Что вам стоит знать о дэвиде боуи. Космос, старость и гендерные игры: о чем говорили на конференции о Дэвиде Боуи Дэвид боуи сейчас


10 января в возрасте 69 лет после долгой борьбы с раком скончался один из самых значимых поп-музыкантов XX века Дэвид Боуи. Британский певец боролся с болезнью на протяжении 18 месяцев и умер в кругу семьи.
Певец, автор песен и продюсер Дэвид Боуи взорвал музыкальный мир своим образом и песнями в стиле в глэм-рок, арт-рок, соул, хард-рок, данс-поп, панк-рок и электроника. На протяжении своей 40-летней карьеры музыкант менял свой имидж и приспосабливался к новым направлениям в музыке, поэтому его прозвали “хамелеоном рок-музыки”.

Прорыв артиста произошел в 1972 году с хитом «Starman» из альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars. Дэвид Боуи смешал стиль британских модов (британская молодежная субкультура) и японского театра кабуки, и создал яркий андрогинный алтер-эго по имени Зигги Стардаст.
Три года спустя Боуи добился своего первого крупного успеха на американском музыкальном рынке с синглом “Fame” из альбома Young Americans, который кстати был написан в соавторстве с Джоном Ленноном. Затем последовал альбом 1976 года Station to Station, который считается одной из самых значимых работ музыканта.

Самые известные песни Дэвида Боуи – “Let’s Dance” (1983 год), “Space Oddity” (1969 год), “Heroes” (1977 год), “Changes” (1971), “Under Pressure” (1982), “China Girl” (1983), “Modern Love” (1983), “Rebel, Rebel” (1974), “All the Young Dudes” (1974), “Panic in Detroit” (1973), “Fashion” (1980), “Life on Mars” (1971), “Suffragette City” (1972).
Последний альбом, 25-ый по счету, под названием Blackstar вышел за несколько дней до смерти Дэвида Боуи в день его рождения – 8 января 2016 года.
Мы решили вспомнить жизнь и карьеру великого музыканта.


Январь 1969 год


Дэвид Боуи выступает в Лос-Анджелесе, 1971 год.


В образе Зигги Стардас в 1973 году.


Британская супермодель Твигги позирует с Дэвидом Боуи для обложки его седьмого альбома Pin Ups в 1973 году.


Дэвид Боуи выступает в Великобритании в 1973 году.


Дэвид Боуи, американские музыканты Пол Саймон и Артур Гарфанкел, Йоко Оно и Джон Леннон на церемонии “Грэмми” в 1975 году.


Дэвид Боуи и Игги Поп в Копенгагене, 1976 году.


В Париже, 1977 год


Во время концертного тура Serious Moonlight, который стал самым успешным и продолжительным туром музыканта за его карьеру.


Дэвид Боуи и Мик Джаггер во время записи клипа к песне “Dancing in the Street”.


Дэвид Боуи и Энни Леннокс исполняют песню “Under Pressure” на концерте памяти Фредди Меркьюри, 1992 год.


В Карнеги-холл, 2001 год.


Дэвид Боуи и его жена топ-модель Иман, 2001 год.


2002 год

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Количество арт-объектов, на которых людей по всему миру вдохновила смерть Боуи, не поддаётся исчислению

Согласно голосованию 13-летней давности, Дэвид Боуи оказался выше всех других живых на тот момент музыкантов в списке "100 величайших британцев". Теперь, когда "хамелеон" от мира музыки покинул нас после полуторагодичной борьбы с раком , корреспондент Би-би-си Михаил Поплавский вспоминает самое удивительное из жизни артиста.

1) Дэвид Роберт Джонс родился 8 января 1947 года - ровно через 12 лет после рождения "короля рок-н-ролла" Элвиса Пресли. В период увлечения астрологией взрослый Джонс (конечно, Боуи) не раз будет сравнивать себя с ним - согласно китайским эзотерическим учениям, оба певца родились в год Кабана.

2) В 12 лет юный Дэйв научился играть на саксофоне: за карьеру этот инструмент не раз ему пригодился.

3) Впоследствии Джонс освоит такие инструменты, как электрогитара, двенадцатиструнная гитара, клавишные, фортепиано, клавесин, губная гармоника, синтезатор и ряд ударных.

4) Разноцветные глаза Боуи "достались" в драке с одноклассником Джорджем Андервудом в возрасте 15 лет - так его левый глаз из-за деформации сетчатки стал зелёным, а правый остался голубым. Вопреки популярной городской легенде, Дэвид никогда не терял зрение, однако повреждённый глаз испытывал проблемы с передачей цветов. Примечательно, что Боуи и Андервуд остались друзьями и после инцидента.

5) Дэвид Джонс взял себе псевдоним в честь разновидности охотничьих ножей "боуи", когда ему было 19 лет.

6) Танцам Боуи в конце 1960-х обучал Линдсей Кемп - хореограф, который впоследствии поставит движения Кейт Буш в прославившем её клипе 1978 года Wuthering Heights ("Грозовой перевал").

7) Рост музыканта во взрослом возрасте составлял 1 метр 78 сантиметров - ровно столько же, сколько у его второй жены Иман Абдулмаджид.

Лунная пыль покроет тебя из песни Боуи Hallo Spaceboy

8) На заре карьеры Дэвид записал нарочито комедийную песенку The Laughing Gnome ("Смеющийся гном"), которую ждала удивительная судьба - в 1967 году она не произвела никакого впечатления на публику, но шесть лет спустя, когда Боуи уже был суперзвездой, внезапно взлетела на шестое место британского чарта. По-настоящему злую шутку с артистом эта песня сыграла в 1990 году: тогда любитель инноваций устроил телефонное голосование среди фанатов за песни, которые те хотели бы услышать в его туре лучших хитов Sound+Vision. Благодаря флешмобу, запущенному музыкальным изданием NME, "Гном" оказался на первом месте. В нарушение обещаний Дэвид не стал петь её в том туре - чего нельзя сказать о других хитах-лидерах голосования.

9) Первая жена Боуи Энджи, состоявшая с музыкантом в браке с 1970 по 1980 годы, называла его Намой - что бы это ни значило.

10) Боуи и его первая жена приняли решение назвать их первенца Зоуи Боуи - где имя означало бы отсылку к слову "жизнь ("зоо"). Выросший мальчик решил убавить долю эксцентричности в своих анкетных данных и стал известен как Дункан Джонс - уже в зрелом возрасте он прославится как режиссёр фильмов "Луна 2112" и "Исходный код". Отец ни разу не появлялся в фильмах сына.

11) После огромного успеха альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars Боуи многократно давал уклончивые комментарии о своей сексуальности: в 1970-е он регулярно говорил о своей бисексуальности, однако в 2002 году отметил, что часть его тогдашних признаний имела целью шокировать консервативную публику.

12) У Дэвида сложились интересные отношения с иностранными языками - так, едва дождавшись прорыва на родине с песней 1969 года Space Oddity , молодой музыкант записал её итальянскую версию Ragazzo solo, ragazza sola , чей текст не имел никакого отношения к драме с выходом майора Тома в открытый космос. Впоследствии Дэвид записал французскую и немецкую версию своего хита Heroes - Héros и Helden соответственно. Последнюю в 2007 году перепел вокалист Rammstein Тиль Линдеманн под аккомпанемент финских виолончелистов из Apocalyptica.

