Традиции древней руси презентация. Культура Древней Руси – конспект и презентация к уроку истории. Школы на Руси

Слайд 2

Что такое культура?

Слайд 3

Культура –совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определенной эпохой, определенным народом

Слайд 4

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией

восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами

Слайд 5

Особенности культуры Древней Руси

  • Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян;
  • Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения ближайших своих соседей;
  • Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства;
  • Мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными.
  • Слайд 6

    Устное народное творчество-фольклор

    Повседневная жизнь, удивительные события отражались в фольклоре: песнях, былинах, загадках, пословицах, заклинаниях. Особое место занимает былинный эпос.

    Приведите примеры.

    Слайд 7

    Былины – народные эпические песни, возникшие в Древнее Руси, о богатырях, их военных подвигах.

    Герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри, обороняющие Русь от кочевников. Былины славили могущество Руси, будили патриотические чувства («Илья Муромец и Калинин-царь», «Добрыня и Змей», «Владимир Красное Солнышко» и пр.).

    Слайд 8

    Задание: вспомните идеи западноевропейского эпоса?

    Завоевание, религиозная война, крещение иноверцев

    Слайд 9

    Русская азбука на бересте, найденная в Новгороде

    Азбука- великий шаг, каждый народ нуждается в своей письменности. Рождение славянской азбуки- заслуга Кирилла и Мефодия.

    Письменность

    Слайд 10

    Кирилл и Мефодий прибыли в Великорусскую державу для ведения богослужения на славянском языке. А потом началось и создание азбуки. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык, в частности основные богослужебные книги. Сохранилось предание, что первая фраза, переведенная Кириллом, гласила: «в начале было слово….»

    Вопрос:О чем говорит эта находка?

    О том, что на Руси была письменность и были грамотные люди. Зародилась письменность на Руси до принятияхристианства.

    Слайд 11

    Берестяная грамота мальчика Онфиса. Новгород.

    Обучали письму не только мужчин, но и женщин. Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников - об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом.

    Слайд 12

    После крещения Руси из Византии стали приезжать церковные деятели и переводчики; открывались школы при монастырях и церквях, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания святых, исторические сочинения.

    Писали на пергаменте (выделанная телячья кожа).

    Слайд 13

    Первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги переплетались в кожу, богато украшались драгоценными камнями.

    Книги были украшены миниатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

    Слайд 14

    Почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

    Слайд 15

    Литература

    • Жития –литературное описание людей, причисленных к лику святых
    • «Сказание о Борисе и Глебе», «Жития княгини Ольги»
    • Летопись-запись происходивших событий, составленная по годам.
    • «Повесть временных лет»
    • «Слово»-торжественное и поучающее обращение «Слово о Законе и Благодати».
    • «Хождения»(или, по-древнерусски, хожения) - своеобразные путевые заметки.
    • «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю.
  • Слайд 16

    Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись.

    Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» - летописный свод, который, очевидно, начал составляться около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, использовавшим записи XI века. Летопись Нестора сохранила свидетельства о важнейших событиях древней русской истории, в том числе призвании варяжских князей, возникновении княжеской власти, походах славян, о принятии христианства и создании славянской грамоты, о подвигах святых мучеников.

    Летописец Нестор

    Слайд 17

    Деревянное зодчество

    Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости.

    Задание:Назовите особенности русского деревянного зодчества

    Особенности: многоярусность строений; наличие разнообразных построек; увенчание построек теремами и башенками; резьба по дереву.

    Двор князя

    Слайд 18

    Каменное зодчество

    Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Успения Богородицы, заложенная византийскими мастерами в Киеве в 989 г. и законченная в 996 г. Так как князь Владимир выделил десятую часть доходов на содержание этой церкви, то она получила название Десятинной. Церковь рухнула в 1240 г. во время взятия Киева Батыем. До нас дошли только остатки ее фундамента.

    Слайд 19

    Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии,заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской. Собор был украшен фресками, в тематику которых входили и евангельские, и бытовые сцены, в частности, изображение членов княжеской семьи.

    Софийский собор в

    Киеве,1037г.

    Слайд 20

    Софийский собор в Новгороде

    По примеру Киева в 40-е - 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора - гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики - Софию Новгородскую украшали только фрески.

