Знаки и символы в искусстве. Знаки и символы С первобытных времен различные виды изображений(скульптур ные, живописные, графические) являлись знаковыми. Скульптура Готики: фото, история, описание скульптур Почему именно лев

Знаки и символы С первобытных времен различные виды изображений(скульптур ные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.






Знаки и символы Знаки- это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы SOS или сирены скорой помощи, самые разные жесты и т.п.


Знаки и символы Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств Иероним Босх (ок) Семь смертных грехов


Знаки и символы Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции. Иероним Босх (Около) Триптих Сад земных наслаждений.


Знаки и символы С. Боттичелли «Благовещение» В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб символы таинства причащения; цветы лилии или ириса символ Богоматери.


Знаки и символы Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев.


Знаки и символы С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.


Джузаппе Рекки. Натюрморт с пятью чувствами. Джузеппе Рекки, мастер натюрмортов, решил эту проблему как настоящий последователь лаконизма в одной картине. На небольшом столе он разложил несколько предметов, которые олицетворяли пять чувств человека: лютня - слух, тетрадь с нотами - зрение, блюдо из ижею - вкус, подзорная труба и очки - ещё одно напоминание о зрении, цветы - обоняние. Для олицетворения осязания осталась небольшая шкатулка. В искусстве Неаполя своё место занимали картины на темы пяти чувств человека - слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Известные картины Хосе де Риберы на эту же тематику. Осязание у Риберы олицетворял слепой скульптор, обоняние - крестьянин с чесноком, слух - весёлая девчонка с тамбурином. Для каждого из чувств была отдельная картина.


Ю. Ван Стрек. Суета сует Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования.


Череп напоминание о неизбежности смерти. Череп напоминание о неизбежности смерти. Мыльные пузыри краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla «человек есть мыльный пузырь». Мыльные пузыри краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla «человек есть мыльный пузырь». Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Песочные и механические часы быстротечность времени. Песочные и механические часы быстротечность времени. Музыкальные инструменты, ноты краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Музыкальные инструменты, ноты краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Оружие и доспехи символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Оружие и доспехи символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.


Балтазар ван дер Аст «Корзина фруктов» Если предположить, что здесь яблоки символизируют победу над грехом, а насекомые и ящерицы часто связывались со злом, то этот обычный В картине множество замаскированной символики. Присутствие дефектов и червоточин, бабочек, стрекоз и мух - очень необычно для натюрмортов. сюжет - ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы добра и зла.


Кипренский Орест Адамович - Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе,печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. Во время работы над портретом художником владели грустные думы, которые кратко можно выразить словами Фридриха Шиллера: Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете, Таков удел прекрасного на свете. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке символизирует исчезновение.


Символы в архитектуре.Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; Пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать Иисуса Христа и 12 апостолов.


Автопортрет в фетровой шляпе. Ван Гог Винсент.. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога () отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу.


В. Ван Гог. Звездная ночь. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.


Символы в живописи. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения. В. Ван Гог. Натюрморт с олеандром В. Ван Гог. Церковь в Овере


Символы в живописи. П. Пикассо. Музыкальные инструменты. П. Пикассо. Скрипка. Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.


Символы в музыке Н. Паганини «Вечное Движение» Символом воплощения образа «вечного движения» стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.. Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон высоты, длительности, тембра, громкости представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.


Симфония 5 Л. Бетховена Симфония 5 Л. Бетховена. Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы зерно- интонацию, из которой вырастает вся Симфония 5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Симфония 5 Л. Бетховена Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.


Домашнее задание Подберите произведения музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. Подберите произведения музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.



Образ льва - самый распространённый в скульптурном искусстве как в городской среде, так и в интерьерах. Все художники изображают этих животных по-разному, встречаются порой очень даже интересные и любопытные экземпляры. У каждого свой характер. Скульптуры львов можно увидеть в Пекине, Престоне, в Париже, в Одессе, во многих городах Германии, в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, в Ливерпуле, Лондоне, Алупке, Лас-Вегасе, Вене, в городах Греции и других стран мира. Почему так распространены скульптуры этого царственного животного? Какие из них самые знаменитые? Об этом и пойдет речь в статье.

Почему именно лев?

Именно лев внушил человеку трепет и страх, уважение и величие. Из-за его гордого вида и поведения его называют царем зверей. Мы в своих фантазиях представляем это животное в расцвете сил, сильного, молодого, с пушистой гривой.

В архитектуре с древних времен используют огромное количество различных форм - как малых, так и больших, среди которых одной из самых распространённых является скульптура льва. Почему именно это животное?

Во-первых, лев - это образ, который символизирует мощь, царство. К этим качествам люди всегда были неравнодушны. Скульптура льва - это символ богатства.

Дома всех высокопоставленных граждан, которые имеют или имели отношение к власти, украшались этими животными.

Во-вторых, массивное, мощное, но в то же время гибкое тело льва с множеством мышц, обладающее огромной силой - это символ мощи и проворства, способности справиться с любым врагом.

В поведении царственного животного были подмечены такие качества, которые очень высоко ценились в человеческом обществе - верность, храбрость, бесстрашие. Недаром есть выражение «драться, как лев». Именно поэтому животное удостоилось такой чести, как увековечение в скульптурно-архитектурном искусстве.

История использования образа льва в скульптуре

С древних времен этих животных увековечивают в скульптуре. У каждого рода было свое тотемное млекопитающее, но самым распространенным был именно лев. Это животное у всех народов имело положительную символику. Скульптуры льва распространены в древней Ассирии, Египте, Вавилоне, Индии. Внешность этого животного можно усмотреть у многих мифических персонажей: химеры, грифона, сфинкса.

В мировых религиях львы окружены ореолом святости:

  • в буддизме именно Будду называли львом среди людей, он символизировал отвагу, защиту порядка, мудрость, веру;
  • в исламе львом Аллаха называли зятя Мухаммеда, он является символом уничтожения зла и защиты добра;
  • в индуизме Вишну превращался в полульва-получеловека;
  • в христианстве многие святые были брошены на съедение львам, но были не тронуты животными.

В Средневековье животное олицетворяло бдительную стражу, так как было наделено способностью спать с открытыми глазами. В изображали играющим с шарами, которые символизируют небесное светило - солнце. В эпоху Ренессанса лев стал символом гордости, храбрости. Именно с этого времени и началось массовое поклонение этому животному и использование его образа в скульптурном искусстве.

Скульптуры льва

Скульптурные львы встречаются в основном в городах. Это и понятно, так как искусство в основном зарождалось в крупных населенных пунктах.

В раннехристианском скульптурном искусстве лев был символом Иеронима и Марка, а чуть позже - и самого Иисуса Христа. Спустя время эти животные стали неотъемлемым украшением гербов многих государств и княжеств. Их статуями стали украшать дворцы и храмы. Так, например, Святого Марка стоит у главного входа во Дворец Дожа в Венеции.

