Занятия в старшей группе по теме грачи. Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы. Материал к занятию

Конспект ОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель:

Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.

Задачи:

Помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»,

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

Учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,

Учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,

Обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;

Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.

Предварительная работа

    Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршака «Весенняя песенка», Апрель».

Заучивание отрывков стихотворений о весне

    Наблюдение примет наступающей весны в природе с воспитателями и родителями.

    Беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др. ;

    Рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему;

    Чтение художественной литературы: Г. Ладонщиков «Весна», С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»,

    Загадывание загадок про времена года, птиц;

    Дидактические и подвижные игры: «Перелет птиц», «День -ночь», «Зимующие и перелётные».

Оборудование:

Мультимедийный проектор, презентация, сказка «Как появилась картина «Грачи прилетели», рассказ Г. Скребицкого «Прилетели грачи», голоса птиц в DVD -записи.

Словарная работа: сосулька, капель, грач, грачата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц, грачевник.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение:

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

Весна – это праздник пробуждения природы. Какие чудеса происходят весной?

Тает снег, появляются проталинки. Просыпаются деревья от зимнего сна. В воздухе чувствуется запах прелых листьев. Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.

Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.

Сегодня, мы с вами продолжим знакомство с прекрасной книгой «Мастера русской живописи». Она расскажет нам о еще одном великом русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове. Вот его портрет.

Слайд (Показ портрета)

Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Был он большущий, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива темных волос, вид почти всегда насупленный, его даже испугаться было можно. Но на самом деле он только казался хмурым, потому что всех стеснялся. А как улыбнется – сразу становится похожим на доброго доктора.

Больше всего Саврасов любил цветы, деревья, реки, леса.

Как одним словам, все это можно назвать? (Природой).

Верно, в своих работах А. Саврасов изображал природу.

Такие картины как называю? (Пейзажами).

Ребята, а кроме пейзажей, какие есть еще виды картин? (Портреты, натюрморт).

Значит, А. Саврасов был художник – пейзажист.

И главном произведении этого художника «Грачи прилетели». Уже более ста лет работа Саврасова «Грачи прилетели» является символом русского пейзажа.

Слайд картины

А сейчас я прочитаю вам сказку: «Как появилась картина «Грачи прилетели». Рассказчик. Однажды весенним мартовским днем художник Саврасов отправился за город посмотреть, где же весна задержалась. Грязь под ногами хлюпает, все кругом неказистое да старое. Ветер холодный, деревья, скрюченные какие-то, не на чем взгляд остановить. Как вдруг слышит громкий птичий крик. А это грачи галдят, будто делят что между собой. Подошел художник поближе к березам, где птицы собрались, и вдруг видит, что оторвался от стаи самый большой грач, летит, а в клюве у него что-то сверкает. За ним другие грачи кинулись, набросились на него, только пух и перья полетели. И вдруг прямо в руку Саврасова упало толстое тяжелое стеклышко. Лежит и тихо светится. И сразу, будто теплее стало. Хотел он поднести стеклышко к глазам, но тут грачи на него набросились.

Саврасов. А ну прочь, разбойники! Вот я перья – то вам повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести следует!

Грач. Мил – человек, отдай нам наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить. Я главный в стае, самый старый грач, мы каждый год улетаем на зиму далеко-далеко. А весной мы возвращаемся домой, на родину. Но Россия вон какая большая страна! Без нашего стеклышка мы обязательно заплутаем.

Саврасов. А чем же оно может вам помочь?

Грач. Да ведь оно волшебное. Посмотри-ка в него.

Саврасов смотрит.

Рассказчик. Батюшки святы! Что же это случилось. На сердце у него сразу стало тепло-тепло. Все вокруг совершенно изменилось… как будто и деревья те же, и земля, и небо. Но все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести.

Грач. Ну, понял теперь, как мы находим родину? Ты человек, и так свой дом найдешь. Верни нам наше стеклышко, а мы тебя отблагодарим.

