Татарский миф о водяной читать. Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа

Министерство образования Российской Федерации

Нижневартовский государственный гуманитарный университет

Факультет Культуры и сервиса

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма


по теме «Миф сибирских татар»

по дисциплине: «Основы мифологии»


Исполнитель: Антоненкова. А.М.

Научный руководитель: Гумерова. Г.А.


Нижневартовск,2012


Введение


Сибирские татары - это тюркское население Сибири, живущее, в основном, в сельских районах нынешних Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, а также в Тюмени, Тобольске, Омске, Новосибирске, Томске, Таре, Барабинске и других городах Западной Сибири.

Характерными жанрами татарского фольклора являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Для того чтобы понять особенности национального фольклора, ряд сюжетов, мотивов и изобразительно-выразительных средств, необходимо иметь хотя бы общее представление о татарской мифологии. Мифы татар могут быть рассмотрены по следующим тематическим группам: 1) мифологические представления о взаимоотношениях людей и животных; 2) космогонические мифы; 3) боги и богини в мифах; 4) рассказы о персонажах «низшей мифологии».

миф легенда фольклор тюркский

Татарские мифы и легенды


Отголоски представлений о связи людей с животными сохранились, например, в прекрасной волшебной сказке «Ак б?ре» - («Белый волк»), рассказывающей о превращении волка в молодого красивого джигита. Немало в сказках данных и о том, как голуби оборачиваются красавицами или прекрасными джигитами. Сюжеты некоторых сказок от начала до конца основываются на семейно-родственных отношениях женщин и зверей.

Космогонических же мифов, вернее, их отголосков сохранилось немного. Тем не менее они есть. Так, Земля, по воззрениям татар, представлялась как плоское пространство. Она расположена на рогах громадного быка. В свою очередь этот бык прикреплен к усам огромной мировой рыбы, которая плавает в безбрежном водном пространстве. Таким образом, эти универсальные представления находят отражение и в татарской мифологии.

Древнейшие представления татар о богах прежде всего связаны с общетюркским, быть может древневосточным, небесным божеством Тэнгри. Тэнгри там несколько, каждый из них выполняет весьма определенную, положительную или отрицательную, функцию. Тэнгри был широко распространен на территории Малой, Центральной и Средней Азии, современного Казахстана, Южной Сибири, Нижней и Средней Волги и Приуралья. Возможно, что именно этим объясняется мирное и сравнительно легкое проникновение ислама в Поволжье, Приуралье и в Сибирь. Единственной идеологической силой, которая так или иначе могла противостоять здесь исламу, было тэнгрианство. Однако требования этих двух религий были настолько близки друг к другу, что они стали взаимодополняющими.

Начиная с выдающегося памятника булгарско-татарской литературы - поэмы Кул Гали «Кыйсса-и Йусуф» (первая четверть XIII в.) и до конца 20-х годов XX в. практически все произведения татарской письменной литературы проникнуты весьма сильным влиянием идеологии и мифологии ислама. Однако в произведениях фольклора наблюдается несколько иная закономерность: абсолютное большинство образцов тех жанров, которые как таковые сформировались ранее ислама, подвергнуты его влиянию намного меньше, чем письменная литература. К таковым относятся обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки, сказки, мифологические рассказы и народный эпос. Именно эти жанры донесли до нас наиболее значительные данные о языческой мифологии татар, одним из представителей которой выступает многоголовый Див, или Див-пэри. Хотя Див в татарской мифологии выступает как злое чудовище, иногда изображается и как помощник героя.

Одним из самых популярных и широко известных персонажей татарской мифологии является Шурале - обитатель, а в известном смысле и хозяин леса, существо с волосатым телом, с одним рогом, с очень длинными пальцами, с помощью которых может защекотать человека до смерти.

Другим, гораздо более зловещим существом изображается Убыр, иногда выступающий в ипостаси кровожадной старухи Убырлы карчык. Он «проникает» в тело человека и «занимает» место его души.

Татарская мифология довольно богата всевозможными духами - хозяевами различных стихий, которые обозначаются общим термином Ия: Су иясе - Хозяин воды, Су анасы - Мать воды, Су кызы - Дочь воды, Йорт иясе - Хозяин дома и др. Чаще всего они выступают хозяевами, нередко властелинами тех стихий, сооружений, помещений, к которым они относятся.


Описание персонажей


Абзар иясе


Кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе - хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет соответствующего названия для Абзар иясе, так как обязанности его несет тот же домовой. Абзар иясе по преимуществу - властелин скота. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.


Албасты


Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.


Бичура


Бичура - то же, что у русских кикимора или соседка.Это существо представляется в виде женщины - ростом от полутора до двух аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор.Бичура живет в жилых помещениях - на подволоке, в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.


Богатырь Идель и красавица Акбикэ


На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной чародейкой.Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась чародейки Фатымы. Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней. Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и отогнала прочь со своих глаз Идель-Волгу, туда, где теперешнее русло реки. С тех пор влюбленные никогда не разлучались.


Джинн


По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но, отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и встреча с ними по крайней мере нежелательна.


Ий иясе


Баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду - и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит.

Пицен, в мифологии западносибирских татар дух - хозяин леса. Считалось, что может и приносить удачу, и причинять зло, заводя в глухие дебри. Представлялся в образе человека (в частности, благообразного старца с длинным посохом и котомкой за плечами), а также различных зверей (например, обезьяны). Пицен живёт в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву, мажет её смолой. В облике красивой женщины вступает в любовную связь с человеком. Один из рассказов о пицене. гласит, что однажды охотник в лесу встретил женщину (в облике которой перед ним предстал пицен), женился на ней и зажил богато. Однажды, придя домой раньше положенного, вместо красавицы-жены он увидел страшилище с торчащими изо рта клыками. Из своих распущенных волос ока вытаскивала ящериц и поедала их.

Зилант


В татарских легендах и сказках мифологическое существо, имеющее облик дракона или змея.


Тулпар


Крылатый конь в кыпчакской (башкирской, казахской, татарской) мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии. Тулпар в башкирских богатырских сказках выступает советчиком и помощником батыра, которому помогает одолеть чудовищ; переносит батыра на себе по воздуху, мечет молнии, поднимает крыльями ветер, содрогает своим ржанием землю. Ударом копыта Тулпар выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам.

Эпос у татар - мишарей не распространен; он характерен для сибирских татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий татарской народной поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Слово б?ет (баит) арабского происхождения и обозначает двухстрочную строфу. Позже оно становится обозначением отдельных произведений и целого жанра татарского народного творчества. Баиты относятся к лироэпическим жанрам фольклора. Они создаются в период или после важных исторических событий (войны, крестьянские восстания) или после каких-либо исключительных происшествий (внезапная смерть, гибель). Поэтому их содержание связывается с конкретными историческими, чаще всего трагическими, событиями, а образы имеют прототипов. Для баитов характерно повествование от первого лица. Такой прием связан с весьма глубокими традициями. В современном фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр баитов является угасающим.