Умирающий лев

Очень известной скульптурой льва во всем мире является памятник «Умирающий лев» в Люцерне. Он посвящен печальному эпизоду европейской истории. Создан по эскизу всемирно известного художника и скульптора Торвальдсена.

Скульптура посвящена швейцарским гвардейцам, 660 представителей которых стали жертвами разъяренной толпы, осаждавшей Тюильри. Отряд гвардейцев составлял дворцовую охрану Людовика - последнего французского короля.

Когда толпа людей прорвалась к дворцу, король отдал приказ: «Никому не стрелять в людей». Он не хотел стрелять в свой народ. Но граждане этого жеста не оценили. Монарх погиб, и вместе с ним погибли и его верные гвардейцы. Именно в честь их подвига и самопожертвования была высечена скульптура «Умирающий лев».

Небесные львы Будды

По традиции китайского льва многие называют «корейским» или «собакой Фу». В буддийской религии он является священным животным. Изображается он всегда в виде подносящего букет цветов Будде. Встречаются изображения божеств, сидящих верхом на льве. Царственное животное - это образ энергии, доблести и мудрости.

Собаку Фу изображают перед Буддой, как его защитника, в лапке у нее копье. Они бывают разных форм, размеров, цвета и изготовленные из различного материала. Иногда они изображены со свирепой мордой, готовые пойти на любые меры, чтобы защитить Будду от демонов.

Собаку Фу часто вышивали на древних одеждах. У китайцев есть поверье, что в лапах животного - молоко, и они очень любят играть с шарами. Древние люди, придя в лес, обязательно оставляли для них шары.

Собака Фу очень популярна в Китае и в настоящее время. Считается, что ее изображение защищает от воровства, забирает негативную энергию. Их располагают перед входной дверью в помещение.

Китайские львы, как правило, не свойственны культуре страны. Отдельные экземпляры привозились императору как подарки. Лев не присутствует в ранних китайских произведениях искусства, а получил широкое распространение только с появлением буддизма. Скульптурами львов стали украшать входы в храмы. Все китайские статуи изображают животное сидящим с одной приподнятой лапой.

Львы Санкт-Петербурга

Мраморные львы украшают многие города мира, но в Санкт-Петербурге львы, сфинксы и грифоны чувствуют себя превосходно, украшая парки, сады, набережные, площади и просто фасады домов. Итак, каменные цари зверей северной столицы России:

  • Львы Дворцовой пристани. Сторожевые животные являются самыми популярными в городе на Неве. Были установлены в 1832 году по приказу императора Николая Первого. Представляют собой пару львов-близнецов, охраняющих пристань Адмиралтейской набережной.
  • Львы на канале Грибоедова . Он был открыт в 1825 году. С тех пор чугунные двухметровые скульптуры животных восхищают коренных жителей и гостей города. Сторожевые львы мостика в пасти удерживают свисающие канаты, впившиеся в постамент лапы и напряженные спины дают понять, насколько тяжело нести веками этот груз.
  • Львы у Русского музея. Это два брата-близнеца, которые установлены на лестнице, ведущей в парк. Отлиты из чугуна, стоят в позе, вдавливая в гранит шары.
  • Дом со львами . Это роскошный особняк, который был передан Военному министерству. Его охраняют мощные львы из мрамора.
  • Львы с лестницы дворца Елагина. Первые отлитые из чугуна животные Петербурга.
  • Львы Самое многочисленное семейство скульптурных львов Петербурга расположено именно на этой набережной. Имя автора неизвестно, известно лишь примерное время их появления - это приблизительно 1790-е годы. Это очень благодушные животные, которые держат в зубах чугунную цепь.
  • Китайские львы на Петровской набережной . Уникальными и мифическими животными являются львы «Ши-цза». Высота их - около 4,5 метров, вес - 2,5 метров.
  • Гранитные львы у дома Лаваля. Точное время появления скульптур у стен особняка неизвестно.
  • Львы у Павловского дворца. Они с задумчивыми и печальными мордами, напоминающие львов-философов, установлены у флигелей дворца.

Заключение

Льва называют Он является символом власти, мощи, благородства и царственности. В египетской мифологии он - символ власти божественной. У ассирийцев и греков эти животные были спутниками богинь. Скульптуры льва создавали еще в древние времена и продолжают увековечивать это грациозное животное по сей день.

В настоящее время искусство вновь набирает силы, все, что ценилось в древние времена, становится еще более популярным сейчас.

Использование Символа при создании надгробных памятников позволяет передать широкий пласт значений, так или иначе ассоциируемых с умершим человеком. Следует отметить, что использование символики отличается от простой передачи сведений в форме текста несравненно большей смысловой насыщенностью. Восприятие того или иного символа является процессом сугубо индивидуальным, даже не смотря на устоявшиеся правила их трактовки. Человек по средствам расшифровки символа надгробия самостоятельно формирует представление об умершем человеке.
Существует огромное количество исторически сложившихся погребальных надгробных символов различного характера - этнических, профессиональных, указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные качества, эпоху, но в первую очередь - религиозных.

Далее приводится примерный список наиболее распространенных символов используемых при создании надгробных монументов. Символы объединены в группы по характеру используемых элементов. В конце приводится список цитат на латыни, наиболее часто используемых при создании католических надгробий
Геометрический символизм
Круг - дохристианский символ, чье изначальное значение было воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее распространенная его форма - крест в круге (Кельтский крест). Два круга - один над другим - символизируют землю и небо. Три соединенных между собой круга символизирую Троицу.

Равносторонний треугольник/ Трилистник/ Трикетра («готическая розетка», треугольник из трех дуг) - христианский символ Святой Троицы. Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа «Всевидящего Ока» (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы.

Пирамида - символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил.

Квадрат - символизирует земное существование. На некоторых монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий своими углами направления земли и неба.

Пентаграмма - пятиконечная звезда, нарисованная одним росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ, использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно. В дохристианские времена кельты называли пентаграмму «ведьминым следом», В Средние века ее также звали «крестом гоблинов» и печатью Соломона (интересный разброс, кроме того, пентаграмма символизировала пять чувств). В Средние же века символ активно использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник. Также используется представителями Wicca. В иудаизме пентаграмма символизирует пять книг Моисея.

Звезда Давида - общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое распространение как символ Иудаизма только в начале XX века с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля (Theodore Hertzel).

Свастика (Crux Dissimulata) - один из древнейших и наиболее широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания. Олицетворяет солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное происхождение символа не установлено, он был известен еще в древней Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам. Крест, вписанный в круг, также символизирует направления земли и неба и самосовершенствование человека. В различных культурах имеет свою специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в Китае также имеет две формы - мужскую и женскую (по/против часовой стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно, являлась символом нацистской Германии...

Крест (распятие) является объединяющим символом различных направлений христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и собственно веру.

Существует немало различных форм христианского креста:

Латинский крест («Божий знак») - один из старейших символов Христианства, а также одна из простейших и наиболее распространенных форм (надо сказать, что он только выигрывает за счет лаконичности дизайна).

