Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер. Циклоидный (циклотимный) тип

Мы воспринимаем людей по-разному. И на первый взгляд невозможно определить характер человека, особенно если он переменчив. Каждый индивид уникален, имеет свой нрав. Сегодня мы будем говорить о циклоидном типе личности, лабильном и многом другом.

Сначала об акцентуациях

Классификации акцентуаций характера были представлены А. Е. Личко и К. Леонгардом. Типология первого состояла из 11 типов личности, каждому из которых присущи особые проявления, наблюдаемые в подростковом возрасте. Он также выделял и виды:

  • Явная акцентуация. Это когда черты характера человека выражены на протяжении всей жизни.
  • И скрытая. Острые характеристики проявляются в трудных условиях и ситуациях.

Леонгард выделял 12 видов, некоторые из них совпадают с классификацией Личко. Разделял на следующие группы:

  • Эмоциональность.
  • Характер.
  • Личностный уровень.

Занимался изучением типологии характеров взрослых.

Причины возникновения акцентуаций

Акцентуированный нрав формируется и развивается под воздействием многих факторов. К ним можно отнести недостаток в общении со сверстниками и родителями. Основная причина - наследственность. На появление острых черт влияет окружение (семья и друзья), неверный стиль воспитания (чрезмерная опека или недостаток внимания, любви и заботы). Все это становится причиной К акцентуации также могут привести низкая самооценка, неудовлетворенность потребностями, физические недостатки и психологические заболевания. А теперь приступим к обсуждению циклоидного типа личности.

Узнаем, кто такие циклотимики

Это люди, настроение которых меняется очень часто, независимо от внешних факторов. Циклоидный тип личности - акцентуация характера, при которой эмоционально состояние человека меняется резко и беспричинно. Внезапно эйфория может смениться грустью. Причем сам циклотимик не знает, отчего это происходит. Поговорим о циклоидном

Особенности характера

Уже в раннем детстве таких людей можно узнать по присущей им гипертимности. Они активны, слишком самостоятельны, стремятся быть лидерами, трудолюбивы, доброжелательны, дружелюбны, что подкупает собеседника с первой минуты общения. Очень болтливы, но при этом чрезмерно обаятельны. Благодаря эмоциональности и жестикуляции могут даже самую простую историю преподнести красочно и сочно, добавив юморную изюминку.

Легко адаптируются в новом кругу, поэтому без труда социализируются. Быстро находят общий язык с окружающими. Но есть и некоторые минусы, конечно же:

  • Неустойчивость характера.
  • Непостоянство. Часто меняют хобби, интересы.
  • Неразборчивость, к примеру в выборе друзей, почему и попадают в плохие компании.

Разобраться в душевном состоянии трудно и самим обладателям циклоидного типа, не то что окружающим.

Развитие циклотимиков

Предугадать или оказать воздействие на развитие акцентуации характера циклоидного типа личности в раннем детстве практически невозможно. Поведение и эмоциональность хоть и могут нуждаться в корректировке, но не выходят за границы общепринятых норм и правил в социуме. Индивид может самостоятельно контролировать их и исправлять.

Циклоидный тип личности, как и другие, формируется и развивается под воздействием многих внешних факторов, таких как:

  • Генетическая предрасположенность.
  • Воспитание и другие.

Циклотимики начинают демонстрировать свой характер уже в детстве, в подростковом же возрасте он становится более явным. Это быстрая смена настроения, к примеру с депрессии на эйфорию.

Подробнее о подростковом возрасте

Именно в этот период у детей возникает первый крупный фрагмент пониженного настроения. У девочек, к примеру, этот феномен может совпасть с наступлением менструации. Появляется раздражительность, пропадает интерес к учебе, играм и общению со сверстниками, наступает быстрая утомляемость.

В период спада настроения к подросткам нельзя лезть с расспросами, так как могут ответить грубо. Им это и самим не по нраву, так как ранее были совсем другими и находили общий язык с родителями.

Причины развития

Четко не обозначены, но есть ряд факторов, которые могут усугубить развитие циклоидного типа личности и привести к психологическим патологиям. Рассмотрим их:

  • Это родственников.
  • Повреждение головного мозга (травма) и инфекции, сопровождающиеся повышенной температурой и интоксикацией.
  • Применение токсичных веществ.

