У войны не женское лицо рассуждение. Сочинение на тему: У войны не женское лицо в повести А зори здесь тихие, Васильев. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…

1

Исследован роман голосов С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Проведен сопоставительный ана-лиз контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой – жительницы города Камышина до событий Великой Отечественной войны и ныне. Выявлено, что в произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины. В поле зрения писателя оказывается душевное состояние человека, пре-терпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Прове-денное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

воспоминания очевидцев.

контекст

сопоставительный анализ

синтетическая автобиография

1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. – М. : Правда, 1988. – 142 с.

2. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1982.– Т.2.

5. Попова З.Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии / З.Д. По-пова, И.А. Стернин. – Воронеж, 2002. – С.26.

С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются от нас, ныне живущих, и, задумываясь о том, что пришлось пережить советским людям, понимаешь: каждый из них - герой. В 1983 году была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она пролежала в издательстве. В чем только представители цензуры не обвиняли журналистку. Роман голосов «У войны не женское лицо» был опубликован в 1985 году. После этого книга не раз переиздавалась у нас и в других странах.

Целью данной работы является исследование произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» в аспекте соответствия трактовки событий Сталинградской битвы с точки зрения других очевидцев. Материалом исследования послужили воспоминания Зои Александровны Троицкой - ветерана Великой Отечественной войны.

Светлана Алексиевич посвятила «роман голосов» подвигам русской женщины. Сам автор определяет жанр произведения как документальная проза. В основу книги легли свыше 200 женских историй. Этим определяется актуальность проблемы, поскольку произведение является свидетельством эпохи, сыгравшей решающую роль в жизни страны. Научная новизна темы обусловлена малой степенью изученности творчества писателя.

Произведение можно назвать синтетической биографией, так как оно представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе.

«Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти», собирая рассказы женщин-фронтовиков: медиков, снайперов, летчиц, стрелков, танкистов. На войне не было такой специальности, которая не давалась бы им. Алексиевич на страницах рассказов берёт интервью у самих участниц войны, поэтому каждый - это история героев. Тех, кто воевал и выжил в этой войне. Светлана слушала, отмечая: «Все у них: и слова, и молчание - для меня текст». Делая записи в блокнотах, Алексиевич решила, что не станет за фронтовичек ничего домысливать, угадывать и дописывать. Пусть они говорят...

Светлана Алексиевич пыталась большую историю уменьшить до одного человека, чтобы что-то понять. Но даже в пространстве одной-единственной человеческой души все становилось не только не яснее, но еще более непонятно, чем в большой истории: «Не может быть одно сердце для ненависти, а второе - для любви. У человека оно одно». А женщины хрупкие, нежные - разве они созданы для войны?

С каждой главой, с каждой историей начинаешь мыслить по-другому. Все что нас окружает - это мелочи. Важно другое: видеть своих детей счастливыми, слышать их смех. Засыпать и просыпаться рядом с любимым человеком и знать, что вот он рядом. Видеть солнце, небо, мирное небо.

В произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины . В поле зрения автора душевное состояние человека, претерпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Доказательством чего является проведенный сопоставительный анализ контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой - жительницы города Камышина.

Зоя Александровна рассказывает, что решила добровольцем идти на фронт: «В военкомате дали гимнастёрку, ремни и пилотки, а обувь была своя. Тут же нас одели, взяли мешки, которые нам собрали родители, и собрались в парке...». Сравним, как рассказывает об отправке на фронт героиня романа голосов Мария Ивановна Морозова: «Пришли в военкомат, нас тут же в одну дверь ввели, а в другую вывели: я такую красивую косу заплела, оттуда уже без нее вышла... Без косы... Постригли по-солдатски... И платье забрали. Не успела маме ни платье, ни косу отдать. Она очень просила, чтобы что-то от меня, что-то мое у нее осталось. Тут же нас одели в гимнастерки, пилотки, дали вещмешки и в товарный состав погрузили, на солому. Но солома свежая, она еще полем пахла» .

«Начали прощаться, подошёл паром, нас всех туда согнали. Родители наши остались на крутом берегу. А мы поплыли на тот берег. Нас переправили на тот берег. И мы по этому левому берегу пешком до самого Красного Яра шли. Это как раз поселок напротив Сталинграда» (по воспоминаниям З.Троицкой).

