Значение словосочетания «странноприимный дом. Странноприимный дом графа шереметева Странноприимный дом граф николай шереметев история

Музеи

За Садовым кольцом недалеко от Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в тихом тенистом переулке расположен дом выдающегося русского художника В. М. Васнецова, построенный в 1894 году по проекту самого художника в неорусском стиле. В. М. Васнецов жил здесь последние 32 года своей жизни (1894–1926). 25 августа 1953 года в доме был открыт музей, в 1954 году 3-й Троицкий переулок, в котором стоит дом, переименован в переулок Васнецова. Сразу после кончины художника у родственников возникла идея «все сохранить, как было, устроить что-то вроде дома-музея». Обратившись в Третьяковскую галерею за помощью, они получили согласие на совместную работу по организации посмертной выставки работ В. М. Васнецова с дальнейшей перспективой создания музея. 27 января 1927 года сын художника Алексей Викторович Васнецов подал в Правление галереи заявление о том, что семья готова принять все обязательства, связанные с устройством выставки. Он же был утвержден в качестве уполномоченного по ведению дел. Алексею Викторовичу помогали сестра Татьяна Викторовна и жена Зинаида Константиновна. В оформлении экспозиции непосредственное участие принимали М. В. Нестеров, П. Корин, Ап. М. и Вл. В. Васнецовы и ученый секретарь Третьяковской галереи Н. С. Моргунов. Были проведены необходимые ремонтные работы, отпечатаны и расклеены несколько сотен афиш с информацией о выставке, приготовлены билеты и издан каталог. Выставка открылась 13 марта 1927 года. В первый же день ее посетили около 600 человек. В последующие дни на выставку приходило много заинтересованных посетителей и школьных групп, бывали экскурсии. Экспозиция выставки сохранялась до 1933 года. В предисловии к каталогу указывалось, что экспонируемые на выставке работы, в частности сказочный цикл, представлены публике впервые и что в дальнейшем будут демонстрироваться пейзажи, этюды и эскизы, «которые в объединении с тем, что показывается теперь, должны составить Музей имени Виктора Васнецова». На выставке было представлено 212 экспонатов: живопись, графика и предметы декоративно-прикладного искусства. Экспонаты размещались в гостиной, бывшей классной комнате и в мастерской. Сказочно-былинные картины авторы каталога снабдили краткими текстами из литературного первоисточника. В годы Великой Отечественной войны в доме продолжали жить родные художника. Большие картины были свернуты, остальные работы разложены по ящикам. Сам дом не пострадал, но не сохранились ограда и терраса. В сентябре 1946 года наследники выразили желание к столетию со дня рождения В. М. Васнецова в 1948 году организовать в доме музей и вели об этом переговоры с Третьяковской галереей. Открывшаяся в мае 1948 года в выставочном зале Союза советских художников выставка картин мастера вызвала у посетителей большой интерес и способствовала принятию решения об организации музея. 29 июня 1950 года вышло распоряжение Совета министров СССР об организации Дома-музея В. М. Васнецова. Комитет по делам искусств при Совете министров СССР издал приказ приступить к организации музея, для чего осуществить прием дома, а также художественных коллекций и имущества, передаваемых наследниками художника в дар государству. Через месяц, 29 июля 1950 года, наследники подписали заявление в Комитет по делам искусств при Совете министров СССР о безвозмездной передаче государству имущества и ценностей для организации Дома-музея В. М. Васнецова. 18 июля 1951 года приказом Комитета было утверждено «Положение о Доме-музее В. М. Васнецова». 28 августа 1951 года был подписан акт приема комиссией дома, художественных произведений – живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства, предметов быта и имущества В. М. Васнецова от его наследников. Первым директором музея (с 1951 по 1957 годы) стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, участник Первой мировой и Великой Отечественной войн, актер Музыкального театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, директор Детской музыкальной школы. Главным хранителем была назначена З. К. Васнецова. Вместе с Татьяной Викторовной Д. А. Васнецов занимался ремонтом дома, восстановлением его планировки и воссозданием обстановки, бывшей при жизни В. М. Васнецова. Архитектура дома была полностью сохранена, обстановка дома восстановлена на начало ХХ века. Почти полностью сохранено убранство столовой, гостиной и мастерской. Во всех остальных комнатах, включая экспозиционные, были представлены подлинные предметы, переданные в музей семьей художника. Остававшаяся в собственности наследников часть коллекции была передана в музей по завещанию Т. В. Васнецовой 1959 года и на основании ее дарственной 1961 года. Таким образом, все коллекции: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства и быта, личный архив и библиотека художника, фотографии и воспроизведения вошли в состав музейного собрания, которое пополнялось за счет даров разных лиц, закупок, а в настоящее время насчитывает около 25 тысяч музейных предметов. В 1978–80 годах была проведена реставрация дома, восстановлен внешний вид хозяйственных построек, где под общей крышей располагались дворницкая, прачечная и каретный сарай, во внутреннем дворе были восстановлены булыжная мостовая и кирпичная дорожка. С восточной стороны сохранился возведенный в 80-е годы XIX века брандмауэр (кирпичная стена), на который в 1970-е годы была перенесена мозаика «Спас на престоле», выполненная в начале ХХ века по эскизу В. М. Васнецова в петербургской мозаичной мастерской под руководством В. А. Фролова. С северной и западной стороны дома сохранился сад с вековыми дубами и вязами. В момент своей организации музей состоял в ведении Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. Практическое руководство работой музея осуществлялось Главным управлением учреждений изобразительных искусств. В 1954 году музей был передан в ведение Министерства культуры РСФСР, в январе 1955 года – в ведение Управления культуры Моссовета. В 1963 году было принято решение о его присоединении к Музею истории и реконструкции г. Москвы, а в 1986 году Дом-музей В. М. Васнецова вошел в состав Всесоюзного музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея» на правах научного отдела.