Среди мишарей широко распространены сказочные и легендарные истории книжного происхождения. Сказки считаются одним из самых долговечных жанров фольклора: возникшие в первобытной древности, они до сих пор остаются одним из самых активных жанров прозаического фольклора. Основное место в прозаическом фольклоре занимают волшебные сказки, хотя ранее жанровой разновидностью являются сказки о животных.

Среди волшебных сказок много богатырских, в самих названиях которых, в обозначении имени героя присутствует слово батыр. Но в этих сказках все-таки больше дастанно-эпического, нежели сказочного.

В бытовых сказках сюжет, композиция и художественные особенности намного проще и доступнее. В ней нет традиционных объемистых зачинов и концовок, практически отсутствуют повторы. Сюжет их прост и ясен и состоит обычно из двух-трех эпизодов-мотивов. Большое место занимают диалоги, состязания в остроумии, игре слов. В них немало острой сатиры, но чаще мягкого юмора.

Кроме рассмотренных выше жанров, существуют еще одна разновидность татарского фольклора - это афористические жанры (пословицы, поговорки, загадки).

Функций пословиц, весьма широки и разнообразны. И самое важное среди них - обеспечение гармонии во взаимоотношениях людей. Они словесно оформляли обычное право и требовали его соблюдения. Немалое значение имели пословицы в сохранении информации и передаче ее следующим поколениям. Велика была роль пословиц и поговорок в нравственно-этическом воспитании людей, особенно молодежи.

Специфическую группу составляют загадки, которые внешне, по рисунку стиха, с одной стороны, близки к пословицам, а с другой - отличаются от них своей двучастностью: в них всегда должен быть и соответствующий ответ. Происхождение загадок относится к глубокой древности - к тому отдаленному периоду, когда основной хозяйственной деятельностью людей была охота, которая требовала соблюдения строгих обрядов, в том числе и табу, т.е. запрета определенных слов - наименований животных, орудий охоты, обозначения тех или иных действий. На этой основе формировались словесные и краткие, легко запоминаемые описания различных животных и зверей, орудий охоты и др. Много загадок, связанных с конкретными условиями жизни человека и общества. Содержание загадок в целом широко и разнообразно.

Музыка татарского народа, как и другой вид искусства, прошла многовековый путь исторического развития. Ладо-интонационные (пентатоника) и ритмические особенности имеют общие черты с музыкальными традициями тюркских и финно-угорских народов.

Все многообразие татарского музыкального фольклора можно разделить на песенное творчество и инструментальную музыку. Именно в песне ярко отразилась эмоциональная жизнь народа - его печали и радости, праздники и обычаи, быт и историческое развитие. Песенное творчество татар включает обрядовые (календарные, свадебные), исторические (баиты), лирические песни и песни-четверостишия или частушки (такмаклар). В народном музыкальном искусстве развивалось лишь сольное пение, традиционно одноголосное.

В старинных песнях и фольклорных танцах девушек с их пластичностью и грацией, застенчивыми движениями отсутствует всякий намек на размах, раздолье или разгул. Однообразные движения мелкими шажками почти на одном месте в народном татарском танце, как и протяжные грустные песни, красноречиво говорят о скромной затворнической жизни девушек-мусульманок.

Наиболее распространенными инструментами татарского музыкального фольклора были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный интсрумент).

гульфира сабирзянова
Литературно-музыкальная постановка «Легенды и предания татарского народа»

Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад №160 «комбинированного вида Приволжского района г. Казани

Литературно-музыкальная постановка :

«Легенды и придания татарского народа »

ВЫПОЛНИЛА :

Воспитатель татарского языка :

СабирзяноваГульфираГумеровна

Цель :Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности изпоколения в поколение и значимости в настоящее время. Задачи.

Образовательные. Обогащать детей новыми знаниями о городе Казани, о изменениях в разные временные периоды.

Развивающие. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в исследовательской деятельности.

Воспитательные. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей. Актуальность : Взгляд всего мира прикован к городу Казани.

Материалы и оборудование : ноутбук, презентация, проектор, доска для показа презентации.

Демонстрационный материал : Альбом с фотографиями, презентация

Методы обучения : беседы, моделирование, рассказы, заучивание стихотворений.

Предполагаемые результаты . Расширение у детей знаний о столице Татарстана городе Казани . Создание презентации. Изготовление башни Сююмбике.

Участники проекта.

Дети подготовительной группы, их родители, воспитатели группы

Оформление зала : силуэты башен Сююмбике,Кул-Шариф,Кремля.

Звучит татарская музыка . под музыку вбегают в зал,встают полукругом.

Песня «ссламегалйкем”

Ведущий :

Хтерлдн курыкма, син!

ткннрне онытма,син,

Бел син ерак бабаларны

Ничек итеп кн иткнен :

Ни иккнен, ни чиккнен,

Нинди ырлар,нинди монар

Безг калдырып киткнен.

1-нче бала :

Бу –борынгы бабайларны

Туган –скн иллре.

Сылу Болгар кызларыны

Су коенган ирлре.

2 –нче бала :

Монда кемнр яшмгн!

Монда кемнр тормаган!

Кемнр днья кумаган да,

Кемнр шр кормаган!

3 –нче бала :

Заманында бу тбкт

Тимер,чуен чынлаган

Шушы Идел ярларында

Кемнр иген икмгн д,

Кемнр итек текмгн.

Ведущий : Наверное,каждый из вас задумывался над тем,почему наш город называется Казань. Существует много разных легенд . Все и не перечислить. Когда-то Казань была пограничной крепостью . В древности слова “Каз-ан” означали начало границы-пограничье.

Казан кайчандыр чик буе крепосте булган . Борынгы заманда “Каз-ан”сзлре чикне,чик буен алаткан. Бер риваятт болай сйлн.

4-нче бала :

Хан кызына мер бирде :

Кызым сзне тыла,-диде,

Мен бу алтын казанны

Су буена син илт диде.

Алтын казан авыр иде,

Сылукайны кулы талды.

Елга ирен иткч кен

Суга тшеп ул югалды.

5-нче бала :

Повелел своей дочери хан :

«К той реке снеси ты казан,

Не простой тот казан,золотой,

Ты держи его верной рукой».

И красавица к речке сбежала

Крепко –накрепко пальчики сжала

Но слишком тяжел был котел

Миг из рук и под воду ушел.

Ведущий :

Бер бай ялчысын елгага суга ибр.

Ялчы казан алып,суга кит

Су алыйм дис,казан тшеп кит.

Шуннан бирле елгага Казан-су дип исем бирел,

шрг Казан дип исем кушалар.

Сценка первая.

Ведущий :Казан-суелгасы Идел елгасынаага,Иделелгасыдигезг ага. Шуа кр композитор С. Сйдшев “дрн-дигез”дигн бик матур кй язган.

“дрн-дигез” ке (кызлар биюе)

Звучит музыка входит Сююмбике,исполняет танец.

Сююмбике :

Кипит казан, встает Казань.

Бурлит котел, богатый стол.

Пусть полной чашей будет дом

Да дружно будем жить мы в нем.

6 –нчы бала :

Моя Казань, моя столица!

Мой чудный, милый сердцу град!