Голгофский (трехступенчатый) крест - латинский крест, установленный на трех ступенях, символизирующих веру, надежду и любовь (либо милосердие). В католической культуре очень распространена традиция украшения Латинского Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту, венок из лилий - чистоту и непорочность, фронтальный венок может также символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму Кельтского.

Кельтский (ирландский) крест - это крест, заключенный в круг, олицетворяющий Вечность или Вечную Жизнь. С этой формой креста связана легенда о Св. Патрике,

начертавшем крест в круге на священном камне Богини Луны и благословившем его.

Восточный крест - относится к Ортодоксальной (Православной) церкви и принят в России и Греции. Этот крест имеет две добавочные детали сверху и снизу: сверху -

дощечка с надписью «Иисус Христос - царь иудеев», снизу перекладина, которой касались стопы распятого Христа.

Готический крест («Fleuree») - все четыре стороны этого креста расширяются подобно лепесткам, символизирует взрослого, зрелого христианина.

Крест - трилистник («Botonee») - три стороны этого креста заканчиваются модифицированным изображением трилистника, символизирующего Троицу (встречается

и на православных кладбищах).

Греческий крест - все четыре стороны этого креста имеют равную длину. Эта форма креста отсылает нас в пре-христианскую эпоху, когда четыре равные стороны его

символизировали четыре стихии - землю, воздух, огонь и воду.

Ионический крест - по форме сходен с Кельтским крестом, но стороны его расширяются подобно готическому. Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях.

Андреевский крест - крест в форме «X » По легенде, Св. Андрей не мог позволить, чтобы его распяли на кресте, подобном кресту Иисуса, поэтому упросил мучителей о распятии на кресте этой формы.

Египетский/Коптский крест - Анк, символ Вечной Жизни, действительно встречающийся и на католических надгробиях.

Тевтонский/Мальтийский крест - выглядит как равносторонний Готический крест. На московском Введенском кладбище, представлены практически все перечисленные формы крестов, часто не только в чистом виде, но и с очень интересными и эффектными вариациями.

«Объектные» символы

Ангел - кладбищенская «классика», символ духовности. В каноническом христианском восприятии ангелы - «посланники Господа» охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы - это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил - с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.

Арка (либо радуга) - победа Жизни над Смертью, либо победа в смерти («смертию смерть поправ...»), путь на Небо, переход из жизни через смерть в Вечную Жизнь.

Арфа - символ набожности и надежды. Относится к Св. Сесилии, покровительнице музыкантов.

Всевидящее око - «Господь вездесущ». «Всевидящее око», заключенное в треугольник символизирует Троицу.

Голова херувима - олицетворение души.

Горящий светильник - Вечное Пламя или бессмертная душа человека.

Дети - обыкновенно символизируют безвременную смерть невинного. Часто это смерть родителей (либо одного из них), оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов - роз или лилий (оба цветка символизируют непорочность).

Драпировки - символ скорби и траура.

Женская фигура (плакальщица) - канонический надгробный мотив столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и веру.

Закат - угасание жизни, смерть.

Звезда - символ жизни Христа, его пять ран. В более широком значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения. Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо...

Кельтский узел - воскресение и Вечная Жизнь.

Ключи - символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая

Книга - молитвенник, библия, Книга Жизни, может также символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой. Может указывать на «профессиональную» принадлежность священника.

Корона - бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов.

Корона, венчающая крест - символ верховной власти Господа.

Коса - смерть как «урожай Господний», персонификация Смерти - Мрачный Косарь

Крылатое колесо - олицетворение Святого Духа.

Крылатый шар - изначально символ Ра, бога Солнца у египтян. В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ, олицетворяющий животворную силу Господа.

Крылатый череп - очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо.

Кувшин - традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников.

Лабиринт - жизненный путь.

Менора - иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения.

Обелиск - египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке.

Песочные часы - символизируют неизбежное течение времени, быстротечность жизни, смерть и Вечность. Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени...

Пламя - Вечность.

Разорванное кольцо - потеря одного из членов семьи.

Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) - жизнь, оборвавшаяся слишком рано, потеря главы семьи, тлен и упадок.

Ракушка - традиция использования ракушек в похоронных ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую древность. Ракушка - символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки в знак поминовения...

Рассвет, поднимающееся солнце - обновленная, возрожденная Жизнь.

Саркофаг, гроб - смертность, тленность всего сущего.

Свеча - Жизнь. Потухшая свеча - угасшая жизнь...

Свиток - символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх показывают неопознанность прошлого и будущего и неопределенность жизненного срока («Пути Господни неисповедимы»). В руке ангела означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать признание и память.

Сердце - традиционный символ любви, смелости и разума, пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце, заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце, пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит прорицание Симеона о рождении Христа («И меч пронзит твою душу...»), также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между собой сердца обозначают узы брака.

Скрещенные мечи - смерть в бою.

Скульптура Спящего - сон - это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность.

Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) - символ паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения. Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в качестве кулона.

Стрела либо фигура со стрелой - смертность

Символ Тао (Инь/Янь) - как ни странно, этот символ единства противоположностей, встречается и на христианских надгробиях...

Трубы - символ победы и спасения в Судный день.

Урна - широко используемый символ траура. Изначально в древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с середины XIX века широкое распространение получила символическая надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу), склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной гирляндой.

Факел - дублирует символ лампы, свечи, светильника: Вечная Жизнь души.

Погасший факел - физическая смерть.

Херувимы (дети-ангелы) - обычно обозначают детские могилы.

Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет – «Memento mori» - традиционный символ смерти.

Якорь (либо крест и якорь) - раннехристианский символ со времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (забавно, что в результате перевернутого). По словам Христа «надежда - якорь души». Часто изображается зажатым между скалами. Якорь с разорванной цепью символизирует прервавшуюся жизнь. Может также просто указывать на профессиональную принадлежность умершего.

Изображение рук вполне молено выделить в отдельный раздел:

Протянутые руки - мольба о милосердии.

Благословляющая рука - благословение остающимся.

Рука, указывающая вверх - символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти.

Рука, указывающая вниз - символизирует внезапную смерть.

Руки, держащие цепь с разорванным звеном - символ потери одного из членов семьи.

Рука Бога, выдергивающая звено из цепи - означает, что Он забирает к себе душу умершего.

Руки, держащие раскрытую библию - символизируют христианскую веру.

Сжатые руки - последнее прощание. Единство и любовь даже после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая рука держит левую, левая рука - это рука женщины, жены, часто это можно определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие.

Две руки, соприкасающиеся большими пальцами - интересный символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является благословением.

Животные

Бабочка - душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ, чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа, три стадии: гусеница - куколка - бабочка олицетворяют жизнь - смерть - воскресение.