Странноприимный дом и больница графа Шереметева . На Сухаревской площади. На месте дома в старину простирались обширные огороды князя Черкасского, сделавшегося потом родственником Шереметевых.

На огородах издревле находилась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами Преподобной Ксении и Михаила архангела. При императрице Елизавете Петровне церковь эта, пришедшая в ветхость, перестроена каким-то юродствовавшим Андреем и потом освящена при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Основатель этого богоугодного заведения есть граф Николай Петрович Шереметев. Оно основано в 1803 году. Кроме богадельни для престарелых и больницы основателем положен особый капитал, чтобы из процентов капитала ежегодно выдавалось:

  1. на приданое нескольким бедным девицам;
  2. для воспомоществования бедным семействам;
  3. на восстановление заведений обедневших ремесленников через снабжение их потребными для работ инструментами
  4. на вклады в храмы Божии и другие дела милосердия.

По преданию, дом этот основан по мысли супруги графа Прасковьи Ивановны, которая отличалась при жизни широкой благотворительностью.

Главный корпус этого обширного и прекрасного по своей архитектуре здания имеет форму полукруга. В галереях на лицевую и заднюю сторону устроены палаты для немощных, а наверху особое отделение для бедных, живущих на иждивении этого дома. В нижнем этаже живут служители. На пространном дворе два боковых флигеля и два особых корпуса. В самой середине главного лицевого корпуса устроена церковь во имя Живоначальной Троицы, которая начатая постройкой в 1803 году и окончена в 1810 году.

При постройке этой церкви старая деревянная разобрана. Внутренность настоящего храма довольно величественна и обширна. Образа писаны прекрасно; особенно обращает на себя внимание находящийся за престолом образ Воскресения Христова. Замечательны еще в полукружьях сводов с двух сторон храма картины, сделанные барельефом; они превосходны. С наружной стороны вход в храм украшен прекрасным портиком и колоннами в два ряда, образующими особую полуротонду. В простенках поставлены лепные изображения евангелистов во весь рост.

Прекрасное крыльцо служит входом. Утварь и ризница довольно богаты. При храме приделы: Св. Николая чудотворца и Св. Димитрия Ростовского. В 1812 году церковь не была разграблена, потому что в доме квартировал какой-то маршал. Дом отделяется от площади хорошей железной решеткой.