Саврасов. Простите меня, птицы весенние! Знаю я теперь на что вам нужно стеклышко чудесное. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам сумею свою родину как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.

Грач. У нас, грачей, правило такое: кто стеклышко хранит, тот и вожак. Я совсем стар уже, а молодые решили его у меня отнять. Ладно, художник. Храни его до осени, когда нам пора будет на зиму в дальнюю даль отправляться. А уж осенью отдашь его обратно. Я сам тогда отдам его самому сильному из молодых. Ты уж, мил – человек, не подведи нас, а то совсем пропадем мы в чужих-то краях.

Саврасов. Спасибо тебе, грач, что не пришлось мне стеклышко ваше волшебное силком отнимать. А вернуть-то я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Я уж точно знаю, что это будет самая лучшая моя картина. И назову-ка я ее… «Грачи прилетели!».

Грач. Спасибо за уважение, художник. Мы ведь и правда на крыльях весну приносим. Совсем скоро тепло будет. Ну, до сентября! Уговор дороже денег. Встретимся на этом же месте.

Физминутка.

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе.

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

Беседа по картине.

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети: Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель: Какая земля?

Дети: Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель: Какой месяц изображён на картине?

Дети: Март

Воспитатель: Как называют его в народе?

Дети: Протальник

Воспитатель: А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети: Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель:а давайте поиграем : игра «Узнай по описанию».

Слайды

Воспитатель: Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети: Грач.

Воспитатель: У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Дети: Береза

Воспитатель: Расскажите о березах, которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети: Старые, изогнутые

Воспитатель: Что творится на берёзах?

Дети: Грачи устраивают гнёзда.

Воспитатель: Грачи строят свои гнезда на вершинах берез. Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Вот они!

Как называются такие места?

Дети: Грачевники.

Воспитатель: Как вы думаете, грачи радостные или грустные?

Дети: Они радостные, веселые, ведь они вернулись домой на родину.

Воспитатель: Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают.

Дети: Гра-гра-гра!

Воспитатель: Какой первый звук мы слышим? Он твердый или мягкий?

Дети: Твердый звук «Г».

Воспитатель: игра «Кто больше назовёт действий?»

Воспитатель: Что делают грачи?

Дети: Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Воспитатель читает рассказ Г. Скребицкого «Прилетели грачи».

Ещё кругом снег лежит, а грачи уже прилетели. Выберут грачи себе парк или рощу. Целый день шумят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Спешат - пора грачихам птенцов выводить.

Грачата - ранние птенцы. На деревьях листочки распустятся, а они кричат, есть просят.

Воспитатель: игра «Подбери слова»

Слайды

1) Чёрный, крикливый (грач)

2) Старая, изогнутая (берёза)

3) Хмурое, серое (небо)

4) Ранние, шумные (грачата)

Воспитатель: Что ещё изображено на картине?

Дети: Дома

Воспитатель: Что виднеется вдали за берёзами?

Дети: Колокольня

Воспитатель: Что больше всего понравилось в этой картине? Какие краски использовал художник?

Ответы детей

Воспитатель: Мы рассмотрели картину, а теперь давайте составим рассказ по картине. Воспитатель рассказывает один из вариантов, затем просит детей рассказать самостоятельно.

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи. Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи, вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели» - так называется картина А. Саврасова. А грачи прилетают весной. Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда, чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели, значит весна не за горами.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины.

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы -

Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут. (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой: "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе зазывали птиц. Давайте и мы с вами позовем их закличкой.

(Исполнение заклички)

Уж вы, пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам.

(После исполнения заклички дети присаживаются. Звучат крики птиц, едва слышимые)

Рефлексия.

Воспитатель: Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Что вам понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

Ольга Стукалова
Конспект по развитию речи занятия в подготовительной группе на тему «Рассказ по картине А. Н. Саврасова «Грачи прилетели».