Белка, держащая в лапках орешек - религиозность, духовный поиск

Голубка - Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с оливковой ветвью, символизирует надежду.

Дельфин - воскресение.

Дракон - дракон, побежденный Св. Георгием - символ победы над грехом.

Змея - змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует Вечность.

Кит - материнство.

Лев - олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение.

Лошадь - смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме представлены следующие «конные» святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св. Морис и Св. Виктор.

Лягушка - мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение

Олень - вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану.

Орел - символ Св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть.

Павлин / Феникс - символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту.

Петух - пробуждение, воскресение.

Птицы в полете - символ «крылатой души», Вечной Жизни, часто используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали изображать в качестве символа божественной миссии.

Рыба - указывает на веру

Собака - своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви

Сова - традиционный символ мудрости.

Ягненок - один из излюбленных христианских символов и один из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что, являясь одним из основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность Христа, изначально возник еще в египетской мифологии...

Растения.

Венок, гирлянда - изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.

Абстрактное дерево - Древо Жизни.

Абстрактный цветок - хрупкость жизни.

Акант - божественный сад. Один из старейших надгробных мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие кладбища.

Ананасы и инжир - процветание, Вечная Жизнь

Анютины глазки - символ смирения и памяти.

Боярышник - надежда, радость, символ весны.

Дуб - символ Христа, считается, что его крест был сделан из дуба. В пре христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и желуди символизируют силу, власть (в особенности военную), победу.

Жимолость - преданная любовь и нежность, щедрость.

Кизил - символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни.

Кипарис - романская дохристианская традиция. Ветвями кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего, на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются обязательной частью средиземноморских кладбищ.

Кисть винограда с листьями - христианская вера (виноград - один из символов Христа).

Крокус - юность.

Cтраница 1 из 2

Искусству каждой эпохи свойствен свой собственный язык сим­волов и аллегорий. В иносказательной форме в нем раскрыва­лись идеи и понятия, волновавшие то или иное общество, отра­зились взгляды классов, стоявших у власти. Переломные этапы в развитии различных стран, смена общественных формаций рождали новые образные символы и аллегории.

В качестве при­мера можно привести Россию XVIII века, где преобразования Петра Великого вызвали необходимость воплощения в аллего­рических изображениях много новых понятий и представлений. В связи с этим по приказу Петра был издан в 1705 году сбор­ник «Символы и эмблематы», содержавший большое число изо­бражений с пояснительными надписями. Необходимость та­кой книги была столь велика, что она выдержала три издания на протяжении столетия. Ту же роль играли даже печные из­разцы с соответствующими изображениями. Великое револю­ционное потрясение, приведшее к падению феодального строя во Франции, обусловило обращение к античности, в которой художники черпали народные, демократические образы, спо­собные передать мысли и чувства, переживавшиеся восстав­шим народом. Если в ранней картине Л. Давида «Клятва Го-рациев» в иносказательной форме выражалась борьба за свобо­ду родины в образах античности, то «Марсельеза» Ф. Рюда на Триумфальной арке в Париже воссоздает весь пафос, все величие революционного порыва народа более современными средствами, хотя в формах всей группы еще многое восходит все к той же античности. Но нас интересует не столько станов­ление и развитие аллегорических и символических образов в ис­кусстве прошлого, сколько их возникновение и существование в нашем советском современном искусстве, в особенности в скульптуре.

При образовании Советского государства в его герб были включены серп и молот -символы труда и единства рабочего класса и крестьянства. Эти предметы, взятые из реальной дей­ствительности, говорили о характере трудовой деятельности победившего народа. Жизненный, действенный характер лако­ничной эмблемы, обладающей запоминающимся декоративным силуэтом, как бы задал необходимый тон символическим изо­бражениям тех лет.

Однако в последующие годы отношение к аллегории и сим­волу непонятным образом изменилось. Можно было услышать, что аллегория и символ чужды советскому искусству, что рост научных знаний, развитие и углубление реализма ограничили их место и роль в нашем искусстве или даже сделали их про­сто излишними. Против подобных суждений выступила В. Му­хина, практически доказав необходимость существования в на­шем искусстве, в частности в скульптуре, и аллегории и сим­волов. «Из жизни мышления и языка,- говорила она,- нельзя выкинуть понятие и представление. Попятие всегда не образно. Так как скульптурному искусству не свойственны абстрактные понятия, то оно вынуждает широко пользоваться олицетворением, аллегорией. Правосудие, сила, мысль, земле­делие, плодородие, храбрость, доброта и пр. и пр.- все это по­нятия не образные, но передать их нуншо, без них обедняется мысль». Передать все эти понятия в скульптуре весьма сложно, поскольку она оперирует лишь человеческим телом и предме­тами. Поэтому, естественно, тут мы можем говорить только языком олицетворения - аллегорией. В то же время, по мне­нию В. Мухиной, «аллегорическая форма является наиболее сильным образным выражением изобразительного искусства, потому что художник свободен в выборе внешних данных, от­вечающих его задаче». Мухина в своей практической деятель­ности следовала высказанным ею суждениям. В аллегориче­ской скульптурной группе «Рабочий и колхозница» она вопло­тила целый комплекс представлений: и революционный порыв, и движение, и молодость наших республик. Серп и молот - символы Советской страны - как бы осеняли пронизанное не­поддельным пафосом превосходное пластическое и в то же вре­мя декоративное произведение. Именно декоративность формы, непосредственно продиктованная идеей произведения, эмоцио­нальная сила воздействия, взывающая к чувствам зрителей, позволяют художнику не только наиболее остро и полно доне­сти всю глубину замысла, но и выразить чувства и мысли со­ветского народа. При этом эмоциональное воздействие дости­гается не абстрактными жестами и позами, а в меру реалисти­ческим строем как всей группы в целом, так и ее деталей. Здесь следует обратить внимание даже на положение ступеней ног статуй, на характер отброшенных назад рук и т. д. Все взято скульптором из действительности, подмечено художником в жизни и претворено в скульптурную форму. Мухина осущест­вила свой замысел реалистическими средствами, сохранив ту меру условности, которая необходима любому аллегорическо­му произведению и которая предохраняет его от натурализма.

При всей современности образов, при всей реалистичности фигур общий характер их поз и жестов условен, как условны вознесенные ввысь их руками серп и молот -символы Совет­ского государства. Эта условность не вызывает ни малейшего чувства протеста; она в известном смысле слова естественна, поскольку отражает наши чувства, хотя в действительности, в жизни мы вряд ли встретимся с подобными жестами и позами.