В книге С. Алексиевич продолжает рассказ героиня Елена Ивановна Бабина: «Из Камышина, где мы приняли присягу, по левому берегу Волги шли пешим маршем до самого Капустина Яра. Там размещался запасной полк» . Сухие детали. Сравнивая воспоминания З. Троицкой с событиями романа голосов, понимаем, что автор, вопреки многочисленным упрёкам критиков, в данном случае смягчает трудности момента перехода: «Наше барахло, мешки наши везли на быках, потому что кони в то время были на фронте. И вот это первое наше испытание, потому что многие были в разной обуви, сапоги не у всех были: у кого ботинки, у кого валенки, галоши. Многие ноги натерли. Кто-то отстал от нас, кто-то на машине вперед уехал. Ну, в общем, добрались - двадцать километров прошли пешком. И вот в Капустном Яре часть к Родимцеву, а часть в 138 дивизию отправили. Людников там командовал Иван Ильич».

Девушки всего за несколько дней были обучены. «В Красном Яру десять дней учили связи. Рима радисткой была, а Валя, я и Зина стали телефонистками-связистками» (по воспоминаниям Троицкой). Алексиевич останавливает выбор на воспоминаниях Марии Ивановны Морозовой,вобравших в себя все детали вхождения в военную жизнь: «Стали учиться. Изучали уставы, ...маскировку на местности, химзащиту. ... С закрытыми глазами научились собирать и разбирать "снайперку", определять скорость ветра, движение цели, расстояние к цели, ячейки копать, ползать по-пластунски» .

Первая встреча со смертью у каждой была своя, но одно их объединяет: страх, который поселяется потом в сердце навсегда, что и твоя жизнь может быть легко оборвана: «Был у меня курьезный случай-первая, так сказать, встреча с немцем. Мы ходили за водой к Волге: там проруб сделали. Бежать довольно далеко за котелками. Была моя очередь. Я побежала, а здесь начался обстрел трассирующими пулями. Страшно, конечно, гул здесь был. До половины добежала, а там воронка от бомбы. Начался обстрел. Я туда прыгнула, а там немец мертвый и я из воронки выскочила. Про воду забыла. Скорее бежать» (по воспоминаниям Троицкой).

Сравним с воспоминаниями рядовой связистки Нины Алексеевны Семеновой: «Прибыли мы к Сталинграду... Там смертные бои шли. Самое смертельное место... Вода и земля были красные... И вот с одного берега Волги нам надо переправиться на другой. ... Хотели в резерве оставить, но я такой рев подняла... В первом бою офицеры сталкивали меня с бруствера, я высовывала голову, чтобы все самой видеть. Какое-то любопытство было, детское любопытство... Наив! Командир кричит: "Рядовая Семенова! Рядовая Семенова, ты с ума сошла! Такую мать... Убьет!". Этого я понять не могла: как это меня может убить, если я только приехала на фронт? Я еще не знала, какая смерть обыкновенная и неразборчивая. Ее не упросишь, не уговоришь. Подвозили на старых полуторках народное ополчение. Стариков и мальчиков. Им выдавали по две гранаты и отправляли в бой без винтовки, винтовку надо было добыть в бою. После боя и перевязывать было некого... Все убитые...» .

Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла - ничего, а тут: как это я убила человека?..» .

Превозмогая себя, они приближали Победу, дорога к которой началась от Сталинграда: «В это время готовилась сдача немца, ультиматумы предъявили, и начали наши выставлять знамена, возводили на обломках универмага. Командующий приехал - Чуйков. По дивизии начал ездить. А 2 февраля сделали митинг и плясали, пели, и обнимались, и орали, и стреляли, и целовались, ой, вот и водку пили ребята. Мы, конечно, не очень пили, но дело в том, что все это было кусочек победы. Это уже была надежда на то, что немцы не пойдут, как они намечали, до Урала. У нас вера была в победу, в то, что мы победим» (Троицкая). И это чувство у каждой участницы войны едино: «Одно лишь помню: крикнули - победа! Весь день стоял крик... Победа! Победа! Братцы! Мы победили... И мы были счастливы! Счастливы!!» .

Есть в книге строки автора о том, что ее волновало больше не описание боевых операций, а жизнь человека на войне, любая мелочь быта. Ведь эти необстрелянные девчонки были готовы к подвигу, но не к жизни на войне. Разве они предполагали, что им придется наматывать портянки, носить сапоги на два - три размера больше, ползать по-пластунски, копать окопы...

Женщины в этой книге сильны, мужественны, честны, но им, прежде всего, нужен мир. Как же много пришлось преодолеть, как же сложно с этими воспоминаниями продолжать свой жизненный путь. Мы искренне гордимся всеми, о ком это произведение и о ком книг не написано. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.