    Слайд 21

    Золотые ворота в Киеве

    Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху - археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века - прежде всего это Золотые ворота в Киеве.

    Слайд 22

    Храмовая живопись

    Произведения живописи- это иконопись (искусство изображения святых по строго определенным канонам), фрески (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке)и мозайки (картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков).

  • Слайд 27

    Установите правильное соответствие

    • Былины литературное описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых
    • Зодчество настенная живопись, при которой краска наноситься на сырую штукатурку
    • Мозайка небольшой многоцветный рисунок в рукописных книгах
    • Житие поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей
    • Фреска изображение из камней или кусочков стекла
    • Миниатюра искусство построения различных зданий
  • Слайд 28

    Вставьте вместо пропусков

    Дошедшая до нас древнейшая летопись-это

    «_______ ________ ___ ». Она была создана в Киево-Печёрском монастыре монахом ______. Крупным литератором Древней Руси был _______, первый уроженец Руси, ставший киевским митрополитом. Наиболее известное его произведение «_____________________», написанное в жанре торжественного и поучающего обращения. Софийский собор в Киеве был построен в годы правления _______

    • Повесть временных лет
    • Нестором
    • Иларион
    • Слово о Законе и Благодати
    • Ярослава
  • Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Культура Древней Руси

    Фёдорова И.А. МАОУ «Лицей №36»

    Слайд 2

    Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных руками человека.

    Слайд 3

    Особенности культуры Древней Руси

    1)Восточные славяне получили от эпохи первобытности языческую культуру(былины, сказки). 2)Сформировалась в эпоху образования единой древней русской народности. Отразилась культура отдельных племён: поляне, вятичи, новгородцы. 3)Огромное влияние оказало христианство. 4)Несмотря на влияние Византии формировалась самобытная русская культура.

    Слайд 4

    «Феномен русской культуры»

    1)Открытость 2)Синтетичность 3)Опора на народные корни. 4)Переплетение христианских и языческих влияний. 5)Монументальность, масштабность

    Слайд 5

    Письменность. Существовала до принятия христианства.

    1)Глиняный смоленский сосуд 9 века.(был найден в 1949г.Надпись «горушна» - прянность 2)Договор князя Олега с Византией (911). 3)Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

    Слайд 6

    Кирилл и Мефодий.

    Братья из города Солуни (Салоники), реформаторы славянской азбуки, создатели церковнославянского языка и проповедники христианства. Их отец по имени Лев, «хорошего рода и богатый».

    Слайд 7

    Кирилл и Мефодий на Памятнике «1000-летие России»

    Слайд 8

    Глаголица –древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в 9 в. Кириллица – азбука, названная по имени Кирилла легла в основу русского алфавита.

    Слайд 9

    «Киевские глаголические листки».

    Слайд 10

    Кириллица создана на основе глаголицы.

    На основе кириллицы создан русский, болгарский, украинский, македонский, сербский алфавиты.

    Слайд 11

    В Болгарии святой царь Борис в 860 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Широкое распространение славянской письменности, её «золотой век», относится ко времени царствования в Болгарии царя Симеона Великого (893-927 гг.), сына царя Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Киевской Руси.

    Слайд 12

    Состав первоначальной кириллической азбуки нам неизвестен; «классическая» старославянская кириллица из 43 букв. Кириллица целиком включает греческий алфавит (24 буквы), но некоторые сугубо греческие буквы (кси, пси, фита, ижица) стоят не на своём исходном месте, а вынесены в конец.

    Слайд 14

    Материал для письма.

    Береста-материал для письма, изготовленный из верхнего слоя коры берёзы. Большинство берестяных грамот - частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). Береза перестала употребляться для письма только в 15 веке.

    Слайд 15

    Пергамент-материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных. В XI-XII столетиях пергамент на Руси делать не умели и ввозили его из Византии или Запада, и только в XIII веке началось писание книг на отечественном пергаменте.

    Слайд 16

    Цера - дощечка, покрытая воском и используемая как поверхность для письма. Цера удобна тем, что текст, написанный на воске, можно легко стереть и написать новый.