Мухина не была одинока в своих благородных, но трудных исканиях. Здесь следует вспомнить И. Шадра. В «Освобожден­ном Востоке» художник еще находился во власти умозрительного понимания аллегорического произведения. Его работа, созданная в манере древнеегипетской пластики, еще не вопло­щала современных понятий, чувств и образов. Однако, когда Шадр взялся за создание памятника Ленину на плотине ЗАГЭСа, он исполнил нечто большее, нежели монументальный портрет основателя Советского государства. Это не только образ вдохновителя электрификации страны-фигура Ленина вырас­тает до могучего символического образа Строителя всей страны, ее Создателя, Победителя сил природы, направленных отныне на удовлетворение нужд народа. Свойственный монументу Шадра обобщенный смысл определил художественные и плас­тические качества этого выдающегося произведения. Следует указать и на декоративную выразительность жеста и позы фи­гуры, которые можно определить краткой полной силы форму­лой- «да будет!» Вместе с тем они, конечно, иные, чем в груп­пе Мухиной, но так же играют первостепенную роль в общем замысле. Условность позы и жеста, как бы пропущенная сквозь призму декоративного начала, в свою очередь углубляет образ­ный смысл памятника.

Декоративность и сочетающаяся с ней известная условность поз и жестов - необходимые качества аллегоричес­ких произведений. Их характер в советской скульптуре нераз-рывн® связан, в первую очередь, с современностью образа, с са­мой жизнью, с индивидуальной манерой человека сегодняшне­го дня держать себя, с его поступью, с его движениями. Работы Шадра и Мухиной убедительно свидетельствуют об этом. По­добные свойства мы видим и в других произведениях Мухиной, например, в группах, предназначавшихся для украшения Мос­кворецкого моста, некоторые из них выполнены по эскизам художницы в бронзе Н. Зеленской, 3. Ивановой и А. Сергеевым. Эти группы, к слову сказать, давно следовало бы установить на предусмотренных для них местах. Положение фигур здесь ус­ловно, но в то же время сколько жизненности в том, как девуш­ки держат сноп над головами, в характере движения рыбака, схватившего большого сома, в восхищенном созерцании жен­ственной девушки собранных в корзину плодов, которую дер­жит юноша! Все тонко подмечено художником в жизни и пере­дано в декоративных аллегорических образах, которые привлекают нас своей пластичностью, красотой линий и завер­шенностью композиции.

Ни Шадр, ни Мухина не забывали, что их произведения, во­площающие в иносказательной форме большие и глубокие по­нятия, должны обладать яркой, привлекающей глаз декоратив­ностью, эмоциональностью и красотой форм. Об этом не забыл и грузинский мастер В. Топуридзе, выполнивший статую «По­беда» для фронтона театра в Чиатуре. В широко шагнувшей женской фигуре с поднятыми вверх распростертыми руками воплощены безмерная радость, упоение свободой, более того, поза и жест фигуры как бы символизируют освобождение всего мира, она взывает ко всему человечеству - в ее руках словно "весь земной шар, с которого спали оковы вражды, неприязни, тирании. Художественные качества скульптуры таковы, что ее свободно можно сравнить с фигурой Марсельезы Ф. Рюда, а со­поставление со статуей Е. Вучетича на эту же тему из волгоградского мемориала отчетливо обозначает, на чьей стороне высота художественного воплощения.

Символика имеет огромное значение в истории искусства и развивается во времени вместе с культурой. Мировоззрение и мировосприятие средневекового человека отличаются от современных и обладают определенными особенностями, без знания которых невозможно полноценно воспринимать произведения живописи того времени. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего, т.е. зрителя. Сама структура символа направлена на то, чтобы погрузить каждое частное явление в стихию «первоначал» бытия и дать через это явление целостный образ. Если вещь позволяет, чтобы ее рассматривали, то символ и сам словно «смотрит» на нас. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, в него надо «вжиться», а чтобы это сделать - символ необходимо знать. Между символом и мифом существует родство; символ и есть миф, - и унаследовал его социальные и коммуникативные функции. Изучая символ, мы не только разбираем и рассматриваем его как объект, но одновременно позволяем его создателю апеллировать к нам: так художник не только вызывает чувства в зрителе, но и делает его сопричастным к происходящему на картине.

В своей статье на примере картин великих художников я расскажу о символах того периода в Европе, когда они стали одним из общекультурных принципов в живописи. Но так как в средневековой живописи христианская символика нашла разнообразные выражения, то повествование начну с краткого освещения христианских символов и канонов.

Символы - это распознаваемые элементы, которые передают конкретное значение, идеи, понятия - служат надежным «языком» во всех визуальных искусствах и особенно в живописи. Несомненно, что некоторые символы возникли у народов самостоятельно; многие сходные символы могут быть объяснены общими психологическими и культурными причинами, например, символ солнца - в виде колеса, молнии - в виде молота; но во многих случаях обнаруживается культурное взаимодействие народов и передача символики путем культурных и торговых связей, монетного обращения, религиозных представлений. Многие символы получили необъятно широкое значение, например, символы креста, орла, рыбы, а такие символы как лилия и роза стали постоянной принадлежностью в изображениях св. Девы Марии; св. Георгий поражает своим копьем морского дракона; нимб окружает головы святых.

Символ обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации и часто зависит от эпохи, религии, культуры народа. Если же символ многозначен, то надо брать то из его значений, которое соответствует эпохе, времени, общему строю, духу картины - не противоречит ему и не разрушает его. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 - символ совершенства и завершённости (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов); синий цвет (цвет неба) - символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну - символ божественного совершенства. Другая группа символов - предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь - символ мира, цветок нарцисса - символ смерти, младенец - символ человеческой души. Свет - символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) - символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание вселенной, мира, определение судеб всего сущего; рыбная ловля - обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть «ловцами человеков»). Художественный образ кентавра - символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях - символ ереси. Символ связан с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Например, сова - ночная птица, поэтому одно из её символических значений - сон, смерть.
Форма, тематика, содержание искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим контролем церкви, поэтому в живописи существовали правила и приемы - каноны, которым должен был следовать каждый художник. Типы изображения, композиционные схемы, символика утверждалась и освещалась церковью, но канон вовсе не сковывал мысль средневекового живописца, а дисциплинировал его, заставлял тщательнее уделять внимание деталям. Язык религиозной символики должен был передавать сложные и глубокие понятия духовной реальности. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.
Символика цвета, жестов, изображаемых предметов - это язык иконы. Пропорции лика намеренно искажались. Считалось, что глаза - зеркало души, поэтому глаза на иконах такие большие и проникновенные. Начиная с Рублевского времени вначале XV в. глаза уже не писали так преувеличенно крупно, тем не менее, им всегда уделяется большое внимание. У Феофана Грека некоторые святые изображались с закрытыми глазами или вовсе с пустыми глазницами - таким способом художник пытался передать мысль, что их взгляд направлен не на внешний мир, а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву. Фигуры изображаемых библейских персонажей писались менее плотно, немногослойно, намеренно вытягивались, что создавало визуальный эффект их легкости, преодолевало телесность и объемность их тел. Они словно парят в пространстве над землей, что является выражением их одухотворенности, и преображенного состояния. Собственно изображение человека занимает основное пространство иконы. Всё остальное - палаты, горы, деревья играют второстепенную роль, их знаковая природа доведена до максимальной условности. Однако и они несут определенную смысловую нагрузку: гора - символизирует путь человека к Богу, дуб - символ вечной жизни, чаша и виноградная лоза - символы искупительной жертвы Христа, голубь - символ Духа Святого и т.д.
Все живописцы прибегали к символике цвета красок, каждый цвет привносил своё значение и настроение:
- Золотой - цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы - все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей;
- Желтый или охра - цвет высшей власти ангелов, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой;
- Белый - цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд;
- Черный - цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других - знак печали и смирения;
- Голубой - цвет Богородицы, означал тоже чистоту и праведность;
- Синий - цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения;
- Красный - царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела - предводителя небесного воинства и Святого Георгия - победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.
- Зеленый - символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа Святого.
Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в иконах передает определенный духовный импульс и несёт определенную духовную информацию:
- Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание;
- Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию;
- Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности;
- Две руки, поднятые вверх - моление о мире;
- Руки, поднятые вперёд - моление о помощи, жест просьбы;
- Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби.
Это далеко не исчерпывающий материал по символике жестов и цвета (у разных культур они могут отличаться). Не случайно иконы называли «богословием в красках».
Большое значение имели также и предметы в руках изображенного святого как знаки его служения. Так, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках - это Евангелие, реже с мечом - символизирующим Слово Божие. У Петра в руках обычно ключи - это ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью - символами принадлежности к Царству Небесному, пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств.
Поскольку распространение христианства на Западе и на Востоке происходило в разных исторических условиях, то церковное искусство также развивалось разными путями. В Западной Европе икона должна была максимально правдиво показывать и рассказывать евангельскую историю, отсюда всё больший реализм и постепенное превращение иконы в картину с религиозным сюжетом, и как следствие появление нового искусства «art nova». Термин - новое искусство, позаимствованный из истории музыки, - очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Одним из основоположников искусства Раннего северного Возрождения является выдающийся нидерландский живописец Ян ван Эйк (род. ок. 1390 г. - ум. в 1441 г.) – он создал «Портрет четы Арнольфини» - уникальное явление во всей европейской живописи того времени. Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания.

