Мастер выбрал такой противоречивый образ - жестокого тирана Римской империи? Что привлекло его в этом человеке? Роман Мастера переносит нас на две тысячи лет назад. Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат принимает решение казнить бродягу Иешуа Га-Ноцри за то, что тот призывает людей к новой жизни. Мастер показывает в романе неизбежность казни. По знакомому библейскому сюжету, две тысячи лет назад так же казнили Иисуса Христа. У Мастера есть своя истина. Религиозность романа не устраивает критиков, и они запрещают его издание. И тут Мастер теряет смысл жизни и ту истину, которую он вложил в свой роман.
Иешуа Га-Ноцри - бедный странник, который ходит из города в город и рассказывает людям об истине. Какую истину он несет? Для Иешуа нет злых людей, он называет каждого «добрый человек». Для него все равны: и Понтий Пилат, и его слуга Крысобой, и сборщик податей Левий Матвей, и предатель Иуда и Кириафа. Иешуа говорит Пилату о том, что скоро будет гроза и голова прокуратора пройдет. Что Пилат очень одинок и никого не любит, от этого ему тяжело. Что нельзя всю любовь поместить в собаку. Что самый страшный порок человека - это трусость.
Иешуа несет свою истину до конца, в отличие от Мастера. Он перед казнью все так же верит в добрых людей и не отрекается от любви к людям. Мастер же сжигает свой роман и отказывается от него, говоря, что он принес ему много неприятностей. В разговоре с Воландом Мастер говорит, что ни во что уже не верит и ему ничего не нужно.
Иешуа Га-Ноцри в какой-то степени копирует образ Творца, он воздействует на сознание людей только собственной верой и любовью. Мастер тоже в чем-то творец. С легкой руки Маргариты он заслужил это звание. «Ты - Мастер…», - говорила она и восторгалась его талантом, она знала роман наизусть.
Иешуа любит людей, даже когда находится на волосок от смерти. Он старается заглянуть в глаза своим «убийцам» и улыбнуться им. Он простил всем свою смерть: и Понтию Пилату, и своему предателю. А Мастер ненавидит своих «обличителей». Критик Латунский и председатель МАССОЛИТа Берлиоз стали для него ненавистны.
Иешуа умирает физически, но в душе Понтия Пилата он живет и даже заставляет его поверить в истину, которую проповедовал. Он ждет его на лунной дороге, там, где есть только свобода и вечный покой.
Мастер тоже умирает. Ему уже невозможно жить в этом мире, который он ненавидит. Он получает вечный покой благодаря своей Маргарите. В сделке с Воландом Мастер возвращает свой роман и свободу. Но слабость его все же очевидна. Без силы Маргариты он ничего бы не смог и ни на что бы не решился.
Два героя булгаковского романа «Мастер и Маргарита» столь схожи и столь различны. У каждого из них своя роль в этом романе.