Рецензенты:

Брысина Е.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград;

Алещенко Е.И., д.фил .н., профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград

Библиографическая ссылка

Латкина Т.В. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20682 (дата обращения: 06.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В чём заключается подвиг женщины на войне? Какую роль сыграла женщина в годы Великой Отечественной войны? Именно на эти вопросы пытается ответить в своём тексте писательница С.А.Алексиевич.

Раскрывая проблему подвига женщины на войне, автор опирается на свои рассуждения, жизненные факты. С одной стороны, женщина в первую очередь – мать, она даёт жизнь. Но в годы Великой Отечественной войны ей пришлось стать солдатом. Она убивала врага, защищая свой дом и детей. Бессмертие подвига русской советской женщины мы до сих пор постигаем. Объясняя героические поступки женщин, Алексиевич использует цитату Л.Н.Толстого, писавшего о «скрытой теплоте патриотизма».

Писательницу поражает тот факт, что вчерашние школьницы, студентки добровольно уходили на фронт, делая выбор между жизнью и смертью, и этот выбор оказался для них простой, как дыхание. С помощью риторических вопросов автор подчёркивает, что народ, женщина которого в тяжёлый час тащила с поля боя своего раненого и чужого раненого солдата, невозможно победить. С.Алексиевич призывает нас свято чтить женщин, низко кланяться им до земли.

Авторская позиция выражена прямо: подвиг женщин на войне заключается в том, что она страстно желала отдать все свои силы ради спасения Родины. Она воевала наравне с мужчинами: спасала раненых, вынося их с поля боя, подрывала мосты, ходила в разведку, убивала жестокого врага.

Обратимся к литературным примерам. В повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие» рассказывается о подвиге пяти девушек – зенитчиц. У каждой из них был свой счёт к фашистам. Муж Риты Осяниной, пограничник, погиб в первый же день войны. Оставив маленького сынишку на попечение матери, молодая женщина ушла на фронт, чтобы защищать Родину. Родных Жени Комельковой, как семью комсостава, расстреляли, и девушка видела расстрел из подвала, где её укрыла эстонка. Детдомовка Галка Четвертак приписала себе год, подделав документ, чтобы идти воевать. Зенитчицами стали и Соня Гурвич, ушедшая на фронт со студенческой скамьи, и Лиза Бричкина, мечтавшая о счастье в глухом лесном краю. Девушки гибнут в неравном поединке с шестнадцатью немецкими диверсантами. Каждая из них могла стать матерью, но ниточка, которая могла бы связать их с будущим, прервалась, в этом и есть противоестественность и трагедия войны.

Приведём ещё один пример. В повести В.Быкова «Его батальон» санинструктор Веретенникова Вера комиссована из армии как непригодная к строевой службе, так как ждёт ребёнка от гражданского мужа – ротного командира лейтенанта Самохина, но она отказывается подчиниться военному приказу, хочет быть рядом с любимым. Батальон Волошина должен взять хорошо укреплённую немцами высоту. Новобранцы боятся идти в атаку. Вера выгоняет их из болота и заставляет идти вперёд. Ей пришлось пережить гибель отца своего будущего ребёнка, но и сама она гибнет, так и не став матерью.

Мы пришли к выводу о том, что подвиг женщин в годы войны бессмертен. Они готовы были отдать свои жизни ради спасения Родины, участвовали в боях, спасали раненых.

Обновлено: 2017-09-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

У войны не женское лицо… Сочинение на эту тему пишут старшеклассники, не осознавая сколь много жестокой правды в этой фразе. Войну придумали мужчины. Но разжигая ее, они не смогли уберечь своих жен, дочерей, матерей... Так было, есть, и, увы, будет. Статья посвящена самой дисгармоничной и противоестественной картине в истории человечества - женщине на войне.

Самая жестокая война

Великая Отечественная война - самая страшная война XX века. За ее годы женщина научилась убивать. Она уничтожала врага, который с невиданной жестокостью обрушился на ее дом. Она подрывала мосты, бомбила и ходила в разведку. У нее не было другого выхода.

Людмила Павличенко - Герой Великой Отечественной войны

Можно посвятить как отдельной личности, так и собирательному образу. В отечественной истории немало примеров женского героизма. Один из них - образ Людмилы Павличенко.