13) Увлечение Боуи Востоком также нашло своё отражение в лингвистической плоскости - его песня Seven Years in Tibet получила неожиданный дублет на мандаринском диалекте китайского языка. Кроме того, существует запись Дэвида на индонезийском языке.

14) Актёрская карьера Боуи была вполне многоликой: он снялся более чем в 20 картинах. При этом его игра получала самые разные оценки: так, "Прекрасный жиголо, бедный жиголо" удостоился виртуальных помидоров от массы критиков - Дэвид впоследствии говорил, что в этой роли он вобрал все "32 фильма Элвиса" (Пресли и вправду неудачно снимался в кино). Более того, сыгравшая в "Жиголо" свою последнюю роль Марлен Дитрих из принципа не приехала в ФРГ, где шли съёмки, поэтому сцену с ней пришлось снимать в Париже. С другой стороны, роли Боуи в фантастической драме "Человек, который упал на Землю", вампирском эротическом хорроре "Голод" и в военной драме "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс" удостоились от киносообщества высоких оценок.

15) В случае с фильмом "Лабиринт" 1986 года, где Боуи предстал перед публикой королём гоблинов, он же сам и записал саундтрек - одну из наиболее порицаемых критиками своих работ.

16) Помимо того, Дэвиду не раз случалось исполнять роли исторических и других известных персонажей: в "Последнем искушении Христа" он сыграл Понтия Пилата, в фильме "Баския" - Энди Уорхола, а в "Престиже" - Николу Теслу.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption На подиумы, помимо песни Боуи Fashion, выходили и модели с посвящениями усопшему музыканту

17) Не остановившись на киноиндустрии, Боуи блеснул и в театре: в начале 1980-х он сыграл в пьесе Бертольта Брехта "Ваал". Не обошлась без его участия и театральная постановка книги Фредерика Тривза "Человек-слон".

18) За свою карьеру Дэвид продал более 140 млн экземпляров альбомов - без учёта синглов.

19) Этих студийных альбомов у Боуи насчитывается 28 - если включать в это число саундтрек к фильму "Будда из пригорода" и два альбома в составе группы Tin Machine.

20) У только что упомянутой группы Tin Machine век был недолог: она просуществовала с 1989 по 1992 год и попала под шквальный огонь критики. Оба её альбома не нашли понимания у музыкальных экспертов, публика же не приняла Боуи в образе "солиста рок-ансамбля"; кроме того, модные журналы не преминули отметить, как мало внимания - на контрасте с Дэвидом - уделяли своему внешнему виду остальные участники группы. Впрочем, после её распада гитарист Ривс Гэбрелс работал с Боуи до альбома 1999 года "Hours..." включительно.

21) Персонаж майора Тома, выросший из Space Oddity, упоминался ещё в двух песнях мультижанрового музыканта - его мегахите 1980 года Ashes to Ashes и радикально переработанном дуэтом Pet Shop Boys сингле 1996 года Hallo Spaceboy .

22) Пожалуй, самая поразительная версия Space Oddity появилась три года назад: на борту МКС "Космическую непонятность" исполнил канадский астронавт Крис Хэдфилд.

23) Космос и одиночество - темы, которые музыкант пронёс через всю карьеру: от упомянутого выше хита и одноимённого альбома 1969 года до его последнего релиза Blackstar , вышедшего за три дня до смерти.

24) Музыкант дал своё имя первым в истории банковского дела музыкальным финансовым облигациям - Bowie Bonds ("бонды Боуи"). Сразу после выпуска в 1997 году эти финансовые бумаги имели доходность 7,9% годовых, что на 1,5% больше, чем у американского казначейства в конце 90-х. К 2004 году, впрочем, рейтинговое агентство Moody"s понизило их статус с "очень стабильного" до почти "мусорного". Однако запуск iTunes и онлайн-продаж песен смог вернуть интерес инвесторов к подобным облигациям.

25) Самым верным продюсером Боуи стал бруклинский американец итальянского происхождения Тони Висконти: он участвовал в записи как прорывной пластинки Space Oddity 1969 года, так и последних двух опусов - The Next Day и Blackstar, не исключая и знаменитую "берлинскую трилогию" в конце 1970-х.

26) Первый американский хит №1 у Боуи - Fame - появился в 1975 году. Соавтором песни, помимо самого Дэвида и гитариста Карлоса Аломара, числится и бывший участник Beatles Джон Леннон.

27) Первый британский хит №1 музыкант записал за пару лет до того - им оказалось переиздание всё той же Space Oddity.

Я уже на пять лет старше, я уже в могиле из песни Боуи The Hearts Filthy Lesson

28) По собственному признанию, в "берлинский период" 1977-78 годов диета музыканта во многом состояла из молока, кайенского перца и кокаина. Впрочем, Боуи не раз случалось лукавить в беседах с журналистами.

29) Боуи был на территории нынешней России трижды: в конце 70-х он проехал по Транссибу на поезде от Хабаровска до Москвы, через год прогулялся с Игги Попом по Красной площади, а в 1996 году, наконец, добрался до Москвы с концертом - впрочем, музыкант оценил своё как "катастрофу" и решил воздержаться от повторных российских гастролей.

30) В том же туре в поддержку индастриал-рок-альбома Outside Боуи принял неожиданное решение: играть все песни на концертах вместе с корифеями жанра американской "группой одного человека" - Nine Inch Nails, деля репертуар "на двоих". Такой демарш вызвал смятение в рядах поклонников обоих артистов, однако Трент Резнор - единственный постоянный участник Nine Inch Nails - остался в очень хороших отношениях с Дэвидом и впоследствии сыграл мистического преследователя Боуи в клипе I"m Afraid of Americans .

33) В 1985 году единоутробный брат Боуи Терри, страдавший шизофренией, покончил с собой, прыгнув под поезд. Музыкант переживал смерть брата, поскольку тот сильно повлиял на его музыкальные вкусы. Спустя восемь лет Дэвид посвятил ему выдержанный в синих тонах клип Jump They Say ("Они говорят: "Прыгай"), где сыграл затравленного бизнесмена-параноика.

34) Вышедший в 1996 году сингл Telling Lies ("Говоря неправду") стал первым резонансным музыкальным интернет-релизом. Чтобы отметить выход песни, Боуи устроил сессию с вопросами и ответами в форме онлайн-чата, на которой он писал только правду, а два его помощника давали фанатам заведомо ложные ответы ("were telling lies"). Когда поклонников, принявших участие в интерактивной сессии, попросили оценить, кто из трёх отвечавших - сам Дэвид, настоящий музыкант набрал наименьшее число голосов.

35) В 1996 году имя Боуи внесли в "Американский зал славы рок-н-ролла", а спустя 10 лет он получил премию "Грэмми" за вклад в искусство.