Ян ван Эйк
Портрет четы Арнольфини
1434г, дерево, масло, 82x60 см.
Национальная Галерея, Лондон, Англия

На полотне изображены купец Джованни Арнольфини из итальянского города Луки и его молодая жена. Оба одеты в нарядные праздничные костюмы, отвечающие сложной и причудливой моде того времени. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. В глубине уютной комнаты висит круглое зеркало - символ всевидящего Божьего ока, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, но не видных зрителю, очевидно, свидетели бракосочетания. В одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над зеркалом: "Ян ван Эйк здесь был", Новобрачных художник исполнил в рост. Живописец любовно изображает вещи, окружающие молодоженов. Эти предметы много сообщают об образе жизни своих хозяев, подчеркивая их бюргерские добродетели - бережливость, скромность, любовь к порядку. Обряд совершается в святая святых бюргерского дома - спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка - знак чистоты, четки - символ благочестия, выпуклое зеркало - глаз мира, апельсины - плоды райского сада и намекают на райское блаженство, а яблоко намекает на грехопадение. Понятной становится и зажженная в люстре днём одна свеча - символически-мистическое присутствие Святого духа, освящающего таинство, ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и зажженные фонари.
Особый интерес к символизму проявлялся в период перехода от Средневековья к Возрождению. Одним из самых крупных представителей раннего итальянского Возрождения является Андреа Мантенья (род. ок. 1431 - 1506).
Рассмотрим картину «Моление о чаше». Сюжет этой картины достаточно традиционен, но решён он совершенно необычно, особенно в сравнении с художниками Средневековья. Христос помещён на заднем плане, да ещё спиной к зрителям. На первом же плане - спящие ученики Пётр, Иоанн и Иаков. У них ещё много человеческих слабостей и они изображены без нимбов - символов святости. Таким образом, Мантенья показывал, что для него самое главное – это духовное совершенствование учеников.


Андреа Мантенья
Моление о чаше
Лондон, Национальная галерея

В картине много символов. Так, скала, на которой молится Христос, означает твёрдость в вере, сон - символ духовной смерти. На заднем плане - ангелы, один из них держит крест, показывая, что именно на кресте умрёт Христос. Сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу - говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Три пня, оставшиеся от только что срубленных и уже унесенных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. На первом плане из бесплодной скалы пробиваются ростки травы, за учениками - молодое деревце - это символы новой жизни. Фигуры нарисованы в обычной для художника манере и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой. По своему тону, эта зелень контрастирует с нежно-зеленым светлым небом, что вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
Другой подход к символизму периода от Средневековья к Возрождению можно увидеть на картинах Иеронимуса (Иероним) Босха (род. ок. 1450/1460 - 1516). Настоящее имя Йероен Антонисзаен ван Акен, но художник подписывал свои произведения псевдонимом.
Иероним Босх - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. Его картины тоже религиозны и на них часто изображены святые и христианские мученики, но это уже не совсем библейские сюжеты. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Может быть, поэтому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу.
Иероним Босх создал в 1503 году картину - триптих «Сад земных наслаждений», в котором своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Вместо полагающейся фигуры Христа здесь изображена земная жизнь людей во всём её грешном «великолепии». С боковых частей изображены рай и ад. Таким образом, взгляд зрителя направлен не от левого края к правому, который бы создавал впечатление бесконечного ряда мучений (Сотворение мира - жертва Христа - Страшный суд), а от центра к краям, и мораль её можно выразить словами: «Что заслужил, то и получишь».


Иероним Босх
Сад земных наслаждений 1503 г.
Триптих, дерево, масло, центр 220х195 см.
боковые створки 220х97 см.

Композиция левой створки продолжает тему сотворения мира, рождения человека и изображает сцену «Сотворения Евы». Разные животные пасутся среди зелёных холмов, на фоне фантастического пейзажа Рая, вокруг водоёма с причудливым сооружением. Это - Фонтан жизни, из которого выбираются на сушу разнообразные существа. На переднем плане, около Дерева познания, проснувшийся Адам в изумлении смотрит на Еву, которую ему показывает Бог. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах (кот - жестокость, дьявол). Выросшая на загадочной оранжевой скале чахлая пальма диагонально противоположна пальме цветущей. Несколько происшествий отбрасывают мрачную тень и на мирную жизнь животных: лев пожирает оленя, дикий вепрь преследует загадочного зверя. И над всем этим возвышается источник Жизни - гибрид растения и мраморной скалы, парящая готическая конструкция, установленная на темно-синих камнях небольшого острова. На самом верху ее - едва заметный полумесяц, но уже изнутри ее выглядывает, подобно червяку, сова - вестник несчастья.
Центральная часть триптиха - собственно «Сад радостей земных» - представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия. На втором плане - пёстрая кавалькада многочисленных обнаженных всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах - не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Третий план (самый дальний) - венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев - символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. В нижней части картины молодой человек обнял огромную землянику. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейском искусстве земляника служила символом чистоты и девственности. Стеклянная сфера стального цвета - символы из голландской поговорки: «Счастье и стекло - они недолговечны».
На правой створке показан Ад и представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. В центре находится огромная фигура монстра - это «гид» по Аду, главный «рассказчик». Его ноги - это полые стволы деревьев, и опираются они на два судна. Тело сатаны - вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами… Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе. Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы; рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам, написанным на ягодицах другого грешника. Музыкальные инструменты (как символ сладострастия и разврата), превращены в орудия пытки. В высоком кресле сидит монстр с птичьей головой карающий обжор и чревоугодников. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И наказывает он грешников, пожирая их, а затем они погружаются в яму. Безобидный кролик (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души и изобилия. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Гигантские уши несущие большой нож, размалывают тела проклятых и служат предзнаменованием несчастья. Ниже, на ледяном озере, человек балансирует на большом коньке, который несёт его к проруби. Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства. Беспомощная мужская фигура борется с любовными приставаниями свиньи, в одежде монахини.