Цель : уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах .

Задачи :

Напомнить детям о приходе весны;

Научить замечать признаки весны;

Познакомить с явлением – перелет птиц;

Расширять и обогащать словарь детей (перелёт, пернатые) ;

Познакомить с перелётными птицами : грачом , скворцом;

Воспитывать любовь к живой природе, бережное отношение к птицам;

- развивать наблюдательность , внимание, мышление.

Материал : репродукция картины А . Н. Саврасова «Грачи прилетели » , звуковая запись «Звуки леса» , «Голоса грачей » , картинки с изображением птиц : грача на пашне , грачи в роще .

Предварительная работа : беседы на темы : «Пришла весна» , «Перелетные птицы» , «Наши пернатые друзья» , «Приметы весны» и др. ; рассматривание иллюстраций , картин на весеннюю тему ; чтение художественной литературы : Г. Ладонщиков «Весна» , С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» , загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание записей «Голоса природы» , «Звуки окружающего мира» ; дидактические и подвижные игры : «Перелет птиц» , «День -ночь» , «Зимующие и перелётные» .

Словарная работа : сосулька, капель, грач , грачата , вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение :

Если снег повсюду тает, превращается в ручей,

Травка робко вылезает, день становится длинней,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна) .

Солнышко растопило снег! Мы любовались сосульками, слушали звуки капели, а сегодня нас радует птичий щебет. Первые вестники весны – птицы. Сегодня мы поговарим с вами о первых вестниках весны грачах , им посвящено наше сегодняшнее занятие . (Звучит фонограмма «Птичьи голоса» ).

Дети, я приглашаю вас посмотреть замечательную картину знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова , но не просто посмотреть, а провести экскурсию по этой картине , но и рассказать нашим гостям про эту картину .

Но чтоб посетителям было интересно,вы должкы хорошо изучить и рассмотреть картину .

Давайте с вами внимательно посмотрим на картину . Какое время года изобразил художник на картине ?

Ответы детей. Ранняя весна.

Воспитатель. А как вы определили, что это именно ранняя весна?

Ответы детей - Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи .

Расскажите о грачах , что они делают?

Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные , веселые и шумные, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они обустраивают свои гнезда, в которых будут выводить своих птенцов.

Какие деревья выбрали грачи ?

Грачи выбрали старую корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены. Когда распустятся листья, гнезд не будет видно в густой кроне дерева.

Дети, а что вы можете сказать о небе?

Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Оно низкое, грустное, холодное.

Ребята, а каким вы видите снег?

Потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим.

Что еще мы видем на картине ?

За березами старые избы и высокая колокольня, а дальше поля, на которых уже почти растаял снег.

Вот и закончилась наша экскурсия по картине . А теперь самые смелые могут самостоятельно провести экскурсию по этому художественному произведению, но перед этим мы с вами немного подвигаемся и полетаем.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат. Дети шагают на месте, руки на поясе.

Клювы маленьких скворчат. Выполняют наклоны в стороны.

Клювик раз, клювик два, Выполняют наклоны вперед.

Лапки, лапки, голова. Выставляют вперед поочередно ноги, крутят головой.

Птички в гнездышках сидят (дети сидят на стульчиках)

на улицу глядят. Полетать вдруг захотели,

И все сразу полетели, Дети бегают по группе .

Птички в гнездышки. Дети занимают свои места.

А теперь мои дорогие, кто нам может рассказать об этой замечательной картине . (2-3 человека)

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит, весна не за горами.

Ребята, а кто из вас может рассказать стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины .

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Чёрные проталины, на полях видны

Видно очень тёплые ноги у весны. (Ирина Токмачева)

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи,

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи !

Удивительные птицы -

Прилетели , гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут . (Анна Пономарева)

Сберегла берёза от зимы седой

Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой.

Сквозь прорехи тучи, голубая высь.