И, конечно же, опасный момент, когда одновременно с фазой плохого настроения совпадает психологическая травмирующая ситуация или обстоятельство. Это только больше усугубляет удрученное состояние, что может привести к попытке суицида.

Поговорим о лабильно-циклоидном типе личности

В подростковом возрасте может наблюдаться два вида акцентуации:

  1. Типичные.
  2. И лабильные циклоиды.

Типичные, как правило, в детстве ничем не отличаются от обычных детей, скорее даже походят на гипертимов. В подростковом возрасте возникает начальная субдепрессивная фаза. Отмечается склонность к апатии и раздражительности. Ощущается вялость и слабость. В этот период подростки особо уязвимы, нарекания со стороны родителей и окружающих, неудачи могут привести к глубокой депрессии, психологической травме и даже суицидальным попыткам. У типичных циклоидов фазы длятся от 2 до 3 недель.

У лабильных циклоидов фазы значительно короче - до нескольких дней. Более того, в период спада настроения у них отмечается не вялость, не утрата сил и неудовлетворенность, а скорее легкая грусть. И в отличие от лабильного типа, из-за незначительных событий настроение резко не меняется.

Подростковые поведенческие реакции обоих типов умеренно выраженные. Прослеживается нестойкость в увлечениях. Поскольку самооценка формируется постепенно, из-за недостатка опыта она еще неточна.

В детстве такие индивиды, как правило, не выделяются среди других. Лишь у единиц прослеживаются невротические реакции. Главная особенность - крайняя переменчивость эмоционального состояния. Если настроение меняется чрезвычайно круто, а причиной тому - повод совсем незначительный, налицо формирование лабильного типа личности. При этом эмоциональное состояние будет сопровождаться глубокими переживаниями, плохим аппетитом и сном, желанием побыть в одиночестве или же, наоборот, устремиться в шумную компанию и так далее.

Для представителей данного типа личности характерны чувственность, верная дружба. Они способны на искреннюю привязанность к родным людям, если последние отвечают взаимностью (любовью и заботой), даже несмотря на часто повторяющиеся мелкие ссоры.

Лабильным подросткам нравится похвала, различные знаки внимания, поощрение. А вот порицание, критику, осуждение они переносят тяжело, глубоко переживая, что приводит к унынию. Подростки данного типа личности знакомы с особенностями своего характера, знают, что относятся к «людям настроения», от последнего все и зависит. Предлагают окружающим воспринимать их такими, какие они есть.

Поговорим о гипертимном типе

Гипертимный тип акцентуации характеризуется активной жизненной позицией, повышенным настроением, жаждой общения. С детства гипертимы самостоятельны, легко адаптируются в новом окружении. Очень общительны, даже болтливы, озорны, склонны к шалостям и хулиганству. Они стремятся к лидерству, неутомимы, способны оказывать на окружающих благоприятное впечатление. Не любят одиночества и никогда не доводят до конца масштабные дела.

Не выносят однообразия, монотонного труда, безделья. Легко меняют увлечения, хобби, обожают риск. Неудачи могут негативно повлиять на гипертимов, но ненадолго. Они легко восстанавливаются и возвращаются в свое привычное эмоциональное состояние. Без труда могут извиниться.

Гипертимно-циклоидный тип может встречаться только в детстве, когда наблюдается поверхностная активность, общительность и приподнятое настроение. В их жизни возможны как ошеломляющие взлеты, так и резкие падения. Но они всегда находят выход из ситуации, хотя ненадежны в партнерском бизнесе.

Итак, в нашей статье мы узнали о циклоидном типе личности, особенностях характера и поведения, а также рассмотрели лабильный и гипертимный типы.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Циклоидный или циклотимный тип личности – это такие особенности реагирования и поведения, которые заключаются в волнообразной смене настроения и соответствующего способа поведения. Превалирующее приподнятое настроение с высокой степенью общительности и общественно-полезной деятельности неожиданно и необъяснимо для самого циклотима сменяется приступами хандры, грусти и подавленности, а затем может меняться на период суперактивности и сверхдеятельности.

Циклоидная акцентуация характеризуется наличием двух обязательных фаз. Фаза активности, бодрости и энергии называется периодом гипертимности. Она сменяется субдепрессией, в период которой наблюдаются:

Эта фаза может иметь разные степени выраженности. Однако она обычно кратковременна и не длится более двух недель.