36) На 50-й день рождения музыкант устроил себе подарок в виде концерта-посвящения в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден с огромным количеством приглашённых звёзд - от Лу Рида до группы Smashing Pumpkins, от Foo Fighters до Cure. Многие из артистов тогда специально разучили партии свежайшего на тот момент альбома Дэвида - Earthling - на котором перекрасивший волосы в рыжий цвет музыкант скрестил драм-н-бейс с жёстким индастриал-роком.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption На 50 лет Боуи устроил себе роскошный подарочный концерт

37) Альбом "Hours..." 1999 года примечателен тем, что создавался одновременно с компьютерной игрой Omikron, в которой имелись персонажи и Дэвида, и Иман.

38) Право написать текст на одну из песен всё с тех же "Часов..." было разыграно отдельно: счастливчиком оказался некий Алекс Грант, а получившийся трек назвали What"s Really Happening?

39) В 2000 году Дэвид отказался от рыцарского звания.

40) В том же году родилась его единственная дочь от Иман - Александрия Захра.

41) Первый сингл Боуи - Liza Jane - вышел в 1964 году. Дэвиду Джонсу тогда было 17 лет. Впоследствии у артиста выйдет порядка 100 синглов.

42) Одна из самых неожиданных актёрских задач встала перед Боуи в 2007 году: тогда ему пришлось озвучить Нептуна в мультсериале "Губка Боб: Квадратные штаны".

43) В 70-е артисту случалось экспериментировать с языком: для этого Дэвид пробовал технику писателя Уильяма Бэрроуза, состоявшую в нарезании и перемешивании бумажек со словами; так родился текст песни Subterraneans .

44) У Иман есть татуировка в виде... ножа типа "боуи"!

"Какие тяжёлые новости с утра. Один из бессмертных #AshestoAshes [Пепел к пеплу]" Стивен Фрай, актёр, писатель и телеведущий

45) В последнее время чета жила попеременно в Нью-Йорке и Лондоне.

46) В начале карьеры Дэвид сменил восемь групп, затем к ним добавилась упомянутая Tin Machine и сформированная в 1997 году эфемерная группа Tao Jones Index; таким образом, Боуи побывал в 10 коллективах.

47) Помимо музыки и кино, Боуи также активно пробовал себя как художник и скульптор.

48) За карьеру музыкант записал десятки дуэтов с различными артистами, в том числе поучаствовал в последней прижизненной записи американского певца Бинга Кросби Peace On Earth/The Little Drummer Boy .

49) В начале 70-х Боуи посещал выступления балетных трупп, чтобы получить представления о сценическом освещении, применяемом в балете.

50) Немецкие электронные пионеры Kraftwerk упоминают имя Боуи в песне Trans Europa Express . При этом группа отклонила запрос Боуи о возможном сотрудничестве.

51) В 1977 году Дэвид был последним приглашённым гостем на личном телешоу другой звезды глэм-рока - Марка Болана из группы T-Rex. Болан погиб через две недели после записи передачи.

52) В полнометражном приквеле к сериалу Дэвида Линча "Твин Пикс" - "Сквозь огонь иди со мной" - Боуи появляется на пару минут в роли голограммы агента Филипа Джеффриса.

53) За всю карьеру у Дэвида Боуи был единственный альбом, полностью состоящий из реприз чужих песен - Pin Ups 1973 года. Он достиг первого места в британском чарте.

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption В Брайтоне существует стена Боуи. Теперь их количество по миру может резко увеличиться.

54) На обложке Pin Ups красовалась супермодель Твигги.

55) В саундтреке к фильму 2001 года "Мулен Руж" сложилась уникальная комбинация: артист Бек перепел хит Боуи Diamond Dogs , в то время как сам Дэвид исполнил джазовый стандарт Nature Boy .

56) Боуи не раз говорил, что терпеть не может обращение "дорогуша".

57) Несмотря на долговременное увлечение восточными духовными практиками, к концу жизни Дэвид описывал себя в интервью то как агностика, то как атеиста.

58) Американский композитор-минималист Филипп Гласс выпустил оркестровые переложения альбомов из "Берлинской трилогии" Боуи.

59) В 1998 году на экраны вышел фильм "Бархатная золотая жила", названный по песне музыканта из начала 70-х. Несмотря на очевидное сходство протагониста картины с молодым Дэвидом, сам артист крайне негативно оценил сценарий ленты и не дал добро на использование его песен в саундтреке картины.

60) В 2011 году в интернете "всплыли" неизданные треки артиста, которые должны были войти в альбом Toy - проект 2001 года, который так никогда и не увидел свет. Вместо доработки тех треков Дэвид предпочёл сосредоточиться на записи альбома Heathen.

61) На концерте в Осло в 2004 году в глаз Боуи прилетел леденец на палочке от фаната. Артист отделался лёгкой травмой.

62) На вопрос, как ему удаётся поддерживать столь прекрасную физическую форму после 55 лет, музыкант с улыбкой отмечал, что не упускает случая боксировать. "Бокс - это тяжело, но в этом и смысл", - говорил Дэвид.

63) Под занавес тура в поддержку альбома 2003 года Reality у музыканта начались проблемы со здоровьем: боль в груди, поначалу определённая врачами как защемление нерва, оказалась на поверку блокировкой артерии и потребовала хирургического вмешательства. Остаток турне пришлось отменить; Боуи более никогда не ездил на кругосветные гастроли.

Что-то случилось в день, когда он умер, дух взмыл на метр вверх и отступил, кто-то другой занял его место, смело закричав: "Я - чёрная звезда! Я - чёрная звезда!" из песни Боуи ★ (Blackstar)

64) Длительное лечение и усталость от шоу-бизнеса обусловили самый длительный альбомный перерыв в карьере артиста: после Reality 2003 года его следующий студийный лонгплей - The Next Day - увидел свет лишь в 2013 году.

65) В клипах на синглы с The Next Day снялся ряд известных актёров: Тильда Суинтон, Гэри Олдман и Марион Котийяр.

66) В 2013 году в лондонском музее Виктории и Альберта прошла уникальная биографическая выставка о Боуи - на ней были выставлены более 300 экспонатов.

67) Последний диск Боуи - ★ (Blackstar) - вышел в день рождения артиста.

68) К своему дню рождения и выходу альбома ★ - 8 января - музыкант также выпустил клип на свой последний сингл - Lazarus ("Лазарь"), в котором есть строчка: "Look up here, I"m in heaven" ("Смотрите сюда, я в раю"); в конце видеоролика певец закрывает дверь шкафа изнутри.

69) На странице , запущенной за несколько дней до дня рождения Боуи вьетнамским и норвежским программистами, пользователю, вбившему свой возраст в поисковую строку, сообщается, что делал в его годы музыкант. При вводе числа выше 69 машина выдаёт: "Он астронавт. Или внеземное существо. Или нечто, что мы не можем осознать".

Дэвид Боуи – знаменитый британский певец и музыкант, который на протяжении более чем 50 лет занимался музыкальным творчеством.

"Хамелеон рок-музыки" Дэвид Боуи

«Хамелеон рок-музыки» создал в музыкальном мире крупнейший легендарный культ и стал одним из самых влиятельных музыкантов XX столетия за счет постоянных инновационных трансформаций во всех жанрах музыки. Эффектно чередуя образы от народного певца до инопланетянина, он завоевал звание одного из самых успешных артистов в истории британских чартов и лучших музыкантов последних 60 лет.