Шепчется с берёзой : "Вот и дождались". (Эммануэль Терешкин)

Завороженно ребята.

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы! (Анна Пономарева)

Ребята, а что мы можем сказать о грачах ?

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова , туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран , строят гнезда и выводят птенцов – грачат . Гнезда грачи строят на деревьях , где-нибудь около деревни, или на опушке рощи. Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле , они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков, они питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку , они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Фотографии грачей : грач на пашне , грачи в березовой алллеи .

Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать коллективную картину «Грачи прилетели » из бумаги методом аоигами, но сначала нам надо подготовить ручки .

Пальчиковая гимнастика.

Птички прилетели , Пальцы расставлены ,ладони перекрещены. Большие пальцы

Крыльями мохали. Соединяют,остальными машут,как крыльями.

Сели, посидели. Кисти рук соединили в замок.

И так мы начинаем.

1. Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы, придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий сгиб. Получился «простой треугольник» .

2. Получившийся треугольник располагаем большей стороной в низ. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба.

4. Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам к верху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром на рис.

5. Делаем вертикальный сгиб по диагонали. Разворачиваем фигуру так , что бы она «встала на ножки» .

6. Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.

Вот такой получился грач !

Мы с вами сделали грачей и теперь и теперь давайте посадим их на ветки нашей берёзки.

II. Итог занятия . - Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? А, что нового вы узнали из жизни птиц? Вы сегодня очень хорошо занимались, молодцы

Зульфия Валетдинова
Составление рассказа по картине Саврасова А. К. «Грачи прилетели» в подготовительной группе детского сада

Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цели :

Развитие художественного восприятия произведений искусства (картины , развитие эстетических чувств, эмоций при рассматривании картины

Задачи :

Художественно-эстетическое развитие :

Развитие эстетического отношения к рассматриваемой картине , умения увидеть природу глазами художника, умения осознать свои чувства, эмоции, которые вызывает рассматриваемая картина

Познавательное развитие :

умение подмечать изменения в природе

Социально-коммуникативное развитие :

Обогащение словаря, умение пользоваться распространенными предложениями. последовательное описание картины по плану

1. Оргмомент : Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица ….(грач )

Какие птицы прилетают весной первыми ? (грачи )

О чем говорит прилет грачей ? (весна наступила)

2. Объявление темы : Сегодня мы будем рассматривать и описывать пейзажную картину «Грачи прилетели » , которую написал около 150 лет назад русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов . Пейзаж – это картина , изображающая природу. Про художников говорят «написал картину » (а не «нарисовал» )

Выставляется картина .

3. Рассматривание картины , ответы на вопросы :

Какое время года изображено на картине ? (весна)

Это начало весны, середина или конец? (начало)

Какой снег на переднем плане слева? (потемневший, рыхлый, мокрый)

Что видим справа? (снег растаял и деревья стоят в холодной воде)

Что можем сказать о деревьях? (Тонкие березки пока стоят голые)

Какие птицы облюбовали березы? (грачи )

Что делают грачи ? (обустраивают, ремонтируют старые гнезда, строят, вьют новые, кричат. галдят, суетятся, торопятся, спешат, волнуются)

О чем говорит прилет грачей ? (наступила весна)

Какие строения видны на среднем плане? (церковь, крыши стареньких домов, забор)

Что за забором? (поле)

Есть ли в поле снег? (в поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины)

Какое небо на заднем плане? (серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака иногда проглядывает яркое, голубое, весеннее небо)

Какие краски преобладают в картине , яркие или, наоборот, неяркие? (неяркие, но несмотря на это ощущается, что природа пробуждается после холодной зимы и весна уже наступила - об этом говорит прилет грачей )

Скажите кратко, о чем эта картина ? (о наступлении весны, о прилете грачей , о пробуждении природы).

4. Какие чувства (эмоции) вызывает эта картина : грусть, тоску, печаль. радость? Почему?