фрагмент

«В этом ужасе нет спасения для погрязших в грехах» - говорит пессимистически Босх. Если Мантенья использовал сплошь библейские символы, то у Босха они становятся «материалистическими». Но материализуются они совершенно на индивидуальный манер. В его картинах так много неоднозначного и таинственного, что о Босхе до сих пор порой говорят как о человеке, побывавшем на Страшном суде. Но «выступая в своем искусстве как мыслитель, он глядел на мир глазами художника». Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время - на веселый карнавал чертей. Однако при всём множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может полностью охватить все образы картины.
В самом конце XVI века в изобразительном искусстве сложился своеобразный жанр, в котором проявился необычайный интерес художников к точному воспроизведению музыкальных сочинений и инструментов на картинах и гравюрах. Этот жанр вовлекает зрителя в размышления по поводу символического значения, которым старые европейские мастера живописи наделяли (кстати, вслед за музыкальными теоретиками) музыкальные инструменты, и это придавало определенные «обертоны» многим картинам европейских художников Средневековья, Возрождения и более позднего времени.


Виже - Лебрен Мари - Луиза – Элизабет
(1755-1842)
Портрет мадам де Сталь в виде Коринны 1808 г.
Холст, масло. 140х118 см.
Художественно-исторический музей, Женева

Приведу несколько примеров:
- Лютня - атрибут Музыки (как одного из семи свободных искусств), Слуха (одного из пяти чувств), Полигимнии (одной из девяти муз); лютня - с лопнувшей струной, изображенная в натюрморте символизирует разлад;
- Виола - атрибут нескольких муз (в первую очередь Терпсихоры), а также Музыки; в качестве общепринятой замены лиры (виолу иначе называли лирой) атрибут Аполлона, Орфея и Ариона;
- Флейта - пастушеский (пасторальный) инструмент, атрибут сатира Марсия, пастуха Аргуса, евангельских пастухов (в Поклонении пастухов); широко распространенный фаллический символ у древних, это значение сохраняется за флейтой, когда на ней играет мужчина на картинах, изображающих любовников; атрибут Порока;

Труба - в христианском искусстве возвещает Страшный Суд; прямая труба является символом Славы (длинная труба - доброй славы, короткая - дурной); атрибут муз - Каллиопы, Евтерпы и начиная с XVII века - Клио.
Обратившись к другим музыкальным инструментам, мы обнаружим связь многих из них с определенными персонажами мифологии или Священного Писания. Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Такова, например, арфа в сознании европейцев Средневековья и Возрождения прочно ассоциировалась с библейским царем Давидом, легендарным автором псалмов. Давида часто изображали играющим на этом инструменте, в сценах из его юношеской жизни, когда он был пастухом. Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, приручавшим животных своей игрой на лире. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом.
В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего - Vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все - суета). Ярче всего она получила выражение в натюрморте. Музыка (ноты и музыкальные инструменты) - наиболее яркий символ быстротечности и эфемерности бытия: звук отзвучал - и вот его уже нет, он умер. С ясностью смысла этого музыкального символа могут сравниться только изображаемые в них череп, угасшая свеча (с еще струящимся дымком) и цветы (с опадающими листьями). Этот последний символ часто выбирался клавесинными мастерами XVII века в качестве декора их инструментов. Некоторые картины так и называются - Аллегория бренности (или Vanitas), например, натюрморт Петера ван дер Виллиге «Аллегория бренности и славы» (фрагмент).


Виллиге Петер
Аллегория бренности и славы (фрагмент)
1660 г.

По-видимому, именно в ключе Vanitas должны «читаться» и чисто музыкальные натюрморты таких художников как Беттера и Баскенис. Последний особенно прославился великолепным изображением лютен, многие из которых, полагают, были сделаны мастерами знаменитой династии Амати.
Эмблематические сборники, издававшиеся на протяжении всего XVII века, являлись хорошим пособием в расшифровке картин. Те, кто был знаком с подобной литературой, не испытывали больших проблем в толковании картин, поскольку знали, что изображение часов ассоциировалось с понятием времени, музыкальной трубы или горна - со славой, античной скульптуры - с искусством. Драгоценные серебряные сосуды олицетворяли богатство. Белая лилия говорила о непорочности. Белая роза свидетельствовала о платонической любви, а красная роза - о плотской. Тюльпаны были символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий. Увядший цветок намекал на исчезновение чувства, а чертополох связывали с понятием зла. Очень часто на полотнах встречается виноградная кисть, которая одновременно напоминала об искупительной жертве Спасителя за грехи человечества и свидетельствовала о наступлении осени; порхающая бабочка символизировала бессмертие души. Заморские экзотические раковины, предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег.
Пейзажный жанр в изобразительном искусстве так же был пронизан философскими идеями, своеобразными метафорами и символами. Мастером пейзажа с символами, в том числе христианскими, является художник Каспар Давид Фридрих (1774 - 1840), один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве. На его полотнах древне-языческая и средневековая история проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной или рассветной дымкой.
На своей картине «Крест в горах» художник изобразил суровую скалу, на вершине которой стоит уходящее высоко вверх распятие. Оно увито плющом и окружено вечнозелеными елями. Солнце опустилось, но его лучи идут вверх и освещают распятие.