Детство и юность

Дэвид Роберт Джонс (впоследствии Дэвид Боуи) родился 8 января 1947 года в лондонском Брикстоне в семье ирландки Маргарет Мэри Пеги, работавшей кассиром в кинотеатре, и Хэйворда Стентона Джона Джонса, англичанина по национальности, который был клерком в отделе кадров благотворительной организации. Позднее обнаружится, что Дэвид родился в один день со своим кумиром , ровно через 12 лет после него. По знаку зодиака оба музыканта оказались Козерогами, а по китайской астрологии их покровителем стал Кабан.


На момент рождения сына родители Дэвида жили в гражданском браке, только через 8 месяцев они узаконили свои отношения. С раннего детства будущий рок-музыкант проявлял свой интерес к музыке, а в подготовительной школе зарекомендовал себя как талантливого, целеустремленного и умного мальчика. При этом он был довольно непослушным ребенком с задиристым характером, что не мешало ему получать высокие оценки по успеваемости в школе.


В 1953 году семья Дэвида Боуи переехала в Бромли, где он поступил в начальную школу Burnt Ash Primary School. В школьные годы он начал заниматься музыкой, посещал хор и музыкальный кружок, где учителя отметили его феноменальную способность к интерпретациям. После того, как он впервые услышал композиции Элвиса Пресли, Дэвид решил, что непременно должен стать поп-звездой. Он уговорил отца купить ему укулеле и самостоятельно смастерил бас, чтобы участвовать с друзьями в скилл-сессиях. Увлечение музыкой негативно отразилось на успеваемости в школе, в результате чего Боуи провалил выпускной экзамен и пошел учиться в технический колледж.


В колледже будущая рок-звезда открыл для себя современный джаз и загорелся идеей стать саксофонистом. Тогда ему пришлось подрабатывать грузчиком в местной мясной лавке, чтобы купить свой первый саксофон-«сельмер» из розовой пластмассы, а через год мама подарила Дэвиду на Рождество белый альт-саксофон.

В 15-летнем возрасте с Боуи случилось несчастье – он подрался со своим другом в колледже и получил серьезную травму левого глаза. Следующие четыре месяца музыкант провел в больнице, где врачи провели ряд операций по предотвращению у него слепоты. Увы, полностью восстановить зрение им не удалось, в результате чего певец частично утратил восприятие цвета, а глаз после трансформации стал видеть все в коричневом цвете. К тому же на всю жизнь музыкант остался с признаками гетерохромии, цвет радужной оболочки травмированного глаза остался темнее.


К окончанию колледжа будущая легенда рок-музыки умел играть на многих музыкальных инструментах, в число которых вошли гитара, саксофон, клавишные, клавесин, электрогитара, виброфон, укулеле, губная гармошка, фортепиано, кото и перкуссия. С учетом того, что певец с рождения был левшой, он пользуется музыкальными инструментами как правша и играет на праворукой гитаре.

Музыка и творчество

Музыкальная карьера Дэвида Боуи началась с создания собственной группы The Kon-rads, с которой он играл рок-н-ролл на местных свадьбах и вечеринках. Но амбиции начинающего музыканта не дали ему удержаться в ее составе, и он перешел в коллектив «The King Bees». Работая с новым коллективом, Дэвид Джонс написал смелое письмо миллионеру Джону Блуму, предложив олигарху стать его продюсером и заработать еще один миллион. Но Блум проигнорировал предложение начинающего музыканта и передал его письмо одному из издателей песен Лесли Конну, который заинтересовался Боуи и заключил с ним первый контракт.


Еще в молодости Дэвид взял себе псевдоним Боуи, чтобы избежать путаницы с набиравшим в те годы популярности Дейви Джонсоном из группы «The Monkees». Звезда под именем Дэвид Боуи родилась 14 января 1966 года. Тогда он начал выступать в знаменитом клубе «Марки» в составе группы «The Lower Third». Первые несколько записанных синглов певца были полностью провальными, что привело к разрыву контракта с Конном. После этого Боуи выпустил свой дебютный альбом и записал шестой сингл, которые также не попали в чарты.

Дэвид Боуи - Life On Mars? ("Есть ли жизнь на Марсе?")

Первые неудачи на музыкальной арене заставили музыканта на несколько лет отказаться от реализации своей мечты. Он окунулся в мир театральных представлений и присоединился к цирку. Изучая драматическое искусство, Боуи полностью погрузился в создание образов, характеров и персонажей, которыми позже покорил весь мир.

Первый успех в музыкальном направлении к Дэвиду Боуи пришел только через 7 лет после начала карьеры. Его сингл «Space Oddity» в 1969 году попал в пятерку британского хит-парада, после чего он выпустил одноименный альбом, ставший успешным во всей Европе. Музыкант всколыхнул существовавшую на тот момент рок-культуру, придав этому жанру музыки прогрессивности.

Дэвид Боуи - Space Oddity

В 1970 году Боуи выпускает третий альбом «The Man Who Sold the World», в котором переходит на тяжелый рок. Критики назвали эту работу музыканта «началом эры глэм-рока». После этого певец создает группу «Hype», в составе которой дает первый большой концерт, выступая под псевдонимом Зигги Стардаста. Он произвел настоящий фурор в музыкальном мире и вознес музыканта на вершину славы.

Всемирная слава к Дэвиду Боуи пришла в 1975 году после выпуска альбома Young Americans, в который вошло музыкальное произведение «Fame», ставшее первым хитом в США. В тот период он выступал на сцене в образе Изможденного Белого Герцога, исполняющего рок-баллады.

Дэвид Боуи - Fame

В 1980 году Боуи вновь взорвал музыкальный мир пластинкой «Scary Monsters», принесшей музыканту не только славу и признание, но и колоссальную прибыль. Тогда он начал сотрудничать с популярной группой , с которой записал песню «Under Pressure», ставшую хитом №1 в британских чартах. В 1983 году музыкант выпускает очередной альбом с танцевальной музыкой «Let’s Dance», ставший бестселлером – его продажи достигли 14 млн экземпляров.

Queen & David Bowie - Under Pressure

В начале 90-х певец начинает экспериментировать с образами и жанрами, закрепляя за собой статус «хамелеона рок-музыки». Он, ловко сохраняя индивидуальный имидж, постоянно меняет музыкальные направления и тематику песен, появляясь на сцене в разных образах. За этот период он выпустил ряд альбомов, самым интересным и концептуальным из которых стал «1.Outside». В 1997 году рок-музыкант отметил свое 50-летие в «Медисон-сквер-гарден», там его наградили именной звездой на голливудской «Аллее славы» за бесценный вклад в индустрию звукозаписи.


Последним альбомом Дэвида Боуи стал «Blackstar», который он выпустил 8 января 2016 года в день своего 69-летия. В него вошли 7 композиций, некоторые из них будут использованы позднее в мюзикле «Лазарь» и сериале «Последние пантеры». В двух последних видеоклипах, созданных на песни «The Stars» и «The Next Day», сыграли знаменитые артисты – , и . Последним появлением певца на экране стал клип на музыкальную композицию «Лазарь», в которой Дэвид предстал в роли умирающего старика.