О любви графа Николая Петровича Шереметева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой слагали легенды еще при их жизни. Граф влюбился в свою крепостную актрису с первого взгляда. Но так как жениться на ней он не мог, то поклялся никогда не жениться. В 1798 го­ду граф дал Прасковье и всей ее семье вольную. А в 1801 году, получив разрешение императора Александра I, 50-летний граф Николай Петрович Шереметев и 33-летняя Прасковья Ковалева-Жемчугова обвенчались. К тому моменту великая актриса уже оставила сцену, так как у нее обострился туберкулез. В 1803 году, через несколько недель после появления на свет их сына Дмитрия, она умерла. Граф пережил свою любимую всего на шесть лет.


Еще при жизни Прасковьи Ивановны в 1792 году было начато строительство странноприимного дома. Так раньше называли больницы-приюты для нищих и калек. По просьбе возлюбленной граф Шереметев решил создать богадельню на 100 человек обоего пола и больницу для бесплатного лечения на 50 человек. Место, выбранное для постройки, называлось «Черкасскими огородами», нынешний адрес: Большая Сухаревская площадь, 3. Работу начал зодчий из крепостных Елизвой Назаров, приходившийся родственником знаменитому архитектору Василию Баженову.

Замышлялась настоящая барская городская усадьба, с отстоящим от улицы главным корпусом, церковью, парком и садом. В 1803 году, когда Прасковья Ивановна умерла, было построено центральное здание и левое крыло. Граф решил радикально все перестроить и создать памятник своей жене.

Великолепие Кваренги

Для воплощения своего монументального замысла граф пригласил известного архитектора Джакомо Кваренги, по проектам которого среди прочего были возведены Смольный институт благородных девиц и Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге. Перед Кваренги была поставлена задача возвести ни много ни мало Дворец милосердия. И архитектор с ней справился. Уже построенный портик здания Кваренги заменил изящной полукруглой колоннадой, а портики возвел в средних частях крыльев дома и по его торцам. В четырех нишах установили фигуры евангелистов, фасад украсили многочисленной лепниной. Ходили слухи, что граф Николай Петрович был членом масонской ложи, поэтому в украшениях на фасаде до сих пор находят масонские символы. По проекту Кваренги было сделано и внутреннее убранство храма, который располагается по центру здания в полуротонде. Росписи плафона и парусов в церкви, а также другая ее отделка выполнены художником Доменико Скотти.


Позади дома разбили обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями. В левом крыле помещалась богадельня на 50 мужчин на первом этаже и 50 женщин на втором. Богаделенное крыло дома заканчивалось величественной двухцветной столовой залой. В правом была бесплатная больница для бедных на 50 коек.

На строительство граф потратил 2,5 млн руб­лей, но не дожил до его торжественного отк­рытия — оно состоялось через полтора года. Мероприятие приурочили к дню рождения ­Николая Петровича Шереметева — 28 июня 1810 года.

Ангелы и портреты

В храме, который действует и сейчас, три престола: центральный — в честь святой Живоначальной Троицы, южный — святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), северный — святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа). После революции храм был закрыт и сильно обветшал. Реставрация проводилась в 70-е годы XX века и в 2000-е. Реставраторы использовали авторские листы Кваренги с изображением фасадов и храмового интерьера и многочисленные

фотоматериалы начала и середины века. Сотрудникам организации «Спецпроектреставрация» удалось восстановить интерьер странноприимного дома практически в первозданном виде. Городская легенда гласит, что два ангела на фреске в куполе — это портреты Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой и ее сына, маленького Дмитрия. Когда будете в храме, присмотритесь к изображениям ангела с бубном и ангелочка с пальмовой ветвью и колосьями.

Странноприимный дом управлялся специальным советом. По завещанию графа Николая Петровича сын и его потомки должны быть попечителями, а главными смотрителями всегда выбирались представители не графских ветвей рода Шереметевых.