Впервые циклоидный тип характера был описан Кречмером в далёком 1921 году, а затем упоминался в исследованиях по психиатрии П.Ганнушкина 1933 года. Наряду с конституционально-депрессивной, гипертимной и эмотивно-лабильной, он рассматривал ещё и циклоидную психопатию. Однако, описываемые случаи скорее являлись лёгкими формами маниакально-депрессивного психоза.

В настоящее время многими психиатрами ставится под сомнение сама возможность постановки такого диагноза. Другие же отстаивают право на такую формулировку, работая с пациентами, страдающими эндогенными психозами. Тем не менее, в МКБ-10 понятия «циклоидного расстройства личности» как диагноза не существует, а подобные перепады относят именно к «расстройствам настроения», а не самой личности. В быту же циклоидным расстройством скорее называют более ярко выраженные проявления циклотимной акцентуации.

Однако, чаще всего описываются случаи, где изменения упомянутого эмоционального фона «скачкообразно» или «периодами», тем не менее никогда не доходит до психотического уровня. И тогда уместно говорить о циклоидном типе акцентуации характера личности.

По мнению А.Личко, существует две вариации циклоидной акцентуации у подростков – типичные циклоиды и лабильные циклотимы.

Особенности поведения и реагирования

Типичные циклоиды сперва ничем не проявляют особенности своего поведения и реагирования. Дети, как правило, бойкие, активные, увлекающиеся и общительные. С наступлением подросткового кризиса, в период активного полового созревания или сразу после него, к 16-19 годам, фиксируется первый случай субдепрессии.

У девочек первый случай «упадка» может быть связан с менархе (первыми месячными) и фиксироваться гораздо раньше – уже с тринадцати лет. Он часто сопровождается и объективными для данной ситуации жалобами: болями, головокружением. Но остальные симптомы сходны, и основные проявления связаны с:

Именно последний пункт и заставляет родителей, по своей инициативе или по направлению врачей, обращаться к психиатру. Часто сразу после суицидальных попыток, подросток попадает в психиатрическое отделение.

Важно отметить, что такие пациенты имеют тенденцию к «резкому выздоравливанию» после описываемых выше попыток. В лечебном учреждении они начинают резко «чувствовать себя лучше» без использования антидепрессантов, критически относятся к своим действиям и поведению за последний период.

Наиболее часто встречающийся в научной литературе и своего рода классический случай с подростком шестнадцати лет. Попал в поле зрения психиатров после суицидальной попытки. До этого отмечалась «неожиданно возникшая какая-то хандра». Всё стало «валится с рук», появились плохие отметки, учёба перестала интересовать.

Так же неохотно проходили тренировки, «спустя рукава». Пропал интерес к научной работе и общественной деятельности. Изменились вкусовые пристрастия, и пропал аппетит. Общее состояние стало подавленным и пессимистичным, часто пытался доказывать отцу, что в жизни отсутствует справедливость. Факты злоупотребления алкоголем или иными психотропными препаратами были исключены. Конкретных случаев неудач в интимных или сексуальных контактах, которые могли спровоцировать подобное состояние, не было.

После «проработке в школе» и конфликта с родителями, почувствовал свою «духовную нищету» и «неполноценность» и предпринял попытку медикаментозного суицида, который был признан истинным недемонстративным покушением на фоне острой аффективной реакции.

После оказания реанимационных мероприятий, настроение пациента резко улучшилось без применения антидепрессантов, свои действия оценивал критически, скучал по родным, друзьям и учёбе. При оценке психологом и психиатром был диагностирован циклоидный (циклотимный) тип личности.

Затем наблюдался два года, отмечая «плохие периоды хандры» каждые один-два месяца, продолжительностью от одной до двух недель. Однако, осведомлённость помогала справляться с ними с минимальным риском для здоровья и общественных контактов. К девятнадцати годам фазы сгладились и перестали беспокоить.

Но, справедливости ради, можно сказать, что проявление фаз типичных циклоидов не всегда настораживает в период субдепрессии. Иногда беспокойство у родителей вызывает ярко выраженная гипертимия.