    Слайд 17

    У восточных славян граффити имеют долгую и богатую историю. В Новгороде сохранилось 10 граффити XI века. Большое число граффити XI-XV веков имеется в соборе св. Софии в Киеве, они содержат как рисунки, так и (чаще) текст. Большей частью древнерусские граффити - это записи на стенах храмов, поэтому самое частое их содержание - молитвенные просьбы к Богу или святым. Для Киева, где в отличие от Новгорода нет берестяных грамот, граффити являются одним из основных источников сведений о бытовой письменности и разговорной речи.

    Слайд 18

    Образование

    Ярослав Мудрый открыл библиотеки, мастерские для переписки книг, школы для мальчиков.

    Слайд 19

    Литература

    Устное народное творчество: заговоры, заклинания, пословицы, загадки, былины (поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей) Богатыри- Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – народные защитники. Садко- (Богатый гость) - герой былин новгородского цикла.

    Слайд 20

    Михаил Врубель. Богатырь

    Слайд 21

    Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881-1898

    Слайд 22

    Микула Селянинович -представитель земледельческого быта.

    Слайд 23

    Илья Репин «Садко»

    Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.

    Слайд 24

    Летописание

    «Повесть временных лет». Написана монахом Киевско-Печёрской лавры Нестором – летописцем в 1113 году. Игумен Сильвестр сделал в 1116-1118 году новый её свод. Главный вопрос – «Откуда – есть пошла земля Русская».

    Слайд 26

    Илларион – «Слово о законе и благодати» (40-ые г.9 в.

    «Чтения о Борисе и Глебе».

    «Хождения Даниила игумена в святые места».

    Владимир Мономах «Поучение детям».

    Даниил Заточник «Слово и Моления».

    Кирилл Туровский «Притча о человеческой душе».

    Слайд 27

    «…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека… …. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело… А вот вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего»

    Слайд 28

    (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»,- известный памятник древнерусской литературы. В основе сюжета - неудачный поход русских князей на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году.

    Слайд 29

    Художественное ремесло. Ювелиры

    Слайд 30

    Зернь - Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени.

    Слайд 31

    Скань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки.

    Слайд 32

    Чернь- использование различных видов красок для придания металлическим изделиям более привлекательного вида.

    Слайд 33

    Перегородчатая эмаль.

    Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.

    Слайд 37

    Русь – страна Гардарики.

    Слайд 40

    Десяти́нная це́рковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве - первая каменная церковь Древнерусского государства, воздвигнутая святым равноапостольным Владимиром на месте кончины первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

    Слайд 45

    Христос-Вседержитель" (Христос-Пантократор. Мозаичное зображение). Главный купол:

    Слайд 46

    Храм Святой Софии в Новгороде, созданный в 1045-1050 годах.

    Слайд 47

    Одежда: верхняя одежда, плащ.

    http://green-dom.info/2012/04/… http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/67/Kyrill%26Method.jpg/482px-Kyrill%26Method.jpg Памятнике «1000-летие России» http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/1000_Kirill_i_Mefody.jpg/377px-1000_Kirill_i_Mefody.jpg http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5a/Kiev_Glagolitic_list_X.jpg http://s301407763.onlinehome.u… http://www.modernlib.ru/books/bse/bolshaya_sovetskaya_enciklopediya_ki/i010-001-286587290.jpg http://www.1salamandra1.ru/ind… http://www.calligraphy.com.ua/wp-content/uploads/2011/07/kiev.jpg http://www.mega-stars.ru/img/politics/pictures/yaroslav_i_the_wise/1/2.jpeg http://filessystem.ru/?con=res… http://hportodox.ucoz.ru/load/… 12)Илья Репин Садко http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Sadko.jpg/422px-Sadko.jpg 13)Андрей Рябушкин. http://cinereo.zbord.ru/viewto… http://fineartblog.ru/%d1%80%d…