Раскрывая тему: "Женщина на войне", сочинение, без сомнения, можно посвятить этой неординарной фигуре. Лучшая женщина-снайпер за всю историю Советского Союза имела на своем счету три сотни смертельных попаданий. Ее героизмом восхищались, в ее честь названа снайперская винтовка. Павличенко посвящали песни, документальные и художественные фильмы. Однажды, в 1942 году, на встрече с американскими журналистами она произнесла легендарную фразу о джентльменах, которые прячутся за ее спиной. Ей аплодировали.

Героиня или живая легенда?

Много сказано о героизме этой женщины. Существует мнение, что подвиги ее несколько преувеличены. Стране нужны герои. Реальные или вымышленные. Но кроме Людмилы Павличенко на фронте служило несколько сотен советских девушек и женщин. В отличие от легендарного снайпера, они имели право рассказать о том, что испытали. Но говорили они мало. Говорить о войне - мужское дело.

Женщина по природе своей предназначена для зарождения жизни, но не для ее уничтожения. Но если необходимо защитить свой дом и своих детей, она возьмет в руки оружие. И она научится убивать. Но после это останется на ее душе тяжелым грузом, кровоточащей раной. Женщина, которая отнимает жизнь - это всегда страшно. Даже если эта жизнь принадлежала врагу, фашисту и оккупанту. Ведь у войны не женское лицо…

Сочинение о том, как может повлиять война на судьбу человека можно написать на основе художественной и исторической литературы. Но лучше ссылаться не на претенциозные книги о громких подвигах, а читать рассказы простых очевидцев. В них меньше пропаганды и больше правды.

Правда и вымысел

Истории не о героях и победителях, а о простых людях - это книга «У войны - не женское лицо». Сочинение станет намного правдивее, если темой его будет не достижения легендарного снайпера, а судьбы простых женщин. Светлана Алексиевич - автор, написавший о женщине на войне так, как никто. Ее обвиняли в излишнем натурализме и отсутствии патриотизма. Для ее героинь война - это обгоревшие лица после артобстрела, ранения от пуль и осколков. Это котлы с дымящейся кашей, которую есть некому, потому как из ста человек вернулось из боя только семеро.

Для Людмилы Павличенко война - лишь непримиримый бой с ненавистным врагом. Воспоминания советского снайпера не могли не подвергаться жесткой цензуре. А потому в них только часть правды. Верить удается больше женщинам из книги Алексиевич.

Война - это не только сражения и победы. Это множество страшных и отвратительных мелочей, складывающихся в общую картины, которую могут вынести лишь мужские глаза. Все же, у войны не женское лицо... Сочинение по русской литературе на военную тему должно быть как можно более правдивым и достоверным. Юный автор его обязан знать, что война - это преступление. Она калечит, убивает. И в ней нет победителей.

Я только раз видала рукопашный…

Поэтессу из нее сделала Великая Отечественная война. Сочинение на тему «Творчество Юлии Друниной» следует писать, предварительно поближе ознакомившись не только с ее стихами, но и с биографией.

С детства она мечтала о подвиге. Жажда участвовать в Великой победе погнала ее в военкомат уже 22 июня. Первые шаги на фронте она совершила в качестве санитарки. Затем была Хабаровская школа младших авиаспециалистов. И наконец - Белорусский фронт.

На глазах Юлии Друниной гибли молодые ребята и девушки. Под обстрелами, в холоде и грязи семнадцатилетняя девушка из московской интеллигентной семьи пробиралась со своими однополчанами на передовую. Она перевязывала раненых, голодала, мерзла и видела трупы. И в окопах писала стихи. «Фронтовая поэзия Юлии Друниной» - интересная тема, которой стоит посвятить сочинение.

Человек на войне становится сильнее, в нем открываются невиданные ресурсы. Но пережитое остается в душе навсегда.

Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне…

Из детства в ужасы войны - мотив, который звучит даже в поздних стихах Друниной. Фронтовая ностальгия не покидала ее до последних дней жизни. Война не оставила поэтессу даже в мирное время. Там были ужасы, но была и настоящая дружба. На передовой нет обмана, нет лжи. И тем, кто воспитан на фронте, непросто жить в мире, где превыше всего материальные ценности. Особенно если речь идет о женщине. Ей сложнее приспособиться и перестроиться на иной лад.

Страшное явление, не имеющее право на существование - женщина на войне. Сочинение, посвященное творчеству поэтессы Юлии Друниной, должно основываться на этой аксиоме. Она так долго жила в своем прекрасном романтичном мире, и военные ужасы оправдывала столь безграничной любовью к родине, что когда этой родины не стало, не стало и ее. Поэтесса трагически ушла из жизни в 1991 году.