Дискография артиста – это 26 студийных и 9 концертных альбомов, 46 сборников. На счету Дэвида Боуи также 112 синглов и 56 клипов. Легенда рок-музыки в 2002 году вошел в список «100 величайших британцев» и получил звание самого популярного певца всех времен. В 2006 году он был награжден премией «Грэмми» за вклад в развитие мировой музыки.

Дэвид Боуи - Aladdin Sane

Помимо музыки, Дэвид Боуи активно снимался в кино. За время творческой биографии Боуи сумел превратиться из актера, который преображается в основном в образы музыкантов-бунтарей, в разнопланового мастера перевоплощений. На счету музыканта роль инопланетянина в фантастической ленте «Человек, который упал на землю», короля гоблинов в американском детском фильме «Лабиринт», работа в драме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо».


Дэвид Боуи в фильме "Лабиринт"
Дэвид Боуи в сериале "Твин Пикс: Сквозь огонь"

Интересно, что в России Дэвид Боуи побывал трижды. Первые гастроли музыканта состоялись в 70-е годы, тогда Дэвид пересек 1/6 суши от Дальнего Востока до Москвы. Второе появление в столице России состоялось спустя год. На это раз артисту составил компанию его друг и коллега – .


Ну а в конце 90-х рок-звезду уже ждали с концертом в Большом Кремлевском дворце, который он блестяще провел, хотя сам остался недоволен выступлением.

Личная жизнь

Личная жизнь Дэвида Боуи всегда интересовала его поклонников. Это связано с тем, что в середине 70-х в интервью он заявил о своей бисексуальности. С тех пор сексуальная ориентация Дэвида Боуи массово обсуждалась в обществе, несмотря на то, что в 1993 году он опроверг эти откровенные признания, назвав их самой большой ошибкой жизни.


Рок-музыкант прошлый интерес к гомо- и бисексуальности связал с «модными веяниями» того времени, а не с проявлениями своих истинных чувств. При этом он подчеркнул, что, создав себе образ бисексуала, ему удалось достичь славы и реализовать мечты.

Рок-музыкант был дважды женат, у него двое взрослых детей. Первый раз Боуи женился в 1970 году на модели Анджеле Барнетт, которая в 1971 году родила ему сына Данкана Зоуи Хейвуда Джонса. Так как в те годы Дэвида Боуи связывала крепкая дружба с , поклонники предполагают, что романтическую балладу «Angie» рокер написал в честь Барнетт, хотя сам Джаггер не подтверждает этой информации.

Дэвид Боуи и Мик Джаггер - Dancing In The Street

Первый брак Боуи распался через 10 лет совместной жизни. Сын Дэвида позднее прославился в сфере кинематографа, создав в качестве режиссера фильмы «Луна 2112» и «Исходный код». На эти же годы пришлось время плотного сотрудничества с Игги Попом, крестным отцом гранжа и панк-рока, о чем позднее был создан биографический документальный фильм «Жажда жизни».


В 1992 году Дэвид Боуи вновь пошел под венец – его второй избранницей стала модель из Сомали Иман Абдулмаджид. До свадьбы девушка прославилась тем, что снялась в роли в клипе «Remember the Time». В 2000 году у супругов родилась дочь Александрия Захра. Выбирая в жен моделей, Боуи мог позволить себе это, ведь его рост составлял 178 см при весе 74 кг. Высокий, спортивного телосложения певец гармонично смотрелся на фото рядом с каждой из избранниц.


В 2004 году Боуи перенес серьезную операцию на сердце, связанную с закупоркой сердечной артерии. Ему была сделана ангиопластика, после чего понадобилось время для восстановления. Тогда он стал редко появляться на сцене и сократил число выступлений. В 2011 году появлялась информация, что «хамелеон рок-музыки» закончил певческую карьеру, но в 2013 году он вновь начал радовать поклонников выпуском новых альбомов.

Смерть

10 января 2016 года Дэвид Боуи умер в Лондоне. Смерть легенды рок-музыки наступила в результате 1,5-годовалой борьбы с раком. За это время, помимо основной болезни, артиста атаковали проблемы с сердцем – он перенес 6 сердечных приступов. Проблемы со здоровьем у певца начались еще в середине 70-х годов, когда он пристрастился к наркотикам.


Дэвид Боуи незадолго до смерти

Несмотря на то, что певцу удалось избавиться от наркозависимости, она оставила неизгладимый след на его здоровье – Боуи страдал провалами в памяти и сравнивал свой мозг с «дырявым швейцарским сыром».

Наступила в кругу семьи и при поддержке близких. Перед смертью певец успел отпраздновать свой 69-й день рождения, ознаменовав его выпуском нового альбома «Blackstar». Он оставил после себя богатое музыкальное наследие всему миру, продав более 136 млн своих пластинок и дисков.


По завещанию тело певца было кремировано, а прах захоронен в секретном месте на острове Бали. По примеру своего друга и коллеги Дэвид Боуи не хотел поклонения своему памятнику, поэтому настоял на скромном захоронении, о котором знают только родные.

Память

С момента смерти музыканта интерес к его личности не снижается. В 2017 году он был награжден премией BRIT Awards в категории «Лучший британский исполнитель». Такая награда до этого никогда не присуждалась посмертно. С помощью Интернета начался денежный сбор на установку памятника в честь Дэвида Боуи, но собрать нужную сумму не удалось. И только в 2018 году в Эйлсбери появилась скульптура из бронзы, которая получила название «Земной посланник».


После смерти звезды некоторые поклонники его преемником назвали Брайана Молко, лидера группы Placebo, харизматичного музыканта с андрогинной внешностью, с которым Дэвид Боуи поддерживал дружеские отношения.

Дискография

  • 1967 – David Bowie
  • 1969 – Space Oddity
  • 1973 – Aladdin Sane
  • 1974 – Diamond Dogs
  • 1975 – Young Americans
  • 1977 – Heroes
  • 1983 – Let’s Dance
  • 1995 – 1.Outside
  • 2002 – Heathen
  • 2003 – Reality
  • 2013 – The Next Day
  • 2016 – Blackstar

Дэвид Боуи: краткая биография

Называемый музыкальным хамелеоном из-за своей постоянно меняющейся внешности и звучания, будущая рок-звезда Дэвид Боуи родился в Лондоне 08.01.47. Настоящее имя британского певца - Дэвид Роберт Джонс. Он с раннего возраста проявил интерес к музыке и начал играть на саксофоне в 13 лет. На Дэвида значительное влияние оказал его сводный брат Терри, который был на девять лет старше и вовлек его в миры рок-музыки и литературы битников. Но Терри не был здоров. Он страдал психическим заболеванием, из-за которого его семья была вынуждена поместить его в психиатрическую лечебницу. Это преследовало Давида всю его жизнь. Терри покончил с собой в 1985 году. Трагедия легла в основу песни Боуи Jump They Say.

Окончив в 16 лет техническую школу Бромли, Дэвид начал работать художником. Он продолжал играть с рядом групп и организовал собственную под названием Davy Jones and the Lower Third. Тогда вышло несколько синглов, но ни один из них не дал так необходимого молодому исполнителю коммерческого импульса.