Так фаза подавленности у девушки 14 лет совпадала с периодами менструальных кровотечений, дополнялась жалобами физических недомоганий и болей и списывалась родителями на этот факт. Однако, она не сменялась обычным состоянием, а переходила в гипертимную полосу поведения. И если неимоверный подъём настроения и стремление наверстать упущенное в учёбе только радовали домочадцев, то несвойственные ранее рискованные поступки, «странные и необдуманные знакомства» и непривычное, смелое, часто злое «подшучивание» над взрослыми удивило их и заставило обратиться сначала к школьному психологу, а затем – к психотерапевту.

Также было выявлено, что в этой фазе девушка говорила про невозможность оставаться в одиночестве и скуке, которая вызывала предсказуемая и размеренная жизнь. Призналась, что в эти периоды подумывала «посмотреть мир» и «отправится в путешествие автостопом». Однако, «через неделю не решилась». Именно эти дополнения натолкнули на мысль диагностировать, а затем и подтвердить циклоидный (циклотимный) тип личности.

Как можно видеть из данного примера, важно работать с клиентами не только в стадии «всё плохо», но и в стадии «весь мир у наших ног». Ведь, в описываемом случае, автостоп для девочки-подростка может быть чреват не менее печальными последствиями, чем попытки суицида в фазе депрессии.

Обращение к психологу

Стоит так же обратить внимание, что, по мнению Ю. Строгова, С. Озерецковского и многих других авторов, общее утомление, различные заболевания и астенизация усугубляют протекание субдепрессивной фазы, делают её более ярко выраженной. Поэтому, часто первые случаи обращения к психологу происходят на фоне истощающих событий: поступление или учёбе на первых курсах института, активного физиологического роста подростка, повторяющихся непсихиатрических заболеваний или хронических обострений и многое другое, включая изменение периодов сна и бодрствования, вызванных компьютерной зависимостью или работой в ночное время.

Что касается лабильных циклоидов, то фазы здесь гораздо короче и могут чаще меняться. Пара «отличных дней» сменяется несколькими «отвратительными», которые характеризуются скорее дурным настроением, чем общим подавленным состоянием и упадком сил. Хотя ощущение вялости и того, что «всё валится из рук» могут присутствовать.

В принципе, поведение лабильных циклоидов часто остаётся не диагностируемым и незамеченным именно из-за кратковременности фаз. Даже на приёме у психолога, на первый план начинают выходить объективные причины, которые могли бы спровоцировать подобные ощущения. А так как фаза «хандры» проходит быстро, то кажется, что именно установление причины и приводит к её завершению. Диагноз же ставится редко и чаще всего так же после суицидальной попытки.

Как мы видим, лишь суициды, как правило, заставляют обратиться к специалистам людям с подобной акцентуацией характера. Циклоидный (циклотимный) тип личности, тем не менее, по разным оценкам, наблюдается у 5% подростков и более 10% взрослых.

С возрастом, гипертимы могут проявлять признаки депрессивных периодов, трансформируясь в циклотимов. А ведь именно в период необъяснимых приступов «разбитости» и «когда всё не так» важнее всего обратится к психологу или психиатру. Более того, не исключена возможность не только оказания непосредственной помощи, но и коррекции сопутствующих моментов: режима жизнедеятельности, полноценного отдыха. И чем быстрее циклотим осознает особенности своего типа, тем меньше будет доведенных до конца суицидов.

Люди, относящиеся к циклотимному, или циклоидному, типу личности , отличаются волнообразной сменой настроения и поведения . Радостное событие пробуждает у них жажду деятельности, рождает яркие эмоции, порождает словоохотливость. Что-то печальное приводит к грусти и подавленности, к замедлению реакции и заторможенности, к вялости и безынициативности. Словом, они превращаются из гипертима в гипотима и обратно . Возбуждение и торможение меняются многократно, или волнами определенной частоты (пока есть энергия они гипертимы, когда энергии становится меньше — гипотимы), или реакцией на некие внешние события.

Циклоидный тип: гипертим и гипотим в одном человеке

Колебания между этими двумя противоположными состояниями способны сильно изменять личность представителя циклоидного типа: в состоянии подъема такие люди тянутся к компаниям, ищут общения, считают себя на коне, их самооценка, как правило, высока. В состоянии подавленности , напротив, стремятся уединиться, склоны недооценивать себя и свои достижения. Работают и учатся циклоиды неровно — по настроению и вдохновению.