Во время войны 1812 года и Русско-турецкой вой­ны 1877-1878 годов странноприимный дом превращался в гос­питаль. До сих пор в музее хранится история болезни князя Багратиона. Во время Крымской войны граф Сергей Дмитриевич Шереметев на свои средства формирует санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Во время Русско-японской войны им был создан лазарет на благотворительной основе.

Больница при странноприимном доме почти сразу стала называться Шереметевской. Она считалась одной из лучших московских частных клиник.

Знаменитый «Склиф»

В 1919 году вместо странноприимного дома открыли Московскую городскую станцию скорой медицинской помощи, а с 1923 года тут разместился один из корпусов НИИ скорой помощи имени Николая Васильевича Склифосовского — основоположника неотложной хирургии в России. Название этой больницы, которое горожане преобразовали в короткое «Склиф», знакомо всем. Здесь работали и продолжают трудиться десятки талантливых врачей, хирургов, создавших школы и направления в отечественной медицине. В их числе выдающийся хирург Сергей Сергеевич Юдин, который в 1930 году спас больного, впервые перелив ему кровь погибшего человека.


Юдин, который долгое время был главным хирургом НИИ, ратовал за создание музея. Кроме того, он предложил реставрировать историческое здание и бывший храм, чтобы «раскрыть гениальные архитектурные творения Кваренги», и сам участвовал в работах. В 1953 году полученную им Сталинскую премию хирург направил на реставрацию живописи домовой Троицкой церкви, в стенах которой создавали музей медицины, и передал ему свои архивы. В 1986 году его заветное желание сбылось — в доме графа Шереметева разместился Центральный музей медицины, который в октябре 1991 года получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.

Странноприимный дом графа Шереметьева или Шереметевская больница на Большой Сухаревской площади в Москве, на её базе в 1920-х годах был организован Институт скорой и неотложной помощи имени Склифосовского.

Построен графом Николаем Петровичем Шереметев в память о любимой жене Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

История Странноприимного дома

Его жена Прасковья очень долго просила графа открыть больницу для нищих - странноприимный дом, где нищие и бездомные люди смогли бы бесплатно лечиться и иметь крышу над головой. Под шереметьевскую больницу выделили место за Земляным валом у Сухаревской площади, где тогда была окраина Москвы.

Проект дома разработал московский архитектор Елизвой Назаров , ученик и родственник Василия Баженова. В результате лечебное учреждение получилось больше похожим на загородную усадьбу, с парадным двором, полукруглым бельведером, парком и садом. Внутри архитектурного ансамбля находилась церковь Святой Троицы.

Строительство велось с 1792 по 1807 годы под руководством крепостных зодчих П. И. Аргунова , А. Ф. Миронова , Г. Е. Дикушина . Открытие странноприимного дома состоялось в 1810 году, однако до этого момента Николай Петрович уже не дожил.

Во время войн шереметьевская больница превращался в госпиталь. Например, в 1812 году сначала тут был организован французский, а затем и русский госпиталь. Как напоминание об этом, в музее больницы сохранилась история болезни князя П.И. Багратиона .

После революции шереметьевская больница сохранила свою функцию. Однако тут были убраны все напоминания о графе Шереметеве, был закрыт Троицкий храм.

История института скорой помощи

В 1919 году при Шереметьевской больнице была создана Станция скорой помощи , а в 1923 году - организован Научно-исследовательский институт скорой помощи и переливания крови имени Склифосовского, который к настоящему времени был преобразован в Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского.

В 2000-2006 годах проводилась реконструкция зданий Странноприимного дома в Москве.

Реставраторам удалось вернуть исторический облик Столового зала и церкви Живоначальной Троицы, открыт медицинский музей.