А зори здесь тихие…

Не женское дело война… Сочинение по литературе на эту тему не может быть выполнено без прочтения повести Бориса Васильева. О том, как женщины, наряду с мужчинами защищали родину, этот автор сказал одним из первых. Пять жизней оборвалось, не дойдя до рубежа 1945 года. Они могли бы нарожать детей, а те - внуков, но ниточки оборвались. Об этом думал старшина Васков, когда готовил могилу для одной из них.

Васильевым об отважных солдатах было написано много книг. Сочинение «Человек на войне» может быть написано на примере одного из них.

Замечательный, но, к сожалению, не лишенный идеологического налета фильм, снятый по мотивам повести Васильева в 1972 году, не передает мыслей одной из героинь, которые пришли ей в голову в последние моменты жизни. В дебрях карельских лесов, уводя за собой немцев, она бежала и думала «Как глупо умирать в восемнадцать лет!». Даже героической смертью погибать человеку, который только начинает свой жизненный путь, всегда глупо и чудовищно нелепо. Тем более, если этот человек - женщина.

Материнское поле

Сочинение на тему «Годы войны» может рассказывать не только о подвигах на передовой. И ужасы сражений в нем тема не основная. Есть вещи ужаснее бомб и артобстрела. Самое страшное - это судьба матери, которая пережила своих сыновей. Повесть Чингиза Айтматова посвящена женщинам, которые, преодолели все тяготы войны - голод, ежедневный изнуряющий труд - но так и не дождались своих детей. Мать не должна хоронить сына. С его смертью она смириться не сможет, какой бы доблестный подвиг он ни совершил. Даже если сын ее - Герой Великой Отечественной войны. Сочинение по произведению «Материнское поле» позволяет раскрыть тему о трагических судьбах солдатских матерей.

Пришла в Берлин, чтобы убить войну

Эти слова были написаны на стене рейхстага Софьей Кунцевич - девушкой, вынесшей с поля боя более двухсот раненых. Ей и другим женщинам посвящено публицистически-художественное произведение Светланы Алексиевич.

Эта книга не о большой победе, а о маленьких людях. Автор взглянула на тему войны со стороны человека, который не видел ее. О ней она узнала со слов фронтовичек. Рассказы и признания, которые изложены в этом произведении - это боль и слезы. И читая их, видишь истинное лицо войны. Оно не женское, и не мужское. Оно вообще нечеловеческое.

Однако в книге есть строки, которые доказывают, что война не способна убить женщину. Она не может уничтожить в ней добро и заботу, заложенную природой.

Немецкие пленные, истощенные голодом, идут по русской деревне. По тем дорогам, которые они пять лет стремились сжечь, стереть с лица земли. И русские женщины-крестьянки выходят к ним навстречу и протягивают хлеб, картофель, все, что у них есть. В настоящем у них - разрушенный дом, в будущем - нищие послевоенные годы. И жизнь без мужчин, которые не вернулись. Но даже это не смогло уничтожить сострадания в женских сердцах.

Тема, которая должна оставаться одной из важных в школьной программе - Великая Отечественная война. Сочинение о женщинах на войне - сложное творческое задание. Победа свершилась не только благодаря мужской смелости и храбрости. Война не щадит никого, и всегда беспристрастна. Избавиться от нее человечеству не под силу. Оно пока не обладает необходимой для этого гуманностью и мудростью. Но в том, что на войне нет места женщине, должен понимать каждый мужчина уже с юных лет.

Вторая мировая война принесла миру много горя, потерь и разрушений. О ней писали многие авторы, у каждого из которых было свое представление о войне. Повесть «А зори здесь тихие» была опубликована в 1969 году и основывалась на реальных событиях. Борис Васильев описал судьбу пяти разных девушек, которые волею судьбы были вовлечены в военные действия. Как правило, любая война ассоциируется с мужским началом, но в этой войне участвовали даже молодые женщины. Автор не раз подчеркивал в своем произведении неуместность женщины на войне. Это страшно, когда женщина-мать берет в руки автомат и идет стрелять в людей. Такое возможно только в самых тяжелых и безвыходных ситуациях.