Порой у циклоидов можно наблюдать наличие двух различных по типу состояний одновременно , проявляющихся в разных пропорциях, с преобладанием одного типа. В состоянии возбуждения они могут грустить, а в состоянии депрессии не терять чувство юмора. В заключение заметим, что часто меняющиеся состояния утомляют человека, а также его окружение.

Шизойдный тип

В детстве шизоидный акцентуант аутичен, он сидит один, играет один, он неразговорчив, непонят, неопрятен и задумчив, предпочитает держаться среди взрослых, иногда подолгу молчит, случая их беседы. Не тянется к сверстникам, избегает шумных забав. К этому иногда добавляется какая-то холодность и недетская сдержанность.

Дети с шизоидной акцентуацией не эмоциональные, сдержаны в проявлении чувств. Подростковый возраст переживают очень тяжело. При сохранении акцентуации после подросткового возраста сохраняются все вышеописанные характеристики.

Они замкнуты, отгорожены. Проникнуть в их внутренний мир крайне сложно. Внутренняя жизнь “Я” может быть причудливой, дисгармоничной, парадоксальной. Возможна определенная вычурность, неестественность.
Склонны к отвлеченности, к отлету от реальности, к мистификации, к религиозным обрядам, сектантству, чудачеству и своеобразию. Плохо понимают простые, конкретные, естественные свойства (как людей, так и объектов).

Часто это яркие индивидуалисты - при определенных задатках могут достичь высоких результатов. Часто это люди искусства: художники, поэты. Люди предпочитающие свободный, творческий стиль, тяготеющие к новому, неизвестному. Имеют склонность к теософии, психологии, психиатрии. Нередко строят абстрактные картины мира, тяготеют к схемам и системам, любят заниматься методологией. В голове оригинальные системы со своим странным порядком – вокруг же, как правило, беспорядок.
Не терпят формальностей, рамок, ощущают потребность в свободе субъективного выбора. Бурно реагируют на попытку вторгнуться в мир их интересов, фантазий, увлечений.

Таким людям свойственна неконтактность, но эта неконтактность может носить разный характер:

1) Неконтактны, эмоционально холодны, необщительны. И их это удовлетворяет.

2) Неконтактны и они переживают, что они такие. Они осознают свою неуспешность в плане межличностных отношений. Общаться им действительно тяжело, тем более что им свойственна неспособность к сопереживанию. Страдая от одиночества, они все больше уходят в себя.

Могут стать наркоманами, токсикоманами, так как они живут фантазиями и нуждаются в них из-за невозможности реализовать себя в нормальной сфере.

К окружающим шизоид не требователен, и с ним легко, если дать ему возможность заниматься своим делом. В своих увлечениях и привязанностях устойчив. Но подключить его к другому делу так, чтобы он занимался им активно – весьма затруднительно. К деньгам не тянется, вообще земные заботы его волнуют мало.

В жизни такие люди как правило очень непрактичны, рассеяны, трудно адаптируются в быту. Обладают расплывчатым мышлением, иногда возникают трудности в обобщении. Часто выстраивают образ по маленькому незначительному признаку. Неординарность мышления, оригинальность высказываний, независимость взглядов, склонность к абстракции.

Шизоидным акцентуантам более других нужен актерский тренинг и развитие сценического чувства и воображения. Необходимо найти для них возможность заняться в драмстудии или кружке художественного слова, пантомимы – там, где будет развиваться их душевная и физическая выразительность.

Постараться дать им возможность быть в центре – выполнять роль массовика затейника, даже несмотря на то, что у них возникнет вполне естественное сопротивление. Надо сделать это ненавязчиво, незаметно вовлечь их, передать им инициативу.

Стоит побуждать их говорить громче, следить за образностью, яркостью речи. Но это не должно быть прямым грубым внушением, побуждение должно идти ненавязчиво и мягко

Следует научить таких личностей следить за своей одеждой – соответствует ли она направлениям моды, научить оценивать, как смотрится их внешний вид со стороны.

Во время групповых тренингов научите их играть холерика – реагировать на все живо и импульсивно.