(радость от того, что прошли холода, морозы; что грачи с оживлением готовят жилища для будущих птенцов; что небо яркое, весеннее и на смену пасмурным дням обязательно придут теплые, солнечные).

Нравится ли тебе эта картина ? Почему? (потому что нарисовано очень похоже; все как настоящее – и снег, и вода, и деревья; как будто слышу крик грачей ; ощущаю прохладный воздух; у нас около дома высокие тополя и там грачи так же вьют гнезда ; чувствую как радуются грачи тому , что вернулись после долгой дороги домой, в родные края; и я хочу научиться так же рисовать).

5. Физминутка : Весной долгожданное тепло к нам пришло (встать на носочки, «потянуться» к солнышку)

От ветра качаются деревья (руки вытянуты вверх, раскачиваются)

На деревьях гнезда (сложить ладошки)

В гнездах - птенцы (соединять большие пальцы поочередно с остальными – клювики птенцов) .

6. Лексико-грамматические упражнения :

1. Скажи про несколько :

Дерево – (деревья, гнездо – (гнезда, облако – (облака, сук – (сучья, перо – (перья, крыло – (крылья)

2. Подбор определений :

Снег какой? (темный, рыхлый, влажный, грязный, мокрый, холодный, тяжелый, талый)

Земля какая? (мокрая, влажная, черная, холодная)

Небо какое? (серое, пасмурное, блеклое, темное, яркое, голубое, ясное)

Грачи какие ? (черные, радостные, заботливые, крикливые, суетливые)

3. Скажи иначе :

Снег стал темным – потемнел,

Строят гнезда – вьют гнезда

Пробуждается – просыпается

Строения - постройки

4. Объясни значение слов :

Облюбовали-понравилось,

Обустраивают – наводят порядок

Преобладают – больше всего

7. Примерный образец рассказа

Эта картина называется «Грачи прилетели » . Ее написал художник Саврасов .

На переднем плане слева мы видим снег. Он уже потемневший, рыхлый, мокрый (влажный, а справа снег уже растаял и деревья стоят в холодной воде. Высокие березы облюбовали грачи . Они обустраивают старые гнезда и заботливо строят новые. Прилет грачей говорит о том . что весна уже наступила.

На среднем плане мы видим строения : церковь, крыши стареньких домов, забор.

За забором- поле. В поле еще лежит снег, но местами уже появились проталины. Когда весь снег растает и земля просохнет, в поле начнутся весенние работы.

На заднем плане мы видим небо. Оно серое, хмурое, пасмурное, но сквозь облака уже проглядывает иногда яркое весеннее голубое небо. Художник показал в своей картине как пробуждается природа.

8. План рассказа

Как называется картина ?

Кто написал картину ?

Описать снег, деревья, грачей

Перечислить строения, описать поле

Описать небо

Какие чувства вызывает эта картина ? Почему?

Почему понравилась эта картина ?

9. Рассказы детей

Материал можно разделить на 2 занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа по картине «Куры» с использованием ИКТ» Цель – создание условий для развития навыков речевого общения. Задачи: Обучающая: - учить составлять совместно с воспитателем короткий рассказ.

«Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком». НОД в старшей группе Вид НОД: Коммуникация Тема: Рассказывание по картинке «Лошадь.

Конспект НОД по конструированию в подготовительной группе «Грачи прилетели» (оригами) Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание - продолжать учить создавать композиции с изделиями, выполненными из.

Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада «Составление сюжетного рассказа» Конспект НОД по образовательной области «Коммуникация» в средней группе детского сада. Тема: «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.

Гулюса Арнаутова
Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы.

Программное содержание : Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы,

эстетические чувства, переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; способствовать художественному видению картины , стимулировать желание внимательно её рассматривать ; продолжать учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине ; обогащать словарный запас определениями, активизировать глаголы, синонимы, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнения, метафоры. Закреплять умение образовывать однокоренные слова.