  • Странноприимный дом графа Шереметева Говорят, что…. . . . / Просмотров: 23129 / Станноприимный дом Всё началось в 1803 году. Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, директор Московского дворянского банка, покровитель искусств, меценат, отправил письмо императору Александру I: «Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве странноприимный дом для содержания в оном на моём иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных. И больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных». Для неимущих и увечных Шереметев денег не пожалел. Странноприимный дом Его любимая жена, актриса и благотворительница Прасковья Ковалёва-Жемчугова часто заходила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Она хорошо помнила о своём незнатном происхождении, поэтому всегда помогала нуждающимся. Граф, страстно любивший жену, решил построить на Сухаревке Странноприимный дом. Для воплощения задуманного он нанял архитектора Елизвоя Назарова, самого из бывших крепостных, ученика Баженова и Казакова. Здание поначалу строили скромное. Однако через два года после свадьбы, в 1803 году Прасковья родила графу сына и умерла от послеродовых осложнений. Безутешный Шереметев решил увековечить память о жене в Страноприимном доме, пригласив перестроить будущий Склиф и превратить его во «Дворец милосердия» знаменитого архитектора Джакомо Кваренги. Странноприимный дом за Сухаревой башней на 100 мест - больницу и богадельню — открыли 28 июня 1810 года. Сам граф не дожил до этого события. Первые пациенты и обитатели Однако Шереметев позаботился о том, чтобы богадельня ни в чём не нуждалась, открыв счёт на её содержание и положив туда сотни тысяч рублей, большие по тем временам деньги. Первыми жителями богадельни (призреваемыми) стали мелкие чиновники, отставные офицеры, священники, пожилые мещане. Страноприимный дом не отказывал практически никому. Ежегодные суммы отпускались на приданое «неимущим и осиротевшим девицам», «на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость», на помощь обедневшим ремесленникам и выкуп заключённых из долговых тюрем, на вклады на храмы, на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды. С 1850-х годов Странноприимный дом все чаще стал называться Шереметевской больницей. Новый этап в её развитии начался в 1858 году с приходом нового главного врача А.Т. Тарасенкова. Из богадельни будущий Склиф всё больше превращался в настоящее лечебное учреждение. Тарасенков установил строгий контроль за покупкой и назначением лекарств, наладил регулярные обходы и осмотры больных. Пациентам при выписке выдавались денежные пособия. Госпиталь и лаборатории В 1876 году открылась бесплатная амбулатория с выдачей лекарств — «приходящее отделение». Шереметьевская больница к концу XIX века стала одним из передовых лечебно-медицинских учреждений Москвы. В больнице стали внедрять передовые методы хирургического лечения. Появились операционные с новейшим оборудованием, первые рентгеновские аппараты, лаборатории для химических и микроскопических исследований. Было подсчитано, что за сто лет существования Странноприимного дома графа Шереметева его благотвори-тельностью воспользовалось примерно 2 миллиона человек. На это было израсходовано свыше 6 миллионов рублей. В первые годы советской власти Странноприимный дом был упразднён в 1918 году, но больница продолжала существование, и её по-прежнему называли Шереметьевской. Новый главврач Герштейн распорядился, чтобы лечебное учреждение работало круглосуточно, экстренно помогая жителям города. Нарком здравоохранения РСФСР Семашко считал первоочередной задачей организацию общедоступной экстренной медицинской помощи населению. 18 июля 1919 года Моссовет принял решение о создании на базе Шереметьевской больницы Московской станции скорой медицинской помощи. В 1923 году больница была переименована в Научно-исследовательский институт неотложной помощи. Почему Склифосовский «Короче, Склифосовский», — произносит персонаж Юрия Никулина Балбес в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». И он не так уж и неправ. Скорая помощь просто обязана реагировать быстро и четко. Институту было присвоено имя легенды отечественной медицины Николая Склифосовского в 1923 году, и директором был назначен бывший главврач больницы Герштейн. К слову, сам Николай Склифосовский ни разу не был в больнице, названной в его честь. Но память о своём учителе, выдающемся русском хирурге, профессоре и учёном сохранили его ученики: Н. И. Пирогов, Э. Бергман, К. К. Рейер. Они, как и Склифосовский, продолжили внедрять передовые медицинские открытия и разработки в практику лечения больных. И Склиф подхватил эту эстафету. Главный хирург Касинцев, ученик Склифосовского, выработал новые принципы работы врачей: ежедневные конференции с анализом итогов суточной работы, обязательное участие в работе рентгенологов и многое другое. В 1930 году стараниями нового главного хирурга Юдина был открыт специальный операционный корпус с современными стерилизационными установками и отделением по лечению переломов методом вытяжения. Скоро станция скорой помощи, которая уже располагала сетью подразделений по городу, стала самостоятельным учреждением в подчинении Мосгорздравотдела. Военные и послевоенные годы Во время Великой Отечественной войны институт принимал десятки тысяч раненых, но при этом ни на секунду не прекращал научную работу. Множество специалистов были призваны в действующую армию, многие учёные возглавили работу медицинских частей армии и флота. После войны в русле неотложной хирургии возникло множество самостоятельных направлений. Соответственно, открывались и новые подразделения института. В 1960 году — отделение неотложной хирургии. В 1967-м — реанимационно-анестезиологический отдел. В шестьдесят девятом — отделение неотложной хирургии органов грудной полости. Минздрав СССР придал институту официальный статус головной союзной организации в области экстренной хирургии. В 1971 году началось и спустя десять лет завершилось строительство нового многоэтажного клинико-хирургического корпуса, оснащённого самым современным оборудованием. На данный момент НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского — это головное медицинское учреждение Москвы и России по проблемам скорой медицинской помощи, неотложной кардиологии, ожогов и острых отравлений. Материалы для публикации предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.
  • С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций. Странноприимный дом Шереметьева в Москве Путеводитель по архитектурным стилям 23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского. В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус. Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия. Говорят, что…. . . . А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы? / Просмотров: 23130 /