Гипертимный тип

С детства такие люди очень энергичны, самостоятельны, беззаботно общительны и болтливы. Это – озорники, склонные к шалостям, таким как мелкие хулиганства, нарушение дисциплины в школе. Они склонны к риску, авантюре – это их стихия. В частности, они склонны к азартным играм, в которые они будут играть до последнего – они из тех, кому нужно всё или ничего. Очень жизнерадостны, остроумны, вообще напрочь лишены застенчивости. Благодаря своей приветливости и контактности легко знакомятся, легко входят в любую подростковую компанию, любят лидировать. Стремление к лидерству (чаще - неформальному) делает гипертимиков заводилами шумных компаний, инициаторами масштабных начинаний, которые редко доводятся до конца. На окружающих они могут производить самое благоприятное впечатление. Активны, малоутомляемы. Не приемлют одиночества.

Умеют найти выход из любой ситуации. Попадая в сомнительные компании, умеют не опускаться на дно. Однако при резко выраженном заострении акцентуации симптоматика этой группы включает и характерные отрицательные черты: попадая во власть своих влечений, такие дети могут вливаться в асоциальные компании, нахождение в которых нередко влечет за собой раннюю алкоголизацию, употребление наркотических средств, делинквентное поведение (часто делают что-то просто за компанию, не думая о последствиях).

Неудачи способны вызвать у гипертимиков аффективную реакцию, но ненадолго. Они быстро отходят и возвращаются к своему обычному жизнерадостному состоянию. Легко извиняются.

В жизни гипертимиков возможны блестящие взлеты (хотя в деловых вопросах эти люди крайне ненадежны) и резкие падения, которые, впрочем, легко переносятся; гипертимики остаются находчивыми и изобретательными в любых затруднительных положениях. Их деятельная направленность может иметь и асоциальные проявления (аферы, мошенничество и пр.).

Посоветуйте гипертимику завести тетрадку для работы над собой.

В тетради в первую очередь нужно написать все ближайшие и отдаленные планы, после чего и там и там половину вычеркнуть - забыть. Лучше наметить мало, чем наметить много и не выполнить.

Пусть он сам придумает себе «наказание» за каждое недоведенное до конца дело и невыполненное обещание. Сильно себя наказывать он все равно не станет, но научится фиксировать и контролировать свою недисциплинированность.

Порекомендуйте ему спрашивать себя (лучше в письменном виде все в той же тетради) – «Что негативного для окружающих во мне еще осталось?», «Что мне надо сделать, чтобы эти качества не мешали мне и другим людям?»

Гипертимика обязательно надо призывать поддерживать порядок вокруг себя – в комнате, в сумке, на столе – тогда порядок в его душе наступит намного скорее.

Истероидный тип

В этом личностном типе два основных «ядра»: это артистизм, легкость вживания в любую роль (с одной стороны) и желание выделится, обратить на себя внимание (с другой стороны). Часто встречается у девушек-подростков.

Такой тип виден с детства: вот ребенок в центре комнаты декларирует стихи – с сочной и точной интонацией, вживаясь в образ – и ловит восхищение. Потом, когда все сели за стол и о нём все забыли, он снова пробует обратить на себя внимание. Если это не получается – он крутится под ногами снова и снова, кончая тем, что опрокидывает на себя скатерть. Его ругают, наказывают, он закатывает истерику – но все в порядке – свою долю внимания он получил.

Может стать лидером, если им увлеклись и ему поверили, но ненадолго, потому что легко трусит и предает. Когда его раскусили, он говорит, что разочаровался в этой компании, и отправляется на поиски новых зрителей. Так с легкостью меняет и привязанности, и работу.

Внутри хорошо защищен. Если его подруга танцует с другим, он легко это обесценит в душе: «Меня не оценила, ну и зря, пойду другую найду». Ему важны не люди, а их внимание.

Характерны самооплакивания, бегство в болезнь или в экстравагантность. Они нередко увлекаются хиппи, йогой и всем, что модно. Но и в этих областях они больше врут, выдумывают, чем делают.
Отношения с родителями двойственны: могут быть побеги из дому, громогласные требования свободы, самостоятельности, шумные конфликты – но по сути дела истероид далеко не убежит. Он к родителям привязан, но не заботой и благодарностью, а эгоизмом – ведь тут его материальная и эмоциональная кормушка, его тут всегда пригреют, подпитают вниманием и заботой.

Глубокие чувства им не свойственны – все для них лишь театрализованная игра.