Материалы и оборудование : Репродукция картины А . К. Саврасова «Грачи прилетели » , репродукции картин русских художников : портрет, натюрморт. Приготовить тесто для булочек, изюм мелко нарезать для глаз. Фартуки, косынки,нож (под присмотром воспитателя)

Методические приемы :

Художественное слово;

Напоминание;

Вопросы;

Беседа по картине ;

Помощь в составлении рассказа

Образец педагога;

Поощрение;

Физминутки;

Словарная работа :

а) обогащение : грачи , гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;

б) активизация : слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п : слова - определения : радостные, шумливые, старая корявая береза , ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке .

Ход занятия:

Воспитатель :

Ребята, посмотрите на картины . На какие группы их можно разделить (Пейзаж, портрет, натюрморт) .

Чтение стихотворения М. Яснова «О картинах » .

Если видишь на картине Если видишь на картине

Нарисована река, чашку кофе на столе.

Или ель и белый иней, Или морс в большом графине,

или сад и облака или розу в хрустале,

или снежная равнина, или бронзовую вазу,

или поле и шалаш, или грушу, или торт

обязательно картина Или все предметы сразу

называется (пейзаж) . Знай, что это (натюрморт) .

Если видишь, что с картины

Смотрит кто–нибудь на вас,

Или принц в плаще старинном ,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Артур, ваш сосед,

Обязательно картина

Называется (портрет) .

Ребята, сегодня, я приглашаю вас на выставку картин знаменитого художника Алексея Кондратьевича Саврасова .

Но экскурсоводами на нашей выставке, будете вы , дети и вам предстоит рассказать гостям об одной очень известной картине . (На доску выставляется репродукция картины ) . Вы знаете, как она называется? (Грачи прилетели .) (Если дети затрудняются, воспитатель предлагает им придумать

свое название картины .)

Для того чтобы стать экскурсоводом на нашей выставке нужна подготовка. А кто такой экскурсовод? (Тот, кто проводит экскурсии по выставке, рассказывает о картинах ) Да, экскурсовод, это человек, который интересно рассказывает о картинах на выставке или об экспонатах в музее. Но чтобы посетителям выставки было интересно экскурсовод должен хорошо изучить и рассмотреть картину . Посмотрите внимательно на картину , что интересного увидел и изобразил художник на своей картине ? (Он изобразил церковь, деревья, птиц, грачей ) .

Что изобразил художник на переднем плане картины ? (деревья, берёзы) .

- Расскажите о деревьях на картине , какие они? (Деревья корявые, большие, старые , ветвистые, снизу тёмные, сверху светлые, без листиков).

Кого вы видите на берёзах? (Птиц, грачей )

- Расскажите о грачах , какие они? (чёрные, крикливые, шумливые, смешные, носатые, радостные)

Что делают грачи ? (строят, ремонтируют гнёзда, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку , держит её в клюве)

- Грачи радуются наступившей весне, что они вернулись на Родину в свои гнёзда. У них очень много хлопот, надо отремонтировать гнёзда, чтобы можно было высиживать птенцов.

Какие деревья выбрали грачи для гнёзд ? (Грачи выбрали старое , кривое дерево, оно толстое, ветвистое, гнёзда надёжно укреплены)

Вспомните, как называется место, где живет грачи ? (Грачовник )

- Грачовник расположился на окраине села. Здесь тихо, спокойно, красиво. Видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. - Что изобразил художник вдалеке? (поле, луг, лес, заливные луга)

Посмотрите, есть ли на картине солнце ? (Нет)

Как вы поняли? (На небе тучи) .

Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.

Ребята, что можно сказать о небе? (Небо покрыто голубовато-серыми тучами оно низкое, грустное, холодное)

Лучи солнца освещают облака, и кажется, что вот-вот облако растает и солнце будет ярко освещать весеннюю землю.