С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Странноприимный дом графа Шереметева

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Станноприимный дом

Всё началось в 1803 году. Николай Петрович Шереметев (1751-1809), граф, директор Московского дворянского банка, покровитель искусств, меценат, отправил письмо императору Александру I:

«Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве странноприимный дом для содержания в оном на моём иждивении богадельни, состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных. И больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной, также всякого состояния бедных».

Для неимущих и увечных Шереметев денег не пожалел.

Странноприимный дом

Его любимая жена, актриса и благотворительница Прасковья Ковалёва-Жемчугова часто заходила на Сухаревскую площадь, чтобы подать милостыню нищим. Она хорошо помнила о своём незнатном происхождении, поэтому всегда помогала нуждающимся. Граф, страстно любивший жену, решил построить на Сухаревке Странноприимный дом. Для воплощения задуманного он нанял архитектора Елизвоя Назарова, самого из бывших крепостных, ученика Баженова и Казакова. Здание поначалу строили скромное. Однако через два года после свадьбы, в 1803 году Прасковья родила графу сына и умерла от послеродовых осложнений. Безутешный Шереметев решил увековечить память о жене в Страноприимном доме, пригласив перестроить будущий Склиф и превратить его во «Дворец милосердия» знаменитого архитектора Джакомо Кваренги.

Странноприимный дом за Сухаревой башней на 100 мест - больницу и богадельню — открыли 28 июня 1810 года. Сам граф не дожил до этого события.

Первые пациенты и обитатели

Однако Шереметев позаботился о том, чтобы богадельня ни в чём не нуждалась, открыв счёт на её содержание и положив туда сотни тысяч рублей, большие по тем временам деньги. Первыми жителями богадельни (призреваемыми) стали мелкие чиновники, отставные офицеры, священники, пожилые мещане.

Страноприимный дом не отказывал практически никому. Ежегодные суммы отпускались на приданое «неимущим и осиротевшим девицам», «на вспоможение семействам всякого состояния, претерпевающим скудость», на помощь обедневшим ремесленникам и выкуп заключённых из долговых тюрем, на вклады на храмы, на создание библиотеки с читальней, на захоронение неимущих и другие нужды.