    Слайд 50

    Андрей Рябушкин. http://arena.in.ua/politka/215… http://referatyi.ru/tmpbfd-142… http://lno52.ru/index/0-215 http://bg.convdocs.org/docs/in… http://riga.europe.lv/?p=4871 http://toolxool.ru/69458.htmlhttp://900igr.net/fotografii/i… http://slovoopolku.ru/?item=2b… http://metod-sunduchok.ucoz.ru… http://finefact.ru/45473-dospe… http://hotelsuz.ru/helgikol4ug… http://spasskievorota.ru/old78…http://spasskievorota.ru/old49…..Киева. Древний Киев в XI веке. Древний Киев в Х веке. - Картинка 11... http://abunda.ru/6169-rus-veli… http://fin.pp.ua/prostye-dekor… http://www.help-rus-student.ru… http://forum.knitting-info.ru/… http://de.academic.ru/dic.nsf/… http://tvoj.kiev.ua/map/sofia/ http://all-art.do.am/news/2009… http://ikons-allart.do.am/publ… http://900igr.net/fotografii/m… http://www.liveinternet.ru/use… http://everdream.ru/forum/inde… http://swordmaster.org/2011/04…

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Составил: Бердник С.В. учитель истории Гродековской МСПШ Благовещенского района Амурской области 2005 г. Источник: В.Э. Штейнберг Дидактические многомерные инструменты М., «Народное образование» «Школьные технологии» 2002

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    4 слайд

    Описание слайда:

    5 слайд

    Описание слайда:

    Оно в значительной степени предопределило идейную направленность и художественные особенности письменной литературы на Руси. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Схема

    6 слайд

    Описание слайда:

    ПИСЬМЕННОСТЬ Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, "чертами и резами", а также руническим письмом... Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками - глаголицей и кириллицей. Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. В основу кириллицы было положено греческое торжественное (уставное) письмо. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии. Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Создатели славянской письменности КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Схема

    7 слайд

    Описание слайда:

    ЛИТЕРАТУРА Книги в то время были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. В качестве недорогого материала для письма использовалась береста. Вся древнерусская литература делится на переводную (религиозную, историческую) и оригинальную. Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести, например «Слово о полку Игореве». К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их. Схема

    8 слайд

    Описание слайда:

    9 слайд

    Описание слайда:

    ЛЕТОПИСАНИЕ Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца. Древнейшая русская летопись - «Повесть временных лет», составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113 г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них - Лаврентъевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения - единство и величие Русской земли. С XII в. расцвет получает летописание местных центров. НЕСТОР – летописец, автор «Повести временных лет» НАЗАД

    10 слайд

    Описание слайда:

    ЖИТИЯ, ПОУЧЕНИЯ, ХОЖДЕНИЯ Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.). Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. Яркий образец нравоучительного красноречия - «Поучение Владимира Мономаха», представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии. Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) - разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - «Хожение игумена Даниила» в Палестину. НАЗАД

    11 слайд

    Описание слайда:

    Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества - мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. «Слово о полку Игореве» НАЗАД ИТОГИ

    12 слайд

    Описание слайда:

    Раскопки и исследования показали, что до конца Х в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные. После крещения Руси распространяется каменное строительство. С конца Х в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости. ЗОДЧЕСТВО Золотые ворота в Киеве Схема

    13 слайд

    Описание слайда:

    Каменное строительство начинается в конце Х в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (2) (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол (1). В восточной части здания (алтарной)(3) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой (5), украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон-хоры(4), где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные. В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей. В первой половине XI в. были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве и Новгороде, сохранившиеся до наших дней. Русские мастера, позаимствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавье и пирамидальность, башенность. В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, например Владимиро-Суздальская и Новгородско-Псковская. КАМЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО Схема

    14 слайд

    Описание слайда:

    15 слайд

    Описание слайда:

    16 слайд

    Описание слайда:

    17 слайд

    Описание слайда:

    ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличается ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значительным постройкам относятся Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире. Замечательным памятником военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире. Церковь Покрова на Нерли Золотые ворота во Владимире. Успенский собор на р. Клязьме Дмитриевский собор во Владимире НАЗАД

    18 слайд

    Описание слайда:

    19 слайд

    Описание слайда:

    20 слайд

    Описание слайда:

    21 слайд

    Описание слайда:

    22 слайд

    Описание слайда:

    НОВГОРОДСКОЕ И ПСКОВСКОЕ ЗОДЧЕСТВО Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Новгородский кремль Церковь Спаса на Нередице Георгиевский собор в Юрьевом монастыре Псковский кремль НАЗАД