Ребята, каким вы видите снег? (Тяжёлые, мокрый, потемневший, подтаявший, рыхлый, серый, печальный)

Какими бы словами вы бы закончили свой рассказ об этой картине ? Скоро снег совсем растает и покажется мягкая и шелковистая травка. В воздухе пахнет весной. Воздух чист и свеж. Весна! Ну, что ж, вы вполне готовы быть экскурсоводами. Но прежде чем начать экскурсию мы намного отдохнём.

Физминутка.

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)

Чтоб скорее прилетать , Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)

В небе ясном солнце светит, Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)

А внизу леса, поля –

Расстилается земля . (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону )

Птички начали спускаться, На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями» )

Вот и юг. Ура! Ура! Приземляться нам пора. (Дети садятся за столы)

А сейчас дорогие экскурсоводы, кто расскажет гостям об этой замечательной картине ? (Опрашивается три – четыре ребёнка) Молодцы, хорошие экскурсоводы. Наша галерея закрывается, ждём вас в гости ещё.

А сейчас я приглашаю вас за стол и предлагаю самим слепить из теста грачей . 17 марта по народному календарю –день Герасима -грачевника . В этот день наши пра –пра бабушки пекли птичек –грачей и считали , что такой горячей выпечкой приблизят наступление теплых дней. Вот и мы с вами возьмемся за дело и будем печь грачей .

Сначала вспомним наши правила :

Вымыть руки;

Надеть передник;

Заправить волосы под косынку.

Способ приготовления булочек-грачей . Готовое тесто раскатываем «колбасками» . «Колбаски» разрезаем на равные кусочки, которые снова раскатываем на более тонкие «колбаски» . Получившиеся тонкие колбаски завязываем в узелок. Таким образом, сам узелок –это фигура грача . Смазываем противень маслом и выкладываем узелки на противень. Уже на нем дорабатываем заготовки. Чуть оттягиваем одну сторону узелка- голова птицы. Вставляем изюминки – глазки. В нижней части узелка опять оттягиваем тесто-хвостик. Хвостик надрежем ножом, чтобы получить перышки. Смазываем булочки крепко заваренным чаем или взбитым яйцом. Оставляем на 10 -15 минут на противне.

А затем уносим на кухню в духовку. Когда булочки приготовятся, за общим столом проводится чаепитие.

Галина Манухова
Конспект НООД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

«Составление описательного рассказа по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

1. Программное содержание :

1. Учить детей составлять описательный рассказ по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

2. Дать энциклопедическое понятие, кто такой «грач » .

3. Уточнить, когда именно, в каком весеннем месяце прилетают грачи , приметы весны.

4. Развивать речь детей , расширять словарный запас, следить за правильным использованием лексико-грамматических категорий

2. Методы и приёмы.

1. Вопросно-ответное упражнение (беседа) .

2. Д/и «Узнай по описанию » .

3. Игра «Подбери слово» (существительное в согласовании с прилагательным в роде и числе ).

4. Д/и «Кто больше назовёт действий.

5. Чтение рассказа «Прилетели грачи » по Г. Скребицкому.

6. Составление рассказа по картине А . Саврасова «Грачи прилетели » .

Материал : картина А . Саврасова «Грачи прилетели » , сюжетные картинки о разных периодах весны (ранняя, поздняя) .

Ход занятия.

Дети подходят к картине , рассматривают её , а затем воспитатель задаёт вопросы.

Воспитатель : Какое время года изобразил на картине художник ?

Дети : Весна

Воспитатель : Какая это весна?

Дети : Это ранняя весна

Воспитатель : Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети : Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель : Обратите внимание на небо, посмотрите на землю. Какие слова можно подобрать для описания неба

Дети : Серое, хмурое, затянутое тёмными тучами.

Воспитатель : Какая земля?

Дети : Мокрая, тёмная, покрыта грязным снегом, появились чёрные проталины.