Алкоголизация не характерна, хотя в компании может пить, – они мало пьют, но много хвастают и разыгрывают опьянение.
Наркотики, токсины могут однажды попробовать, а разговаривать о них будут потом долго.

Слабым звеном является уязвленное самолюбие, крах надежд на престижное место, развенчанная исключительность.

Тип восприятия, переработки и воспроизведения – наглядно-образный, чувственный, художественный.

Защитные механизмы – 1) вытеснение из сознания негативной информации, 2) уход в болезнь.

Таким людям необходимо играть во флегматика, практиковать тихий голос, медленные движения

Научите их репортажному изложению – без пауз, мимики, без игры интонаций.

Дайте им такое задание: пусть они сделают хорошее дело и никому об этом не скажут. Это задание истероидами встречается особым одобрением. Для них это – очередная игра, но игра полезная.

Предложите им выдать свою идею за чужую. Интересна реакция истероидов на это задание. Обычно она очень схожая – вначале он надолго задумывается, а потом с тяжелым вздохом заявляет: «Это тяжело».

Пусть поможет другому оказаться в центре внимания и порадуется за него.

Пусть учатся любить себя: дарят себе столько тепла и заботы, чтобы не было такой острой нужны во внимании и заботе других.

Циклоидный (циклотимный) тип

У людей с циклоидным типом наблюдается периодичность противоположных состояний. Многократная “волнообразная” смена “возбуждения” и “торможения”. При этом даже при нарастании эти два процесса имеют примесь своей противоположности.
Так, например, может наблюдаться грусть при возбуждении.

В детстве напоминают гипертимиков (поверхностно-активные–общительность, активность, повышенное настроение), а в подростковом возрасте в тяжелой ситуации наступает первая субдепрессивная фаза.
Здесь следует отметить, что не стоит путать депрессию с субдепрессией. Разница заключается в том, что депрессия - это болезненное состояние, а субдепрессия – нет.

Человек не может собраться с мыслями, наступают расстройства сна, наблюдается дневная сонливость. Остро переживаются неудачи, но не в виде конфликтного выхода, а по отношению к себе. На замечания и упреки нередко отвечают раздраженно, порой грубо и гневно, а в глубине души, впадают в большее уныние.

Мышление соответствует той или иной фазе (по динамике протекания мыслительных операций). Чаще всего они достаточно легко усваивают материал.

Если травмирующая ситуация продолжается долго, она провоцирует проявление явной акцентуации, что приводит к тому, что субдепрессивная фаза удлиняется. В это время человек чувствителен к обидам, оценкам, обвинениям, неудачам и прочим средовым воздействиям.
Основная проблема: в субдепрессивной фазе может происходить непрерывный эмоциональный срыв вплоть до суицида.
При терпеливом понимающем отношении близких резкость фаз рано или поздно сглаживается.

В субдепрессивной фазе необходимо поддерживать человека мягкими советами, быть с ним осторожным, предельно тактичным.

Ни в коем случае нельзя допускать грубость, так как циклотимик может дать острую эмоциональную реакцию.

Психастенический тип

Эти люди не очень общительны, застенчивы, характерны страхи. Им свойственна нерешительность, недоверие к себе, поиск помощи или совета у других. Желая что-то сделать, такой человек сомневается, правильно ли это. Решив что-то сделать, – делает немедленно, и нерешительность начинает сочетаться с нетерпеливостью. Начатое дело доводят до конца (хотя у них есть “граница вхождения”, до которой они еще могут повернуть назад). Когда дело закончено, снова начинает волноваться, насколько хорошо он справился.

В сложной экстремальной ситуации отличаются своеобразной реакцей – ко всеобщему удивлению они могут найти быстрое решение и проявить полное бесстрашие (чем резко отличаются от истероидов).
Такой тип часто развивается вследствии специфического воспитания (очень высокие требования и ожидания, накладываемые родителями - как правило авторитарными). Психастеник больше всего на свете боится не оправдать возложенных на него надежд. Обычно привязаны к родителям и способны на глубокие чувства. Боятся за близких, боятся смерти, аварий. Сензитивы (о них пойдет речь ниже) очень глубоко все переживают, а психастеники еще и реально смотрят на вещи и постоянно анализируют ситуацию. Такой человек может создавать проблему там, где обычно у других людей она не возникает. Характерны тревожные размышления (при анализе ситуаций).