Ничто с тобою не сравнится

Душа всегда к тебе стремится

Я видеть этот город рад.

7-нче бала :

Казань –столица Татарстана

Торжественна и величава

Раскинулась на берегу реки

Как город дивной красоты.

8-нче бала :

Свои истории страницы

Хранишь ты бережно в себе :

В кремле,домах,музеях,лицах

И в стенах башни Сююмбике.

Сююмбике :Ребята, я принесла вам подарок. Это бывший герб Казани.

Казан туграсынаигътибар белн кара ле,анда нрс сртлнгн?

Сез ничек уйлыйсыз,ни чен?

Балалар :.

9-нчы бала :Идел буе матурлыгына сокланып йргннн со,Сен патша шушында шрг нигез салырга уйлый. Шунда кинт кк карагылана,ирселкен башлый. Куркыныч адаа кешелр стен ташлана. Аа ияреп башкалары да ояларыннан чыгалар. Каяндыр Батыр егет була да,еланнарны сихерле тгрк эченд калдырып,тир ягына чыбык-чабык еп,ут тртеп яндыра.

10-нчы бала :

Любуясь на Волгу с прибрежных вершин,

Чудо город построить решил царь Саин .

…Задрожала земля, небосвод потемнел :

Аждаха лютый змей на людей налетел.

С ним другие ползли, смерть и ужас несли.

Тут нашелся Батыр удалой,

Змея он обвел чертой колдовской.

Тростником тот круг обложил,

Вмиг поджег и разом спалил.

Танец змей и Батыра

Ведущий : Это, конечно, легенда , но то, что на холме было много змей-сущая правда.

Сююмбике :Вы очень хорошо рассказали о гербе Казани. Поэтому я вам дарю подарок с изображением Зиланта.

Ведущий :

Казанский кремль выглядит не старым

Вот минарет, игла в его руке

Тот минарет, конечно же не даром

С древнейших пор зовут Сююмбик.

С него царица,помолившись слезно,

Смотрела в эту сторону и в ту.

Когда Казань сломил осадой Грозный,

Красавица шагнула в пустоту.

Сююмбике :

Она ушла,народ мечтал о чуде

Храня культуру и родную речь

Потом легенду выдумали люди

Чтоб честь родную города сберечь

С тех пор десятки бурь промчались мимо,

Прошли над миром сотни долгих лет

Под натиском ветров неутомимых

Стоит чуть покосившись минарет.

11-нче бала :

А что это за башня вдалеке

Не таль, которую зовут Сююмбике?

Нас простотой и статью покорила

А по легенде вот как дело было .

Сююмбике прекрасная царица

Красой Ивана Грозного пленила

Решил царь на красавице жениться

И на Казань пошел военной силой.

Чтобы войну от града отвести,

Она царю велела башню возвести

И прыгнула с вершины башни той

Не став Ивана Грозного женой!

12-нче бала :

Сембик –Гзл ханбик.

сир итте чибрлеге явыз Иванны .

Патша йлнерг була аа,

м Казанга чыкты гаскр белн.

Булдырмас чен сугышны

Патшага манара тзерг кушты ул.

м шунда сикерде тште Сембик,

Телмде аны хатыны булырга.

Субра : Скажите, сколько ярусов у башни? По преданию за сколько дней возвели башню?

13-нче бала :

Крепче за руки возьмемся

Танец дружно заведем

Вместе многого добъемся

В одиночку пропадем.

Татарский танец с ведрами .

Субра :Белокаменные стены как будто обнимают Кремль и охраняют его от бед и невзгод.

Кремльне тп манарасы Спас манарасы. Исеме кайчандыр аны янында торган Спас чиркве исеменнн алынган.

14-нче бала :

На щеках девушек румянец

Ребята подтянули кушаки

Рожденье города венчает яркий танец

Эй,музыка, держитесь каблуки!

Русский танец.

Субра :

Ага –базар,шаулый базар

Монда бар трле товар :

Кн итеклр,читеклр,

Матур,матур савытлар

Шаулый базар, Ага-базар.

Базар кренеше.

1-нче сатучы :

Члмклр,тлинклр,савытлар.

Трле –трле амаяклар,кемг кирк,балчыктан?

2-нче сатучы :

Тимерчед бары да бар :

ткен балта,тимер сабан.

Игенчег чалгы в урак.

Сайлап кара,бирег кил!

3-нче сатучы :

Затлы болгар итеклрен

Киеп карап алыгыз.

4-нче сатучы :

Муенсалар,каптырмалар,

Тартмачыклар,савытлар.

Сяк тарак,тимер сдп,

Ошаганын сатып ал!

Карап кына китмгез,

Якынрак килегез .

5-нче сатучы :

Тмле татар ризыкларын

Тизрк килеп алыгыз!

Сююмбике :

Живет Казань,работает,растет

Страну своим удивляет чудесами

И молодеет в городе народ

И множит славу трудовой Казани.

15-нче бала :

Салам тебе, Казань, восставшая

Из праха и легенды !

Праздновать тебе любимый город

Еще не одно тысячелетие.

Субра :

Идел ярларында нурлар сибеп

Матур булып ата безд та.

Та шикелле якты туган илем

Бхет биргн ирем Татарстан .

Песня “Мин яратам сине Татарстан” .

Литература :

1. Татарские легенды о прошлом Камско-волжского края. -Вахидов С. Г. ,1926

2. Сборник стихов “Моя Казань!-сказать имею право”.

3. Балаларны туган якны табигате белн таныштыру. Балалар бакчаларында эшлче трбиячелрг методик кулланма. Тзче Набиуллина И. Ш. Казан, 2001.

4. Искиткеч сяхт. ”Ак барс”иат иткн журнал. №8.

5.“Ачык дрес” газетасы.

6. Р. Фэйзуллин “Онытма син!”.

7. ТАТАР ХАЛЫК РИВАЯТЬЛРЕ М ЛЕГЕНДАЛАРЫ . Раннур нэшрияте,2014.

Татарские мифы и легенды Выполнила: Тюгаева Дарья, ученица 7а класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Руководитель: Алферьева М.К. Выполнила: Тюгаева Дарья, ученица 7а класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области» Руководитель: Алферьева М.К. Сетевой проект «Разноцветный хоровод»




Богатырь Идель и красавица Акбикэ На берегу реки Ширбетле некогда стоял большой город, где в роскошном дворце счастливо жил богатый хан. Жена его Фатыма слыла искусной чародейкой. Отрадой родителей была их единственная дочь красавица Акбикэ. Многие юноши были тайно влюблены в нее, но обходили дворец стороной, страшась чародейки Фатымы. Дочери хана полюбился богатырь Идель. Однажды набрался он храбрости и выкрал красавицу Акбикэ, чтобы всегда быть вместе с ней. Фатыма потребовала возвратить дочь обратно во дворец. Но Идель и Акбикэ не послушались ее. Разгневалась чародейка, дунула-плюнула на похитителя и отогнала прочь со своих глаз Идель- Волгу, туда, где теперешнее русло реки. С тех пор влюбленные никогда не разлучались.