Воспитатель : Какой месяц изображён на картине ?

Дети : Март

Воспитатель : Как называют его в народе?

Дети : Протальник

Воспитатель : А за мартом, какие идут весенние месяцы

Дети : Апрель - снегогон, май – травень.

Воспитатель : игра «Узнай по описанию » .

Воспитатель : Перелётная птица с чёрным оперением металлически-фиолетового отлива

Дети : Грач .

Воспитатель : Буро-серая птичка из отряда воробьиных, отличающаяся красивым пением

Дети : Соловей.

Воспитатель : У этого красивого дерева белый ствол с чёрными пятнами.

Дети : Береза

Воспитатель : Расскажите о березах , которые находятся на переднем плане. Какие они?

Дети : Старые, изогнутые

Воспитатель : Что творится на берёзах?

Дети : Грачи устраивают гнёзда .

Воспитатель : игра «Кто больше назовёт действий?»

Воспитатель : Что делают грачи ?

Дети : Кричат, летают, вьют гнёзда, клюют, ловят жуков, возвращаются, шумят.

Воспитатель читает рассказ Г . Скребицкого «Прилетели грачи » .

Ещё кругом снег лежит, а грачи уже прилетели . Выберут грачи себе парк или рощу . Целый день шумят, сучья для гнёзд ломают. Одни старые гнёзда чинят, другие новые вьют. Спешат - пора грачихам птенцов выводить .

Грачата - ранние птенцы . На деревьях листочки распустятся, а они кричат, есть просят.

Воспитатель : игра «Подбери слова»

1) Чёрный, крикливый (грач )

2) Старая, изогнутая (берёза)

3) Хмурое, серое (небо)

4) Ранние, шумные (грачата )

Воспитатель : Что ещё изображено на картине ?

Дети : Дома

Воспитатель : Что виднеется вдали за берёзами?

Дети : Колокольня

Воспитатель : Что больше всего понравилось в этой картине ? Какие краски использовал художник?

Ответы детей

Воспитатель : Мы рассмотрели картину , а теперь давайте составим рассказ по картине . Воспитатель рассказывает один из вариантов , затем просит детей рассказать самостоятельно .

1. На картине изображена ранняя весна. Ещё лежит снег, но появились первые проталины. Прилетели первые вестники весны - грачи . Они поселились на старых, высоких берёзах. Шумят, кричат грачи , вьют гнёзда. Небо пасмурное, серое, а земля тёмная, покрыта грязным снегом. Выглянет солнце и своими тёплыми лучами растопит остатки снега, согреет землю и появится зелёная трава. Да, весна не за горами.

2. «Грачи прилетели » - так называется картина А . Саврасова . А грачи прилетают весной . Весна изображена ранняя. Первый весенний месяц март. В марте ещё лежит снег, но уже видны проталины. На старых изогнутых берёзах грачи вьют гнёзда , чтобы вывести своё потомство. День выдался пасмурный, хмурый. Но несмотря на это, птицы трудятся, одни - чинят гнёзда, другие вьют новые. Грачи прилетели , значит весна не за горами.

Итог занятия.

Воспитатель : Что вам понравилось сегодня на занятии?

Ответы детей

Публикации по теме:

Задачи: Учить детей составлять описательный рассказ; пополнить словарный запас по теме «Насекомые»; развивать умение логически последовательно.

Конспект НОД в подготовительной группе «Составление описательного рассказа по картине Л. А. Фаттахова «Сабантуй» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №35 «Соловушка» Конспект непосредственной.

Конспект НОД в средней группе. Составление описательного рассказа по картине «Ваня не боится мороза» МБДОУ д/с № 33 «Дельфин» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. Составление описательного рассказа.

Конспект по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа о насекомых» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о насекомых» Обучающие задачи: * расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» для детей старшей группы. . Программное содержание: Развивать эмоциональный отклик на весенние проявление природы, эстетические чувства, переживания, умение соотносить.