Начало карьеры

Из страха, что его будут путать с Дэйви Джонсом из группы «Манкис», начинающий артист сменил свою фамилию - его вдохновил нож, названный в честь американского народного героя 19-го века Джима Боуи.

В конце концов, Дэвид стал выступать один. Но после неудачного сольного альбома он временно покинул музыкальный мир. Как часто бывало в его дальнейшей жизни, эти годы оказались экспериментальными для молодого художника. В течение нескольких недель в 1967 году он жил в буддийском монастыре в Шотландии. Позже Боуи организовал собственную труппу пантомимы под названием Feathers.

Поп-звезда

К началу 1969 г. Боуи снова вернулся к музыке. Он подписал договор со звукозаписывающей компанией Mercury Records и летом вышел сингл «Космическая странность». Позже Боуи признался, что песня пришла к нему после просмотра киноленты Стэнли Кубрика «2001: Космическая одиссея». Композиция быстро нашла отклик у публики, в значительной части вызванный тем, что корпорация BBC использовала ее во время освещения посадки на Луну «Аполлона-11». Трек также пользовался успехом после выхода в США в 1972 году, поднявшись в хит-парадах на 15 место.

Следующий альбом Боуи «Человек, который продал мир» (1970) еще больше приблизил его к славе. Запись отличалась более тяжелым роковым звучанием, чем предыдущие композиции, и включала песню «Все сумасшедшие», посвященную его брату Терри. Следующая работа «Ханки Дори» (1971) включала два хита: заглавный трек, который был посвящен Бобу Дилану, и Velvet Underground, и «Перемены», который стал воплощением самого Дэвида.

Зигги Стардаст

С ростом статуса знаменитости росло и желание Боуи постоянно держать поклонников и критиков в недоумении. В интервью журналу «Мелоди Мейкер» в январе 1972 г. он утверждал, что был геем, а затем ввел в поп-мир воображаемую рок-звезду Зигги Стардаста и его аккомпанирующую группу «Пауки с Марса». Альбом 1972-го года «Взлет и падение Зигги Стардаста и пауков с Марса» сделал его суперзвездой. Одетый в костюм из какого-то дикого будущего, британский певец ознаменовал новую эпоху в рок-музыке, которая, казалось, официально объявила о конце 1960-х годов и эпохи Вудстока.

Был ли геем Дэвид Боуи? Биография певца полна противоречивых фактов. В сентябре 1976 г. в интервью журналу «Плейбой» он заявил, что является бисексуалом. Согласно заявлению его первой жены, у Боуи была связь с Миком Джаггером. Однако в 1983 г. в интервью журналу «Роллинг Стоун» он сказал, что всегда был гетеросексуалом.

Больше перемен

Дэвид Боуи, биография которого отмечена частой сменой образов, так же быстро сменил и имидж Стардаста. Певец воспользовался своей популярностью и спродюсировал сборники и Лу Рида. В 1973 году он разогнал «Пауков с Марса» и положил на полку Зигги. Дэвид Боуи музыкальные произведения в стиле глэм-рока собрал в сборнике Alladin Sane (1973). Релиз включал композиции «Джинн Жан» и «Давай проведем ночь вместе», ставшие результатом его сотрудничества с Миком Джаггером и Китом Ричардсом. Примерно в то же время он проявил свою страсть к английской моде и выпустил Pin Ups, альбом кавер-версий на песни популярных групп, в том числе Pink Floyd и Pretty Things.

Покорение Америки

К середине 1970-х Боуи подверг себя полномасштабной переделке. Ушли в прошлое возмутительные костюмы и яркие декорации. Всего за два года он выпустил альбомы Diamond Dogs (1974) и «Молодые американцы» (1975). Первый из них вышел на первое место в Великобритании с хитами Rebel Rebel и Diamond Dogs, и на пятое - в США. Промо-тур по Северной Америке длился с июня по декабрь 1974 г. Высокобюджетная постановка сопровождалась театральными спецэффектами, но была омрачена психическими расстройствами, которыми страдал Дэвид Боуи. Документальный фильм Cracked Actor, снятый Аланом Ентобом, запечатлел бледного и истощенного певца, страдавшего тяжелой наркотической зависимостью. В альбоме «Молодые американцы» бэк-вокалистом был молодой Лютер Вандросс, а песня «Слава», написанная совместно с Карлосом Аломаром и Джоном Ленноном, стала первым американским синглом Боуи, который в чартах занял первую позицию.

После переезда в Лос-Анжелес Дэвид Боуи записал композицию Station to Station, что сделало пластиковую душу сборника «Молодые американцы» более авангардной, трек стал хитом. Вскоре Боуи решил, что город для него слишком скучный, и вернулся в Англию. После прибытия в Лондон он приветствовал толпы поклонников нацистским вскидыванием руки, что было проявлением растущего отрыва от реальности наркозависимого певца. Инцидент вызвал огромный скандал, и Боуи покинул страну, чтобы поселиться в Берлине, где жил и работал с Брайаном Ино.

В Берлине Дэвид пришел в себя, начал рисовать и изучать искусство. Он увлекся немецкой электронной музыкой, и Ино помог записать их первый совместный альбом Low. Выпущенный в 1977 году, релиз стал потрясающей смесью электронной музыки, попа и авангарда. Хотя сборник получил смешанные отзывы, он оказался одним из самых влиятельных альбомов конца 70-х, как и следующий за ним Heroes, выпущенный в том же году. В 1977 Боуи не только записал два сборника сольных композиций, но также продюсировал запись треков Игги Попа «Идиот» и «Жажда жизни» и анонимно гастролировал в качестве его клавишника. В том же году Дэвид возобновил свою актерскую карьеру, снявшись в фильме Just Gigolo с и Ким Новак. На сцену он вернулся в 1978 года, начав международное турне, запись которого была выпущена в виде двойного альбома Stage.

В 1980 году Девид Боуи, биография которого вновь была связана с Нью-Йорком, выпустил сборник Scary Monsters. Релиз получил положительные отклики и включал сингл «Пепел к пеплу», своего рода новую версию ранней композиции «Космическая странность». Релиз сопровождался рядом инновационных видео (Fashion, DJ, Ashes to Ashes), ставших основой раннего MTV.

Три года спустя Боуи записал альбом «Давайте танцевать» (1983), в котором было множество хитов, таких, как «Современная любовь» и «Китаянка», и виртуозная игра на гитаре Стиви Рэя Вона.

Работы в кино

Конечно, музыка - не единственное, чем увлекался Дэвид Боуи. Биография певца отмечена его участием во многих художественных фильмах. Любовь к кино помогла ему получить главную роль в ленте 1976-го года «Человек, который упал на Землю». В 1980 году Боуи выступил на Бродвее в пьесе «Человек-слон», и его исполнение было положительно оценено критиками. В 1986 г. он снялся в роли Джарета в приключенческом фэнтези «Лабиринт» режиссера и продюсера Джорджа Лукаса. Актер выступал с юной Дженнифер Коннели и куклами в картине, которая стала классикой 1980-х годов. Just a Gigolo (1978), Merry Christmas, Mr. Lawrence, Hunger (1983), Linguini Incident (1991) - картины, в которых главную роль исполнял Дэвид Боуи. Фильмы, в которых он сыграл эпизодические роли - «Последнее искушение Христа» (1988) и Zoolander (2001). Кроме того, участвовал в нескольких телесериалах, а также документальных лентах о его карьере.