Большие люди В давние времена люди были совсем другие - высокие, могутные. Через еловые леса пробирались как через большую траву, овражки и буераки, озерца запросто перешагивали. Как-то сын одного из таких великанов играл-резвился и увидел совсем маленького человечка, пашущего землю. С конем, с плугом. Поставил мальчик человечка вместе с конем и плугом себе на ладонь и долго дивился: откуда такие диковинки? А потом положил их в карман и отнес домой. Рассказывает отцу; - Когда я играл, нашел вот этого игрушечного человечка, - и показал находку. Взглянул отец и говорит: - Сынок, ты его не повреди. Где нашел, туда и отнеси. Это один из тех людей, что будут жить после нас. Мальчик отнес человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место.


Испугался собаки Они сторожили срубленные деревья. Вдруг слышат, как кто- то с треском шагает по сучьям, идет прямо к ним. При лунном свете видно: длинный, худой, весь покрыт шерстью. - Гав-гав есть? - спрашивает. - Нет, - отвечают ему. - Чух-чух есть? - Нет. Один из сыновей прячет собаку за спиной. Рвется она, вот-вот прыгнет. А шурале все ближе. - Поиграем в щекотку? - говорит. Тут уж отпустили собаку - у шурале откуда прыть взялась, рванул куда глаза глядят. Наутро встали, увидели: куда убежал шурале, там деревья полосой полегли. Он, оказывается, боится собаки и кнута. Отец покойный рассказывал, что в нашей деревне жил человек по имени Персиям Сатдин. Однажды он с двумя сыновьями заночевал в лесу и видел шурале.


Албасты Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Однажды, рассказывал некогда ученик казанского медресе, в месяце Рамазан ночью после ужина лег я спать. Во сне видел, что иду в мечеть на молитву. Когда я вошел в мечеть, мулла и народ уже молились. Вдруг вижу я здоровенного старика нищего, который подходит ко мне, грубо хватает и начинает давить. Давил он так сильно, что нельзя было дышать. Я задыхался и терял сознание. Хотел было закричать, но голос не выходил из горла. Через некоторое время Албасты исчез и я, вскрикнув от ужаса, проснулся измученным, усталым и на другой день захворал.


Впрочем, не всегда Албасты давит человека, иногда тот отделывается легким испугом, и большого вреда таинственное существо не приносит. Ехал мужик зимой от города Казани в свою деревню в ночное время. Не доезжая до деревни каких-нибудь две-три версты, видит, что по обе стороны от него движутся два стога сена, а возле этих стогов что-то светится. Присмотревшись внимательнее, ужаснулся мужик, признав в стогах Албасты. Начал он погонять лошадь, но сколько ни понукал ее, никак не может миновать светящихся стогов. Убедился окончательно, что его преследует Албасты, и принялся стегать лошадь еще сильнее. Но все без толку.


Слышит, вдруг пропели петухи, и тотчас исчезли и оба стога, и свет возле них. После этого лошадь, почувствовав облегчение, побежала уже не рысью, а рванула прямо вскачь, так что нельзя было удержать ее. Наконец очутился мужик в незнакомой деревне и никак не может понять, где он. Долго соображал и догадался, что это та самая деревня, через которую он проезжал еще днем. После двух-трех часов гонки подъезжает он к темному лесу, какого и не было в этой местности. Слышит звуки музыки, отдаленные человеческие голоса, мычание коров, ржание лошадей... Еще сильнее испугался мужик и с молитвой поехал дальше. А светящиеся стога не отстают ни на шаг, все сопровождают его. Посмотрел кругом - те же стога и тот же необыкновенный свет около них. Потерял мужик всякую надежду на избавление. Нападет, думает про себя, Албасты и задавит. Ну, будь что будет! Лег он в кошевку и отпустил поводья...


Собрав последние силы, отправился мужик в свою деревню. Между тем уже стало светло. Когда он ехал, все смотрел по сторонам, дивился на следы своих саней и вспоминал о ночном путешествии. В конце концов оправился он и, почувствовав освобождение от Албасты, благополучно приехал в родную деревню. Однако после этого случая мужик захворал и едва остался жив. Если бы в ту темную ночь не пропели вовремя петухи, гибель его, верно, была бы неминуема.


Звездочка Зухра Когда-то жила на свете девушка по имени Зухра. Была она пригожей, умной, слыла большой мастерицей. Все вокруг восхищались ее умением, расторопностью и уважительностью. Любили Зухру и за то, что она не возгордилась своей красотой и трудолюбием. Зухра жила с отцом и мачехой, которая завидовала падчерице, бранила ее за любой пустяк, взваливала на девушку самую тяжелую работу по дому. При отце злая женщина придерживала язык, но только он за порог, как начинала изводить приемную дочь. Мачеха посылала Зухру за хворостом в страшный дремучий лес, где водилось множество змей и свирепых зверей. Но они ни разу не тронули добрую и кроткую девушку.


Зухра трудилась от зари до зари, старалась выполнить все, что ей прикажут, пытаясь угодить отцовой жене. Да где там! Покорность и долготерпение падчерицы и вовсе выводили из себя мачеху. И вот однажды под вечер, когда Зухра особенно сильно устала от беспрестанной работы, мачеха велела ей натаскать из реки воды в бездонную посудину. Да пригрозила: - Если до утренней зорьки не наполнишь до краев, чтоб ноги твоей в доме не было! Не смея перечить, Зухра взяла ведра с коромыслом и отправилась по воду.


Так уж сна намаялась за день, что ноги едва несли ее, руки отнимались, а плечи сгибались даже под тяжестью пустых ведер. На берегу Зухра решила хоть немного передохнуть. Сняла с коромысла ведра, расправила плечи, огляделась. Была чудная ночь. Луна лила на землю серебристые лучи, и все вокруг нежилось в сладостном покое, осиянное ее лучами. В зеркале воды мерцали звезды, соединяясь с их хороводом в небесном океане. Все было полно таинственной пленительной красоты, и на какие-то мгновенья забылась Зухра, ушли прочь печали и невзгоды.


Плеснула рыба в камышах, накатила на берег легкая волна. Вместе с ней нахлынули воспоминания милого детства, будто вновь прозвучали ласковые слова любимой матушки. И от этого еще горше стало несчастной девушке, очнувшейся от минутного забытья. Горячие слезы покатились по ее щекам, крупными алмазами падая на землю. Тяжко вздохнув, наполнила Зухра ведра, и коромысло невыносимой тяжестью легло не девичьи плечи. А еще тяжелее лег камень на сердце. Снова взглянула Зухра на луну - она все так же вольно плыла по небесной дорожке, сияя и маня. И так захотелось Зухре вновь забыться, подобно небесной страннице не знать ни горя, ни забот и дарить доброту и ласку...


В это время с неба скатилась звездочка. А покуда она падала на землю, становилось все светлее и светлее. На душе у Зухры вдруг полегчало, тяжкий камень перестал давить на сердце девушки. Сладкая истома охватила ее, стало отрадно, покойно. Зухра почувствовала, как ведра с водой становятся почти невесомыми. Глаза ее сами собой закрылись. А когда Зухра вновь распахнула свои длинные ресницы, то увидела себя на луне, в которую она так долго вглядывалась. Ее окружил хоровод из множества звезд, одна из которых засияла особенно ярко.