Каспар Давид Фридрих
Крест в горах 1808 г.
Картинная галерея, Дрезден

Символика образов картины довольно проста, но содержательна по сути, а композиционная организация христианской идеи становится художественным посланием художника. Заходящее солнце и освещенное с Иисусом распятие означают замену Ветхого завета Новым и связь учения Христа с Богом-Отцом. Крест на скале - символ крепкой веры, а зеленые во все времена ели - надежда на Христа. Символика образов рамы, которая специально заказывалась, дополняет значение символов картины. Колосья пшеницы и виноградные лозы указывают на хлеб и вино причастия. Лучистое божественное око на фоне треугольника - символ святой Троицы. Вальтер, современный немецкий исследователь творчества К. Д. Фридриха, в арочном изображении видит идею победы над смертью, умиротворение и справедливость. Сам Фридрих в комментарии к своей работе расшифровывал свою композиционную идею следующим образом: «С учением об Иисусе умер старый свет - время, когда Бог-Отец жил на земле. Больше нет времени, где дух Бога был бы понятен». Фридрих показал в своей картине, как осуществляется понятие Бога в символах, иероглифах природы. Пейзаж рассчитан на его внутреннее прочтение. Художник, используя язык христианских символов, делает возможным субъективное восприятие христианских откровений. Освободившись от всех жанровых ограничений, он попытался обозначить через ландшафт то трудноопределимое в понятии Бог, что было связано с идеей света, универсума и бесконечного. А за этими идеями выстраивается новое представление о божественном начале, мире и человеке, что пришло с романтизмом и стало называться христианским пантеизмом.
Для того чтобы еще приблизиться к философским идеям Каспара Давида Фридриха, следует обратить внимание на образы света в этой картине: око в треугольнике и лучах, солнце за горой и двойную семиконечную звезду. Центральным образом здесь является солнце. Собрав все его семантические корреляции, обнаруживаем, что солнце - пространственно-геометрический центр картины (не случайно, ведь этот образ выражает идею Бога-Отца) - связано с идеей космоса. Личность, человек у Фридриха находится за пределами пространства, изображенного на картине. Но его присутствие, тем не менее, мыслится благодаря образам причастия, ибо колосья пшеницы и виноградная лоза (хлеб и вино причастия) предназначены для человека, чтобы он мог приобщиться к источнику жизни. Если не обращаться к эзотерике, то останутся не раскрытыми и не понятыми некоторые символы, говоря языком Новалиса, сигнатуры, иероглифы. Прежде всего - семиконечная звезда. Конечно, в сознании христиан семерка связана с символом творения (7 дней творения Создателя). Но семерка двойная, да еще с кругом внутри. Круг есть символ цельности, а вот число 14 в эзотерике никак не фигурирует. Остается предположить, что вторая 7 означает двойственность смысла. И тогда вспоминаем, что семиконечная звезда есть звезда магов, каждый луч которой связан с определенной планетой и часом. У пифагорейцев эта цифра (7) считалась достойной поклонения. Она считалась числом религии - по их представлениям человек управляется семью небесными духами. Она часто называется числом жизни (это как-то связано с тем, что рожденный через 7 месяцев после зачатия ребенок живет, но рождающиеся через 8 месяцев часто умирают). Этим числом объясняется мистическая природа человека: 7= 3 + 4, где 3 есть дух, ум, душа, а 4 есть мир, таким образом, мистическая природа человека состоит из тройного духовного тела и четырехсоставной материальной формы. И конечно, пять ангелов изображены на пальмовом своде не случайно - эта цифра у греков была священным символом света, здоровья и жизненности, пифагорейцы добавляли сюда значение проницаемости. Она также символизирует пятый элемент - эфир. Цифра пять называется равновесием, потому что разделяет совершенное число 10 на две равные части и является символом гармонии в физическом мире. Пентада есть символ Природы, а 5 ангелов, которые составляют эту цифру, возможно, указывают на ее одухотворенность. Вероятно, Фридрих стремился через христианские и нехристианские сигнатуры отразить определенное эзотерическое послание миру.
Художник часто изображал горы, которые впервые увидел, будучи совсем молодым. С тех пор они стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни, например: «Двое, созерцающие Луну».


Каспар Давид Фридрих
Двое, созерцающие Луну 1819 г.

Два человека стоят на каменистой дорожке - жизненном пути и всматриваются вдаль. Подле них - большой валун - камень веры и ель - символ вечной жизни. Луна - символ воскресения и Христа помещена в центре композиции и отделяет «живую» половину картины с валуном и зеленой елью от «мертвой» с засохшим деревом. Несколько сосен на скалистых вершинах напоминают нам о вечной жизни. Но на пути к ней нужно преодолеть ущелье, клубящееся туманом, - бездну греха, в которую человек рискует упасть каждую минуту своего земного пути.
В наследие от средневековой культуры натюрморту XVII века досталась традиция изображать не просто вещь, а вещь-символ. Обратимся к натюрморту «Mеmento mori» голландского художника XVII века Яна де Хема (1606- 1683/1984).


Ян Давидс де Хем
Mеmento mori
Дрезденская галерея

При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу же привлекает красивый букет садовых цветов. Он занимает почти всё пространство картины и является её главным «действующим лицом». Но приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в выборе и изображении предметов расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью «Mеmento mori» («Помни о смерти»). Кроме этого прямого призыва, о смерти напоминает и череп, так как он является символом недолговечности, бренности нашей жизни. О смерти, о её неизбежности говорят все многочисленные детали данной картины. Заметим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество червяков и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви - это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки - скоротечность, краткость нашего пребывания на земле. Почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, что верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов - лишь временный гость на земле. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.
В Голландии картины с изображением предметов называли «stillleven», что можно перевести и как «неподвижная натура, модель», и как «тихая жизнь», что очень точно передает специфику голландского натюрморта. Фокус внимания художников спустился с небес на землю, теперь их интересовали не благочестивые размышления, а пристальное изучение подробностей материального мира. Первые stilleven просты - хлеб, бокал вина, фрукты, рыба, бекон. Но все предметы в них символичны: рыба - символ Иисуса Христа; мясо - бренная плоть; нож - символ жертвы; лимон - символ неутоленной жажды; несколько орехов в скорлупе - душа, скованная грехом; вино - символ Крови; хлеб - символ Плоти Христовой. О бренности земного существования напоминают разбитая посуда и мертвая дичь, часто включаемые в композицию полотен.
Большую роль символы играют и на картинах портретного жанра. Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной художника Оре́ста Ада́мовича. Кипренского (1782-1836). На портрете - молодая женщина, которая глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется отрешённой от всего окружающего. Хрупкая и мечтательная, она как будто не от мира сего. И все детали портрета подчёркивают это состояние отрешённости от внешнего мира. На Авдулиной чёрное платье, которое почти сливается с общим тёмным фоном картины, а чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно богатство духа, горе и печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире.


Кипренский О.А.
Портрет Авдулиной Е.С.

Одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта, напоминает нам о печальной легенде с нелепой гибелью юного любимца бога Аполлона, после смерти превращённого в этот красивый цветок. Белый цвет гиацинта, как и вообще белый цвет - символ нравственной чистоты, но и смерти, а то, что цветок вянет и осыпается, означает скоротечность молодости и красоты. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке Авдулиной также символизирует исчезновение. Эта символика веера связана с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение). Словом, при внимательном и вдумчивом рассматривании портрета Е. С. Авдулиной приходишь к мысли, что во время работы художником владели грустные думы.