Так и героини повести Васильева шли на это в целях защиты своих родных, друзей и отечества. Каждая из них пережила свою трагедию. У старшей по взводу Риты Осяниной на второй день войны был убит муж. Она осталась одна с маленьким сыном. У красавицы Жени Комельковой фашисты на глазах расстреляли всю семью. Она выжила чудом и теперь была полна ненависти к врагу. Галя Четвертак , сирота из детского дома, которую никогда не замечали из-за маленького роста. Она хотела как-то выделиться, совершить какой-нибудь запоминающийся подвиг. Когда ее не хотели брать на фронт, она всеми возможными способами добивалась своего, но испытание войной так и не смогла пройти. Лиза Бричкина - деревенская девушка из Брянской области. Всю жизнь девушка мечтала об образовании, но так и не смогла отучиться. Отец Лизы был лесником, а мать была смертельно больна. Ухаживая за матерью, она не смогла окончить школу. Соня Гурвич - переводчица, студентка Московского университета. Соня выросла в многочисленной и бедной семье. С началом войны она хотела стать переводчицей, но из-за большого скопления переводчиков на фронте, была направлена в школу зенитчиц.

Все эти девушки оказались в отряде старшины Васкова не случайно. Их свела судьба. Возможно, в обычной жизни они бы даже не подружились, так как были слишком разными по характеру. Однако, оказавшись в одном отряде, с общей целью победить врага, они стали друг для друга настоящей семьей. Помимо девушек в повести есть еще один главный персонаж - старшина Васков. Он и сам был чрезвычайно удивлен, когда в его отряд направили девушек-зенитчиц. Привыкший командовать солдатами только мужского пола, она поначалу даже не знал, как обращаться с новенькими, а они над ним посмеивались. Когда поступил приказ идти на разведку в сторону железнодорожного разъезда, именно эти девушки вызвались идти добровольцами. Недалеко от разъезда жила мама Риты Осяниной с ее сыном Альбертом. Рита очень хотела быть ближе к ним и по возможности помогать им.

Эта миссия стала последней для девушек. Все они поочередно были убиты немцами, кроме Лизы, которая утонула в болоте. Старшина Васков всеми силами старался спасти их и расквитался со всеми недругами, поселившимися в лесу, но девушек уже было не вернуть. Автор не раз подчеркивал, что на войне не место женщинам. Им бы еще жить, учиться, влюбляться, детей рожать, а они все пали от руки фашистов, защищая родину. Каждая из этих девушек внесла свой вклад в войну. По сути, они не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. Их подвиг не был забыт. Спустя много лет, на месте, где погибли девушки, стараниями старшины Васкова и сына Риты Осяниной был воздвигнут монумент - памятник героям Второй мировой войны.


Писательница С. Алексиевич сделала попытку решить важную задачу, связанную с сохранением памяти о подвиге, совершённом женщинами – военнослужащими, которым пришлось воевать в Великую Отечественную. Автор проводила встречи с фронтовичками с целью запечатления на бумаге их историй, таким образом, осуществляя попытку дать ответ на актуальные вопросы: «Обязана ли воевать женщина?», «Что принуждало женщин в военные годы быть храбрыми и мужественными?», «Что стало поводом для взятия в руки женщинами оружия?»

По словам С.

Алексиевич, женщина была вынуждена превратиться в солдата, и принести на алтарь Победы величайшую жертву. Ей довелось наравне с мужчинами заниматься исполнением на фронте самых тяжёлых обязанностей. В том числе, женщины занимали командные должности. Отправиться пришлось на фронт минимум 800 тысячам женщин, и многие из них это сделали добровольно. Автором прямо называется причина, по которой происходила масштабная демобилизация женщин, и проявлялся их массовый героизм: был брошен вызов «...На весы истории…»: быть народу и государству, или не быть.

Поражает надпись, оставленная одной из героинь, на поверженном рейхстаге, гласящая о том, что она на фронт: «… пришла …чтобы убить войну». Позиция С. Алексиевич определена чётко: женщина по своей природе не хочет убивать, однако, если смертельная опасность становится угрозой для её страны, детей и дома, тогда женщина готова превратиться в солдата. Подобное мнение даже нет желания оспаривать, настолько оно верное.

Поэтессе Юлии Друниной попасть на фронт пришлось ещё будучи юной девчонкой. Её фронтовая подруга Зина Самсонова свою смерть нашла под городом Орша в бою. После того, как погиб командир Зинаида стала самостоятельно командовать боем, поднимая бойцов в атаку. Однако её жизнь оборвана была вражеской пулей... Память о боевой подруге была запечатлена Друниной в стихотворение «Зинка».

Женщина на войне не должна находиться, так как это противоречит её природе. Это неправильно и жестоко. Однако случись беда - тысячи наших современниц встанут и сегодня на защиту России.

Обновлено: 2017-02-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.