Оказывается, эта звезда всегда следила за Зухрой. Она видела ее страдания, не ожесточившие девушку против злой мачехи. Эта самая звезда обняла Зухру своими лучами и подняла ее ввысь, до самой луны. Никто на земле этого не увидел, ничто не нарушило ее ночной покой. Лишь подернулась рябью гладь реки у берега и вновь стала чистой, как зеркало. А с утренней зорькой исчезли и луна, и звезды. Пришел на берег отец Зухры, долго искал свою доченьку, звал - кликал ее любимой и ненаглядной. Но увидел лишь два ведра, до краев наполненные водой. И то ли почудилось ему, то ли вправду это было - будто вспыхнула и исчезла в чистой воде маленькая ясная звездочка. Потемнело, зарябило у отца в глазах. Тронул он ведра рукой - шелохнулась вода, засверкала, заиграла. Словно не ей были полны ведра, а множеством драгоценных алмазов...




Список литературы и источники tatarstana/skazochnyie-suschestva-tatar.html tatarstana/skazochnyie-suschestva-tatar.html Мифы Древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времён до наших дней / сост. В. И. Вардугин; ил. Г. М. Панфёров. - Саратов: Надежда, с. : ил.

Тонкость Востока, современность Запада, теплота Юга и загадочность Севера – все это о Татарстане и о его людях! Представляете, насколько интересный исторический путь прошел народ, живущий на такой изобильной и богатой земле, первым защищавший Русь от нашествия монголо-татар и построивший такие великолепные города как Казань, Свияжск и Елабуга. И, конечно же, все это отразилось в легендах и традициях татарского народа. В этом разделе собраны самые интересные и загадочные предания, истории, мифы и легенды Татарстана.

Вообще татарские баснословные существа можно разделить на следующие две группы:

1) существа, обитающие в воде , и 2) существа, живущие на суше .

Существа, обитающие в воде : су-бабасы, су-ияси, су-анасы, юха;

Под именем су-бабасы татары разумеют живущего в воде (именно в озере) повелителя воды, водяного деда. Но никто не видел, чтобы дед этот выходил когда-либо из воды и относился к людям непосредственно; на это у него, как видно, есть родственное ему существо, вроде слуги, докладчика и исполнителя его повелений, это — Су-ияси.

Су-ияси — (то есть “водяной хозяин”) является татарину в образе бойкого мальчишки, посредника между татарином и своим повелителем, водяным дедом, — и образе посредника глуповатого, трусливого, неопытного, не знающего хорошенько татарина, но более сильного, чем татарин и менее, чем медведь.

Су-анасы — “водяная мать”. Су-анасы есть мать су-ияси и жена су-бабасы, бывает иногда видима нечаянно подошедшему к воде татарину в образе женщины, чешущей себе гребнем волосы — видима и днем и ночью.

Юха – дракон, превратившийся в юху-девицу. Дракон может принимать на себя различные чувственные образы и в них являться татарину, чтобы всячески вредить ему; между прочим, он принимает иногда образ девицы необыкновенной красоты, которая расчесывает себе волосы, сидя на берегу озера. Превратившись в девушку, юха может сделаться женою, может выйти замуж. При этом муж непременно пламенно полюбит свою супругу; но вместе с тем будет все более и более худеть. Вот что такое юха-кыз, юха-девица!

Существа, живущие на суше : убыр, албасты, уряк, бичура, уй-иясе, абэар-иясе, чячяк-анасы, чячяк-ияси, шюряли, джин и диу-пэри.

Убыр – всегда имеется в одном каком-либо человеке, который потому и называется убырлыкши (“вампир-человек”). Убырами в сказках встречаются старухи (убыр-карчык). Узнать убыра-человека татарин может легко потому, что у него под мышкою вовнутрь организма бывает дырка, через которую входит в человека убыр. Убыр, как у русских “домовой”, может давить татарина и даже являться ему наяву. Когда убыр давит татарина, то этот последний не может шевельнуться; но если только ему удастся как-нибудь укусить убыра, тогда то лицо, в котором давящий убыр имеет свое пребывание, будет непременно укушено в тот же член, в который давимый татарин грызнул убыра. Убыр-старухи всегда живут в глуши и вдали от татарских жилищ, куда может попасть татарин, только сбившийся с дороги — когда идет или едет. Живут они в избушках. Впрочем, бывают случаи, когда татары, имея нужду узнать о потере чего-нибудьважного, сами стараются отыскать убыр-старуху; но это бывают счастливцы, люди достойные, силачи,хитрецы.

Албасты. Именем Албасты у татар называется сила или злое существо, живущее и являющееся людям преимущественно в нежилых домах, на пустырях, полях и в лугах. Является людям Албасты в обличье человека, а больше всего в виде большого воза, копны, стога, скирды, елки и т. д. Опасен Албасты тем, что может задавить человека насмерть, причем еще пьет иногда у него кровь. Когда Албасты давит человека, тот чувствует сильное сердцебиение и удушье.

Уряк (“дуть ”) — существо, являющееся татарину где-нибудь в лесу или на дороге над умершим насильственною смертью. Его видит прохожий татарин, по поверью, в образе человека или копны, переваливающейся и идущей вперед. Уряк может преобразиться в облако. Если бы прохожий татарин и не увидал сразу на пути мертвое тело, то раздирающий клик уряка непременно обратил бы его внимание на это тело. Если при этом человек захотел бы на видимого издали и кричащего уряка посмотреть вблизи, то уряк сделался бы невидимым. Из страха увидать непонятное и таинственное существо и слышать его раздирающий душу голос татарин всячески остерегается наткнуться ночью на пути на мертвое тело. Когда татарин слишком чего испугается, он говорит: “мой уряк поднялся!”. Уряк имеется у всякого татарина.

Бичура — то же, что у русских кикимора или “соседка”. Это существо представляется в виде женщины — ростом от полутора до двух аршин. На голове у нее ирнак, старинный татарский головной убор. Бичура живет в жилых помещениях — на подволоке, в подполье и в банях, но не у всех, а только у некоторых хозяев. Иные отводят для бичуры особую комнату, где ее поят и кормят. На ночь оставляется тарелка с пищей и несколько ложек. Наутро тарелка пуста, Бичура ничего не оставляет. А если рассердится за что-нибудь на хозяина, то разобьет чашку, в которой ей подается пища, и раскидает все, что попадает ей под руку. Бичура нередко во сне давит человека, любит внезапно пугать его и вообще озорничает над людьми. Вдруг откуда ни возьмись, пролетит кирпич, полено. Кто бросил полено, неизвестно. Из-за Бичуры иногда бросают дома, жить бывает нельзя, особенно одиноким.