На спаде популярности

В течение следующего десятилетия Дэвид Боуи фильмы и музыку пытался совмещать, что негативно сказалось на его популярности. Музыкальная карьера артиста пошла на спад. Его сторонний проект с музыкантами Ривом Гэбрелсом и Тони и Хантом Сэйлсами, известными как Tin Machine, дал два одноименных альбома в 1989 и 1991 гг., которые оказались провальными. Разрекламированный сборник 1993-го года Black Тіе White Noise, который Дэвид Боуи назвал свадебным подарком для своей новой супруги супермодели Иман Абдулмаджид, также с трудом боролся за внимание меломанов.

Как ни странно, самым популярным творением Дэвида этого периода были облигации, обеспеченные роялти от его работ до 1990 года. Боуи выпустил ценные бумаги в 1997 году и заработал 55 млн долларов от их продажи. Права на песни были ему возвращены, когда срок действия облигаций истек в 2007 году.

Последние годы

В 2004 г. Боуи, выступая на сцене в Германии, перенес сердечный приступ. Он полностью выздоровел и вновь принялся за работу с группой Arcade Fire и американской актрисой Скарлетт Йоханссон над ее альбомом Anywhere І Lay Му Head (2008) - сборником кавер-версий композиций Тома Уэйтса.

Дэвид Боуи в 2006 г. был удостоен премии "Грэмми". Он не давал о себе знать в течение нескольких лет вплоть до выхода альбома 2013 года, который на следующий же день взлетел до второго места в чартах Billboard. В следующем году Боуи выпустил сборник лучших песен «Ничего не изменилось», на котором была представлена новая песня «Сью». В 2015 году он участвовал в постановке рок-мюзикла «Лазарь» с Майклом Холлом в главной роли, который освежил образ его героя из фильма «Человек, который упал на Землю».

Свой последний альбом «Блэкстар» Боуи выпустил 08.01.16, когда ему исполнилось 69 лет. Критик из «Нью-Йорк Таймс» отметил, что это «странная, дерзкая и, в конечном итоге, полезная работа с настроением, созданным горьким осознанием смертности». Лишь несколько дней спустя мир узнал, что альбом записывался в сложных условиях.

Смерть и посмертные награды

Икона поп-музыки скончался 10.01.16, через два дня после собственного 69 дня рождения. Пост на его странице в Facebook гласил, что певец тихо скончался в кругу семьи после полутора лет борьбы с раком. Без мужа и отца остались жена Дэвида Боуи Иман, его сын дочь Александрия и приемная дочь Зулеха Хейвуд. Наследие музыканта составили 26 выпущенных альбомов. Его продюсер и друг Тони Висконти написал на Facebook, что «Блэкстар» стал «прощальным подарком».

Смерть Дэвида Боуи поразила его друзей и поклонников. Игги Поп написал в «Твиттере», что дружба с ним была светом в его жизни. Он никогда не встречал такую гениальную личность. «Роллинг Стоунз» запомнили его «прекрасным и добрым человеком», который был «по-настоящему оригинальным». И даже те, кто не знал его лично, ощутили на себе влияние его творчества. Канье Уэст написал в «Твиттере»: «Дэвид Боуи был одним из моих самых важных источников вдохновения». По словам Мадонны, этот великий артист изменил ее жизнь.

В феврале 2017 года последняя работа Боуи победила в категориях «Грэмми» в номинациях «Лучшее оформление», «Лучший инжиниринг», «Лучшее рок-выступление», «Лучший альбом альтернативного рока» и «Лучшая рок-композиция».

Дэвид Боуи: биография. Семья

В конце 1960-х британский певец встретил американскую топ-модель Анджелу Барнетт. Их свадьба состоялась 19.03.70, и 30 мая 1971 г. у пары родился сын. В 1980 году они развелись. Сын Боуи сейчас известен под своим настоящим именем Данкан Джонс.

24 апреля 1992 г. в Лозанне Дэвид женился на американо-сомалийской модели Иман. Свадьба состоялась 6 июня во Флоренции. В августе 2000 года у пары появилась дочь Александрия Захра Джонс. Супруги жили в Нью-Йорке и Лондоне, и владели апартаментами в Сиднее.

10 июля 2016, ровно через 6 месяцев после смерти Девида Боуи, у него родился внук, отцом которого стал Данкан.

18 февраля - 40 дней, как не стало легендарного рокера Дэвида Боуи. В течение полувека его эпатажной карьеры все сходились во мнении: Боуи можно все, ведь он необычный - "вечно молодой", "неутомимый", "фонтанирующий". Таким он и останется, как мальчик-звезда, упавший с неба и вернувшийся обратно. 10 января Дэвид скончался в возрасте 69 лет после мужественной 18-месячной борьбы с раком. HELLO! вспоминает самые интересные моменты из жизни легенды.

За несколько дней до смерти Дэвид Боуи выпустил альбом, который журнал Rolling Stone назвал лучшим из того, что сделал музыкант со времен 70-х годов. Известный британский музыкальный критик Пол Морли сравнил Боуи с поисковой системой Google: Он был порталом, через который вы могли попасть в удивительную, иную Вселенную. Посреди привычной среды, которая во всем ограничивала, его взрывной взгляд на мир и манера доносить его через свою абсолютную индивидуальность давали понять, что все возможно.

Девять альбомов Боуи становились платиновыми, одиннадцать - золотыми, восемь - серебряными. Но все эти цифры и факты меркнут в сравнении с масштабом личности. "Я - простой смертный с задатками супермена", - сказал он как-то о себе. Можно было любить его или не любить, но нельзя было не заметить: Боуи не просто создавал музыку - он ворошил стереотипы, апеллировал к скрытому, задавал неуместные вопросы. Дэвид менял маски, а вместе с ними и личности, отрицая привязанность к одной, данной с рождения, но все равно возвращался к ней - оставляя позади шокирующие эксперименты, сомнительные пробы и наркотические низины, после которых чудом выживал. Возвращался, чтобы однажды уйти тем самым Дэвидом, которым родился, в кругу семьи, в умиротворении. Незадолго до этого он сказал:

С возрастом понимаешь, что все банальности, клише и расхожие мнения верны. Жизнь действительно очень короткая - как об этом и предупреждают с самого начала. И, кажется, в самом деле есть Бог. Потому что если все остальные утверждения верны, то почему я должен не верить и этому?

Поклонники прощаются с кумиром, Лондон, январь 2016 года

Актер от музыки

Все дело в том, что он родился таким. Чрезвычайно активным и артистичным. Еще когда ребенком попал в школьный хор в лондонском пригороде Бромли, где поселилась его семья, педагоги приходили в восторг от музыкальности и экспрессивности мальчика. Он купил пластинки Элвиса Пресли, Литла Ричарда, The Platters и других кумиров и точно понял, куда ему нужно идти. А после того как Дэвид услышал песню Элвиса Tutti Frutti, он сказал: "Я слышал голос Бога".