При работе моделируйте самые страшные ситуации, пусть психастеник их мысленно проиграет, примет их и начнет искать возможные решения.

Научите психастеника конструктивному отношению к проблемам: «Это случилось. Что теперь делать?»

Пусть нарушат какой-либо установленный порядок и удостоверятся, что ничего страшного не произошло.

Порекомендуйте делать зарядку для лица. У психастеника всё время напряжен лоб, а рот изображает печаль. Пусть научаться расслаблять лоб, изображать разные позитивные эмоциональные состояния - радость, заинтересованность, уверенность, приятное удивление. Очень полезен тренинг актерского мастерства, примерка героических отважных ролей - Необходимо развивать реактивность и импульсивность. - Обязательно должна быть донесена мысль, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, и что без ошибок трудно накопить жизненый опыт. - Психастеника надо подталкивать к выражению собственного мнения без оглядки на родительскую тень и их осуждающую оценку. Надо донести до такого человека его право на свободу мыслей и мнений.

Лабильный тип

Человек настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих перемен часто бывают ничтожными и незаметными для окружающих (нелестно сказанное слово, дождь некстати, оторванная пуговица – такие мелочи могут моментально вызвать плохое настроение, тогда как приятная беседа, новая вещь, интересная идея – могут его поднять).
Такие люди то весьма деятельны и болтливы, то медлительны и скупы на слова.

Великолепно интуитивно чувствует окружающих, особенно их отношение к нему, и мгновенно и искренне реагирует.
Возможна склонность к алкоголизму.

Действительные утраты и серьезные неприятности переносит очень тяжело – возможны срывы и депрессии

Необходимо научить такого человека принимать себя – понять, что в нем живет хрупкий ребенок – тонкий розовый цветок. Этого ребенка в себе нужно понимать, защищать и вразумлять.

Необходимы занятия аутотренингом.

Надо научиться различать в себе духовное (разумное) и эмоциональное существо, почаще отождествляясь с первым, научится воспитывать в себе рациональность и аналитичность: причина – последствия. Эмоциональное в себе надо любить, но относится к нему несколько отстраненно.

Полезно завести дневник, в котором всякий раз отмечать, когда произошла перемена настроения, и из-за чего это произошло. Вечером записи просматривать и анализировать. При этом анализе можно представить, что это поступки и реакции другого человека. Как тогда меняется отношение к этим действиям? Это также полезно фиксировать в дневнике и размышлять об этом.

Не стоит бороться со стихиями эмоций, но ими нужно научиться управлять – 3 минуты в день смеяться без повода, входить в разные роли с разными эмоциональными состояниями – это поможет проследить механизм возникновения той или иной эмоции.

Сенситивный тип

С детства такой человек не очень общителен, застенчив, тревожен, характерны страхи (пауков, собак, темноты, одиночества), сверхчувствительность. Склонность к истощаемости (астенические черты). Они впечатлительны, отзывчивы на любую внешнюю оценку, глубоко переживают неудачу и неуспех, застревая на своих переживаниях. Общаясь с ними, нельзя допускать грубостей, оскорблений, обвинений, особенно ложных. В детстве отличаются очень быстро развивающейся нравственностью (повышенное чувство долга, ответственность, сверхконтроль). У взрослых - очень высокие моральные требования к себе. Очень глубокий и ранимый тип. Отличаются неуверенностью в себе и повышенной совестливостью.

Наблюдается склонность к слезливости, обычно при слишком резких замечаниях. Люди этого типа очень боятся грубости окружающих. Возможны гиперкомпенсации, выражающиеся излишней старательностью, которая их изматывает. В целом склонны работать, как положено, следуя инструциям.
В ситуации неуспеха может развиться чувство собственной недостаточности, неполноценности. Если влюбляются, то порой это оканчивается грустно. Представители этого типа предпочитают не говорить о своей любви, часто считая, что он недостойны своего избранника.

Следует быть крайне осторожными и тактичными с людьми этого типа.

Необходима работа с самооценкой, с выявлением страхов, а также глубокая работа с пересмотром и переосмыслением системы ценностей, так как слишком завышенные невозможные требования к себе могут вызывать невроз


Похожая информация.