Уй иясе — баснословные существа, по верованию казанских татар, живут повсюду — и в домах, и в поле, и в лесу, и в воде. Среди обитающих в домах и во дворах, рядом с человеком, почетное место занимает Ий иясе, или хозяин дома, домовой. Ий иясе жилищем своим обыкновенно избирает подполье, откуда и выходит по ночам. Он представляется стариком, носящим довольно длинные волосы. Домовой заботливый хозяин и даже полезная тварь: оберегает дом, в предчувствии беды всю ночь ходит, беспокоится и вздыхает. Если ночью случится какое-то несчастье, будит людей, трясет их за ноги или стучит. При хороших отношениях с людьми домовой бывает благодушным, заботливым хозяином. Полезно его иногда умилостивлять. Чтобы умилостивить домового, глава семьи должен давать милостыню, носящую название “якшамбе садакасы”. Когда домовой гневается, а хозяин ничем не пытается угодить ему, с живущими в доме могут происходить разные несчастья, появляться чесотка, чирьи и другие болезни. Случается и падеж скота, хотя виновником его становится скорее другое существо, Абзар иясе. Домовой же, бывает, занят только животными, обитающими в самом доме, например, кошкой.

Абзар иясе — кроме домового, по поверью казанских татар, существует еще Абзар иясе — хозяин хлева, обитающий на дворе или в хлеву. У русских нет соответствующего названия для Абзар иясе, так как “обязанности” его несет тот же домовой. Абзар иясе по преимуществу — властелин скота. Иногда Абзар иясе показывается людям в образе человека или животных, но только издали и ночью. К скоту он имеет ближайшее отношение. У любимой лошади хозяин хлева заплетает гриву, приносит ей корм. Лошадь, которую Абзар иясе почему-либо невзлюбит, он всю ночь мучит, всю ночь на ней ездит, отнимает у нее корм и передает любимой лошади. Опальные лошади делаются скучными, худыми, их лучше всего скорее сбыть со двора, чтобы они не погибли.

Чячяк-анасы и чячяк-ияси (“оспенная мать” и “оспенный хозяин”) — по поверью татар, когда ребенок болеет оспою, то в больших оспинах именно и присутствуют сейчас сказанные существа.

Шюряли — баснословное существо вроде лешего у русских. Шюряли водятся в лесах и не по одному; видимы бывают татарину в человеческом образе. Все они имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, а другую — на левое. Если повстречается им в лесу татарин, то они приглашают его играть в щекотанье, но если тот согласится, защекочивают его до смерти. Но татарин может перехитрить шюряли; а как? Он предложит шюряли играть в щель, и тот, по глупости своей, согласившись, погибает. Что же это за игра? Татарин ударом топора вдоль толстого дерева делает в дереве щель, и чтобы она была шире, забивает в нее клин, а когда шюряли засунет в щель свой палец, татарин мигом выхватывает оттуда свой клин и таким образом ущемляет шюрялия. Шюряли завопит от боли диким голосом, чтобы сбежались подобные ему существа, и, освободив его от беды, отомстили бы татарину, защекотав его насмерть. Но если раньше татарин на вопрос шюряли: “как ему имя?” догадался ответить: “имя мое былтыр” (прошлый год), то, ущемив шюряли и бросившись бежать, спасается, потому что шюряли закричит тогда впопыхах: “прошлый год ущемил!”, а сбежавшиеся товарищи, не только не побегут искать хитреца, а просто расхохочутся над беднягою: “чего искать прошлый год, не найдешь! Видно, шюряли очень глупый!” — скажут ему тогда в ответ.

Джинн. До человека на земле существовали Джинны, или гении. Так же, как и люди, они рождались и умирали, однако подобно ангелам обитали и в воздухе. Джинны стремились проникнуть в тайны неба, но всякий раз отгонялись “охранительными пламенниками”. Некогда именно Джинны господствовали на земле. Мы сотворили, говорится в Коране, человека из брения, а гениев прежде того мы сотворили из огня самума. По прошествии некоторого времени Джинны возгордились и вздумали ослабить могущество Божие на земле, стали подвержены многим заблуждениям. Для наказания их Бог послал Иблиса с ангелами, которые разбили Джиннов в сражении, оставшихся в живых выгнали с земли на острова и горы. После изгнания Джиннов Бог обратился к ангелам за советом о сотворении человека. По народным рассказам, Джинны не причиняют людям большого вреда. Но, отличаясь навязчивостью и принимая резные обличья, они пугают человека, и встреча с ними, по крайней мере, нежелательна.

Диу-пэри – дивы, являются татарину обыкновенно в лесах и в полях, и притом в различных образах: иногда копною сена, иногда в образе девицы, причем могут выйти за татарина замуж. Живут в особенных своих городах, имеют царства под землею и морем, и невидимо — на земле. Они живут и владеют теми местами и там, где положен клад. Да и сами кладовые вещи, обыкновенно неблагоприобретенные, от продолжительного пребывания в земле порождают дивов, подобных во всем своим предкам. О дивах нужно заметить, что они непримиримо враждебны татарину:

1) они похищают девочек; до возраста держат их у себя и тогда на них женятся;

2) дивы ругаются над татарином: например, в образе какого-либо знакомца или добряка див уводит татарина в свой город, в доме у себя угощает его; но если татарин скажет: “бисмиллю” (во имя Бога!) перед вкушением пищи, то явно будет видно, что это не пища, а лошадиный помет;

3) див непременно постарается зазванного к себе в гости татарина свести с лица земли и обыкновенно так: прикажет жене истопить баню, поведет в нее гостя, и когда тот разденется, див предложит ему с видимым радушием услуги свои — помыть, испарить, а когда татарин подставит спину, то див забьет его комлем веника до смерти и мертвого зароет под полком своей бани.

Литература:

Каюм НАСЫРИ «Поверья и приметы казанских татар»

Легенды

Казань. Чертово городище и Казанская Божия Матерь
SmartNews собрал легенды Татарстана