С 1850-х годов Странноприимный дом все чаще стал называться Шереметевской больницей. Новый этап в её развитии начался в 1858 году с приходом нового главного врача А.Т. Тарасенкова. Из богадельни будущий Склиф всё больше превращался в настоящее лечебное учреждение. Тарасенков установил строгий контроль за покупкой и назначением лекарств, наладил регулярные обходы и осмотры больных. Пациентам при выписке выдавались денежные пособия.




Госпиталь и лаборатории

В 1876 году открылась бесплатная амбулатория с выдачей лекарств — «приходящее отделение». Шереметьевская больница к концу XIX века стала одним из передовых лечебно-медицинских учреждений Москвы. В больнице стали внедрять передовые методы хирургического лечения. Появились операционные с новейшим оборудованием, первые рентгеновские аппараты, лаборатории для химических и микроскопических исследований.

Было подсчитано, что за сто лет существования Странноприимного дома графа Шереметева его благотвори-тельностью воспользовалось примерно 2 миллиона человек. На это было израсходовано свыше 6 миллионов рублей.

Странноприимный дом был упразднён в 1918 году, но больница продолжала существование, и её по-прежнему называли Шереметьевской.

Новый главврач Герштейн распорядился, чтобы лечебное учреждение работало круглосуточно, экстренно помогая жителям города. Нарком здравоохранения РСФСР Семашко считал первоочередной задачей организацию общедоступной экстренной медицинской помощи населению.

18 июля 1919 года Моссовет принял решение о создании на базе Шереметьевской больницы Московской станции скорой медицинской помощи.

В 1923 году больница была переименована в Научно-исследовательский институт неотложной помощи.

Почему Склифосовский

«Короче, Склифосовский», — произносит персонаж Юрия Никулина Балбес в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница». И он не так уж и неправ. Скорая помощь просто обязана реагировать быстро и четко.

Институту было присвоено имя легенды отечественной медицины Николая Склифосовского в 1923 году, и директором был назначен бывший главврач больницы Герштейн. К слову, сам Николай Склифосовский ни разу не был в больнице, названной в его честь. Но память о своём учителе, выдающемся русском хирурге, профессоре и учёном сохранили его ученики: Н. И. Пирогов, Э. Бергман, К. К. Рейер. Они, как и Склифосовский, продолжили внедрять передовые медицинские открытия и разработки в практику лечения больных. И Склиф подхватил эту эстафету.

Главный хирург Касинцев, ученик Склифосовского, выработал новые принципы работы врачей: ежедневные конференции с анализом итогов суточной работы, обязательное участие в работе рентгенологов и многое другое.

В 1930 году стараниями нового главного хирурга Юдина был открыт специальный операционный корпус с современными стерилизационными установками и отделением по лечению переломов методом вытяжения.

Скоро станция скорой помощи, которая уже располагала сетью подразделений по городу, стала самостоятельным учреждением в подчинении Мосгорздравотдела.

Военные и послевоенные годы

Во время Великой Отечественной войны институт принимал десятки тысяч раненых, но при этом ни на секунду не прекращал научную работу.

Множество специалистов были призваны в действующую армию, многие учёные возглавили работу медицинских частей армии и флота.

После войны в русле неотложной хирургии возникло множество самостоятельных направлений. Соответственно, открывались и новые подразделения института. В 1960 году — отделение неотложной хирургии. В 1967-м — реанимационно-анестезиологический отдел. В шестьдесят девятом — отделение неотложной хирургии органов грудной полости.

Минздрав СССР придал институту официальный статус головной союзной организации в области экстренной хирургии. В 1971 году началось и спустя десять лет завершилось строительство нового многоэтажного клинико-хирургического корпуса, оснащённого самым современным оборудованием.

На данный момент НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского — это головное медицинское учреждение Москвы и России по проблемам скорой медицинской помощи, неотложной кардиологии, ожогов и острых отравлений.

Материалы для публикации предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу. Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Странноприимный дом Шереметьева в Москве

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу.

Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева.

Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?

Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу. Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.

Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.

Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.

Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.

С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей.

Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.

Путеводитель по архитектурным стилям

23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.

Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.

Говорят, что… .
.
.
.


А что о странноприимном доме Шереметева можете сказать вы?