В этой фразе вся страсть, горячность, максимализм юного Боуи, который, смутно чувствуя собственную гениальность, умел восхищаться другими. Он интересовался современной культурой, жадно искал в ней гения и отдавал должное, когда находил. Энди Уорхол, Жан Кокто, Марсель Дюшан - он преклонялся перед современниками и тонко чувствовал талантливое новаторство не только в музыке, так как был одарен всесторонне. Однако в детстве его занимала только музыка:

Я часто сожалею, что у меня не было обычной подростковой жизни. Я не играл в футбол с ребятами, не кадрил девчонок... Хотите верьте, хотите нет, но мне не хватает этого до сих пор. В этом Дэвид признался гораздо позже. А в далеком 1962-м никто не удивился, когда 15-летний одержимый музыкой мальчик организовал собственную группу. Затем он менял в ней музыкантов, потом он сам менял группы, пока пять лет спустя, в 1967 году, не выпустил собственный альбом David Bowie. Попутно Дэвид изучал драматические искусства под началом известного мима и танцовщика Линдси Кемпа. Именно он научил музыканта работе с образами. Взяв все необходимое из комедии дель арте и пантомимы, Дэвид освоил приемы грима и законы жанров, а остальное прилагалось - бешеная энергия и внутренний непокой. Плюс ко всему - артистичность и редкий природный дар эпатажности. "Я - актер", - говорил он на пике своей славы.

Космическая Одиссея

Наверное, закономерен интерес к теме космоса у тех, кто родился и рос на заре космонавтики. У Дэвида Боуи этот интерес перерос в мироощущение и стал лейтмотивом - звезды и звездная пыль не отпускали его никогда. В 1969 году его песня Space Oddity попала в топ-5 британского хит-парада. В истории астронавта майора Тома, потерявшегося в космосе, конечно же, видели аллюзии на наркотический трип. К этому майору в своем творчестве Боуи возвращался не раз.

Вообще, умение создать персонаж выдавало в нем не только актера, но и драматурга. В 1972-м он назвал себя Зигги Стардастом, пластмассовым рок-певцом с Марса, и требовал больше не упоминать его прежнего имени. Сочинив про Зигги целую историю и посвятив ей альбом, он добился популяризации персонажа, а сам вжился в образ так, что чуть не сошел с ума, как признавался позже. Группа - а все остальные музыканты были объявлены марсианскими пауками - гастролировала в умопомрачительных для того времени костюмах. В 1976-м Боуи придумал Изможденного Белого Герцога - сумасшедшего аристократа, который исполнял песни в белой рубашке, черных брюках и жилете. Он казался почти нормальным, вот только в то время Дэвид серьезно злоупотреблял наркотиками, и тем страшнее был контраст, вложенный в Герцога изначально, - нечто страшное под элегантной маской.

Другой темой Боуи, игра с которой стала непременным атрибутом его публичной жизни, стала сексуальность. В 1970-м вышел третий по счету альбом, на обложке которого Дэвид предстал в женском платье. Для того времени это стало вызовом, а для Боуи - началом игры с андрогинностью и бисексуальностью. В том же году он заявил в интервью о том, что он гей, еще больше шокировав общественность, ведь на тот момент он уже был женат и даже имел полугодовалого сына. Инсинуации на тему сексуальной ориентации продолжались вплоть до 90-х, когда он женился во второй раз. Сам Боуи признавался, что извлек из этого немало выгоды. Люди всегда любили пикантные факты, а Боуи всегда любил манипулировать людьми: "Обожаю тактику шока. По-моему, творчество, которое не шокирует, лишено всякого смысла". Несмотря на всю эпатажность творчества, Боуи относился к нему очень серьезно. Я выпустил несколько шикарных альбомов. Я люблю их. Но я зверею, когда слышу вещи, для которых не выложился на полную катушку.

На полную катушку

История, увы, не нова: рядом с талантливым, потрясающим и прогрессивным явлением очень часто оказывается серьезная зависимость. Дэвид Боуи не был исключением в обширном ряду своих коллег. Я обходился без наркотиков до 1974-го. Не так уж и мало, да? - рассуждал он. - И самое интересное, что все те вещи, которые я делал или когда-либо пытался делать, заинтересовали меня задолго до того, как я увлекся кокаином. Так что наркотики никак не изменили мою жизнь. Хотя они мне помогли проникнуть в темные углы сознания. Однако наряду с этим он вспоминал, как был временами в одном шаге от смерти и приходилось просить о помощи. В конце 70-х он лечился от наркозависимости и преодолел ее. Путь крайностей и порока был намеренно выбранной им стезей и оставался таковой еще долго. Наркотики, беспорядочная жизнь, безответственность - на все это он шел сознательно: Я жаждал попробовать все - от опиума до чего угодно, и, мне кажется, я переделал в жизни все возможное. Я бросался в какие угодно дебри всего лишь ради эксперимента и бравады, просто чтобы посмотреть, что случится, но в конечном счете это все был не я настоящий.

Он настоящий

Не хочется впадать в лирику, рассказывая о силе любви и многовековых ценностей. Но тем не менее качественно новый и в чем-то спасительный этап в жизни Дэвида Боуи начался после вступления во второй брак. Первый у музыканта случился в 1970-м, и можно представить, насколько невероятно было вообще сохранить его даже десять лет - столько продлился союз с Анджелой Барнетт, в результате которого родился сын Зоуи.

Дэвид Боуи с первой женой Анджелой Барнетт

Второй раз Дэвид женился в 1992-м на сомалийской модели Иман. Они познакомились в 1990-м, в правильный момент, как отмечал позже музыкант: Я только начинал находить свою жизнь по-настоящему приятной и очень хотел разделить с кем-то это чувство, а еще хотелось, чтобы это был всего лишь один человек. Между ними моментально возникла ясность и взаимность, как бывает только при судьбоносных встречах. Боуи признавался, что имена для детей выбрал уже в первый вечер. Это было делом одной ночи - все понять, - вспоминал Боуи. - Мы просто решили, что стоит подождать пару лет, чтобы убедиться, что мы не ошибаемся.

Через пару лет они поженились в Швейцарии и уже не расставались. В 2000-м Иман родила дочь Александрию Захру. Иман было 45, а Дэвиду - 53. Неудивительно, что малышка стала любимицей родителей. Музыкант признавался, что без ума от простых родительских радостей типа чтения сказки на ночь, прогулки с дочерью за руку. Нет, он не стал сентиментальным пенсионером, променявшим сцену на камин и тапочки, - он продолжал выступать, записывать новую музыку, сниматься в кино, участвовать в музыкальных проектах; просто он открыл источник счастья и даже вдохновения. Например, Боуи создал радиостанцию для детей, плей-лист для которой составлял сам.

Кликните на фото для просмотра галереи Дэвид Боуи со второй женой Иман

Не так давно Дэвид Боуи заявил, что считает себя в полной мере счастливым человеком. Он сделал все, что хотел, в музыке, обрел семью, принял мир и полюбил его таким, какой он есть. А еще оставил после себя жизнь, прожитую ярко, талантливо и смело. А сам наверняка отправился в космос. Куда еще мог уйти Зигги Стардаст?