Практически каждый город нашей большой страны таит в себе легенды и предания, которые местные жители передают друг другу из уст в уста десятки, а то и сотни лет. Их рассказывают детям и внукам, путешественникам, гостям, собирают в сборники, сочиняют про них песни. Мы собрали самые интересные и содержательные легенды российских регионов, на основе которых можно составить альтернативную историю страны.

~~~~~~~~~~~

По теме: || || ||

В легендах народ Татарстана выразил свои идеалы и ценности. В рассказе о гордой царице Сююмбике он восхваляет верность, а в повести о сестрах, улетевших от врагов в виде 12 голубиц, прославляет смелость. SmartNews отобрал самые интересные и таинственные легенды края.

Подземные ходы на Кремлевском холме

Таинственные легенды связаны с подземными ходами и катакомбами, которые якобы пронизывают весь Кремлевский холм. Одна из древних легенд гласит, что под Казанью существует большое подземное царство, где обитает огнедышащий дракон. Кстати, впервые о подземной Казани в летописях стали упоминать во времена завоевания ее Иваном Грозным. Известно, что войска Грозного вели подкопы под стены Казанского кремля. Подкоп вели из Даировой бани на берегу Булака, пользуясь ее мощными каменными сводами как надежной защитой от обстрела. Прокопав галерею в сто сажень, осаждающие услышали голоса жителей, идущих по подземелью за водой, и вкатили в подкоп бочки с порохом.

Не только любители легенд, но и историки не раз говорили о том, что Кремлевский холм и прилегающая к нему часть кряжа, на которой лежит улица Кремлевская, изрезаны подземными ходами. Как факт, известны адреса в этом районе, где находятся входы в подземелья, — подземелье Гостинодворской церкви, остатки которой находятся во дворе Госмузея РТ (ход из церкви вел в сторону Кремля), подземелье неподалеку на улице Чернышевского, подземелье под усадьбой Боратынских, родственников русского поэта Евгения Боратынского.

— Подземелья сохранились фрагментарно. Верхний холм, где улица Кремлевская, сам Кремль, особенно от Кремля до Императорского университета, а также улица Баумана — там подземелье испещрено ходами. В моем детстве мы половину улицы Баумана проходили из подвала в подвал. Потому что купцы были людьми рачительными и строили дома не с одним уровнем подвала, а двухэтажные подвалы для хозяйственных нужд. В основном эти подземные ходы завалены, находятся в плохом состоянии. Остался подземный ход от Александровского Пассажа в сторону дома Пчелина (бывшая академия госслужбы при президенте РТ). Там на уровне подвала есть гардеробная, где во время реконструкции открывался свод, в который вполне могла пройти лошадь с телегой. Ход от дома Пчелиных шел в сторону улицы Профсоюзной. Также от этого дома ход шел в сторону Казанской духовной семинарии, где сейчас находится геофак университета. В районе Черного озера в начале 60-х годов прошлого века просматривался подземный ход в сторону Кремля. И от магазина «Красный Восток», по диагонали от ЗАГСа, в XIX веке уровень подвалов уходил на глубину чуть ли не 12 метров. Во время строительства Кул-Шарифа открылись подземные ходы в сторону одной из сторожевых башен. Ну и самый знаменитый подземный ход — Тайницкой башни, который защитники Кремля в 1552 году использовали, чтобы добывать воду из ключа. Эти подземные ходы сохранялись до середины XX века, послевоенное поколение их еще могло видеть и изучать.
Анатолий Елдашев



Есть легенда, что существует подземный ход к Казанскому кремлю от памятника на воде — церкви Спаса Нерукотворного, крупной братской могилы, где похоронено не меньше 10 тыс. русских воинов. Там действительно есть подземная галерея по периметру церкви на глубине 3 метров. Изначально этот храм стоял на левом берегу Казанки, после подъема Волги, связанного со строительством Куйбышевской ГЭС, памятник оказался на островке.

— По преданиям, когда татары оказывались в окружении, то действовали хитро — не зря же сохранилось такое старинное выражение для обозначения хитрости, как «хитрый татарин». Они совершали налеты отрядами в тыл врага, используя подземные ходы. Татар боялись и даже связывали их неожиданные появления с чем-то мистическим.
Любовь Ковалева


Легенды о Сююмбике. Трагическая история любви

Одна из достопримечательностей современной Казани — башня Сююмбике. Она является таким же символом города, как Эйфелева башня для Парижа. Башня Сююмбике — это знаменитое многоярусное падающее здание высотой 58 метров. С ней связано немало легенд. Название свое башня получила по имени последней казанской царицы — Сююмбике. По одной из версий, она была построена в начале XVII века как дозорная, по другой — ее считают мавзолеем в честь мужа царицы Сююмбике Сафа-Гирея, другие видят в ней минарет бывшей Муралеевой мечети, на месте которой была позднее построена Дворцовая церковь.

Однако самая поэтическая легенда о Сююмбике — это романтическая любовь Ивана Грозного к татарской царице. Однажды русский царь увидел ее портрет и пленился красотой татарской ханши, он захотел взять ее в жены и сделать царицей в Москве. Однако гордая Сююмбике ответила отказом. По легенде, именно это и стало причиной похода русских на Казань. После захвата города Сююмбике приняла предложение царя. Однако она поставила ему одно условие: выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она. Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу. Когда башня была готова, поднялась на нее неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы.

— Высота башни Сююмбике — 58 метров. По легенде, царица сказала царю, чтобы он построил самую высокую башню, выше всех минаретов. И даже в наши дни в ансамбле Кремля эта башня остается самой высокой. Даже когда строили Кул-Шариф в 2005 году, его минарет не сделали выше 57 метров. То есть и сегодня эта башня выше всех минаретов города.
Любовь Ковалева , экскурсовод, менеджер Туристско-информационного центра Казани



Башня Сююмбике в Казанском кремле


Однако большинство краеведов и историков считают повесть о башне Сююмбике не более чем легендой.

— Это поздняя легенда конца XVII — XVIII века. Да и сама башня никакого отношения к Сююмбике и временам Казанского ханства не имеет. Это более позднее название. Это дозорно-проездная башня времен Петра I, 1709-1713 годов постройки, она закрывала внутреннее пространство губернаторского дворца. И долго она была безымянной. Павел Свиньин, редактор столичного журнала «Отечественные записки», посещая Казань в начале 1820-х годов, увидел эту крепостную башню и предложил назвать ее Сююмбекиной башней по названию популярной в народе царицы Сююмбике. И с его легкой руки это укоренилось и потом было поддержано профессором Казанского университета Михаилом Рыбушкиным. Ее называли «Сююмбекина башня». Это привилось. До революции ее верхушку украшал герб Российской империи — двуглавый орел. В 1918 году появился полумесяц. В советское время там был просто шпиль, а в начале 1990-х годов опять установили полумесяц.
Анатолий Елдашев , историк, краевед, председатель Клуба любителей казанской старины, лауреат Макариевской премии


Легенда о Чертовом городище

Чертовым городищем в Татарстане называют место вблизи города Елабуги и реки Камы, на высоком берегу которой стоит старая каменная башня возрастом более тысячи лет. Эта башня стала символом Елабуги. Ее древность и таинственность послужили возникновению в народе большого числа мифов и легенд, зачастую жутких и пугающих.

По одной из легенд, в этой каменной башне в прежние века жил страшный змей-оракул с испепеляющим взглядом. Он знал и прошлое, и будущее, и все вокруг боялись его и поклонялись ему. Может быть, говорит легенда, это был и не змей, а какое-то нечто, монстр, дикий зверь, чудовище, не ведающее жалости. Предсказания змея всегда сбывались, и к нему, несмотря на страх, приезжали люди с разных сторон, и бедные, и знатные. В качестве платы змей требовал богатые дары, лучшие кушанья и даже красавиц для утехи. И вот эти красавицы приносили, согласно легенде, жуткое потомство. Это были странные создания, похожие на людей и на леших одновременно. В татарском фольклоре существует название для таких существ — шурале, дети змея и живой женщины, маленькие горбатые существа с частью мозга, выступающей наружу. Нигде не говорится, что эти создания наносили кому-то вред, но пугали они своим видом людей до смерти.