    23 слайд

    Описание слайда:

    24 слайд

    Описание слайда:

    25 слайд

    Описание слайда:

    26 слайд

    Описание слайда:

    27 слайд

    Описание слайда:

    ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей. Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины Х в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева. Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи. Схема

    28 слайд

    Описание слайда:

    ПОНЯТИЯ СХЕМА ЗЕРНЬ – ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков. ЭМАЛЬ – стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет. СКАНЬ – ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки. НАЗАД

    29 слайд

    Описание слайда:

    МУЗЫКА В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: народная (языческая) музыка и христианское богослужебное пение. Народная музыка (языческая). Большое распространение получил песенный фольклор и языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. Пиршества князей, как правило, сопровождались плясками, песнями, игрой на музыкальных инструментах. При княжеских дворах появились скоморохи - первые древнерусские профессиональные актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, бубнах. Они участвовали в поминках, свадьбах, в сезонных празднествах крестьянского календаря. Искусство скоморохов неразрывно связано с обрядовым языческим песенным фольклором. Богослужебная музыка распространяется после принятия христианства и сразу становится профессиональным занятием. Православная религия не знает игры на музыкальных инструментах. Схема

    Фольклор Обрядовый фольклор Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды: свадебные, похоронные, календарные, магические (заговоры) и др. Обряды и сопровождавшие их фольклорные произведения обнаруживают такие черты мышления древнего человека: анимизм (вера в духов и существование души), антропоморфизм (очеловечивание животных, растений, явлений природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека).


    Сказки Фольклор Сказки содержат в себе удивительные и таинственные события приключенческого характера, в них показаны идеальные герои, фантастические существа, волшебные предметы, чудесные явления. В сказках отображаются мечты о справедливости, о победе добра над злом, об облегчении тяжелых условий жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.д.). Сказки Бытовые ВолшебныеО животных


    Эпические песни с героическими сюжетами – былины – особый жанр древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа. В былинах изображены свойственные Древней Руси военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей, объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и ее защита от врагов. Врагов олицетворяли фантастические персонажи: Змей, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище поганое. Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов кочевников и монголо-татарского ига. Былины Фольклор




    Фольклор Другие жанры древнерусского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы, былички и др. Одной из ключевых особенностей русского фольклора – его устность. Собирать устное народное творчество, то есть записывать, начали только в 18 веке. «Гусляры» ВАСНЕЦОВ


    Древнерусская литература С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. А обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. «Поучения Детям»


    Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIVXV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Древнерусская литература Нестор


    Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 годуновгород- северского князя Игоря Святославовича. Древнерусская литература Владимир Мономах








    Древнерусское Зодчество Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.




    Русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икону богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол-самое почётное место в доме. Иконы украшали роскошные княжеские палаты и величественные своды белокаменных соборов, маленькие часовни для молитвы вдоль проезжих дорог и деревянные церквушки, затерявшиеся среди бесконечных лесов. Иконопись Благовещение «Устюжское» XII век.


    Основные направления и школы древнерусской иконописи Иконы, написанные в Ростове Великом, представляют его как центр, своего рода академию для живописцев Северо-восточной Руси. Они подтверждают значительность и яркую самобытность среднерусской древней живописи и ее важную роль в общественном искусстве. Иконы ростово-суздальской школы поражают нас яркостью и чистотой света, выразительностью строгого рисунка. Им свойственна особая гармония ритмически построенной композиции, мягкие теплые оттенки цвета. Ростово-суздальская школа Ангел златые власы. Конец XII века


    Московская школа Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись мос­ковской школы в 14 в. представляла синтез местных тра­ диций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы в конце 14 начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофа­на Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Ди­онисия, привлекающих изысканностью пропорций, деко­ративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Богоматерь. Икона из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля гг.


    Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влия­ния византийского искусства, что говорит о широких художест­ венных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глаза­ми. Новгородская школа Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок г.