Однако змей исчез из этих мест, и случилось это, когда Булгарское царство было разрушено полчищами Тамерлана. Тогда змей вместе со своими заложницами улетел в другие края. А их дети, по легенде, расселились по всему миру.


— На месте этого городища находился прежде Костромской монастырь и монастырское село, который был закрыт в конце XVIII века во время секуляризации. В монастыре использовали дозорную башню, вероятно оставшуюся с булгарских времен. Благодаря хлопотам городского головы Елабуги в середине XIX века Ивана Шишкина, купца и отца знаменитого художника, древность не пропала: он выделил средства на ее реставрацию, подновил.
Леонид Абрамов


Легенда о Девичьей горе

К северо-западу от села Билярск в Татарстане есть сказочный уголок природы. В живописном лесу у подножия горы Хужалар-Тавы («гора хозяина») бьет родник с кристально чистой и целебной водой, который стал своего рода духовным центром, объединившим три религии: язычество, мусульманство и христианство. На самой горе издавна располагалось языческое святилище — древние булгары приносили здесь жертвы своему главному богу Тенгре. На вершину этой горы ведут лестничные ступени — их больше трехсот. По преданию, если хочешь получить исцеление, то нужно преодолеть крутой подъем и обойти семь раз вокруг стоящего на вершине большого черного камня. Причем за камень нужно держаться одной рукой.

Относительно этого места существует много разных легенд, причем как христианских, так и мусульманских. Православные называют родник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Христиане верят, что ключ — это «слезы святой, которые она проливает над грехами рода человеческого». А легенда гласит: «Пропала однажды из местной церкви почитаемая икона. Вскоре татарская девушка увидела икону русского бога, плавающую на поверхности близлежащего озера. Девушка захотела достать икону, и святыня сама подплыла к ней. Икону водворили на место, но в ту же ночь она опять пропала. И снова та же девушка увидела ее посреди все того же озера, но икона больше не далась ей в руки. Внезапно раздавшийся голос сказал девушке: “Если желаешь меня поймать, прими христианство. И я сама приду к тебе в руки и больше из церкви не исчезну”. Девушка приняла христианство, и местные жители стали почитать ее как святую. А местом ее захоронения стал склон горы, из-под которой и забил святой ключ».


А вот по татарской легенде, когда-то на этом месте находился древний город, которым правил Тырышмал-ходжа. Было у него двенадцать умных и прекрасных дочерей. Однажды на город напали враги, и в жестокой битве многие сложили свои головы. Защищавшие город вместе с отцом девушки были схвачены и приведены на то место, где сейчас стоит гора Хужулар-Тавы. Враги приказали им носить землю и насыпать целую гору, на вершине которой враги хотели закопать отца с дочерьми живьем — в назидание непокорным. Однако случилось чудо: красавицы обратились ясными звездами и вознеслись на небо (по другой версии — лебедями и голубицами), а их отец Тырышмал-ходжа бросился с горы и превратился в источник, который и по сей день почитается святым. В память о тех событиях гора зовется в народе Девичьей.

— Это древняя булгарская легенда. Она повторяется в разных местах. Помимо Билярска, Девичья гора есть также в соседнем Аксубаевском районе. И там, и в Билярске рассказывают про девушек, которые сражались с врагами, укрываясь в крепости, а потом они улетели птицами — голубицами или лебедями. А вообще Билярск всегда был важен как для православных, так и для мусульман. Там святой источник бьет, к которому стекалось несколько десятков тысяч людей со всего Закамья на Троицу. Православные почитали святой ключ как место обретения иконы Божией Матери «Живоносный источник», хранившейся в билярской церкви. Причем православные люди шли по 30-40 километров крестным ходом: привязывали на колени дощечки и двигались ползком. И в гору поднимались так. Глина на горе считалась чудодейственной. Биляр издревле считался одной из главных святынь у мусульман, несмотря на то что город исчез в монгольском нашествии в XIII веке. Это место показывает общность наших культур.
Леонид Абрамов , краевед, культрегер, издатель книг по истории Татарстана


Легенды об иконе Казанской Божией Матери

В наши дни одной из самых почитаемых и известных в мире икон является икона Казанской Божией Матери. По легенде, в которой есть как правда, так и народная фантазия, икона была найдена 23 июня 1579 года. В этот день в доме стрельца Даниила Онучина, стоявшем в начале нынешней Большой Красной улицы в Казани, вспыхнул пожар, испепеливший затем большую часть города. Вскоре после этого дочери стрельца Матрене во сне явилась Богородица и поведала о том, что на месте сгоревшего дома скрыт ее Пречистый Образ. Взрослые не приняли всерьез рассказ девочки, хотя сон приснился ей еще дважды. Тогда десятилетняя Матрена вместе со своей матерью начала поиски самостоятельно. На том месте, где прежде стояла печь, на глубине двух вершков она нашла образ Богоматери с младенцем на руках, завернутый в старый рукав от одежды вишневого цвета, но краски на ней светились первозданной яркостью. Представители духовенства, городской власти, горожане — все собрались, чтобы увидеть икону, — весть о ней облетела Казань. Образ отнесли со всеми почестями в ближайший храм Николы Тульского, а затем перенесли в собор.

Вскоре после обретения иконы всем стало известно о ее чудотворной силе. Позднее выяснилось, что это был список с Богоматери, именуемой Одигитрией, то есть путеводительницей. Список с чудотворной иконы был отправлен в Москву, царю Ивану Грозному. Он приказал построить на месте обретения иконы церковь и устроить при ней девичий монастырь. Матрена постриглась в него, приняв монашеское имя Марфа. Она стала первой из сорока инокинь этого монастыря, а потом и его настоятельницей.


Обретенная икона никогда не покидала Казань, только список с нее в Смутное время был привезен в Москву. Известно, что там он сотворил чудо. При осаде поляков, занявших Москву в 1612 году, русское ополчение долгое время не могла добиться успеха. Тогда список с образа был передан казанцами князю Дмитрию Пожарскому. После строгого трехдневного поста по всей земле Русской, когда даже младенцы и домашние животные не ели пищи, только читали молитвы перед иконой Казанской Божией Матери, архиепископу Арсению ночью во сне явился сияющий Божественным светом преподобный Сергий Радонежский и возвестил, что «завтра Москва будет в руках Пожарского». Новость объявили всем, и наутро, воодушевленные небесным заступничеством, русские выбили поляков из Китай-города, а затем освободили и Кремль. Так закончилась эпоха великой Смуты.

Велика была роль чудотворной иконы и во время Великой Отечественной войны. В блокадном Ленинграде совершили крестный ход с иконой, и там сбылось пророчество, сказанное еще Петру I святителем Митрофаном, что, «пока икона находится в городе, вражья нога не ступит в него». В боях за Сталинград икона защищала Россию на последнем пятачке земли, была она и под Кёнигсбергом, и на других участках фронта, где приходилось особенно туго.

Однако оригинал иконы, находившийся в Казани, был утрачен в 1904 году.

— Икона была утрачена в июне 1904 года. Ее выкрали из храма, а вместе с ней и икону Спасителя. Икону грабители рассекли топором. По легенде, в этом святотатстве участвовали старообрядцы, но это никакими источниками не подтверждается.
Анатолий Елдашев , историк, краевед, председатель Клуба любителей казанской старины, лауреат Макариевской премии


Акафист иконе Казанской Божией Матери


Наталия Фёдорова, Татьяна Леонова,
Наталья Гребнева, Станислав Захаркин

SmartNews, 31 января 2014