    Представленная разработка на тему " с качественной презентацией, рекомендуется автором для проведения в 10 классе. Цели и задачи представленного на конспекте занятия следующие:

    познакомить старшеклассников с характерными чертами русской культуры периода IX-XIII веков;

    продолжить формирования у учащихся таких навыков, как составление конспекта изложенного материала;

    показать на примере древнерусской живописи и зодчества оригинальность и красоту, которые носила культура Древней Руси .

    Для эффективной организации урока необходимы: компьютер (ноутбук ), экран, проектор мультимедийный, презентация (скачать можно выше ).

    Культура Древней Руси – краткое описание хода занятия

    Монах Нестор Киево-Печерского монастыря

    Знакомим учащихся 10 класса с темой урока, сообщая им, что объектом изучения станет культура Древней Руси именно домонгольского периода. Школьники пытаются дать полное определение понятию , вспомнив, что ее составляет, прежде всего, совокупность ценностей духовного и материального характера, которые в ходе общественно-исторической трудовой практики созданы человечеством.

    Подводим учеников к пониманию закономерностей, что отражают наличие собственных особенностей развития культуры в каждый исторический период времени. В связи с чем, обратим внимание на особенности культуры, рассматриваемого в ходе сегодняшнего урока времени — IX-XIII века:

    темпы развития замедляются;
    наличие традиционализма;
    религиозное мировоззрение господствует над другими взглядами.

    Культура Древней Руси – этапы развития

    Для данного периода характерно выделение культурологами трех этапов развития культуры. Первым из них является период культуры дохристианской у народов восточных славян. Хотя языческие традиции древности имеют место и сегодня (приметы, гадания, вера в домового и другие ).

    Следующий этап развития культуры Древней Руси связан с ее крещением князем Владимиром Святославовичем, когда в 988 году принято было византийское христианство, отразившие в развитии культуры византийские традиции.

    Еще один этап, когда культура Древней Руси претерпевает влияние усиления раздробленности Руси и начинают формироваться в архитектуре местные стилевые особенности.

    Проанализировав этапы развития культуры, учитель знакомит школьников с различными образцами древнерусской культуры. А поскольку одним из главных признаков развитой цивилизации принято считать наличие системы письменности, далее, и рассматривается ее развитие у древних славян.

    Культура Древней Руси – узелковое письмо и славянская азбука

    Наиболее примечательным является наличие у славян собственной системы знаков, характерной для письменности дохристианского периода и, называемой узелковым письмом. Более подробно рассматриваем со старшеклассниками особенности и образцы узелкового письма в сопровождении слайдов презентации .

    Проводим далее аналогию возникновения письменности с другой версией, чаще встречающейся в литературе, связанной с деятельностью , которым приписывают создание кириллицы — славянской азбуки. Ныне отмечающийся праздник также связан с именами Мефодия и Кирилла.

    Развитие письменности всегда приводит и к развитию литературы. Выделяют в древнерусской литературе такие жанры: слово, жития, летописи и хождения. Около 150-ти книг, принадлежащих русским авторам, сохранились на сегодняшний день с того периода времени. Наиболее распространенным жанром литературы были жития.

    К первой половине XI века создается летописание, считающееся самой древней летописью из дошедших до нас. Написана она была монахом Нестором (на рисунке ), сочинявшим ее в Киево-Печерском монастыре. Это знакомая старшеклассникам с уроков литературы «Повесть временных лет» . Немного позже, к XII веку появляется новый жанр — хождения .

    Культура Древней Руси – архитектура

    Переводим внимание учащихся на развитие другого объекта культуры Древней Руси — архитектуру. В основном жилища славян представляли собой сооружения двух типов: северный и южный . К северному типу относят существовавшие в то время жилища со срубленными стенами, а пол высоко поднятый. В жилье имелась большая сложенная из камней печь и двускатная кровля.

    Южный тип жилища отличал углубленный пол по отношению к уровню земли, а также деревянные стены, присыпанные землей. Дерево использовалось в качестве строительного материала в обоих типах жилища. Из него же строились и первые храмы на Руси. А уже каменное строительство появляется к концу X века.

    В таком увлекательном ритме освещаются и остальные направления, присущие древнерусской культуре. Подробную разработку урока истории " , а также презентацию к занятию можно скачать выше. Кроме того, предлагает для просмотра слайдов данной презентации воспользоваться плеером ниже ↓